Рязанская область / Велотуризм | Спортивный туризм

В поисках интересного к востоку от Москвы

2 - 8 мая 2013 г.
Очень хотелось посмотреть Кадом и Кадомский Вениз.
Сасово - Кадом - Кочемирово - Дивеево - Выкса - Муром - Мкромцево

Велопутешествие в поисках интересного к востоку от Москвы

Пзнавательное путешествие по городам России. Около 383,5 км. Сасово - Кадом - Кочемирово - Дивеево - Выкса - Муром - Муромцево.

Набор высоты около 1800 метров.

Давно хотела в Кадом (это где-то на краю Рязанской области 54°34′00″ с. ш. 42°28′00″ в. д.). В этом сезоне подумала, хватит хотеть, пора ехать.

Посмотрев на карту, поворот на Москву нашла только в Муроме -  мост через Оку, ближе только паромы или пантонные мосты. А какие паромы или пантонные мосты весной в разлив? Вот, и я подумала - никакие. Смущала дорога от Мурома до Владимира. Но, послушав рассказов, мы там с детьми в прошлом году на велосипедах проезжали, и рассказ опытного путешественника, который тоже в прошлом году там на велосипедах очень хорошо проехал по р72, решила рискнуть. За одно по дороге посмотрим/поищем интересное, подумала.

К началу путешествия подобрался душевный народ.

Восемь негритят в Девон ушли потом.
Один не возвратился, остались всемером...

1-е мая. Заброска. Заброска-выброска два трудных дня в путешествии.

Наш поезд стартовал в 22:45 с Казанского вокзала. При посадки в поезд не досчитались Сереги, дозвониться до него не смогли, телефон был выключен. Человек взрослый, а я поволновалась. Позже, он дал знать, что заболел болезнью несовместимой с передвижением на велосипеде.

Ехать до Сасово 6 часов. Мы даже поспать успели.

…Семь негритят дрова рубили вместе,…

2-е мая. Поезд прибыл в Сасово по расписанию. Стоянка 8 минут, более, чем достаточно. Достаточно, чтобы выгрузиться и даже собраться.

Некоторое время ждали Сашу водителя с машиной. В ночь попал в пробку под Луховицами. Разница между нашим прибытием и его составила минут 40.

Радость встречи была приятна. Так как нас на велосипедах было всего четверо, и вещей у нас оказалось не так много, все вещи поместились в легковую машину, даже багажник ставить не пришлось.

Ранним сасовским утром мы поехали в сторону Кадома искать интересное. Пересекли реку Цну, немного отъехав от населенки, встретили источник, сразу за Першей.  Устроили себе второй завтрак в весеннем лесу.

Дальше дорога вела нас по родным просторам. Меня не покидало ощущение, что все время чего-то не хватает в пейзаже. Вдруг меня осенило – коттеджи – их нет. Совсем нет. Только деревья, разливы рек, холмы с березами едва покрытыми пробивающейся листвой, звонкий весенний воздух, проходящий через все твое существо (как не поверить во все китайские энергии Ци и Чи или как у них там),  и ни одного коттеджа.

После Верхненикольского поворот налево, километров 6 грунтовой дороги. Дальше Котелино.

Заехали в Котелино, посмотрели храм.

За Чермными мост через Мокшу. Сразу за мостом опасный участок дороги. Опасный он в разлив – дорогу просто заливает. Справа и слева от дороги стоят высокие вешки, обозначая, где ехать. 2-го мая вода была уже не так высока, мы спокойно по ней проехали не только на велосипедах, но и на машине.

Дальше дорога до Кадома вдоль Мокши, очень ровная.

Встать, как планировали на слиянии Мокши и Вада, не получилось. Поля залиты водой, не подойти. Летом там должно быть особенно красиво.

Нашли незатопленный островок поля с другой стороны дороги. Машину потолкали немного, но лагерь разбили на поле близ кадомских болот и озера Бобрового. Когда-то здесь была деревенька Родительское, но упоминание о ней осталось только на картах.

Мокша. Название реки происходит от имени богини Мокоши. Мокошь (Макошь) — богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с кумирами других богов. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Связь Мокоши с прядением и ткачеством явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях: запрещалось оставлять кудель, а то «Мокоша опрядет». Мокошь описывалась как длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе. В жертву Мокоши-Пятнице приносили пряжу, кудель, сбрасывая ее в колодец (этот обряд носил название «мокриды», возможно, связанное с именем Мокоши через корень мок(р)-. Всё это позволяет некоторым исследователям интерпретировать Мокошь как покровительницу ремёсел. Связь с прядением дала повод для поиска параллелей с греческими мойрами и скандинавскими норнами, прядущими нити жизни. Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Особой популярностью культ Мокоши пользовался у женщин. Б. А. Рыбаков в «Язычестве древних славян» объясняет Мокошь (он использует написание «Макошь») как богиню судьбы, удачи или богиню плодородия и благоденствия.

Исток – Приволжская возвышенность, д. Выглядовка. 53°19′12.6″ с. ш. 44°31′13.1″ в. д. Там же стоит скульптура Мокоши.

2-го мая мы проехали 57 км. До обеда. Встали в 5,5 км. От Кадома. Потом отдыхали. К ужину приехали еще двое из группы. На машине, но с велосипедами. «Когда Пантелеевский салат есть будем?» - был их первый вопрос.

Вечером любовались красотами кадомских болот и закатом. Закат напомнил мне Индию, штат Керала, Бэк Вотерс. Не хватало пальм, и орхидеи еще не зацвели.

3-е мая. Кадом. Первое упоминание о Кадоме встречается в Никоновской летописи под 1209 годом. С 1779 по 1926 город, затем сельское поселение, сейчас поселок городского типа. Там есть окружная автомобильная дорога.

Откуда произошло название Кадом, до сих пор достоверно не известно. Может быть, от арабского «ходим» или «кодим», что в переводе означает «стража». Город был восточным форпостом завоеванных славянами земель, а прийти это слово могло от камских булгар, которые в XI–XII веках вели оживленную торговлю с Востоком по Волге, а со славянами – по Оке и Мокше.

Также есть другое предположение относительно происхождения названия города: его производили от мордовского слова «кадома», «кадонь», что значит «нечто потерянное, оставленное». Оно могло относиться к Старокадомскому городищу, которое вынуждена была покинуть мордва, теснимая славянами. Изначально Кадомская сторона принадлежала мордовским племенам.

Утром, как планировали, приехали в Кадом, к краеведческому музею  ул. Ленина д.27 – это здание бывшего кинотеатра. Там нас ждали Ирина Сергеевна +7 910 622 2203 и старший научный сотрудник музея. Музей был образован в 1989 году.

Сначала нам показали музей, там собрано все, что смогли найти: челюсть мамонтенка, каменные топоры, коллекцию минералов, сапоги, самовары, фотоаппараты, ступы, фарфор… И, все можно потрогать! И даже фарфор.

Потом гуляли по горе. Город стоит на горах, холмах, или песчаных дюнах. Их происхождение считают либо рекой намыло, либо ледником, или и тем и тем. Гора, по которой мы гуляли находится в центре города, высота ее 25 от площади, где стоит Троицкий Собор.

После осмотра Кадома началось волшебство – мы пришли на фабрику «Кадомский вениз» и смотрели процесс вышивки кружев. По сей день в небольшом городке России дамы вышивают тонким шелком кружево…

В далекие петровские времена, когда Петр повелел брить бороды и носить кружева по европейской моде, задумались модники и модницы на предмет стоимости доставки кружев из-за туда. Думали-думали и выписали из Венеции монахинь. Те обучили Кадомских девушек вышивать кружево. А когда обучили, вернулись восвояси. Монахини уехали, а название «Вениз» прижилось за кружевом. Наши девушки не разучились вышивать до наших дней.

Там у них в Венеции есть еще бабульки, которые вышивают, чтобы показать туристам, как это делалось. Нитки у них потолще, и производства нет. А в Кадоме не просто вышивают, а работают на заказ. На фабрике человек 100. Потихонечку поступают заказы на эту рукотворную красоту из разных уголков России.

Подобное кружево я видела еще в Фуншале. Тоже небольшая фабрика. В Фуншале мы были в выходные, фуншальские мастерицы не вышли, чтобы показать свое мастерство. А наши вышли 3-го мая в выходной, чтобы показать нам процесс создания кружева.

На фабрике можно заказать себе вышитый портрет, на день рождения, например.

Легенда гласит, что делегация России как-то подарила Английской ныне здравствующей королеве одну из самых красивых скатертей – «Мираж». Эта скатерть вышивается 16 месяцев одной вышивальщицей. Чтобы убыстрить процесс вышивают ее вчетвером.

Кроме Вениза, на фабрике вышивают на машинках, но вышивают вручную. То есть, есть образец рисунка, а мастерица вышивает листочки, лисок, оленей без какого-либо компьютера. У зверей получаются разные мордочки, с разным выражением и ни одного зверека одинакового. Хендмайд.

Скатерть «Охота» очень симпатичная.

"Стежок к стежку, игла рисует
Сложнейший колорит шитья.
И вышивальщица рискует
Уйти за грани бытия... "

Еще каланча с пожарной машиной, свежий хлеб. Вдоволь нагулявшись по Кадому, налюбовавшись кружевной красотой, купив небольшие сувенирчики (невозможно уехать без маленького платочка, вышитого вручную, после увиденного волшебства), оголодавшие велопутешественники разъели связку бананов, накупили свежевыпеченного кадомского хлеба, и направили свои колеса за Мокшу, в село Кочемирово.

В Кочемирове нас ждали: холодец, щи, маринованные грибочки, соленые помидорчики и огурчики, винегрет, картошка вареная, хрен, горчичка, булочки из русской печи, и компот (мы же за рулем)…

А потом мы посмотрели музей «Русская изба», организованный Александром Николаевичем Журавлевым. Александр большой энтузиаст. Собирал и продолжает собирать свою коллекцию уже более 30 лет. Коллекция расположена в здании бывшей библиотеки. Книги из библиотеки никуда не делись, можно прийти и почитать. А рядом амбар со всеми атрибутами настоящего амбара. Если честно, я их не все запомнила. Много емкостей для хранения зерна, ярмо для быка, набор для игры в городки, сапоги, подбитые деревянными гвоздями. В здании библиотеки поразил работоспособный патефон. И, все, все можно трогать.

Во дворе бооольшие качели, чем-то напоминающие непальские только из берез.

Кочемирово расположено километрах в 12-ти от Кадома на северо-восток.Сохранилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1820 году помещиком Николаем Ильичом Мухановым, дядей декабриста Петра Муханова. Храм выполнен из камня в крестово-купольном стиле. Имеет три престола — главный Покровский, придел во имя святых мучеников Фрола и Лавра, другой — во имя святого Николая Чудотворца. Храм славился своим хором. В 1903 году на деньги местных землевладельцев Новосильцевых был поставлен расписной трёхъярусный иконостас с образами, в дорогих окладах, с позолоченными колоннами.
Когда-то село процветало. В конце XIX века местный винокуренный завод производил 75 тысяч вёдер спирта в год. Работала больница на восемнадцать коек и паровая мельница. Разводили коров с очень высокой молочностью. В 1917 году усадьба Новосильцевых была разграблена, а дома сожжены. Принадлежавший Мухановым винокуренный завод, был национализирован. В наши дни завод существует, но после сложной перекройки границ областей, как Теньгушевский спиртзавод в Мордовии. В 1930 году в Кочемирово создали колхоз, провели радио и электричество. Колхоза не видели. Зато видели газоносную трубу.

Координаты для связи +7 920 982 9537 Любовь Петровна Журавлева.

Приезжайте в Кочемирово, там живут гостеприимные люди, кормят вкусно. После обеда, экскурсии Александр проводил нас в красивое место для ночлега неподалеку от д. Верки, натаскал дров. Только убедившись, что нам всего хватает, вернулся домой. Прикупили кочемировской картошечки, грибочков – не смогли устоять. Александр по местным дорогам рассекает на Оке, как на танке. Увидев это, понимаешь, что Ока – машина-зверь. Маленькая, легкая с большим клиренсом Ока летит по грейдерам, не догонишь.

Вечером за чаем наблюдали жизнь майских жуков.

Саша (водитель) рассказывал на ночь страшные истории, люди собрались взрослые, но страху нагнать получилось. В свете последних фильмов голливуда среди нас был Дятлов.
Спокойной ночи.

Всего 21 км. Ночью грамотно прошел дождь.

4-е мая. Катались. Верки - Заулки – грейдер. Заулки – Стандрово – грунтовка (граница Рязанской области и республики Мордовия). Проехали через лесополосу, окружающую Мордовию, обозначая ее границы. Проехали через лесополосу – поля распаханы, зеленятся, мордва работает в поле.

Миновали местечко с названием Стандрово, пользующееся нехорошей славой. Дальше асфальт.

В обеденное время проезжали Теньгушево – нашли три кафешки, все закрыты, перекусили в деревьях, немного отойдя от дороги. Евгения поразил «Пантелеевский» салат, быстротой приготовления, вкусом и нажористостью.

Мордовию проехали за полдня.

Поискали себе приключений, а давайте проедем через Мотызлей, так короче до Дивеево, а давайте. Покатались, после Мотызлея дорога перепахана. Вернулись на трассу. Нашли местечко в березовой рощице с сосенковым подлеском. Близ Сарминского Майдана.

Сломали (шаблон) устоявшееся представление о москвичах местному жигуливладельцу, вытащив его машину из местной дороги. Бесплатно.

Погода так, накрапывает.

Пусть мы ничего интересного в этот день мы не нашли, но печеная картошечка после ужина хорошо подняла настроение. Народ, который со мной уже поездил, формулировал для Евгения простые вещи, которым начинаешь радоваться в путешествии. Например, сыр, просто сыр или проснуться в сухом спальнике. А также объясняли, что велопутешествие и похудеть - вещи несовместные.

За день 75 км. Переменная облачность.

… Зарубил один себя — и осталось шесть их.
Шесть негритят пошли на пасеку гулять,
Одного ужалил шмель, их осталось пять…

5-е мая. За завтраком смотрели жизнь сарминских коров. Коровы, гонимые пастухами, бродили по рощице и общипывали сосновую хвою.

После завтрака двое на машине и с велосипедами покинули нас – работа, выходные кончились.

Ехали до Дивеево по трассе. Асфальт улучшился, трафик увеличился. Вот почему я изначально не хотела ехать в Дивеево, но 5-го мая на Пасху попасть в Дивеево все-таки символично.

Вот мы и попали. Монахини нас приняли, как паломников, накормили, подарки подарили..

Потом мы смотрели Дивеево. Канавка Божьей Матери обсажена крыжовником. Храм, где лежат мощи Серафима Саровского, сверкает, строительство нового храма начато. Праздник и благоденствие на территории монастыря ощущается. Это место не оставлено людьми.

Встретили Виталия Пересыпкина - клуб Караван. Виталий на работе, делают фильм по заказу Патриархии. А тут мы подвернулись, как представители пласта общества...

Каюсь, проскочили источник Пантелеймона, но воды набрали, спасибо Саше (водителю).

И направились мы дальше по просторам нашей родины. Через Михеевку, Кудлей..

Что может сравниться с блеском известных монастырей?! Только развалины церквей небольших сел. А проехали от Дивеево мы всего 24 км.

Встали недалеко от села Гари у лесного ручейка. Купались в ручейке. Рано легли, так как начал накрапывать дождик и сверкать молнии.

За день 63 км. Погода – хмарь, иногда хмарь с дождем. Под вечер выглянуло Солнце, к ночи началась гроза.

6-е мая. Проехали Гари, Чуварлей Майдан, Каркалей, вышли на трассу до Выксы.

На подъезде к Выксе трафик усилился. Вечерело, накрапывал дождик. Отель Баташев высился невдалеке. А что мы знаем про отель Баташев, кроме того, что он расположен в Выксе? А то, что он 4-ре звезды, то, что там можно заказать экскурсию по городу, то что на майские праздники они готовы дать нам гуд прайс с ол инклюзив (типа бассейн, тренажерный зал, сауна, завтрак)… Ну, вы поняли, мы не могли отказаться от экскурсии.

Кстати, экскурсия по городу стоит 400 рублей в час (не важно, сколько вас будет человек).

Елена, работник Выксуньского музея, + 7 920 069 0239.

Выкса. Начало поселению (селу Выкса) было положено созданием в 1757 году Выксунского железорудного завода, основанного братьями Баташевыми, выходцами из тульских мастеровых. Этому событию предшествовал государственный запрет производственной деятельности всех без исключения заводов и фабрик в радиусе 200 км от Москвы, а также обнаружение залежей железной руды в бассейне р. Выксунь (Нефтянка) и р. Железница.

Развитию же производства непосредственно в Выксе препятствовало серьёзное обстоятельство: эта территория считалась землями новокрещённой мордвы, а потому строиться здесь разрешалось только с особого монаршего благоволения. И в августе 1765 г. Екатерина II преподнесла братьям царский подарок: спустя несколько дней после дня рождения Ивана Родионовича Баташева и чуть раньше его именин императрица подписала особый указ, разрешающий братьям осваивать берега Выксы и Велетьмы. Строительство нового, Верхне-Выксунского, завода началось немедленно и годом позже, в 1766 г., он выпустил почти 5 тыс. т чугуна — значительный по тем временам объём.

Недалеко от завода и поселений протекала небольшая река Выксунь (по другим источникам река Выксунка), откуда и произошло название села.

К началу XIX века в Выксе и её окрестностях действовали с десяток «железноделательных заводов». В связи с тем, что для выплавки железа и производства различных изделий необходима энергия, а её в то время добывали «из воды» (путём возведения плотин), то в самой Выксе и в окрестных поселениях, где существовали заводы, были сооружены искусственные озёра. В настоящее время водоёмы представляют собой уникальную искусственную водную систему. Пруды в Выксе вырыты крепостными. Верхний пруд заполнялся 40 лет, глубина пруда 6-8 метров, площадь около 200 гектар.

Руду в окрестностях Выксы добывали следующим способом – рыли вертикальную «нору» до рудного пласта, затем один из рудокопов спускался с киркой, лопатой и ведром, заполнял ведро рудой. Полное ведро вытаскивали. И так, пока либо рабочий день не кончался, либо рудокопа не заваливало.

В Выксе есть большой парк, который был посажен на месте рудников, после того, как была добыта вся руда.

Усадьбу Баташевых сейчас восстанавливают. От усадьбы идет большой господский парк. Во времена Баташевых крепостных туда не пускали. В настоящее время  в парке стоит памятник расстрелянным коммунарам. Есть мнение перенести памятник из парка, но живы еще потомки захороненных на этом месте коммунаров, и вопрос не решается. Пока все остается, как есть.

Еще на территории Выксуньского металлургического завода сохранилась Шуховская башня. Сейчас это памятник, внесенный ЮНЕСКо во всемирное наследие. Саму башню видели мельком. Чтобы попасть на территорию завода надо договариваться заранее, а они мне по e-mail так ни разу не ответили. Башня впечатления не произвела. Что-то хотят с ней делать, перенести с территории завода, если перенести, то как – разбирать нельзя. Если перенести при помощи вертолета, то, куда ставить-то?

В Выксе посетили Иверский Монастырь. Потихонечку восстанавливается. Троицкий собор.

После экскурсии отужинали в местном кафе (цены почти московские), и воспользовались ол инклюзивом в виде бассейна и сауны.

За день 69,5 км. Погода то дождь, то Солнце.

…Пять негритят судейство учинили,
Засудили одного, осталось их четыре…

7-е мая. Завтрак – шведский стол. И поехали. До Навашино трафик жесткий. Видели истребители в небе. На Москву пошли, наверное, парад репетировать.

Затем свернули в Навашино, проехали через тайный туннель под ЖД путями и поехали, как мы думали, прямиком в центр Мурома. Но, на повороте к р72, увидели возвращавщуюся машину оттуда, где по карте должен был быть мост, и мы решили все-таки объехать. Через Оку проехали по новому вантовому мосту, открытому в 2009 году. Позже, в Муроме нам рассказали, как президент прилетал в (голубом) вертолете открыл мост, и улетел. А тот пантонный мост, который был в центре города, они продали. Нет пантонного моста в Муроме. Зато там столько интересного. Мы гуляли три часа пол Мурома не увидели.

Экскурсовод Елена Александровна +7 910 777 9652

Бухгалтер Ирина +7 910 096 9243.

800 рублей в час не зависимо от количества людей.

Муром. 55°34′21″ с. ш. 42°03′05″ в. д. Название города происходит от финно-угорского племени мурома?, которое впервые упоминается в Повести временных лет под 862 годом.

Смотрели Муромский историко-художественный музей, Первомайская 4. Усадьба купца первой гильдии Зворыкина. Да,  того самого Зворыкина, который подарил миру телевидение, того самого Зворыкина, который считал выключатель – лучшей деталью в телевизоре.

Заходим такие в галерею, а там портреты, мебель, Мейсоновский фарфор, и, внимание – руками не трогать! Вот, а мы уже так привыкли. Только глазками, только глазками...

Смотрели два монастыря. Свято-Троицкий женский монастырь, основан в 1643 году, собор 1642—1643 годов, надвратная Казанская церковь 1648 года, шатровая колокольня 1652 года (пл. Крестьянина, 3а), главная святыня мощи святых Петра и Февронии. Почитать повесть о Петре и Февронии можно по этой ссылке, пересказать ее я не в силах, лучше не получится. И Благовещенский мужской монастырь, основан в 1553 году, собор 1664 года, надвратная Стефановская церковь 1716 года - св. мощи кн. Константина, кн. Ирины и чад их Михаила и Феодора.

В парке им. Ленина смотрели Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова. Он был поставлен в 1999. Меч, крест, грифоны, смотрит на восток, защищая Русь от татар (упс, этого скульптор сказать не хотел).

В Муроме был построен первый во Владимирской губернии водопровод. Для этого в 1863 году на пересечении улиц Рождественской и Вознесенской (сейчас это пересечение улиц Ленина и Советской соответственно) была построена водонапорная башня. Средства на возведение башни и прокладку труб дал городской глава Алексей Васильевич Ермаков — богатый купец и меценат. В наши дни в башне работает система подготовки питьевой воды, жители Мурома ходят к ней за питьевой водой, как к роднику.

Насмотревшись за 3 часа, что успели, проводили Евгения до развилки. Ему на вокзал, нам на Владимир. Без слов, только по одному виду Евгения, в каждом его движении, каждая клеточка его организма и даже ниточка на одежде излучали - "Омучился". И поэтому стало понятно - воспитали адепта велотуризма.

Немного отъехав от города, остановились в сосновом островке леса. Перед сном снова была жизнь майских жуков – жужжат и роятся, порождая тревожный гул.

За день 65 км. Погода хорошая.

8-е мая. Проснулись по расписанию, вышли, как всегда в 9 часов. Едем по р72. Здесь же с детьми ездят, мы же помним.

Через 33 км. Надоело ехать, соревнуясь в ловкости управления с автобусами и лесовозами. Поняв, бессмысленность наших дальнейших усилий – ехать во Владимир только чтобы сесть на электричку и вернуться в Москву, на протяжении дня, подвергая жизнь опасности что-то не хотелось.

Поставили багажничек на машину, погрузили все вещи и велосипеды и себя в машину и помчались в Москву.

Но, по дороге заехали посмотреть чудо творение рук человеческих – фонтан в реке.

И усадьбу Храповицкого - Муромцево. В 1884—1889 годах в Муромцеве вместо ветхого деревянного помещичьего дома Храповицким был выстроен великолепный дворцовый ансамбль, спланированный по образцу западноевропейских замков.

В 1906 главный дом был дополнен ещё одним крылом с башней, в чьих формах продолжается готическая тема, но с оттенком холодности, присущей неоготике эпохи модерна.

Гордостью усадьбы помимо господского дома и прилегающих к нему построек являлся также дендропарк площадью 9 га с каскадом фонтанов. Парк насчитывает более 70 редких пород деревьев, памятник природы.

Также на территории усадьбы в 1889 году был освящён храм Святой мученицы царицы Александры.

За день на велосипеде 33 км. Под конец погода установилась.

... Четыре негритенка пошли купаться в море,
Один попался на приманку, их осталось трое.
Трое негритят в зверинце оказались,
Одного схватил медведь, и вдвоем остались.
Двое негритят легли на солнцепеке,
Один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий.
Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало.

Выводы.

Владимир – Муром это не велодорога, либо люди ездили как-то по другому, либо у нас с ними разные критерии оценки, что такое хорошо для велосипеда.

В целом российские дороги для велопутешествий пригодны эпизодически, удовольствие получаешь вопреки, а не благодаря. Только опыт и хорошая подготовка дает отдачу радости в путешествии.

Посмотрели столько всего интересного, хватило бы на 7 путешествий.

Этот маршрут без машины автосопровождения повторять не советую, так как мы были не привязаны к источникам воды, и вставали на ночевки, где хотели.

Вполне достаточно доехать до Мурома.

Таблица движения по дням:

Муром - р72

Всего

383.5

Из них 21 км по грунтовым дорогам и грейдеру, остальное асфальт.

На билеты, еду, включая рестораны, экскурсии, отель, машину сопровождения потрачено около 14500 рублей на человека.

Координаты людей, если захотите посетить те же места:

Отвечает на письма. Через него можно договариваться с Кадомским Венизом, Кадомским краеведческим музеем, с Кочемирово, Котелино.

Николай Кузнецов

г. Муром музей.

Елена Александровна

7 910 777 9652

В тексте использованы стихи английской считалочки про негритят, и отрывок "Стиха о вышивке" Раисы Наумовой.

PS. Посетили мы Кадом и окрестности. Замечательные люди, музеи, в которых можно все трогать, удаленность от железной дороги обеспечивает нетронутость уклада жизни. Умирание производства, например деревообрабатывающего (раньше Мокша была коммуникативной артерией, а теперь ЖД). Вот написала я про эти места, почитают меня, потянутся люди за остатками нетронутой цивилизацией местности... Будут здесь и дороги, и гостиницы и руками трогать запретят. Пропадет очаровние. Чего доброго, котеджей понастроят. А не хотелось бы.