Г. Н.Новгород – Москва – пос. Сосновец – оз. Муезеро – оз. Юляозеро – оз. Лежево – оз. Воронье – сплав по реке Нижняя Охта – Подужемская ГЭС – ст. Кемь – Москва – Н.Новгород. Сплавной маршрут составляет 116 км. Маршрут имеет 3-ю категорию сложности.

Общая характеристика маршрута

Маршрут проходит по Северной Карелии. Река Охта, по-моему, имеет типичный карельский характер. Река имеет незначительный средний уклон, перетекает из одного озера в другое (много времени занимает гребля по стоячей воде), во многих местах берега имеют болотистый характер. Уровень воды зависит от количества выпавших осадков. В 2008 году осадков было много, практически через день шел дождь, уровень воды, по отзывам тех, кто ходил раньше, был высокий. Постепенное увеличение сложности препятствий делают реку Охту привлекательной для начинающих туристов. Река Охта популярна не только среди туристов водников, но и среди фирм организующих водные путешествия (каждый день нас обгоняли коммерческие группы, озера они преодолевали, используя моторы). Популярность реки придают посещение Никольской церкви на о. Троица и Музея деревянного творчества туристов, а также порог Кивиристи. Из-за этого на реке большая концентрация групп, следствием чего является трудности с поиском места для стоянок и добыванием дров. В походе использовали лоцию, составленную М. Афанасенковым (www.afanas.ru), а также карту из отчета www.skitalets.ru/water/karelia/ohta_postnikov2004/ohta¬-map.jpg.
Заброска и выброска с маршрута. Аварийные выходы с маршрута

С Нижнего Новгорода группы в основном забрасываются в Карелию через Москву. Ехать через Питер дороже, цена на поезд «Волга» (Нижний-Питер) такая же, как стоимость проезда с Нижнего до Карелии через Москву. Для нижегородцев может будет интересна информация о том, как экономно и быстро переехать с одного вокзала на другой. Обычно все приезжают в Москву на «Буревестнике» на Курский вокзал, а мурманские поезда отправляются с Ленинградского. На Курском надо просто перейти на другую платформу, где отправляются электрички до ст. Каланчеевская. Доехать до этой станции 5 мин., потом остается 300 м перенести багаж до Ленинградского вокзала. Стоимость проезда на электрички 19.50, за багаж не платили. Данный вариант намного лучше, чем проезд в метро.
Для заброски на реку Охта нужно доехать до ст. Сосновец или г. Беломорск. На станции Сосновец немногие поезда останавливаются. Мы изначально взяли билеты до Беломорска, в инете стали искать координаты водителей, узнавать, сколько стоит заброска. Остановились на водителе Владимир (с.т. 9214567788), во-первых, он обещал забрать со станции Сосновец (наш поезд останавливался на ней), в результате мы экономили 1 час в дороге, во-вторых цена была нормальная, по сравнению с другими – 7500 руб. Машина ГАЗ-66, водитель очень опытный, начал забрасывать туристов с 1971 г., дороги все хорошо знает. Нас он за 2,5 часа забросил на южный берег оз. Муезеро, чаще всего туда сейчас забрасывают, перед нами он забрасывал группу на оз. Маслозеро. На месте стапеля уже стояла одна группа, на утро подъехали две коммерческие группы на рафтах. Места всем хватило, имеется в достаточном количестве строительный лес для рам.
Выброска производится около Подужемской ГЭС. Антистапель удобно делать на правом берегу около поселка, местное население лояльно относится к туристам, которые располагаются вблизи их огородов, для просушки используют их заборы и готовят рядом на костре. От реки до остановки рейсового автобуса 20-й километр метров 500, автобус ходит до 21.30. Большим группам, с большим количества багажа лучше не использовать рейсовый автобус. Стоимость проезда 23 р. + 50 руб. за каждое места багажа. При впадении Охты в Кемь точно видел, что в трех местах на берегу написан телефон 9212224644, по которому можно заказать Газель (700 руб.) или автобус (1200 руб.), которые довезут вас до ж/д станции в Кеми. Мы заказали автобус, который вовремя подъехал, автобус был достаточно большой. До нас на нем уехали 3 группы.
Аварийный выход с маршрута возможен с порога «Кивиристи», к нему подходит тропа с грунтовой дороги к трассе «Кемь-Калевала». На оз. Вороньем имеется ларек, периодически они пополняют свои запасы, возможно с ними договорится.
Описание прохождения водной части маршрута

04.08.08 Стапель. Подъем в 8:00. Собираем катамараны. Для оформления палубы леса вполне хватает. В принципе строительный лес можно найти и для рамы. Собраны два катамарана-четверки и один катамаран-двойка. Выход на воду в 16:00. Через 15 мин. на о. Троица. Обзорная экскурсия к местной церкви. Полные впечатлений мы поплыли дальше в неправильном направлении вдоль южного берега оз. Муезеро. Очень долго искали Охту, пока не дошли до д. Афонино. Только там разобрались, что находимся в другой стороне. Пошли обратно в направление о. Троица. Встали на стоянку в 21:30 около острова напротив деревни Ушково. На острове вставать почти все отказывались по религиозным причинам. Прогулка по озеру для срабатывания экипажей была замечательна.
05.08.08 Дневка на озере Муезеро. Собрана морошка, поймана первая рыба.
06.08.08 Выход в 10:30. В 11:00 исток Охты. Прошли по левому лотку, можно пройти и в правый лоток. Уровень воды в лотке 20 см. В 12:00 впадение реки Чуруж. После впадения имеется плохая стоянка. В 13:00 встали в едва единственном возможном месте на обед после череды перекат и шивер, кругом болота. В 16:00 выход после обеда. В 18:00 выход в оз. Юляозеро. Встали в 19:30 на полуострове, между двумя протоками. Протоки проверили, они не проходимы. Стоянка отличная. Уровень воды должен быть на 1 м выше для прохода катамарана.
07.08.08 Дневка на оз. Юляозеро. Погода отличная. Сделана баня.
08.08.08 Выход в 10:30. Огибаем весь полуостров. Деревня Ригорека видна с воды, в пере домов проживают. Вход в оз. Алозеро, правый лоток сухой, проход в левый. Дальше все препятствия с ходу. Обед с 16:00-18:00 после п. Немес. В 19:00 впадение р. Сянда. Через 30 мин. озеро Лежево, на озеро не встаем, хороший попутный ветер. В 20:30 выход из озера Лежево: плотина, простой водоскат под правым берегом. Проходим оз. Торосозеро, перед Пебозерским порогом длинный водоскат в лотке по струе. Пебозерский порог проходим сходу, в конце порога по центру стоит камень. Встали в 22:30 сразу после Пебозерского порога. Поймали две большие щуки.
09.08.08 Дневка на Пебозерском пороге. Погода плохая, целый день идет дождь и дует сильный ветер. Дров мало.
10.08.08 Ждем улучшения погоды, сильный встречный ветер. Решаем идти, выход в 13:00. Идем под углом в 45 градусов к встречному ветру. Вход в оз. Воронье в 15:00. На озере работает ларек (при входе в озере стоит указатель) догребли до него. Пиво в банках стоит 60 руб. Перекус около ларька. Здесь же можно заказать баню. Посетили остров Добрых духов, дети были в восторге. Дальше опять испытание, два часа против ветра до выхода из озера. Выход из озера: плотина, проход ближе к правому берегу. Проходим оз. Корнизозеро. Встаем в 20:00 в левой протоке перед Пичеорогом.
11.08.08 Дневка на Пичепороге. Пойманы хариусы. Проведены тренировочные спасработы. Матрос Еллиев Е.Ю. три раза прошел самосплавом Пичепорог, а матрос Баянов Н.Г. один раз, спасли всех. Погода отличная.
12.08.08 Выход в 13:00. До порога Хемега все пороги проходятся с ходу. Порог Хемег и Кивиристи просмотрели, прошли все нормально. Самый интересный порог за весь поход, особенно вторая ступень. Идет мелкий дождь. Встали в 19:00 за Кивиристи на правом берегу. Принимаем все меры, чтобы не обнесли. Все вещи убраны в палатки. В этом году кражи продолжаются на пороге Кивиристи. Некоторые группы при нас обносят порог, даже каты-четверки.
13.08.08 Дневка на пороге Кивиристи. Погода солнечная. Дважды на двойке (Суринов Р.Б.-Еллиев Е.Ю. + обезьяна Валов М.А.) пройден порог Кивиристи.
С утра еще раз кат-двойка прошел порог Кивиристи (Суринов Р.Б. – Безруков А.В.) Выход в 11:30. До порога Тетюрин все препятствия были пройдены с ходу. В 13:30 подошли к порогу Тетерин. Идем все по центру порога, достаточно неприятно, в центре торчат плиты. Все прошли. Неспортивно, но достаточно легко проходит по левому берегу по сливу с плит. Обед с 14:00 по 15:30 на пороге Тетюрин. В 17:00 посмотрели Охтопорог, все прошли. В 18:00 встаем на пороге.
15.08.08 Выходим в 12:00. Через 2 часа приходим к Подужемской ГЭС. Антистпель. Собрались к 19:00.