Пешеходный маршрут по Ликийской тропе. Горная часть легендарного маршрута (пройдена 1 половина всего маршрута).
Анталия - Акдамлар - Хасичандыр - Эльмаяни - Гёйнюк - Гедельме - Тахталы - Чирали - Адрасан - Караёз - Финике - Демре
Хронология
Дневник маршрута по дям
Хронология маршрута

День 0 (07.11.2019)

Прилет был в международный аэропорт Антальи терминал 2 чартерным рейсом в 3:30 по местному времени. Я прошел по основному шоссе примерно 2.5 км до КПП. Слева были внутренний аэропорт  Havaliani и международный Анталия-1 . Там можно сесть на трамвай. На КПП надпись над дорогой: «Havaliani», через 100 метров справа от дороги (по направлению выезда из аэропорта) наконец нашел разрыв забора. Зашел в лес и поставил палатку.

День1 (08.11.2019)

Проснулся около 10 утра, прошел чуть дальше по основному шоссе и нашел остановку 600 маршрута (станция тур (по-турецки) «Durak»), у садовника узнал, что через 15 минут будет автобус.

На 600 автобусе доехал до Dekatlon, его видно слева, остановка Dumlupinap bulvar (предпоследняя). Купил газ. Дальше прошел 1 остановку пешком по ходу движения автобуса до наземного перехода.

Автовокзал (Тур «Otogar») слева по ходу движения автобуса 600 (надо пройти по переходу).

Там много маршрутов надо спрашивать. На автовокзале много банкоматов.

На станцию там не надо садиться. Надо со стороны автовокзала дойти до того же перехода и пройти направо (в сторону  Dekatlon) 30 метров. Купить карточку в киоске с едой до остановки и ждать 521 маршрута. Там много водителей садятся в белых рубашках с логотипом «AntObus». Они говорят по-английски и скажут расписание. На этой же остановке ходит 600 маршрут до аэропорта. На нем написано Havaliani и картинка самолета.

Автобусов 521 два: один маленький идет до «Geyikbay?r?» (Гейакбакыры) и дальше, другой 521А – большой (как 600), идет до Akdamlar (4км не доезжая до «Geyikbay?r?»). Можно начать и там и там. Между Гейакбайыры (1 км вниз) и Akdamlar (3 км вверх) начинается Ликийская тропа (=ЛТ). На дороге, соединяющей две деревни, есть поворот на кемпинг «Jo si do» (вниз), там большой плакат с картой. После кемпингов (около 700 метров вниз) после старта тропа переходит через реку по бетонному мостику. Там идет разделение троп, ЛТ прямо как идет мостик (бело-красная маркировка), и мини тропа до Akdamlar (не такая интересная) по основной дороге (желто-красная маркировка) (туда не надо). Ликийская тропа идет вниз котловины, потом круто поднимается вверх, проходит через гробницы около сопочки (!!! интересное место, название не нашел) и приближается к Гейикбайыры на расстояние км, далее уходит на перевал.

По указателю от автостанции (нижней, не рядом с мечетью) в Гейикбакыры дойти до гостиниц Garcia (есть указатель, 800 м). оттуда не теряя высоты дойти до руин на сопочке (по maps.me их видно). И оттуда начать путь (без дикого подъема). Путь по красной метке (рисунок). После достопримечательностей тропа идет до дороги и теряется. На дороге (асфальт) надо повернуть налево и дойти до поселка Elmin. В начале поселка питьевая вода. Я встал выше на пригорке (150м от источника воды), чтобы утром набрать еще воды.

День2 (09.11.2019)

Шел вдоль поселка Elmin, до кладбища, за ним развилка, направо и долгий тягун до перевала. Вода есть на пути и на самом перевале. Там же есть обалденная стоянка. Далее вниз, интересная тропа по горам. В какой-то момент упираемся в гробницы !!!, после которых переход в другую долину (от руин как выходишь на дорогу, надо идти по основной дороге вправо (вниз) (если влево пройти будут раскопки или может уже готовые новые руины)). Далее идем вдоль склона, пересекаем асфальтовую дорогу, несколько дорог, длинный спуск к реке, перед рекой поставили владение, обход слева. Ровное место в 5 метрах по правому берегу реки Чандир.

День 3 (10.11.2019)

Даже здесь было слышно муллу (5 раз в сутки включают пения в мечетях). Не спеша собрался, оказалось одна трекинговая палка сломалась. Пришлось идти с одной. Через 500 м вышел на основное русло реки Чандир. Тропа идет чуть ниже плотины. После перехода надо подняться по дороге выше по течению, маркировки сразу не видно. Далее по единственной дороге вверх по серпантину. Там я потерял тропу, поплутал и по карте вышел снова на тропу. По ней дошел до поселка Hisarçand?r. Тропа слева подходит в поселок. Через 300 м от вывески Hisarçand?r (там же указатель Анталия 30) тропа идет вдоль огорода настолько близко, что приходится идти в обход через колючки. Потом видишь, что тропа продолжается за забором, приходится перелезать, матеря хозяина забора.

От Hisarçand?r ликийская тропа сильно разветвляется, ответвления с такой же бело-красной маркировкой. Некоторые тропы уходят на соседнее плато, высотой порядка 1500 м и выше. Меня спасли турки (2 группы), которые указали путь и подвезли позже. Сами гиды не идут по маркировке, ходят напрямую, срезают. Основная тропа на Гейнюк идет по дороге. После плотины на реке Чандир маркировка ведет не на основную Ликийскую тропу (!). Без навигации не обойтись. После Hisarçand?r Ликийская тропа ведет в деревню Elmayani, это почти перевал, высота 1900м. До этой деревни лучше доехать. От деревни сразу идет маркировка круто вниз, это не ЛТ!), надо пройти 100 м до источника воды в сторону моря, и далее по маркировке. Я под вечер быстро сбросил высоту до 1500м. заночевал в лесу. Было заметно теплее, чем в поселке.

День 4 (11.11.2019)

Спустился до притока р. Göynük (залповое ударение на первый слог, тогда будет по тур.) (>1000 перепад), перед ним первый источник воды из трубы. На притоке есть заводь с рыбками и лягушками, крабом. Есть место для купания. Я бы там сделал баню. Побоялся, что это заповедник, и нельзя делать костер. Но туда никто не ходит и это не основное русло Göynük. Очень живописное место!

Дальше тропа быстро доходит до основного русла реки Göynük. Маркировка пропадает. Надо пройти на другой (правый) берег, подняться до указателя Гейнюк–Яйла, не доходя до подвесного моста. Эта территория платная. Главное вниз не идти, но всю территорию надо посмотреть. В самом верху есть место для боди-рафтинга – сплавляться по ручейку на спас-жилетах. (можно набрать воду). После осмотра каньона Göynük дошел до указателя, пошел по ликийской тропе вверх. Примерно 2.5 часа поднимался вверх, спуск 300м до ближайшей воды (она сразу за местами для палаток, 30 м ниже). Набрал воды и вернулся к местам под палатки. Место для лагеря шикарное! Можно жечь большой костер. Воду можно не увидеть, т.к. тропа раздваивается. Там большое корыто, которое просто похоже на большое бревно.

День 5 (12.11.2019)

После корыта с водой идет развилка. Надо идти влево и снижаться. Многие ошибочно идут право по натоптанной тропе (от тропы идет маленькое ответвление на единственный в округе источник воды, кажется, что тропа продолжается дальше вправо, натоптано в этом ошибочном направлении прилично). Тропа спускается и красиво пересекает верховья Göynük, выходит к первым домикам, там есть мини-кафе. Взял лаваш и зарядил телефон. Есть пиво за 25 лир, стакан водки за 35 лир и остальное. Wi-Fi нет. Поселок Гейнюк-Яйла находится выше. В него надо влезать по лесенке через забор. Думаю, это фазенда Сулеймана (к нему нужно заходить по описанию), но его не было дома. «Яйла» переводится как «совхоз». Надрал, пока шел, айву и яблоки. Прошел пару поселков, все без жителей. Воды набрать негде. После идет перевал с большой сопкой. Пересекаю ручей (если немного вверх по нему подняться, то можно набрать воды) и рядом бассейн с водой. Далее скотоводческое хозяйство. Далее тропа пересекает асфальтовую дорогу и спускается вниз под ЛЭП. Мест для палатки нет. Встал на ночевку в темноте, когда тропа вышла на грунтовую дорогу, воду нес с собой. Палатку ставил на дороге, сносное ровное место.

День 6 (13.11.2019)

Оказалось, до ближайшего поселка Гедельме примерно 2 км. Маркировка дополняется зелеными полосками, но только до поселка. В Гедельме у мечети набираю воды, можно набирать 0.5 л, почти до перевала Тахталы есть вода. В Гедельме есть магазин. Тропа идет через весь поселок, во второй половине поселка растут большие чинары. У самой большой есть плакат и указатель влево, там руины замка. Очень интересно. Далее тропа идет по дороге, иногда срезая ее тропой. Видно Тахталы и кажется, что она очень высокая, однако дорога плавно набирает высоту, движешься по ней очень быстро. Потом проходит через поселок с мечетью, за ней через 50 м растет гранатовое дерево на нейтральной территории, надо пользоваться. Далее подъем по тропе, иногда пересекая дорогу и ручьи. Потом крутой подъем по тропе по тайге, и как-то неожиданно пересекаешь дорогу (грунтовую), приходишь к хутору. В мое время был дом и что-то типа бани, тропа идет правее хутора за оградой. Чуть выше источник воды (ручей) и видно финишную прямую на перевал. Я там затарился водой. На ручье тропа раздваивается. Я пошел левее ручья и по более крутому подъему поднялся (не критичный подъем), даже срезал достаточно.

Я шел по красным стрелкам по ровному взлету наверх. Немного выше этого ручья моя тропа тоже раздваивалась. По красно-желтой маркировке (не бело-красной) было ответвление налево через осколки леса. Туда не надо. У меня был четко виден взлет на перевал, быстро по серпантину по камням тропа забирается на седловину.  Далее видно тропу налево. Она красноватая. По ней идем примерно 300 м до раздвоения желто-красной и бело-красной. Там бросать вещи и взбираться на вершину 2365м по желто-красной маркировке (налево). Далее спуск по бело-красной (как обычно). От разделения троп набор еще 500 м по вертикали. Закладывайте 2 часа. На перевале много всяких стрелок, маркировок, крестов. Только бело-красная указывает Ликийскую тропу. Успел почти до темноты сбросить высоту до 1700 м. Встал на месте, пригодном для палатки. Воду нес с собой после последнего ручья перед перевалом.

День 7 (14.11.2019)

Утром начал накрапывать дождь, шел напролом. В одном месте был полу-грот, там съел все фрукты пока пережидал самый пик ливня. (примерно 15 мин.) перед п. Улупинар тропа пересекает трассу D400. Там тропа теряется, идет по южной части поселка через кемпинги и кафешки. Озяб на час-полтора в закрытой беседке с печкой с 4 белорусами. Согрелся, подсушился и пошел дальше. Тропа пересекает большое русло высохшей реки (ширина >15 м), далее вверх, через некоторое время на правом повороте слева видно долину ручья. Ручей в 1 км до Химер. Там стояли сибиряки. Место хорошее, последний источник воды перед Химерами. Там можно искупаться, помыться. Ручей пробил в скале округлые полости. Вечером приходил местный пастух с 2 зубами. Ненавязчиво рассмешил сибиряков, ко мне тоже приходил проведать, что у меня есть.

День 8 (15.11.2019)

Утро затянулось из-за дождя. Смог еще раз заснуть под утренний дождь. Сибирь ушла, у них лимит по времени. Я постирался, помылся. Но вещи положил в мешок, так как некогда было сушить.

Далее Химеры. Внизу на пункте оплаты ушел вправо, пока тормошили группу украинцев. Вход 8 лир. Встретился с ними на выходе. Узнал, что еще можно есть из подножного корма. Цветки опунций (желтые, розовые и даже фиолетовые), по вкусу похожи на киви. Еще понял, что я вообще скромняшка, когда срываю по 2 граната в день. Апельсины вообще на трогал.

Дошли вместе до пляжа Чирали, украинцы пошли в сторону Кемера (не по Ликийской тропе, но думаю тоже красивый путь вдоль берега моря), я пошел на запад по классике. Неудачные 2 попытки найти работающий магазин. На пляже Чирали не встать, на всех плакатах было написано, что ставить палатки и разводить костры запрещено, на машине заезжать тоже. После 1.5-2 км пляжа Чирали был древний город Олимпос. Поздно вечером подошел к Олимпасу, кассы не работали. Прошел по Олимпосу вспешке, так как надо было найти место под лагерь. Торопа начинается с указателя и потом теряется. Над искать ее около Некрополиса. Я прошел мимо, по стрелкам. Был уже поздний вечер. Забрел влево после выхода из Олимпоса, около бара Orange, на чьей-то территории. Около фонаря поставил лагерь. Ночью пришли белорусы, которых выгнали с Чирали, они пытались поставить палатку. Вообще можно было пройти немного по тропе, после Олимпоса в 400м есть место под лагерь без воды, но с костровищем и в лесу.

День 9 (16.11.2019)

Холодная ночь в мокром спальнике. Поздний подъем. От бара Orange идет еле видная тропа вверх на Ликийскую тропу, основная тропа ведет в каньон для скалолазов. Я тоже там полазал с рюкзаком. Масса впечатлений. Пришлось включить навигацию, потом вышел на тропу. (тропа без экстрима, для детей, если крутой подъем – вы ушли с маркировки). Далее путь через джунгли до Адрасана или по-местному Эдрасан. Решил наконец-то зайти в магазин, пришлось идти 2 км, поселок очень большой. Есть сок, макароны по 1.75 лир за пачку. По пути поставлены указатели в обратном порядке (неправильном) с расстоянием до Олимпоса. Алкоголь в соседнем магазине Migross. Вино сухое красное 48 лир/литр, самый удачный вариант цена-качество (также вино есть в ларьке на пляже Адрасана, можно не идти так далеко от тропы). Встал по пути до моря в поселке чуть в стороне (чтобы влажность была поменьше и можно было набрать воды) пока перед этим просил воды, дали свежеиспеченный лаваш.

День 10 (17.11.2019)

По дороге дошел до пляжа Адрасана, искупался. На пляже можно стоять с палаткой, вода есть чисто, но влажно. В западной части пляжа поднялся по высохшему руслу реки вверх до тропы. Через 3 км был источник воды, здесь самая вкусная вода, сладковатая. Прекрасное место для лагеря, далее грунтовая дорога переходит в тропу. На 12 км от Адрасана старый маяк, на нем не было воды, много турков. От маяка тропа идет недолго, потом дорога, много народа из Караёза приходит сюда. До Караёза 8 км. По пути есть двойной умывальник, рядом заночевал. Встретил бельгийца, он рассказал, что его укусила собака и ему нужно делать уколы от бешенства.

День 11(18.11.2019)

Утром добрался до пляжа п. Караёз, искупался. Дорога шла около моря. После пляжа так и надо идти вплотную к морю, после скал, где хорошее место искупаться голышом. Тропа уходит вверх на дорогу. Там застопил машину, меня довезли до поворота на местный центр Kulumca. Я пошел дальше в сторону Финике. В попутном направлении встретился рейсовый автобус, на обратном пути он забрал меня и довез за 4,5 лир до Kulumca, там сразу пересел на автобус до Финике за 5 лир. На попутке можно сразу ехать до Kulumca. Участок Караёз-Финике обычно едут, так как тропа идет вдоль дороги. От автовокзала Финике тропа идет через город 2 км. Я прошел по-другому, по набережной, вдоль моря, через дорогу отделяющей полуостров, до пустого бело-галечного пляжа, там душевно искупался. 50 метров придорожная кафешка, в ней дали 1,5 л воды, т.к. водопроводная вода только для мытья рук.

От Финике идет участок без родников, только цистерны, воду из них нужно кипятить, для некоторых нужен дополнительно фильтр.

От кафешки дорога идет до указателя на ЛТ. Далее отличная маркировка до руин Белоса (ни разу не сбился). От указателя в 100 м встретил 3 собак (1 непристегнутая), отстали быстро после запущенного камня. В середине пути до руин тропа идет по сухому руслу реки, в каньоне очень красиво!

На руинах есть первая цистерна, вода хорошая. Рядом корыто, в нем была дохлая мышь. Посмотрел руины, сбегал на соседнюю горку со смотровой площадкой на море. До руин тропа идет через колючки с желудями, можно идти в штанах, можно и в шортах, но осторожно. Затарился водой 4,5 л и пошел до заката. Далее тропа вдоль дороги, маркировка редка видна. Наверно из-за расширения дороги. Дошел до единственного жилого хутора с овцами. Решил встать до хутора за горкой.

После установки палатки и разведения костра пришли 5 собак. Сразу начали гавкать. Прогнал быстро. Потом ночью вернулись 2 большие собаки. Ночью регулярно слышал очень близко примерно в 50 метрах. Утром как открыл палатку пришли те же 2 собаки, но быстро ушли. Это оказались местные собаки с территории хутора. Они прогнали 3-ех бездомных собак. Я оказался на их пути и добавил им ускорения камнями и громким матом. Местные собаки интеллигентно навестили меня утром, может я им чего дам. Ночь я провел с приготовленными камнями, палками и газовой горелкой, старался лишний раз не переворачиваться, так как местные собаки начинали гавкать (но я не знал, что они меня пасут, думал, что хотят напасть).

День 12 (19.11.2019)

Вскипяченных вечером 4,5 л воды хватило на 2 приготовления пищи (ужин+завтрак, почти HB) и 1,5 л с собой на весь день. Шел почти без маркировки. От хутора тропа поднялась почти до вершины горы, где установлена телевышка, около вершины пошли безлюдные строения и даже кемпинг со скидками тем, кто идет по Л.Т. В середине этого городка из строений (в основном хлева) есть указатель «Финике-налево, Демре – направо». Надо направо. Начал потихоньку спускаться.

В этом районе было много желто-красных красок, чувствуется, что холоднее горных районов около Гейикбайыры. Дошел до руин Аккилиси, они интересные. От руин надо идти вправо на ту же дорогу, от которой к ним спускаешься. Здесь крупная щебенка, которая очень сильно сбивает ноги. Я начал быстро терять высоту в надежде, что тропа пересечет дорогу ниже (чтобы лишний раз на включать навигатор). В итоге пришлось набрать 300 м по колючкам без тропы, пересечь мини сопочку. На этой сопке были руины, не отмеченные на карте. (точка Новые руины) От этих руин вниз к дороге недалеко и без колючек. На дороге новая цистерна с водой и поворот на тропу Св. Николая. Там набрал 4,5 л воды и пошел до хорошего места. Между поселками Зейтин и Белёрен (Belören). Встал на тропе, которая срезает дорогу (после подготовленных СХ полей в камнях) (с амфорой). Собак было редко слышно, и они были очень далеко.

День 13 (20.11.2019)

Дошел до поселка Белёрен, там можно на автобусной остановке набрать воды, далее дорога идет рядом с ЛЭП. Через 400 м от Белёрен тропа срезает дорогу, место я пропустил, спускался 100 м по любимым колючкам. Далее тропа теряется, но по навигации можно найти продолжение. Далее 4 км через бесконечные теплицы до Миры (город в скале). После Миры можно посетить церковь Св. Николая 30 лир и музей Андриаке (рекомендую). После Андриаке можно на пляж, там есть кемпинг. Из Демре с 7-00 до 20-00 ходят автобусы каждые 40-45 минут до Анталии от автовокзала (otogar) 30 лир, идет 3 часа. (идет через Финике, Kulumca, шикарный вид на Тахталы). Автовокзал, церковь Св.Николая и Мира находятся рядом (400 м). Музей Адриаке далеко. В Демре есть булочные и супермаркеты. От автовокзала в Анталии ходит 600 автобус до аэропорта Havaliani. Не доезжая автовокзала есть остановка, где можно пересесть на другой автобус до 1 терминала (там же внутренний терминал).