Замечательный походик по югу Карелии... Холмистый рельеф, ужасная дорога, красивейшие сосновые леса, острова и озера в граните... Множество людей посещают эти места, и никто не остается равнодушным.

Черная ночь

Вот она - Карелия Вот она - Карелия
Разноцветное утро Разноцветное утро
Облака над водой Облака над водой
Ночевка на неведомом озере Ночевка на неведомом озере
Морось Морось
Гравилат речной Гравилат речной
Кузнечное - р.Асиланйоки (моста нет) - Хийтола - Мустала - о-в Корписаари (ур. Петров Мост) - Куркиёки (лесная дорога) - Вятиккя - о-в Койонсари - Соскуа - оз.Тенткенлампи - Куркиёки - Хийтола - Кузнечное
_________________________

Ночь 1.
Ж/д станция Кузнечное - традиционно является главной точкой отсчета во многих маршрутах по Карелии. Это максимум, куда можно добраться в этом направлении, сев на обычную электричку в Санкт-Петербурге.
Поймав за хвост последнюю, в ночи толпа из четырех человек :) высадилась на платформе. Надо сказать, что двоих участников мы к сожалению потеряли не по своей воле. Неудачное падение убедило одного из них в необходимости покупки шлема (лучше конечно убеждаться на чужих примерах, но как говорится, пока гром не грянет :) ). Еще одна потеря - желудочная , а именно шашлык, который вез незадачливый участник... Говорю сразу, что за потерянных товарищей мы переживали больше, чем за шашлык ! :)

Время 23.30..
По шоссе мы отъехали недалеко от поселка и встали в потемках у какого-то озера. Это едва не стоило нам еще одной вероятной потери - Павла, нашего самого старшего участника, который наткнулся в темноте на один из многочисленных заколов из веток. Видимо местные жители так борются в непрошенными посещениями озера, в основном конечно с автомобилистами.
Долго не рассуждали, а встали на более-менее ровном месте.
Куркиёки и о.Корписаари

"Мост" через Асиланйоки "Мост" через Асиланйоки
Отличное шоссе Отличное шоссе
Легендарный грейдер Легендарный грейдер
Пыль Пыль
о.Корписаари о.Корписаари
Куркиёки Куркиёки
Стелла в честь 600-летия Куркиёки Стелла в честь 600-летия Куркиёки
Красное и желтое Красное и желтое
В траве В траве
Вокруг... Вокруг...
о.Корписаари о.Корписаари
Уединение Уединение
Подъем Подъем
Утро оказалось моросявое, хотя и принесло неожиданную радость - к нам приехал еще один участник, да не один, а с гитарой! Итак, нас пятеро, замечательно!

Рассматривая маршрут на карте, мы упирались взглядом в речку Асиланйоки, на которой по противоречивым сведениям то ли есть мост, то ли его нет. Ответ оказался ровно по середине, мост сожжен. Наладить переправу наверное было можно, но подумав, решили, что разумнее выбрать другую дорогу. Планов на сегодня громадье и не хочется тратить время на такое долгоиграющее мероприятие.
В обход, так в обход.

Несколько петель по лесной дороге, еще чуток внутри высокой травы и мы на отличном шоссе. По нему мы домчались до п.Хийтола. Посреди поселка стоит высокая крутая гора Линнамяки, на вершине которой находилась древняя карельская крепость.

На этом простая дорога закончилась, и начался легендарный грейдер... Неровный как стиральная доска и пыльный, как пылесос, добавить к этому неровности рельефа и проезжающие машины, чтобы с легкостью представить наши муки :)

Множество виражей позволяли осмотреть окрестности вокруг дороги... Леса, холмы, скалы...

Вот показалась приметная гора перед п.Куркиёки.

Но мы не спешили, и сверяясь со списком достопримечательностей, после этой горы свернули с дороги и углубились в леса. Там нас ждал о.Корписаари.

В переводе с финского — «Дремучий остров». Также известен тем, что здесь в древности на вершине горы располагалась карельская крепость. Во время археологических раскопок на ее территории осуществленных в 1995 году Александром Саксом были найдены многочисленные следы костровищ и сковорода 10—11 века (видимо, оставленная воинами несшими здесь караул). Эти находки хорошо согласуются с историческими сведениями: многие карельские крепости этого типа служили не столько оборонительными пунктами, сколько сигнальными объектами. При приближении противника воины зажигали большой костер дым которого был виден из соседней крепости и таким образом оказывалось возможным предупредить жителей за несколько часов до прихода врагов и организовать оборону.

Там удалось чудно передохнуть, а самые смелые стремительно искупались...Прыг! И сразу сразу обратно )))) Вода +10 ))))

Обратно, как водится, конечно в горку. У выезда на оставленную нами основную дорогу увидели группу велотуристов. Оказались москвичи :).

Поселок Куркиёки расположен на семи холмах и вытянут вдоль залива Лайколанлахти и реки Куркийоки. Впервые упоминается в 1396 г. в связи с нападением шведов. В древности на месте поселка был племенной центр древних карелов, а позже – центр огромного Кирьяжского погоста.
На правом берегу р. Куркийоки, на горе Линнавуори располагалась древняя карельская крепость. На вершине горы за деревянной стеной теснились деревянные дома. Подступы к крепости защищали каменные валы и частокол. Эта крепость служила убежищем для жителей поселка при нападении врагов.
У подножия горы найдены захоронения богатых норманнов. Вероятно, здесь на берегу реки, на мысу Рахоланиеми происходил торг между приезжими купцами и местными торговцами.
Много карельских захоронений найдено у подножия другой горы – Сякинмяки.
О времени шведского нашествия сохранилась такая легенда: «Яакко Пунтус сражался в заливе Лайккаланлахти и дошел до Лююссиня, для этого он навел мостки через болото и преодолел каменные заграждения на дороге». На землях сельскохозяйственного училища, есть долина под названием Лайкаланлакс. Там и сражался Яакко Пунтус с русскими.
В Куркийоки, между кирхой и усадьбой пастора, недалеко от дороги, у горы Маммаланмяки сохранилось много захоронений времен войны со шведами.
На мысу Рахоланиеми в древности была церковь во имя Рождества Богородицы. Впервые она упоминается в 1396 г., но, вероятно, стояла уже здесь в 12 в. Здесь был административный центр Кирьяжского погоста. Церковь неоднократно сжигалась шведами и восстанавливалась. Последний раз церковь была сожжена в 1658 г. во время «войны за веру».
О.Койонсаари

Скалы Скалы
Свет и тьма Свет и тьма
Вятиккя Вятиккя
р.Соскуанйоки р.Соскуанйоки
Старая мельница Старая мельница
На берегу оз.Тенткенлампи На берегу оз.Тенткенлампи
Песенный привал Песенный привал
"Путешествие Нильса с дикими гусями" "Путешествие Нильса с дикими гусями"
Ступени Ступени
Игра света Игра света
Водослив Водослив
Закат Закат
Следующим местечком, которое мы хотели увидеть своими глазами был поселок Вятиккя. От Куркиёки по лесной дороге выбрались к поселку. Местные жительницы подсказали, как лучше проехать. Рядом с поселком располагается база отдыха "Северного завода", на территории которой находится два интересующих нас объекта.

Первый, Часовня во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев.

С самого своего основания Валаамский монастырь поддерживал тесную связь с этим краем. В Писцовой книге Водской пятины в 1500 году сказано, что в этих местах у Валаамского монастыря были земли, деревни и подворья. На побережье были многочисленные скиты. Был скит и в п. Артонпохья.
Все изменилось после того, как Корельский уезд в 1617 году перешел в состав Швеции. Шведы сожгли почти все православные храмы и разорили монастыри. Покинули монахи и о. Валаам. Но в глухих скитах на побережье Ладожского озера остались некоторые старцы. В шведской налоговой книге в 1637 году, в поселке Артонпохья упоминается скит старца Домки Самуйлова. Старцы в народе почитались святыми и их называли «святики». Вероятно Домка Самуйлов почитался особо, поскольку в его честь в следующей переписи поселок Артонпохья уже назван Святикка. Это название продержалось до начала 20-го века, когда оно превратилось в Вятиккя.
Впоследствии эта история забылась. В 90-х годах в Вятиккя появилась база отдыха «Северного завода» из Санкт-Петербурга. И иначе, чем чудом не назовешь, что его директору Герману Гардымову пришла мысль построить на своей базе часовню во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев.
Так на месте скита валаамского старца в 1994 году появилась маленькая часовня. 24 сентября 1994 года часовня была освящена часовни во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев настоятелем Никольской церкви г. Сортавала священником Александром в сослужении настоятеля православного прихода г. Лахденпохья священника Георгия. В настоящее время в часовне проходят богослужения, осуществляются венчания, крещения.
(Православие в Карелии)

Второй, неподалеку от часовни стоит настоящий пограничный столб СССР, а еще поодаль на поляне стоит зенитно-ракетный комплекс.

Главная достопримечательность поселка - это большой остров Койонсаари с прекрасными песчаными пляжами. На юге острова находится гора Хииденмяки около высотой около 40 м. В хорошую погоду с нее можно увидеть о. Валаам.

Вьезд на остров на велосипедах беспрепятственный. Кругом сосновый лес и гранитные скалы...Давным давно на острове велась небольшая разработка гранита. Дорога песчанистая, идет вдоль острова, а затем выводит на пляжи... Такое впечатление, что попадаем куда-то на Канарские острова, какими их показывают на TV. Мы и разбежались было к воде.. но оказалось, что она ледяная. Чуть заходишь, и ноги сводит от холода... Вот такие "северные Канары" :).
Заметили много мест для стоянок, довольно чисто. Да и думается, что такое место у большинства рука не поднимается испортить.
Такая простая красота настраивает на определенный лад. Разговоры, смех и прочие звуки кажутся здесь лишними. Поймала себя на той мысли, что хочется просто сесть, выровнять перед собой песок, сесть и смотреть вдоль воды туда, где смыкаются небо и вода.

Но... День клонится к вечеру, а мы еще далеко от места стоянки.
С сожалением покинули мы этот остров. Обратно вернулись немного по прежней дороге, а потом свернули в деревне Соскуа, что на реке Соскуанйоки.
Впервые в письменных источниках она появляется в 1500 году — в Новгородской писцовой книге — под названием Сошково. Река, длиною в 40 километров, начинается около государственной границы, а в самом устье есть заиленное место и небольшой островок Ластиккалинна. За ним открывается залив Токкаринлахти, шириной 300 метров и длиной полтора километра, в него-то и впадает Соскуанйоки. Устье реки обступают со всех сторон скалистые обрывы со следами древних землетрясений.

Каменные глыбы использовались для строительства фундаментов местных домов. Один из камней чуть не стал пьедесталом для знаменитого “Медного всадника” Этьена Фальконе.

В июне 1768 года Академия художеств объявила о розыске камня-скалы для постамента “конной статуи”. Две особо большие глыбы были уже давно известны на северных островах Ладожского озера — это так называемые Пипокиви (“Камень-трубка”) и “Токарь-камень”. Как писал в 1839 году в своём историческом обзоре капитан В. П. Соболевский, “первый из них, Пипокиви, лежит у самой воды на острове Хидолосари; второй находится недалеко от Кронебурга (Куркийоки) на берегу Ладожского озера, на склоне горы, поросшей лесом, сажен 15 выше горизонта озера”. Это “величайшие каменные глыбы, какие случалось нам встретить в Финляндии… Обе массы гранитовые, и каждая из них в несколько раз больше камня, употреблённого для памятника”. “Токарь-камень” оказался “трещиноватым” и поэтому после осмотра его забраковали. “Камень-трубка” тоже не подошёл для пьедестала. “Токарь-камень” и располагался в заливе Токкарлахти в деревне Соскуа.

Опять-таки в самой деревне нам помогли определиться с дорогой местные жители, которые указали нам тропинку вдоль реки. Она сильно заросла, да еще и сырая. Мы уже подустали, поэтому не обошлось без падений. Тропа вывела нас к старой финской мельнице. От нее остался дом мельника и водослив.

Продолжая двигаться по тропе через поля, мимо холмов, мы знали, что где-то рядом есть чудесное озеро Тенткенлампи. Оставалась самая малость - найти его.
Уже совсем завечерело, когда разведка Сергея дала результат, и мы полезли через вырубку по направлению к озеру.
Вокруг никого, чувствуется, что ползем вдоль берега, но видно вокруг уже очень плохо. Прошли не так и много, когда очутились на ровной каменной площадке.

Быстренько поставились, костер, еда. Сегодня 22 июля - день рождения отсутствующего от нас Олега. По этому случаю съели манник, который я везла все это время :), и запили его вином в честь именинника. Денис устроил нам изумительный вечер песен под гитару! Это не было обычное костровое треньканье на гитаре... Мелодичные переборы лились в темноту... А потом был сон...
Оз.Тенткенлампи

Хороший сон Хороший сон
Скалистые берега Скалистые берега
Наша стоянка напротив Наша стоянка напротив
Высоко стоим Высоко стоим
Петров крест Петров крест
Завтрак Завтрак
Граниты Граниты
Мозаика Мозаика
На вершине скалы На вершине скалы
Последствия вырубки Последствия вырубки
С утра все оказалось очень чудесно! Побродив по берегу озера мы сошлись во мнении, что выбрали самое лучшее место для стоянки. Скала, на которой мы встали, большой ступенькой уходила в воду. Это было очень удобно :) Вода как парное молоко, поэтому мы разделились: кто-то жарил шашлык, а кто-то купался :).

Скалы на другой стороне озера были гораздо выше, чем сидели мы - хороший повод посмотреть на окрестности. Вдоль озера идет узкая тропа, скалы прижимают ее к воде. В конце тропка уходит влево, видимо к деревне, а мы стараемся обогнуть озеро и попадаем в царство сырости и папоротников. Здесь протекает небольшая речушка, поэтому все немного заболочено.

Миновав низину, снова упираемся в скалы. На наше счастье высота их нарастает к середине озера, и это позволяет нам карабкаться довольно безопасно наверх.
На скалистой гряде наблюдаются молодые сосновые поросли и ковер из разнообразных лишайников. Пользуемся этим мягким местом, чтобы посидеть перед чудесной картиной, раскинувшейся перед нами...

Мы пробыли на озере большую часть дня, а к вечеру выдвинулись в обратный путь.
Что значит ехать домой - дорога показалась намного короче :)

Поездка удалась на все 100!