Нидерланды / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Два человека, два велосипеда и маленькая палатка: летний велопоход по Бельгии и Нидерландам

19 июля - 10 августа 2017 г.
 
Маленькое вступление

Велосипедный поход по Бельгии и Голландии – это счастливый случай, который подвернулся в самый неожиданный момент. Была середина июня. Через две недели начинался наш законный двухмесячный отпуск, а хорошей походной идеи все не было. Печальное созерцание карты мира не давало никаких результатов. Может в Черногорию или Македонию? Вроде море, горы, солнце. Надо покупать билеты, но все как-то недосуг: то деньги еще не пришли, то времени нет, то спать хочется, то «черт, опять забыли».

Хорошая идея родилась, благодаря коллегам. Узнав о моих колебаниях, Женька предложил: «А вы съездите в Нидерланды». На мои «да ну, там холодно, и языка не знаю», он ответил, что «там нормально, и все люди говорят по-английски». (Как выяснилось позже, первое действительности соответствовало, а второе - нет). Затем Ирена, вернувшись из поездки, взахлеб рассказывала об Амстердаме. Потом Влад сказал, что хочет поступить в магистратуру амстердамского университета. И наконец, еще раз посмотрев результаты мировых опросов, я поняла, что в Нидерландах распространен мой любимый тип ценностей – так называемые «ценности развития». Вечером того же дня мы купили билеты. Это была одна из лучших поездок за всю мою жизнь.

За три недели мы проехали на велосипеде почти тысячу километров: по треку чуть меньше, в реальности чуть больше, поскольку отклонялись от маршрута и ездили по городам. За это время мы доехали от Брюсселя через Роттердам и Амстердам до Гронингена,  а затем через Тилбург и Антверпен обратно в Брюссель. Получили массу удовольствия.

Лось10Лось1Лось14
Лось3Лось8

Люди

Обычно я сначала пишу о дорогах и бытовых подробностях и только потом – о людях. В этом случае хочется сделать наоборот, потому что люди – это, пожалуй, главная достопримечательность, с которой мы столкнулись. Я не помню случая, чтобы путешествуя по другим странам, мы вступали с конфликты с живущими там людьми. Обычно все проходит мирно и дружелюбно. Однако в Нидерландах люди не только были дружелюбны, но и проявляли к нам интерес.

Нам улыбались: встречаешься с человеком глазами, и он расцветает улыбкой. С нами заговаривали в кемпингах и на улицах: спрашивали, кто мы, откуда приехали («Из России? Это же так далеко!»), делились впечатлениями («А я тоже недавно был в России»), спрашивали, учимся мы или работаем («Студенты? – Нет, Сережка доцент, а я профессор. – В школе? – Нет, в университете – Сколько же вам лет?»). Нам желали приятного аппетита, когда на скамейке у магазина мы ели салат из баночек. Нам уступали очередь в кассу («Проходите, у меня много вещей, а у вас только шампунь»). Главное, что дело было не в нас, дело было в людях, с которыми мы встречались.

Мы даже поучаствовали в опросе. Это произошло в Брюгге. Мы отдыхали на скамейке в какой-то церкви, когда к нам подошел мужчина. Спросил, сколько нам лет, и предложил ответить на несколько вопросов. Все вопросы были про туризм – откуда едите? что посмотрели в городе? бронировали ли гостиницу и как? Последний вопрос был про безопасность: сталкивались ли вы в Бельгии с проблемами безопасности? Мы так удивились, что хором и довольно громко ответили «Нет!». Интервьюер улыбнулся и опрос завершился.

Иногда в ходе общения мы узнавали что-нибудь новенькое о России. Например, один человек спросил нас, как нам удалось получить разрешение на выезд. Я растерялась, потому что не поняла, о чем речь, думала, что ослышалась. Сережка сообразил быстрее: пытался объяснить, что запрет на выезд касается определенных людей, но не вспомнил, как по-английски звучит «гостайна». (Позже выяснилось, что наш собеседник знаком с людьми из Санкт-Петербурга, которые работают в правоохранительных органах. По-видимому, им запрещен выезд за границу).

Единственной сложностью, с которой мы столкнулись, был язык. До поездки мои знакомые, которые уже были в Нидерландах, уверяли меня, что «все, ну буквально все» в этой стране говорят по-английски. Это не совсем так. Возможно, что в больших городах,  университетах и крупных коммерческих организациях английский действительно распространен.

Однако в небольших городах даже в сфере обслуживания часто встречаются люди, которые не говорят на этом языке. Объявления в кемпингах и магазинах, как правило, написаны на голландском, реже – на немецком, французском или английском языках. В этой ситуации спасает только то, что голландский довольно сильно похож на немецкий. Если человек спрашивал нас о чем-то по-голландски, но не говорил на английском, нам иногда удавалось сопоставить сказанное с немецким и понять, о чем идет речь. В результате каких-то неразрешимых проблем не возникало ни разу.


Велосипедные дороги

Незадолго до поездки я обнаружила, что если Бельгия устойчиво ассоциируется у моих знакомых с пивом и шоколадам, то Нидерланды – с велосипедами. О любви голландцев к велосипедам мне говорили как велосипедисты, так и люди, которые последний раз сидели на велосипеде в далеком детстве. Вопреки расхожим представлениям, велосипедов много не только в Нидерландах, но и в Бельгии, однако велосипедные дороги в этих странах организованы по-разному.

В Бельгии к велосипедистам относятся с уважением: машины тормозят, чтобы дать тебе переехать через дорогу, снижают скорость при обгоне, не обгоняют по встречной полосе, если ты едешь по обочине. Сначала мы несколько раз попадали в смешные ситуации, когда пытались пропустить машину, а водители пытались пропустить нас. Потом привыкли, и стали пользоваться преимуществом двухколесного передвижения. Однако специальные велосипедные дорожки есть только в больших городах. В принципе запрета на велосипед нет почти нигде (естественно кроме скоростных автострад), но по междугородним дорогам и в небольших городах велосипедисты ездят по общим автомобильным дорогам и пользуются общими  пешеходными переходами.

В Нидерландах велосипедистов не просто уважают – мы здесь главные. Если нужно, машина пропустит велосипед или снизит скорость при обгоне, но делать это приходится редко. По всей стране у велосипедистов есть свои дорожки, свои переезды и свои светофоры. Велосипедные дорожки могут быть разными.

- В одних случаях это часть автомобильной дороги, покрашенная в красный цвет. Причем в небольших городах возможна ситуация, при которой велосипедистам отдано от половины до двух третей дороги. Чтобы разъехаться, встречные машины заезжают на велосипедную полосу, но только если поблизости нет человека на велосипеде.

- В других случаях велосипедные дорожки идут параллельно с автомобильным шоссе, но отделены от него газоном – травой, кустами, деревьями. При этом дорожки покрыты асфальтом и проложены с обеих сторон шоссе.

- В третьих случаях велосипедные дорожки идут сами по себе – по полям и лесам, вдоль каналов и озер. Качество этих дорог ничуть не хуже, чем двух предыдущих. Они покрыты асфальтом и в большинстве случаев имеют две полосы. Иногда велосипедисты делят эти дорожки с пешеходами, иногда – с лошадями, но часто и тем, и другим вход не рекомендуется или просто запрещен. И надо отметить, что голландцы эти правила соблюдают.

Вместе с тем, велосипедные дорожки имеют две особенности, к которым приходится привыкнуть. Во-первых, в небольших городах и в центре больших городов они выложены не асфальтом, а плиткой. Да-да, плиткой, очень похожей на ту, которую с маниакальным упорством московские власти кладут на улицы города уже столько лет подряд. Правда в Нидерландах эта плитка уложена ровно и потому не представляет особой опасности, но ехать по ней неудобно.

Во-вторых, велосипедные дорожки предназначены не только для велосипедов, но и для маленьких мотоциклов. Большие мотоциклы гордо едут по автомобильным трассам, а маленькие соревнуются с велосипедами на специальных дорожках. Маленькие мотоциклы громко тарахтят и сильно воняют. Спасает то, что этих мотоциклов немного, а их водители ведут себя вежливо.

Чтобы переехать автомобильную дорогу, велосипедисты пользуются специальными переходами. В больших городах места переездов обозначены специально. Помимо этого, по всем дорогам расставлены светофоры. Там, где дорожное движение не очень напряженное, они работают по кнопке. Пешеход нажимает одну кнопку, а велосипедист другую. Результат один и тот же – для машин на время загорается красный свет. Возможно, разница заключается во времени остановки – велосипед, как правило, проезжает быстрее.

В результате голландцы чаще пользуются велосипедом как средством передвижения, чем бельгийцы. Люди ездят на велосипеде на прогулку, на работу и по магазинам. Делают это по-одиночке и целыми семьями. То и дело встречаются разные велосипедные сценки. Взрослые учат детей переходить велосипедные дорожки, оглядываясь по сторонам. Родители везут детей в прикрепленных к велосипедам креслах (иногда на одном велосипеде умещается два ребенка). По парку друг за другом едут представители трех поколений – маленькие дети, молодые родители и пожилые люди. Путешественники, приехавшие в кемпинг на трейлере, достают из машины велосипеды и исчезают в полях. По центру города едет мужчина в деловом костюме и с портфелем. Темнокожая семья - мужчина, женщина в хиджабе и две девочки-подростка - двигается вдоль канала. Такие примеры встречаются на каждом шагу. Кажется, что дети садятся на велосипед сразу после рождения и катаются на нем до самой смерти.

118.Гаага75.Брюгге-Роттердам
Правда большинство людей ездит на простых и тяжелых городских велосипедах с небольшим количеством передач. На таком транспорте хорошо ездить по ровным асфальтовым дорогам. Они предназначены на легких прогулок, но не годятся для гонок или походов. Местные (а может и приезжие) гонщики ездят на классических «шоссейниках»: гоняют и сигналят так, что хочется отъехать подальше. А вот туристов, которые с палатками ездят на большие расстояния, почти нет. За всю дорогу мы встретили от силы человек пять с плотно набитыми велосипедными сумками, висящими с разных сторон велосипеда. В кемпинге пересеклись с ними только один раз (это за три недели!). Так что «конкурентов» у нас было немного.

Оборотная сторона популярности велосипедов – это «агрессивное вождение». Мы встретились с этим в Амстердаме, куда приехали под вечер, и с полной выкладкой пробирались в кемпинг на другом конце города. Велосипедистов было больше, чем машин, и некоторые ехали довольно жестко. Я понимаю, что с рюкзаками в незнакомом городе мы были не самыми быстрыми водителями, но когда у тебя вклиниваются прямо перед носом, возникает желание слезть с велосипеда и пойти пешком.


Природа и ландшафты

В Бельгии и Нидерландах потрясающе чистый воздух. Дышишь и получаешь удовольствие. Причем он одинаково чистый в лесу, небольших поселках и больших городах. В этом смысле Амстердам ничуть не хуже, чем лесная дорога. Удивительно, что ни машины, ни большие мотоциклы воздух не портят. Главные «вредители» - это маленькие мотоциклы, воняющие не меньше грузовиков, идущих по Ленинградскому шоссе. К счастью, их совсем немного, так что ругнешься, задержишь дыхание секунд на пять, и все опять в порядке.

Бельгийские и голландские ландшафты чем-то похожи на ландшафты средней полосы России – поля и леса, реки и озера. Едешь по дороге, а вокруг поля с лошадями, коровами и овцами, лес, небольшой город, и все сначала. Коровы большие, сытые и любопытные. Лошади в дождь закрыты попонами: иногда серыми, иногда полосатыми «под зебру», а иногда и вовсе в цветах национального флага. Попадаются даже олени.

Однако самое феерическое зрелище – это кролики и птицы – утки, чайки, аисты: неторопливые, на нас реагировали спокойно, без истерики. Однако если кролики встречались только в полях, то птицы были везде. Представьте, центр Гааги, высотки, королевский дворец, а через дорогу в парке на газоне сидит куча птиц. Никто их не трогает: люди сами по себе, птицы сами по себе.

Поверхность земли очень ровная. Высота, на которой мы ехали, колебалась от -15 до +15 метров, в основном – от -5 до +7 метров над уровнем моря. В результате я почти всю дорогу проехала на максимальной передаче. Единственное исключение – подъем на высоту 75 метров – прошел так плавно и незаметно, что, посмотрев на JPS, я просто не поверила своим глазам. Если бы Сережка заранее не отыскал этот подъем на карте, я бы подумала, что спутники сошли с ума.

Большая часть пути от Брюсселя до Гронингена прошла ниже уровня моря. Это не означает, что мы переезжали из одной лужи в другую. Дороги были такие же хорошие, как и на обратном пути, когда мы ехали выше этого уровня. Система насыпных дорог, водостоков в городах и каналов работала безотказно: даже после сильных дождей улицы городов не покрывались лужами и быстро высыхали на ветру.

Благодаря этой системе, мы насмотрелись на такие картины, которые мало где увидишь. Например, едешь по дороге вдоль небольшого канала, и понимаешь, что окрестные поля лежат ниже уровня воды. Тем не менее, на них растут растения, пасутся животные и ходит сельхозтехника. А вот еще: едешь вдоль канала, опускаешь голову и понимаешь, что метров на десять ниже под каналом проходит скоростное шоссе, по которому двигаются вереницы машин. Знаете, как интересно, когда корабли идут над машинами!

Каналы не только отводят воду, но и способствуют развитию водного транспорта. Хотя «водный транспорт» звучит формально и не описывает красоты лодок, яхт и грузовых кораблей, которые мы встречали почти каждый день. Представьте, обычный голландский городок, вытянувшийся вдоль канала: одно-двух этажные кирпичные дома, зеленые изгороди, цветочные клумбы, стриженые газоны. Перед некоторыми домами стоят автомобили, и почти перед каждым домом – небольшая лодка или яхта.

Яхты можно увидеть в любом месте: от небольших поселков до крупных городов. В городах даже интереснее: у берега стоят целые плавучие дома со столами, шезлонгами и цветами на палубе. Одни яхты «вылизанные», парадные; другие – «рабочие лошадки» - неприбранные и грязноватые. Однако на всех яхтах есть следы присутствия людей. Не то чтобы я никогда не видела яхт. Сегодня они встречаются в разных странах. Но почему-то огромные яхты в морских портах выглядят гораздо банальнее, чем эти небольшие кораблики, стоящие перед домом или плывущие над машинами среди полей.

102.Брюгге-Роттердам138.Гаага-Амстердам101.Брюгге-Роттердам
136.Гаага-Амстердам27.Гент-Брюгге175.Гронинген
172.Гронинген173.Гронинген174.Гронинген
Самое прекрасное зрелище - когда поднимаются мосты. Подъемных мостов в Нидерландах много. Они расположены на небольших каналах, где разрешен проход кораблей. Пока мосты опущены, по ним едут автомобили и ходят люди. Когда они поднимаются (а это происходит часто), то открывают дорогу кораблям. В этот момент выстроившиеся в очередь парусные яхты чинно, друг за другом вплывают под мост. В некоторых местах минут за 15 собиралось до десятка яхт. И вот мы едем по берегу, а рядом с нами проплывает «флотилия». Когда я увидела это первый раз, то, кажется, поняла, почему 300 лет назад Петр I выбрал Голландию.

Большие грузовые корабли ходят по широким каналам. Как правило, через такие каналы нет мостов, зато есть паромы. Они перевозят людей, велосипеды и машины. Стоимость парома зависит от ширины реки, в нашем случае она колебалась от 1 дот 1,5 евро на человека с велосипедом. Ходят паромы часто: доходят до одного берега, ждут несколько минут и поворачивают обратно.

109.Брюгге-Роттердам110.Брюгге-Роттердам111.Брюгге-Роттердам
Однако есть одно «но»: паромы не ходят по ночам. В людных местах они ходят с 6 утра до 10 вечера; в более тихих местах они заканчивают работу в 6 вечера и не ходят по воскресеньям. Знаете, как неудобно, когда ты сделал петлю в 10 километров и обнаружил, что последний паром ушел 40 минут назад, а завтра его вообще не будет. И теперь ты едешь еще двадцать лишних километров, чтобы добраться до моста, а то ночевать негде. Поэтому лучше планировать маршрут так, чтобы паромы не попадали на вечер и выходные дни.
Погода

Погода в Бельгии и Нидерландах сильно напоминает подмосковную. Несколько дней жарко светит солнце, потом несколько дней льет дождь. Правда дожди здесь посильнее: не успел спрятаться под деревом или под навесом - оказался мокрым с ног до головы. Хотя навесы тоже не всегда спасают: если дождь косой, то все равно все будет мокрым. Опытные местные жители либо не обращают на дождь внимания, либо возят с собой короткие, но крепкие дождевики. Чуть что,  одеваешь дождевик и едешь дальше. Чем севернее, тем меньше солнца и больше дождей. Сначала мы думали, что нам просто в этом году не повезло (в Москве, когда мы уезжали, тоже было холодно и мокро). Сережка спросил у служащего в кемпинге. Оказалось,  здесь так всегда («Зато, смотрите, сколько у нас зелени. Это не Испания, где летом все выгорает»). Так что хороший плащ будет не лишним.

Населенные пункты

Устройство Бельгии и Нидерландах сильно отличается от того, что можно встретить, например, в России или Перу. Городов много, они небольшие и распределены более-менее равномерно. Дома ухожены, с украшениями на фасадах, вокруг много зелени.

Во многих городах стоят необычные скульптуры. Чаще всего это животные, корабли или абстрактные фигуры. Однако даже банальные коровы или лошади в исполнении голландцев выглядят очень необычно.

77.Брюгге-Роттердам30.Гент-Брюгге95.Брюгге-Роттердам
139.Гаага-Амстердам155.Амстердам-Гронинген
Еще меня всю дорогу радовали дорожные знаки. Некоторые знаки довольно обычные, но в России встречаются достаточно редко. Другие знаки откровенно смешные и запоминаются надолго. 

Знаки7Знаки1Знаки6Знаки2Знаки3Знаки9Знаки10Знаки4Знаки5Знаки8

Важный элемент голландской части пути – это ветряки и ветряные мельницы. Ветряные мельницы разбросаны по небольшим городам и окраинам больших городов. Как правило, они служат декорациями. Внутри может быть расположен магазин, ресторан или совсем ничего. Зато ветряки служат по назначению – вырабатывают электроэнергию. Ветряков много по берегу моря, хотя они встречаются и в других местах. Глядя на них, я думала, что в этом важная особенность Нидерландов: традиционное плавно переходит в новое и мирно с ним соседствует.

137.Гаага-Амстердам7.Брюссель-Гент76.Брюгге-Роттердам
99.Брюгге-Роттердам96.Брюгге-Роттердам154.Амстердам-Грониген
Где поспать и как поесть

Как в Бельгии, так и в Нидерландах много магазинов и кемпингов. Однако есть  специфика, которую лучше знать заранее.

Продуктовые магазины. В каждом даже небольшом городе есть, как минимум, один, а, как максимум, куча продуктовых магазинов. По обилию и качеству продуктов эти магазины существенно лучше большинства российских: сыры, колбасы, мясо, рыба, молочные продукты, овощи и фрукты, сладости – вкусно и в большом ассортименте. Обычная для Евросоюза ситуация: продукты не только местные, но и из других стран – преимущественно  Франции и Германии. Единственное, выбор круп небольшой, видимо их особенно не едят.

Большинство больших продуктовых магазинов входит в состав торговых сетей. На пути нам встретились четыре разные сети (вполне вероятно, что их гораздо больше). Однако тут возникает проблема: карты Visa и Mastercard принимают далеко не везде. Фактически мы обнаружили только одну сеть, где их принимают постоянно – это немецкий Lidl. В остальных местах приходилось расплачиваться «наличкой». В них принимали другие карты, которыми пользуются местные жители.

Еще одна проблема – это воскресенье. Бельгийцы и голландцы разумно полагают, что продавцы – то же люди, и у них должен быть выходной. Поэтому по воскресеньям большинство продуктовых магазинов закрыто. Лишь в центре довольно больших городов встречаются отдельные работающие магазины. Это означает, что продуктами на выходные лучше запасаться заранее, чтобы печально не стоять перед очередной закрытой дверью.

Кемпинги. Кемпинги встречаются часто и хорошо обустроены. В каждом кемпинге есть капитальный туалет и душ с горячей водой, электричество и обустроенная площадка для трейлеров и палаток. В нидерландских кемпингах часто бывает неплохой Интернет. В то же время, эти кемпинги можно разделить на две группы.

К первой группе относятся большие по размеру кемпинги. Как правило, в таких кемпингах есть всякие дополнительные возможности – свой магазин, кафе, бассейн, детская площадка и т.д. Однако нам такие кемпинги не очень нравились. Во-первых,  они стоят дороже: цена варьировалась от 20 до 25 евро за ночь для двух человек с маленькой палаткой (люди оплачиваются отдельно, палатка отдельно). Во-вторых, в таких кемпингах бывает шумно. В-третьих, такие кемпинги рассчитаны в основном на проживание в домиках и вагончиках, а значит места для палаток в них не всегда удобные. В-четвертых, в таких кемпингах, как правило, существует режим экономии воды. Это означает, что для получения воды Вам либо каждую минуту надо нажимать специальную кнопку; либо вода будет течь заранее оговоренное количество времени (5-6 минут); либо за воду Вы будете платить отдельно и по времени. Сережке хорошо – он при любых условиях моется за три минуты, а я - существо водное...

Ко второй группе относятся мини-кемпинги. Как правило, они расположены на территории хозяйств. Поэтому рядом могут быть поля и домашние животные, обычно овцы или коровы. Основной проблемой некоторых мини-кемпингов является запах этих самых животных. Однако нам такие кемпинги нравились намного больше. Во-первых, они стоят дешевле, от 15 до 18 евро за ночь с двух человек. Во-вторых, в таких кемпингах тихо. Большинство посетителей – это пожилые пары или, гораздо реже, семьи с детьми. Они ведут себя спокойно и рано ложатся спать. В-третьих, в таких кемпингах много места для палаток. В-четвертых, в них, как правило, нет режима экономии воды. В-пятых, в мини-кемпингах бывают общедоступные домики для проведения досуга. В них есть столы и стулья. Там можно поесть и позаниматься. И, наконец, в-шестых, в мини-кемпингах бывают мини-зоопарки: кролики, пони, ослы, олени, и все без клеток, просто за загородкой. Даже мне интересно покормить осла или погладить пони. Дети в таких местах «зависают» надолго.                                                   

Основная проблема кемпингов – это время работы. В кемпинг не попадешь круглосуточно. Одни кемпинги принимают посетителей до 9-10 вечера, другие закрываются в 6. Одни кемпинги работают всю неделю, а другие – только в будние дни. Конечно, люди там живут постоянно, но вот въехать в воскресенье или поздно вечером удается не всегда. Самое неприятное, что ты заранее не знаешь, как работает тот или иной кемпинг. Не у всех кемпингов есть сайты, не на всех сайтах указано время работы. По опыту могу сказать, что в мини-кемпинг попасть легче, чем в большой. Хотя… как карта ляжет.

Еще бывает, что в кемпингах нет мест. Мы так попались буквально в первую же пятницу, когда оказалось, что оба кемпинга, на которые мы рассчитывали, забиты до отказа людьми на машинах с бельгийскими, нидерландскими и немецкими номерами. В поисках следующего кемпинга мы проехали около 20 километров, чтобы обнаружить, что он закрылся час назад. Чудом в соседнем поселке нашли мини-кемпинг, и с тех пор старались попадать именно в такие места.

Может показаться, что мы – люди, которые не в состоянии ни дня пережить без электричества и горячей воды. Это не так: можем и не один день. Однако в Бельгии и Нидерландах у нас практически не было выбора. Страны плотно заселены. Небольшие города равномерно разбросаны по всей территории. Если в каком-то месте нет домов, значит там поля; если нет полей, значит каналы. Если и попадается свободная полянка в лесу, там не будет воды и т.д.

Единственный раз, когда мы ночевали вне кемпинга и гостиницы, случился с субботы на воскресенье. Кемпинг не принимал посетителей по выходным. Гостиница в ближайшем городке стоила 100 евро за ночь. В результате мы нашли пригородный парк, посередине которого стояла большая беседка. В этой беседке мы и поставили палатку. Представляю, какое недоумение мы вызывали у местных жителей, которые гуляли по парку с собаками. Правда никто не сказал ни слова, а мы честно убрали за собой весь мусор. Наверное, если задаться целью, можно обойтись и без кемпингов. Однако это будет сложнее, чем, например, в Испании, Франции или Германии.


Маршрут

В Брюссель мы прилетели в 11 утра. Час простояли на паспортном контроле, получили багаж. Пока выбирались из аэропорта, пошел дождь. Переждали его под навесом какого-то склада, и двинулись в город. До заранее заказанной гостиницы были около 15 километров. На первый взгляд, Брюссель произвел впечатление большой стройки. Канал перекопан, на дорогах – ремонтные заграждения. Позже выяснилось, что это ощущение сохраняется и в окрестностях города. Часа через полтора были на месте, купили продуктов и отправились спать.

День 1. г.Брюссель-г.Гент. Выехав из Брюсселя, мы попали в зону ремонтов. Нам несколько раз приходилось объезжать различные раскопы и заборы. Большая часть пути проходила по населенной зоне – небольшим городам. Однако все эти неудобства с лихвой компенсировал пейзаж. Поля, ветряные мельницы, рисунки на стенах и даже пивной завод.

4.Брюссель-Гент5.Брюссель-Гент6.Брюссель-Гент
9.Брюссель-Гент8.Брюссель-Гент10.Брюссель-Гент
11.Брюссель-Гент12.Брюссель-Гент
В Гент мы приехали вечером. Разместились в большом кемпинге на окраине города и поехали в центр. В городе шел музыкальный фестиваль. Весь центр был застроен временными музыкальными аренами, со всех сторон неслась музыка. В центре было много людей. Отошли с полкилометра и попали на практически пустые улицы.

Это был первый крупный город, который мы посетили за время похода, поэтому новых впечатлений было хоть отбавляй. Что поразило в первую очередь? Несколько ярких впечатлений.

- Велосипеды везде. Они прикреплены к оградам набережной, столбам, специальным стоянкам. Позже мы поняли, что это – типичное зрелище, но тогда оно поразило.

- Церковь святого Михаила: высокий готический силуэт, большой орган, а у входа на улице – голубой рояль. Подходят три девушки. Одна садится за рояль и начинает играть. Через несколько минут у входа собираются люди: кто-то вышел из церкви, кто-то просто шел мимо. Девушка играет здорово. Люди просто стоят и слушают.

- На центральной площади много людей. Обычно это раздражает, хочется найти тихое место. Первый раз в жизни понимаю, что это не мешает. Наоборот, привлекает внимание и вызывает теплое ощущение.

- На боковой улице среди небольших магазинов и кафе играют музыканты. И поют на русском языке. Напротив них на тротуаре слушают люди, в основном пожилые пары. Человек из соседнего кафе подходит и видимо просит программку. Фестиваль все-таки.

- Рядом со сценами для музыкантов расположены открытые туалеты для мужчин. Стенка, а на нем писсуар. Люди подходят, поворачиваются спиной к прохожим, делают свое дело и уходят. Быстро и удобно. Прохожие не обращают внимания. Главное чисто и не пахнет.

- На газоне рядом с многоэтажным домом гуляют куры. Обычные куры. На идеально подстриженном газоне. В многоэтажном жилом районе.

К сожалению, пофотографировать толком не удается. Солнце уже садится, темнеет, на город ложатся тени. Возвращаемся в кемпинг. Он похож на небольшой городок – домики, вагончики, стоянка для машин, поляны для палаток, ресторан (к нашему приезду уже закрытый). Рядом с нами разместилось несколько молодежных компаний. Приехали на машинах, лежат и слушают музыку.

13.Гент15.Гент14.Гент
16.Гент18.Гент21.Гент
19.Гент26.Гент22.Гент
20.Гент23.Гент24.Гент
День 2. г.Гент – г.Брюгге – кемпинг De Vuurtoren. Выезжаем из зоны ремонтов. Дорога идет то по поселкам, то по относительно «дикой части». Однако в любом случае она более спокойная, чем в первый день. Первый раз долго едем вдоль канала. Любопытно видеть знаки типа «судоходство разрешено» и «судоходство запрещено».

К обеду попадаем в Брюгге. Этот город меньше Гента, но более туристический. Въезжаем через старые городские ворота. Рядом парк, на газоне отдыхают люди, бьют фонтан.

Ставим велосипеды и заходим в ближайшую церковь святой Магдалины. Старый интерьер и современная инсталляция – такие вещи я люблю.

Любопытный штрих: в глубине церкви стоит стол. На нем – разноцветные стикеры. Текст на нескольких языках поясняет: у тех, кто пришел в церковь, есть возможность поделиться с другими своими горестями. Человек может написать и оставить написанное в здании, чтобы другие люди могли прочитать о них. Бред? – Нет, эффективный психотерапевтический прием, позволяющий людям избавиться от гнетущих эмоций. На моих глазах люди пишут и прикрепляют написанное к специальным дощечкам.

В углу рядом с входом лежит книга отзывов. В ней надписи на английском, французском, немецком, голландском. Запомнилась одна надпись от людей из Марокко «С миром от мусульман».

Дальше – на центральную площадь. Там тоже идет музыкальный фестиваль. Людей тоже много, но это по-прежнему приносит больше радости, чем неудобства. Вокруг множество шоколадных магазинов. Купленные в них конфеты мы ели дней пять.

Несколько сот метров в сторону, и попадаем на тихие улицы. Людей почти нет. В переулке расположена школа: ее можно узнать по детским рисункам на окнах.

Дальше опять церковь и старые кварталы. Любопытное зрелище: дом, на котором выложено число 1669 (наверное год постройки), а перед ним – современный легковой автомобиль. Ширина улиц такая, что крупный автобус занимает их полностью.

32.Брюгге33.Брюгге34.Брюгге
35.Брюгге36.Брюгге37.Брюгге
39.Брюгге38.Брюгге40.Брюгге
41.Брюгге43.Брюгге42.Брюгге
44.Брюгге45.Брюгге46.Брюгге
48.Брюгге49.Брюгге51.Брюгге
53.Брюгге52.Брюгге55.Брюгге57.Брюгге
58.Брюгге59.Брюгге60.Брюгге62.Брюгге
61.Брюгге63.Брюгге64.Брюгге

Выезжаем из Брюгге ближе к вечеру и едем до ближайшего кемпинга. Он оказывается большим, но неудачным. Он рассчитан на проживание в домиках, и места для палаток расположены на обочине. До позднего вечера, а потом с раннего утра мимо нас выезжают машины. Уф, больше так не хочется.

День 3-5. Кемпинг De Vuurtoren – г.Роттердам. С утра проехали довольно большой курортный город. Шел дождь, но на улицах все равно много людей. Смотрю на море и ловлю себя на мысли «Как здесь наверное летом хорошо!», потом понимаю, что и так середина лета.

66.Брюгге-Роттердам72.Брюгге-Роттердам68.Брюгге-Роттердам
69.Брюгге-Роттердам67.Брюгге-Роттердам71.Брюгге-Роттердам
70.Брюгге-Роттердам
Выезжаем из города и долго едем вдоль моря. За это время нас поливает дождем, потом – греет солнцем, потом – опять дождем. Прекрасная дорога для велосипедов, мосты, дамбы, песчаные дюны.
74.Брюгге-Роттердам79.Брюгге-Роттердам78.Брюгге-Роттердам
80.Брюгге-Роттердам81.Брюгге-Роттердам82.Брюгге-Роттердам

Переправляемся через небольшой залив на пароме. Самый крупный паром, встретившийся на нашем пути. Работает всю неделю с раннего утра и до позднего вечера. Ходит каждые полчаса. На нем едут все: люди, велосипеды, машины. Паром большой, крытый, внутри даже есть отделение со стоками для велосипедов.

83.Брюгге-Роттердам84.Брюгге-Роттердам
Слезаем с парома и оказываемся на окраине города. Первый встретившийся нам разводной мост. Бегаю с фотоаппаратом, пытаюсь сфотографировать перед приближающимся дождем. Оказывается, зря. Дальше несколько километров едем вдоль канала наперегонки с яхтами. Маленькая «флотилия» ожидает своей очереди, чтобы проехать под мостом. На палубах отдыхают люди.  

К вечеру проезжаем небольшой город. Людей на улице совсем мало, большинство сидит в кафе на центральной площади. Час на то, чтобы пройтись по тихим улицам и дальше, в поисках кемпинга.

92.Брюгге-Роттердам90.Брюгге-Роттердам89.Брюгге-Роттердам
93.Брюгге-Роттердам91.Брюгге-Роттердам94.Брюгге-Роттердам

Дорога идет вдоль моря. Ветряки, сады в цвету, гигантский мост. И вот тут происходит неприятность. Кемпинги, на которые мы рассчитывали, оказываются заполненными под завязку. К тому же в одном из них, большом и окультуренном, играет громкая музыка. Вздыхаем и едем дальше. Вдоль берега, потом через проливы по длиннющим мостам. Вообще-то здорово: пустые в это время дороги, мощные конструкции мостов и совершенно обнаглевшие чайки. Заходящее солнце, влажный ветер. Ну а дальше еще один большой заполненный кемпинг и чудом обнаруженный мини-кемпинг на окраине поселка. Уф, приехали.

100.Брюгге-Роттердам97.Брюгге-Роттердам98.Брюгге-Роттердам

На следующий день с утра мы попали под сильнейший дождь. Он мгновенно вымочил майку, куртку и даже походный плащ, спасавший меня в Хибинах. Укрытия не было, так что пришлось ехать дальше. Когда свободная крыша была найдена, дождь прекратился.

Поселков по пути было мало, и большую часть пути мы ехали по полям и лесам. Сначала хотели обосноваться в кемпинге в 23 километрах от Роттердама, но выяснили, что его уже пару лет как нет. Пришлось перебираться в другое место. Этим местом стали окрестности Брилле.

Брилле – небольшой симпатичный город, людей там немного. Одна беда: у кемпинга на окраине города был выходной, и остановиться в нем не было никакой возможности. Номер в гостинице стоил как «маленький паровозик». Поэтому мы погуляли по городу, поели в местном кафе и отправились ночевать в пригородный парк. Впрочем об этом я уже писала.

103.Брюгге-Роттердам105.Брюгге-Роттердам104.Брюгге-Роттердам

На следующий день мы долго ехали по лесу, полюбовались на лебедей на набережной, переехали реку на пароме и наконец оказались в гостинице.

107.Брюгге-Роттердам106.Брюгге-Роттердам108.Брюгге-Роттердам

День 6. г.Роттердам - г. Гаага. Один из самых насыщенных дней похода. В этот день мы умудрились погулять сразу по двум крупным голландским городам – Роттердаму и Гааге.

По Роттердаму мы гуляли с самого утра. Хотя «гуляли» - это сильно сказано. На самом деле мы сразу пошли в Морской музей и провели там всю первую половину дня. В отчетах русскоязычных туристов мы читали, что музей предназначен в основном для родителей с детьми. Ну значит мы так и не выросли: что может быть интереснее, чем потрогать портовый кран или подергать какой-нибудь рычаг в машинном отделении корабля! Музей состоит из двух частей.

Первая часть расположена на улице. На набережной и вдоль нее стоит множество портовых механизмов и небольших кораблей: пассажирские, грузовые, пожарные и торговые суда. По многим кораблям можно походить, залезть в каюты и машинные отделения. Пока я бегала с фотоаппаратом, Сережка прочно обосновался в машинном отделении одного из кораблей, и что-то усиленно снимал на телефон. Утверждал, что собирается показывать это студентам спецкурса. Эту часть музея нужно просто увидеть.

Между кораблями и зданием музея функционирует водный автодром. Желающие могут порулить тремя или четырьмя лодками разного цвета. «Водители» могут ездить в любых направлениях. Картина хаотично перемещающихся лодок напомнила мне детский аттракцион «Автодром», где на ограниченном пространстве металась и сталкивалась друг с другом куча маленьких машинок. Главное отличие заключалось в том, что здесь «машинки» были кораблями, а «водители» не подрезали друг друга.

Музей3Музей1Музей2
Музей5Музей6Музей4Музей7
Музей9Музей10Музей11Музей13
Музей12Музей14Музей15
Музей16Музей17Музей18Музей23
Музей22Музей20Музей21
Музей24Музей19Музей25
Музей27Музей26Музей28

Вторая часть расположена в здании. Это экспозиция с морскими картами, вещами известных инженеров, проектирующих каналы и прочими любопытными вещами. Музей интерактивный. Карты можно полистать, рассказы послушать, но все это в электронном режиме.

Мне особенно запомнился уголок, в котором рассказывалось о Марии Сибилле Мериан – женщине, которая родилась в Германии, а умерла в Нидерландах. Она родилась в 17 веке, когда место женщины ограничивалось «кухней». Но ей повезло. Она выросла в семье художника, который заметил ее талант и учил ее рисованию. Она рисовала, путешествовала и изучала насекомых. В музее висит ее портрет и лежит тот самый каталог. Напротив нее на стене висит экран. Если нажать на стрелку, то вы услышите интервью с нашим современником – мужчиной, который был врачом, но хотел стать космонавтом. Он говорит, что это казалось почти невероятным, но по примеру Марии Мериан он решил попробовать. Ведь если ты чего-то очень хочешь, надо попробовать, хотя бы для того, чтобы не жалеть об упущенной возможности.

А еще на первом этаже расположена… «буровая вышка». Конечно, это лишь экспозиция, но зато какая интересная! На входе висит стенд с изображением разных электроприборов. Потыкав кнопки, ты можешь узнать, сколько «съедает» каждый прибор и сколько энергии можно сэкономить, если от него отказаться. Потом через определенный промежуток времени открывается дверь. Посетители попадают в комнату, где показывают, как организованы меры безопасности  на буровых вышках, и как происходит эвакуация людей.

После этого люди одевают каску, спасательный жилет (естественно по желанию) и отправляются в тренажерный зал. В зале расположено около десятка разных интеллектуальных тренажеров. Каждый раз ты должен выполнить какое-то задание, например, расположить ветряки в самом удачном месте побережья или пробурить скважину, чтобы добыть нефть из-под морского дна. Чтобы выполнить каждое задание, надо хотя бы немного поработать головой. Сережка, поговорив с потолком, тут же поставил ветряк на нужное место, а потом добурился до нефти. На большее нас просто не хватило из-за большой конкуренции со стороны детей. Однако более упорные игроки на выходе из экспозиции могут получить сертификат с указанием достигнутых результатов.

Из тренажерного зала лифт спускает посетителей на морское дно. Вокруг темно. Светятся только отдельные животные, да рабочий с вышки, который чинит опору. Конечно, все это инсталляция, но становится как-то не по себе, когда ты понимаешь, что люди проделывают все это на самом деле.

В последнем зале посетителям рассказывают о возможных новшествах в производстве энергии. В небольшом пространстве расположено несколько кабинок. В каждой кабинке можно послушать рассказ одного человека (или рабочей группы). Люди предлагают новые, экологически чистые способы добывания энергии с помощью морской воды. Аудиозаписи сделаны на голландском языке, но внизу идет английский перевод. Почему-то запомнились способы, в которых фигурировала ткань и шарики. Что интересно: в четырех случаях об идеях рассказывают взрослые мужчины. Однако в двух случаях свои способы предлагают группы девушек-подростков. Слушатель может проголосовать за одного из выступающих.

К Гааге мы подъехали вечером. Обосновались в мини-кемпинге в 14 километрах от города. Погода была хорошая, и мы решили съездить в город вечером. Час вдоль полей, ветер в лицо, ветряные мельницы на горизонте и мы в городе. Я очень хотела посмотреть на здание Гаагского суда, но я не знала, что мне так понравится вся Гаага.

Для меня этот город стал воплощением того, что я ценю в городах и в жизни вообще – движения к новому без полного разрушения старого. Фотографию Гааги я поставила на заставку к маршруту: разноцветные небоскребы рядом с королевским дворцом, одинаково освещенные закатным солнцем.

Здание Гаагского суда расположено километрах в трех от королевского дворца. На него мы тоже посмотрели. К сожалению, солнце уже садилось, и освещение было неудачным. Все равно мне понравилось.

До кемпинга мы добрались в темноте. Кстати, мини-кемпинг, в котором  мы остановились, был хорошим. Тихо, время выезда не лимитировано.  Единственное, утром нас разбудила газонокосилка, под звуки которой мы и поехали дальше.

116.Гаага115.Гаага117.Гаага
119.Гаага
129.Гаага128.Гаага126.Гаага

День 7-8. г. Гаага - г. Амстердам. Большую часть пути мы ехали по мало населенной части. Оказалось, что в Нидерландах есть свои «шесть соток» - небольшие каменные дома на маленьких участках с огородами. Очень напоминает подмосковные дачные поселки.

Лишь перед самым Амстердамом начались небольшие города. Однако города были тихие, с лодками у причала. Прямо перед Амстердамом мы въехали в лес. Что интересно, там можно остановиться: лужайка, палатки, кран с водой. Однако мы решили подъехать поближе к городу и обосноваться в кемпинге на противоположной окраине.
134.Гаага-Амстердам135.Гаага-Амстердам140.Гаага-Амстердам
141.Гаага-Амстердам144.Гаага-Амстердам143.Гаага-Амстердам

Для этого нам пришлось проехать город насквозь. Главное впечатление дня – «о боже! сколько здесь велосипедистов».  Такое ощущение, что на велосипеды пересело всю население. В результате основные «пробки» создают не машины, а велосипеды. Самое напряженное движение в центре города. Стоит отъехать от центра, и людей становится гораздо меньше.

Кемпинг, в который мы приехали, разительно отличался от всех других мест ночевки, где мы побывали. Во-первых, он большой. Во-вторых, в нем останавливается очень разная публика. Это подростки из разных стран, преклонных лет байкеры, семьи с детьми и т.д. Первый раз за все время я видела столько палаток в одном месте. Оборотная сторона – довольно шумно и тесно: места для палаток не лимитированы, где втиснулся, там и стоишь. Территория и туалеты убираются постоянно, но все равно не очень чисто. Вобщем двух ночей в этом месте нам хватило на все оставшееся время.

Утром следующего дня мы отправились в центр Амстердама. Накануне Сережка долго изучал местные музеи. В результате решили пойти в музей микробов. Доехав до него, обнаружили, что он расположен на территории зоопарка. Заодно решили сходить в зоопарк. В результате до вечера проходили по зоопарку, а на микробов сил уже не хватило.

Зоопарк классный. Там много как открытых, так и закрытых вольеров/павильонов. В закрытых зданиях живут рыбы, насекомые, тропические растения, птицы и животные. Долго гонялась с фотоаппаратом за тропическими бабочками. Еще были пресмыкающиеся, но мы не успели. На открытой территории - разные звери от нутрий до слонов и множество птиц. Вольеры просторные и красиво оформлены. Однако, как и в случае морского музея, это лучше посмотреть.

Зоопарк2Зоопарк1Зоопарк3
Зоопарк4Зоопарк6Зоопарк67
Зоопарк31Зоопарк34Зоопарк33
Зоопарк35Зоопарк37Зоопарк40Зоопарк38
 
Зоопарк43Зоопарк45Зоопарк50
Зоопарк68Зоопарк69Зоопарк71
Зоопарк73Зоопарк74Зоопарк75Зоопарк78Зоопарк77Зоопарк80

Потом зоопарк закрылся, и мы, наконец, попали в центр города. Смешные покосившиеся здания, многочисленные «едальни», квартал «красных» фонарей, яхты вдоль каналов. Толпы людей и вежливая полиция, терпеливо ожидающая, когда я протиснусь под арку со своим велосипедом. Теперь я знаю, как выглядит туристический Амстердам. Посмотреть на это интересно, остаться надолго – сложно.

145.Амстердам146.Амстердам147.Амстердам
151.Амстердам149.Амстердам150.Амстердам

Дни 9-12. г.Амстердам – г.Гронинген. Три следующих дня мы ехали по мало населенной местности. Города, конечно, были, но небольшие. Все как всегда: чисто, тихо, уютно.  Погода постоянно менялась: то светило солнце, то шел дождь. В результате было жарко и влажно. В середине третьего дня въехали в Гронинген.

158.Гронинген156.Амстердам-Гронинген157.Амстердам-Гронинген

Первую ночь провели в гостинице на окраине города. Поначалу Гронинген немного разочаровал: аккуратные, но явно промышленные окраины; дома целые, но без изысков. Как-то скучновато. Ситуация кардинально изменилась на следующий день, когда мы переместились в гостиницу в центр города. Нам повезло – на номер в этой гостинице была почти 50% скидка, в результате мы за 60 евро жили в самом центре города. На стенах гостиницы висели картины, а стены лифта имитировали книжные полки.

Гронинген не только туристический, но и студенческий город. В нем находится один из самых интересных мне университетов. Поэтому с криком «В университет!» мы пошли по городу. Как всякие «приличные» туристы, залезли на городскую башню и посмотрели на устройство колоколов. Потоптались по городской площади и отправились в музей. Музеев в Гронингене немного. Морской музей был закрыт, университетский работал один раз в неделю, поэтому мы неожиданно попали в музей комиксов.

Мое знакомство с комиксами ограничивалось рисунками в «Мурзилке» 50-х годов, которые достались мне от родителей, и в «Веселых картинках» моего детства. Поэтому я была ошарашена, когда увидела, что комиксы бывают не только для детей, но и для взрослых. Мало того, я никогда не знала, как давно появились первые комиксы, и сколько известных персонажей существует на сегодняшний день. И это только голландские (и, по-моему, немецкие) работы! Интересно, что часть экспозиции сделана «по авторам»: автор комиксов, а потом его рисунки. Теперь я отношусь к авторам комиксов с гораздо большим уважением.

Комиксы13Комиксы14Комиксы15

Прошлись по улицам, погуляли вдоль канала с припаркованными яхтами и зашли в книжный магазин. Интересно, что в нем было много книг на английском языке. И тут меня что называется «черт дернул»: я стала искать учебники голландского. Наверное я просто устала переспрашивать людей, которые пытались с нами пообщаться. Трудность заключалась в том, что мы с Сережкой вместе могли освоить учебники на русском, английском и немецком, а на полке стояли книги для французов и итальянцев. В конце концов продавец отыскал нам два учебника на английском, и мы двинулись дальше.

Университет мы нашли, когда солнце клонилось к закату. Первое впечатление: старинное главное здание, а перед ним - ряды стоек для велосипедов. Небольшая площадь, университетская библиотека, несколько кафе. С освещением опять не повезло, да и ладно, как-нибудь в следующий раз повезет. Гронинген стал самой северной точкой нашего похода. На следующий день мы повернули обратно к Брюсселю.

159.Гронинген160.Гронинген164.Гронинген165.Гронинген
161.Гронинген162.Гронинген163.Гронинген166.Гронинген168.Гронинген169.Гронинген
170.Гронинген167.Гронинген171.Гронинген

День 13-15. г.Гронинген – г.Элбург. В первый день после Гронингена дорога была малоприятной. Мы долго ехали вдоль шумной и населенной трассы. Шум машин был слышен сквозь аудиокнижку в наушниках. Появился сильный встречный ветер, который преследовал нас на протяжении нескольких следующих дней.

То же самое повторилось в первую половину следующего дня. Снова шумная дорога и ветер в лицо. Однако после обеда мы въехали на более тихий участок. По дороге неожиданно заехали в небольшой г.Кемпен. Главная туристическая улица, висящая на соборе корова (как жалко, что не смогла сфотографировать, слишком высоко!), старые городские ворота с крепостной стене и разместившийся на набережной яркий парк аттракционов. Старое и новое.

176.Кампен178.Кампен177.Кампен
180.Кампен179.Кампен
181.Кампен184.Кампен185.Кампен182.Кампен188.Кампен186.Кампен

После этого началась совсем спокойная дорога: зеленые луга и каналы, овцы и коровы. Потрясающая цветовая гамма - всего четыре цвета: оттенки белого, черного, красного и зеленого. Сережка в красной майке слился с окружением. Вспомнились слова из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Удивительно, как наш народ гармонирует с природой» (правда там они звучали иронично, а здесь вполне серьезно).

Животные6189.Кампен-Элбург190.Кампен-Элбург
Животные8Животные10Животные12
К концу дня приехали в кемпинг по Элбургом. Кемпинг оказался удобным, поэтому мы провели там еще и следующий день. Элбург – любопытный город. В нем есть старая часть, куда приезжают туристические автобусы. В старой части расположен большой собор и крепостная стена. Прямо за стеной - пруд, а на зеленом лугу пасутся коровы. В новой части стоят типовые двухэтажные дома, магазины и начальная школа с детской площадкой. Вдоль города проходит канал, у пристани пришвартованы яхты.
192.Элбург191.Элбург193.Элбург195.Элбург196.Элбург199.Элбург197.Элбург
200.Элбург198.Элбург201.Элбург194.Элбург
202.Элбург206.Элбург205.Элбург

День 16-18. г.Элбург – г.Тилбург. Три дня мы ехали по довольно плотно заселенной местности. Ветер в лицо, то солнце, то дождь.

На второй день пути проехали самую высокую точку маршрута – целых 75 метров над уровнем моря! Для Нидерландов это о-го-го сколько. Прокатились на двух переправах, а к третьей не успели – она закрылась. Чтобы переехать на другой берег, пришлось делать крюк и ехать до моста. Чудом устроились в мини-кемпинг – наименее обустроенное место, которое мы встречали на пути. Зато публика любопытная: большая разновозрастная компания на велосипедах, а рядом молодежная компания, занимающаяся танцами.

209.Элбург-Тилбург207.Элбург-Тилбург208.Элбург-Тилбург
211.Элбург-Тилбург214.Элбург-Тилбург212.Элбург-Тилбург
215.Элбург-Тилбург218.Элбург-Тилбург216.Элбург-Тилбург
217.Элбург-Тилбург
На третий день доехали до Тилбурга. В этом городе расположен один из крупнейших голландских университетов. Большая территория на окраине города, новые безликие корпуса. Зато огромный парк, по которому мы и добрались до места очередной  ночевки. Когда мы приехали, посетители кемпинга с увлечением смотрели футбол и болели за свою команду.

День 19-20. г.Тилбург - г.Антверпен. Первую половину дня мы ехали по приятной лесной дороге. Потом появились небольшие города. К обеду мы выехали на бельгийско-голландскую границу. На пути из Бельгии в Нидерланды мы границу даже не заметили, поэтому сейчас внимательно смотрели на карту – ну где же она?!

Современная граница прошла совершенно незаметно: мы просто вычислили ее по карте. Вот только что были плакаты про Нидерланды, а теперь – про Бельгию. Зато через несколько сот метров стоит своеобразный памятник: граница между странами, проведенная во время Первой мировой войны. Предупредительные надписи на голландском и немецком, колючая проволока, в ней – приспособление, которые люди использовали для того, чтобы пролезть на другую сторону. Рядом информационный стенд с текстом и фотографиями. Поражает одна фотография: современные дети, которым дают попробовать, как это – лазить сквозь колючую проволоку? Вот так просто и без пафоса.

224.Граница225.Граница226.Граница

Переезд в Бельгию хорошо заметен. Аккуратность Нидерландов сменяется «стройкой века» на бельгийской дороге. Вокруг снова громыхает техника, и стоят строительные заборы. Под аккомпанемент ремонта мы въезжаем в Антверпен.

С погодой в Антверпене нам категорически не повезло. Мы обосновались в апартаментах недалеко от вокзала и на следующий день отправились в город. Как назло, весь день было серое небо, и лил дождь. Какая уж тут фотография!

228.Антверпен229.Антверпен230.Антверпен
232.Антверпен233.Антверпен231.Антверпен
235.Антверпен234.Антверпен236.Антверпен
237.Антверпен239.Антверпен240.Антверпен
241.Антверпен242.Антверпен243.Антверпен

Зашли на вокзал за билетами, побродили по центру города, зашли в музей моды. Музей сильно разочаровал. Я думала, там будет история развития костюмов, а там была выставка моделей пятнадцатилетней давности одного модельера. Наверное, они стильные и уникальные, не знаю. Я такой стиль не люблю. Печально двинулись обратно в гостиницу, где и просидели до утреннего поезда.

День 21. г.Антверпен – г.Брюссель. В Брюсселе мы оказались около 11 утра. Гостиница, которую мы заказали, была рядом с аэропортом на другом конце города, но въехать в нее можно было только после 16. Перед нами стала нелегкая задача, где-то провести пять часов. Я не ожидала, что задача окажется настолько трудной.

Мы никак не могли понять, где бы погулять. Центральная площадь красивая, но вся забита людьми. На прилегающих улицах - красивые дома и оригинальные магазины (например, комиксов или карнавальных костюмов), но сам центр небольшой. Интересных музеев мы на карте не обнаружили. Машин больше, а велосипедов меньше, чем мы привыкли за последние две недели. Даже в магазине сети Lidl царила непривычная суматоха, а сам магазин показался мрачным. Не знаю, может мы просто устали от городов.

245.Брюссель244.Брюссель246.Брюссель247.Брюссель252.Брюссель248.Брюссель
250.Брюссель249.Брюссель251.Брюссель

В конце концов мы обнаружили на карте парк и поехали туда. На скамейке, в окружении нескольких деревьев мы и провели около полутора часов. Дальше был заезд в гостиницу, упаковка велосипедов (благо мимо гостиницы ходил большой автобус до аэропорта) и попытка заснуть. Все-таки Бельгия сильно отличается от Нидерландов…


Вместо заключения

«Голландский для чайников» и «Грамматика голландского языка» нам-таки пригодились. Вот теперь учимся произносить звук «кх» и осваиваем артикли. Все-таки голландский язык сильно похож на немецкий.

Комментарии
О Маршруте
Опубликовала Олеся Гулевич