река Протва / Водный туризм | Спортивный туризм

Алексеев Сергей 1955 г.р
Киселев Николай
Ольга
Федоров Валерий 1955 г.р.
Чирков Вячеслав 1953г.р.

Это было в те далекие романтические времена, когда нам было в среднем по восемнадцать и в груди горел огонь неукротимых желаний, доказывать кому угодно и что угодно, лишь бы это было похоже на, что-нибудь необычное и хоть чуточку похожее на героизм! Нам хотелось при малейшей возможности проверить себя на что мы способны, что нам по плечу. И конечно каждый из нас хотел, чтобы уж в нем-то точно никто не усомнился, в его смелости мужестве и отваге. А на дворе, как уже было в заголовке указано, стоял ноябрь. Зимы в те годы были настоящими. На многих водоемах уже встал лед, но мы рассчитывали, что течение Протвы не даст реке встать. А кроме этого ситуация складывалась так, что для меня лично, это была последняя возможность перед службой в армии, сходить в поход. У меня на руках была призывная повестка: 14 ноября я уходил проходить службу в Вооруженных Силах СССР. Отступать было некуда, все меня понимали, а кроме того, как я уже сказал выше, все были молоды и не хотели упускать такую возможность, как выпавшие ЧЕТЫРЕ! дня 7, 8, 9, 10 выходных. Да, это была действительно Советская эпоха, и Октябрь отмечался всей страной! Страной героев, как пелось в песне, от всей души!

Итак мы уже в дороге. Наше снаряжение состояло из двух байдарок (Салют -3 и Калибри, а так же двухместной палатки) Калибри – это ГДРовская двухместная байдарка грузоподъёмностью 180кг, Салют-3 всем известен, ну, а в так называемой двухместной палатке эпохи СССР пришлось уместиться всем пятерым туристам, принцип был простой-В тесноте, зато теплее! Благо люди тогда были другими и мировоззрение тоже! До электрички добрались со всем нашим туристическим имуществом пешком, как, впрочем, и все туристы той эпохи. Можайская электричка пришла по расписанию, в дороге время пролетело быстро и вот мы уже грузимся со всем своим туристическим скарбом в местный рейсовый ПАЗИК (автобус). Слышится не громкое ворчание местной мещанской публики «куда их черт несет со своими рюкзаками»!? И немного потрясясь по зимнему асфальту, покрытому наледью, подъезжаем к месту нашего старта. Настроение бодрое, все рвутся в бой и тут уж как говориться, сам черт не брат нам, и море по колено! Но, скоро наш пыл поостыл. А дело оказалось в том, что полынья, на которую мы очень надеялись, ЗАМЕРЗЛА! Да как оказалось потом так, что в некоторых местах, лед выдерживал и байдарку, и человека, высаживающегося из нее на лед. Но самое плохое было в том, что это состояние льда было очень не стабильно по толщине. Но байдарки уже были собраны и отступать перед стихией было не в наших правилах. Небольшой «Совет в Филях» и решение принято. Федоров Валера в своей «Калибри» один налегке, а я (Чирков Слава) в Серегиной «Салют – 3», огибаем по реке, на сколько это у нас получится. Оставшиеся трое, срежут маршрут по суше, выйдут к чистой воде и поставят лагерь. Так мы рассчитывали в теории, но на практике получилось совсем по-другому. Полынья быстро закончилась и началась борьба со льдом. После многочисленных неудачных выходов на лед и возвращений в байдарку Федоров принимает решение, подойти к берегу, высадиться и волоком, благо «Калибри» пустая и сравнительно легкая, а шкура пластиковая, дойти по маршруту основной группы к месту ночевки. Так вот он, по пояс мокрый и дошел один до лагеря. Главное было верить в свои силы и не останавливаться . Представляете себе ситуацию, замерзнуть под Москвой! Мы же ведь не Французы и не Немцы какие-нибудь, что бы у себя дома да еще на такой праздник замерзать! У меня ситуация была похожая, только, что провалился я всего лишь по колено, но зато с байдаркой было хуже. « Слют-3» была заметно тяжелее, шкура резиновая, да и плюс немного кой-какого барахла сделали еге не пригодным к способу Федорова. Растягивается капроновый фал, а дальше сил тянуть не хватает. Помучавшись изрядно, стал думать о варианте ночлега, благо в байдарке был и спальник и топор. Но тут из темноты, как «спасательный круг» появился Серега Алексеев я был безумно рад и мы вдвоем отбуксировали байдарку к лагерю. Здесь уже стояла палатка горел костер, и еще совсем недавно серьезные проблемы остались где-то там позади в темной тишине непокоренной нами, скованной ноябрьским льдом Протвы. Прекрасно поужинав, наслаждаясь блаженным чувством отдыха после всей этой перипетии, переодевшись в сухое, мы лежали в палатке и чувствовали себя как в раю. Немного послушав приемник, шла юмористическая передача в исполнении наших сатириков, вдоволь насмеявшись, погрузились в царство сна. Утро нас встретило серым небом, но главное, что нас радовало это открытая полынья Протвы. Берега, правда, были покрыты льдом, но середина реки была свободна ото льда.

И в дополнение фильм об этом походе.

Фильм восстановлен в 2013г Чирковым Александром Вячеславовичем.  Текст и художественная обработка Чирковым Вячеславом Александровичем.