Решение сходить в велопоход на первомайские праздники пришло как всегда неожиданно. Как раз накануне я умудрился сломать пополам переключатель передач, требовалась замена. Мой спутник Егор живёт в селе Кага Белорецкого района в 300 км от Уфы. Электричка в ту сторону отправлялась около четырёх часов, а до этого был рабочий день. Единственный выход – ремонтировать велосипед прямо на работе. Как водится, ремонт затянулся. Кроме того, умудрился второпях сорвать резьбу на одной хитроумной гайке. На честном слове она ещё держала, но походе на неё надеяться не стоило. Пришлось делать крюк в магазин.

Что бы подумал директор института или какой другой важный начальник, если бы выйдя в коридор, увидел проносящийся мимо велосипед? Но я торопился… В магазине нужной гайки не оказалось, зато купил там тормозные колодки. Из магазина помчался домой за рюкзаком. Тут позвонил товарищ, сообщил, что ему срочно нужно занести каску, а это означало, что ещё минут десять потеряны. Давненько я так не гонял по городу! Обычно езжу аккуратно, но сейчас в меня вселился бес. Обгонял машины, пролетал на красные, не уступал дорогу. А голова была занята одной лишь мыслью: чем можно заменить гайку.

До самого последнего момента было не ясно, успею или нет. Дома захватил несколько болтов и гаек в надежде придумать что-то по дороге. Снова погнал. С велорюкзаком  уже не полихачишь – он не даёт возможности быстро разгоняться. Тут, как назло, окончательно истёрлись задние тормоза. Новые колодки в кармане, но о замене нечего и думать. Встретился с другом, отдал каску. Что делать дальше? До вокзала 3 километра с очень крутым спуском в конце. Обычно я развиваю на нём скорость за 60 км/ч, но с неисправными тормозами об этом нельзя было и думать, а ехать медленно – значит опоздать. До платформы «Правая Белая» чуть дальше, но и электричка там будет чуть позже. Попробую! В конце тоже спуск, но не асфальтированный, а мощённый. Торможу как только могу: серпантином, выездом на траву, передним тормозом, и по мере необходимости задним. При этом слушаю душераздирающий скрежет крепления стёртой колодки по ободу.

Вроде успеваю. Тут, как не кстати, перронный контроль. Дело в том, что ещё с советских времён в Уфе жива традиция, по которой туристы едут в третьем с конца вагоне и рассчитываются с ревизорами по безбилетному тарифу. В наше время система приходит в упадок. Туристы часто садятся куда попало, да и контра попадается разная. Тем не менее, сдаваться ещё рано. Чтобы прорваться через перронный контроль, жду в сторонке, чтобы меня было не видно с платформы. Как только электричка подъезжает, останавливается, запускает половину пассажиров, я резко ударяю по газам и проношусь мимо потерявших бдительность суровых дяденек с бейджиками. С трудом верится, я в электричке!!!

Теперь неторопясь можно поменять тормоза, заменить повреждённую гайку (получилось), по уму настроить переключатель. Для ремонта педалей очень полезными оказались саморезы, выкрученные из ограничивающей стойки форточки электрички. Нет, это не порча подвижного состава, а его модернизация. Теперь форточку, как и в старых вагонах, можно открыть полностью, что весьма полезно в жару. В Инзере пересаживаюсь в «кукушку» (пригородный поезд, состоящий из одного-двух вагонов с локомотивной тягой), и благополучно добираюсь до Серменево.

До Каги остаётся 55 км, а время уже одиннадцатый час. Фары и фонаря у меня не было отродясь, но очертания дороги более-менее угадываются. Местность гористая: спуск, подъём, спуск, подъём. Температура низкая, мёрзнут руки и уши. Не покидает мысль, а может одеться получше? Но тогда станет жарко, а значит труднее ехать, к тому же придётся делать остановку, выбиваться из ритма. С такими мыслями проезжаю половину пути – посёлок Узян – и педалирую дальше. Решаю без остановки «проглотить» и второю половину дороги. Когда до Каги осталось 20 км, а я уже был похож на зомби, навстречу проехал мотоцикл. Развернулся и догнал меня. Это был Егор.

Как здорово, что он решил меня встретить! Рисковал: мотоцикл-то без номера, а гаишники нет-нет, да попадаются. Грузим велосипед в люльку и трогаемся. Радовался не долго, с двигателем начались проблемы. Делаем остановку, потом ещё одну. Под конец Яшка (мотоцикл так зовут) совсем закапризничал, пришлось толкать. Но вот ему видно стало стыдно, и он нашёл в себе силы одолеть последний подъём. Домой приехали в третьем часу. Своим ходом был бы раньше, но кто же знал?

 

Проснулись конечно же поздно. Куда поедем? У меня только три дня свободного времени. Наметили маршрутик чуть более 200 км, на всём протяжении которого дороги отмечены как «с покрытием». Уж сколько раз твердили миру… Не стоит верить атласу! С другой стороны, выбери мы маршрут известный, не было бы этого отчёта.

В первый день дороги действительно были хорошие. Кага - Верх. Авзян - Исмакаево – Тукан. Накрутили 90 км. Для гористой местности не плохо, тем более за неполный день. Остановились в уютном соснячке, переночевали. Даже рассказывать не о чем.

 

x

Второй день также не предвещал ничего интересного. Хорошая дорога с оригинальной отсыпкой – железной рудой. Почему бы и нет, если здесь её добывают. Интересно, а на Кузбассе отсыпают дороги угольной крошкой? Проезжаем Зигазу, вкручиваем подъём и на бешеной скорости спускаемся в Бутаево. Тогда мне подумалось, что этот спуск будет одним из самых интересных моментов похода. Ох, как я ошибался!

В Бутаево некая бабушка уверила, что дальше дороги нет вообще, но некий дедушка обнадёжил, что она есть, только проехать невозможно. Поехали.

Дедушка прав. Дорога представляет из себя направление вдоль высоковольтки с несколькими глинистыми колеями, по которым текут ручейки. Добавьте к этому подъём на перевал и жарящее солнце. Понятно, что ехать невозможно, спешиваемся. Но и пешком идти не проще: на колёса намоталась глина, и они вмиг перестали крутиться.

Снимаем с моего велосипеда крылья, отстёгиваем тормоза. Счищаем палкой килограммы «шоколада», и осторожно идём дальше. То по лесу, то по ручейкам, то по траве. Навстречу попадается УАЗик, битком набитый народом. От водителя узнаём, что трудный участок будет до самого перевала, дальше чуть лучше, а после опять начнётся грязь.

Когда поднялись до верха, пришло время обеда. А ведь преодолели всего 5 километров плохой дороги! Очищаем обода, ставим тормоза, едем. Да-да, едем! Отвыкли уже. Набираем скорость, теперь главное держать управление. Пролетаем через лужи, ручейки, кочки, каменистые участки. Нагруженное рюкзаком заднее колесо носит из стороны в сторону, руки вцепились в руль мёртвой хваткой: любая кочка может выбить колесо, и падения не миновать. Грязь брызжет на одежду и лицо: крылья-то сняты! Наконец спуск выполаживается, приходится крутить педали, а после и вовсе спешиваться. Хребет Зильмердак позади!

Встречаем застрявший УАЗик с автотуристами из Екатеринбурга. Посоветовали последовать их примеру и повернуть обратно: они тоже хотели пройти наш маршрут, но не осилили. Объезжаем засосавшую их огромную лужу и едем дальше.

Неожиданно встречаем прибитый к дереву дорожный указатель: Бакеево прямо, Сарышка направо. Кто и для кого его установил – загадка. Табличка вселяет оптимизм. Едем прямо.

Чем ближе к реке, тем хуже дорога. Снова колеи с ручейками, глина. Егор решил не надевать резиновые сапоги, у него мокрые кеды. Я надел сапоги ещё в Бутаево, теперь периодически выливаю из них воду.

На реке Зилим – чудо – сохранился деревянный пешеходный мостик. Как раз в этот момент реку проходит группа водников. Ох, не завидуют они нам!

Дальше снова перевал. Отстёгиваем тормоза и тащим своих «коней» в гору. На стоянках первый раз находим на себе клещей, причём сразу много. Решили вести им счёт. После первой остановки он составил 4:9 в пользу Егора.

За перевалом, как водится, крутой спуск. Егор трогается, я жду с полминуты и трогаюсь следом. Хорошая у меня привычка – перед скоростным участком производить пробу тормозов. Оказалось, я забыл их подключить после подъёма. К счастью, скорость ещё маленькая, удалось остановиться, съехав с дороги в лес. Страшно представить, чем бы обернулась моя невнимательность, дальше был «тёщин язык» - крутой спуск с поворотом на 180 в конце.

Снимаем друг друга на видео. Первый доезжает до интересного места, занимает  удобную позицию и кричит второму, как лучше проехать, чего бояться. А ещё чаще выходит экспромтом: езжай как сможешь.

Прохождение ручья и наледи снимали с двух дублей. Тут как раз появился УАЗик, подарив ещё более интересные кадры: разогнался и эффектно подпрыгнул на льдине. Уверен, если бы сборная Бакеево и Сарышки приняла участие во всероссийских гонках по бездорожью, позади осталась бы не одна профессиональная команда.

Снова глина, снова тащим. Наконец на дороге появляется синяя табличка  «Бакый ауылы» - деревня Бакеево по-башкирски. Деревня состоит из одной единственной улицы имени Зубая Утягулова. Школа и магазин отсутствует, зато есть изба-читальня. Дома крепкие, чистенькие, почти нету брошенных. Позже в Интернете узнал, что население посёлка в 2009 году составило 151 человек, что на 26 больше, чем в 2002-ом. Живут же люди!

До следующей деревни Хайбуллино 5 км. Дорога проходит вдоль реки, но местные сказали, что легче идти через брод и перевал. Егор проехал брод нормально, а вот я не смог: грохнулся на середине реки. Результат: промокла видеокамера, документы и кое-что из одежды. Такой вот он коварный, Малый Шишеняк.

На перевал идёт хорошо натоптанная лесная тропинка. Набор высоты 220 м, и очень круто. Каждый шаг даётся с трудом, хочется всё бросить и остановиться здесь на ночёвку. Навстречу попадаются местные. Подтвердили, что идём верно, а сами они на «телефон» ходили. Только с этого перевала берёт сотовая связь, вот и не зарастает народная тропа. В самом конце подъём делается ещё круче, появляются поваленные деревья. Особенно тяжело Егору, у него разболелся сустав. Надо ли описывать радость восхождения? Над горизонтом уже виднелись последние лучи заходящего солнца.

Спуск ещё круче. Пешком идти нельзя, так как нагруженное рюкзаком заднее колесо велосипеда непременно будет заносить вперёд. Остаётся только ехать. Опускаю седло до конца и на зажатых тормозах начинаю катиться вниз. У Егора седло не опускается, но он тоже едет. Пару раз падаем, а дальше становится полегче. Уже в темноте выезжаем к речке, переходим по мосту, и ставим лагерь в первом попавшемся месте.

Дрова дымят, но не горят, а за хорошими идти – нету сил. Счёт клещам перевалил за второй десяток. Кое-как варим кашу, ставим шатёр и засыпаем мёртвым сном.

За день преодолели всего 33 км, из них 5 по хорошей дороге.

x


x

Утро выдалось солнечным. Наша стоянка в двух километров от Хайбуллино. До цивилизации, если верить карте, всего 32 км. От водителей УАЗиков мы уже знали, что дорога должна быть проходимой. Что ж, хочется верить.

Очищаем колёса от грязи, смазываем цепи и – вперёд! Однако сразу же после лагеря начинается глинистый участок. Все труды насмарку.

Хайбуллино также не производит впечатление умирающего посёлка, хотя домов ещё меньше, чем в Бакеево. Обращаемся к бабушке, но она не понимает по-русски, зовёт помощь молодую соседку. Та переводит вопрос на башкирский, но никто не может толком дать ответ. Вроде бы есть дорога, вроде бы вон там. Странный народ! Всё бы ничего, но ведь эта дорога – единственная связь посёлка с внешним миром, а они даже и сказать ничего не могут по делу. Подключившийся к разговору мужчина был более конкретен. Дорога не там, а тут, но вы вряд ли проедете.

Покидаем посёлок и движемся по такой же, как и раньше убитой грунтовке. На карте она по-прежнему обозначена коричневой линией, дескать, с покрытием. Каменистые участки сменяются глинистыми; множество ручьев, через некоторые даже можно проехать по старым брёвнам. Местами попадаются поваленные деревья, но видно, что их периодически убирают. Просто после зимы мы первые, кто решился здесь проехать.

Преодолеваем несколько километров и задаёмся вопросом, почему же нет переправы через ручей и следующего за ним перевала? Смотрим в карту, и ничего не понимаем. Тогда Егор достаёт навигатор, и становится ясным, что мы едем по другой дороге, отмеченной на карте белой полоской – без покрытия. Но мы не пропустили ни одной отворотки, значит, хорошая дорога – выдумка картографов. Чтобы враг не прошёл, в Бакеево, например.

К обеду позади остаются только 15 км. Останавливаемся рядом с поляной, от которой отходят две дороги к хуторкам Нарушево и Сафартуй. Интересно, обитаемы ли они? Загадываю желание вернуться и проверить в следующий раз.

Но сейчас впереди участок дороги, который почему-то на карте не нарисован, а также 9 переправ через реку Малый Ряузяк и её притоки. Первое опасение опять-таки оказалось на совести картографов, а вот второе подтвердилось.

Отмеченные на карте мосты либо отсутствовали, либо разрушились, либо не доставали до берегов разлившейся речки. Проезжали с разгону, часто даже получалось. Основная сложность в том, что в мутной воде не видно дна. Можно нарваться на крупный скользкий камень или глубокое место, может сбить течением. Егор – опытный водник, наверное, поэтому падал реже.

Около очередного брода на дереве висела табличка «Шафкат купере» - мост Шавката. От самого купере, как водится, осталось лишь несколько брёвен посереди речки, которая благодаря бобровой плотине разлилась метров на 10. Егор поехал первым и благополучно преодолел переправу. Я же упал на первых метрах, но снова сел и поехал дальше. Вдруг педали заблокировались. Переключатель…

На берегу оказалось, что из-за попавшей в цепь палочки переключатель зацепился за спицы, и петушок погнулся. Запасного не было, а без него велосипед может только катиться под горку. Надо пытаться исправить, но сделать это непросто даже с инструментами. В нашем же распоряжении был булыжник вместо наковальни и дубинка вместо киянки. От неосторожного удара петух мог сломаться пополам, но нам всё же удалось его более-менее выправить. Из-за оставшегося перекоса скорости не переключались, пришлось зафиксировать ограничивающими болтами одну, кажется, четвёртую передачу. Передний переключатель работал без проблем. В общем, ехать можно.  

Преодолев последний брод, заметили, что вода в лужах грязная, а на глине видны свежие следы какого-то гусеничного транспортного средства. Совсем скоро попалась исписанная скала, а рядом загаженная стоянка. Мы приближаемся к цивилизации. Последний подъём прошли пешком – ноги отказывались крутить педали. Остановились на перевальчике, доели остатки перекусов. Сейчас бы на стоянку встать, но мне завтра уже надо быть на работе.

Тут появляется нечто. Гусеничный вездеход, никогда таких не видел. Народ ездил на охоту, да и просто отдохнуть. Фотографируемся на память, собираем вещи и отправляемся следом. Хорошо с горки ехать! Но вдруг неизвестно с чего промелькнула мысль, а где фотоаппарат? Заставляю себя остановиться и проверить. Ну точно, на перевале забыл. Пришлось сбегать обратно, хорошо хоть недалеко отъехали, меньше километра.

На внушительной скорости несёмся с горы, сквозь деревья наблюдаем закат. Теперь точно можно сказать, все сложности позади!

Кургашла – уже совсем не глухой посёлок, однако асфальт закончился сразу за выездом. На смену асфальту пришла свежая отсыпка. Колёса буксуют в мелкой гальке, приходится ехать по обочине или колеям. Ну хватит уж нам бездорожья! К счастью, отсыпка длилась недолго, за ней дорого стала нормальной. Подъём на перевал и скоростной спуск уже в полной темноте. Уральский хребет остался позади!

В посёлок городского типа Красноусольский попали в первом часу. Егор сориентировался по звёздам, и мы почти правильно поехали в сторону выезда. Однако потом всё равно пришлось спрашивать дорогу.

Перед нами открылась ровная асфальтная дорога среди степей. Надо ли говорить, что мы буквально летели, несмотря на усталость. Пересекаем реку Белую, проезжаем ещё чуть-чуть и останавливаемся в придорожной тополиной лесополосе. Место бомжовское, особенно если учесть, что позавчера стояли в сосновом лесу. Но нам уже без разницы. Ложимся в спальниках на траву и моментом засыпаем.

Так и закончилась поездка. Утром со станции Дарьино доехали на дизель-поезде до Уфы. Егор поехал к реке мыть велосипед, а я поставил своего коня домой, и на трамвае поехал на работу. Успел как раз к окончанию обеда.

Вечером Егор уехал на поезде в Белорецк, предварительно умудрившись где-то в городе пробить колесо. Пришлось выручать его запаской. С Белорецка своим ходом он доехал до Каги, так что участок Серменево – Кага можно считать пройденным совместно. Вместе с ним длина маршрута составила 275 км. На единичку вполне тянет.

А что же с клещами? Весь поход лидировал Егор, лишь в самом конце счёт сравнялся. Уже дома, когда я просушивал спальник, обнаружил на нём ещё одного краснозадого.. 31:32 в мою пользу.

----
Видеофильм о походе на сайте Егора http://pohodural.ru/video-i-fotografii/videoroliki (2 части)x


Комментарии
Amon-Ra23.08.11, 16:02
- 
Интересный рассказ ))
_ 
Вы не с Велоуфы? Если что-то звоните 8-9I7-75I554I Может, подскажу чем-нибудь.
Guest04.02.11, 07:50
Собираемся последовать вашему примеру 
В мае 2011 планируем от Красноусольского через Кургашлы, Хайбуллино и Бакеево катить до Тукана, Верхнего Авзяна и дальше.
Ваш отчёт пролил свет на дорогу, уже ужаснулись, но покатим.
О Маршруте
Опубликовал Алексей Ерастов