Краеведческий выезд на бывшие финские территории
Нитка маршрута
ст. Куолемаярви – оз. Пионерское – оз. Высокинское – м. Кюррениеми – бухта Желтая – бухта Окуневая – дер. Лужки – оз. Невское – оз. Зеркальное – оз. Плетневое – 38-й км Приморского шоссе
 

День 1. 11.06.2015. ст. Куолемаярви – оз. Пионерское

Началось все с чудесного РЖД. Наши железные дороги, как метко выразился Глеб, по-прежнему тащат мид. Вместо стандартных 4-5 вагонов ходивших лет 5 назад, отечественные путейцы закупили мегамодную, но страшно невместительную электричку на 3 вагона. Вагончики низкие, но с туалетом, который, к слову говоря, тоже использовался как пассажирское место. Ввиду сложившейся обстановки путь до Куолемаярви предстоял неблизкий и стоячий. Чуть полегче стало дышать только в районе Местерьярви, ну и в Зеленогорске, когда выпрыгнула толпа халявщиков.

И вот мы в поселке. Исторический вокзал, к сожалению, не сохранился, поэтому станция не представляет из себя ничего особенного. Буквально пройдя несколько сот метров влево по асфальту, уже видим в непосредственной близости озеро смерти.

Историческая справка: Куолемаярви в переводе с финского означает озеро смерти. Легенда гласит, что в стародавние времена, шведская дружина, соорудив плот, форсировала это озеро, но как говорится, факир был пьян и фокус не удался и озерная пучина забрала к себе могучих викингов. В советские времена озеро переименовали в Пионерское, но поговаривают, что от переименований статистика не меняется – 1 человек в год. Недавняя история про утонувших байдарочников в 96-м никакая не легенда, а суровая реальность.

Чуть дальше мы увидели каменный тоннель для реки под железкой, который выглядел весьма исторично. И спустя минут 15 преодолев все дачные участки, мы спустились на берег озера. Стоянку нашли достаточно быстро (несмотря на всю сомнительность этой стоянки, впоследствии окажется, что она была одной из лучших). На ужин ветчина, пюре и сидр, а также вечерняя рыбалка с декатлоновской удочкой. Мишка даже столь нехитрым приспособлением выудил небольшую рыбку, правда мы ее отпустили и последующие рыбехи соскакивали с крючка как назло.

День 2. 12.06.2015. оз. Пионерское – м. Кюррениеми

Проснулись. Слава богу, живые, но по тенту палатки барабанит дождь. Не то чтобы ливень, но неприятно и горелку приходится ставить под дерево. Правда, сбор палатки под дождем нам не очень удался. Позавтракали, вкинулись в дождевики и пошагали. После перехода железки через 10 минут доходим до памятника зимней войны - дот. А вот дальше я был бы не я, если бы не увел народ не в ту сторону. Благодаря просчету в чтении карты мы совершили прогулку туда-назад по мосту через реку Величка. Слава богу, Мишкины here maps вкупе с gps не дали нам вернуться снова в Рябово (т.е. к станции). Со второго дубля от дота пошли верной дорогой. Дождь не прекращается, своего апогея он достигает, когда мы вываливаемся на поля. На поле нашли развалины финского хутора.

Да и вообще погода не помеха, если компания хорошая. Дождь, однако, еще раз сыграл свою подлую роль и не дал нам свериться с картой на полях, поэтому свернули немного не туда и снова навернули крючок. На дороге встречаем первые надолбы. Финны надо сказать упорные и методичные ребята – камни немаленькие, а наставлено преград для советских танков было немало. Причем расстояния четкие чуть ли не как при расстановке шахматных фигур. Уже вблизи асфальта на деревню Лужки решаем срезать путь к нужной нам дороге на озеро Высокинское. По пути приходится форсировать болото благо далеко не самое топкое и далеко не в самом широком месте. И только мы выходим на дорогу как из-за облаков, появляется солнышко, словно хваля непутевых туристов за становление на путь истинный. Дорога до озера приятная, солнечная, только машинки иногда беспокоят. А вот на самом озере машинки беспокоят гораздо чаще. 12 июня дает длинные выходные и народ, собирая все баулы, экспедиционные палатки, лодки, генераторы, бензопилы и даже шуроповерты радостно несется на своих внедорожниках на различные озера Ленинградской области. Для обеда мы даже не смогли найти местечко у воды, хорошо, что была переноска.

После обеда продолжаем свой путь к заливу и могиле Агриколы.

Историческая справка: Микаэль Агрикола – финский просветитель, отец и мать финского языка и литературы. В 1557 в составе посольства посещавшего Ивана Грозного возвращался через эти места и то ли на камне поскользнулся, то ли хворь свалила финского епископа, но в Або (Турку) Агрикола уже не вернулся. Похоронен был на берегу финского залива. В советские времена могила много раз переезжала, но в 2000-м памятный камень вернулся на законное место.

На Финском все также заставлено машинами, но все же не так критично как на Высокинском. Маяк на мысу немного скучный и спрятан в лесу. А сам мыс красавец, скидываем трекеры и гуляем по морюшку и песку. Места настолько красивы, что решаем остаться здесь на ночевку. Палатка на балтийском взморье, да еще и с потенциальной возможностью посмотреть закат это просто песня, даже несмотря на трудности с дровами. С пресной водой вопрос, однако, на мысу решен весьма изящно – местными туристами вырыт колодец. Проводим вечер, любуясь безумно красивым небом, приходящими в порт Приморска танкерами и слушая шум моря.

День 3. 13.06.2015. м. Кюррениеми – оз. Зеркальное

С утра шум моря сопровождался криком птиц, но все равно просыпаться на берегу моря в палатке – божественно. Суббота по прогнозам ожидалась жаркой, а путь наш пролегал по пляжу залива – грех было не искупаться. Вода откровенно бодрит. Переодеваемся и в путь по пляжу. В конце бухты приступаем к поиску искусственного канала Ахвиоя прорытого в начале прошлого века финским крестьянином Тааветти Инкененом.

Историческая справка: Имя Тааветти Инкенена конечно не столь громогласно в финской истории как имя Агриколы, но, безусловно, требует упоминания, особенно когда находишься на территории волости Куолемаярви. Упорный финский работяга решил осушить болота, окружавшие его родную деревню Карьялайнен (Лужки) в обмен на часть земли под собственные посадки под названием «домашнее болото». В начале бригада копателей состояла из пятерых человек, но уже спустя пару лет энтузиазм остался только у Инкинена. Потратив несколько десятков лет, Тааветти все же вырыл канал, но «домашнее болото» оказалось непригодным для посадок, зато большие болота окружавшие деревню можно было засаживать различными культурами. Как зачастую и бывает рабский труд, на который Инкинен можно сказать положил всю свою жизнь, поначалу не был по достоинству оценен, если не считать 1000 марок императорского жалования. И только уже в 30-х годах XX века была поставлена памятная табличка в деревне Карьялайнен.

До творения финского трудоголика нам так дойти и не удалось – похоже, канал все же был по другую сторону Приморского шоссе. Поэтому мы направились прямо в Лужки. Путь не самый далекий, но был не очень приятным, поскольку пролегал по обочине весьма оживленной дороги. В Лужках добираемся до магазина и мороженного, посещаем памятную табличку, а также выпиваем по кружке вкусного козьего молока. Сами Лужки деревня достаточно крупная с 2этажными каменными домами и фермой.

В планах у нас обед, но до Невского озер в пути не предвидится. Хотели пообедать на ручье, но он пересох, да и место было не самое подходящее. За деревней по дороге следует одноименное СНТ. Обедаем в результате на месте лесовырубки (воду набрали в садоводстве). В меню у нас сырный суп, но мы и подумать не могли, что он нас свалит на добрых полчаса после обеда (нет-нет все в порядке – суп вкусный, просто его было очень много – спасибо мне, наливавшему воду). Учитывая опыт поездки на электричке туда, решили немного изменить маршрут и выбираться на автобусе, поэтому сегодняшняя ночевка передислоцируется с озера Невское на Зеркальное. На Невское озеро мы все же заглянули – милое овальное озерцо, на котором вполне можно стоять, но наш путь лежит дальше. Снова случилась небольшая ошибка в повороте, однако нужный отворот на дорогу к Зеркальному был найден быстро. На само Зеркальное люди заезжают не только с большой кладезью в машинах, но еще и с солидными саббуферами. А дальше начинается соревнование кто громче. Каким-то чудом нам удалось найти соседей по стоянке с машиной, которые были тише воды и ниже травы (люди собственно говоря, именно порыбачить приехали). Во время готовки ужина Танечка демонстрирует мастер-класс по индивидуальной установке палатки. Вечер снова радует буйством закатных красок на глади озера.

День 4. 14.06.2015. оз. Зеркальное – 38-й км Приморского шоссе

Утро начинается не только с кофе на костре, но и с бодрящего купания в озере Зеркальное (хотя стоит отметить, что вода существенно теплее, чем в заливе (ощущения автора)). Погода хмурая, но без дождя. Сегодня наш путь снова лежит в сторону залива по красивым хвойным дорогам. Решили заглянуть на Плетневое озеро, а там какой-то фест и все утыкано палатками, пожалуй, даже хлеще чем на Высокинском. Мусор, шум, трейлеры и джипы – в общем, все как всегда. Обед, похоже, снова будет в формате пикника на обочине, поэтому водичку набираем в близлежащем садоводстве Парнас. До автобуса чуть более и часа и мы доедаем все (ну почти все), что не доели во время похода – раскладку явно на треть можно было урезать. Мимо еще одного садоводства выходим к остановке. Остается только ждать автобуса и надеяться, что мимом нас он не просвистит. Автобус приходит вовремя и забирает нас в Зеленогорск.

 С уверенностью можно сказать, что поход по финским местам удался! Мы посмотрели много красивых озер, побывали на замечательном побережье Финского залива, посетили памятные места, да и просто чудесно провели время на свежем воздухе в оздоровительных хвойных лесах. Спасибо Танечке и Мишке за отличную компанию!


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Антон Сириченко