река Протва / Водный туризм | Спортивный туризм
 

Туризм в эпоху СССР, Протва, ноябрь 1972

7 - 10 ноября 1972 г.

Туризм в эпоху СССР, Протва, ноябрь 1972

Идет загрузка карты ...
Это было в те далекие романтические времена, когда нам было в среднем по восемнадцать и в груди горел огонь неукротимых желаний, доказывать кому угодно и что угодно, лишь бы это было похоже на, что-нибудь необычное и хоть чуточку похожее на героизм! Нам хотелось при малейшей возможности проверить себя на что мы способны, что нам по плечу. И конечно каждый из нас хотел, чтобы уж в нем-то точно никто не усомнился, в его смелости мужестве и отваге. А на дворе, как уже было в заголовке указано, стоял ноябрь. Зимы в те годы были настоящими. На многих водоемах уже встал лед, но мы рассчитывали, что течение Протвы не даст реке встать.
 
Участники похода

Алексеев Сергей 1955 г.р
Киселев Николай
Ольга
Федоров Валерий 1955 г.р.
Чирков Вячеслав 1953г.р.

Это было в те далекие романтические времена, когда нам было в среднем по восемнадцать и в груди горел огонь неукротимых желаний, доказывать кому угодно и что угодно, лишь бы это было похоже на, что-нибудь необычное и хоть чуточку похожее на героизм! Нам хотелось при малейшей возможности проверить себя на что мы способны, что нам по плечу. И конечно каждый из нас хотел, чтобы уж в нем-то точно никто не усомнился, в его смелости мужестве и отваге. А на дворе, как уже было в заголовке указано, стоял ноябрь. Зимы в те годы были настоящими. На многих водоемах уже встал лед, но мы рассчитывали, что течение Протвы не даст реке встать. А кроме этого ситуация складывалась так, что для меня лично, это была последняя возможность перед службой в армии, сходить в поход. У меня на руках была призывная повестка: 14 ноября я уходил проходить службу в Вооруженных Силах СССР. Отступать было некуда, все меня понимали, а кроме того, как я уже сказал выше, все были молоды и не хотели упускать такую возможность, как выпавшие ЧЕТЫРЕ! дня 7, 8, 9, 10 выходных. Да, это была действительно Советская эпоха, и Октябрь отмечался всей страной! Страной героев, как пелось в песне, от всей души!

Итак мы уже в дороге. Наше снаряжение состояло из двух байдарок (Салют -3 и Калибри, а так же двухместной палатки) Калибри – это ГДРовская двухместная байдарка грузоподъёмностью 180кг, Салют-3 всем известен, ну, а в так называемой двухместной палатке эпохи СССР пришлось уместиться всем пятерым туристам, принцип был простой-В тесноте, зато теплее! Благо люди тогда были другими и мировоззрение тоже! До электрички добрались со всем нашим туристическим имуществом пешком, как, впрочем, и все туристы той эпохи. Можайская электричка пришла по расписанию, в дороге время пролетело быстро и вот мы уже грузимся со всем своим туристическим скарбом в местный рейсовый ПАЗИК (автобус). Слышится не громкое ворчание местной мещанской публики «куда их черт несет со своими рюкзаками»!? И немного потрясясь по зимнему асфальту, покрытому наледью, подъезжаем к месту нашего старта. Настроение бодрое, все рвутся в бой и тут уж как говориться, сам черт не брат нам, и море по колено! Но, скоро наш пыл поостыл. А дело оказалось в том, что полынья, на которую мы очень надеялись, ЗАМЕРЗЛА! Да как оказалось потом так, что в некоторых местах, лед выдерживал и байдарку, и человека, высаживающегося из нее на лед. Но самое плохое было в том, что это состояние льда было очень не стабильно по толщине. Но байдарки уже были собраны и отступать перед стихией было не в наших правилах. Небольшой «Совет в Филях» и решение принято. Федоров Валера в своей «Калибри» один налегке, а я (Чирков Слава) в Серегиной «Салют – 3», огибаем по реке, на сколько это у нас получится. Оставшиеся трое, срежут маршрут по суше, выйдут к чистой воде и поставят лагерь. Так мы рассчитывали в теории, но на практике получилось совсем по-другому. Полынья быстро закончилась и началась борьба со льдом. После многочисленных неудачных выходов на лед и возвращений в байдарку Федоров принимает решение, подойти к берегу, высадиться и волоком, благо «Калибри» пустая и сравнительно легкая, а шкура пластиковая, дойти по маршруту основной группы к месту ночевки. Так вот он, по пояс мокрый и дошел один до лагеря. Главное было верить в свои силы и не останавливаться . Представляете себе ситуацию, замерзнуть под Москвой! Мы же ведь не Французы и не Немцы какие-нибудь, что бы у себя дома да еще на такой праздник замерзать! У меня ситуация была похожая, только, что провалился я всего лишь по колено, но зато с байдаркой было хуже. « Слют-3» была заметно тяжелее, шкура резиновая, да и плюс немного кой-какого барахла сделали еге не пригодным к способу Федорова. Растягивается капроновый фал, а дальше сил тянуть не хватает. Помучавшись изрядно, стал думать о варианте ночлега, благо в байдарке был и спальник и топор. Но тут из темноты, как «спасательный круг» появился Серега Алексеев я был безумно рад и мы вдвоем отбуксировали байдарку к лагерю. Здесь уже стояла палатка горел костер, и еще совсем недавно серьезные проблемы остались где-то там позади в темной тишине непокоренной нами, скованной ноябрьским льдом Протвы. Прекрасно поужинав, наслаждаясь блаженным чувством отдыха после всей этой перипетии, переодевшись в сухое, мы лежали в палатке и чувствовали себя как в раю. Немного послушав приемник, шла юмористическая передача в исполнении наших сатириков, вдоволь насмеявшись, погрузились в царство сна. Утро нас встретило серым небом, но главное, что нас радовало это открытая полынья Протвы. Берега, правда, были покрыты льдом, но середина реки была свободна ото льда.

И в дополнение фильм об этом походе. 

Фильм восстановлен в 2013г Чирковым Александром Вячеславовичем.  Текст и художественная обработка Чирковым Вячеславом Александровичем.



Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Чирков Вячеслав