Липецкая область / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка | ФДЮТ

«ПЕШКОМ К ИСТОКАМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ОТ ГАЛИЧЬЕЙ ГОРЫ ДО ГАГАРИНСКОЙ СТОЯНКИ»

23 апреля 2017 г.
Маршрут похода начинается в самом маленьком заповеднике мира, занесенном в Книгу рекордов Гиннеса - «Галичья гора».Его территория занимает всего лишь 19 га, разбитых на несколько участков, но на такой маленькой площади разместилось столько уникальных природных объектов, что даже «большие» заповедники могут позавидовать. Главная загадка «Галичьей горы», которая интересует туристов, почему здесь растут совершенно не характерные для Русской равнины растения. Об этом нам расскажут работники заповедника, по совместительству, хранители этого природного богатства нашего края.
Галичья гора - Богоявленская церковь с. Донское - 230 км - Усадьба Скорняково-Архангельское - Гагаринская стоянка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа с. Донское

Липецкой области

Туристско-краеведческий маршрут

«ПЕШКОМ К ИСТОКАМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

ОТ ГАЛИЧЬЕЙ ГОРЫ ДО ГАГАРИНСКОЙ СТОЯНКИ»

Номинация «Проекты виртуальных экскурсионных маршрутов по территории Липецкой области выходного дня»

Работу выполнила:

Каршибаева Зарина Алимжоновна, ученица 10

класса

МБОУ СОШ с. Донское

Липецкой  области

Адрес: 399240 Липецкая область, Задонский район,

с. Донское, ул. Новая 1 тел.: 8(47471) 33379

Руководитель: Козлова Валерия Валерьевна,

учитель искусства, руководитель музея «РУСИЧ»

МБОУ СОШ с. Донское

Липецкой  области

2017

Название туристического маршрута: «Пешком к истокам человечества. От Галичьей Горы до Гагаринской стоянки»

Цель: изучение истории родного края, воспитание патриотизма, приобщение к активному образу жизни через осуществление пешего маршрута от заповедника Галичья гора до стоянки первобытного человека в селе Гагарино. Задачи:

• Составить маршрут
  • Изучить пункты назначения и их историю
  • Совершенствовать туристическое мастерство, укреплять здоровье детей и учителей школы.

Время похода:  5-6 часов

Расстояние: 21,7км

Средства и способ передвижения: пеший поход

Точки маршрута

• Галичья гора → Богоявленская церковь с.  Донское (2,7 км)
  • Богоявленская церковь с.  Донское→230 км (1,8 км)
  • 230 км → Усадьба Скорняково-Архангельское (8,3 км)
  • Усадьба Скорняково-Архангельское → Гагаринская стоянка (8,9 км)

Интерактивная карта

• Галичья гора

Маршрут похода начинается в самом маленьком заповеднике мира, занесенном в Книгу рекордов Гиннеса, находящимся на территории нашего села и носит название «Галичья гора» (Приложение1). Его территория занимает всего лишь 19 га, разбитых на несколько участков, но на такой маленькой площади разместилось столько уникальных природных объектов, что даже «большие» заповедники могут позавидовать. «Галичья гора» — это еще и первый в своем роде государственный заповедник всего Черноземья, основанный в 1925 году для защиты уникальной флоры.

Главная загадка «Галичьей горы»,  которая интересует туристов, почему здесь растут совершенно не характерные для Русской равнины растения. Об этом нам расскажут работники заповедника, по совместительству,  хранители этого природного богатства нашего края.

Свое название памятник природы перенял от действительно существующей на берегу Дона скалистой возвышенности. Под этим именем она была известна еще во времена Ивана Грозного, по указу которого в окрестностях нынешнего заповедника поставили сторожевой пост. По одной версии, в те времена донские берега были усыпаны мелкими камешками — галькой, по другой — на склонах горы постоянно гнездились птицы, которых местные жители без разбора называли галками.

Основная достопримечательность самой Галичьей горы, которую весной и летом рассмотреть с другого берега Дона практически невозможно из-за обилия растительности, — это ее скалы. Они образованы выходом девонского известняка, который «приютил» у себя многие виды уникальных для местности растений. Кстати, всего на сравнительно небольшой площади заповедника ученые насчитывают около 650 видов растений. Впрочем, человека несведущего в области ботаники и в равной степени не представляющего, как выглядит молодило русское и бурачок Гмелина, заповедник тоже не оставит равнодушным. Не столько благодаря «математическим» фактам наличия такой богатой и необычной флоры, сколько просто из-за живописной природы и тишины.

Вторая достопримечательность, доступная не ботаникам, а среднестатистическим туристам, — это музей природы. (Приложение 2)

В нем экскурсоводы способны популярно объяснить, в чем же уникальность этого объекта, рассказать об интересных наблюдениях за растительным и животным миром «Галичьей горы».

С 1990 года неотъемлемой частью «Галичьей горы» является питомник редких хищных птиц, многие из которых занесены в Красную книгу. И это третья, для некоторых даже главная, достопримечательность заповедника. Потому что здесь можно в непосредственной близости увидеть соколов-балобанов, сапсанов, беркутов, орлов-могильников, несколько разновидностей сов и других хищных птиц. Иногда посетители заповедника даже имеют возможность стать свидетелями «соколиного шоу»: в питомнике возрождают традиции соколиной охоты и активно тренируют своих питомцев в этом направлении.

• Богоявленская церковь с.  Донское

Впечатлившись красотами природы Галичьей горы, продолжаем путь к Богоявленскому храму села Донское, который находится в его центре.

В книге Холмогорова В. И. «Материалы для истории церквей…и станиц Донской области» есть документ о том, что «196-года (1688 г.) мая 13-го по Указу Святейшего Патриарха и по отписке и росписи Лебедянского уезда Патриаршего домового Троицкого монастыря Яблоновой пустыни игумена Иосифа … выдано из казны и послано со иеромонахом Филаретом в Елецкий уезд, Патриаршие домовые вотчины села Студенец в новостроенную церковь Богоявления Господня книг в печатном переплёте:

1. Евангелие Напрестольное...печатано на Александрийской бумаге, печати 193 г. (1684/85г.), облачено бархатом гладким, чёрным».

Этот документ говорит о том, что 13 мая 1688 года церковь в Студенце была уже построена и для богослужений в неё были присланы из казны Троицкого монастыря книги. По предположению археогрофа Липецкого архива Н.П. Селезнёва, церковь строили в 1687 году и освятили на престольный праздник Богоявления – Крещения Господня, 6 января (ст. стиль) 1688 года. Это была деревянная церковь, которая сгорела, а на её месте начали строить каменный храм. (Приложение 3)

Поэтому 1688 год можно считать годом рождения и нашего села.

Из воспоминаний старожилов Богоявленский храм села Патриаршее (ныне Донское) строили на пожертвования прихожан. Особенно крупную сумму пожертвовало богатое семейство, о котором известно, что в селе их прозвали Зиновевы, фамилия их была Шкарины и жили они на ул. Донской. Центральную часть храма построили и освятили в 1800 г., а в 1862 г. достроили и освятили приделы: правый – свят. Митрофана, левый – свят. Тихона Задонского, в трапезной части – Успения Пресвятой Богородицы.

По расписанию штатов на 1885 год при церкви положены два священника, дьякон, два псаломщика и просфорня. При храме в отдельном здании располагалась церковно- приходская школа, которая была учреждена 17 января 1884 года. Имелась церковная библиотека, которая насчитывала 100 томов.

Зимой 1932-1933 года, когда Богоявленский храм закрывали в первый раз, произошли народные «церковные» волнения: люди не хотели отдавать церковь и оказали сопротивление властям. Во время этих волнений был убит церковный сторож Герасим Курдюбов, пожилой уже человек, который не хотел отдавать ключи от храма активистам от безбожников. Он с ключами побежал от храма домой, собираясь их спрятать, но один из активистов, бывший гораздо моложе сторожа, догнал Герасима на его огороде и убил, а ключи забрал.

Власти, чтобы подавить сопротивление верующих, вызвали отряд красных казаков – на лошадях и с нагайками. Во время разгона православных была убита одна женщина, имени которой в селе уже не помнят. Возможно, убийство это было случайным, но и её смерть – смерть за Христа. В это время ктитор церкви В.В. Буков поехал в Москву к М.И. Калинину, с которым был знаком с молодости – по Донбассу, - просить помощи, чтобы вернуть храм верующим. М.И. Калинин, действительно, помог, - храм вернули, выпустили и священника, даже не завели на него «дело». Правда, самому Василию Васильевичу пришлось бежать в Донбасс, т.к. дома его уже ждали с арестом.

Милостью Божией храм к празднику Троицы 1933 г. вернули верующим, - слишком упорным было сопротивление народа. Но через несколько лет безбожная власть своего добилась: в 1935 году храм закрыли окончательно, и почти на 70 лет замерла в нём молитва.

Второе закрытие храма обошлось почти без волнений, - народ уже «перевоспитали» в духе страха и безнадёжности. Тогда был арестован и ставший священномучеником настоятель храма о. Николай Садовский. Вскоре храм стали переделывать под клуб.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе в 2000 года причислил сщмч. Николая к лику святых. Таким образом, наш храм и всё село Донское приобрело святого молитвенника и Небесного покровителя.

Весной 2004 года храм был возвращён Русской Православной Церкви, одновременно начался ремонт и стали проходить службы. (Приложение 4)

Первое богослужение состоялось 6 мая 2004 года, в праздник св. вмч. Георгия Победоносца.

Указом Высокопреосвященнейшего Никона, Архиепископа Липецкого и Елецкого, от 4 мая 2004 года настоятелем Богоявленского храма с. Донское назначен иерей Роман Карпов (с 5 мая 2004 года). Для богослужений Владыка Никон подарил в Богоявленский храм семисвечник, напрестольное Евангелие, евхаристический набор и икону Пресвятой Богородицы «Донская».

Колокольня над входом была полностью разрушена, от купола с барабаном над четвериком храма не осталось и следа.

На прихрамовой территории, по воспоминаниям старожилов, находились часовня, крестильня и, вероятно, свечная лавка, - эти строения в советские годы были полностью разрушены. За алтарём было церковное кладбище, где хоронили священнослужителей, благодетелей церкви и т.д.

Общая площадь храма составляет 1164 кв. м. Восстановительные работы идут благодаря пожертвованиям прихожан и постоянной благотворительной помощи производственно – художественной мастерской «Патриарший лес», которая, помимо изготовления для нашего храма Престола, жертвенника, центрального аналоя и др., вкладывает и денежные средства в строительство храма.

Периодически оказывают помощь предприятия и организации, а также волонтёры Донской школы. (Приложение 4)

В 2010 году алтарный иконостас приобрёл законченный вид: закончена резьба, изготовлены иконы верхнего ряда и Царских Врат (Приложение 3).

Работы по благоустройству территории начались с началом возрождения храма. В настоящее время регулярно проводятся воскресники по благоустройству территории и поддержанию её в порядке.

• 230 км

Получив  благословение от Отца Романа, мы оставляем Верхний Студенец и направляемся в село Донское на 230 разъезд.  Чтобы  посетить ещё один пункт нашего похода. Соблюдаем осторожность , переход только при открытом шлагбауме!

В  1860-70-х гг. в наших краях  шло строительство железной дороги Орел – Елец – Грязи, и контролировал этот процесс, будучи уже известным инженером,  сенатор, инженер-генерал-лейтенант барон Андрей Иванович Дельвиг, проживая в своём родовом имении неподалёку от строительства. А.И. Дельвиг был свидетелем многих интереснейших событий и явлений русской жизни 20-70-х гг. ХIХ в., о которых он оставил замечательные воспоминания. Как представитель русского "культурного" дворянства встречался с А.С. Пушкиным, П.Я. Чаадаевым, М.Ю. Лермонтовым, А.И. Герценом, Н.А. Некрасовым и др.,  двоюродный брат поэта А. А. Дельвига. Блестящий инженер, он принимал участие в осуществлении многих крупных строительных проектов ХIХ века. (Приложение 5).

Перед нами, как раз, и есть один из участков той железной дороги, которую прокладывал Дельвиг. Она проходит через наше село и является памятником одного из великих деяний нашего знаменитого земляка.

В начале ВОВ, в середине ноября 1941г., перед наступлением немцев на Елец, в нашем селе (тогда Водопьяново) были расквартированы конно-механизированные части армии Костенко. И здесь за 230 разъездом, в лесу стояла танковая бригада.

С лета 1941 года в нашем селе был развёрнут военно-полевой госпиталь. Раненые поступали с запада по железной дороге на 230 разъезд, а отсюда на лошадях их развозили по госпиталям. Госпитали находились не только в селе Водопьяново, но и в Верхнем Студенце и Скорняково, куда мы держим дальнейший путь.

По пути к усадьбе Муравьёва-Карского в с. Скорняково свернём к братской могиле, которая находится в центре села и почтим память павших на фронтах ВОВ. (Приложение 7)

• Усадьба Скорняково-Архангельское

Усадьба Муравьёва-Карского в селе Скорняково является памятником культуры.

«Николай Николаевич Муравьёв-Карский – известный   полководец России середины XIX века,  участник Отечественной войны 1812, герой кавказской войны, победоносно завершившейся взятием турецкой крепости Карс и получивший в связи с этим почетную приставку  к своей фамилии - «Карский».

Вышел в отставку в 1856 году. И вскоре поселился в имении своей жены Натальи Григорьевны Чернышовой в селе Скорняково. Здесь он провел остаток своих лет и немало сделал для устройства жизни местного населения».

Восстанавливалась усадьба  по воспоминаниям и описанию в документах. По ним-то французские специалисты и воссоздавали российское дворянское гнездо. Сейчас усадьба начала приобретать архитектурный вид. Здесь можно увидеть восстановленную Архангельскую церковь, бывшую ткацкую фабрику, которая теперь небезызвестный ресторан «Бальмонтъ». Здесь же барский дом и прилежащие постройки: дом с мезонином, барская конюшня.

…Конечно, доминантой усадебного комплекса, как и всего села, была и остается церковь Михаила Архангела с приделом Иоанна Воина. Вот она перед нами, с первого взгляда поражает нас своей красотой и величием! Она дошла до нашего времени без пристроек и переделок, сохранив необычную стилистику ярусов колоколен. (Приложение 8)

Церковь была построена   в 1812 году графом Г.И. Чернышовым. Об этом гласит надпись над входом и ещё фраза: « Милосердия двери отверзи нам». Для многих прихожан освящение престола – чудо, которого они долго ждали. Несколько поколений людей в Скорняково выросло без возможности посещать сельский храм, и теперь со своими просьбами к Богу приходят и старики, и молодежь.Но сколько храм перенёс тягот и лишений!

С 1923-го до закрытия церкви в 1930-м году настоятелем этого храма был священномученик Исмаил Базилевский, который в 1941 году был расстрелян  за контрреволюционную агитацию.

В советские времена Михаило-Архангельский храм использовался как зернохранилище, а впоследствии как склад удобрений. Несмотря на то, что здание храма не было разрушено, удобрения сильно испортили стены и росписи на них. При очищении храма от удобрений стены должны были быть зачищены, но для сохранения фресок их сняли со стен и перенесли на твердую поверхность и только через пять лет вновь вернули в храм.

Церковь является памятником истории и культуры 19 века.

Века пережил храм, разорение и запустение, а вот стоит же и вновь наполняет радостью души людей!

От жизни духовной к жизни земной направляемся вглубь усадьбы к зданию бывшей ткацкой фабрики.

Здесь ткали материалы  и ковры для собственных нужд барской семьи. И поскольку Муравьёв был противником крепостничества, то  в 1839 году фабрика была полностью переведена  на вольнонаёмный труд. Введена небольшая денежная оплата  за барские работы. Это подтверждает рассказ Анисьи Алексеевны Сачковой  в книге Николая Задонского «Жизнь Муравьёва»: «…Мать моя и бабка говорили, что в селе при генерале была ткацкая фабрика, на которой они работали. И хотя при крепостном праве это было, они получали жалованье, не помню уж какое, и сказывали, будто Муравьёв-генерал крепостных своих освободил ещё до воли…»

Не один  месяц здесь кипела работа по восстановлению фабрики. По закону нельзя менять облик исторического здания, перестраивать его или ломать. Тем не менее, восстановлена  кладка стен, потому что она была частично разрушена, переложены своды, но не на всех окнах, а там, где это требовалось.

Обратите внимание, весь камень и кирпич - все это старые материалы.  Если перекладывали стены, то из старого кирпича, не нарушая кладки. Ну а если материал восстановлению не подлежал, привозили новый, собственного производства, похожий по фактуре.

Так как, конечно, к работе бывшую ткацкую фабрику уже не вернуть, то её приспособили под ресторан русской кухни. В интерьере сохраняется общийстиль, который един во всей усадьбе, как было 200 лет назад.

Прямо напротив фабрики дом управляющего.Это  одноэтажный деревянный дом, украшенный скромной деревянной резьбой наличников и подзоров. С южной стороны главного фасада по всей длине дома сохранилась деревянная веранда. В отличие от самого дома она не была оштукатурена. Для двухсотлетнего возраста дом достаточно неплохо сохранился!

Буквально в нескольких шагах от дома управляющего  расположился основной объект комплекса - главный усадебный дом, построенный в 1841 году. Когда-то с пятью залами, сообщающимися между собой анфиладным расположением дверей и узким коридором в центре,  он имел  исключительную значимость как редкий пример устройства усадебного дома.

Деревянный, одноэтажный. Сохранился только фрагмент, северная часть дома. Ранее южный фасад его вплотную примыкал к 2-х этажному каменному флигелю, выполненному из тесаного камня-известняка. А вот остатки круглой формы флигеля барского дома, где сохранились только каменные ступени по периметру.

Северный фасад, в виде буквы «Г», поворачивал на запад, образуя подобие эркера со скошенным юго-западным углом и большими окнами.

Первый этаж каменного флигеля от второго отделен полукруглым карнизом, второй этаж венчает главный фриз и профилированный карниз. Окна второго этажа имеют клинчатые перемычки с выступающим замковым камнем и подоконные выступы. Окна первого этажа завершаются полуциркульными арками.

Стоит флигель на взгорье, и из верхних окон открывается во всей своей красоте тихий и ласковый Дон.  А с другой стороны была когда-то терраса, обвитая густым диким виноградом, выходила из дома прямо в сад, за которым начинался сосновый лес.

За последнее десятилетие утрачены столярные изделия, перегородки, перекрытия, крыльцо. Нет уже деревянных колонн и балконов, существовавших когда-то.

Здесь, Николай Николаевич Муравьёв принимал гостей, вёл беседы с ними; здесь готовил книгу о путешествии в Турцию и Египет, приводил в порядок дневниковые записи и, говоря на десяти языках, продолжал изучать ещё латинский и еврейский.

Заметны и следы использования здания в советские времена, когда в 60-е годы здесь располагалась контора совхоза «Тихий Дон».

Справа от дорожки по алле с фонарями  увидим оригинальной постройки дом с мезонином.

Сейчас  он выглядит респектабельно и служит гостевыми апартаментами.

Дом одноэтажный, имеющий большие сводчатые подвалы. Здесь при генерале находилась маслобойня, так что низкая температура подвалов была очень кстати, когда нужно было длительное время хранить продукцию. Сейчас здесь всё приспособлено для комфортного отдыха людей.

Даже не отходя от дома с мезонином, наблюдается на горизонте новый объект, который заслуживает того, чтобы сказать о нём особо. Это знаменитые  «муравьёвские» конюшни. (Приложение 8).

Впечатляет здесь буквально всё: и сохранившиеся кое-где дубовые балки, и металлические крюки с кольцами в мощных каменных стенах, где были устроены станки для лошадей. Раньше строили на века - их просто невозможно вытащить.

Диву даешься, какого труда стоило тогдашним мастерам работать с природным камнем, доводя его до нужной формы! Фасад постройки украшен пилястрами и ступенчатым карнизом по верхнему краю стены. По углам и по центральной оси выполнены двухэтажные башнеобразные объемы, придающие постройке сходство с крепостным сооружением. Это сходство усиливают арка в центральной башне и узкие окна по стенам, напоминающие амбразуры.

Сооружение конюшен происходило в 1840-е гг., когда управляющим имением был полковник Г.М. Кириллов. Конюшни с выгульной площадкой приличных размеров были на загляденье, а породистые рысаки - гордостью генерала Муравьёва.

Сюда хочется возвращаться и возвращаться, ведь когда ходишь по этой территории со старинными постройками, невольно ловишь себя на мысли, что ты реально, осязаемо, прикоснулся к истории. Здесь, где сами стены отражают дух эпохи полуторастолетней давности, где на тебя как бы из глубины времени смотрят камни, положенные людьми того XIX века, начинаешь понимать, как важно почтительно, бережно и даже, трепетно относиться к тому, что оставили нам в наследство наши предки.

• «Гагаринская стоянка»

Но путь лежит в ещё более глубокие недра истории нашего края. Первые археологические исследования на территории нашего края проведены в 60-х годах XIX века как раз Николаем Николаевичем Муравьевым-Kарским выдающимся полководцем, политическим и общественным деятелем, одним из первых русских археологов, о котором говорилось выше. Проводя последние годы жизни в своем имении Скорняково, в окрестностях им были раскопаны два кургана, сооруженные представителями абашевской культуры (середина II тыс. до н.э.) эпохи бронзы. Находки из этих курганов стали одним из первых поступлений в Императорский исторический музей, которые положили начало формированию его археологической коллекции. И вот к другим археологическим раскопкам…(Приложение 9).

Нашей конечной остановкой будет село Гагарино (прежде носило название «Чернавский Колодезь»). Маленькая деревушка стала всемирно известной благодаря открытию крестьянина И. В. Антонова. В 1924 году И. В. Антонов, копая яму для сооружения подвала, наткнулся на крупные кости. Впоследствии губернским музеем было установлено, что находкой крестьянина оказались черепные кости мамонта и примитивное орудие труда – костяное шило длиной 12 сантиметров, что указывало на присутствие человека в нашем крае в еще в ледниковом периоде.

Первым вводит в научный оборот сведения о Гагаринской верхнепалеотической стоянке М. П. Трунов (директор Липецкого музея в 20-е годы). В 1926 году известный Воронежский археолог С. Н. Замятнин впервые побывал в с. Гагарино, а уже с 1927 года под его руководством велись раскопки стоянки, возраст которой датируется 30 тысячами лет.

В сокровищницу мировой культуры Гагаринская стоянка вошла благодаря находкам изящных женских статуэток, вырезанных из бивней мамонтов, т.н. «палеолитических Венер», которые подчеркивали особую роль женщины в первобытном обществе, отражая культ хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода.                                                                                                     Здесь оканчивается наше путешествие, и  мы можем сесть на рейсовый автобус и вернуться домой.

Источники и литература

1. Заповедник Галичья гора [Электронный ресурс]: Тонкости туризма – URL: https://tonkosti.ru (Дата обращения: 11.03.2017).
  2. История нашего храма [Электронный ресурс]: Богоявленский храм с. Донское, Задонского района, Липецкой области – URL: http://www.hram-bogoyavleniya.ru/index.php/2012-03-15-13-13-35(Дата обращения: 11.03.2017).
  3. Памятник в задонском Скорняково односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны[Электронный ресурс]: Логинов Алексей: ищу единомышленников– URL: http://loginov-lip.livejournal.com/805360.html  (Дата обращения: 11.03.2017).
  4. Туристический маршрут «Приезжайте ко мне в Скорняково...» [Электронный ресурс]: Липецкий туристический сервер. Жемчужины черноземья– URL: http://www.old.liptur.ru/index.php?id=477

(Дата обращения: 15.09.2014).

1. Скорняково, усадьба Муравьёва [Электронный ресурс]: Районная газета «Задонская правда» .2011. – URL:  http://pravdaz.ucoz.ru/news/skornjakovo_usadba_muravjova/2011-06-09-50 (Дата обращения: 15.09.2014).
  2. Объекты культурного наследия [Электронный ресурс]:  Администрация Задонского муниципального района Липецкой области – URL: http://www.admzadonsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=165&Itemid=99 (Дата обращения: 15.09.2014).
  3. Культурное наследие Верхнего Подонья: Вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]:  Научно-издательский центр «Социосфера» – URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/146/kulturnoe_nasledie_verhnego_podonya_vchera_segodnya_zavtra (Дата обращения: 11.03.2017).
  4. Верхнепалеолитическая стоянка в селе Гагарино [Электронный ресурс]: Информационный сайт Липецкой области – URL: http://lipetsk.tambovwolf.ru/arhy01.html (Дата обращения: 27.03.2017).

Приложение 1

Заповедник «Галичья гора»

Приложение 2

Музей заповедника «Галичья гора»

Приложение 3

Фото Богоявленского храма 2017

Фото Богоявленского храма 1935 года

Приложение 2

Вид храма с центрального входа (фото 2005 года)

На фото центральная часть храма и левый придел

Приложение 4

Волонтёры у церкви Богоявления

Приложение 5

Электричка «Инженер  Андрей Дельвиг»

Портрет Репина, Военный инженер А. И. Дельвиг

Приложение 6

Фёдор Яковлевич Костенко

Конно-механизированная группа генерал-лейтенанта Ф. Я. Костенко

Приложение 7

Памятник в Скорняково односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны