Италия / Пешеходный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

«Итальянские каникулы»: когда поход превращается в прогулку

22 августа - 4 сентября 2018 г.
Лето подходило к концу. Вместе с ним заканчивался наш преподавательский отпуск. Очень хотелось еще хоть немного походить под рюкзаком, посмотреть на высокое синее небо и побыть далеко от людей. Мы решили первый раз в жизни съездить в Италию, побывать в итальянских Альпах. И вот что из этого вышло…
гео-теги: Европа Италия

Начало

Самолет Москва-Верона летит три с половиной часа. Меньше часа на паспортном контроле, двадцать минут ожидания на остановке, еще двадцать - на автобусе до железнодорожного вокзала. Конец августа, обеденное время, жарко. До гостиницы чуть больше километра. Невысокие разноцветные дома, полупустые улицы. «Итальянские каникулы» начались.

Все свободное время мы собирались провести в горах. Сережка проложил маршрут, нашел гостиницу и путь возвращения в аэропорт. А потом произошло то, что происходит с нами в 90% случаев: все поменялось прямо на ходу. Итог: восемь дней в горах и пять дней в старых итальянских городах. Капризы погоды, свежий воздух и куча фотографий. Спортивного похода не вышло, зато культурных впечатлений – хоть отбавляй.

Во время путешествия мне казалось, что рассказ о нем будет бесконечным. Однако описание получилось коротким. Многие особенности, которые поначалу казались важными («вот здесь можно остановиться, а здесь нет воды»), утратили свое значение. Выяснилось, что самое интересное – не то, что можно описать словами, а то, что можно увидеть. Поэтому я описала то, что меня удивило. Остальное - в фотографиях.

Альпийская прогулка: густонаселенные горы (1)

Большую часть горного маршрута мы шли по трассе Е5. Главная особенность этого района – многолюдность. Во-первых, в нем расположено много поселков. Они встречаются где угодно: на травянистых плато, среди садов и полей, на лесных опушках. В этом есть свои достоинства и недостатки. С одной стороны, в больших поселках можно пополнить запасы еды и воды. С другой стороны, возникает ощущение, что ты все время на людях, а временами – как за решеткой: слева колючая проволока, справа - колючая проволока, а посередине узкая тропинка.

2.Альпы1.Альпы6.Альпы7.Альпы
3.Альпы4.Альпы8.Альпы
9.Альпы14.Альпы10.Альпы
22.Альпы24.Альпы23.Альпы
30.Альпы25.Альпы26.Альпы
29.Альпы27.Альпы28.Альпы
107.Альпы106.АльпыВерона30

Альпийская прогулка: густонаселенные горы (2)

Во-вторых, в горах часто встречаются «хутора»: жилой дом плюс хозяйственные помещения и помещения для домашних животных. Животные гуляют по окрестностям. Лошади, овцы, ослы и, конечно же, коровы. Коровы чувствуют себя хозяевами положения: ходят по обочинам, лежат на пешеходных дорожках. Кстати, небольшие пруды, которые можно встретить недалеко от таких домов, тоже предназначены для коров: они там купаются, пьют и ходят в туалет.

21.Альпы44.Альпы15.Альпы
34.Альпы18.Альпы20.Альпы
55.Альпы31.Альпы56.Альпы
59.Альпы98.Альпы73.Альпы
13.Альпы12.Альпы68.Альпы
В-третьих, в горах много небольших гостиниц  - rifugio. Как правило, это двухэтажный дом, в котором есть жилые комнаты и ресторан. Гостиницы расположены в «стратегически важных» местах – красивых долинах и под перевалами. В некоторых гостиницах есть даже бани и вертолетные площадки. Как там внутри, мы не знаем, поскольку по привычке шли с палаткой. Правда иногда возникало ощущение, что мы такие одни.

Плюсы  горных приютов неоспоримы: тепло, сухо, есть еда и вода. Последнее особенно важно: в августе в этом горном районе практически нет ни рек, ни источников. Кроме того, у хозяев некоторых приютов свое хозяйство, а значит продукты будут свежими. Однако, заходя в такой ресторан, ты как будто снова попадаешь в город. Кажется, что ты просто вышел погулять по парку, и часа через два вернешься в гостиницу.

69.Альпы66.Альпы67.Альпы
65.Альпы94.Альпы74.Альпы
102.Альпы105.Альпы103.Альпы

Альпийская прогулка: густонаселенные горы (3)

Одна из таких гостиниц  расположена на известной в Италии горной дороге. Ее построили во время Первой мировой войны, чтобы возить грузы и военных. Сейчас это туристическое место, по которому ходят люди и ездят велосипеды. Велосипедисты поразили меня больше всего. Ехать неудобно: подъем длинный и крутой, а покрытие дороги – гравий. Впрочем, я их понимаю. Дорога сделана прекрасно. Есть на что посмотреть. С одной стороны вершины, с другой – долина. Прямо по курсу вырубленные в скалах тоннели.

88.Альпы90.Альпы87.Альпы
89.Альпы93.Альпы

Завершающий мазок – это экскурсии и праздники. На четвертый день пути мы вышли в популярное у местных жителей место. Меньше, чем за три часа, мы встретили штук пять больших групп, идущих по горной тропинке, а затем вышли на поляну, где в присутствии нескольких десятков человек шел какой-то праздник с участием священника. Для нас священник в белом одеянии посреди зеленого горного луга, окруженный коровами – это экзотическое зрелище. Интересно, что в горы люди приезжают целыми семьями: мал-мала-меньше и собака. Собак итальянцы, похоже, любят. Собаки людей тоже.

53.Альпы54.Альпы
Конечно, иногда мы оказывались в безлюдных местах. Например, на третий день пути мы ночевали в лесу. Там совсем не было ручьев, но зато полночи шел дождь. Мы проснулись около часа ночи от ощущения, что нас скоро смоет. Ощущение нас не обмануло: вокруг уже поднималась вода. Перетаскивание палатки со всем содержимым, когда тебя поливает дождь, а в небе грохочет гром и сверкают молнии – это восхитительное занятие. В такие моменты чувствуешь себя почти как в настоящем походе. Правда уже на следующее утро мы бодро «чапали» по асфальту.

Альпийская прогулка: густонаселенные горы (4)

Однако если задуматься, то зря я капризничаю. С погодой нам повезло: большую часть похода либо светило солнце, либо было пасмурно. Один день был сильный туман, который волшебно изменял горы. Дождь мы застали всего два раза, в середине путешествия и преимущественно ночью. Дороги, по которым мы шли, поражают разнообразием. Где-то мы пробирались под низкими деревьями, где-то шли сквозь высокий и светлый лес, где-то - по бесконечным зеленым лугам.

32.Альпы11.Альпы35.Альпы
83.Альпы82.Альпы84.Альпы
95.Альпы85.Альпы96.Альпы
100.Альпы97.Альпы101.Альпы

Все закончилось в тот момент, когда мы поймали Интернет, посмотрели на прогноз погоды и выяснили, что через сутки начинаются проливные дожди. Тут нас и спасла густонаселенность Альп. Мы вышли к первому попавшемуся поселку, дождались автобуса, съехали вниз и поехали в Венецию. Так закончилась одна, но началась другая часть наших итальянских каникул. На протяжении пяти следующих дней мы чувствовали себя настоящими «цивильными» туристами: спали в гостинице и гуляли по старым итальянским городам.

Итальянские города: как живут в музее (1)

Венеция, Верона, Падуя, Тревизо… Что приходит Вам в голову, когда Вы слышите эти названия: каналы, дворцы, музеи, шопинг?  Попробуйте открыть Goggle и кириллицей набрать название одного из этих городов. Что Вы видите в первых ссылках: каналы, дворцы, музеи, шопинг. Авторы статей из серии «Как посмотреть Италию за 10 дней» выберут для Вас достопримечательности и проложат маршрут. Пройдя по этому маршруту, Вы лишний раз убедитесь, что перечисленные города – это… (ну дальше Вы уже знаете).

Создается впечатление, что старые итальянские города – это просто большие музеи под открытым небом. Чтобы это впечатление исчезло, можно отойти на несколько кварталов от центра. Сделав это, мы каждый раз оказывались на узких улочках, среди стен с облупившейся штукатуркой и жителей, которые занимались своими делами. Это были самые настоящие жилые города, где люди ходят за продуктами с авоськами, гуляют с собаками, перетаскивают вещи и разговаривают с соседями. Эти города понравились мне гораздо больше, чем переполненные туристами центральные районы.

108.Альпы

Итальянские города: как живут в музее (2)

Венеция – самый большой город, который мы успели посетить за время путешествия. Включает в себя старую и новую часть. Старая Венеция – это множество небольших островов, соединенных мостами; новая Венеция расположена на материке. Старая Венеция – это туристическая зона с дворцами, музеями, магазинами и гондольерами; новая Венеция – это относительно современный жилой район, рассчитанный на постоянное проживание. Однако даже в старой Венеции живет довольно много людей. Современные люди на фоне средневековых декораций.

Венеция17Венеция36Венеция5Венеция9
Венеция8Венеция29Венеция38Венеция11
Венеция63Венеция77Венеция6Венеция74
Венеция32Венеция40Венеция35
Венеция76Венеция75Венеция44

Что меня поразило, так это обилие каналов. Я много читала о том, что Венеция стоит на воде, но все равно удивилась. Вода плещется под окнами и у входов домов; чтобы попасть в дом напротив, до которого всего-то метров пять, надо переплыть канал. Чтобы попасть на кладбище, надо плыть до соседнего острова, и так постоянно. По каналам переправляются не только люди, но и грузы. За несколько часов в Венеции мы с близкого расстояния наблюдали водную доставку почты, перевозку мусора и коробок с неизвестным содержимым. Неудивительно, что гондольеры и паромы, которые ходят между островами, пользуются у туристов большим спросом.

Венеция1Венеция22Венеция3
Венеция10Венеция4Венеция50
Венеция23Венеция30Венеция13
Венеция21Венеция80Венеция26
Венеция70Венеция49Венеция72

С погодой нам не очень повезло. С утра было пасмурно, а потом и вовсе пошел дождь. Однако даже в этом состоянии город нам понравился. Больше всего времени мы провели в центральной части старой Венеции. Ходили без карты, куда глаза глядят. Иногда выходили на большие площади, иногда шли по маленьким улицам. Прошлись по набережной и торговым рядам.

Венеция12Венеция16Венеция14
Венеция15Венеция19Венеция7
Венеция20Венеция28Венеция33
Венеция41Венеция42Венеция83
Венеция47Венеция46Венеция48
Венеция71Венеция79Венеция69
Венеция25Венеция81Венеция82Венеция24
В середине дня съездили на остров Мурано, где уже много лет производят изделия из стекла. Зашли в местный стекольный музей. Музей небольшой, но попадаются очень оригинальные вещи. Кроме того, по острову разбросано множество магазинов, продающих стеклянные сувениры. Мы периодически «застревали» у витрин, чтобы полюбоваться на очередную чудо-тарелку, вазу или россыпь фигурок. Апофеозом стал голубой стеклянный фонтан. Ну, и конечно, не могла не сфотографировать…
Венеция51Венеция53Венеция55
Венеция52 Венеция59Венеция54
Венеция57Венеция58Венеция56
Венеция67Венеция62Венеция66
Венеция64Венеция61Венеция65

Наши трофеи – магниты и книга под названием «Венецианские легенды и истории о призраках» (продавалось в муранском музее на нескольких языках). Легенды страшноватые, призраки – диковатые, но любопытно.

Итальянские города: как живут в музее (3)

Верона – место, где когда-то «жили» шекспировские Ромео и Джульетта. Сегодня это небольшой город, в котором есть старая (туристическая) и относительно новая (жилая) часть. В старой части все, как положено: крепость, церкви, музеи. Центральные улицы переполнены магазинами и кафе. На площади утром разворачивается рынок. Однако если аккуратно обойти это место, то можно увидеть много интересного…

Верона1Верона2Верона24
Верона4Верона3Верона10Верона13
Верона6Верона5Верона9
Верона12Верона14Верона16Верона28
Верона8Верона18Верона20
Верона19Верона21Верона22
Верона23Верона27Верона25
Верона26Верона15Верона29

Итальянские города: как живут в музее (4)

Падуя стала моим любимым городом. Мне особенно запомнились четыре вещи. Первая – это  уличный музыкант. Представьте себе: серое небо, почти осенние деревья, старый дом и под стеной – баянист, исполняющий классические вальсы. Второе – это «кровавые» скульптуры в центре города. Я не уверена, что точно уловила идею автора, но ведь имеет же человек право на свою интерпретацию… Третье – это ботанический сад, основанный монахами для выращивания лекарственных растений много лет назад. Четвертое – это пассажир, который играл на рояле, расположенном в здании вокзала. А в целом вот что получилось…

Падуя1Падуя5Падуя3
Падуя48Падуя49Падуя50
Падуя58Падуя59Падуя62
Падуя63

Итальянские города: как живут в музее (5)

Тревизо – город птиц, каналов и водяных колес. Мы минут 20 простояли в одном месте, наблюдая за тем, как взрослая утка ищет еду и кормит утку помоложе. А потом медленно и бесцельно бродили по городу. Тревизо показался мне самым тихим, но богатым на мелкие сюрпризы городом: то стоящий на голове бронзовый бык, то куча пирамидальных кроликов, то Карабас-Барабас. А все вместе это выглядит примерно так…

Тревизо1Тревизо3Тревизо2
Тревизо48Тревизо57Тревизо59Тревизо56
Тревизо58Тревизо60
Тревизо62Тревизо61Тревизо63Тревизо64
Последний день мы провели в городском парке новой Венеции. Ну не то, чтобы в парке. Большой покрытый травой и редкими деревьями участок земли, со скамейками и дорожками. Немногочисленные посетители гуляли с детьми или занимались спортом. А я сидела и думала о том, что пора обратно в Москву. Начинался новый рабочий год.