Ещё Россия.
Старт из Москвы в Сочи
Подготовка

Поездка в Турцию была запланирована мной уже давно. Не один месяц я просидела в Интернете, изучая всякую информацию о Турции. Вначале я хотела, как все белые люди, поехать по путёвке куда-нибудь в отель. Но когда я сказала об этом Игорю, то увидела его лицо, он сказал: «Как хочешь. Хочешь, поедем» И никакого энтузиазма в голосе. Да ещё дети сказали, что хотят поехать отдыхать на машине. И тогда я стала искать, куда бы можно было бы поехать. Прочитав множество отзывов об автопутешествиях, я остановила свой выбор на Турции. Во-первых, мы там не были, во-вторых, там есть что посмотреть, есть море и множество развлечений. Решающим фактором было то, что не надо заранее получать визу и бронировать отели. Можно смело ехать дикарём. Я рассказала об этом Игорю, у него загорелись глаза, и я поняла, что это то, что надо.
В первоначальном плане было три дня провести в Сочи, потом на пароме перебраться в Турцию в город Трабзон. Проехаться по Турции, где-нибудь остановиться в отеле на дней пять, потом из Стамбула на пароме перебраться в Одессу и оттуда домой. Всё это планировалось уложить в две недели. Но потом, изучая Турцию, я поняла, что там столько всего интересного (хотя некоторые говорили мне так: что делать в Турции, там нечего смотреть!)! К отпуску была добавлена ещё одна неделя, убрали отдых в Сочи, убрали отель, и всё равно не укладывались все места, которые хотелось бы посетить. Решили составить примерный план, а на месте уже что-то смотреть, а что-то вычёркивать.
Незадолго перед поездкой я услышала много негатива о Турции. Рассказывали, как там попал в аварию туристический автобус, что кто-то там сломал ногу, и ему не выплатили страховку. Таня Алфёрова сказала, что там нигде нельзя пить воду из-под крана, что нельзя пить коктейли со льдом, потому что лёд делают из плохой воды. Когда перед поездкой к нам в гости на дачу приехали Анатолий Михайлович с Тамарой Васильевной, то он сказал: «Зачем вам эта грязная Турция» Как он ошибался, Турция чище России во много раз, но об этом потом. Тамара Васильевна пыталась соблазнить нас таймшером, говорила, что можно поехать в отель Турции, где всё включено. Но зачем нам отель, когда нас ждёт такое путешествие! Отели для ленивых. Но под конец всего услышанного, мне показалось, что это знаки к тому, что нам не надо туда ехать, что что-то нас удерживает от поездки. Успокоила меня моя мама, она сказала: езжайте, прекрасная идея. Я решила, что если нам не надо ехать в Турцию, то тогда что-то случиться такое, что мы туда не попадём.
Подготовка.
Была сделана Грин-карта на месяц (это страховка такая международная). 65 Евро = 2405 руб.
Сделали медицинскую страховку на четверых. 1500 руб.
Получили международные права. Причём их получение это отдельная история. Игорь никак не мог получить их. Он не мог получить медицинскую справку с открытой категорией С, так как он не проходил по зрению. Игорь не отличает некоторые оттенки цветов. И когда ему показывали карточки, на которых написаны цифры оттеночным цветом, он их не видел. В итоге справку он купил за деньги, не проходя врачей. Но ему её завернули. Я права получила, а он нет. Я уже решила, что это последний знак к тому, что нам не надо ехать. Но потом Игорь попытался получить права в другом месте на Варшавке, и там всё прошло удачно, он получил права!
Игорь подготовил машину. Были затонированы передние стёкла, поставлена обгонная камера, сделали дополнительную полочку в машине, куда мы убирали подушки и одеяла, очень удобно. Выезд был запланирован на утро четверга, но так как Игорь приехал лишь в четверг где-то в два часа ночи, то выезд отложили на попозже. Игорю надо было выспаться перед дорогой.
Старт

10.07.08 г. Четверг. День первый. Выезд.
Машина готова, вещи загружены. Мы выспались, пообедали дома и готовы к выезду.
Выезд с дачи в 14:05. На спидометре километраж 174818.
Проезжали Тулу. Там купили тульские пряники. Игорь вышел и узнал, сколько они стоят, потом позвал меня выбирать. Я выбрала очень милую собачку-пряник. Игорь мне говорит: «Её будет жалко есть». А мне она очень понравилась, и мы её купили. Потом оказалось, что жалко её есть будет, потому что она стоит 200 рублей, а такого же размера другие пряники, которые выбрали дети, стоили 60. Так мы эту собачку, как сувенир потом домой привезли.
Дизель. В Ефремове первый раз заправились. 60 л. 1470 руб.
За километров 50 от Воронежа начинается платная трасса 50 руб., зато 2 полосы в одну сторону.
21:12 – Воронеж. Мы поехали по городу. В 21:41 из него выехали.
21:53. Остановились поужинать. Ужин нам бабушка Таня приготовила с собой. Мы его только разогрели. Как остановились, пошёл мелкий дождик. А там чернозём, мы всю обувь себе перепачкали. Уже было темно. Дети хоть немного побегали, размялись.
23:17 выезд дальше.
Дизель. 61 л. 1544,80.
2:21. Заправились и там же около заправки заночевали. Там большая парковка, стоит много фур и легковых машин, и все спят. Мы тоже к ним присоединились. Дети уже давно спали.
11.07.08 г. Пятница. День второй. В пути.
Мы очень надеялись доехать в этот день до Сочи, купить билет на паром и вечером уплыть. Тогда мы ещё не знали, что это просто невозможно, и поэтому торопились. Будильник был поставлен на пять утра. Но в половине пятого я услышала, что многие уже заводятся и уезжают. Я решила, что пора ехать, а то будет много машин.
4:48 Выезд дальше. За руль села я. Игорь с детьми спали. Вначале дорога была ничего, три полосы, а потом километров 80 однополосной трассы, с фурами. Скорость никакая. Но уже перед Ростовом начинается отличное 4-х полосное шоссе. Вот там можно разогнаться. Но все в основном едут в правом ряду, со скоростью не больше 100 км/ч. Я подумала, что они дураки, и с удовольствием прокатилась по левому ряду, со скоростью 120. Это уже потом мне объяснили, что там очень строго со скоростью, везде полно ГАИ, радары меряют скорость, а штрафы высокие. Вот и едут все потихоньку в правом ряду. Но мне повезло, никто меня не остановил и не оштрафовал. Зато я в своём левом ряду не успела сообразить, прошляпила поворот на объездную дорогу через Ростов и уехала в город. Пришлось срочно будить Игоря, чтобы он сел за руль и выруливал оттуда.
Объездная дорога очень хорошая, да и вся дорога дальше отличная, во многих местах ведутся работы по расширению трассы, так что скоро там будет прекрасно ездить.
9:05. Мы остановились на завтрак-обед. Так как у нас с собой был суп, то им мы решили позавтракать, потому что дальше мы планировали ехать без остановок на обед.
9:52 выезд дальше.
Дизель. 65л. 1564 руб.
13:00. Краснодар. До Джубги ещё 118 км. В пути нас несколько раз останавливали гаишники. Ни разу не оштрафовали, им просто было интересно посмотреть на машину. Особенно всех удивлял наш GPS. Игорь не стал мелочиться и поставил компьютер на самодельной подставки. Один Гаишник сказал: «Да, такой на стекло не повесишь!»
Дети вели себя прекрасно, баловались конечно же. Мы с ними немного почитали, примеры посчитали, чтобы время с пользой использовать. На обед не останавливались, ели в пути бутерброды.
По дороге с трудом дозвонились до морпорта Сочи. Они сказали, что сегодня есть паром, есть места в каютах, но нет мест на машину. И забронировать места на машину на следующий паром нельзя, только на месте в порядке общей очереди. Мы поняли, что сегодня в Турцию мы не уплывём и перестали торопиться.
14:20 Джубга. Дальше начнётся горный серпантин.
16:32 Лазаревское. В прошлую нашу поездку в Абхазию, мы проезжали Лазаревское ночью. Город меня поразил, такой уютный, всё в огнях, там так хотелось остаться. Поэтому в этот раз мы решили провести некоторое время в Лазаревском. Подъехали к пляжу, с огромным трудом (довольно далеко от моря) припарковали машину, там просто нет мест. Пошли купаться в море. На пляже некуда было сесть, так много народу. Но самое ужасное это было море. Оно было неспокойное, были сильные волны. Я очень люблю волны, мне даже купаться захотелось. Дети побежали в воду. Но очень быстро вылезли. Они все были грязные, в ошмётках каких-то растений, волосы грязные. Ужас! Дети сказали, что не хотят купаться в таком море, что им надо помыться. Но душей на пляже не обнаружилось. Я была в шоке. Купаться я конечно же не полезла. С трудом кое-как немного оттёрла детей влажными салфетками. Помыться нам негде, дети грязные. Кошмар! Лазаревское меня разочаровало.
Чтобы успокоить детскую душу, папа повёл их по магазинчикам, они там у него какие-то игрушки повыпрашивали, но хоть довольны остались. Я же чувствовала, что планы рушатся, парома нет, море ужасное. Мне захотелось плакать. Мы доехали до Догомыса и пошли в кафе. Я заказала себе водки. И всё перестало казаться таким плохим. Пока мы с Игорем сидели в кафе, дети пошли на детскую площадку. Там они познакомились с девочками, так хорошо с ними играли.
Погода в этот день была прекрасная. Днём жарко, а вечером было слегка прохладно.
В 21:18 мы выехали из Догомыса искать место для ночлега. Игорь нашёл съезд с главной трассы в глубь гор. Так мы проехали какие-то маленькие посёлочки и свернули в лес, а при въезде стоит шлагбаум и будка для продажи билетов. Это была какая-то заповедная зона. Я сказала, что, если шлагбаум, то ехать нельзя, хоть шлагбаум и открыт. На что мне Игорь ответил, что утром при выезде он заплатит. Дети тоже за мной стали пищать, что ехать нельзя, что здесь страшно и т.п. Папа сказал, что мы будём ночевать здесь. Мы нашли красивую полянку. Было уже темно. Мы постелили кровать в машине и все вчетвером расположились в машине. 22:00 ночлег.
Вот и Сочи
Тема: Подробное описание

12.07.08 г. Суббота. День третий. Сочи.
В 9 утра мы уже проснулись. К нашему ночлегу пришли свиньи, посмотрели на нас и пошли по дороге дальше. Место, в котором мы ночевали, теперь уже не смотрелось таким зловещим, как вчера в темноте. Невдалеке шумела горная река. Пока мы умывались и готовили себе завтрак, мимо нас по дороге несколько раз туда и обратно проехало такси. Мы решили съездить и посмотреть, что там дальше по дороге. Оказалось, что дальше находится очень живописное кафе в лесу у горной реки. Туда-то и ехали люди. Мы проехались ещё дальше. Там было много людей с палатками, они тоже там ночевали. Дорога очень живописная, уходящая всё выше в горы. Далеко мы не поехали, так как нам надо было в морвокзал Сочи за билетами ехать.
Дизель. Заправились в Догомысе. 64,28 л. 1600 руб.
В 12:21 мы уже были в Морвокзале. Прямо в центральном зале Морвокзала находится две конторы, которые занимаются продажей билетов на паромы, уходящие в Турцию. В одной фирме был паром «Принцесса Виктория». Он отправлялся на следующий день в субботу. Но прямо перед нашим носом кончились места на машину на этом пароме. Нам пришлось обратиться в другую фирму. У неё ещё два парома «Эрке» и «Аполлония-II». Аполлония отправляется только вечером в понедельник. Но другого выбора у нас не было. Мы купили билеты на Аполлонию. Цена взрослого билета в двухместной каюте 2600 руб. Для ребёнка скидка 50%. Переправить машину 10000 за легковую. А так как девушка в кассе не знала, что такое минивен, то мы заплатили тоже 10000 руб. Вся эта тягомотина с покупкой билетов заняла у нас часа три. Было жарко и мы сразу же пошли на пляж рядом с Морвокзалом.
Небольшое отступление по паромам.
1. Автопаром рейсом Сочи - Трабзон т/х «Принцесса Виктория». Справки по тел. 609-617 (в Сочи). Агент Олег 8-918-408-94-53. Документы, необходимые для перемещения транспортных средств через таможенный пост «Сочинский морской порт»:
• Ксерокопия загранпаспорта РФ собственника (или лица, действующего по генеральной доверенности с правом выезда за границу)
• Ксерокопия технического паспорта транспортного средства с обоих сторон.
• Заполнение таможенной декларации в двух экземплярах, с обязательным указанием сведений о транспортном средстве на обороте.

2. Рейсы Сочи – Трабзон т/х «Аполлония-II» и т/х «Эрке». Телефон фирмы в Сочи 609-702. По вопросам перевозки автомобилей и оформления документов обращаться по тел. 8-918-993-47-17.
Мир тесен
Тема: Подробное описание

Весь день было солнечно. Температура воды +24.
Пляж не плохой, народа довольно много, но без проблем найти себе местечко. Дети понеслись купаться. Вода чистая, не как в Лазаревском. Я тоже искупалась. А вот души на этом пляже платные – 20 рублей с человека и тебе дают ручку крана, чтобы включить душ. У нас была только 1000-рублёвая бумажка, у ребят не было сдачи. Они предложили нам всей семьёй за тысячу мыться под душем сколько угодно целую неделю. Но мы не собирались оставаться в Сочи на неделю, тогда они разрешили нам помыться бесплатно. Мы с Игорем сходили в Суши-ресторан, отметили покупку билетов. По всему получалось так, что мы зависаем в Сочи на три дня. Так у меня и было решено в первоначальном плане поездки. Теперь включается в силу план Б по осмотру Сочинский достопримечательностей.
После пляжа мы пробежались по магазинчикам, которые расположены вдоль пляжа. В них продавались такие классные летние вещи. Я в Москве ничего подобного даже не видела. Вещи классные, а вот цены московские. Мы там только Кристине новый купальник купили. А в то время, пока мы осматривали магазины, Игорю позвонил его друг Роберт. Оказывается, он со своей будущей женой Тэххи сейчас работает в Сочи. Они ехали и увидели машину Игоря. С этими ребятами Игорь вместе в мае в Казахстан ездил. Вот так тесен мир и вот так сильно нам повезло, потому что они пригласили нас к ним в гости переночевать. Это было просто везение!
Вечером уже в начале девятого мы приехали в парк Ривьера. Это огромные парк аттракционов. В этом парке можно купить за 600 рублей карточку на все аттракционы. Только она действует в течение 2 часов. Но это выгодно, если считать, что вечером один аттракцион стоит 120 рублей. Мы купили карточки и стали, как сумасшедшие, бегать с одного аттракциона на другой. Уже стемнело, всё было в огнях, очень красиво! Запомнились последние аттракционы. Один из них был похож на трёшку в ВДНХ. Или что-то вроде аттракциона «Дискотека» только на высоте. Там мне было так реально страшно, мне казалось, что дети выпадут оттуда. Они тоже испугались. Честно говоря, словами это не передаваемо, единственное, что я там могла крикнуть, это: «Пи, пи, пи» А вот последний наш аттракцион были лодочки на воде. Ещё когда мы с Игорем были в Ялте в 1998 г. Мы в парке аттракционов видели этот аттракцион. На нём катались дети. И тогда я подумала, что когда-нибудь у нас тоже будут дети, и они тоже будут кататься на курорте ночью на таком аттракционе. И в этот день я просто увидела воплощение своей давней мечты.
Накатались мы вволю и уже в половине двенадцатого ночи мы приехали на квартиру к Тэхи и Роберту. Детей уложили спать, а мы ещё немного поболтали и потом тоже легли спать.
Красная поляна
Тема: Подробное описание

13.07.08 г. Воскресенье. День четвёртый. Красная поляна.
Встали в 9, часов в 10 мы выехали на пляж. Было решено искупаться, а потом поехать на Красную поляну. Поехали искать пляж поближе к выезду из города. Нашли. Ужас. Лечь негде. Вроде пристроились, а оказалось, что рядом из огромной трубы льют воду – такой типа массаж за деньги. И когда её льют, капли этой почему-то, как мне показалось, не очень чистой воды, попадает на лежащих рядом людей. Рядом был платный пляж, он стоил 1000 рублей на человека за день, но для нас это очень дорого. Дети пару раз окунулись, солнце зашло за тучи, и мы решили уезжать оттуда. Позавтракали в местном кафе на 800 рублей яичницей с чаем (после этого Игорь сказал, что завтракаем теперь всегда своими силами) и поехали на Красную поляну.
В 13:00 мы были уже в посёлке «Красная поляна» (С 43 40,613 В 40 17,091), который находится на высоте 550 м. над уровнем моря. Там мы поставили машину на платную стоянку (100 руб.). Переоделись в спортивную обувь. Это надо делать обязательно. Во-первых, чтобы не соскочили тапочки с ноги во время езды на подъёмниках. А во-вторых, гулять по самому верху горы без спортивной обуви невозможно. Там даже запрещающая табличка стоит, что вход строго только в спортивной обуви. В тапках там лазить опасно. Потом мы намазались кремом против загара, потому что в горах легко обгореть, хотя жары и не чувствуется. Хотя у меня нос всё равно потом покраснел, что было бы, если бы мы не мазались. Покрыли плечи и головы. Подготовленные, мы пошли в кассу. Народу довольно много, но очередь идёт быстро.
Всего там четыре этапа подъёма, т. е. четыре подъёмника. Первый поднимает на высоту 790 метров. По два кресла рядом, садиться надо на ходу. Кресла открытые, т.е. ногами ты болтаешь над землёй. Как только сел, надо перекинуть через себя цепочку (как на цепочных каруселях). Выскользнуть под этой цепочкой легко, но только, если сам этого захочешь. Подъёмник едет очень плавно, не раскачивается, и всегда ты едешь ровно, не наклоняясь. Не слишком высоко от земли метров 5 мне кажется, иногда больше. Но мне всё равно было немного страшновато, и я всё время держалась рукой за поручень. Особенно страшно, потому что со мной рядом сидела Кристина, и мне всё время казалось, что она выскочит и упадёт. Поэтому я ей не разрешала поворачиваться, а только сидеть прямо и смотреть по сторонам. На втором подъёмнике со мной ехал Кирилл. Потом же они спорили, кто поедет с папой, а кто со мной. Со мной ехать никто не хотел, потому что я нервная и не разрешала даже головой вертеть. Второй подъёмник поднимает на высоту 1144 метра. Третий на высоту 1561 метр. Ну и последний (самый страшный и крутой подъём) на высоту 2238 метров. Но зато на последнем подъёме можно видеть снег на вершинах гор, какие-то красивые цветущие горные кусты. Вид потрясающий!
Протяжённость подъёмников 50 км. Подъём занимает 50 минут, но это только езды. В результате получалось, что при пересадке на следующий подъёмник приходилось снова стоять в очереди по минут 10-15. Мне было страшно, когда один раз подъёмник остановился, и мы зависли посередине, через пару минут он снова поехал. А один раз канатку остановили из-за меня с Кириллом. Когда мы поехали, то пристегнулись, как всегда цепочкой. А когда уже начинаешь подъезжать к выходу надо цепочку снять. Так вот я сняла свою цепочку, а Кирилл свою снять не может, попробовала я, а она заела и не снимается. И вот тогда, когда мы были уже на площадке, работник остановил весь подъёмник и помог нам отстегнуть цепочку. А то бы нам пришлось ехать обратно вниз. Так бы и катались туда сюда.
Цена на взрослого составляет 800 рублей на четыре подъёмника, 400 рублей детский. Можно купить только на один или на два. Билеты предъявляются только при подъёме, при спуске билеты не нужны. Так что можно пешочком подняться и спуститься бесплатно ?. Когда мы ехали, некоторые шли внизу пешком, мы видели. До третьего подъёмника можно на машине проехать, а на самый верх, по-моему, нельзя. А ещё в конце то ли второго, то ли третьего подъёма, сидит фотограф и фотографирует всех подряд и говорит вам номер. Потом при спуске можно эту фотографию купить. Стоит одна фотография 200 рублей, формат А4. Но фотки получились просто супер, на фоне гор мы едем на подъёмнике, мы взяли две штуки.
На самой верхотуре можно за дополнительную плату (50 рублей) сходить погулять по верхушкам гор. Мне эта прогулка понравилась особенно. Там местами лежат ещё целые глыбы снега. На некоторые можно зайти, чтобы сфотографироваться. Мы даже снежками немножко покидались. А ещё там очень красивые горные растения, цветы какие-то, названия я их не знаю. Прогулочная тропа заканчивается щитом с надписью: «Внимание! Пограничная зона! Въезд (проход) по пропускам и документам, удостоверяющим личность». Оттуда уже видна Абхазия. Виды открываются потрясающие, прогуляться обязательно стоит.
А вот что меня потрясло сильнее всего, так это спуск, особенно с самой верхотуры до третьего уровня. Когда мы ехали вверх, то всегда казалось, что мы едем невысоко, так как дорога проложена так, что всегда едешь на одной примерно высоте от земли. А вот когда спускаешься, то ты понимаешь, что находишься на высоте 2238 метров. Дух захватывает. Такой вид, простор, горы, облака! Но долго я смотреть не могла, мне было очень страшно, и я просто закрывала глаза. Поеду так с закрытыми глазами и думаю, надо смотреть, такое где ещё увидишь. Открою глаза, посмотрю по сторонам и опять закрываю. Но это только я, дети почему-то так не испугались, Игорь тоже. Зато на остальных подъёмникам потом уже едешь спокойно, совсем не страшно.
Подъём, спуск, и прогулка заняли довольно много времени. И приезжать на Красную поляну надо это учитываю. Последний подъёмник на четвёртый уровень отходит в 15:30, а последний спуск в 16:50. Так что очень хорошо, что утром была не солнечная погода, мы не стали купаться и поехали на Красную поляну. А то приехали бы мы позже, могли бы всё не попробовать.
В самом низу есть ресторанчики и кафе. Но мы пообедали в столовой, очень вкусно и дёшево 1018 рублей на четверых. Ну, плюс ещё соки, воды и мороженое на 200 рублей.
В 18:00 мы уже вернулись в машину.
Джипинг на водопад
Тема: Подробное описание

Около кафе мы встретили Роберта и Тэхи. Они приехали на джиппинг. Рядом со стоянкой стояло много Уазиков с открытым верхом. На них организовывали экскурсии на водопад в горах. Стоила эта экскурсия в районе 500 рублей на человека. Тэхи и Роберт поехали на экскурсию за деньги, а мы решили поехать за ними на своей машине. Водители нас отговаривали, говорили, что мы может там и пройдём, но машину лучше пожалеть. Но Игорь сказал, что поедёт. И вот мы помчались за Уазиком. Такое ощущение, что водитель специально очень быстро гнал, чтобы мы от него отстали. На некоторых поворотах мы определяли, куда ехать по пыли на дороге. А дорога тем временем пошла в гору, да так круто, как нам потом сказал водитель, кое-где уклон 40 градусов. Действительно очень круто, но на фото и видео этого совершенно не чувствуется. Ощущения потрясающие. Но дорога в Абхазии на Гегский водопад была более страшной, из-за того, что с боку был обрыв, в него просто невозможно было смотреть. Здесь же дорога была круче, но проходила она не вдоль обрыва. В итоге мы естественно доехали до водопада (С 43 39,157 В 40 16,342), даже горную речушку переехали. Я, конечно же, визжала и говорила, что дальше ехать не надо, но мы доехали. Водопад очень красивый. Рядом с водопадом ещё лежит целая глыба снега. Водитель рассказал, что в июне здесь арка снежная была. Папа с детьми, Тэхи и Роберт полезли к водопаду, мне в этот раз лазить не хотелось, и я осталась внизу. Дорога обратно вниз была не менее захватывающей. В 19:40 мы уже были внизу и поехали в Сочи.
Когда ехали в Сочи, у нас произошло ЧП. Вдруг машина задымилась, пришлось экстренно останавливаться. Оказалось, что из-за того, что дети бесились в машине, они ногами двинули по розеткам. Что-то там закоротило и задымилось. Игорь быстренько что-то там отсоединил, но после этого у нас уже не было розеток и постоянно приходилось где-то подзаряжать видео камеру и аккумуляторы для фотоаппарата.
В Сочи мы заехали к поющим фонтанам, которые почему-то в это время не пели. Мы поехали домой к Роберту и Тэхи. Они нас приютили ещё на одну ночь. Вечером в Сочи очень хорошо, прохладно. В десять вечера мы уже добрались до дома. Детей уложили спать, а сами устроили застолье. Тэхи и Роберт очень интересные люди, я рада, что с ними познакомилась.
В порт

14.07.08 г. Понедельник. День пятый. Паром.
10:15 мы проснулись. Потом собрали вещи и позавтракали. В 11:20 мы выехали в порт. Агент говорил, что машину надо сдавать с 10-12 часов, хотя отплытие парома планируется лишь на вечер, на семь часов. По дороге мы заехали на мойку и помыли машину. Потом поехали дальше к порту. Нам надо было не к главному порту, а какой-то другой въезд. В итоге мы его проехали мимо, не заметили. А машин много, пробка, для того, чтобы вернуться нужно довольно далеко ехать. Да ещё случилась маленькая авария. Прямо под нашу машину подлез какой-то жигулёнок. Звук был такой! Мне показалось, что жигулёнка всего смяли. И в этот момент я подумала, что в Турцию мы сегодня не уплывём. Видно судьба. Но как ни странно я не расстроилась, а решила, что всё, что ни делается, всё к лучшему, значит нам просто не надо туда ехать. Игорь вышел разбираться (а мы-то и так опаздываем, а нам ещё разворачиваться, а там пробка). Из той машины вышла девушка и сказала: «Но я ведь включила поворотник!» На нашей машине не было повреждений, кроме полоски краски той машины (танк!), а вот у жигулёнка повреждения были, да ещё и довольно заметные. Игорь спросил, что будем делать, а девушка испуганно так ему говорит: «У вас же ничего страшного нет, может не будем милицию вызывать?» Да мы и рады, потому что, хоть виновата она, а времени-то у нас нет совсем. Решено было разъехаться по-мирному. Мы развернулись и подъехали к въезду в порт (C43 35.159 B 39 42.949). Времени было 12:30. Там уже стояло машин 10 легковых, тоже ждали погрузки, на территорию порта пока никого не пускали. Мы решили сделать так. Игорь остаётся и грузит машину. А я с детьми иду на пляж
Косички, ливень, морвокзал

Я взяла с собой лишь купальники и полотенца, все вещи остались у Игоря. Рядом с пляжем девушки африканки за деньги плели косички. Мы решили Кристине заплести косички, чтобы не надо было потом причёсываться. С 13:30 до 14:40 ей плели косички. Заплели 87 косичек. Стоило это удовольствие 800 рублей. Пока ей плели косички, начался дождь. Они перебрались под крышу. Мы с Кириллом в это время гуляли по магазинчикам, я себе пляжную сумку за 450 рублей купила. В один момент я потеряла Кирилл. Видела его, видела, а потом он куда-то завернул, и я потеряла его из виду. Пошла в ту сторону, где он был, иду-иду, а его нет. Я так перепугалась! Очень страшно. Я пошла назад, всматриваясь, и ища Кирилла. Какая же была радость, когда я его увидела. Он стоял и ждал меня около того места, где Кристине косички плели. Оказалось, что он просто зашёл в один из магазинчиков, а я видимо прошла мимо и его не увидела.
Кристине закончили плести косички в 14:40. Мы её забрали, и в это время начался дождь, мы побежали к зданию вокзала. Добежали до огромной крытой стоянки около вокзала и там спрятались. С собой у нас были только полотенца, ни кофт, ни носков, - ничего. В три часа позвонил Игорь и сказал, что он прошёл таможню, но с парома его уже не выпускают и к нам он выйти уже не может. А билеты на паром, загранпаспорт, одежда, - всё было у него. В итоге он договорился с каким-то человеком (помощником капитана что ли), чтобы он нам отнёс вещи. Договорились встретиться в центральном зале Морпорта через полчаса. От стоянки, под крышей которой мы стояли, до Морпорта пешком 2 минуты. Но ливанул сильнейший ливень и мы решили переждать его. Но дождь всё не кончался и не кончался. Я посмотрела на часы и решила, что надо бежать, а то этот человек меня не увидит и уйдёт, и что мы будем тогда делать. И мы с детьми побежали. Бежали мы не больше одной минуты, но когда прибежали под крышу, нас можно было выжимать. Волосы я и впрямь выжимала. На нас не осталось ни одной сухой вещи. Но в 15:30 мы всё-таки были в морпорту. А документы этот мужчина нам смог вынести лишь в 16:20, получается зря бежали. Мы попеременно с детьми дежурили около кассы, чтобы не пропустить человека. Я сбегала в соседний магазинчик, купила чипсы, воды и булочек. Дети хоть поели. Жаль, что поблизости нигде не было видно ни одного кафе, мы бы поели по-человечески.
Посадку обещали в 18:00. А так как на улице дождь хоть и ослаб, но до конца так и не кончился, то мы всё это время и просидели в здании Морвокзала. Дети оказались такие молодцы. Как они себя там только ни развлекали. Клали на голову разные предмет и ходили по всему залу, заполненному людьми, которые так же, как и мы ждали посадки на паром. Цель игры была в том, чтобы не уронить предмет, лежащий на голове. Потом они играли в карты. Ни разу они не хныкали и не жаловались, что им приходится так долго ждать. Где-то в 17:40 мы пошли к причалу, с которого должна была бы начаться посадка на паром. В здании вокзала сидеть надоело, дождь кончился. Дети хоть по улице побегали. Все в основном стояли под навесом над стоянкой, тем самым под которым мы прятались от дождя. А мои дети босиком шастали по лужам.
18:22. Посадки пока нет. Все высматривают корабль. Я позвонила Игорю, он сказал, что корабль ещё даже не отплывал, что только сейчас закончили грузить последнюю машину.
Наконец-то мы дождались! 19:40 началась посадка на корабль. Все формальности проходят очень быстро, показали паспорта, билеты, а багажа у нас с собой не было. Игорь встретил нас на пароме. День ожидания закончился. Мы на корабле, теперь-то мы уж точно должны добраться до Турции. Сочи нас в последний день хорошо проводил, мы так намёрзлись. Отплыли только в 21:10.
Наконец-то паром

Пошли исследовать корабль. Здорово, везде можно пройти: к якорю, к канатам. Мы везде полазили. Экипаж турецкий. Они изъяснялись с нами по-английски, всё очень понятно. Очень вежливые. Например, если сейчас куда-то заходить нельзя, то скажут: «Извините, пожалуйста, сюда нельзя!» Эта разница в обращении особенно хорошо почувствовалась на пароме Стамбул – Одесса с украинским экипажем. Там почти никуда заходить было нельзя. И матросы разговаривали грубо, один раз мне даже до слёз было обидно, когда я хотела пройти на палубу, а матрос как-то грубо мне сказал: «Сюда нельзя!» И никаких извинений. Что поделаешь, там экипаж украинский.
У нас было две двухместные каюты. В каюте две кровати, как в поезде, двухъярусные и умывальник. Мы взяли каюты с окошком, можно было взять без окна, тогда было бы дешевле. Но мы не пожалели, что взяли с окном, потому что было жарко и мы окно открывали.
На корабле был ресторан. После посадки мы сразу же пошли ужинать, потому что весь день перебивались только булочками и газировкой. Папа тоже не ел, нас ждал. Еда в стоимость билета не входит. Надо было обменивать деньги на корабельные карточки и ими расплачиваться в ресторане. Ещё на корабле был большой зал с баром. Там стояли столики и диванчики. Там даже дискотеку устроили, светомузыка, всё, как положено. Музыку такую классную включали. Только никто не танцевал, потому что в баре были одни только мужчины, в основном дальнобойщики. Игорь сказал, что всего машин десять было легковых. Многие ехали через Турцию на машине в Грузию. Остальные были дальнобойщики. Туристов не наблюдалось. Мы с Игорем немного посидели в баре. Детей уложили в одной каюте, а сами разместились в другой. Заснули прекрасно. Никого не укачивало, да и качки-то никакой и не было.
Турция
Путешествие по Турции.
Приплыли

15.07.08 г. Вторник. День шестой. Турция. Трабзон. Монастырь Сумела.
Мы прекрасно выспались. Пошли позавтракали в ресторан. Завтрак тоже не входит в стоимость билета. Завтрак давали классический турецкий. Потом где бы мы в Турции ни завтракали, то везде было примерно тоже самое. А именно: варёное яйцо, оливки и маслины, свежие огурцы и помидоры (нарезанные ломтиками), сыр (кислый такой, мне понравился, остальные из нас его не ели), чай или кофе и в пластиковой упаковке мёд (в других местах на выбор могли дать джем). Для меня это был прекрасный завтрак, а вот дети почти ничего не съели.
Утром мы ещё успели полазить по кораблю, и вскоре вдалеке уже была видна земля!
В 10:30 мы вошли в порт города Трабзона (С 41 0,457 В 39 44,224). Итого время в пути у нас вышло 13 часов 20 минут. У нас с Турцией разница во времени 1 час, но мы часы с московского времени не переводили. Так было даже лучше. Например, когда мы вставали в 9 по Москве, то оказывалось, что 8 по-турецкому. Очень удобно. Так что и все временные отметки я тоже делала по московскому времени.
11:50 мы прошли регистрацию и вышли на турецкую землю. Всё довольно просто. Паспортный контроль. Виза стоит 20 долларов или 15 Евро за одного человека, детей тоже считают, даже если они вписаны в родительский паспорт. У нас были только Евро. Так нас турок чуть не обманул, не знаю намеренно или случайно. Он взял с нас 80 Евро и дал сдачу 5 долларов. Когда мы отошли от окошка, то стали думать, почему так. Игорь пошёл обратно выяснять. В итоге перед ним извинились, сказали, что он подумал, что мы платим за пятерых, он нас не правильно понял. Нам вернули деньги.
Машины выгрузили на берег. Нам разрешили вернуться к машине и ждать всем вместе. Не так как в Сочи, пассажиры отдельно, а с машиной только водитель. Это очень хорошо, потому что ждать пришлось довольно долго. А так как было довольно жарко, то мы замучились. Виза на машину с гринкартой стоит 50 долларов, Игорь сторговался на 1000 рублей. А у кого гринкарты не было, то платили по 100 долларов.
Трабзон. Монастырь Сумела.
Тема: Подробное описание

14:41. Наконец-то мы едем!
Турция. На спидометре 176620.
Выехали в город и первым делом стали искать денежный автомат, чтобы снять с карточки деньги, потому что турецких лир у нас не было. Все деньги мы хранили на карточках, снимали небольшими суммами. Так безопаснее. Автомат нашли довольно быстро. Хотя всё необычно, новый город, все надписи на-турецком. Игорь снял денег и мы поехали на юг к монастырю Сумела. Это была первая нами запланированная точка пребывания.
Печатной карты мы ещё не купили и ехали в начале только по GPS. Нужный поворот нашли без проблем. Нужно было доехать до города Мачки (от Трабзона 46 км.) и повернуть налево. Там вообще проблем с указателями нет нигде. Мы всегда всё находили. Особенно когда мы поняли, что на коричневых указателях у них указаны достопримечательности. Дорога шла в горах, вокруг очень красиво. Сами горы напоминают Кавказские, как в Сочи и Абхазии, но они покрыты больше хвойными деревьями, а у нас лиственными. Ехали довольно долго, дорога петляет, мне даже показалось, что мы едем не туда. Но в итоге мы подъехали к въезду, в будке сидел турок и собирал дань за въезд на территорию. Видимо дальше была уже какая-то заповедная зона. Мы заплатили 8 лир за въезд машины и поехали дальше. Ещё немного проехали. Там большая стоянка, много народу, сувенирные магазинчики, кафешки. Проехать и не заметить невозможно. Мы припарковались. И начали свой подъём к монастырю (C 40 41 21.58 В 39 39 30,04).
К монастырю можно добраться двумя путями. Первый это оставить машину на нижней стоянке и дальше пойти пешком. А второй для ленивых или пенсионеров. На машине можно подъехать выше к монастырю, там тоже есть стоянка. От второй стоянки остаётся пройти всего метров 200 по плоской поверхности и подняться лишь совсем немного. Игорь хотел ехать ко второй стоянке, но я решила, что надо прочувствовать жизнь монаха, живущего в наскальном монастыре. И мы пошли пешком. О чём я совершенно не жалею. Подъём довольно долгий и крутой, мы поднимались около 40 минут. Рекомендуется одевать спортивную обувь. Сама трапа очень красива и живописна, везде хочется остановиться и сфотографироваться. Снизу монастырь не виден, он открывается лишь, когда поднимешься довольно высоко. Вид захватывает. Скала, а на ней стены монастыря с окнами. Что-то подобное мы видели в Абхазии, когда ездили на Форелевое хозяйство, но к тому монастырю никак нельзя подняться, а здесь в него можно зайти!
Мы поднялись наверх. Монастырь находится на высоте 1373 м. над уровнем моря. Игорь на телефоне замерял. Там всё цивилизованно. Есть платный туалет (50 копеек с человека). Вход в сам монастырь стоит 5 лир за взрослого (это где-то 100 рублей), дети бесплатно. Дети в Турции практически везде, за исключением лишь пары мест, проходят бесплатно. Не знаю только до какого возраста. Но до 12 точно.
Монастырь поражает воображение. Это такая огромная ниша в скале, заделанная стенами в несколько этажей. Внутри довольно просторный внутренний дворик и церковь с прекрасно сохранившимися росписями. Практически во все помещения можно было заходить. Мы смотрели из окошек вниз, как настоящие монахи. Вид из окна открывается потрясающий: обрыв и горы с облаками.
Когда мы были около монастыря, ко мне подошёл один турок и спросил: «Митсубиси?» Я его не поняла и сказала об этом. Тогда он снова спросил: «Рус?» Я ответила да. И он сказал мне «Спасибо». Наверное, он увидел внизу на стоянке нашу машину Митсубиси с русскими номерами. А догадаться, что именно мы приехали на этой машине было не трудно. Туристов-то там было много, но в основном все турки. Русских там точно не наблюдалось. Поразили некоторые турчанки, которые были одеты все в одном стиле, хоть и были не вместе. Не смотря на жару, на них были одеты длинные в пол юбки или брюки, и длинные кожаные куртки. На голове косынки. Видимо они все из одного района Турции.
Мы всё облазили и двинулись в обратный путь. Спускаться было намного легче. В 17:40 мы уже сидели в машине.
Отступление. Монастырь Сумела (Sumels). Монастырь основан в IV в. Двумя греческими монахами, монастырь стоит на крутых, заросших лесом склонах горы Мела. Внушительный монастырский фасад XVIII в. Последние монахи покинули монастырь в 1923 г., когда греки при «обмене населением» покидали Турцию и возвращались на родину. 48 км. к югу от Трабзона. Открыто ежедневно с 8:00 – 17:00. Вход 5 лир взрослый. Дети бесплатно.
В глубь Турции
Тема: Подробное описание

По первоначальному плану мы хотели поехать на Немрут, но так как мы потеряли в Сочи из-за отсутствия мест на пароме три дня, то Немрут пришлось вычеркнуть, о чем я до сих пор жалею. Но надеюсь, что когда-нибудь мы всё-таки сможем туда добраться. Решено было отправиться сразу же в Каппадокию. Мы вернулись от Мачки в Трабзон. По дороге в Мачке закупили фруктов и других съестных припасов. Вот цены. Абрикосы 2,50 за килограмм (1 лира приблизительно 20 рублей, может чуть меньше), персики – 2,50 лиры, две бутылки воды 7,55 лиры. Пошёл дождик.
В 18:40 мы были снова в Трабзоне и поехали на запад вдоль побережья Чёрного моря. Поразило то, что вдоль чёрного моря нет пляжей вообще, мы не увидели ни одного. Зато сделана шикарная дорога, две полосы в каждую сторону, машин мало. Справа море, а слева города. Такое ощущение, что один огромный нескончаемый город. Дома немного кончатся и снова начнутся. Маршрут был проложен. Было решено ехать вдоль побережья до поворота на Сивас перед городом Гиресун, это где-то 150 км. Потом свернуть в горы и ехать сегодня до упора, сколько сможем. До Сиваса ещё 293 км. Туда мы сегодня, конечно же, не доедем.
По дороге нам надо было заправиться. Но в первый раз это у нас вызвало затруднения, потому что никто из нас не знал, как по-турецки пишется дизель. Мы остановились на одной заправочной станции. Там было написано:
Motorin 7000 – 3,250
Motorin 50 – 3,330
Kursunsuz 95 - 3,580
Оказалось, что Motorin это и есть дизель. Игорь как-то на ломаном английско-русском выяснил это у турка заправщика. Дизель там дорогой, намного дороже, чем в Москве. Цена за 1 литр 66,6 рублей, это в три раза дороже, чем в России.
Дизель. 57литров по цене 3,33 лиры. 190 лир = 3800 руб.
Ещё поразило то, что на заправке был бесплатный туалет, душ и комната для намаза. Всем этим можно воспользоваться. Там останавливаются большие рейсовые и экскурсионные автобусы. Рядом с заправкой зашли в магазин, в котором продавался только хлеб, причём очень необычный. Огромные круглые буханки. Потом мы узнали, что это фирменный хлеб Трабзона. Мы эту буханку потом несколько дней съесть не могли, потому что она огромная.
Как только съехали с трассы, идущей вдоль побережья, начался крутой горный серпантин. Скорость движения не более 50-60 км. в час. Дорога очень хорошая. Проезжали какие-то небольшие горные городишки, очень колоритно. На нас там смотрели выпученными глазами. У нас очень необычная машина. Ещё поразило огромное количество домов, расположенных прямо высоко в горах. Даже непонятно, как турки к себе домой подъезжают. Встречных машин почти не было, нас никто ни разу не обогнал. Такое ощущение, что там почти никто не ездит. Начало темнеть. Мы стали искать место для ночевки. Было решено заночевать дикарями прямо в горах в машине. Долго не могли найти ни одного съезда. Под конец нам повезло, мы нашли всё-таки один прекрасный съезд с трассы. Итак, в 21:55 мы остановились на ночлег. Дорога вела дальше, но мы далеко не поехали, остановились на площадке рядом с горной речкой. Когда засыпали, слушали шум реки. На этой площадке были огромные срубленные деревья. Мы попили чаю, приготовленного на примусе. Спать легли в машине, надув матрац, который за ночь сдулся. Поразило огромное количество летающих светлячков. Таких же мы видели, когда ночевали в горах в Абхазии. Но здесь их было намного больше, просто всё сияло. Такая красотища. Было немного страшновато, всё-таки первая ночь на чужой земле.
Эх дороги...

16.07.08 г. Среда. День седьмой. Турция. Каппадокия. Гёреме. Зельве.
Ночью было довольно прохладно только +80.
Игорь проснулся очень рано в 5:30, чтобы ехать дальше. В 6:10 (в 5:10 по местному) мы выехали дальше. Дети ещё спали, я тоже немного поспала, потом встала. Я просто не могла это пропустить, какое удовольствие просто ехать и смотреть в окно на замечательные пейзажи. Перевалили через горный перевал (Асарджикский перевал, С 40 27,3887 В 38 24,0382), высота которого 2223 м. Горы стали совсем другими. На некоторых совсем не было никакой растительности. Другие были похожи просто на холмы. Вся эта местность находится очень высоко над уровнем моря. Дороги стали более пологие, больше не было крутых поворотов, скорость можно было держать 80-90 км. в час. Машин почти нет, мы обогнали лишь один грузовик. Навстречу попадались только рейсовые автобусы. Камеру можно из рук не выпускать, хочется снимать всё. Такие пейзажи!
Отступление. В Турции везде хорошие дороги, просто отличные. Машин очень мало, фур нет вообще, не то, что в России. Ехать одно удовольствия. Турция просто создана для путешествия на машине. Везде на заправках, даже на самых захолустных, которые находятся где-нибудь в горах, принимают кредитные карточки. Мы расплачивались на заправках только карточками. На каждой заправке есть бесплатный туалет. Помню, зашли на заправке в туалет, так там по три кабинки женского и три мужского. В Москве только на BP одна общая кабинка, да ещё на Lukoil, и всё. Захотел в туалет, езжай домой, это твои проблемы. Ещё удивило то, что где бы мы ни проезжали, везде вблизи населённых пунктов на трассе стоят мусорные баки. И они пустые, не заваленные под завязку. Значит, за ними следят, вовремя вывозят. Что же творится в России, баков нет вообще. Когда мы уже ехали обратно из нашего путешествия, мы привезли пакеты с мусором из Одессы в Москву, потому что просто некуда было их выбросить, а лес засорять не хочется. Лишь в районе Сочи в этом году мы обратили внимание, что баки всё-таки появились. Видимо начали готовиться к Олимпиаде 2014 года. Там же у нас с этим проблем просто не было. Поэтому в России и замусорены все леса вдоль трасс. Даже заходить противно, всё в мусоре и никто это не убирает. Турция намного чище в этом плане. Сразу вспомнились слова Анатолия Михайловича, который перед нашей поездкой нам сказал, зачем вам эта грязная Турция. Так вот, Турция уж точно не производит впечатления грязной страны. Нам у неё ещё поучиться надо. А ещё поразило, что во многих туалетах, особенно в туристических местах, было многое автоматизировано. Например, подносишь руку под кран, вода начинает литься, заходишь, свет сам зажигается. Я в Европе не была, говорят, что там везде и всюду такое. В России я такого нигде не встречала.
Но вернёмся всё-таки на дорогу. Километров за 140 до Сиваса началась 3-хполосная дорога, скорость можно легко держать под 100 км. в час. Машин нет вообще. Время 8:04. Перевалили второй горный перевал, высота 1997 м., до Сиваса ещё 100 км. 3-хполосный горный перевал, круто! Когда я составляла дома план поездки, меня эти горные перевалы очень пугали. Наверное, в голове вспоминался горный перевал по дороге к Сочи недалеко от Туапсе. Вот это называется перевал. А в Турции просто отличные дороги на большой высоте, а не горные перевалы.
За километров 80 до Сиваса был небольшой участок грунтовой дороги, там велись дорожные работы. Тогда я даже испугалась, что лафа закончилась и хорошие дороги тоже. Слава богу, я ошибалась.
Выехали из Зары, горы кончились. Началось 4-хполосное шоссе по равнине. 100-120 можно ехать легко. Наша максимальная скорость была 127 км/ч.
В 8 утра проснулась Кристина, в 9 она и Кирилла разбудила.
9:05 Сивас. В городе поворот по указателям на Кайсери-Малатью через круг налево. От Сиваса до Кайсери ещё 190 км.
В 9:30 мы сделали привал на завтрак. Съехали с основной трассы в абрикосовый сад и поля. Там мы достали примус, чаю попили. Дети немного побегали. Видели там лисёнка, живого! Он от нас убежал. В 10:20 выехали дальше.
Когда ехали, с нами рядом ехала одна машина с турками, и они всей семьёй выглядывали из окна и на нас глазели.
Упс! (.ля!)

Дорога отличная, по две полосы в каждую сторону. Машин почти нет. Но те, кто едет, едут не более 90-100 километров в час. Мы даже удивились, что они так тащатся. А так как нам очень хотелось побыстрее добраться до Каппадокии, то мы и ехали где-то 120. И вот нас-то и остановил местный полицейский. Оказывается, что где-то на дороге стоит камера, и всё фиксирует. Ехать по трассе можно не более 100 километров в час, если выше, то штрафуют. Штраф не маленький 86 лир (1720 руб.), если платить на месте, и 115 лир (2300 руб.), если оплачивать через банк. Мы, конечно же, заплатили на месте. Полицейский очень доброжелательный, улыбается, руку Игорю пожал. Такому даже штраф приятно заплатить. Но после этого мы поняли, почему все так спокойно едут. Один раз заплатили, и больше мы не выделялись, ехали как все не больше ста. Кстати на счёт полицейских, этот был первый, которого мы встретили на трассе. После этого мы за две недели катания по стране встретили полицейских лишь пару раз. Да и то они занимались своими прямыми обязанностями, они регулировали перекрёсток. Так что нам просто повезло, что мы того на трассе встретили. Там нигде нет полицейских постов, никто не трясёт иностранцев с проверкой документов, никто не стоит с радаром, спрятавшись за деревом, и не ловит нарушителей, как в России или на Украине. Зато все ездят спокойно, не нарушая.
Дизель. 60,191 литр по цене 3,24 лиры. На сумму 195,02 лиры = 3900,4 руб. На спидометре 506 км.
Едим дальше. Поворот на Невшехир, Анкара, Нигде. 12:35 Кайсери объездная дорога. В город мы решили не заезжать. От Кайсери до Невшехира ещё 62 км.
Гёреме, Каппадокия
Тема: Подробное описание

14:00 Гёреме (С 38 38,6668 В 34 50,1085). Итого дорога от Трабзона до Гёреме у нас заняла с 18:40 до 14:00 – 21 час. 20 минут. Из них 8 часов на ужин и сон, часа два на завтрак, заправки, штрафы и остановки по требованию. Итого где-то 11 часов чистой езды. Около 700 км.
[i]Отступление. Каппадокия. Удивительная область с вулканическими ландшафтами и высеченными в туфе церквями была забыта западным миром, пока её вновь не открыл французский священник, опубликовавший в 30-40-х годах XX в. Обширный труд, посвящённый этим местам.
Каппадокия - это географически не четко определенная область в центральной Турции. Область сформирована небольшими плато на высоте 1000 метров над уровнем моря. Ассирийцы называли эту землю Катпатука, современное название она получила в античные времена. Этот район ограничен горами Эрджияс (Erciyes Dag, 3916 м) и Хасан (Hasan Dag, 3253 м) с одной стороны и протянулся рядами долин к реке Кызылырмак (Kizilirmak) и соленому озеру Туз (Tuz Golu). Одной из интереснейших особенностей пейзажа являются множественные остатки вулканической деятельности: конусы потухших вулканов, застывшие потоки лавы, россыпи обломков пирита.
Миллионы лет назад горы Эрджияс, Хасан и Гюллюдаг (Gulludag) были действующими вулканами. Пик их активности пришелся на период Позднего миоцена, примерно 70 миллионов лет назад. Лава и камни, выброшенные извержениями, создали огромное плато.
После древних извержений вулканов атмосферные воздействия сотворили запутанный узор долин, ущелий, оврагов, холмов. Благодаря климатическому фактору и процессу окисления появилось многоцветье этого каменного узора, поражающее своей живописностью. Неровные, зубчатые фиолетовые плиты, гладкие охристые скалы, белые утесы из туфа, холмы застывшего серого пепла, черные базальтовые столбы; все это формирует причудливый рисунок, отражающий смещение геологических пластов, которому подверглась эта местность.[/i]
Гёреме (Goreme). Мы наконец-то достигли этого замечательного городка в центре Каппадокии. То, что открылось перед нашими глазами, поражало воображение. Если бы я раньше в интернете не насмотрелась этих чудесных пейзажей, то, наверное, просто не поверила бы своим глазам, что такое вообще может быть на земле. Но хоть я и была готова, всё равно вид Гёреме сверху меня просто поразил. Это город среди больших и маленьких туфов. (Миллионы лет сжатия превратили вулканический пепел в мягкий палевый камень – туф) Это такие конусы. В некоторых из них устроены гостиницы, в некоторых кафе. Рядом стоят дома и живут люди. Место потрясает. Очень красиво и как-то сказочно. Здесь должны жить эльфы и гномы ?!!!
Пообедали в ресторане в Гёреме. Обед на четверых 54 лиры (1080 руб.), объелись просто. Вначале мы попытались найти жильё, но потом решено было пойти хоть немного осмотреть достопримечательности, а то музеи могли закрыться, а уж потом заняться жильё.
Open Air Museum
Тема: Подробное описание

Первое, что мы посетили это знаменитый музей под открытым небом «Open Air Museum». Самые хорошо сохранившиеся скальные церкви огорожены и охраняются. Стоянка автомашины платная – 3 лиры. Вход в музей стоит 10 лир со взрослого, дети бесплатно. Внутри около 40 маленьких и больших церквушек, монашеские кельи, трапезные, столы у которых высечены из камня. Да там всё высечено из камня, даже алтари и колонны в церквях. Везде можно полазить, всё потрогать. Так как это было первое наше знакомство с Капподокией, то нас этот музей очень сильно поразил. Только народу там очень много, это одно из самых посещаемых мест в Каппадокии. Именно сюда привозят туристов. Потом мы посетили такие места, где вообще никого не было. Да ещё было очень-очень жарко. Мы купили много воды и без конца её пили.
Одна церковь имеет платный вход. Она называется Тёмная церковь. Вход в неё стоит 5 лир. Но роспись на стенах этой церкви действительно потрясает, нигде больше мы не видели так хорошо сохранившуюся роспись. А ещё в одно место, которое почему-то было закрыто для посетителей, нас пропустил турок. Он услышал, что мы русские и предложил туда зайти. Это какое-то жилое помещение, в котором можно подняться на второй этаж с таким как бы балкончиком.
Туалет в музее бесплатный.
Зелве

По музею под открытым небом мы гуляли с 16 до 17:50. Этого было достаточно, чтобы всё осмотреть и везде полазить. После этого мы поехали в другой район Каппадокии – Зельве (Zelve). Он находится недалеко, на машине 10 минут. В 18:00 мы уже были там. Пейзаж немного отличается в Гёреме. Там было много туфиков-грибочков. Они тоже все из камня. И почему-то у каждого конуса шапка из другого камня. Получается грибочек. Там вход бесплатный. И тоже есть, где полазить. Сама долина огромная, мы далеко не стали заходить, там можно, наверное, часами гулять. Очень порадовало здание жандармерии, которое находилось в одном из туфов-грибочков. Действительно, зачем что-то строить, когда столько неиспользованных помещений! Жара уже спадала, туристов было мало и мы в своё удовольствие нагулялись.
Сбылась мечта идиота - номер в туфе

Потом довольно долго разъезжали по Гёреме и искали, где поселиться. Проблем с жильём там нет никаких, весь город состоит из маленьких ательчиков и пансионов. Но мне хотелось поселиться именно в домике из туфа. Это было моё условие. В итоге раза три проехав мимо одной гостинице, мы в неё зашли. И это оказалось именно то, что нам нужно. Гостиница называется «Peri hotel & pansion». Уютный зелёный дворик, в котором растут лимоны, между веток растянуты гамаки. Дворик расположен между огромными туфами. Нам на выбор предложили три номера. Один из них мы выбрали, наш номер находился на третьем этаже огромного туфа. Внутри одна большая комната, всё высечено в камне. Внутри двуспальная кровать и одна маленькая односпальная, именно то, что нам нужно. Везде ковры, есть шкаф для вещей, телевизор и то, что больше всего привело в восторг детей: туалет и ванна джакузи! Дети сразу же попросились в неё. Нам выдали пробку от ванны, сказали, что она одна на несколько номеров. Но мне кажется, что они так сделали, чтобы постояльцы не сидели в ванне без ограничения. Видимо у них там проблемы с водой. Потому что на следующий день дети опять хотели сидеть в джакузи, но пробка оказалась занятой другими. Но в первый день они всё-таки накупались.
Итак, в 19:30 мы заселились. Номер стоил 80 лир за четверых в сутки с завтраком. Завтрак – классический турецкий. Я его уже описывала.
Вечером мы совершили пешую прогулку по Гёреме. Этот город какой-то необычный, и атмосфера в нём тоже необычная. Вечером особенно, когда вокруг темнота, и везде горят огоньки, туфы подсвечиваются, а в небе стоит огромная полная луна. Кругом много мелких кафешек, работают магазинчики. Вот я сейчас это пишу, и мне опять хочется там очутиться.
Хозяин нашего пансиона звали Халис. Игорь с ним общался по-английски. Я почему-то стеснялась разговаривать, боялась сделать ошибку. Игорь же ошибки делал через слово и ничего не боялся. Он не соблюдал ни порядок слов в предложении, ни времена, ни окончания, - он просто говорил. И самое интересное, что все его понимали. Один раз получилось смешно. Около Open Air Museum к нему подошёл турок и сказал: «Гайд? Гайд?» Игорь ему ничего не ответил, а у меня потом спросил, сто это он говорит: «Гад, гад» А турок- то просто гида приглашал, гид по-английски так и произносится «guide». Ещё было смешно, когда дети путали вопросы «How old are you?» и «How are you?» (Сколько тебе лет?» и «Как дела?»). Они могли ответить «хорошо» или «мне девять/семь лет». Но всё-таки они молодцы, отвечали на английском, хотя тоже немного стеснялись.
Хозяин нашего пансиона предложил нам заказать через него развлекательные программы. Можно было встретить рассвет на воздушном шаре. Я об этом очень мечтала. Но стоит это удовольствие дорого. В разных местах (а эту экскурсию можно в Гёреме заказать в нескольких конторах, которые очень легко найти везде в городе) по-разному. Цена от 120 до 150 Евро. Цена зависит от времени полёта. Но даже 120 Евро для нас было очень дорого, это получалось где-то 4320 руб. с человека. Поэтому мы решили от полёта отказаться. Зато у него мы заказали «Turkisch night» - «Турецкую ночь» Стоило это на нас четверых 170 лир, 55 лир за взрослого и 35 лир за ребёнка. Туда мы должны поехать на следующий день.
Ючхисар
Тема: Подробное описание

17.07.08 г. Четверг. День восьмой. Турция. Каппадокия. Ючхисар, Каймаклы, Деринкую, Соганли, «Turkisch night».
Я проснулась в 8 утра. Ночью было не жарко, а тепло, спалось очень хорошо.
В 9:30 мы позавтракали в нашем пансионе классическим турецким завтраком. В 10:40 выехали в Ючхисар.
10:50 Ючхисар (Uchisar). Это огромная скала со множеством рукотворных пещер и помещений. Мы остановились у подножия это скалы. Утром туристов ещё не было, зато было уже очень много развалов с сувенирами. Один торговец услышал русскую речь и заговорил с нами по-русски. Он оказывается из Азербайджана, сейчас живёт и работает в Турции. Мы у него потом накупили сувениров на 90 лир (1800 руб.), цены нам казались такими маленькими, что мы даже не торговались, мы были счастливы, что такие классные подарки купили по смешной цене. А продавец в свою очередь был ещё более счастлив, он нас просто завалил подарками. Детям подарил кучу мелких фигурок из камня, магнитики, штук пять пепельниц из гипса, огромную фигуру-туфов с надписью Каппадокия (тоже из гипса). Купили мы там каменные шахматы, две каменные вазы для цветов и для фруктов, выполненные из камня большие фигуры слона, лошади и для меня каменное яблочко. Изделия из камня, представленные там, меня очень поразили, такие красивые и недорогие.
Этот продавец посоветовал нам полазить по рядом стоящим туфам. Там было их несколько штук по 6-8 этажей. В некоторых из них сделано кафе. Но даже если не кушать в этом кафе, хозяева пускают бесплатно просто полазить в них. В одном мы залезли на самый верх. Всё выполнено из камня. Внутри много каких-то углублений, которые, по-видимому, служили древним жителям полочками. На каждом этаже есть окошки. В некоторых залах постелены мягкие подушки, даже на самом высоком шестом этаже тоже есть подушки и столик. Туда можно заказать еду из кафе. Но так как мы уже поели, то не стали ничего заказывать.
В 12:18 выехали дальше, на скалу в этот раз решили не подниматься, а заехать сюда завтра, потому что наш завтрашний путь будет как раз лежать через Ючхисар.
Подземный город Каймаклы
Тема: Подробное описание

Наш путь лежал к подземному городу Каймаклы (Kaymaklil). Вот это было единственное место, которое мы сами не смогли сразу же найти. Проехали мимо, компьютер нам показывал, что мы где-то совсем рядом, но ничего похожего на туристическое место не было видно, просто небольшой жилой городок. Мы свернули на какую-то дорогу, подъехали к абрикосовому саду, нарвали себе абрикосов. Потом увидели местную свадьбу. У них операторы, которые снимают свадьбу, ехали в открытом багажнике в первой машине и снимали процессию. Так забавно. Потом вернулись на главную улицу города. Остановились на заправке и спросили у местных, как нам найти подземный город. Разговаривал Игорь, конечно же, по-английски. Они нам тут же указали, куда нам ехать. И вот именно тогда мы разгадали тайну турецких указателей. Все указатели коричневого цвета указывают на какую-нибудь достопримечательность. И если ехать по городу Каймаклы, то просто надо было искать указатель коричневого цвета, он- то и указывал на подземный город.
Система с указателями очень удобная. На нашем пути потом попадалось столько таких указателей, что просто надо ехать с закрытыми глазами, потому что их так много, и хочется везде заехать и посмотреть, что же там находится. Вообще-то чтобы объехать, посмотреть и облазить всю Каппадокию, понадобилось бы не меньше недели. Там столько всего интересного. Мы за два с половиной дня объездили очень мало. Я первоначально намечала больше. Мы решили, что обязательно сюда вернёмся когда-нибудь, чтобы досмотреть то, что не успели в первую поездку. Если ездить на машине, то все объекты довольно близко находятся, в пределах 10-30 километров. Дороги везде очень хорошие, машин почти нет. Туристов много лишь в нескольких местах – это Гёреме, Каймаклы, Ючхисар. Были же места, где мы вообще были одни, потому что экскурсионные автобусы туда не ездят.
1:22. Мы нашли подземный город Каймаклы! Полчаса, наверное, потеряли, пока крутились по местности. Стоянка платная – 2 лиры. Вход 10 лир со взрослого, дети – бесплатно. Туалет 0,5 лир. При входе в подземный город предлагают взять гида, стоит 10 лир. Но так как дети не знают английский на таком уровне, чтобы всё понимать, мы решили обойтись без гида.
Отступление. Каймаклы (Kaymaklil). Самый доступный, хотя и не самый большой подземный город. Его открыли в 1950-х годах. Город состоит из узких коридоров, соединяющихся между собой, из комнат и залов, винных погребов, водяных хранилищ, кухонных складов, вентиляционных труб, водяных колодцев, а также в случае опасности имелись плотно закрывающиеся двери, которые изнутри заваливали камнями. В данное время это 4-этажное освещенное место открыто для посетителей. Считается, что это очень древнее поселение, быть может, хеттов, но своих окончательных размеров – здесь жили более 15000 человек – оно достигло в конце I в., когда христианские общины спасались от набегов арапов. Этот комплекс имеет глубину 20 метров. Подземный комплекс Каймаклы связан с подземным поселением в Derinkuyu 9-километровым туннелем.
Подземный город, наверное, самое потрясающее, что мы видели в Каппадокии. Несколько уровней этого подземного города хорошо освещены, имеют указатели-стрелки, по которым понятно, в каком направлении надо идти, чтобы продолжить осмотр, и куда идти, чтобы вернуться наружу. Без указателей можно было бы заблудиться. Там очень много помещений, ходов, переходов. Некоторые ходы настолько узкие и низкие, что взрослый человек идёт в них, согнувшись. И всё это уходит под землю. Говорят, что город имеет 4 уровня, но это не просто 4 этажа, он не имеет чётких границ уровней. Много различных ответвлений. Очень трудно представить, как же там могло жить такое огромное количество народу (15000 человек).
В этом подземном городе было довольно много ходов, которые не были освещены вообще. Экскурсии водят только по освещённым тропам. Но это не так интересно. Мы же взяли фонарики и вместе с детьми лазили в эти ходы, которые обычно заканчивались какими-то комнатами. Когда спускаешься под землю с фонариком в руке, становится страшновато. Но это и было самое интересное. Мы облазили каждый возможный ход этого города. Видели церкви, спальни, кухни, вентиляционные шахты. Поразили огромные круглые камни, которыми закрывали входы в случае опасности. Под конец нас обогнала группа русских туристов. Они зашли позже нас, и вышли намного раньше. Так осматривать не интересно. Самое классное, когда ты остаёшься в этом городе один. Жаль только, что камера в подземном городе не снимала, там довольно сумрачно. А фотографии не передают даже четверти того, что мы увидели и ощутили.
В подземных городах приятная прохлада, после той жары, что была на улице, одно удовольствие там полазить. Когда мы вышли из этого города, то, как всегда купили по мороженому. В Турции мы съели просто огромное количество мороженого, я столько никогда не ела. Мороженое у них очень вкусное. Ещё мы выпили очень много воды. На это было истрачено довольно много денег. Когда мы рассчитывали бюджет поездки, эту статью расходов мы не учли. Ещё там мы наконец-то купили печатную карту Турции.
Подземный город Деринкую
Тема: Подробное описание

В 2:42 мы выехали дальше. Наш путь лежал в другой подземный город Деринкую (Derinkuyu). Через 12 минут мы уже были там. Вход тоже 10 лир. Стоянка бесплатная. Там дети выпросили у нас сувениры: национальную турецкую куклу и дудки-свистелки (за всё 5 лир).
Отступление. Деринкую (Derinkuyu). Подземный город Деринкюйю, «Глубокий колодец», открыли в 1963 г. Предполагается, что в нём 18-20 ярусов, для туристов доступны только 8 верхних. Город занимает пространство примерно четыре на четыре километра, но для свободного доступа открыто всего 10% его территории. Вниз ведет узкий тоннель с гладкими стенами серо-коричневого цвета. Его высота всего 160-170 см., поэтому идти приходится, согнувшись, или на полусогнутых. Вправо и влево от тоннеля отходят просторные и сейчас пустующие камеры, которые раньше использовались местными крестьянами для хранения овощей и винограда, в качестве часовен и комнат. Ступеньки, частью вырубленные в породе, частью современные, бетонные. Дышится легко, воздух чистый и прохладный, около десяти градусов.
Спускаясь с этажа на этаж, можно любоваться вертикальными жерновами, спрятанными в нишах справа по ходу. Вертикальные вентиляционные шахты внизу доходят до грунтовых вод, служа одновременно колодцами.
В самом низу, на восьмом этаже (если считать сверху вниз, то на минус восьмом), на глубине 54 м, находится «Зал для конференций» ("Conference room") - длинное, просторное помещение, похожее на церковь. Колонны делят пространство на два нефа.
С самого нижнего уровня до поверхности приходится подниматься по лестнице из 204 ступенек, что требует определенной физической подготовки.
В период расцвета города здесь проживали 20000 человек, так как у подземной жизни было немало преимуществ: помимо очевидной безопасности, это постоянная температура, влажность вне зависимости от времени года, отсутствие насекомых. Специальные отверстия для воздуха обеспечивают прекрасную вентиляцию. На первых этажах располагались общие кухни, хранилища, хлев, туалеты, столовые и спальни, ниже – тайные укрытия с колодцами, церквями, оружейными складами, темницы, захоронения.
Подземный город Деринкую напоминает Каймаклы. Но главной его особенностью является очень глубокий узкий спуск, который ведёт в большое помещение. Город намного глубже и больше, чем Каймаклы, но посетителей пускают лишь в небольшую его часть, поэтому он кажется даже меньше. Зато туристов там ещё меньше.
Итак, в 15:40 мы вылезли на поверхность. Следующим нашим пунктом был район Соганли. Он находится километров в 35 от Деринкую. По дороге пока ехали, видели много других указателей на достопримечательности, но решили ехать, всё не осмотришь.
Продолжение следует.
Соганли

4:23. Соганли.
По дороге подвезли до Соганли одного турка, у которого мы спрашивали дорого, но он по-английски не понимал совершенно ничего и нас не понял. В итоге мы высадили его в посёлке, а сами поехали дальше. Дорога шла в горах, на которых были видны окошки каких-то помещений. Около одного указателя мы остановились. От указателя в гору шла лестница, выдолбленная в горе. Мы поднялись туда, а там довольно высоко было несколько каменных церквей прямо в горе. Вот оказывается, что за окошки в горах, - это скальные церкви. Внутри некоторые довольно большие, с каменными колоннами, с каменным алтарём. Роспись в этих церквях практически не сохранилась. К сожалению, у нас сел аккумулятор на фотоаппарате, и в Соганли мы снимали на камеру, фотографий нет.
Мы спустились и поехали по дороге дальше. Дорога упирается в въезд на территорию Соганли. Въезд 2 лиры со взрослого. Мы проехали дальше до упора этого каньона, или даже не знаю, как назвать это место. Мы находились между горами. А куду ни глянь, везде видны окошки. Оставили машину и пешком пошли к этим церквям. Подъём порой довольно крутой. Народу не было вообще никого, мы там были одни. Чтобы облазить все церкви этого района (говорят их 60 штук) нужен целый день. В некоторые из них добраться очень сложно, мы даже не стали пытаться. Мы облазили довольно много, но каждая интересна по-своему. Здесь лазить было даже интересней, чем в Open Air Museum, хотя росписи в церквях сохранены не так хорошо. Но отсутствие народу, создаёт неповторимое ощущение.
Налазились мы вволю. Это место посетить стоит обязательно. Хотя я ни про одно место не сказала бы, что его можно и не посещать. При выезде с территории Соганли был кемпинг. Мы заехали в него пообедать. Нас там очень вкусно накормили. Блюда принесли в металлических посудинах, горячие, но довольно острые. За обед мы отдали 45 лир, это вместе с пивом и соками.

Турецкая ночь

В 18:33 мы поехали обратно в Гёреме. От Соганли до Гёреме 45 км. За всю дорогу мы обогнали 2 машины, трактор, повозку с лошадью и отару овец. Нас не обогнал никто. По моим планам мы должны были ещё заехать в монастырь в Мустафапаши, он был у нас по дороге. Но когда мы к нему подъехали, он уже был закрыт. Времени было 19:12, т.е. по местному 18:12. Тогда мы поехали в пансионат готовиться к турецкой ночи. В восемь часов мы уже были там.
21:30. Переоделись, и хозяин нашего пансиона на своей машине отвёз нас в ресторан в Ючхисарай. Ресторан находится чуть в углублении под землёй. Он стилизован под пещеру, а может это раньше и была пещера, я точно не знаю. Но там красиво. Мы приехали одни из последних. Ресторан был битком забит народом. Там были народы всего мира. С нами за столиком сидели китайцы. Стол был не сказать, чтобы очень богатый, но всего было достаточно, чтобы наесться. Просто мы привыкли накрывать столы как-то богаче, салаты, так мисками. Но голодными никто не остался. Спиртное было без ограничения: белое и красное вино, пиво, турецкая водка, и турецкая раки. Я попробовала всего, кроме пива. Мне понравилось пить раки, но под утро от него такой противный вкус во рту.
Турецкая ночь – это не просто вкусный ужин со спиртным без ограничения, но самое главное это развлекательная программа. Первым номером был танец вертящихся дервишей.
Отступление. Вертящиеся дервиши. Основание ордена вертящихся дервишей маулавийа (мевлеви) – важнейший вклад сельджуков в религию. Столица империи сельджуков Конья, стала городом вертящихся дервишей. Обряд, исполняемый ими, требует немалой практики и сосредоточенности. В 1925 г., в рамках программы преобразования Турции в светское государство, Ататюрк запретил танцы дервишей.
Сегодня небольшая община продолжает существовать, но к главным мусульманским культам больше не принадлежит. Увидеть настоящий танец вертящихся дервишей можно лишь раз в году во время знаменитого не только в Турции, но и за её пределами Праздника Мауланы, который проводится с 9 по 17 декабря. Он посвящён памяти Джалал-ад-Дина Руми, известного как Маулана, Наш учитель. Он умер в 1273 г. И похоронен в Конье.
Поэт-мистик и философ, Маулана верил в экстатическую всеобщую любовь, которую начинаешь ощущать, вращаясь много часов подряд под особую музыку, исполняемую на красной флейте – ней (ney). Танец символизировал изменения на небесах. Правая рука поднята вверх за благословением свыше, левая – опущена вниз, передавая благословение земле. Дервиши носили длинную белую рубаху и конусообразный головной убор из фетра. В таком виде они появляются на празднике в честь Джелал-ад-Дина Руми.
Танец действительно впечатляет, он заключается в том, что несколько мужчин кружатся на одном месте. Неужели у них голова не кружится?! Потом перед нами артисты разыграли турецкую свадьбу. Показали, как к девушке сватаются женихи, как она выбирает, как они готовятся к свадьбе, и, конечно же, саму свадьбу. Очень красиво, много музыки и танцев. Турецкая музыка очень ритмичная, заводит, хочется танцевать с ними. Очень понравилось, как танцевали мужчины. Их танец чем-то напоминал грузинскую лезгинку. Потом выступала девушка, исполняла танец живота. Сама девушка была очень красивая и танцевала она просто прекрасно. Но самое интересное было, когда она из зала пригласила несколько мужчин. Все они уже были довольно подвыпившие. Эти мужчины должны были танцевать вместе с ней, повторять за ней различные движения. Я хохотала от души. Как они кривлялись! Такой смех. Потом она пригласила девушек, но это уже было не смешно, все, кто вышел, танцевали достойно. В перерыве между выступлениями артистов устраивали танцы для гостей. Гости даже змейкой ходили куда-то на улицу. Мы не танцевали. Во-первых, дети вырубились где-то на середине турецкой свадьбы. Хорошо, что там были мягкие диванчики, на них-то они и уснули. И ведь не мешала им очень громкая музыка и шум в зале. Дрыхли без задних ног. Мне же танцевать хотелось очень, но Игорь не хотел, а одно я не пошла. Под конец началась такая дискотека, танцевали практически все. А мы поехали домой, нас повёз знакомый хозяина нашего пансиона. Нельзя же слишком над детьми издеваться. Ах, да ещё там ходил фотограф и всех подряд фотографировал, потом эти все фотографии напечатали и вывесили в зале. Кто хотел, мог купить свою фотографию за 5 лир. Мы купили, фотография действительно хорошая. Вот только у нас так никто не делает. У нас даже если фотографируют, то не печатают, а показывают на компьютере и предлагают купить. Когда деньги оплачены, только тогда печатают. У турок по-другому.

Скала Ючхисар

18.07.08 г. Пятница. День девятый. Турция. Скала Ючхисар. Каньон Ихлара. Караван-сарай Султанханы. Конья.
Я встала в 9 утра. Разбудила детей и Игоря. На отдыхе некогда спать, а то ничего не успеешь. Мы же сюда не спать приехали. Нас ждут достопримечательности Турции!
10:15 завтрак в пансионе. 11:10. Собрали вещи и выселились из отеля. Даже немного жаль покидать такое приятное место.
По дороге остановились на смотровой площадке, с которой открывается просто ошеломительный вид на город Гёреме.
11:33. Скала Ючхисар.
Отступление. Ючхисар (Uchisar). В Ючхисаре есть коническое каменное образование. Следуя указателю «Kale», можно взобраться наверх ради прекрасных видов. Ночью конус подсвечивается, напоминая тыкву, приготовленную для Хэллоуина. 16 км. к западу от Ургюпа.
Вход 3 лиры со взрослого. Когда я видела эту скалу, всю в окошкам, я думала, что внутри неё можно полазить, осмотреть помещения. Но в действительности вход внутрь закрыт. Лишь небольшой проход находится внутри скалы. Весь остальной путь лежит на улице. Подъём довольно высокий. А так как в 12 часов там уже очень жарко, то мы с трудом взобрались на самый вверх. Дети нашли себе маленькое укрытие в тени и спрятались. Вид со скалы действительно открывается потрясающий. Видно очень далеко. Но слишком жарко. Долго там не простоишь. Мы поспешили спуститься и сесть в машину с кондиционером.
Температура днём там около 30 градусов. Очень жарко. Зато вечером тепло, даже прохладный ветерок дует. Но все достопримечательности работают в основном до 18 часов. Жара начинает спадать и всё закрывается.

Каньон Ихлара

12:00 едим дальше. Наш путь лежит в Ихлару. По пути попадается большое количество коричневых указателей. Жаль, что у нас мало времени. Никуда не сворачивали. В Турции у нас запланировано только две недели. А ведь нам ещё надо добраться до моря, осмотреть огромное количество достопримечательностей там, потом добраться до Стамбула и уплыть на пароме домой.
Отступление. Каньон Ихлара (Ihlara). Каньон расположен немного в стороне от главных туристических троп. Прогулка подарит вам определённое удовольствие, а также встречи со скальными церквями и величественными картинами природа. Вы должны чувствовать в себе достаточно сил для крутого десятиминутного спуска в ущелье, которое греки называли долиной Перистрема, и подъёма, который займёт вдвое больше времени. Осмотр платный. 10 лир. Доступен с 8:00 до захода солнца.
Ущелье глубиной 150 м. сформировалось тысячи лет назад благодаря деятельности реки Мелиндиз (Melindiz), текущей на север к озеру Туз (Tuz Golu). – Большому соляному озеру. Питают реки ледники вулкана Хан. К наиболее значимым церквям ведут указатели.
13:20 мы прибыли к каньону Ихлара. Вход 10 лир. Спуск в каньон действительно очень крутой. Но спускаться-то легко, а вот поднимались мы потом с трудом. Красиво очень. Жара страшная, но внизу много зелени, в тени её можно прятаться. Прямо рядом со спуском есть несколько скальных церквей с хорошо сохранившимися фресками. Спустившись, мы пошли налево, по указателям. Дорога идёт вдоль реки. Приятно шумит вода. Когда идёшь внизу, то никаких церквей не видно. Надо идти по указателям. Церкви находятся в скалах, к каждой из них надо подниматься, что довольно трудно из-за жары. В некоторые церкви дети не пошли, остались около воды. Мы же с Игорем поднимались. Поразила одна церковь, которая имела второй этаж с колоннами. Очень красивая. Потом по деревянному мостику мы перешли на другую сторону реки. Там тоже осмотрели пару церквей. Церкви расположены на довольно большом расстоянии друг от друга. Идти довольно долго. Но сама дорого очень живописна. Чтобы обойти весь каньон и осмотреть 100 церквей (так говорится в путеводителе), потребуется целый день, а то и не один. Мы ограничились только близлежащими. Вернулись к лестнице. На речке сделали небольшой привал. Там прямо на воде стоят скамейки. На них можно посидеть и помочить в воде ноги. Дети же наши не только ноги мочили, а целиком окунулись. Вода холодная, но на жаре это то, что надо. Я бы тоже с удовольствием окунулась бы. Но меня бы там не поняли бы. С трудом вскарабкались наверх. Детям было намного легче, ведь их одежда была насквозь мокрая.
15:20 выехали из каньона Ихлара. Заправились, как всегда оплатив заправку кредитной картой.
Дизель. 200 лир (4000 руб.) за 62 литра. 3.22 лиры за литр.
Караван-сарай Султан-Ханы и дальше к морю.

16:40. прибыли в караван-сарай Султанханы.
Отступление. Султанханы (Sultanhani). Самый большой в Турции и лучше других сохранившийся сельджукский караван-сарай (постоялый двор). Его построили в 1232 г. при султане Кейкубаде I. Купцы, следующие караванными путями, бесплатно кормили и поили здесь лошадей, чинили повозки, отдыхали, ели. Так можно было провести более трёх дней. В подобных условиях росло влияние империи, и торговля, под защитой и охраной, процветала. 48 км. к западу от Аксарая, 108 км. к северо-востоку от Коньи.
Караван-сарай – это очень величественное сооружение. Вход в него стоил 2 лиры. Внутри были только мы одни. Я впервые видела караван-сарай. По размерам он огромный. Очень хорошо сохранился. Больше всего поразило помещение с высоченными потолками. Зачем, интересно, надо было строить такое высокое здание? Ещё внутри представлены собранные различные предметы старины. Стоят старинные повозки, везде можно полазить и всё потрогать.
После караван-сарая мы пошли в городе искать парикмахерскую, чтобы подстричь Кирилла, он сильно оброс. В этом городе на нашу машину смотрели с удивлением. Там и так-то туристов не наблюдалось, да ещё на машине с российскими номерами. Нашли парикмахерскую. Все парикмахеры мужчины. У них почти везде работают мужчина, продавцы в магазин, парикмахеры и т.д. Женщин не видно практически. Парикмахер не говорил ни на русском, ни на английском. Как стричь Кирилла Игорь объяснял на пальцах. Пока его стригли мальчик-помощник принёс нам по чаю. Чай там подают в маленьких стаканчиках (в Азербайджане мы тоже пили чай из таких стаканчиков, их там называли армудами). Ещё нам он поливал руки каким-то специальным маслом, не знаю для чего, но у них так принято. Каждому клиенту дают это масло. Подстригли Кирилла классно, гелем он поставил ему волосы ёжиком. Так забавно получилось. Это у них сейчас модно так укладывать волосы. Мы у многих видели подобные причёски. Только Кириллу было непривычно, он всё пытался их опустить, чтобы не торчали. Стрижка стоила 15 лир (300 рублей).
В магазинчике рядом с Караван-сараем мы купили диски с турецкой музыкой. Два диска с инструментальной музыкой и один диск популярной турецкой певицей Gulben. Продавец нам давал прослушивать диски и мы выбирали. Gulben мне очень понравилась, мы потом её много раз слушали. Было классно ехать по Турции под турецкую музыку. Диски дорогие, лицензионные. Ещё я там купила Тане в подарок сувенир – зеркальце за 7,5 лиры.
Начало появляться всё больше и больше машин. Дорога отличная, две полосы в одну сторону. Дорога прямая, как стрела, легко обгонять. Идём 100 км/ч.
18:50. Конья.
Отступление. Конья. Конья – самый религиозный город Турции, город мистических суеверий и вертящихся дервишей. 250 км. к югу от Анкары, в 256 км. к северо-западу от Силифке.
Было решено проехать по городу, а не объезжать его по объездной дороге. Но останавливаться и осматривать достопримечательности этого города в планы не входило. Пообедали в крошечном кафе в самом городе. Это был самый дешёвый обед за всё наше путешествие. За 9 лир (180 руб.) мы заказали 5 шаурм, две баночки Пепси и три сока. Очень дёшево и вкусно. Явно не туристическое место. Поразило, что в этом городе почти все женщины ходят в платках, даже молоденькие (у них только платки модные яркие). В 19:45 выехали из Коньи. Наш путь лежит в Сиде к морю.
Начались горы, много зелени. Во время путешествия по Турции пейзажи сменялись постоянно. Горы в разных районах разные. Как будто проезжаешь не по одной стране.
От Сейдшехира начались совершенно потрясающе красивые горы. Так мы больше нигде не встречали. На этих горах росли очень необычные ели (или может это были какие-то другие хвойные деревья), иголочки у них были какие-то другие, плоские. Мы даже специально сделали остановку, чтобы полазить по этим горам. Дороги по-прежнему очень хорошие, три полосы. Проехали через горный перевал высотой 1825 м. Стало темнеть, машин мало, ехать легко. Но было жаль ехать в темноте, хотелось любоваться природой. В 22:38 мы остановились на ночлег, до моря мы не доехали километров 20. Игорь нашёл съезд с основного шоссе, вверх в горы вела какая-то небольшая дорога. Мы проехали по ней и нашли замечательную поляну. Ходили с фонариками рассматривали местность. Земля покрыта мхом.
Детей уложили в машине, а сами устроились прямо на улице на надувном матраце. Вечером очень тепло. Кирилл потом ночью к нам пришёл спать. Матрац сдулся. А ещё там нам мешали спать комары (или это были мошки, не знаю). Мы прямо-таки замучились с ними бороться. Потом я вспомнила. Что у нас с собой был крем от комаров. Я всех обмазал, и только после этого удалось заснуть.
Манавгат, Сиде

19.07.08 г. Суббота. День десятый. Турция. Манавгат, Сиде, Аспендос, Перге, Анталия.
Я встала рано в 8 часов. Спать на сдувшимся матраце не очень-то и удобно. Прогулялась по окрестности и сфотографировала спящих. Вскоре проснулись и все остальные. При свете всё оказалось ещё красивее, чем в темноте. В 9:12 мы выехали дальше.
9:50. Манавгат. Водопады на реке Манавгат (Manavgat Selalesi) находятся в 7 км. к северо-востоку от Сиде. Мы оставили машину на платной стоянке (2 лиры) и дальше пошли пешком. Сами водопады – охранная зона, вход платный – 2,5 лиры, дети бесплатно. Водопадом Манавгат назвать трудно, это скорее такие стремнины. Но очень живописно. Рядом находится множество кафешек. В одном из них, столики которого стояли на каменных платформах над рекой, мы позавтракали. Цены совсем по-настоящему туристические. За завтрак отдали 53,5 лиры. За эту цену мы заказали два омлета, две яичницы, три свежевыжатых апельсиновых сока, одно каппучино и четыре мороженого. Но это всё равно намного дешевле, чем завтрак в кафе в Сочи. Туалет бесплатный.
Здесь на нас уже не смотрели удивлёнными глазами. Очень много туристов, в том числе много и русских. Даже все надписи написаны на турецком, английском, русском и немецком.
В 11 часов мы уже были в Сиде. От Манавгата ехать минут 15. ВСиде мы подъехали сразу же к развалинам, поставили машину на платную стоянку (зато близко к развалинам и совсем рядом с морем). За три с половиной часа стоянки мы заплатили 12 лир.
Первым же делом мы пошли к морю. Наконец-то мы до него добрались! Пляж в Сиде очень-очень длинный. Прямо нескончаемый. Вдоль всего пляжа расположено огромное количество гостинец, отелей, пансионов и т.п. Но на любые пляжи можно без проблем зайти, даже если это пляж отеля. Их не огораживают. Мы выбрали место, заняли пару лежаков, за это никто не брал деньги. На пляже есть бесплатные раздевалки и душ. Скорее всего, это всё для постояльцев одного из отелей. Но нам никто ничего не сказал. Народу много, но не очень, видимо в самую жару, люди стараются не сидеть на солнце. Пляж песчаный, насыпной. Очень приятно входить в воду. Довольно долго идёшь, и всё мелко. Для детей классно. Вода очень-очень тёплая, даже не замечаешь, когда в неё входишь. И ещё вода очень солёная, аж глаза щиплет. Это ведь всё-таки Средиземное море. Дети счастливы, накупались вволю.
Всё здорово, но я не представляю, что можно здесь делать больше одного дня. Мне через пару часов уже захотелось ехать дальше.
В Сиде посетили античный театр. Вход со взрослого 5 лир. Это был первый амфитеатр, который мы увидели, поэтому он нас очень поразил. Потом за всю нашу поездку мы посетили или видели, как минимум 10 амфитеатров. Потом мы уже просто смотрели на них со стороны, даже ленились по ним лазить. Мне сейчас даже кажется смешным, когда я вспоминаю, как я готовила маршрут. Мне обязательно хотелось посетить амфитеатр, но я не знала, где он находится. Я думала, что в Турции их два-три, и мне надо было обязательно вложить посещение амфитеатра в программу. Это потом я узнала, что их там не один десяток!
14:30 Выезд дальше. Наш путь теперь будет лежать вдоль побережья.

Аспендос

15:15. Аспендос. Он находится в 36 км к западу от Сиде. В Аспендосе сохранился прекрасный образец римского театра. Подобного нет нигде в мире (так утверждают путеводители). Это произведение II века было восстановлено по распоряжению Ататюрка, и сегодня в нём устраивают театральные представления. Моей мечтой было посмотреть в нём представление «Огни Анатолии». Но, к сожалению, моей мечте не удалось сбыться. Ближайший концерт этой танцевальной группы только лишь 22 июля, а сейчас 19. Три дня ждать мы не можем себе позволить. Билеты на представление можно было без всяких проблем купить в кассе. Один билет стоил 40 Евро. Там бывают и другие концерты, но ни в этот день, ни на следующий концертов не было.
Мы тогда поставили машину на платной парковке рядом с амфитеатром (5 лир), и пошли хотя бы просто посмотреть на театр. Вход со взрослого 10 лир. Туалет 1 лира.
Действительно классно они его восстановили. Мы его весь облазили. Но я очень сильно расстроилась. Игорь спросил, куда же мы едем по плану дальше. На что я сказал, что у меня больше нет никакого плана, я хочу увидеть «Огни Анатолии». Игорь никогда не умел меня понимать, и вместо того, чтобы меня успокоить, подлил масла в огонь, и мы поссорились. По Аспендосу лазили, не разговаривая.
Потом я немного успокоилась и смирилась. Значит не судьба, может когда-нибудь мне всё же удастся там ещё раз побывать. Будет повод вернуться. 16:15 выезд дальше. По дороге заправились.
Дизель. 195 лир. 60,37 литров. 3,23 лиры за литр.
Там же мы бесплатно помыли машину. В Турции на многих заправках можно бесплатно помыть машину самим, просто подъезжаешь и моешь.

Перге

В 17:00 мы подъехали к ещё одним развалинам в Перге. (Perge). Вход 10 лир, парковка бесплатно. Туристов мало. Рядом проезжали амфитеатр, но останавливаться рядом с ним не стали. Пошли гулять по руинам греческого и римского городов. Очень понравилось. Много прекрасно сохранившихся развалин зданий. Мы по ним полазили. Только вот было очень жарко. Так что по главной улице с колоннадой мы гулять не пошли. У нас за день и так слишком много эмоций.
Отступление. Перге (Perge). Внушительные руины греческого и римского городов. Лишённый какой бы то ни было защиты, Перге сразу сдался Александру Македонскому, идущему на Персию. Интенсивные раскопки здесь велись в 1946 г. Здесь можно увидеть театр, стадион, греческие круглые башни, оставшиеся от ворот, за которыми идёт главная улица с колоннадами. 18 км. от Антальи. Вход 10 лир.

Анталия

Часов в шесть выехали дальше. Наш путь теперь лежит в Анталию. Там планировалось найти место ночёвки. До Анталии добрались довольно быстро, но вот гостиницу никак не могли найти. Дело в том, что мне ещё очень хотелось поехать на рафтинг, который проводят недалеко от Анталии, и ещё хотелось бы посетить хамам. Причём это надо было сделать именно сейчас, потому что загар лучше ложится, после посещения хамама. А когда уже загоришь, то в хамаме весь загар просто смоют. Поэтому нам ни просто надо было найти гостиницу, а ещё и туристическое агентство поблизости, которое предоставляло бы эти услуги. Я истрепала Игорю наверное все нервы, но от плана отходить не хотелось.
Сам город Анталия меня совсем не вдохновил, огромный город, с высотными домами, совсем не курортный и не уютный. Почему такое огромное количество русских туристов едут именно сюда, мне совершенно не понятно. Я бы здесь ни дня бы не осталось, если бы не рафтинг. Огромное количество русских. Надписи везде на русском: «Аптека», «Магазин», «Экскурсии».
После долгих скитаний, нам всё-таки удалось найти экскурсионное бюро. Нашли мы его по рекламным щитам различный экскурсий. И вначале Игорь пошёл туда. А не в гостиницу. В этом агентстве работала русская женщина. Без проблем у неё заказали и хамам на вечер, и рафтинг на следующий день. Она же нам и гостиницу быстренько нашла, прямо через дорогу от агентства. Гостинец там, на самом деле, полно. Прямо друг у друга на носу сидят. Отель мне понравился. Высотное здание, маленькая своя территория с бассейном.
В 19:40 мы заселились. Папа с детьми даже в бассейне искупались. Мне не хотелось. Поужинали в гостинице. Ужин – шведский стол. Всё очень вкусно, и всего очень много. Дети были просто счастливы. Это была их мечта, заселиться в отель со шведским столом. Они кричали, что ничего лучшего никогда не ели. А ели-то они только макароны и картошку фри. И зачем им шведский стол? Ещё там давали очень вкусные восточные сладости.
Отель, в который мы заселились называется Alataur Lara, рядом с ним находится большой отель с названием Sera-Hotel. Стоит 130 лир за четверых с завтраком (шведский стол). Отель заселён, в основном, русскими. До моря недалеко, но мы на пляж не ходили.
В 21 час (по-местному 20) нас забрали из отеля и повезли в хамам на машине от турагентства. Стоит хамам 30 долларов за взрослого и 15 за ребёнка. Мы расплачивались лирами, вышло 96 лир. Когда нас везли, мы проезжали водопад Дюден. Но его я не очень рассмотрела.
Хамам, в который нас привезли, имеет женское и мужское отделение. Мы ушли с Кристиной наверх, а папа с Кириллом пошли куда-то на первый этаж. Вначале мы переоделись, и нас проводили в комнату с большим круглым камнем из мрамора, подогреваемый изнутри, по стенам расположены несколько кранов, из которых идет холодная и горячая вода. Нас оставили на полчаса одних для распаривания. Кроме нас там уже никого не было. Очень приятно лежать на тёплом камне. Кристина по нему на попе каталась. Потом нас облили водой и проводили в другое помещение. Там нам с Кристиной по очереди сделали скраб всего тела специальной варежкой. Весь мой загар с меня сошёл в виде грязи ?. Зачем я в Сочи старалась? Мне ещё там и голову помыли. Затем было самое приятное. Женщина делала нам пенный массаж. С помощью большой наволочки создаётся потрясающая пена. Такая, что всё тело ей покрывается. И в пене делается массаж. Потом нас обмыли, одели в огромные полотенца, и проводили в другое помещение. Там нас напоили чаем из армудов (стаканчиков). И в заключении нам сделали масляный массаж. Тоже очень приятно. Просто класс! Мужчины рассказали, что их ещё водили в парную, где очень-очень много пара, и довольно жарко. Игорь думал, что за ними в парную придут, и они с Кириллом там довольно долго просидели. А оказалось, что оттуда надо выходить, когда считаешь, что уже напарился.
В половине двенадцатого нас доставили обратно в отель, и мы, довольные, легли спать.

Рафтинг

20.07.08 г. Воскресенье. День одиннадцатый. Турция. Анталия. Рафтинг на реке Кепрючай. Огни Химеры на горе Янарташ. Олимпос.
В 8 утра мы проснулись (по-местному в 7). Позавтракали в ресторане (опять же шведский стол). В 8:45. нас на микроавтобусе забрали от отеля и повезли на рафтинг. Рафтинг стоит 30 долларов за взрослого, 15 долларов за ребёнка. В лирах получилось 108.
С нами в микроавтобусе ещё было двое ребят из России. Они по работе оказались здесь, и решили в свободный день отдохнуть. Ещё были трое турков: муж, жена и ребёнок. Ребята из России рассказали нам, что эту же экскурсию в отели предлагали в два раза дороже.
Рафтинг проводят на реке Кепрючай, которая протекает в парке-заповеднике Каньон-Кепрюлю (Koprulu Kanyon National Park). Это где-то 70-80 км от Анталии в сторону к Сиде. По пути была сделана остановка в маленьком кафе. Там можно было сходить в туалет, кому надо, перекусить или купить вода, а также купить сувениров. Их там много, очень красивые. Купили там колоду карт с видами Турции, два брелка из камушков и магнитики.
Когда ехали по дороге к месту старта, то видели множество фирм, рекламирующих рафтинг. То есть сюда можно было бы и самим на машине подъехать и заказать экскурсию.
Через часа полтора мы прибыли на базу. Там мы переоделись в одежду, в которой будем сплавляться. Чтобы не обгореть мы остались в футболках и шортах. Всем выдали спасательные жилеты и каски. Ещё мы привязали веревочками к ногам тапки, чтобы их в реке не унесло течением. Верёвочки нам там выдали, у них всё предусмотрено. Молодой парень, турок, на-английском языке рассказал о правилах безопасности, показал, как правильно держать весло. Наш водитель всё это снимал на камеру. Он молодец. Пока мы сплавлялись, он на машине обгонял нас и снимал из разных мест. В конце он сделал потрясающий фильм, но об этом потом. Сменную одежду можно оставить в автобусе, а ценные вещи, например, сигареты, сложили в специальные непромокаемые контейнеры. Но туда можно было положить только маленькие предметы.
Нас снова загрузили в автобусы, и мы поехали дальше к месту начала сплава. Кроме нашей маршрутки был ещё и полный автобус, желающих поразвлечься. Мы все относились к одной фирме. Она называлась «Титаник». Хорошее название для лодок. На каждой нашей лодке так и было написано «Titanik».
По реке уже сплавлялось огромное количество лодок от разных фирм. Рафтинг там видимо пользуется особой популярностью. Около начала сплава лодок было, как в Москве в час-пик.
Нас всех разделили на команды по 8-10 человек в одну надувную лодку. Получилось три лодки. В нашей были мы, двое русских из нашей маршрутки, ещё двое молодых ребят тоже из России, и семейная пара из Италии. В каждой лодке был свой управляющий, нам достался молодой забавный турок.
Конечно, настоящий рафтинг - это серьезный и экстремальный вид спорта. Развлечение же, предлагаемое в Турции - упрощенное и практически безопасное, подходит даже детям. Это не настоящий рафтинг, а так - шоу, игра, веселье. Я в Интернете уже читала отзывы о рафтинге, и знала, чего ждать. Двое же русских ребят немного побаивались, всё время говорили: «Только давайте никого не будем скидывать» Но в этом-то и заключалась вся радость! Скинуть кого-нибудь с лодки, или обрызгать водой проплывающую мимо лодку. При этом наш инструктор кричал: «Атака!» И мы все дружно начинали брызгаться вёслами. В ответ получали свою порцию ледяных брызг. Все весело хохотали.
В агентстве нам обещали, что у нас будет русскоговорящий инструктор. На самом деле по-русски он знал совсем ничего, а именно: «Левый, правый, стоп. Атака! И раз! Можно купаться!» Но этого было предостаточно. Весь наш путь он командовал, кому грести, а кому нет. Хотя, мне кажется, что там и грести-то не обязательно. Течение само несёт. Порогов было несколько, но совсем не сложных. Дети сидели в середине, им вёсла не давали. Всё дорогу слышалось: «И раз! И раз!» Под конец итальянка даже спросила: «What is И раз?» (Что такое « И раз»?).
А ещё одной забавой нашего инструктора было вот что. Он тихонько подкрадывался к одному из членов экипажа, и со словами «Можно купаться» выбрасывал его за борт. При этом все русские ребята наваливались на него и тоже выкидывали за борт. Он сопротивлялся, цеплялся за других, в итоге в воде оказывались почти все! Кристину и Кирилла он несколько раз так вышвыривал из лодки, приходилось вылавливать. Потом, как только он говорил «Можно купаться», его тут же выкидывали за борт. Вода вначале кажется просто ледяной, но потом привыкаешь. Солнце же там так сильно печет, что хочется окунуться. Под конец мы даже сами ныряли в воду. А один раз он выкинул русского парня, и его начало уносить течением. Он лёг на спину (он же в жилете), и поплыл. Почти из каждой проплывавшей мимо него лодки, он получил приглашение на русском языке залезать к ним. Но мы его всё же догнали и выловили. Русских там очень много, отовсюду слышна русская речь. Игорь один раз тоже так нырнул и поплыл по течению.
Во время сплава было две остановки. Первая – нам показали мост римской эпохи, построенный без единого гвоздя и до сих пор действующий. Мы оставили наши лодки, и пошли к мосту. Причём, чтобы к нему подойти, надо было пройти в брод участок реки. А в тот момент мы ещё не купались! Все встали гуськом, держась друг за друга, и пошли. Наши лица надо было видеть. Кстати оператор всё это заснял на камеру. Вода-то ледяная! Где-то на середины переправы цепочка оборвалась. Рядом с мостом нас фотографировал фотограф.
Во время второй остановки все желающие могли нырять с берега в воду. Специально для фотографии, фото получается в полёте! Нам потом с этими фотографиями монтаж сделали, как будто мы летим в воду, а на воде лежит крокодил. Кто хочет, может прыгать сам, остальных турок сбрасывал (но тоже при желании). Меня он просто взял за жилет и выкинул в воду. Дети тоже не испугались, и спрыгнули. Главное потом побыстрее подплыть к берегу, чтобы не унесло течением.
Проплывали мимо прекрасных мест. Скалы, близлежащие деревеньки. Турки целыми семьями устраивали на реке пикники, и глазели на нас, как на бесплатный цирк. В одном месте на скале паслись козы. Очень живописные места.
Под конец мы приплыли к тому месту, где нам выдавали жилеты. Даже было жалко, что веселье закончилось. Но нас ещё ждал прекрасный обед. Подавали рис и рыбу. Очень вкусно. За то время, что мы обедали, фотограф напечатал фотографии. Фотки получились классные. Одно фото 6 долларов или 8 лир. Мы взяли шесть фотографий. Потом нам показали кино с нашим участием. Оператор (он же водитель маршрутки) просто умница. Заснял самые интересные моменты, даже, как мы в воду ныряли. Всё это смонтировал под музыку. Очень профессионально. Один диск стоил 40 лир. Но у нас с собой было только 35, и нам отдали диск за 35 лир. Брали, не раздумывая. За эту поездку на сувениры, соки-воды, фотографии и видео мы истратили 150 лир. Но это было самое потрясающее удовольствие. За него совсем не жаль отдавать деньги.
Нас всех снова загрузили по машинам, и повезли в отель. В 17 выезд. В 18:15 мы уже были на месте. Ещё утром мы из отеля выселились. Машина дожидалась нас рядом с отелем. Сегодня у нас ещё в планах доехать до Олимпуса и заселиться в домики на деревьях.

Олимпос

Дорога от Анталии до Олимпуса идёт вдоль моря, очень красиво! Свернули по указателю к Олимпусу (км. 80 от Анталии), но как оказалось потом, мы свернули не совсем туда. Мы попали в деревню Чирали, рядом вела дорога на гору Химера (Янарташ), на вершине которой горят вечные огни. В этой деревне огромное количество различных пансионатов, заселиться можно было без проблем. Но моей-то мечтой были именно Домики на деревьях в Олимпосе. В Олимпос и Чирали ведут разные дороги, хоть эти два посёлка и находятся совсем близко, и соединены одним огромным пляжем, который простирается более чем на 3 км. (при этом его ширина составляет от 50 до 100 м!). Для того, чтобы попасть на дорогу, ведущую к Олимпусу, надо было вернуться к главной трассе. А туда довольно долго ехать, потому что дорога пролегает в горах, а по горному серпантину быстро не поездишь. Мы остановились недалеко от пляжа, в кафе перекусили, спросили, где находится Олимпос. Нам рассказали, что пешком по пляжу можно без проблем добраться, но на машине только в объезд. Мы решили прогуляться пешком, найти пансионат, заселиться, а потом вернуться к машине.
Шикарнее пляжа я в своей жизни не видела. Очень длинный и очень широкий. Народу никого. Пляж в районе Чирали песчаный, потом начинается галька. Рядом возвышаются скалы гор. Ну, очень красиво! Идти пришлось довольно долго (3 км.) Почти в самом конце пляжа, когда заканчивается скала, есть проход. Он ведёт к Олимпосу. Уже начало темнеть, дороги точной мы не знали. Я думала, что Олимпус находится рядом с пляжем. Но это не так. Он находится в глубине, к нему от пляжа вдоль древних развал ведёт тропа. Так как было уже темно, мы почти ничего не могли рассмотреть. Было довольно страшновато, когда навстречу шли люди с фонариками. Мы фонарики взять не догадались. Дорога не освещена. В итоге мы всё-таки нашли Олимпос. Как же мне понравилось это место. В Турции два места меня поразили больше всего: это посёлок Гёреме в Каппадокии, и Олимпос с домиками на деревьях.
20:38 добрались до Олимпоса. Когда мы в темноте вошли в этот посёлок, то увидели довольно длинную улицу, вдоль которой располагается огромное количество маленьких пансионов. Везде горело освещение, люди сидели на ковриках в кафе, качались в гамаках. Здесь прямо другая жизнь. Но домиков на деревьях нигде не было видно. Я начала Игорю бубнить, что я хочу домики на деревьях. И тут-то мы и заметили заветную надпись «Tree houses». Игорь пошёл выяснять, когда вернулся, сказал, что здесь только деревянные сараи, построенные около деревьев. Он не знал, что это-то и есть те самые «Домики на деревьях», моя мечта, можно сказать, цель всей нашей поездки! Когда я их увидела, я была счастлива. В глубине пансионата, за кафе, в котором стояли столики с ковриками, висели гамаки, были домики. Они располагались прямо в саду, в котором росли гранаты и лимоны. И когда проходишь по тропинке, эти самые гранаты и лимоны висят прямо перед лицом, и надо наклоняться, чтобы пройти. Там было огромное количество домиков. Некоторые из них были комфортабельные, с удобствами. Но они меня привлекали мало. Самое классное – это деревянные сарайчики, стоящие на высоких сваях. Чтобы забраться в такой домик надо подняться на метра два по деревянной качающейся лесенке. Дверь в домик тоже деревянная, когда её открываешь, она скрипит! Внутри только большой двуспальный и один односпальный матрац с одеялами и подушками. Из мебели это всё! Для вещей предусмотрены гвоздики, вбитые в стену. Доски домика сколочены не плотно, через щели виден сад. Удобства во дворе. Есть туалеты, умывальники и несколько душей. Когда идёшь по дорожке темно, но там, где проходишь, загорается свет. Техника и сюда дошла! Это было именно то, что нужно!
Наш пансионат назывался «Bayrams Pansion». Стоил домик без удобств на четверых человек 80 лир (1600 рублей) за ночь с завтраком и ужином (шведский стол). Мы забронировали домик, предоплату они не берут, оплата только при выезде. Мы сказали, что сегодня ещё поедем смотреть огни Химеры. Они обещали для нас оставить ужин.
Пошли обратно пешком к машине. Путь не близкий. Когда дошли, оказалось, что Игорь забыл закрыть машину. А в ней все наши вещи: видеокамера, фотоаппарат, компьютер, все документы. С собой только бумажник брали.

Янарташ (Yanartas), или просто - Химеру (Chimaera)

Коль уж мы уже были со стороны горы Янарташ, то и решили сразу же её посетить. Нам было мало эмоций на этот день ?. 22:45 - подъехали к горе. Там парковка. Оставили машину. Заплатили за вход 2,5 лиры, и начали подъём в гору. Подъём довольно крутой и долгий. Подниматься не меньше получаса. Игорь долго бубнил, говорил, что, если бы он знал, что придётся подниматься пешком, ни за что бы не пошёл. Но как же побывать в Олимпосе, и не подняться к огням Химеры! Я, по правде сказать, много читала про это место и отлично знала, что это за подъём.
Отступление. Янарташ (Yanartas), или просто - Химеру (Chimaera) - место выхода природного газа на поверхность и его самопроизвольного воспламенения. Янарташ находится на высоте 250 м над уровнем моря. От подножья горы до места подъем занимает около получаса. Тропинка крута и неширока, зато хорошо обустроена. В настоящее время насчитывается около 20 мест выхода газа на поверхность: как на открытой скальной поверхности, так и в середине леса. Наибольшее впечатление Химера производит, разумеется, в темное время суток. Слово atec на местном наречии означает «огонь», и, согласно легенде, в древности здесь обитала Химера (Chimaera) – огнедышаший монстр подземного царства.
Дорога ведёт в горы, она совсем не освещена. Обязательно надо брать с собой фонарики. Так здорово, когда идёшь, а вся дорога сияет маленькими огоньками фонариков. Все стараются попасть сюда, когда стемнеет. Народу довольно много. При подъёме есть довольно крутые места, где надо быть осторожными в темноте. По дороге видели маленького скорпиона, впервые это чудо увидели живьём в дикой природе. Вечером и так-то душно (мы шли в шортах), плюс ещё получасовой подъём в гору. С нас пот струился ручьём. Но зато на горе взору предстают настоящее чудо природы. На горе горят огни! Их несколько, побольше и поменьше. Рядом можно посидеть и погреться, кто замёрз ?. Очень впечатляет. Я считаю, не зря мы карабкались в гору, хоть и очень устали в этот день.
Пробежались по горе, от одного огня к другому. Народу много. Трудно улучить момент и сфотографироваться у огня, чтобы никого не было рядом. Всем хочется увидеть огни в темноте. В 11:25 пошли обратно. Спуск был намного проще. Шли, светя фонариками под ноги.
Через минут 20 мы уже сидели в машине, готовые ехать в наш пансион.

Снова Олимпос

12:10. мы прибыли всё-таки в Олимпос, причём дети уже в машине вырубились.. Оказалось, что этот посёлок довольно большой. Наш пансионат находился чуть ли не ближе всех к морю. Пешком можно дойти. Залезли по шатким ступенькам в наш скрипучий шалаш, и заснули, как убитые.
Отступление. Олимпос (Olympos). Расположенный на территории национального парка, превратившийся в руины древний город носил имя горы Олимп, как, впрочем, и сам этот район – гористый, с множеством лесов. В Олимпе устье реки встречается с морем, долина заросла розовыми олеандрами. Здесь никогда не проводились раскопки, но энтузиасты обнаружили под зарослями театр, термы, базилику и храм. 31 км к югу от Фаселиса, 44 км. к югу от Кемера.
21.07.08 г. Понедельник. День двенадцатый. Турция. Олимпос. Фазелис.
Выспались очень хорошо. Жарко не было, хотя в нашем деревянном домике и нет кондиционера. Позавтракали в пансионате. Там написано: «Self Service», что означает «самообслуживание». Еды можно брать сколько угодно. Завтрак классический турецкий. Одно отличие. Предлагалось на выбор яйца варёные, омлет и яичница. Причём, яичницу готовят тут же. Всё с пылу, с жару.
Первым делом мы пошли на пляж. До пляжа от нашего пансионата идти метров 500. Дорога проходит вдоль развалин древнего города Олимпос (Olympos). Очень живописно. Вход в заповедную зону 2 лиры, children free. Вечером же проход бесплатный. Как сумасшедшие орут цикады. Вообще везде в Турции очень много цикад, и они очень громкие, хоть уши затыкай!
Рядом протекает маленькая речушка. На пляже она впадает в море. В море вода теплейшая, а в реке прохладная. Мы расположились недалеко от того места, где река впадает в море. Так здорово! Можно то в прохладной пресной воде купаться, то в тёплой солёной. В этом месте, где смешивается пресная и солёная вода, плавает огромное количество стаек мелких рыбёшек. Когда заходишь в воду, они расплываются, а потом снова соединяются вместе.
Места нам показались ещё более красивыми, чем вечером. Совсем рядом горы, прекрасная растительность. Пляж, как я уже говорила, очень широкий и длинный. Все легко размещаются на первой береговой линии. Пляж галечный, но галька такая, что входить в воду не больно. На пляже нет никаких торговцев, нет развлечения (лодок, бананов). Дикая природа. В эту бухту приплывает множество корабликов из Кемера и других близлежащих курортных городов. Это у них такая экскурсия.
Дети нашли себе одну забаву. Они на надувных кругах плыли по речке, вернее течение реки их само несло в море.
Пляж в Олимпосе – один из лучших, которые мы посетили в Турции.
С 12 до 15 часов мы купались и загорали. Солнце очень коварное. Мы постоянно мазались кремами. А днём дети купались уже только в футболках, чтобы не обгореть. Но Игорь всё равно среагировал на солнце, у него вся спина и руки покрылись такими, как бы, пупырышками. Тоже самое у него и в Абхазии в прошлом году было. Видно его кожа так на солнце южное реагирует. Но так как он делает, поступать не правильно. В Москве в начале лета он вообще не загорал, а на юге начал. Кожу надо готовить, хотя бы в солярий походить. У меня кожа, наоборот лучше стала, а вот волосы мои стали похожи на паклю из-за постоянной солёной воды и солнца (у меня ещё химия была сделана). Волосы у меня даже лезть стали, потом в Москве я их специальными шампунями лечила.
В 16 часов мы пообедали в ресторане нашего пансионата. Заказали у них местный «Гамбургер». Нам принесли необъятных размеров булку, внутри которой было мясо и какая-то зелень. Очень вкусно, но дети не осилили. Порция большая. Ещё мы там пили свежевыжатые апельсиновые соки. Всё это включили в наш счёт на домик номер 63. Покачались в гамаках, их на территории пансионата несколько. В нашем пансионате были в основном китайцы и турки. Русских в Олимпосе мы встретили только один раз.

Фазелис

16:40 – выезд в Фаселис. Не хотелось терять день, хотели осмотреть ещё что-нибудь.
Отступление. Фаселис (Phaselis). Древний ликийский город, где есть и римские руины. В нём три небольшие бухты – отличное купание. Поросшие соснами склоны спускаются к берегу, укрывая тенью древние развалины. Можно пройтись по главной, мощёной улице к театру, термам и акведуку, который возвышается в нескольких метрах от воды. Из-под травы тут и там проглядывают саркофаги. 13 км. к югу от Кемера. 31 км. к северу от Олимпоса. Вход 5 лир.
Через полчаса мы добрались до Фаселиса. Вход 5 лир, дети, как и везде, бесплатно.
Первым делом пошли к морю, там есть прекрасная бухточка. Жара начала спадать. Народу на пляже уже почти не было. Вода в этой бухточке была самая тёплая, в какой мы только купались. Не вода, а парное молоко. Не охлождает ни капельки. Мне такая не очень нравится. Зато дети из воды вообще не вылезали. Там мне понравилось плавать с маской. Если отплыть немного, то под водой находятся бетонные плиты. И там плавает множество рыбёшек, и растут различные морские водоросли. Интересно их рассматривать. Когда дети купались, их фотографировала одна молодая девушка, она сказала, что, как сувенир, сделает тарелочку с детскими фотографиями. Но потом мы ещё довольно долго ждали, но она ничего нам не принесла. Зачем, спрашивается, фотографировала.
Оставили детей купаться (там рядом с берегом не глубоко), а сами пошли рассматривать руины древнего города. Дети уже на развалины насмотрелись, и сказали, что с нами не пойдёт. Развалины начинаются почти сразу же, недалеко от пляжа. Многие сооружения довольно хорошо сохранились. Но в некоторые, к сожалению, проход был закрыт. Насмотревшись, мы вернулись за детьми. В 19:15 выехали обратно в Олимпос.
Через пол часа прибыли в наш пансионат. Игорь засел в кафе, устроился рядом с розеткой на низких сидушках (не знаю, как называются эти местные сиденья), чтобы подзарядить камеру и компьютер. В машине розетку ведь так и не удалось починить после происшествия в Сочи (читай выше). А мы с детьми взяли полотенца и круги, и снова пошли на пляж. Вечером вода в море очень тёплая, но вылезать холодно, хотя ветер очень тёплый. Да и вечером очень тепло, мы в шортах и майках ходили.
Вернулись как раз к ужину. Поели, и остались сидеть за столиками, Игорь пил пиво и что-то делал на компьютере. Дети играли в карты. В нашей беседке за соседним столиком сидели турки с маленькими детьми (лет 6). Мама (или тётя) детей подошла к нашим детям, и спросила, можно ли её детям поиграть с нашими в карты. Они с удовольствием согласились. Она разговаривала по-английски. Я детям переводила. Эта девушка научила их играть в одну простую карточную игру. Кристина пыталась их тоже научить играть в «Свинью», но дети были маленькие. И не поняли. Игорь потом с ней в нарды играл. Там по вечерам такая идиллия. Народ сидит в кафе, играют в нарды или шахматы. Кто-то в гамаке качается. Музыка спокойная играет. Просто рай.
Я пошла пораньше в наш «номер», чтобы принять душ после очень солёного моря. Потом и Игорь с детьми тоже приняли душ. Спать легли только в половине первого.

Мира

22.07.08 г. Вторник. День тринадцатый. Турция. Выезд из Олимпоса. Мира. Затонувший город Кекова. Церковь святого Николая. Патар.
Встали, позавтракали в пансионате. В 10:55 выехали из Олимпоса.
Плату за номер заранее не берут. Расплачиваешься при выезде. Мы дополнительно в баре пансионата заказывали обед, соки (обязательно свежевыжатые апельсиновые), воды, мороженое. Всё это включили в наш счёт. И при выезде мы всё это оплатили. Получилось за два дня 277,50 лир. Из них 177,50 на еду, 160 лир за две ночи в «Домике на деревьях». Вот, как они верят людям!
12:20 мы прибыли в Миру. В Мире мы осмотрели амфитеатр и ликийский гробницы. На рекламных фотографиях Турции эти самые ликийскиее гробницы очень впечатляют, и мне обязательно хотелось увидеть их своими глазами. На вид, действительно, красиво. Они сделаны в скале. Но вот внутрь не зайдёшь. Лишь в некоторые можно заглянуть, но там нет ничего интересного. Просто углубление в скале, не то, что в Каппадокии. Мира запомнилась совершенно жуткой жарой, мы просто вскипели. Даже по амфитеатру лазить не хотелось. Да ещё большое количество туристов, которых привозят сюда на экскурсионных автобусах. Очень много русских. Я такие места скопления народу не очень люблю. И вот стоят эти бедные туристы на такой жаре, экскурсовод им что-то рассказывает. По мне лучше всё осмотреть и прочитать в путеводителе, зато самому решать, где лазить, что смотреть, на что потратить побольше времени, а что и вовсе пропустить.
Вход 5 лир со взрослого, дети бесплатно. Парковка бесплатная.
Отступление. Кале (Kale)/Мира (Myra). Этот пыльный город, известный ранее как Демре (Demre), лежит на плоской наносной равнине, где под пластиковыми укрытиями в изобилии растут помидоры. Позади него, на холме –античная Мира. Самое лучшее здесь – замечательно сохранившийся римский театр, за которым видно множество скальных гробниц, на некоторых хорошо сохранились впечатляющие рельефы, изображающие похоронные пиры.
Ещё как только мы подъехали и припарковались. К нам подошёл турок, он в местном кафе работает, и предложил нам услуги капитана маленького кораблика. За 100 лир (где-то примерно 2000 рублей) он нас (только нас четверых) прокатит к затонувшему городу Кекова. Программа занимает несколько часов, и включает несколько остановок. А ещё он нам обещал арбуз и чай.

Кекова

Когда мы осмотрели Миру (1:08), то вернулись на стоянку, купили мороженое в этом кафе, и согласились взять экскурсию. Мы не знали дорого это или нет, по мне так совсем дёшево. Затонувший город мы хотели посмотреть обязательно, а искать и сравнивать другие предложения не хотелось.
Наш капитан поехал впереди на мотоцикле показывать нам дорогу к гавани. Рядом с Миррой мы ещё хотели посетить церковь Святого Николая. Но он нас уговорил сделать это после экскурсии к затонувшему городу. И как мы убедились позже, он был прав. Во-первых, в это время в Мире очень много туристов. Огромные туристические автобусы едут вначале в Миру, а потом всех везут в церковь. А это значит толпа. Во-вторых, в час дня там была такая жуткая жара, что никакого удовольствие рассматривание достопримечательностей не доставляло. А на воде жара совсем не чувствовалась.
Выехали на главную трассу, и проехали по ней немного дольше (на запад). Поворот по указателю «Kekova boat». Даже если бы мы ехали без сопровождающего, то уж точно этот поворот бы не пропустили. В гавани стоит огромное количество совершенно разнообразных по величине лодок и корабликов. Экскурсионные автобусы сюда приезжаю и загружают людей в большие корабли. Но там совершенно без проблем найти кораблик и на одну семью. Предложений море.
Поездка к затонувшему городу Кекова была одной из самых запоминающихся, и принесла всем нам огромное удовольствие. Мы оставили машину на стоянке (бесплатно) и загрузились на наш маленький кораблик. В 13:30 мы отплыли.
Ощущения непередаваемые. Это так приятно плыть по морю. Ветерок обдувает, вода шумит, совсем не жарко. А вокруг так красиво! Заплывали на кораблике в грот в скале. Таинственно!
За нашу поездку было три остановки. Первая остановка: в живописнейшей бухточке мы бросили якорь и купались в открытом море. Вода чистейшая! Видно очень глубоко вниз. Да ещё и очень тёплая, так, что вылезать не хочется совершенно. Мы ныряли с бортика, плавали с масками, рассматривали рыбок (их там очень много). Купались столько, сколько хотели. Наш капитан нас ни капельки не торопил. Невдалеке от нас остановился большой корабль с туристами. У них всё по расписанию, покупались столько-то времени и отчалили.
Запомнилось вот что, как мы там купили мороженое, да-да, прямо в море купили. Продавец мороженого ездит на моторной лодке. Но мороженое у него довольно дорогое. За 4 порции мы отдали 19 лир. На большой земле мы обычно покупали мороженое на заправках, оно там самое дешёвое, 1-2 лиры. За день мы съедали по 3-5 мороженых, не меньше. Кодовым словом было, надо заправиться, и тогда Игорь останавливался на заправке и покупал нам мороженое (ну и себе конечно же тоже).
Накупались вволю и поплыли смотреть затонувший город Кекова. Проплывали мимо берегов с развалинами города. Впечатлили ступени дома, уходившие теперь уже просто в море. Но под водой развалины не очень хорошо видны. Лишь очертания. Но этим они и интересны.
Вторая наша остановка в ресторане, который располагался в одном городе (не помню его название) на полуострове. Как нам рассказал наш капитан, на этот остров можно добраться только либо на кораблике по воде, либо пешком. На машине не доедешь. Там на берегу было множество ресторанчиков. Столики стояли на пристани , уходящей в море. Под ними вода. Везде высажены красивые яркие цветы. Когда подплываешь, то это смотрится, как цветочный оазис. Мы пришвартовались (вот какие я знаю слова!) у одного из таких ресторанчиков. Капитан пошёл общаться со своими знакомыми, дети тут же полезли в воду (там мелко), а мы расположились на лежаках за столиками.
Остановка была как раз кстати, потому что подошло время обеда. В этом ресторане мы были единственными посетителями. Мы заказали спагетти, котлетки, соки, фанту и пиво. Обошлось всё это в 45 лир. Всё очень вкусно. Наш ресторанчик был крайний, рядом в воде была видна затонувшая гробница. Такие часто показывают на рекламных фотографиях Турции. Игорь с детьми пешком пошли к ней, я на камеру снимала. Потом и я тоже окунулась в воду. Сытые и довольные мы поплыли дальше. Кстати, это была самая южная точка всего нашего путешествия. 22 июля 2008 г. 16:00.
Опять была остановка в живописной бухте для купания. Ныряли с маской и рассматривали рыбок. В камнях их было огромное количество самых разнообразных, и маленьких, и больших. Ели обещанный нам арбуз, от чая мы отказались, жарко.
В море, когда плыли, выловили чью-то шляпу. Оставили её капитану, нам она ни к чему.
17:40. Наша замечательная морская прогулка закончилась. Мы снова сели в машину и двинулись в путь.

Noel Baba Muzesi

Следующим нашим пунктом было посещение церкви Святого Николая. Да, именно здесь жил всеми известный Санта Клаус. Место называется Noel Baba Muzesi. Как же прав был наш капитан. Когда мы подъехали к музею, на парковке уже не было ни одного экскурсионного автобуса. Музей ещё работал. Времени было 18:20, т.е. по-местному 17:20. а музей работает до шести. Вход 5 лир, парковка бесплатно. Лавки с сувенирами уже опустели, торговцы собирали товар. В музее, кроме нас, почти уже никого и не было. Осмотрели церковь. Красиво. Сфотографировались около памятника Святого Николая и около памятника Санта Клаусу. Так чудно видеть здесь в такой жаре Санта Клауса в его красной шубе.
Отступление. Церковь святого Николая. Церковь святого Николая возведена на руинах античного храма. Николая родился в Патаре, в нескольких километрах отсюда. В III веке был епископом Миры, совершил немало чудес. В наши дни он известен как Санта-Клаус, выслушивающий под Рождество пожелания детей и их исполняющий.
18:20 – выезд дальше. На улице по-прежнему жара, градусов 40. Это при том, что солнце уже не так сильно печёт, как в середине дня. Машина начала греться, и ехать как-то через силу. Её тоже жарко.
Мы едим вдоль побережья на запад в сторону Патары. Дороги пустые, машин пости не встречается. Зато второй раз ( и последний) за всё наше путешествие по Турции, встретили полицию, меряющую скорость.
Заправились, естественно, купив по мороженому.
Дизель. 210,05 лир. 62,89 литра. 780 км.

Патара (Patara)

От Калканы начинается горный серпантин.
К восьми часам вечера мы всё ж таки добрались до Патары. Въезд на заповедную зону 2 лиры со взрослого. По дороге поразило большое количество обгоревших деревьев, наверное, там были пожары.
Отступление. Патара (Patara). Ликийский город Патара был затоплен после землетрясения 141 и 240 гг. Ныне здесь великолепный песчаный пляж длиной 22 км. Он находится под охраной: здесь откладывают яйца черепахи. 7 км. к югу от Ксанфа. Пляж – в километре от города. Вход 2лиры.
Более шикарного пляжа я в жизни не видела. Широченный песчаный пляж, длиной (как утверждают путеводители) 22 км. Во всяком случае, насколько хватает взгляда всё песок и песок. Нескончаемо длинный пляж. Мы приехали уже довольно поздно, народу было совсем мало. Море здесь очень тёплое и чистое, не смотря на песок. Нам очень повезло, были сильные волны. Мы тут же побежали резвиться в волнах. Выходить не хотелось. Волны настолько сильные, что сносили в сторону, накрывали с головой. Класс. Столько радости. А так как народу мало, то совсем нестрашно было оставлять вещи, и мы все смогли купаться вместе.
Вскоре солнце село за море. К нам подошли молодые ребята – турки, и сказали, что на пляже можно находиться только до восьми часов (т.е. по Москве до 21 часа). Так как вечером на пляж вылезают черепахи Каретта-Каретта. Это заповедная зона. В километре от пляжа не разрешено строить никаких гостиниц.
Было жаль покидать такое замечательное место. Но уже начало темнеть, а нам надо ещё найти ночлег. Да и черепахам мешать не хотелось. В 21:34 (по Москве) мы выехали с пляжа. По дороге в стороне мы видели развалины древнего города Патара, видели амфитеатр (тоже со стороны). Но уже не было не сил, не желания их осматривать.

Саклыкент (Saklikent)

Наш путь лежал к ущелью Саклыкент. Он находится в стороне от главной трассы, надо было немного углубиться в сторону материка. Ехали уже в темноте. Всё в темноте смотрелось так загадочно. Какие-то небольшие посёлки, по дороге огромное количество кафе с лежаками и гамаками. При многих кафе можно помыть машину. Там специально сделаны мойки. Вода льётся, можно подъехать и бесплатно самому помыть машину. Этим они привлекают клиентов в свои кафешки.
В 22:50 мы подъехали к ущелью Саклыкент. Само ущелье мы не увидели, подъехали к стоянке, сувенирным магазинам и кафе. Всё естественно было закрыто. По дороге мы видели одну гостиницу. Решили в неё вернуться и переночевать. По дороге нам не встретилось ни одного местечка, где можно было бы встать на ночлег в машине.
22:55 Motel Giris. Довольно большой отель. Три этажа. Игорь пошёл договариваться. По-английски там понимали с трудом. Но цену за номер написали. Номер вышел 50 лир за ночь за четверых. В этом месте частные туристы наверное редкость, на нас как-то подозрительно смотрели. Большая гостиница, и почти никого нет. На нашем этаже не было ни одного постояльца. Тишина. Длинный коридор, мне напомнил лагерь, и много дверей. Номер хороший. Главное есть туалет и душ. Как раз кстати, нам надо было отмыться от песка. Большая двуспальная кровать, на которой мы легко разместились все вчетвером.
23.07.08 г. Среда. День четырнадцатый. Турция. Ущелье Саклыкент. Пляж Олюдениз. Дальян-Каунос.
Утром встали довольно рано. Расплатились за ночлег. Причём деньги принимал мальчишка. Извинился, что кредитку принять не может, и попросил наличные. Это было первое место, где у нас не приняли кредитку.
В 9:50 мы уже были около ущелья Саклыкент.
Отступление. Ущелье Саклыкент (Saklikent). Вода «выела» это ущелье протяженностью 18 км. в красном и золотом полосатом песчанике в горах Акдаглар (AkDaglar), оставив за собой причудливый ландшафт с округлыми выступами, впадинами, обрывами. Можно шагать по ущелью почти 2 км., преодолев текущий из расщелины у входа в него поток ледяной воды. Здесь же – многочисленные кафе, где подают речную форель и турецкие закуски. 50 км. к востоку от Фетхие. Вход 3,5 лиры.
Платная парковка 2.5 лиры. Туалет – 1 лира. Вход в ущелье 3.5 лиры со взрослого. Но мы не платили за вход, потому что кассы ещё не работали. Вначале проходишь по мосту над горной рекой. Очень живописное место. Много кафе, в них мы решили зайти после прогулке по ущелью. Народу мало, ещё рано. Купили варёную кукурузу на завтрак. У входа в само ущелье можно напрокат взять галоши, потому что приходится переходить мелкую речушку, да и в самом ущелье вода. Мы взяли. Прокат стоит около 1 лиры, почему-то я не записала точно. Обувь свою оставили там. Прошли через речку с довольно сильным потоком и с ледяной водой. Тут же к нам подбежали турецкие мальчишки, их тут полно. Они помогли мне и детям перейти. Кирилла один мальчик даже на руки взял. Я им дала чаевые 1,5 лиры. Так один мальчик (лет 12) пошёл с нами в ущелье. Он помогал нам забираться на сложные выступы, где самим залезть довольно проблематично.
Прогулка проходит по самому дну ущелья. Само ущелье просто потрясающее! Очень узкое, местами взрослый человек может вытянутыми руками достать от одного края ущелья до другого. И в то же время настолько высокое. Самое приятное, что в ущелье прохладно, даже забывается, что в Турции сейчас такая жара. Мы прошли практически до самого конца, куда вообще можно пройти не подготовленными. Дальше пробраться было совсем сложно, и мы развернулись назад. Были места, слезть с которых можно было только сидя на попе. Садишься, и съезжаешь по гладкому камню, по которому течёт вода. Как горка в аквапарке. Путь мы прошли довольно длинный километра два. На обратном пути дети немного устали, да Кирилл ещё натёр себе ногу галошей (маловаты взяли) и ему было больно шагать. Игорь посадил его себе на плечи и понёс. Тогда начала пищать Кристина, что тоже устала. В итоге Кирилла нёс на плечах турецкий парень, а Кристину папа. Я этому мальчику потом ещё чаевые дала 2 Евро (другой мелочи не было). Вот так там дети зарабатывают.
После прогулки по ущелью мы зашли в одно из кафе, столики которого стояли над бурлящей рекой. Развалились на лежаках (по-моему, они называются дастарханы) и заказали себе плотный обед. Кафе в ущелье находится в тени, вода шумит, красота и прохлада.
Обед вышел в 40 лир (800 рублей) на четверых. 2 форели, 2 картошки фри, 2 салата, 2 омлета, 2 свежевыжатых апельсиновых сока, 1 turkish koffee и 1 айран. Наконец-то я попробовала этот самый айран, его все турки пьют. Мне напиток понравился, кислый такой, на кефир похож. А так как я дома всегда кислый кефир пью, то мне айран пришёлся по вкусу.
Как выходишь из ущелья, на тебя сразу же наваливается жара. Поэтому мы ещё накупили на 15 лир соков и мороженого.

Олюдениз (тур. Oludeniz, дословно Мёртвое море)

12:22 выезд дальше. В 13:24 мы прибыли в Олюдениз. Въезжали через Фетхие, но достопримечательности этого города осмотреть уже не успевали, у нас график. В Олюдениз есть прекрасная бухта. Пляж в Олюдениз считается самым лучшим в Турции.
Место действительно очень красивое, но мне пляжи в Олимпусе и в Патаре понравились больше. Пляж находится в заповедной зоне. Въезд на территорию платный. Въезд легкового автомобиля стоит 11 лир, а въезд микроавтобуса 17,5 лир. Нас посчитали за микроавтобус (не поспоришь, Делика и в правду похожа на маршрутку), что очень оскорбило Игоря. Но зато в этом было преимущество. Для микроавтобусов предусмотрена отдельная парковка, на которой было много свободных мест. А вот на общей парковке машин было огромное количество, и припарковаться было проблематично.
Отступление. Олюдениз. Олюдениз (тур. Oludeniz, дословно Мёртвое море) – курортный посёлок, расположенный на Турецком побережье Средиземного моря в 15 км. от города Фетхие. В Олюденизе находится Голубая лагуна – национальный заповедник Турции.
Пляж галечный. Народу не так уж много, все как-то распределились, нет ощущения переполненного пляжа. Везде стоят лежаки и зонты. Мы заняли два лежака и зонт. Тут же к нам подошли за оплатой, самим никуда идти не надо. Стоит это удовольствие 15 лир на день. Зато лежишь с полным кайфом. Море здесь очень спокойное. Вода чистейшая. Дети занимались тем, что плавали в очках и рассматривали камешки на дне.
Недалеко от нас расположилась одна турецкая семья. Меня поразило, как купалась женщина. Её купальный костюм полностью закрывал её тело, открытыми остались только кисти рук, ступни и лицо. На голове был капюшон. Довольно разумный подход, зато не обгоришь, не надо кремами мазаться и в тени прятаться. В какой-то момент я задумалась о приобретении такого же костюма. Причём костюмы такие мы видели разные. Разные окраски, модели, есть капюшоны с козырьком, есть без. Мода. Причём далеко не все турецкие женщины так купаются. Видимо это особенно верующие из дальних районов Турции. Может из Коньи, там почти все женщины в платках ходили.

Дальян

Около Даламана платная трасса – 3 лиры.
16:45 Дальян. Припарковали машину в городе рядом с пристанью, от которой можно совершить разнообразные лодочные туры по реке Дальян. Игорьс детьми пошёл в ресторанчик, я что-то забыла в машине и вернулась. Ко мне подошёл турок и сказал, что парковка платная, стоит 4 лиры. У меня с собой денег не было, я сказал, что мы заплати позже. Но потом, когда мы уже уезжали. К нам никто не подошёл. Так что на парковке мы сэкономили. Пообедали в ресторане на 59 лир. Ели пиццу и пили молочные коктейли.
Как я уже написал, отсюда можно было совершить разнообразные лодочные туры. У пристани стоит огромное количество самых разнообразных лодок и корабликов. Самый дорогой лодочный тур стоил 195 лиры за всех, т.е. за лодку на четверых. В эту стоимость входило посещение грязей, термальных бассейнов, черепашьего пляжа, озера и ликийских гробниц. Но на это у нас уже не было времени, сегодня по плану нам надо ещё много проехать. Мы решили только в грязи сплавать. Цена этого тура 80 лир, но Игорь сторговался с хозяином на 50.
17:55 мы плывём в грязи! Плыть всего минут 10-15. Вход в грязи стоит 4 лиры со взрослого, 2 лиры с ребёнка. Наш капитан остался в кафе нас ждать, он же предложил посторожить наши вещи.
Оздоравливающая процедура заключается в следующем. Вначале надо погрузиться в бассейн с грязью. Был вечер, экскурсий уже не было, народу почти никого. Кроме нас в бассейне с грязью было ещё только два человека. В Абхазии а прошлом году мы тоже ездили на грязи, но там не было бассейна. Грязью надо было намазываться из вёдер, но и тогда мне это доставило большое удовольствие. Здесь же был целый бассейн с жидкой грязью. В нём можно было даже поплавать. Глубина сантиметров 70-80. Водя с грязью имеет очень высокую плотность, на ней можно лежать и не тонуть.
После купания нужно постоять на солнышке, чтобы грязь засохла. Потом в душе всё это надо постараться смыть, что довольно сложно. А уж потом мы купались в другом бассейне с очень тёплой, воняющей сероводородом (а точнее тухлыми яйцами), водой.
В 19:15 мы уже сидели в машине после оздоравливающих процедур.
Теперь наш путь всё время идёт на север. По идеи должно становиться прохладнее. Но 21:50 (по местному в 20:50) я посмотрела, температура воздуха плюс 28 градусов. Это конечно же лучше, чем 40 градусов в тени днём. Едим с кондиционером или открываем окно.

Храм Аполлона в Дидимах

В 23:20 мы наконец-то прибыли к нашей цели. Город Алтынкум. Довольно большой курортный город. Ночная жизнь кипит. Работают ночные аттракционы, кафе. Большое количество отелей. Но мы решили сэкономить и переночевать в машине. Тем более, что там полно места, куда можно съехать с дороги. Мы съехали в поле (на этом поле калючки росли). Отъехали подальше от дороги и в 23:41 устроили ночлег. Спали вчетвером в машине.
24.07.08 г. Четверг. День пятнадцатый. Турция. Храм Аполлона в Дидимах, пляж в Алтынкуме «Золотые пески», Милеет, Приены, Эфес.
8:50 мы проснулись, в машине высыпаешься быстро ?. 9:18 выехали с поля. Первая остановка на сегодня это храм Аполлона в Дидимах. До него доехали быстро, в 9:40 были на месте. Мы были первыми посетителями. Вход 2 лиры. По тем останкам, что остались от храма, можно представить какой же колоссальный он был в своё время. Колонны не охватить и трём взрослым.
Отступление. Дидимы (Didym). Посетить Дидиы (современное название Дидим) стоит из-за великолепной, высеченной из камня головы Медузы-Горгоны и величественного храма, посвященного Апаллону, в котором в древности выслушивали предсказания оракула. Оракул пребывал в самом дальнем помещении храма, куда допускались только жрецы и жрицы. Христианство покончило с предсказаниями. В 385 г. император Феодосий заявил, что ни один смертный не должен брать на себя смелость поддерживать ложные надежды гаданием по внутренностям или пытаться узнать будущее, пользуясь мерзкими советами оракула.
Даже сегодня можно представить себе величие этого храма. Строй дорических колонн у входа охраняет внутреннее пространство, святая святых, куда можно спуститься по двум коротким темным проходам. Основания более 100 ионических колонн (сохранились три колонны) стоят вокруг.
56 км. к югу от кушадасы. Открыто ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход 2 лиры.
Долго мы здесь не ходили, кроме развалин храма здесь больше ничего нет. К тому уже стало жарковато, и уже в 10:10 мы выехали на пляж.
10:27 мы на золотом пляже в Алтынкуме. Много хороших отзывов я про него читала. Пляж цивилизованный. Стоянка 2 лиры. 2 лежака и зонт 12 лир. Завтрак на четверых в кафе 22 лиры. Рядом находятся отели, поэтому на пляже довольно многолюдно.
Пляж песчаный, дети с огромным удовольствием строили из песка замки. Море довольно долго мелкое и спокойное. Зато в таком море классно играть в разные игры на воде. Мне очень понравилось играть в такой водный теннис. Его нам Наташа подарила, она его в Испании на Майорке купила, говорит, там все в такой играют. Ракетки деревянные, не тонут, мячик тоже не тонущий. Очень весело, когда не можешь отбить мяч, то тянешься и падаешь в воду.
Как и на любом другом цивилизованном пляже здесь предлагалось множество водных развлечений. Игорь один раз прокатился на водном мотоцикле (аквабайке). 50 лир минут за 10. Я не стала, мне одного раза хватило, когда ещё в 1998 году мы в Крыму с Игорем катались. Зато мы все вчетвером прокатились на Speedzone. Speedzon поход на надувной плот, его цепляют за моторную лодку, и с огромной скоростью катают по волнам. Не страшно, скорее приятно. Стоит 80 лир за четверых. Мы все вместе поехали, а за нашими вещами, в том числе и за кошельком с деньгами, присмотрел хозяин этих лодок. Там как-то доверяется людям. Никто у нас ничего не украл. Ещё из прелестей цивилизованного пляжа это то, что носили по пляжу разнообразные съестные припасы. Мы не удержались и купили фрукты. 15 лир за 2 яблока, 1 нектарин, 1 персик и 2 банана.
Вода в море чувствительно прохладнее и менее солёное. Это уже не Средиземное, а Эгейское море. Говорят, что граница между этими двумя морями проходит где-то в районе Олюдениз. Когда мы там купались, то уже там казалось, что вода действительно менее солёная.

Милет

15:55 Милет. Развалины древнего города. Стоянка 5 лир. Вход 2 лиры, дети бесплатно. Туалет 1 лира.
В Милеете есть хорошо сохранившийся большой амфитеатр. Туристов очень мало. За амфитеатром ещё какие-то развалины, мы всё облазили. Самое приятное, что здесь не так жарко, градусов 30, приятно обдувает ветерок.
Отступление. Милет (Miletos). Милет, огромный античный торговый город, в пору своего расцвета соперничавший с Эфесом. Своим благосостоянием он был обязан четырем свободным от налогов пригородам, которые теперь даже трудно вообразить: после того, как затопили долину реки Меандр, море отощло на 8 км. Процесс не завершен, Эгейское море отступает все дальше со скоростью 6 м. в год. Город – большой, главная достопримечательность – театр (IV) на 15000 человек, возможно самый значимый среди 200 греческих и римских театров в Турции. 63 км. от Кушадас, 133 км. к северу от Бодрума, 26 км. к югу от Приены, 19 км. к северу от Дидимы. Открыто ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход 2 лиры. Стоянка 5 лир

Приены (Priene)

16:55 выезд. 17:10 Приены. Парковка 3 лиры, вход 2 лиры.
Развалины этого древнего города расположены на горе, от парковки ещё прилично надо подниматься наверх, что довольно сложно, потому что здесь было жарко. Но я ни капельки не пожалела. Что мы осилил этот подъём. Развалины этого города отличались от остальных. Здесь сохранились руины частных домов, хорошо видны улицы. Это один из первых городов, в котором улицы уже начали строить в строгом порядке перпендикулярно друг другу. На верхушке горы есть очень уютненький маленький амфитеатр. Мне он больше других понравился. На самой верхушке разбросано большое количество круглых, как колесо, каменных деталей от колонн. Какое же величественное сооружение здесь было раньше. Несколько колонн сохранилось, и так и стоят.
Отступление. Приены (Priene). Приена по-настоящему греческий город: в нём нет ни одного монументального римского памятника, которые столь многочисленны в других местах. Для города выбрали прекрасное место – на просторной и ровной вершине скалы. Его спроектировал Гиппократ – первый планировщик городов, предусмотревший серии пересекающихся улиц, образующих решетку, - модель, которой следуют и современные архитекторы. Заслуживает внимания квартал частных домов, где, как говорят, останавливался Александр Македонский, прежде чем направиться к оракулу в Дидимы. Есть здесь и стадион, и гимнасий, и прелестный греческий театр (III в. До н. э.) в тени сосен. Близ него путь ведет наверх, к святилищу Деметры, откуда открываются чарующие виды. 26 км. к северу от Милета, 42 км. к югу от Кушадас, 44 км. к северу от Дидим. Открыт ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход 2 лиры. Парковка 3 лиры.
Каждые развалины в Турции имеют своё лицо и свою особенность. Если бы я снова повторила наше путешествие, то не вычеркнула бы ни одного пункта, который мы посетили. Только большие амфитеатры уже не вызывали поросячьего восторга, как первые, которые мы посетили.

Эфес (Ephesus)

19:00 Эфес. Парковка 4 лиры. Вход 10 лир. Дети до 7 лет бесплатно, но сегодня для нас и наших детей тоже пропустили бесплатно. Музей работает до 19:00, но когда мы уже уходили в 20:00 (т.е. по-местному как раз в 19) народу, гуляющего по Эфесу было ещё довольно много.
Солнце уже садилось, жары не было, поэтому мы всё отлично смогли осмотреть, не прячась всё время в тень. В Эфесе велось очень много восстановительных работ, сама территория очень большая. Осмотрели знаменитую библиотеку Цельсия. Она действительно впечатляет. Очень много хорошо сохранившихся скульптур, лепнины, колонн. На территории была одна крытая экспозиция – Храм Артемиды, вход стоил отдельно 10 лир. Туда мы не пошли. Бюджет у нас всё-таки не резиновый, а это ещё далеко не конец нашего путешествия. На территории было два амфитеатра, один огромный, второй поменьше. Но к ним мы уже не пошли, хватит с нами амфитеатров. Зато полазили по развалинам городских зданий, видели общественный туалет древних римлян.
Несмотря на вечер, народу было довольно много, что же здесь днём творится, когда приезжают экскурсионные автобусы.
Отступление. Эфес (Ephesus). Священный город Артемиды, известный из истории своим храмом, одним из семи чудес света, богат и великолепными развалинами, поскольку когда-то он был столицей римской провинции в Азии. 17 км. к северу от Кушадас по дороге на Сельчук. Место раскопок открыто ежедневно с 8:00-18:30. Вход 10 лир. Парковка 4 лиры. Храм Артемиды. Вход 10 лир.

Аквапарк в Кушадасах

20:45. Нашли один замечательный маленький отель в Кушадасах, недалеко от аквапарка. Называется Green Park Hotel. Номер на сутки на четверых стоил 180 лир. Отель всё включено. Завтрак, обед, ужин – шведский стол. Так же включены и все напитки в баре. Но мы этим не воспользовались, в бар не ходили, только дети себе воду оттуда брали.
Отель трёхэтажный. Номер с душем, туалетом и с двуспальной кроватью, на которой мы легко разместились вчетвером. Территория не большая, но очень красивая. Растут пальмы, посередине бассейн, в который дети тут же пошли купаться. Во многих местах прямо на траве лежат подушки, можно на них полежать, висят гамаки. Мест свободных достаточно.
Перед отелем Игорь купил на улице мидий, фаршированных рисом. Их надо есть с лимоном. Это оказывается такая вкуснятина, пальчики оближешь. Никогда не думала. Что я смогу съесть мидий.
25.07.08 г. Пятница. День шестнадцатый. Турция. Аквапарк Адаланд в Кушадасах. Помуккале.
9 утра подъём, чтобы не опоздать на завтрак. Он же входит в стоимость! За него же оплачено! Всё очень вкусно и много. Бери сколько влезет.
11:15 выезд из отеля. Через пять минут мы уже были около аквапарка Адаланд. Но при входе за билетами уже стояла внушительная очередь. Пришлось ждать. Вход в аквапарк за взрослого на целый день стоит 37,5 лиры, на ребёнка 24,5. Сразу же купили билеты в Дельфинарий. 23,73 лиры со взрослого, 19,07 с ребёнка плюс KDV 15,41. Это, наверное, налог какой-то, так на чеке было написано. За нас четверых аквапарк вышел 124 лиры, и дельфинарий 101 лира.
Территория аквапарка очень большая, много различных горок, бассейнов. Мы нашли себе свободные лежаки. Я решила всё-таки заняться загаром, солнце в Кушадасах уже не такое злое, как в Анталии и приближённых районах. Но кремами мы всё равно пользовались. Игорь же с детьми пошли кататься на водных горках.
В 13:30 мы пошли смотреть выступление в Дельфинарий. Выступали морские котики и дельфины. Выступление красочное, классная музыка. Ведущая говорила на английском, всё понятно. Но мне кажется, что московский дельфинарий лучше. Может просто мы давно были в московском дельфинарии, и это было впервые, поэтому выступление в Москве меня потрясло сильнее. После выступления можно было сфотографироваться с дельфинами или даже с ними поплавать. Но стоило это удовольствие 80 Евро. Для нас дороговато. Мы не стали, очень жаль.
На территории аквапарка есть несколько кафе и ресторанов. Мы пообедали в кафе Fastfood. Обед стоит 11 лир: картошка фри, чизбургер и кола. Дети с папой опять пошли кататься на горках. Но мне не захотелось стоять в очередях, народа было много. Зато я открыла для себя одно развлечение – дискотека под дождем. Она проходит несколько раз за день. На танцплощадке из пола льются фонтаны воды. На сцене выступают аниматоры. Они показывают движения танца, а все повторяют. Музыку включали такую задорную. Вот на такую дискотеку я бы ещё раз с удовольствием сходила бы. Вот сейчас пишу, и мне снова хочется очутиться там и потанцевать. В Москве я таких дискотек не знаю. Танцевали все, даже мужчины. Вот только меня ни Игорь, ни дети не поддержали, я одна танцевала. Когда танцуешь, вода приятно обливает, и на солнце совсем не жарко.
Детям сделали наколки по 10 лир. Как только сделали нельзя мочить татуировку полчаса. Кирилл всё-таки смазал.
Сайт аквапарка www.adaland.com. Все цены и услуги там хорошо расписаны. В этом аквапарке было ещё много развлечений, которые мы не опробовали. Например, рафтинг и морской парк, в котором можно поплавать в бассейне с рыбами и потрогать своими руками живых скатов. Но для того, чтобы всё это опробовать дня не хватит.
Русских почти нет, русские чаще в районы Анталии едут.
Часов в шесть в аквапарке уже почти никого не осталось, все засобирались и ушли. Зато не стало очередей на горках. И вот тут-то мы и накатались вволю. Очень понравилась горка, с которой скатываешься на надувных кругах. А у начала горки стоит турок, и сильно раскручивает каждого отъезжающего. Класс!
На территории аквапарка ходит фотограф и всех фотографирует. Потом все кадры распечатывают и вывешивают. Можно купить, а можно и не покупать. Мы взяли 5 фотографий по 5 лир. Дети хорошо получились.
Всего за день в аквапарке помимо входных билетов мы истратили 156,5 лир. 5 фоток, 2 татуировки, 2 обеда, 2 пива Эфес, 3 колы, 2 сока и 2 блина с сыром и зеленью (очень вкусные, готовятся при вас).
Уходили из аквапарка мы одни из последних, он уже закрывался. В 20:11 выехали в Памуккале.