Острова МИКРОНЕЗИИ

СЕВЕРНЫЕ МАРИАНСКИЕ ОСТРОВА.
Прилагательное «Марианский» самые начитанные из нас узнали еще в школе – именно так называется самое глубокое место Мирового Океана, Марианский желоб – больше 11.000 метров глубины. И расположена эта впадина как раз вдоль так называемой вулканической островной дуги – цепочки Марианских островов, протянувшихся по Тихому Океану от Японии до Филиппин. Но глядя с поросших кокосовыми пальмами берегов этих островов на лазурные тёплые волны, никогда не догадаешься ни о том, что где-то рядом страшным давлением многокилометрового столба воды плющит диковинных глубоководных тварей, ни о том, что на этих забытых Богом островах ещё совсем недавно писались самые жестокие страницы истории Второй Мировой Войны.
Собственно в состав государства Northern Mariana Islands входит только средняя часть архипелага – южный остров принадлежит США, а северные острова входят в состав Японии. Из десятка островов только три обитаемы и главный из них – Сайпан, где расположена столица и основной аэропорт. Острова находятся под сильным влиянием США, которые управляли тут после Второй Мировой. Въезд для граждан РФ безвизовый на 30 дней только при наличии американской визы (при этом штампы у них свои, не амеровские), а в ее отсутствие надо оформлять спецразрешение – говорят, это легко может сделать ваш отель. (UPDATE 15 MAY 2008 - с 1 июня 2009 Северные Марианские Острова объединяются с Гуамом, на который сейчас нужна американская виза! Соответственно, визовая политика островов наверняка изменится!). Долететь можно напрямую из Азии – к примеру, из Японии или Филиппин или же через Гуам, куда добраться проще и дешевле. Но рейсы на Гуам хоть и короткие, но совсем не дешевые (как и все перелеты в Микронезии, собственно).
Перед поездкой я долго парился, на какие из островов ехать… Сам Сайпан довольно плотно населен, забит package tourists, его активно бомбили в войну и вообще он похож на штатовский Гуам в миниатюре. Расположенный рядышком Тиниан может похвастать только тем, что в конце Второй Мировой на нем функционировала крупнейшая авиабаза в мире, занимавшая всю территорию острова (сейчас она заброшена) – и именно отсюда взлетели самолеты В-29, сбросившие атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, положившие без малого полмиллиона человек. Третий остров, самый маленький, называется Рота. Гористую зеленую Роту путеводители наперебой расхваливали как жемчужину Мариан, сохранившую практически нетронутой и природу (война и перенаселенность обошли Роту стороной), и дух чаморро, коренного населения островов. В итоге я выбрал Роту и решил лететь туда напрямую с Гуама, минуя Сайпан. Так что все нижеследующее относится именно к Роте.
Добраться туда можно на винтовом самолете компании Freedom Air Guam, ежедневно летающем по маршруту Сайпан-Рота-Гуам, но билет RT стоит 150-180$ - это дорого, ведь там лететь 15-20 минут! Катеров и паромов до Роты нет, так что без вариантов. На самом острове нет даже такси – владельцы отелей встретят вас в аэропорту, если вы им позвоните (аэропорт от поселка далеко). Можно арендовать машину в аэропорту (40-60$), что люди и делают – остров хоть и маленький, но пешком не обойдешь. Я ходил, так как забыл дома права. Местные вообще пешком не передвигаются никогда - все только на машинах. Отелей на Роте немного, но туристов еще меньше – поэтому вряд ли придется ночевать на улице (я позвонил в отель за два часа до прилета). Цены на комнаты начинаются от 40$. С питанием проблема – рестораны вроде как есть, но они пустуют и я предпочитал покупать продукты и пиво в магазинчиках. Не доверяю я пустынным ресторанам…
По общему впечатлению Рота очень напомнила мне Ниуэ… Точно такие же благополучные ленивые локалы на хороших тачках, такие же аккуратные домики под сенью кокосовых пальм, утопающие в цветах родовые камни на подстриженных лужайках, такой же аромат удовлетворенной расслабухи в воздухе – никто никуда не спешит, делать ничего не хочется. Местное население реально очень дружелюбное, все машут друг другу и тебе руками, все улыбаются и приветливо здороваются – никакого напряга! Но и пользы от них тоже никакой – турбизнес на острове просто отсутствует. Загрузить островитян заботами по поводу вашего отдыха уж точно не получится! Все экономически активное население покинуло Роту и работает на Гуаме или Гавайях, а Рота превратилась в резервацию для нестяжателей и пофигистов. Здесь никто не интересуется твоими деньгами… Похоже, что это, наряду с хорошим (по слухам) дайвингом, и стало главной аттракцией острова.
На острове неплохие пляжи, поросшие классическими кокосовыми пальмами и длиннохвойными соснами, главное достоинство которых – полное безлюдье. К сожалению, большая часть побережья – макатеа, выветрившиеся коралловые шипы и лезвия, а они для купания мало пригоды. Но и оставшихся пляжей хватает с лихвой – благо они начинаются в самом поселке и тянутся прерывистой цепочкой по всему западному побережью. В неглубоких лагунах можно поплавать с маской, но подводный мир великолепием не поражает. Рекомендую пройти вдоль западного берега на юг, к лагуне у подножия горы Тайпингот за поселком – там интересные коралловые формации. В центре острова возвышается довольно высокая (метров 500) гора с плоской вершиной, вечно укутанная облаками и покрытая густыми джунглями. Центральное плато уступами спадает к морю, обнажая колоритные известняковые обрывы, по которым кое-где даже стекают водопадики - вулканической породы на острове мало, несмотря на изначально вулканическое происхождение. Кое-где уступы обрываются в море, как на мысе Pona Point на юго-востоке острова – и там можно посмотреть на бушующий океанский прибой, который обычно гасится внешним рифом и мелководьем лагуны. По острову разбегается множество дорог, по которым довольно приятно погулять под щебетанье птиц, особенно вдоль моря – часто кроны деревьев смыкаются над головой и узкие дороги зарастают до состояния тоннелей в джунглях. В общем, на острове нет каких-то достопримечательностей планетарного масштаба, но все очень мило и, главное, по-настоящему аутентично! Остров оставляет впечатление «настоящего»…
Общий вывод: Как ни крути, а Северные Марианские острова – самый близкий к России кусочек настоящего тихоокеанского островного рая! Нет, есть в Тихом Океане места и получше, конечно – но и в этой самой доступной для нас части Океании можно поймать свой кайф… Главное заранее определиться с запросами – за шикарными сетевыми отелями надо ехать на Сайпан, а за аутентичным островным духом и красивой природой – на Роту.

ГУАМ.
Гуам – традиционная цель советских и российских РВСН, Дальней авиации и Морской авиации Тихоокеанского флота. Когда Путин объявил о возобновлении регулярных полётов наших стратегических бомберов на боевые дежурства, то в первую очередь Ту-95 с дальневосточных авиабаз полетели именно к острову Гуам. По количеству нацеленных на него ядерных боеголовок (российских и китайских) с островом Гуам на Тихом Океане может поспорить только гавайский остров Оаху и японская Окинава, где расположены базы Тихоокеанского флота США. «Якорным арендатором» на Гуаме остаются ВВС США, но вот уже около сорока лет остров открыт и для азиатских туристов, которых здесь теперь много. Собственно, это такие мини-Гавайи на западе Тихого Океана.
Будучи самым южным в островной дуге Мариан, Гуам имеет непростую геологическую историю - район этот здорово колбасит в результате столкновения двух литосферных плит, одна из которых подныривает под другую, образуя в результате Марианский желоб и цепочку вулканов. Сам остров частично состоит из невысоких сглаженных вулканических останцов, а северная его часть – плоское известняково-коралловое плато, поднятое тектонической активностью из глубин океана. Природной красотой остров не блещет – в войну его разбомбили так, что потом пришлось с воздуха засевать всё семенами быстрорастущего кустарника, дабы дождями голую почву на месте сгоревших лесов не смыло в океан… Гуам весьма плотно заселен, а около трети его и так небольшой площади вообще занято стратегическими военными объектами и наглухо закрыто для посещения.
Это самоуправляющаяся территория США, поэтому гражданам РФ для въезда нужна американская виза. Срок пребывания по прилету ставят меньше, чем в континентальных Штатах – около месяца в среднем, но для Гуама этого хватит за глаза. Добираться до острова дешевле и проще из Азии, особенно из Японии – в день прилетает до 15 рейсов из разных японских аэропортов. Цены на билеты могут быть очень низкими и это отличный вариант, чтобы посмотреть Японию по транзитной визе (её легко получить под транзит на Гуам). Билет RT Осака-Гуам, к примеру, стоит от 270$, лететь там 3.5 часа – очень дешево, особенно для Японии! Есть рейсы с Филиппин, Кореи, Тайваня, Гонконга, Австралии. Гуам – удобный транзитный пункт при перелетах по Микронезии, так как здесь базируется крупнейшая региональная авиакомпания Continental Micronesia. Вот только цены на эти перелеты запредельные… Проживание на острове довольно дорогое – отели начинаются от 50$. Питание не проблема – много супермаркетов и ресторанов по вменяемым ценам. Общественный транспорт практически отсутствует за пределами центрального поселка – нужно брать машину в прокат. Дороги хорошие и движение очень оживленное. Такси тоже есть, но весьма и весьма дорогое.
Реальных достопримечательностей на Гуаме практически нет. Конечно, местные боссы от туризма раскручивают какие-то attractions, но всё это явно местечкового масштаба… Японские туристы шатаются в основном по многочисленным магазинам duty-free со средненьким ассортиментом – для них это и есть главная аттракция. Из симпатичных мест можно отметить Two Lover’s Point к северу от главного поселка – с отвесной 110-метровой скалы открывается неплохой вид на пронзительно синий океан и западное побережье острова. Лично для меня интересной неожиданностью стало то, что прямо над головой проходит финальный участок трассы захода на посадку авиабазы USAF Andersen, крупнейшей в регионе. Можно воочию посмотреть на пролетающие над тобой «демократизаторы»… Я видел даже стратегический бомбардировщик В-2 «стелс», выполненный по схеме «летающее крыло» и стоящий до 2 МИЛЛИАРДОВ долларов – ВВП небольшой страны! Обычные же «Геркулесы» и «Орионы» садятся каждые 10-15 минут…
Пляжи на Гуаме неплохие, в принципе, но особого восторга не вызывают – во-первых, многие завалены ржавым военным железом и мусором, а во-вторых – застроены отелями и просто домами местных жителей. Лагуны неглубокие, так что купаться-бултыхаться сложновато. Все кокосовые пальмы в мою бытность пожрал какой-то специальный жучок и выглядели они вообще ужасно, совсем не добавляя очарования пейзажу… Самый красивый пляж в центральной части острова называется Gun Beach и находится у подножия вышеупомянутой скалы Two Lover’s Point. На удивление, он практически безлюден – я даже как-то на закате целый час купался там голышом, будучи в абсолютном одиночестве! Добраться до него можно, спустившись вниз по грунтовке от отеля Nikko Guam. На юге острова тоже есть пара пляжей и водопадиков. Возле одного из них есть пещера, где боец японской императорской армии после захвата острова амерами скрывался до 1978 года, оставаясь верным присяге. Как в анекдоте про партизана, который не знал, что кончилась война и всё поезда под откос пускал…
Общий вывод: Да, Гуам – это не Баунти и не то место, где можно спокойно пересидеть Третью Мировую! Но пока вроде всё тихо и сейчас островок этот представляет собой яркий образчик непритязательного американского отдыха с выраженным японским акцентом - в сочетании с теплым морем и ярким солнцем. Сложно предположить, что кто-то попрется через весь глобус именно ради нехитрых гуамских красот, но если вы пролетаете мимо – почему бы не заглянуть на денек-другой?