В гости к курдам

Идет загрузка карты ...
Страны, которые остались за спиной: Азербайджан - там, где безбожно продают нефть в Турцию. Турция - там, где безбожно продают всё, кроме нефти. Ирак - там, где отличные дороги, уютные виллы с мандариновыми деревьями и пальмами, бело-оранжевые такси. Сирия - там, где на каждом заборе и "авто" рожа семейки Асадов, и теплицы с томатами. Грузия - там, где время остановилось 15 лет назад и полстраны вымерло.
 

31 . декабря . 2003
  Нахичевань. Ночь в недостроенной таможне аэропорта. Холодно -100С. Строители разбудили нас. Здесь довольно высоко, и поэтому лежит снег. Добрый таксист-экскурсовод. Завтрак в огромном пустом ресторане. Пустой, разрушенный автовокзал. Оказывается есть электричка до турецкой границы. Едем на разных маршрутках и деньгопросах. На азербайджанской таможне "вписываемся" в рейсовый абсолютно пустой автобус, едущий в Стамбул!
Вымогатели - азербайджанские таможенники и турецкие доктора. Азербайджанка-переводчица из автобуса помогает нам быстро пройти турецкую таможню. В загран турки ставят мульти-визу на 28 дней (20$). Деньги тают на глазах (спустили 2000 рублей за первый день пребывания в Турции). Шикуем с непривычки. Селимся в гостинице за 17$. Помывочный пункт в отеле.

1 . января . 2004
Полупустой дорогой автобус. Первый скандал с деньгопросом в маршрутке. Чудный пикап, подбросивший нас до большого города Ван. Озеро Ван не сняли. L
Застопили камикадзе на грузовике, который нёсься по узкой горной дороге сначала 100 км/час, затем 30 км/час на спусках, но уже без тормозов, т.к. они отказали. J Холодный пост за перевалом 2740. Бродяжничество в ночном Хаккяри (хотели вписаться в подъезд, кочегарку школы, но неудачно). Ночёвка в сторожке (мы - на диване, сторож - на стуле). Чай и ночная болтовня.

2 . января . 2004
Утром меня повели в туалет. Он оказался далеко, за квартал. J Снега по колено. Police - друг человека. "Анталия, Мармарис - гузель, Курдистан - факин!" J
Жуткий спуск из города. Ущелье 100 км, а-ля Чулышман. Аскары через каждые 10 км. Проверка документов. Обед в юрте курдов. Погранцы мешают стопить. Бунт на границе. J Уезжаем на двух грузовиках. "Таш - Турция, таш - Ирак!" Ширнак - грязная дыра. На полицейском посту нас подсадили в иномарку. Долго шарахались по городу, ища место, где приткнуться. В итоге, ночёвка в самом центре города, на 5 этаже стройки, в 10 м от минаретов одной из мечетей.

3 . января . 2004
Первый раз машина остановилась сама! Причём мы шагали по противоположной обочине и не собирались стопить! Многокилометровая очередь бензовозов на турецко-иракской границе. Бензин в Ираке 1$ = 100 л, у многочисленных спекулянтов 1$ = 10 л. Пешего перехода на границе нет. Едем на такси за 20$. Куча бумаг и очередей. Таксист решает все вопросы.
На нескольких попутках добираемся до Мосула. Ищем банк. Американцы-рембы с испуганными глазами. "Americans - chickens!" Не найдёшь днём с огнём. Шикарный ужин за 5$. Мост. Пост. Партизаны. Болтовня. Ночёвка в будке у радиостанции. Ночью отдельные выстрелы.

4 . января . 2004
  Проводы. Долгий, трудный выход-выезд из Мосула. Ваня придавил палец дверью машины. Пришлось побегать за ней. L Арабы - тупари, аж пи#@дец... Останавливаются очень много, а толку никакого.
Курд задолбал болтовнёй (на турок показывал дырку, на Путина тоже). Эрбиль. Крепость, банк (1$ = 1650 новых динаров). Студентов много. Едем с крутым на пикапе. Вышки нефтяные, газ горит.
Киркук. Много арабов и косых недоуменных взглядов. Фото с американским солдатом. Грязь. Пробки. Ночной стоп 2 раза. Высадка на посту. Бесплатное такси на 100 км.

5 . января . 2004
Сулеймания. Ночью около 00С. Роса. Стройка. Чисто курдский сити. Парк. Три часа прогулки по городу. На выездном посту схапали, вернули в город. Два часа возили по разным полицейским учреждениям! Задолбали вдрызг.
От поста к посту, по цепочке. День сплошных бесед по участкам. Отпустили. Проехали 30 км. Проверка. Пост. Ссадили. Отпустили. Застопили джип с иранским коммунистом англо-говорящим. Проехали 70 км. Пост. Ссадили. Не отпустили. Сидели 2 часа. Вернули сначала на 70 км, а потом ещё на 70 (в Сулейманию). L
Написали бумагу и поставили печать. Проехали за день 300 км. Результат - 0. Полиция вписала нас в гостиницу. ПЛАТИТЬ НЕ БУДЕМ: Су#и!

6 . января . 2004
Сломали ключ от номера. Езда по знакомым местам. Преодолевать посты было намного проще. Кроме Бани-Кайлан и Калар, где дое#ались опять. Ваня после кузова пикапа пытался потерять карту. Но её нашли курды и привезли. Бесплатный музей-крепость. Джалалуа: арабов больше, грязь, больше косых взглядов, труднее уехать. Очень много "Уазиков", не которые со знаком MerZ. На 3-х покатались. Сильны напор насчёт алибаб, нельзя ехать автостопом: американцы подстрелят или алибабы. Иномара с арабами вида арабских шейхов. Мула Омар показывает друзьям. Смотрины. Явные намёки на Ваню. Дом у Омара 5 детей. Только видел 4-х. Дочь лет 8, 7, сын - 6 и дочь 3. Спать. Намёки, массаж, приставание к Вани. Пришлось убегать ночью. Слёзы на глазах влюблённого Омара:
Ночь. Баакуба. Окраины. Пристали на машине (хотели пырнуть американцев). Домой забрали. Чай. Хозяин спал у нашего изголовья.

7 . января . 2004
Вывезли в 7 утра на окраину. Трасса. Машин много. Останавливаются хуже. Хаос дорог и машин на окраине Багдада. Дело дошло до автобуса. Проверка документов полицией и посадка в маршрутку до Багдада за счёт полиции. Отсутствие проверки документов на въезде в столицу??? Редко патрули США на перекрёстках. Следов боёв очень мало. Разрушений почти нет. Бесплатное taxi от развязки. Кое-как нашли центр. Шератон. В мечеть заглянули. Do you speak English? Are you crazy? Трусливые арабы. Вертолёты барражируют очень низко. Торгуют. Живут, как не в чём не бывало. Бананы по 30 рублей/кг из Эквадора. Фиников нет. Карту Ирака так и не купили. Очень тяжело без неё. Райский, финиковый, пальмовый сад. Тишина. Taxi до автовокзала. Огромные пробки. Шумный Багдад - вон из него.
Ночью в пустыне. Холод. Всё просматривается во все стороны. Машины абсолютно не останавливаются. Боятся. Снова нарушили все правила безопасности. Ночёвки на газовой станции.

8 . января . 2004
  Подняли в 5 утра. Темень. Холодина. Выпроводили на трассу. Машин - туча. За 1,5 часа ни одна не остановилась. Боятся. Федуины с берданкой подобрали и на 70 км подбросили. Чай, печенье на стоянке. Рекомендации. Подсадка к сирийскому дальнобойщику. Проверка документов местной полицией. Придирались, пытались высадить - не вышло. Шампунь - контрабанда. За 50 км от границы водила завёл речь о фулюсе. Поняв, что не х: не получит, слегка обиделся и дальше границы не повёз. Итак, рекорд - 360 км на одной машине.
Второе чудо. Визу получили на границе, причём бесплатно. Очередь - 1 час. Америкосы придрались на последнем пункте, но отпустили. Ещё один дальнобойщик предложил сам на 160 км. О $$ не заикнулся, а угостил печеньем. Температура +5. Холодина. До Пальмиры доезжаем на тесном допотопном Мане. Отель Цитадель на площади у музей. По 5$ с рыла. Сотовая связь появилась.

9 . января . 2004
Обнаружили финики по 50 руб/кг. Ужрались. Пятница, 8 утра. Магазины закрыты почти все. Долго гуляли по оазису между гранат, фиников, олив. Незаметно втянулись в руины. Состояние их и размеры больше чем Эфес, Персеполь и другие. Национальная накидка. Ваня залез на крепостную стену, сэкономив 3$.
Крепость арабская. Хрен подлезешь. Разделились на 2 часа. Иван продолжил смотреть башни, а я отправился смотреть город. Вокзалы у каждого кафе. Проезд на автобусе 150 км (1,5$), на маршрутке - 2$. Вечером уехали к морю (250 км). Поймали радио Кубани.

10 . января . 2004
Стройка со сторожами. Сторожа в будках на 3 этаже. Мимо них просочились. Устроились с видом на окно жилого дома. Вечером был сильный дождь. Температура в палатке +11. Утреннее купание в Средиземном море. Город Тартус. Температура воды +16, воздуха +14 с сильным ветром. Ваня купаться отказался. Посадка в автобус с 3 попытки из-за билетов. Провёз, естественно, дальше на 6 км, чем нужно. Крепость Маркаб. Осмотр крепости под дождём. Перелезли через крепостную стену. Руины, подвалы, колодцы с водой. Перевал через горы, со стороны моря снег с 1000 м, с другой стороны - снеговая линия по 800. Снега 10 см. Гололёд. Ниже - сильный дождик. Уделали рюкзаки и уехали на маршрутке.
Хама. Нашли 2 нории диаметром 10-12 м. Местная национальная еда начинает доставать. Либо еда, либо чай обязательно в разных местах. Едем на ночном автобусе до Алеппо. После часовых поисков ночёвка под пальмой в парке.

11 . января . 2004
Внешний осмотр крепости, крытых рынков в поиках бабов (городских ворот). Прогулка по городу. Строящаяся большая мечеть у автовокзала. Поднялись по винтовой лестнице в минарете на 50 м. Бахнули на автобусе 450 км через всю северную Сирию. Дешёвые мандарины. Ночёвка в курдской семье у таможни. Посиделки. Чай. Фото. Совершенно не арабские нравы. Русское международное радио.

12 . января . 2004
Таможня открывается с 9. Сирийскую визу на выезде из страны купить за 20$ таки заставили. Турки хотели заставить сброситься по 10$, но хрен им! Шмон. Самый пристальный до сих пор. Все грузовики движутся вдоль границы, в нашу сторону очень мало. До развилки на бензовозе, затем на классной иномарке. Приставучие пацаны на окраине Диябакира, но хорошо усвоившие, что к военным объектам приближаться нельзя. Из города на грязном тракторе, грязь из под колёс. До развилки в легковушке с большим колесом в салоне. Грузовичок типа нашего Ниссанчика, полный чаю. С высоты 1000 м лежит снег. Перевал. Пост. Ещё один (1470 м). Снега по колено. Одели цепи. Дорога скользкая и сложная. Из Биктеля до Трабзона цена билета на автобус 19$ (ужас). Прожрали и пропили последние деньги.

13 . января . 2004
Автобус на час опоздал. Ехали 500 км за 8 часов. Ночью - заснеженные пики, снега по пояс. Под утро - еловые леса. Везде глубокий снег, кроме побережья.
"Обрадовали": парома до Сочи не будет 2 дня (60$), самолёт до Краснодара завтра вечером (100$). За 2 дня сиденья можно безделья очуметь. Остаётся прорываться через Армению или снова Азербайджан, если не дадут грузинскую визу, но визу вдруг дали. Грузинское консульство в 200 м от касс на паром (вверх и вправо). Автобус Трабзон-Хопа довёз прям до перехода за 5$ на двоих. В Трабзоне не было Билайна, хотя во всей Турции имелся.
Аджарцы - чемпионы по вымогательству денег. Хотели все от 3 до 30$ каждый. Хорошо помогала ксива. Таксисты до Баку просили 15$. Ночь. Шум водопадов. Справа - стена гор, слева - шум моря. Кайф. Пешкодрал. Жигули останавливаются сами с крутым местным бизнесменом. Раз 8 говорил по сотику. "Клянусь, война будет!" Бесплатная кормёжка в кафе в центре. Ночёвка на природе под елкой у маяка.

14 . января . 2004
Очень много полиции в центре Батуми. Мерс с номером 001. Памятник очень уважаемому человеку. Батуми - классный, красивый, тёплый город. В палатке +16. Машины стопились хреново. Уехали на автобусе. Дорога тяжёлая. К обеду проехали только 100 км. Экскурсовод на заднем сиденье. Теперь все пугали Абхазией. Разрушений в Грузии гораздо больше, чем в Ираке! В Сенаке у Ивана спёрли рюкзак со всеми вещами в автобусе прямо в городе. Хорошо, что не мой, а он ведь был крайний. Из вещей у Ивана остались только паспорта, фотоаппарат и деньги.
На грузино-абхазской границе нас обматерили грузины и хотели отправить назад. Вымогали деньги. Опять пугали абхазами. Помогла ксива! Мост через Ингури 800 м. На той стороне совсем другой приём. Торт, газировка, мясо, эротические журналы, мандарины. Трёп. Диван и палатка с ебунцами у Ивана, а у меня - спальник и коврик на полу таможни.

15 . января . 2004
Утром подъём. Такси за 20 рублей/чел. 10 км до автобуса Гали-Сухуми-Псоу прямо до границы. До Сухуми разрушения чудовищные - 50% всех домов. В Ираке не было даже 1%. В столице видели только одну стройку. Дождь. Переход на халяву супер быстро. Печать в паспорт ставить отказались. Не было бы проблем в следующий раз. До поезда 1 час 40 минут. Хотели в сауну, но там запросили 600 рублей. Пришлось идти просто в кафе. Дороже, чем в Турции. Мент пристал с регистрацией на вокзале Адлера, короче Родина!

Комментарии
Guest30.06.10, 19:52
Молодцы. 
Очень познавательный материал, написан с душой. Спасибо. Вообще не знаю ничего об этом регионе света. Мало информации, такой народной, т.е. как живут, чем дышат. Интересно все.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Ближний Восток
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал: Котельников А.