"Отдыхательный" поход -сплав по реке Пре в Рязанской области от Спас-Клепиков до Деулино.

По мещёрской стороне

(Дневник одного путешествия).

«На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом.

Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце,

начинаешь любить эту обыкновенную землю».

К.Г. Паустовский.

6 августа  … Поздний вечер на берегу реки Пра недалеко от старинного городка Спас-Клепики в Рязанской области. Таинственный и яркий свет полной луны, пробивающийся через лёгкие облака тумана у самой земли. Река, размеренно несущая свои тёмные, насыщенные прелыми растениями (отсюда, наверное, и название Пра) воды из мещёрских лесов, болот и озёр.  Тишина лишь изредка нарушается лаем собак из соседней деревни да лёгким гулом и потрескиванием горящих в костре дров. Описывать всё окружающее бессмысленно, здесь надо быть, видеть, чувствовать…
А позади остались сборы и 4-х часовой переезд из Лыткарино в заводском автобусе, где удалось и попеть, и похохмить вволю. Команда у нас подобралась большая – 19 человек, и молодая – почти все до 30 лет.
7 августа.  Солнце раскрасило нашу стоянку по-новому. Настроение у всех под стать погоде. Собираем байдарки и новенький катамаран. Гречка с тушёнкой на завтрак из прокопченного котелка была съедена сразу же. На свежем воздухе аппетит у всех отменный, всё нравится!  С лёгким сомнением наблюдаем первую посадку в лодки и попытки погрести (большинство из нас первый раз в походе). Но ничего, справляются. Два-три наводящих совета и пошли!
Река в начале маршрута

8 августа.  По берегам удивительной красоты лес. «Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде», - писал Паустовский про эти места. Зеркальная гладь реки проецирует склонившиеся деревья, песчаные обрывистые берега, небо и облака.  Можно бесконечно смотреть на то, как нос лодки с лёгким шелестом режет поверхность воды…
Красота!

До поздней ночи горит наш костер. Шутки, анекдоты, но уже иногда слышны и разговоры о работе, о родном Лыткаринском машзаводе, споры. Неудивительно, ведь среди нас конструкторы, экономисты, инженеры-технологи, химики, работники инженерных и кадровых служб и даже есть стоматолог!
  Вечерняя прохлада собирает всех всё ближе и ближе в круг света и тепла от костра. Огонь завораживает, можно  смотреть на него не отрываясь, думать о чём-то своём вполуха, слушая разговоры.
Не обманул Паустовский: «Наши руки пахнут дымом … Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц».
Наши руки пахнут дымом

9 августа. Вместе с нами на реке и по берегам полно таких же, как и мы, туристов и рыбаков. Взрослые, люди  в возрасте, дети и даже совсем крохи.  Все здороваются и улыбаются.  Если задуматься, то это те же люди, которые с упавшими лицами ходят в метро, расстраиваются и ругаются в московских пробках…
Баржа!

И опять нечего прибавить к словам Аксакова:  "На зеленом цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды. Природа вступит в вечные права свои. Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе".
10 августа. Вот и конечная точка маршрута – деревня Деулино. Собираем и сушим лодки. Охватывает сожаление, что походных дней было так мало, погода такая хорошая, и плыть бы ещё и плыть вперёд до самой Оки! Но всё же, с возвращением с особой радостью и по-новому начинаешь оценивать блага цивилизации - тёплую воду, ванну, мягкую постель!
У Деулино

Так зачем мы ходили в поход? Сзади уже слышны ворчливые реплики: «Делать нечего, некуда деньги девать,  пошли погулять и попить…». При обсуждении похода выяснилось, что всем понравились природа, маршрут, погода. Кто-то сказал, что смог по-новому оценить себя, кто-то даже влюбился в процесс хождения на байдарке. Но все были единодушны в том, что хотели бы  пойти  в поход вновь.
При встрече на заводе тех, с кем был в походе, невольно возникает чувство, что что-то нас объединяет…  Мы команда!