Вануату

Впечатления от страны начались ещё на подлёте - самолёт был заполнен процентов на 15, было свободно, а заход на аэродром был, пожалуй, одним из самых красивых в моей жизни – редкие домики и масса крупных одиночных зелёных деревьях в зелени же какой-то травы. Навевало мысли о далёком и опасном путешествии. А когда, по прилёту, я увидел лица встречающих сотрудников аэропорта…. «Мама моя, настоящие дикари-папуасы, только бы не съели», - думал я, покрепче прижимая к себе паспорт, кредитку и наличку. Правда, уже в тот же день я попривык к местному населению, тем более, что оно оказалось вполне дружелюбно, а под конец путешествия вообще перестал обращать внимание на их лица. Хотя, конечное, вид разъезжающих на джипах-пикапах «дикарей», которым не хватало только АКМ в руках, впечатляет, тем более что в провинции в руках у трети мужчин и у некоторых женщин постоянно находится здоровый такой тесак.
И в столице и в провинции есть такси (первая буква Т на номере джипа) и «басы» (первая буква Б на номере микроавтобуса, от аэропорта до «тауна» 150Vt, по городу - 100, в деревни - от 200), причём последние ходят не по маршрутам, а как такси – куда скажешь, просто попутчиков берут по дороге.
К сожалению, как я, впрочем, уже знал, Вануату оказалась ОЧЕНЬ дорогой страной (точнее её столица). Кто и что в этом виноват я не знаю – ни толп туристов, ни «помогал» из ООН с лёгкими деньгами я тут особо не встретил, но факт остаётся фактом - по ценам на магазинное и ресторанное питание, по ценам на проживание и развлечения Port Vila, столица страны, опережает даже некоторые европейские страны. Однако такого вегетарианца как я первое не смущало – в наличии имелся рынок с недорогими кокосами, бананами, ананасами, разными диковинными фруктами и ИЗУМИТЕЛЬНЫМИ по вкусу, хотя и маленькими, моими любимыми манго. С размещением вопрос тоже решился довольно забавно – побегав по описанным в путеводителе гестхаусам с дормом (около 1600Vt, 1евро = 143Vt), которые все оказались «фул», я случайно наткнулся на ещё один гестхаус и объяснил ситуацию работнице. «Цена 4000Vt, но раз ты берёшь только на одну ночь, а хозяйки всё равно нет, отдам за 1600». При поселении я обнаружил отличный дабл с туалетом душем и ванной!, горячей водой и стопкой полотенец, так что решил отдать 2000.
Первый день я отдал просто осмотру города, а во второй (в этот день я переехал в один из гестхаусов) съездил на дайвинг. В городе сразу несколько фирм предлагали дайвинг (около 10000Vt за 2 дайва с рентом оборудования) и я остановил свой выбор на той, что предлагала дайвинг на другой стороне острова с Tranquillity Island Diving & Eco Resort и включённым трансфером на джипе и небольшим круизом на старой, 60летней яхте Coongoola, заодно посмотрев часть острова и водопад по дороге. Дайвы были на твёрдую 4, особенно понравилось как в меня влюбилась рыба-лоцман, приняв, наверное, за крупную акулу и преследовала минут 30.
По возвращению оказалось, что моими сожителями в дорме оказались не только пара местных папуасов, но и здоровые такие и жирные тараканы и крыски на кухне, что добавляло весёлых впечатлений от страны.
Третий день у меня почти пропал, на этот день я купил билет (контору пришлось искать довольно долго) на корабль отплывающий на Tanna – ещё один остров в Вануату, но дату отправления перенесли на один день (ходит корабль нерегулярно, раз в неделю, есть ещё какие-то компании, но их я не нашёл) и я всё воскресенье просто читал книжки.
Сам этот «корабль», на котором я отправился в следующий день, оказался ржавым и вонючим грузовым корытом, абсолютно не приспособленным к перевозкам людей (человек 20, только местные), которые спали где придётся на палубе под тарахтящий мотор. Ехало это корыто (отправилось вместо 12-00 в 15-00) до острова 20 часов и по приезду я, испытав долгожданное облегчение и накупил кучу манго, сразу поймал попутку (500vt) до главной достопримечательности острова – вулкану Yasur (2250vt). Те кто читал отчёт Баклана, уже знают что это за вулкан, остальным же скажу – грандиозное зрелище! Каждый день, каждые 5-10 минут вулкан, а до него всего 45 минут хода от ближайшего размещения, выкидывает из себя фонтан лавы, иногда небольшой, а иногда огромный, с разлетающимися пылающими кусками, застывающей по пути лавы. Особенно это красиво в темноте и я простоял у жерла часа 3, правда, в отличие от Баклана, куски лавы на меня не летели.
Желающим можно остановиться на ночь с палаткой на вершине вулкана, заплатив просто ещё за один день, но я решил переночевать в непосредственной близости от отвилка дороги к вулкану у местного сельчанина Филиппа. Кемпинг с полной едой (вегетарианской) стоил для меня 1000Vt, правда душа там не было, только вода из ковшика, но всё очень натурально, рядом живёт семья Филиппа, а по вечерам можно смотреть на зарево вулкана в ночном небе. Иногда, даже при уровне активности 1 (а их там 4), были видны вылетающие из жерла яркие точки, когда же активность имеет категорию 3-4 извержение можно наблюдать не выходя из палатки.
Следующий день я посвятил треку к одному из водопадов острова. В путеводителе писали о 3х часах хода в один конец и я, учитывая свой опыт и силы, рассчитывал обернуться туда-обратно часа за 4. Однако путь туда занял даже больше 3 часов – я с трудом шёл по каменистому руслу стремительной речки, многократно перебираясь вброд с берега на берег. И только добравшись до водопада (красивый, низвергающийся метров с сорока в небольшой водоотбойный котёл) я понял, что почти весь путь параллельно речке в джунглях идёт полузаросшая тропа, которая лишь изредка пересекает ручей, просто её выходы к ручью плохо заметны, а от проводника я отказался по старым своим мотивам (не люблю быть «грузом»). Обратный путь занял только 2 часа.
Ещё пару дней я пожил в Sulphur Bay – «деревне Джона Фрума». Правда, как оказалось, никаких прихожан-дикарей, верующих в бесплатную раздачу Кока Колы американцами, которых можно заманить ложными аэродромами, как писал Баклан, там нет, а есть просто локалы, которые отмечают знаменательное событие в их жизни (что-то вроде нашего Нового Года с Дедом Морозом или американцев с Хеллоуином и зубастыми тыквами). Но зато я прикольно пожил (те же 1000vt за палатку и еду, причём ещё и насильно впихивал им деньги, вначале брать отказывались, типа гость) в среде жителей деревни, посмотрел на их быт, праздники и еду, объелся местными фруктами и овощами и неплохо посноркелил в соседней бухте White Sands.
Вообще жизнь локалов в Вануату можно увидеть почти на каждом углу, причём они очень дружелюбны. Даже если иногда задирают прайс, то легко торгуются, и ничего у туристов не выпрашивают и не воруют, хотя общий стиль в одежде – чумазые и драные лохмотья. И впечатление производят вполне довольных жизнью «хиппи», только без излишней свободы в одежде и сексе и с заменой «травки» на напиток из кавы. И не такие уж они «дикари» по правде говоря,, верующие, что «прыжок вниз головой с лианой на ногах» «в угоду богам» итп. Это опять таки просто местные традиции и обычаи, вроде нашего «шашлыки на природе».
В показательные деревни «для туристов» на Тане я не поехал (не люблю показуху, даже максимально приближенную к реальности) и спустя 4 ночи после приезда, покинул остров, вернувшись в Порт Вилу. Обратно я отправлялся уже на самолёте (13500Vt) и это оказался самый замечательный полёт в моей жизни. Началось всё с аэропорта, по которому свободно, чуть ли не по взлётной полосе разгуливали «дикари» со своими «тесаками» (ни о каких «рамках и просвете рентгеном и речи нет), а потом я увидел маленький такой «минибас с крыльями» на 8 пассажиров. И каково же было моё удивление и восхищение, когда я понял, что багаж наш загружают именно в него! Я сразу же бросился к зоне отбытия и первым занял лучшее место – в 20см за креслом пилота. Передо мной была вся приборная доска и штурвал, до которого, будь я террористом или сумасшедшим, я бы смог достать!
К сожалению, другие острова Вануату я посетить не планировал (а там есть что посмотреть), да и наелся я уже приключений за 2 месяца – очень хотелось домой. Так что на этом мой маршрут подошёл к концу – только ещё одна ночь в Виле, на этот раз уже в более чистом гесхаузе и домой через Австралию и Дубаи. Приятным моментом оказалось наличие в аэропорту Порта Вила бесплатного WiFi интернета, с которого я и закидываю этот отчёт.
Выводы:
Вануату интересная страна, подойдёт и для любителей природы и для ценителей необычной культуры, правда всё тут чумазо-лохматое и не такое красиво-цветочное как на Самоа, но тоже натуральное. Одно но, главный остров – Efate со столицей Порт Вила совершенно не стоит того, что бы тратить на него время – сразу планируйте стыковку с самолётом (а не «корабликом» конечное, как я, на ожидании потратите больше денег) рейсом на Тану или другие острова - именно там ценности страны и проживание/питание гораздо дешевле. На каждый остров вполне можно отвести минимум дней по 5.