Как с удовольствием и пользой провести жаркие летние выходные? Первый одиночный велопоходик по четырём красивым рекам Вологодской области: Череповец - Устюжна - Бабаево - Кадуй - Череповец (390 км).

Выходные на велосипеде

На въезде в Устюжну На въезде в Устюжну
Чагодоща Чагодоща
Бабаево Бабаево
на реке Мологе на реке Мологе
Устюжна Устюжна
Колпь Колпь

Алексей Ульянов, клуб ВелоРусь, http://velorus.net, Череповец

Ещё в том  году у меня было желание доехать до р.Мологи и до Устюжны. Но одним днём всё как-то нерешался – далековато всё-таки и не успеть толком полюбоваться местной природойи достопримечательностями. А спальник у меняпоявился только недавно.

На выходные 26-27июня велосипедистами клуба ВелоРусь было наделано куча мероприятий налюбой вкус и цвет, главные из которых бревет«Кирилловский» на 200км и поездка в Вологду на День города. Хотел ехать бревет,но потом…решил, что выходные нужно использовать полностью и провестимаксимально интересно. Ведь марафон один день, и потом уже ничего не захочется– только лежать. Тем более в Кириллове в этом году был уже целых три раза ипогоду синоптики обещали просто суперскую на все выходные! В Вологду ехать дажене думал, лучше ехать в поход с ночевкой. А лучше с двумя! Поход в Елезово, 5йдубль которого был запланирован также на эти выходные, и если бы его Андрей неотменил его сам, был бы на 100% удачным. Дождя не могло быть ну никак!!! Былиещё несколько вариантов, как провести выходные, но всё что-то не то! Решилпоступить как хочется – устроить походик на три дня с двумя ночёвками. Родилисьдва варианта – в Белозерск через Кадуй с заездом к удаленной заброшенной церквина высокой горе у д.Олино, к монастырю-тюрьме на оз.Новозеро и возвращениемчерез Лос-Азатское озеро. И второй – по маршруту Череповец – Модно - Устюжна –Бабаево – Кадуй – Череповец. В Белозерск я так подумал ещё съездим на юбилейный1050й день города в середине июля и предложу желающим ехать по моему маршруту с2мя ночёвками. Осталось одно – Устюжна и Бабаево. Очень захотелось побывать нетолько на Мологе и в Устюжне, но и в Бабаево и на быстрой Чагодоще и на Колпи.Когда ездил в Питер, с поезда видел, что то и дело появляется какая-то песчанаядорожка и тоже возникало желание покататься по ней, но я не почему-то не думал,что она идет на всем протяжении от Бабаево до Уйты. Посмотрел на карте – естьтакая! Получается круг, решено ехать! Проблема. Кто ещё поедет? Маршрут родилсятолько в среду, звать народ уже поздно – у всех планы расписаны на 2 неделивперёд, а то и больше. Очень заинтересовалась только Оля Костина, но всё-такирешила ехать на дачу. Наверное правильно и сделала! В пятницу на работе я вдругвспомнил, что у меня нету палатки! Но если надо, это дело поправимое.

Выехать решил послеработы в 17-00. Пришлось пожертвовать ночной покатушкой. Но, если ехать бревет,ей тоже пришлось бы пожертвовать. Собрался, выехал в 18-20. Взял только то, безчего не обойтись никак; чуть не забыл кружку с ложкой, запасся 3мя литрамиводы. Велорюкзака у меня всё ещё нет, поэтому ехать приходится с 2мя обычными –один на багажнике, второй на спине. Оба по 5 кило + 1,5 л воды на багажнике.Как ни странно, ехалось легко. Ведь по прогнозам Гисметео должен был бытьлегкий встречный ветер. Но его толи не было, толи он был очень легкий, толи невстречный. Велокомп у меня недавно заглючил, после дождичка наверное – кнопкине работают. Поменял ему батарейку. Пофик на ODO. Так он вообще не захотел включаться – умер. Хреново. Но несмертельная потеря. По ощущениям ехалось в среднем не менее 29-32 км/ч.Всё-таки уже вечер, некогда расслабляться. А путь на вечер был запланированоколо 100 км: доехать до д.Модно, там по атласу есть переправа, и на том берегучерез 5-6 км заночевать в хорошем месте. Рассчитывал добраться часам к 23м итам не разводя костра устроиться на ночёвку.

Так вот, ехал в темпеближе к максимальному комфортному, через 15-20 км останавливался попить, глазелпо сторонам, наслаждался видом окружающей природы, свежим воздухом и приятнымзапахом болот. На них сейчас вовсю растет морошка. Дорога – трасса «Вологда –Новая Ладога», почти без горок, хорошая асфальтовая, лишь в конце моего путистали попадаться убитые трясучие участки. На них у меня подпрыгивал рюкзак,заваливался на бок и то и дело на дорогу падала бутылка с водой. Сразу послевъезда в Устюженский район у меня захотел ещё пожить велокомп. Почему вдруг? незнаю. Но это меня немало порадовало. Включился и начал считать ОДО с нуля. Кнопкине работают.

Доехал до Староречья,время 22-00, пройденный путь 80 с небольшим кило. Всё по плану. Там по картедорога 2 км и р.Молога и дальше грунтовка вдоль берега до д.Ванское около 7 км.Поехал. 1,5 км - Деревня. Направо. 2 км, реки нету – кладбище с часовней.Матюги. Вечер. Хочется жрать. А когда хочется жрать, кататься не хочется.Обратно к деревне. С краю деревни оказалась едва заметная дорожка в нужномнаправлении. Поехал по ней. Там полуразрушенный деревянный мостик и оченьгромко тявкающая шавка. Но проехать можно. Оказалось правильно – выехал к реке!Вот она! И вдоль берега дорога. Красиво! Сосны, река, песок, места для ночёвкиотменные! Проехал 4км до следующей деревни – Колоколец. Там на берегу рекипервый раз за день искупался – неописуемый кайф после жары! Вода очень тёплая,но появились первые комарики… Много… Крем был, но желания им пачкаться нет.Перекусил немного печеньками и водой, поехал дальше. Доехал до д.Ванское,откуда по карте обозначена переправа в д.Модно на другом берегу. Дорога черезвсю. Деревню – песок, причем сухой и много. Колеса вяазнут, ехать можно толькопо колеям, но и то с огромным трудом. Проехал 1,5 км, повернул в сторону реки –там песку ещё больше, глубокий, сантиметров 10 и весь истоптанный похоже что коровами.Метров 300 пешком. Река. Местная молодежь на машинах, музыка, бухают. Времяоколо 11ти. Чо-за незнакомый придурок в лосинах с великом? Смотрю карту. Вродеместо определил, ищу переправу. Интересно, что это такое вообще? Похожий изгибреки, пошел вдоль берега. Всё просто истоптано коровами. Открытый берег, трава,недалеко кусты. Перебираюсь через грязь. Переправы походу тут нету. И д.Моднона другом берегу тоже нету. Прохожу ещё немного – полянка с деревьями неизвестокакой породы. Полянка большая. Надо тут ночевать, поздно уже, больше идти неохота. Чуть дальше, за извилиной, на другом высоком берегу красивые домики,музыка играет, кричат, лодки стоят. Другие лодки ездят. В принципе, местоотличное для ночёвки, хорошо обдуваемое… Жальтолько ветра нет.

Сумерки уже пол-12го.Т.к. палатки у меня нету, взял кусок парниковой плёнки на случай дождя. Да итак, чтобы «что-то было», а не так спать, ну и рюкзаки покидать. Наломал палок,чтобы сделать простенький каркас, не втыкаются… Ещё и сухие, хрупкие. Опятьматюги. Комаров просто тьма. Стоит гул. Облепляют мгновенно. Гибнут сотнями, ноделать что-либо не дают. Кое-как сделал каркас, связал резинками, накрылплёнкой, поскидал туда все манатки, привязал велик. На всё это ушло не менеечаса. Спать!... Не охота спать, красиво тут всё-таки, хоть и комары и лепешкиговна вокруг… Когда ещё так один куда-то выберешся… На разведение костра ушломеньше времени, но тоже наверное минут 20. Причина та же – маленькие вампиры.Белые ночи, дрова без проблем нашел тут же, всё сухое. Поставил котелок прямо вкостер – камней нету, палки не втыкаются, выделываться тоже не перед кем.Разделся, искупался. Вода просто потрясающая – столько удовольствия купаниенаверно ещё никогда не доставляло!Идеально круглая луна на другой стороне… отражается в зеркальной глади…Тепло.

Чай скипел минут запять. Печенек у меня много. Время пол-3го, надо спать. Забрался в спальник, наголову «накомарник». (почему «на…» не понятно). Часа 2 или 3 пытался устроитьсятак, чтобы комары не кусали. Но не получилось. Стоит гул, комаров под пленкойнесколько сотен, стучат по ней изнутри и снаружи, жара, я весь потный, играетмузыка. На шум я давно уже привык не обращать внимания. Но жара! И комарыпостоянно залазят под сетку, кусают в лицо и в лоб долбят…

Проснулся, солнцевысоко, комаров тьма, на пленке конденсат. Время 8 утра. Видимо, часа 2,5 – 3 явсё-таки поспал! Перетащил все вещи в другое место, де комаров поменьше. Развёлкостёр, скипятил чай, поставил вариться макароны… Идут родные! Стадо около сотниголов или больше. Попозировали, прошли немного подальше – мешать мне не стали.Сзади паренёк-цыган с палкой. Странно, всё тихо-культурно, нет громких матовкак у нас в Кабачине, даже коровы воспитанные… искупался, поел, собрал вещи,поехал. Время 10-05. Чего-то не хватает. Причем на голове. Стал искать очки.Вытряхнул оба рюкзака – нету. Нашел там, где раздевался ночью, когда купался.Поехал. Переправы нет, пришлось возвращаться натрассу и делать круг километров 10. Спросил у тётки, где переправа – сказала,ходил тут паром давно, лет 10 назад, а сейчас только местных на лодке ребятишкиперевозят. Обнаружил ещё, что потерял велофонарик задний, но забил, обратновозвращаться - время не ждёт.

На трассу выехал в10-40.

16 км до Лентьево,оттуда 23 до Устюжны против ветра. Приехал, сразу в речку. Жара явно больше30ти в тени. Вылезать не хочется, но надо. Искупался ещё раз, поехал смотретьместные храмы. Нашёл три – вроде все! Понравился деревянный мостик околопервого из них. Заехал в магазин и потом на речку жрать то что купил и сновакупаться. Намочил футболку, в 2 часа стартанул в Бабаево – ветер сильный и попутный.На дороге торгуют морошкой – хочу морошку! Но покупать не стал, денег пожалел идумаю заеду сам на болото где-нибудь. Побулькался против течения у моста черезЧагодощу у Лентьево, прямо в футболке, потом какое-то лесное озеро рядом сдорогой – аналогично. Ехать в мокрой футболке в такую жару – более, чемкомфортно, тем более по хорошей и пустынной дороге, по ветру и в своем темпе. Отсамой езды получал море удовольствия. Если б не слепни ещё… Вокруг непрерывнососновый бор. Дорога – чередуется асфальт с бетонкой. По быстрому заскочил на крайболота рядом с дорогой – намочил ноги и не увидел ни малейших признаковморошки, даже листиков. Хотел заехать на речку посмотреть на пороги, но как-то незаметил отворотку и пролетел на 5 км дальше. От лентьево до Бабаево 70 км.Около 40го свернул таки к реке – там по карте обрывистый берег. Думал, местоможет пригодное для остановки. Выехал на берег. Афигел! Обрывистый берегоказался высотой метров так 15! И вид с него поразительный! Река шириной около100м, течение 1,5-2 м/с. Недалеко песчаный островок, но что бы до него доплыть,надо пройти метров 300 против течения. Не захотелось оставлять шмотки, непоплыл. У самого берега течения почти нет, можно купаться. Глубеет под углом почти45 град. В 5 -6 метрах от берега течение уже сильное и глубина наверное метров5. Поплавал по течению – классно! Сел пожрать прямо в воду – жарко ужасно! Кногам подплыл маленький окунёк, потом рядом соскочил в воду ужик – я так понялему на другой берег понадобилось. Он поборолся сначала, но его тут же унесло.Метров в 200ах от меня плавала на моторке парочка – загорали нагишом. Заметилина середине реки ужика и с радостными криками устроили ему фотосессию. 1,2литра чая, заготовленного с утра, были высосаны незаметно с печеньками. Передтем как уехать из этого отсюда, решил попробовать побороться с течением – когда-тодавно я ведь всё-таки спортивным плаванием занимался. Выплыл метров на 7 отберега и вжарил изо всех сил! Итог полуминутной борьбы с течением – 1 м в егопользу! А я так не уставал давно уже –как после 100метровки на соревнованиях. До Бабаево 30 км доехал без остановок.

Там речка, потом паровозна вокзале, магазины… В городе явно что-то праздновали! Две трети населениябухие! Играет громко музыка, ходят выпускники школ, выступают диджеи… Я повывескам подумал что попал на день города. Уже дома вспомнил, что был деньмолодежи! Доехал до Каменной Горы – там санаторий и за ним сама гора. Скореехолмик, весь исполосованный тропинками и дорожками. Не знаю, почему Каменная, ичто в ней особенного, голых скал я не нашёл. Тем не менее главная местнаядостопримечательность. Кататься по всем дорожкам с горы – в гору с рюкзакамипосле почти 140 км пути было немного в лом. Да и пора уже ночлег искать –десятый час вечера. Немного покатавшись, поехал на выезд из города. У меня покарте уже было присмотрено местечко на Колпи в десяти километров от Бабаево в сторонудома.

Дорога вдоль железки,как я и предполагал, оказалась песчаной, но довольно твердой и широкой. Проехалпо ней 6 км и вот моя цель – полянка на берегу реки. Главная дорога проходитвсего метров в 50ти от берега, а совсем вдоль берега ещё одна. То и дело мимо проезжаютмашины, высовываются бухие рожи. Ну и хрен с ними! Больше не знаю куда ехать даи не хочу – моё место! Стоит столик, вокруг мусор и бутылки. Как у нас!

Далее сценарий практически повторяет предыдущую ночь – гудящаятуча комаров, к ним присоединилась ещё и туча мошкары - Устраиваю «палатку»,закидываю шмотки, прячу вел, купаюсь (кстати вода тут оказалась значительнохолоднее, бьют ключи) – закутываюсь в спальник и накомарник, над которым бесплоднопопытался поколдовать. Костер не развожу, хочу спать, да и место сильноуступает предыдущему в красоте. Время почти 12. Через три часа вылезаю – заснуть не дали гады-комары.Развожу костер, кипячу чай, варю макароны, собираю вещи и без 20ти семь выезжаюв сторону дома.

Ехать куда приятнее, чем сидеть на берегу и кормитьвампиров. Не спешу, держу в среднем 18 км/ч. С одной стороны красиво течетречка, с другой носятся поезда. Погода отличная, Лепота! …Еду себе, еду, вдруг справа затрещали кусты! Трескбыстро побежал параллельно мне и обогнал. Не скажу что напугался – две ночи безсна, всё по…, но стало как-то немного не по себе! Впереди меня на дорогувыскакивает лиса! Вся в грязи, немытая… и поэтому не больно-то и красивая.Посмотрела на меня, и ускочила обратно в кусты. Всего второй раз вижу лису влесу! Еду дальше, чуть не раздавил метровую змею, вовремя заметил. Повезло ей!Снова уж. Пока тормозил, доставал фотик и возвращался, он уже почти уполз. Недоезжая Сиуча, дорога почти вышла на берег реки. Красивый, высокий, метров 5. Видофигенный! Стоит табуретка (пенек с дощечкой) видимо, специально поставлена длясозерцания этой красоты.

Сиуч – это зло! Для велосипедиста. Почти 3 км через всюдеревню и за неё дорога с рыхлым песком. Колеса вязнут, ехать крайне тяжело,даже стоя и по колеям. После этогоучастка у меня заболела спина от рюкзака. Пришлось тормозить у ручья, немного еёразмять и отдохнуть. Потом дорога стала получше и я почти без остановок доехалдо Уйты. Правда сам того не зная. Было желание ещё раз заехать на реку иперебраться в обозначенном месте на другой берег вброд. Слегка запутался в карте и проехалцелых 7 км вперед. Думал всё, испытания мои на этом закончены, сейчас начнетсяасфальт. По карте опять же. На деле пришлось ещё 7 км ехать по грунтовке,убитой бульдозерами в хлам – стиральная доска а не дорога. А вот в Нижнем уже асфальт!Идеально ровный! Машин мало, ветер снова в спину! Доехал до Моста через Колпь,в последний раз искупался и полетел в кадуй 30-35 км/ч. Погода заметноухудшилась – забегали тучки, прохладно. А при въезде в Кадуй вообще заморосилдождь. Всё по прогнозу, Гисметео не обманул. В 12-10 в Кадуе. Появилась вялость,клонит в сон. В 12-50 выезжаю из Кадуя, одна остановка в Заозерье и в 15-05 ядома! Ехал вроде не быстро, но от Азота меня километров пять «подвез» Белаз.Встал за ним и, почти не крутя педали, ехали 40 с небольшим.

Мой первый походик окончен удачно! Скорее всего непоследний!

Итоги:

1 вечер – 95 км, из 11 по песчанке;Старт в пятницу в 18-20;

2 день – 155 км, из них 10 по песчанке.

3 день – 135 км, из них 52 по песчанке. Финиш в 15-05.

Потерял задний велофонарик, расходы 300р. Одну 1,5 литровуюбутылку воды провозил все три дня и привез домой даже не открытую. Спал всего 3часа, весь покусанный.