Белое море / Парусный туризм | Спортивный туризм
 

Из Кандалакши в старую Ковду под парусом

3 - 6 июля 2006 г.
 
Подготовка к походу

Ещё прошлой зимой мы с Юрием Борисовичем Маловым начали планировать поход на моей лодке по Княжегубскому Водохранилещу. Это интереснейшая система озер. Нам нужно было дойти морем до Княжой губы, там уже договорились, что нас и лодку перевезут на машине мимо электростанции в водохранилище и так далее. Были у другие варианты заброски швертбота на эти озёра. Конечно, целью похода был отдых, рыбалка, спокойное путешествие.  Борисыч сказал, что обо всём договорился и мы стали собираться.  Перевернули лодку, я её подчищал, шпаклевал, топором заострил форштевень для снижения лобового сопротивления, стамеской заострил кормовой плавник для правильного гидродинамического обтекания его водой. Обработанные места пропитал эпоксидной смолой и покрасил. Покрыл эпоксидной шпатлёвкой гвозди снаружи обшивки. Снаружи положил один слой алкидной зеленой краски и по зелёному после прошёл финским лодочным уретановым лаком. Внутри прошёл серой эпоксидной корабельной краской по стыкам первых нижних поясьёв.  Последнии три дня июня мы с Боричычем усиленно готовились вместе после работы часов до 11-12 вечера. Установили закрутку на бушприт для Генуи, мачту от верхней части укрепили вантами, для чего по бортам установили вант-путесы. Было сломано не одно сверло при образовании отверствий в этих самых путенсах-нержавейка, всё-таки! Была немного изменена проводка дирик-фала, поднимающего гафель. Придуманы блоки плавучести. Кое-что ещё по мелочам.  О планирующемся походе я сообщил отцу Митрофану из Варзуги, и он благословил нас на это серьёзное дело. Днём перед выходом я съездил в церковь, поставил свечи, заказал молебен опутешествующих Александре и Юрии. С прихожанками поделился новостью об отплытии, ,,спаси, Господи!,, ответствовали они.
Начало похода

30 июня собрались у гаража в 9 вечера и начали предстартовую подготовку. Я даже не спрашивал Борисыча куда и как мы идём. Наконец в 2 часа ночи 1 июня 2006года мы отвалили от берега.В полный штиль пришлось развести пары и под мотором мы прощли до о.Еловый с крейсерской скоростью 8км/ч. У Елового слегка задуло с С, мы были на распутье: можно было идти под парусом либо между Колвицей и островами заповедника, либо Западной Ряжковой Салмой. Я чего-то затрусил идти открытым морем, пошли проторенным путем мимо Ряшкова. И не зря,потому что вскоре пришлось высажываться на материк- в туалет. Вскоре обнаружилось, что поставленная наспех  система закрутки Генуи даёт сбои, а именно- в то время как  нижний барабан, снабжённый надёжным подшипником, крутитсы, то верхний вертлюжок из-за натяжения стального тросика, вставленного в переднюю шкаторину Генуи, прроворечивается плохо. Таким образом, Генуя при закрутке скручивается в верхнейь части в узлы, а при попытке раскрутить её запутывается и не раскручивается.причиной тому-скупость хозяина яхты. Покупая барабан закрутки , я приобрёл к нему маленький верхний вертлюжок без подшипника с разрывной нагрузкой 650 кг (куда мне больше, подумал я).В руках он крутится просто замечательно, а вод под мощным натяжением фала тормозит. Верхнии вертлюги с подшипниками стоят в два раза дороже и разрыв у них болше тонны. На протяжении похода пришлось просто опускать и поднимать Геную обычным способом, что доставляет много неудобств. По  возвращению в базу я первым делом заказал в достопамятный ,,Фордевинд-Регату,, нормальный верхний вертлюг с подшипником.  И так, прошлогодним маршрутом мы дошли до губы Княжая. На этот раз нам не пришлось вычислять с помощью GPS вход в губу, почит не видимый с моря. Шли по памяти. В 9 утра высадилисьна о.Крестовый, что прямо у входа в губу Княжая, который очень понравился в том году со стороны. В губу заходить не стали. Наши предвкушения об острове оправдались. Чудесное место! Видно, что здесь часто отдыхают княжегубцы, однако очень чисто. На верху одинокая ухоженная могила 1973 года. Берег пологий без камней, с западной стороны, обращённой к губе,- мелкая галька, с южной где выход к морю-мелкий золотой песок. Интересно, что северный берег, глядящий в сторону Кандалакши, высок и каменист. Восточная часть острова нами не обследовалась. Борисыч позвонил по мобильнику в Княжую и оказалось, что человек, обещающий нас перевести на водохранилище, не может этого сделать... Ну и что ж, пожал плечами  Борисыч, что ж тут такого, пойдём в Ковду... Зимой ,обсуждая планы походов, я конечно говорил ему, что хотел бы попутешествовать по морю, в Ковду, в Умбу. Но я также с радостью принял предложение об озёрах и оно до сих пор оставалось основным вариантом. Про Ковду как-то и не говорили, а тут так вот просто всё решилось.
Лирика.

Юрий Борисович Малов - старый опытный путешественник. Яхтсмэн, спортсмэн, комсомолэц. Всегда уверен и спокоен, характер нордический, твердый. Любой вопрос решается без напрягов, с учётом реальных обстоятельств, трезвой оценки обстановки, а также пожеланий другой стороны. Малов - охотник, ходил на лося и медведя. Правда в этот раз ружьё не брал. Вынослив - может не спать сутками. В этот поход большую часть времени был рулевым. Малов захватил с собой ,,на всякий случай,, свои 250-метровки как раз до Ковды, так что мы тут же изучили и проложили маршрут - забили контрольные точки на GPS. В этот раз мы были обеспечены глобальной системой позиционирования в двойне: у меня был старенький бэушный Magellan, а Юрий Борисовичь приобрёл этим летом новенький простой Garmin, очень удобный, но мы его не успели ещё всесторонне изучить. Мы позавтракали, отметили по 100 грамм, я поспал, сделал несколько снимков на одолженный мне друзьями цифровоц фотик.  В 15 часов того же 1 июля мы вышли южным проливчиком между островом и материкоми пошли проложенным курсом  на Ковду.
Поход продолжается.

          Небо было чистым, высокие прозрачные облака, напоминающие то рыбку, то крыло птицы, проплывали по небу. Я достал атлас облаков, скачанный из Интернеиа и пытался выдать собственный прогноз, основанный на формах облаков. Устойчивый ветер от С-В силой 3-5м/с и отсутствие волны позволяло двигаться под всеми парусами в галфинд с постоянной скоростью 7-8км/ч. С разрешения Борисыча, который был на руле, я даже лёг подремать. Но толком спать было невозможно,потому что  кругом такая красота! Солнце прогрело воздух до +20. В бинокль можно было видеть, что под восточным берегом залива, в 12км отсюда, почти штиль-вода какзеркало. Однако это вполне могло быть миражом, поскольку на обратном пути мы наблюдали именно мираж, о чём позже.    По левому борту остались острова заповедника: Тарасиха с кордоном, обитаемым человеком и собакой. Дальше неё ещё пару небольших островков, населённых птицами. При нашем приближении у них была объявлена тревога,все пернатые поднялись в воздух, а лететь-то и некуда! Они не стали на на снападать, а мы на них и не собирались. Правым бортом оставили открытую губу Нищевскую, где Дмитрий Лоскутов с Гелиной Беловой отдыхали в 2003году перед штурмом на вёслах Вачевской салмы против приливного течения. Тут расстояние до берега Нищевской было около 3км. Так мы дошли до о.Вачев и не дожидаясь прилива, прошли Вачевскую салму, сразу после которой начиналась обширная губа Ковда со всеми её многочисленными островами.              Тут видимо до нас добрался тот самый штиль. Убрали грот, попыхтели мотором, но решили экономить горючее и я сел за вёсла, решив, что будет более достойным зайти в Ковду на вёслах. Около маяка на каменном островке Приглубый Баклыш у входа в губу толпились рыбаки на катерах и резиновых лодках с моторами и энергично дёргали удочками, вытаскивая одну за одной добрых трещин( не путать с трещинами и другими щелями в стенах ,полах и женских телах). И это при том ,что в Кандалакше рыба вообще ни какая  не клевала! (и так было всё лето). Нам стало обидно.  От обиды я налёг на вёсла, чтобы не видеть такой несправедливости и вскоре мы оказались ввиду села Ковда. По берегу стоят деревенские дома, на каменистом холме-двухсотлетний деревянный трёхметровый крест, из-за холма виднеются купола знаменитой  Никольской церкви 17века, построенной без единого гвоздя. На берегу остов большой деревянной ладьи. И тут тоже куча рыболовов успешно промышляли треску. На подходе задул вечерний бриз от Ю, мы подняли Геную и под ней подошли поближе к селу. Вечернее солнышко красиво освещало деревню.            Было 21.20, таким образом  от о.Крестового до села Ковда мы  дошли за 6,5 часов, всего от Кандалакши до Ковды-13 ходовых часов при благоприятных погодных условиях. Дмитрий Лоскутов  в 2003 году в конце лета вместе с Галиной Беловой добирались сюда в одну сторону трое с половиной суток (чем они там занимались). Мы их победили!        Настроение было благодатное, но мы не стали подходить к берегу сейчас, а решили остановиться на ночёвку на оюОвечий, что в одной миле напротив села. Укромная крохотная бухточка  на острове приютила нас.  Очень долго и истошно кричали две птички с красным клювом. После ужина Борисыч улёгся на берегу у костра на железной кровати (и кто её туда притащил), а я в лодке поднял пайолы на банки, разобрал свой уютный спальник,,Jack Wolfskin..  ,но долго ворочался, не мог уснуть. В термобелье,,Red Fox,, было жарковато, жужжали комары, однако это возмещалось приятными впечатлениями и вскоре видения синего моря под голубым небом, дальнего берега на той стороне залива и проплывающих рядом с нами островов превратились в сон.
Старое село Ковда

Я проснулся ранним хмурым утром 2 июля. Было свежо. Малов спал. Не спеша я поднялся на вершину острова. На Ю открывалась Ковда. Благодать чуть не до слёз снизошла на меня. Я был благодарен Богу за то ,что он привёл меня сюда своими неисповедимыми путями. Это было идеальное время и место для молитвы...
Но Господь устраивает всё так, что бы мы не расслаблялись. Обернувшись на восток, я поёжился. Сразу придумалось название картины, которую я увидел:,,Прилипли,,. Видимость едва открывалась до выхода из гвбы, дальше был туман или морось, а также довольно бодряще раздувало с моря. Если ветер будет дуть с этой же силой, через пару часов мы будем иметь метровую волну, а выход лодки из губы осложнится лавировкой. Впрочем ,нельзя  жить без упования на Бога и у нас ещё пол-дня на осмотр Ковды.   После лёгкого завтрака получено добро на заход. Накрапывает дождь. Паруса не поднимаем. Гребу потихоньку, а штаны уже мокрые, поленился натянуть дождевичок с верху. Через 20 минут наша лодья коснулась форштевнем набережной Ковдя. Осушка небольшая, по берегу лодочные гаражи, катера брошены пямо на грунте, некоторые даже с моторами. По сравнению с ними "Созонт" смотрится какой-то диковинной птицей-желто-зелёный борт сверкает лаком, 5-метровая мачта, парус аккуратно собран между гафелем и гиком, как на лучших шхунах, на транце-малыш Mercury. Мохнатый зелёный гика-шкот на итальянских блоках Viadana, закрутка Генуи Ronstan, белые фалы, красные тросики лейзи-джека, синяя полипропиленовая трёхрпядка с гальванизированным якорем Холла на коуше, российский триколор на топе мачты. Познакомтесь-гафельный шлюп "Созонт". Точнее, с приданным Генуи и бушприта-уже гафельный тендер. Спущен на воду 20 сентября 2003г.-день памяти святого мч. Созонта(304г). Старый добрый обычай - называть лодки именами святых. Да и место само, куда мы пришли, святое. Люди посвящают научные труды, описывая даже расположения таких поселений на прородном ландшавте нашего родного Севера. Пока прикрывали лодку, морось кончилась. Трое мужыков, один местный, двое явного вида туристы "типа порыбачить" собираются залезать в "Прогресс". Мы здороваемся. Местный спрашивает, не из Княжой ли мы. Мы отвечаем откуда. Он обещает погутарить с нами после рыбалки. Несколько умелых рывков стартёра и видавший виды ,,Вихрь,,увозит моторку от берега. Оставляем лодку и всё имущество в ней на Божью милость.     Проходим мимо домов, опять здороваемся со всеми, а они с нами (здесь как-то само получается, в городе не стал бы здоровкаться с каждым встречным), спрашиваем, где тут пресная вода. Воду местные берут прямо из реки(или озера, кто как называет), которая впадает в губу и носит то же название, что и село.   По главной и единственной улице подходим к кресту. Вид у него почётный. Он установлен на самом высоком месте села, на каменном холме в квадратном деревянном срубе, наполненном камнями. Вокруг креста все усеяно исключительно окурками, даже никакого другого мусора нет... словно все приходившие сюда сговорились о сокральном действе-покурить около святыни. Понятное дело:каждый нервничает и переживает, находясь у животворящего древа предков, переосмысливает... Тут без цигарки не обойтись. Наполняю бычками подвернувшийся пакет и хороню подальше. Отдам должное курильщикам-в самом срубе окурков не видал.        Отсюда открывается панорама губы Ковда со всеми островами .(Ещё один повод покурить). Морской вид на В и на Ю, а на С лишь остров Олений с посёлком Лесозаводским на нём. Недавно жители его добились прибавки к зарплате, потому что они- островитяне, а по закону положено, вот так! Снимаю на цифровик панораму губы.   Дальше местный Бродвей проходит через небольшую рощу больших лиственных деревьев,за которой открывается памятник русского деревянного зодчества- церковь Николая Чудотворца (в народе Никольская). Церковь построена без гвоздей в 17 веке, длиной около 20 метров, а в ширину не более семи, имеет в плане вид корабля, с одним шатром, оьнесена деревянным забором красивой работы, но очень древним, почти сгнившим. Внутри ограды с южной стороны две могилы с коваными металлическими крестами, силь поросшие тправой. Здесь покоятся один из батюшек со своей матушкой. С западной стороны, напротив входа, метрах в десяти- большая колокольня восьмигранником. В ней юольщой колокол.   В церкви и вокруг ведутся реставрационные работы. (В 2009г. церковь реставтирована). Это видно только по протянутому электрическому проводу, (сегодня воскресенье 2 июля), удлинителю, а так же по горам стройматериалов-брус, доски и что замечательно,-штабеля нового забора именно такой формы, как и у сгнившего предшественника!   Нижние венцы сруба заменены новыми, которые по углам положены на камушки, а на камушках- береста. Всё как положено, по уму, как предки ставили! Забираюсь внутрь по доскам, в притворе не пол, а пока только настил, а в ценре и в алтаре пока пола нет. Так, пол будет находиться в двух метрах код землёй, наверное, будет подвал или ещё что. А в алтарь ведут только двое врат- северные и царские, куда девались южные-непонятно.   Выбрался наружу-проходит старая бабка: церковью интересуетесь? И начинает: "столько средств вложили! Всё разграбили! Вон, себе на эти деньги хоромы, дачи построили! Всё разворовали, ничего не оставили!" И так, причитая, уходит. Вот и поговорили.   Оказывается, что дамбу длиной метров 20 с мостиком, что соединяет село с дорогой в цивилизацию, снесло потоком реки. На том берегу реки слышен шум экскаваторов и бульдозеров и видны оные. Ведутся добросовестные работы. И ведут их добросовестные люди. В сторону церкви идут трое мужиков. Один, старенький, в роли гида, очевидно местный, показывает церковь и рассказывает. Двое- работяги. В обном из них узнаю Петровича из Кандалакши, который сделал мне много доброго. Надо же было где встретиться! Они экскаваторщики, работают тут, дамбу строят. Фотографирую их на фоне Никольской. Петрович никогда не отличался каким-либо вероисповиданием. Уже потом я заметил, Петрович со своим напарником, позируя напротив Никольской, может и неосознанно, сняли держат в своих рабочих руках свои рабочие кепки... "и последние станут первыми", как знать. Я пообещал им сделать карточки и после выполнил.
Путь назад.

          Мы с Борисычем разбрелись, пора собираться. Попрощавщись с Никольской и крестом, прибегаю к лодке. Малов уже там,чем-то занимался, хозяйственный мужик! Так и не погутарили с местным бородачём. После неспешного приготовления в 13.30 отчаливаем. Прощальный гудок, тууу.. В двадцати метрах от берега наезжаем на камень, хорошо, что шли под вёслами и потихоньку. отойдя на глубину, ставим грот и стаксель, опускаем шверт.
             Стоило нашей лодке высунуть форштевень из-за острова, как с моря в лоб сунуло ветром и волной. Волна здесь посерьёзнее, чем у Кандалакши, чай открытое море! Идём в лавировку, на руле старый кормщик Борисыч. Я на откренке, открениваю, значит, заодно держу в руках шкот стакселя. Ветер ровный, потравливать не приходится. Борисыч правит уверенно, хотя в лице напряжение. Берёт не очень круто к ветру, зато скорость хорошая. Я нетерпелив-что же мы так некруто идём?! Боримыч хладнокровен-нормально! Сейчас нам приходится лавировать на восток против ветра, но вот вскоре мы на траверзе мыса Толстик-входной северной точки губы Ковда, а справа по траверзу остаётся маяк на каменном островке Приглубый Баклыш, и вот ,,Новый поворот,что он нам несёт, трам па рам пам пам!!!,, последний оверштаг налево и вот мы весело уже в бакштаг глиссируем на попутной волне.
                Снова проходим Вачевскую салму и теперь уже прилив нам помогает. Выглядывает солнышко из-за серых туч, Смеха ради взяли курс прямо на Кандалакшу, то есть посередине залива. Нащи спутниковые помошники выдали нам ,что если мы будем идти этим курсом с этой скоростью(около 9км/) то через 6 часов мы окажемся в координатах базирования, на берегу у гаража. Борисыча вдохновляет эта информация: посредине залива всегда должен быть ветер. Меня-не очень: как сходить по большому, если до берега 7 км(вот у меня задача). После короткого совещания решаем идти напрямки- погода хорошая, волны уже почти нет, солнышко  светит нам.  
               Сморю в бинокль-впереди по курсу, оценочно в пяти милях, островок с золотым песчаным пляжем и высокой зелёной растительностью. Проверяю курс по GPS, сверяю по карте..ничего не должно быть. Беру транспортир, тщательно выверяю неправление. Ни в этом направлении, ни в похожих расстояниях никакого островка не должно быть! Достаю секстант...ой ,нет, секстант я дома забыл. Явление рефракции часто встречается на Белом море. Как сообщается в лоции Белого моря 1968года,однажды один и тотже корабль морно было наблюдать, как три корабля, причём средний был расположен мачтами вниз...   С утра было пасмурно и влажно, а теперь развеялось и слегка пригревает солнце, и вот в окулярах бинокля рисуетая какой-то райский ,,баунти,,. Но мы к нему не пойдём, не будем уподоблятся Ясону с его аргонавтами и плыть на зов коварных сирен.
               Тем более, что ветер стихает, скорость уже 4км/ч и уменьшается. А мы посредине Кандалакшского хаоива. Борисыч чешет бороду: на открытом простанстве шириной в 15км нет ни ветринки. Решаем идти снова к полюбившемуся о.Крестовому для ночёвки. По пути оказываются острова Заяцкие, мы проходим в узкости между ними. Зайцев не видно. Наверное ,дед Мазай увёз их на материк. Но островки и без того нравятся нам. На остатках ветра мы двигались к Крестовому, ещё очень легко дуло. Потом Штирлиц закрыл окно. Дуло исчезло.
               Борисыч долго сокрушался о том ,что мы так хорошо шли и вот опять штиль. Я предлагаю завести мотор и доехать до Крестового, но он, в приступе комплекса вины, отказывается, ссылаясь на то ,что надо экономить малый запас бензина на экстренный случай. Он с отчаянием берётся за вёсла, я бросаюсь на помощь,но он не допускает меня и гребёт, гребёт, гребёт.Впочем, вот уже и о.Крестовый. Вечер и штиль. В проливчике по глади воды плавает утка.
              Я обхожу остров, В его глубине вижу две пещеры в каменных лбах, но один и без оружия не решаюсь подходить близко. Так и не добрался до морского, восточного берега острова. Долго ещё ходил и высматривал- что бы мне сфотографировать. Ночь светла и тиха, как грусть.  Распологаемся вокруг костра на открытом месте недалеко от воды.  Я расстилаю помягче, залезаю в своего Джека Волфскина. Опытный Борисыч уже чутко дремлет. Немного покрутив ручку приёмника, обнаруживаю в эфире в диапозоне FM какую-то музыку с хорошим стерео, и это не Кандалакшская  Европа-плюс. В Зеленоборском, что-ли установили трансмиттер? В диапозоне двух мегагерц натыкаюсь на уверенную работу любителя  откуда-то из средней полосы! Это достижение, на простую телескопическую антенну и на таких частотах! Ночь очищает эфир от помех. Маленький китаец Degen 1103 ещё раз подтверждает свои рекорды.
                 У нас назначен ранний подьём, а я проболтался до двух часов ночи. Но какая это ночь! В такие ночи не спится молодым матросам. Им не много надо. чтобы отдохнуть перед рследним рывком.

 
Последние мили домой

Подъём!! Свистать всех на верх! Надутые щёки боцмана Борисыча сжимают свистульку. Оглашенная матросня вываливается из своих коек и натыгавие портки. А верхушки сосен уже покачиваются, хотя мы пока прикрыты от ветра. Лёгкий завтрак;тюки с нашими пожитками летят в трюма и там аккуратно укладываются. Все паруса взмываются к топу мачты, и мы машем на прощанье приветливому Крестовому, а он рокачивает нам верхушками своих сосен. Но мы-то знаем, что означает это покачивание.
Мы вышли из-под прикрытия Крестового и вскоре были подхвачены доброй длинной морской волной под метр и ветром от В-Ю-В силой 5-7 м/с. Барашков на море не видно, но мы убираем Геную. Генуя убирается, однако не на закрутку ,а  по -старинке, путём отдачи фала. Парус падает в ладку и не совсем удачно, он продолжает развеваться и мешать движению. Чтобы устранить эту досадную оплошность, капитан Малов отправил на бак лодки шкотового Липатникова. Для этого бесстрашного матроса такая задача не впервой. 
Помнится в далёком 1985 году этого талантливого моряка, в начале  его службы на судне  Военноморского флота СССР ,,ССВ-514,, во время  выполнения боевой задачи в Северной Атлантике, отправили на бак корабля натягивать на брашпиль сорвавшийся во время шторма чехол. 75-метровое судно почти зарывалось носом в океанские валы, штормовой ветер бросал на меня солёную пену, срывавшуюся с их гребней. Я знал, что из ходовой рубки за мной следили несколько пар глаз: вахтенного офицера, рулевого, командира корабля, и я не хотел их подвести, и может быть именно по этому не было страшно. Наверное это было моё первое морское крещение, моя встреча и знакомство с морем.
...Лодка ныряла в волны Кандалакшского залива пропорционально моему первому кораблю в волнах Атлантики. Напослушная Генуя была убрана и связана. Шкотовый Липатников вернулся на своё место и занялся открениванием яхты, точти вывешиваясь через борт. ,,Скорость по GPS свыше 11км/час!,,-радостно закричал кэптен Сен-Мало, и тут же получил в грудь порцию волны, плеснувшей через борт. Его это лишь ещё более развеселило. Да и что такое для ного, владельца и шкипера спортивной яхты одиночного класса ,,Финн,, полведра свежего забортника в относительно комфортабельных условиях моего ,,Созонта,,!? 
Во время этого перехода Борисыч сетовал на плохую управляемость нашего крейсера. Видишь ли, реакцмя лодки несколько запоздалая на поворот руля. Конечно, ведь эта надёжная тихоходная лодка с длинным килем и водоизмещающим корпусом, сшита в Умбе по образцу поморских карбасов, обладает хорошей устойчивостью на курсе, и расчитана на длительное неторопливое плавание, в отличие от вертлявой парусной ракеты ,,Финн,,. Тем не менее, наша скорость была рекордно стабильной и высокой в этот замечательный галфинд. Мы так быстро  дошли до Западной Ряшковой Салмы, что не успели испугаться. Мы только молились, чтобы ветер не стихал, но острова начали закрывать нам ветер. Снова была поставлена генуя, и снова лодка набрала скорость. Фордевиндом мы прошли Западную Рашкову, а после банки Садко свежий ветер снова подхветил нас. Так, от о.Крестового у Княжой до островов Богомолихи мы дошли, нет, долетели, за три часа. Это был новый рекорд для Созонта.
Конечно, тут не обошлось без молитв отца Митрофана и наших прихожан. Сказать, что в течение похода ветер был почти всё время способный: то галфвинд, а то и бакштаг, - это удача, - это значит не понимать, что удачи не бывают случайными. За это свегда надо быть глубоко благодарным. 
Вокруг нас сделала пару витков ,,Казанка,, с 40-сильным Johnson на транце. Инспектора заповедника узнали нашу желто-зелёную птицу, а мы помахали им в знак приветствия и улыбнулись. Мы ведь не лезли на их Богомолиху, мы возвращались домой! Мы ехали домооой, душа бала полнаааа! После Богомолихи мы обогнули Еловый, и тут всё стихло... Лодка закачалась между Еловым и Большим Березовым. Кажется завели мотор. А может, взялись за вёсла. А так хотелось красиво подойти к родному причалу под парусами...
Но вот уже на подходе к Монастырскому наволоку, к устью р.Нивы, словно услышав нашу тихую просьбу, Кто-то там, наверху открыл окно... Из этого окна в большом синем небе, по которому проплывали облака хорошей погоды, выглянуло солнце и вырвалось свежее лёгкое дуновение. Оно наполнило собой  белые крылья лодки и бережно, как пёрышко после дальних странствий, опустило эту скорлупку на берег у гаражей.

Простите, мы забыли сказать: СПАСИБО!!!!!

Комментарии
videonancy01.10.10, 11:38
восхищаюсь 
Ещё не приходилось путешествовать под парусами, а так хочется. Нужно будет и у нас организовать в Литве что-то подобное. У нас прекрасные реки, потому нужно их использовать по полной.
Guest27.09.10, 17:45
Знаменитый "Созонт" вновь и вновь бороздит просторы Белого моря!  
Очень славно! Ждем новых приключений и захватывающих историй!
О Маршруте