хребет Восточный Саян / Спортивный туризм | Горный туризм | Водный туризм

Мунку-Сардык восхождение в августе и сплав по Оке Саянская

1 - 19 августа 2012 г.

Восточный Саян 2012

Горно-водный поход на г. Мунку-Сардык и р. Ока Саянская 1-19 августа 2012 г.

Городской клуб туристов, г. Магнитогорск.

Фотодневник.

Состав группы:

1.      Лоскутников Владимир  - руководитель похода, кэп 1К4, гл. рыбак;

2.      Лоскутникова Наталья – зам.руководителя по водной части, завхоз;

3. Пиманов Алексей – зам. по горной части похода, фотограф, видеооператор, создатель мегалитов; основной автор отчета;

4. Камаев Владимир -  кэп 2К4, рыбак;

5. Орлов Евгений -  зам по безопасности;

6. Орлова Настя – фотограф;

7. Брюзгин Сергей – фотограф;

8. Харченко Сергей (по отчету Борода) – рыбак;

9. Денисов Роман (по отчету Ромчик, он же Станиславский) – фотограф.

Часть 1. Мунку-Сардык.

1-4 Августа. Заброска.

(г. Магнитогорск - ст. Слюдянка – п. Монды – стрелка рек Белый и Черный Иркут).

До Челябинска ехали на наёмной газели. В газели таинственным образом исчезли палки-телескопы Ромчика. В Челябинске смогли подъехать к центральному входу ЖД вокзала — очень удобно для переноса вещей. Плацкарт до слюдянки — неплохой новый вагон с кондиционером, но перегородка в проходе несколько усложнила поклажу рам и вёсел. Негабаритный груз явно выразился, и начпоезда настойчиво потребовала доплату 300 р за перегруз. Проводники клёвые, в целом позитивно. В Барабинске не было рыбы на перроне, как потом выяснилось день ЖД — их разогнали. Слева от вокзала есть киоск с неплохим разливным пивом... В поезде постепенно переходили на бурятское время. По прибытию в Слюдянку нас уже ждал наемный транспорт.

Байкал встретил нас пасмурной погодой и небольшим прибоем с валами до 1 м. Пляж у Слюдянки немного замусорен. Зато вода была достаточно тёплая.

Завтрак по дороге в кафе после п. Култук, там же первый бурхан. В п. Кырен на заправке взяли бензин для мотора и бензухи, заехали зарегистрироваться в МЧС (регистрация в МЧС необходима для получения пропуска в погранзону). Пропускной пункт находится в п. Монды, - несмотря на выходной день, путь перегораживал шлагбаум. С получением разрешения подсуетились заранее, по максимуму хотелось избежать возможных проблем (информация по получению пропусков в инете есть, но в основном она касается весеннего периода, про лето информация противоречивая): мы решили не рисковать и за месяц (как этого требует положение, выложенное на сайте погранцов) отправили заказным письмом список группы и ходатайство. С собой взяли второй экземпляр документов и на всякий случай почтовые отметки об отправлении.  На пропускном пунке первым был вопрос – подавалось ли ходотайство. В итоге погранцы пропустили без проблем, несмотря на ошибку в отчестве одного из членов группы.

Обедали в позной на стрелке Иркутов – очень гостеприимное и скромное место: отсутствует рекламная вывеска . Там же переоделись и договорились оставить лишнюю водную снарягу, пока гуляем по горам – за смешную цену (за кучу барахла  попросили 100 руб/сут).

Саян_12_ 046

Напротив позной, на небольшой горке, есть связь МТС. Сразу за позной, от моста через р. Белый Иркут, начинается тропа,  которая идёт вдоль русла Белого Иркута (далее Иркут) и теряется в камнях..

Дошли до моста, спустились по насыпи, далее по правому берегу русла, несколько раз пересекая мелкие водные протоки;

метров через 500  встали на правом берегу в неплохом оборудованном месте со столиком и дровами. Как показала разведка, поблизости было ещё несколько стоянок, есть стоянки и на противоположном берегу — видно что здесь бывает много народу.

Саян_12_ 445

Белый Иркут не вызывал никаких сомнений в проходимости. По информации из летних отчётов разных годов, все группы проходили каньон без каких либо проблем. Вечерняя разведка (Брюзгин, Харченко) установила, что заход в каньон удобнее по левому берегу, нашлось удобное место для перехода.

Ромчик под мухой решил поспорить на ящик коньяка, что в походе рыбы не будет вообще. Наивный Станиславский... Ночью шёл затяжной дождь.

5 Августа. Радиальный выход на Мунку-Сардык. День 1-й.

Подъём в 6:30, выход в 8:30 (время местное). Задача — дойти до озера Эхой и поставить базовый лагерь. Подойдя к реке, сразу замечаем: вода серьёзно поднялась, сходу не пройти. Начали делать переправу из деревьев.

Саян_12_ 447

Попытки с бревнами не увенчались успехом; организовывать же навесную переправу проблематично и трудоемко, да и сколько их предстоит в каньоне - неизвестно! Кроме этого, отсутствовала какая – либо информация об альтернативных вариантах подходов к Мунку. Встал вопрос: что делать. В составе группы были новички (Орлова Настя) и стало понятно, что сложность подходов к горе для них возрасла. Женя Орлов, переживая за свою дочку, предложился отказаться от форсирования, восхождения и остаться на стрелке. Взвесив все,  к нему присоединились  Ромчик, а также Володя с Наташей. К тому же, нижний базовый лагерь рассматривался как вариант при планировании похода. Оставшаяся часть группы решила идти.

Завхоз достаточно  быстро разделила продукты. Восходители, оставшись вчетвером, также решили отказаться от переправ и обойти каньон верхами через перевал Прямой. Всё говорило о том, что там должна быть тропа. В 11:00 начали подъём на гребень правого берега. Склон – буреломный лес с подстилкой из глубокого мха, оказался вполне проходимым. В 11:45 поднялись на гребень, уперлись в хорошо натоптанную тропу и около 13:00 были на перевале Прямой. Там шикарная смотровая площадка, открывается вид на ручей Ледяной и Белый Иркут, заросли Саган – дайли.

Саян_12_ 464

Дальнейший траверс по склону правого берега был невозможен из-за крутого рельефа.

В 11:40 спустились к стрелке Иркут-Ледяной и встали на обед. По правому берегу есть неплохая стоянка. Варили чай на газе. Хвалили завхоза — перекус классный. Брюзгин разведал правый склон выше по течению — пройти сложно. Володя презентовал Омуля х/к, который был куплен в Слюдянке, жалко что мы без пива...

Дальше произошло интересное… По левому берегу Иркута спустилась группа горных туристов (из Красноярска вроде) и направилась ниже в каньон. Жестами показали им, что воды там «по самое нихочу». Через некоторое время группа вернулась к стрелке и спокойно сходу перешла Иркут чуть выше Ледяного. Оказалось — они сидели под горой 2 дня, ждали погоду, время вышло, нужно идти назад. Когда они поднимались, воды было намного меньше. Показали им как пройти через перевал, а они в свою очередь показали нам, как идти дальше и обойти каньон р. Мугувек — это была самая важная встреча на горном этапе. Около 15:00 перешли Иркут (три протоки, воды максимум по колено), далее шли только по левому берегу.

Саян_12_ 176
По пути встретили ещё одну группу: 2 парня, они подтвердили уже полученную информацию и подсказали, как лучше выйти на обходную тропу. В 16:30 пересекли Иркут — он выглядит как приток Мугувека, по берегу в этом месте есть несколько стоянок. В 17:20 подошли к каньону и начали подъём по обходной тропе, 30-40° крутовато, но телескопы хорошо помогают.

Через некоторое время подъём выполаживается, тропа идёт над каньоном. Прошли небольшой ручей и несколько стоянок. Время около 19:00, лес кончается, надо вставать. Озеро Эхой — на завтра, база-2 будет здесь на 2200.  Встали на стоянке с дровами и замечательной смотровой площадкой в долину Иркута. Появилась двойная радуга — хороший знак. Дрова пришлось рубить ледорубом — прикольно.

Начали готовку на примусе, а когда Борода раздул костёр — продолжили там. Около 21:00 поужинали на фоне красивейшего заката. Бурханили за погоду. Отбой около 22:00, встать решили в 5:00.

6 Августа. Радиальный выход на Мунку-Сардык. День 2-й.

Подъём в 6:00, выход в 7:00. В 5:00 шёл дождик, решили переждать. На завтрак — Омуль, где ещё такое бывает! В палатке вчетвером тесновато, выспались не все. Палатку оставили стоять, всё лишнее — туда. Рюкзаки стали легче, но снарягу решили тащить до озера как минимум. Интрига сохраняется... Тропа отмечена турами -  всё время идёт по левому берегу Мугувека. До озера нужно пройти два моренных вала. Стрекочут пищухи, их здесь много. Встречаются  ручейки с мелким золотым корнем по берегам, но нам некогда, всё на обратном пути. Около 09:45 подошли к озеру Эхой, 2600 м. Встали на перекус.Саян_12_ 137

Вокруг красиво и приятно. Ближе к берегу озера стоит одинокая палаточка. Да, здесь можно постоять денёк-другой. Одели каски, поднимаемся дальше. Курумник достаточно крупный приходится скакать, страхуясь палочками. Целимся на край ледника, там начинается кулуарчик, по которому обычно поднимаются на гребень.Саян_12_ 148

Саян_12_ 594
Саян_12_ 607
Саян_12_ 613
Саян_12_ 628
Параллельно с нами поднимаются 2 парня, стоявшие на Иркуте, абсолютно налегке в одной термухе, подвязавшись кофточками — смелые ребята... Под кулуаром пришлось одеть очки (уже начало жечь глаза), оставляем рюкзаки и около 13:00 начинаем подъём к гребню в направлении жандарма. Склон крутой 40-45°, все камни подвижные.

Сам кулуар опасен камнепадами, поэтому поднимаемся по его правому краю. Вблизи жандарм довольно здоровый каменюка высотой с 2-х этажный дом. Обходим его слева, в это время налетает туча и начинает идти град 3-4 мм, стуча по каскам — не зря одели :) После жандарма гребень острее и круче, но там провешены стационарные перила — металлический трос, покрытый пластиком. Одна рука в мокрой перчатке проскальзывает, две держат нормально. Без перил на крутом мокром склоне с живыми камнями было бы очень грустно. Спасибо местным альпинистам...

Первые на вершину зашли Камаев и Харченко. К 15:00 все были на вершине. Красота.

Саян_12_ 632
Саян_12_ 635

Жалко, что не видно озеро в Монголии. Зато далеко на горизонте увидели озеро Окинское, которое должны будем проезжать через пару дней при заброске на речку.

Время поджимает, делаем фото-видео и начинаем спуск. После жандарма разбиваемся на 2 группы и начинаем скользить вниз по каменной сыпухе. Здесь уже рулит ледоруб, с палочками тоже можно приноровиться... Спускаться по этому куруму не намного легче, чем подниматься. Скользко, приходилось осторожничать. Вернулись к озеру около 18:00 сварили чай, мазанули за восхождение. Услышали грохот – это сорвался мощный камнепад в тот самый кулуар, где мы были недавно. Да… Уж…

Дальше идти легче — по тропе. По пути немного поковыряли золотой корень — ну очень мелкий, не наш размерчик. Вся надежда на Оку... Около 23:00 вернулись в лагерь — уставшие и счастливые. Сварили ужин, отметили. Отбой в 01:30. Ночью шел дождь. Камаев спал в тамбуре — там просторно и свежо!

7 Августа. Радиальный выход на Мунку-Сардык. День 3-й.

Подъём в 9:00, выход в 11:00. Утром дождик дал поспать и перестал ненадолго, как раз чтобы собрать манатки. Спуск в начало каньона крутой и скользкий: пришлось проходить по одному — это долго, но безопасно. Внизу на стоянке встретили группу из Челябинска, все возрастные под 50, идут по нашим следам - сначала гора, потом Ока. От них узнаём, что вода спала и каньон Иркута проходим. На стрелке Мугувека и Иркута случайно выходим на большую стоянку, где стоят 2 деревянные скульптуры из легенды о Мунку-Сардык. Очень выразительные, даже немного не по себе.

Саян_12_ 170

На стрелку Иркута и Ледяного подходим к 13:00, перекус. Пока Борода варит чай, идём с Брюзгиным на разведку в каньон, проходим метров 500, дальше нужно делать переправу. В каньоне очень красиво, много фотографируем.

Струя приличная, глубина тоже, а время поджимает — нас ждут внизу. Я решил, что лучше пойти проверенным путём через перевал. Но парни в один голос стали настаивать на прохождении каньона, и вот мы ставим переправу перед прижимом. Натянули перила, прошли с рюкзаками, придерживаясь. Глубина чуть выше колена, с рюкзаком не сносит. Дальше переходили Иркут ещё раз 5, но уже с ходу без верёвки.

В 18:30 вышли из каньона и вернулись в базовый лагерь. К этому времени Ромчик уже проиграл свой ящик коньяка, т.к. Володя поймал в Иркуте несколько хариусов. Повеселимся на точке...

Оставшаяся часть группы не тратила время впустую в базовке и предприняла выход так же верхами на перевал Прямой и далее к стрелке р. Ледяного и Иркута.

HPIM3601

Вечером в позной они встретили ту самую группу из Красноярска, которые сообщили им о наличии верхней тропы (по ней можно выйти прямо к позной) и передали информацию о нас. Такие вот совпадения... Приятно провели вечер, делясь впечатлениями. Дозвонились до забросчика (с сотового телефона работников кафе) – чтобы перенести переезд на Оку на завтра. Три дня прошли как неделя. Спасибо Саянам. Поход продолжается.

Часть 2. Сплав по реке Ока Саянская, 3 к.с.

8 августа. Подъём в 5:30, выход в 7:00. В 7:30 были в позной, забрали свои вещи и продукты, оставленные для сплава. Откушали поз, попросили добавки. Здесь есть розетки, можно что-нибудь зарядить. К 9:00, как договаривались, забросчик не приехал. По телефону выяснили, что нас ждут в другом месте (В Мондах помоему) по ошибке. После 10:00 машина появилась, мы закинули вещи и поехали в сторону Орлика. По пути остановились на озере Окинском. Там бурхан и хороший вид на г. Мунку-Сардык. Жалко что мы не там сегодня — погода супер.

В это время выяснилось, что в кафешке оставили транец для крепления мотора, но возвращаться уже позно, придётся самим мастерить... Дорога в плохом состоянии, едем медленно. В Орлик прибыли около 16:00. Закупили продукты, нашли стройматериалы для транца и на этом же микроавтобусе поехали к п. Хужир, там будет стапель. По сравнению с 2009 г дорога от Орлика к Хужиру намного лучше — разровняли грейдером, пройдёт любая машина. Несмотря на отличную погоду продолжаем бурханить, очередная остановка — водопад Малый Жомболок. Отсюда виден новый завод, по добыче золота. Похоже на Оке скоро будут проблемы с экологией и как следствие с наличием рыбы...

На место стапеля прибыли в начале шестого.

Саян_12_ 223

Рыба есть — удалось поймать несколько Хариусов на закусочку. Ближе к Хужиру с берега рыбачат ещё 2-3 человека. Ставим лагерь, собираем катамараны, готовимся к сплаву. Утром сразу на воду, хотя народ уже начал мечтать о бане...Саян_12_ 265

Саян_12_ 266

9 августа. Подъём в 8:00, выход на реку около 13:30. Традиционные сборы, первое загидривание... Удивил Ромчик — вышел к берегу в гидре весь зелёный как лягушонок: Станиславский в новом репертуаре...  Идти приятно: вода прозрачная, скорость 10-15 км/ч, вокруг красота. Сегодня порогов не будет, лишь небольшие шиверы. Экипажи двух четвёрок начинают срабатываться. Первые валики воспринимаются с восторгом.

Около 18:00 на входе в Орхобом перед первым прижимом резко чалимся — здесь перспективное место для рыбалки. Оборудованной стоянки нет, но площадка для установки лагеря имеется (правда хорошо заминированная местными лошадками). Сразу попёр Хариус, крупные экземпляры около 0,5 кг. Рыбаки в восторге, публика в нетерпении... Вечером достали коптилку, жизнь налаживается...

10 августа. Подъём в 8:00. Погода супер. Утром на блесну пойман редкий экземпляр 2,2 килограмма. Сразу не смогли определить: таймень или ленок.Саян_12_ 269

Принято решение: сегодня к порогам не торопиться, а проловить хорошие места в начале орхобома.
Выход около 10:00. Прошли не больше 3-х км и встали на оборудованной стоянке с песчаным пляжем и небольшой баней. При виде бани все хором начали требовать полуднёвку. Встаём, рыбалка тоже есть. Хотите баню — фигня вопрос, с бензухой и сухими смолистыми ёлками, которые горят как спички! Топили часа 4, постепенно достраивая каменку до нужных размеров. Горячая получилась банька, пришлось вначале пристудить немного холодной водой. Парились в 2 смены — не потушили

11 августа. Подъём в 8:00. Выход около 10:00. Пасмурно. Впереди порог «Три геолога», 3 кс. Половина участников первый раз на этой речке, некоторые реально очкуют. Проходим с ходу. Оба катамарана прошли безопасно, далеко обойдя прижим к скале правого берега. Валы в пороге приличные 1,5-2 м. Глядя на скалу и эти валы при заходе было маленько страшновато..Геолог

По мере прохождения замечаем, что в этих местах стоит много народу, не видно ни одной свободной стоянки. Тучки раздуло, выглядывает солнце. Бурхан работает... Далее проходим пару весёлых шивер. В русле попадаются полуобливные камни, приходится постоянно маневрировать. Чалимся перед порогом «Пронеси господи-1» , 3-4 кс на пляже левого берега. Посмотрели прохождение трёх катамаранов другой группы — не видно никакой опасности, идут как хотят. Первый К4 прошёл порог успешно и встал на страховку. Второй К4 прошёл по центру так же успешно, крича от радости — классная покатушка.

Далее без просмотра идём на порог «Каландарашвили», 4 кс. От правого берега гряда камней, перекрывающий две трети русла, проход только слева, по основной струе через прижим. На скале в прижиме есть неприятные карманы, но есть и отбойные валы. Сразу после порога по правому берегу большое улово…Каландр

В 11:40 чалимся на повороте перед порогом «Окинский», 4 кс. Идём по правому берегу смотреть порог, ставим фото-видео. В это время несколько судов идут в порог сходу. Все успешно. Вначале порога косой вал 2м, отбивающий нос катамарана вправо. Чуть правее основной струи есть чистый но узкий  проход 1,5-2 м шириной. Посередине порога неплохой расколбас, валы 2-3 м, туда идёт вся струя. После порога 300-400 м. спокойно, улово есть и справа и слева. Дальше порог «Бурятский».

Первый К4 высадил пассажира, пассажир обиделся. Зашли справа от основной струи, немного крутанулись вначале порога, расколбас прошли по краю. Зачалились, встали на страховку. Второй К4  также зашёл справа, после косого вала успели выровнять нос, расколбас также прошли по краю. У всех много эмоций.Саян_12_ 292Окинск

После порога на правом берегу есть неплохая стоянка на 3-4  палатки. Единодушно решили вставать. Погода отличная. Рыбаки сразу достали удочки. В этом месте есть небольшое озеро, образовавшееся после пересыхания правой протоки. Можно купаться. Там обнаружили медвежьи следы...DSC08147DSC08135

Появилась так же идея сходить в радиалку в направлении г. Орхобом, 2452 м. Сходили успешно, разведали подходы к вершине. На склоне есть черника и смородина, почти поспевшие в это время. Сама вершина окружена цирком с ручьём посередине, который начинается с небольшого водопада. Для восхождения понадобится не менее 6 ч, но это уже в следующий раз.

Вечером после ужина коптили хариуса, все так устали, что никто не дождался готовности — разошлись по палаткам. Вкусняшка осталась на утро... и на обед хватило.

12 августа. Подъём в 8:00. Выход около 10:00. Ясно. Сразу впереди порог «Бурятский», 3 кс, хорошо просматривается с берега. Есть чистый проход вдоль левого берега. Прошли без проблем. Немного потусовались на музее туристов и пошли дальше. По пути была серия покатушечных шивер, немного слалома при обходе обливников. Порог «Пронеси господи-2»  не представлял какой либо опасности, в «Ары-бурье» было много обливных камней, чистый проход по правому берегу.

Немного не доходя до Харагола на правом повороте реки увидели хорошие омута и остатки бани на берегу. Встали на полуднёвку. Баня была достроена до нужных размеров и затоплена. Из материалов, взятых в Орлике был собран транец для крепления лодочного мотора. Сам движок планировалось поставить после прохождения всех порогов.

Баня удалась, с рыбалкой тоже порядок. Вовремя сняли сеть — вверх по течению прошёл большой катер на приличной скорости. С коптилкой история повторилась — рыбу оставили на утро. Главный рыбак нахмурился... Вечером и ночью шёл дождь, но нам пофиг — мы же после бани.

13 августа. Подъём в 8:00. Выход около 10:00. Пасмурно. Впереди порог «Харагольский», 3-4 кс. Зачалились на левом берегу перед впадением Харагола, посмотрели. Прошли нормально, камней не видно, прижим неопасный, покатушка по валам на обоих ступенях.Хараг 1

Хараг 2

Далее катались по шиверкам, было немного слалома. После обеда выглянуло солнце. Порог «Мельница» прошли сходу, несколько полуобливных камней по центру не видно с воды — кое как проскочили. Долго ждали порог «Центрифуга», места похожие. По закону подлости прямо перед центрифугой села видеокамера — порог класный, покатушка с небольшим прижимом круговоротом и валами 1,5-2 м — остался за кадром.

На стрелке с Хойто-Окой прижим к скале левого берега — по малой воде не опасен, прошли с ходу. Там на стоянке стояло много народу. На стрелке с Урда-Окой зачалились. Через лес проглядывает сверкающая крыша — на стоянке достраивают избу из кедра. Похоже здесь будут останавливаться коммерческие туристы. На стоянке не убран мусор. Деваться некуда — встаём, у нас стратегическая днёвка: соединение катамаранов и установка мотора. Начато строительство бани.

Движок заводится, но захлебывается и не дает оборотов. Ситуация угрожающая, если мотор не заведется, то в следующие 2 дня придется лопатить веслами по 12 часов. Собрался большой консилиум, поставили диагноз – отсыревшая свеча или вода в карбюраторе. Замена свечи проблему не устранила. Оперировать больного путем демонтажа и чистки карбюратора, без знания его анатомии и при отсутствии инструментов, не решились – велик риск летального исхода.  Решено лечить медикаментозно – добавлением спирта к бензину, чтоб спирт растворил воду (инструкция разрешает до 10% спирта в топливе).

14 августа. Днёвка. Эксперимент с новой смесью прошёл успешно. Теперь нахмурился зам по литру — пайка была точно расписана по дням, сухие дни не хотелось... Затопили баню. Погода неустойчивая, облачно, но после обеда прояснилось. Кто хотел — рыбачил. Принято решение сходить в радиалку по хребту правого берега Урда-Оки. Оттуда открываются шикарные виды на все три Оки. На склоне кедровый лес, видны кабаньи и козьи тропы, есть брусника... Кедровых шишек мало почему-то.

В этом году много моторных лодок на трёхочье с водомёнными движками и аэроглиссеры. Гоняют себе туда и обратно, несмотря на будний день. Баня кончилась немного раньше расчётной мощности — перестала застёгиваться молния, но большинство попарилось нормально. Вечером собрали «баржу» из двух катамаранов.

15 августа. Подъём в 7:00. Пасмурно. Грузимся, ставим мотор, отгребаемся от берега. Заводим — поехали. 2,5 лошади отлично тянут по реке, позволяют делать любые манёвры... Старшой, стоя на переднем катамаране определяет форватер и руками показывает линию движения, рулевой отрабатывает команды. Остальные могут любоваться красотами Саян...

На шиверах нужно сбрасывать газ, чтобы не накрыло водой мотор на валах, на перекатах мотор глушим и откидываем в горизонтальное положение, чтобы не побить об камни. Смеси хватает на час работы, на первой дозаправке пробуем залить бензин без спирта, заводим — работает нормально, ураа. Один раз движок хапанул воду на валах — прокачали воздушок лягушками, заводится но не тянет, плеснули маленько спирта в бачок — всё порядок, едем дальше. Километры бегут быстро. Когда встали на перекус уже была пройдена дистанция полного дня на вёслах, скорость доходила до 17 км/час.

Ближе к вечеру сделали двойную норму, пройдя всего около 150 км. На месте, где стояли в 2009 г. ручей (?) пересох, ниже 3-5 км по Оке нашли неплохую стоянку со столиком. Рядом встала ещё одна группа.

Спирт спасён, настроение хорошее, можно немного расслабиться... Ночью шёл уже традиционный дождь.

16 августа. Подъём в 7:30. Пасмурно, но тепло. До Верхнеокинского остаётся 4-5 часов ходу на моторе. Через пару часов после выхода начинает проглядывать солнышко. По прибытию к Верхнеокинскому погода совсем разгулялась. В традиционном месте антистапеля дежурит мужичёк с мотоциклом. За остатки бензина организовали доставку пива и хлеба на этом мотоцикле. Можно было и баню организовать, как это сделала одна из групп, но перспектива ночевать в этом месте нас никак не устраивала.Саян_12_ 413

В этот раз случилось чудо: а) не было дождя и всё удалось высушить, б) заказанный транспорт пришёл, на час раньше и с тележкой для вещей.

Саян_12_ 417

Около 23:00 были в Зиме. На вокзале было 4 места в гостинице (600 р за ночь), чем и воспользовалась часть группы, остальные ночевали на вещах в зале. За отдельную плату можно сходить в душ. В зале ожидания периодически ходит патруль, поэтому баллоны с пивом заворачиваем в пакеты, выставили термосы для отвода глаз. Посидели душевно.

17-19 августа. Перед поездом успеваем затариться, погулять по городу и посетить местный краеведческий музей, где нам любезно рассказали историю станции Зима... В Барабинске в этот раз рыба была, удалось так же взять разливного. Пока ехали через Казахстан, по поезду ходили торгаши. Рома купил проспоренный коньяк. По смешным ценам были куплены авторегистраторы, планшетник и даже iphone-5 за 2 тыс руб ;), который должен был появиться в Америке только осенью... Газель до Магнитки по ошибке приехала в Челябинск на сутки раньше, но водитель дождался и все благополучно добрались до дома.