Московская область / Самостоятельная поездка

От истока Величайшей реки на блистающую вершину Всея Московии

1 сентября - 1 октября 2021 г.
Однодневный поход в Можайском районе
Исток Москвы-реки - Вершина Мособласти

Каждые 13 лет на 1 сентября мы с друзьями ходим на высочайшие горы. В прошлый раз это была вершина Европы. Ныне же эпоха самоизоляции, поэтому и цели близкие, полезем на вершину Мособласти. Альпинисты народ суеверный. Про свои планы и чаяние не трубят во всеуслышание, пока уже не свершится. Так и эта экспедиция, вынашивалась и готовилась давно, но случилась и написалось только сейчас. "От истока Величайшей реки на блистающую вершину Всея Московии".

Исток реки на самом деле лежал в болоте еще южнее, но официальная часовня и рекреационный парк примкнули прямо к Минскому шоссе, аккурат рядом с границей Московской и Смоленской областей. Отсюда был запланирован акклиматизационный круговой маршрут вокруг полного тайн и загадок озера, по своей форме и близости к Великой вершине напоминающего знаменитый тибетский Ракшас Тал (озеро Демона) возле Кайлаша. Главная загадка – почему его нет на топокартах масштаба 2км, но оно появляется на более крупномасштабных картах. На водохранилище не очень похоже, слишком высокие крутые берега, что не характерно для искусственных водоёмов региона. Более того, названия ни на каких картах не обнаружилось, поэтому нарекаем его Малым Ракшастальным озером.

По периметру вокруг идет довольно неплохая тропа, с прекрасными выходами и зрелищем с обрыва на озеро и стену дождя. Кстати, самая сложная горная переправа на всем маршруте к вершине случилась именно тут. Глубочайшее (порядка 4-5 метров) ущелье Москвы реки, впадающей в Малый Ракшастал. Тут и тропа исчезла, и склоны глиняные, и в руках вместо ледоруба оказалось грибное ведро. Хорошо, что еще полупустое, ибо я таки сорвался в пропасть.

Оценив скорость передвижение и время суток, было принято решение акклиматизационное кольцо не закольцовывать, а продолжить рывком в сторону вершины. Для этого пришлось пройти хорошо пробитой тропой между хребтами Такелажника и Геолога (на карте они подписаны именно так), форсировать реку Коноплянку, и, сквозь селение Поповка, двинуться резко на восток. Кстати, с Коноплянкой связана еще одна геотайна. Во-первых, всем известно, что в месте слияния Камы и Волги помощнее будет именно Кама, но исторически сложилось так, что главной назначили Волгу. Так и тут. При слиянии Коноплянки и Москвы, вполне вероятно, Коноплянка выглядит помощнее. А значит и реку, и столицу России было б правильно именовать Коноплянкой, а не Москвой. Во-вторых (а может это следствие от во-первых) на всех топокартах любого масштаба, с озером или без, Коноплянка (река в районе Поповки) названа Москвой. А вот Яндекс-карты, которыми пользовались при подготовке (особенно слоем «спутник»), называют Коноплянку Коноплянкой.

Небольшой переход через поле и врываешься в густые заросли елового леса. Заросли перемежаются ручьями и оврагами, настоящими лесными полянами (не вырубками, хотя и вырубок тут тоже полно). Начиналось все с лесной полузатопленной дороги, продолжилось просто лесом и кабаньими тропами. Именно здесь экспедиция едва не провалилась по причине жесточайших зарослей лисичек. Крайне крупных ярко желтых грибов (более крупных и семеек, и самих размеров на моей практике грибника не попадалось). Невероятных усилий воли стоило оторваться от недособраных плантаций и двигаться дальше. Если бы не надоедливые лосиные мошки, засветло из этого леса выйти бы не удалось. Кстати, с направлением было тут непросто. Не ходите в лес без компаса! Как только я убирал в карман телефон и вроде бы продолжал движение на восток, через 100 метров выяснялось, что никакой это не восток. Понадобилась постоянная корректировка движения. И вот, наконец, он. Предвершинный взлёт. Это как в Абхазии, когда из глухого леса выбираешься наверх, к альпикам (альпийские луга), где все видно и понятно. Хотя и трава по пояс. Шапкинские альпики (Шапкинские по названию местной деревни) оказались полем овса. Неубранного, но слегка прибитого ветрами. Последний рывок и с заходящими лучами солнца штурмуем вершину Мособласти, Замри-гора, 310 метров над уровнем моря.

Кстати, мой gps показал в момент выхода на альпики 315 метров. Возможно это географическое открытие?! Более того, топокарты уверенно указывают истоком другой Москвы (Коноплянки) небольшое болото прямо посреди этого сказочно-загадочного леса. Есть повод вернуться? Все может быть, подождем 13 лет.