Маршрут объединяет наиболее известные достопримечательности природного парка Ергаки, проходит по существующим тропам, не требует наличия специального снаряжения и навыков.
Визит-центр природного парка "Ергаки" (регистрация входа) - центр МЧС - р. Малая Буйба - оз.Уютное - оз.Радужное - перевал 19 - Висячий Камень - оз. Нижнее Буйбинское - перевал 20* - "Чемоданник" - безымянное озеро - перевал 30 - оз.Горных Духов - оз.Художников - река Левый Тайгиш - руч.Тайгишонок - оз.Чёрное - - оз.Двойное (Восьмёрка) - перевал 8 - перевал 7 - склоны гор Сказка и Чёрная - оз.Лазурное - перевал 14 - возвращение в визит-центр.

Схема Схема
Фото 1 р. Малая Буйба близ визит-центра Фото 1 р. Малая Буйба близ визит-центра
Фото 2 оз.Уютное Фото 2 оз.Уютное
Фото 3 на перевале Промежуточном Фото 3 на перевале Промежуточном
Фото 4 оз.Радужное от Висячего Камня Фото 4 оз.Радужное от Висячего Камня
Фото 5 Висячий Камень Фото 5 Висячий Камень
Фото 6 оз.Нижнее Буйбинское Фото 6 оз.Нижнее Буйбинское
Фото 7 Снежник у оз.Нижнее Буйбинское Фото 7 Снежник у оз.Нижнее Буйбинское
Фото 8 То, что в детстве запрещали! Снежник у оз.Нижнее Буйбинск Фото 8 То, что в детстве запрещали! Снежник у оз.Нижнее Буйбинск
Фото 9 Скала Орешек Автор-Н.Васильева Фото 9 Скала Орешек Автор-Н.Васильева
Фото 10 перевал Художников Автор-Н.Васильева Фото 10 перевал Художников Автор-Н.Васильева
Фото 11 вид с перевала Художников. Чемоданник. Фото 11 вид с перевала Художников. Чемоданник.
Фото 12. Внеплановая ночёвка на полочке. Спуск с перевала 20. Фото 12. Внеплановая ночёвка на полочке. Спуск с перевала 20.
Фото 13 Панорама со склона перевала 20. Фото 13 Панорама со склона перевала 20.
Фото 14 Чемоданник Фото 14 Чемоданник
Фото 20 Оз.Сказка Фото 20 Оз.Сказка
Фото 21 гора Каменный Замок Фото 21 гора Каменный Замок
Фото 22 Лагерь у ручья Фото 22 Лагерь у ручья
Фото 23 гора Каменный Замок. Ангел. Фото 23 гора Каменный Замок. Ангел.
Фото 24. Склоны горы Чёрной у места ночёвки Фото 24. Склоны горы Чёрной у места ночёвки
Фото 25. Склоны близ места ночёвки Фото 25. Склоны близ места ночёвки
Фото 26. Озеро Лазурное Фото 26. Озеро Лазурное
Многодневный пеший туристский поход по территории природного парка Ергаки (юг Красноярского края, хребет Ергак-Таргак-Тайга, Западный Саян).

Нитка маршрута:

Сроки похода: 20 - 29 августа 2013г.

Участники: Наталья Васильева http://vk.com/id155351164, Надежда-географ http://vk.com/id19342470 (г.Южно-Сахалинск)

Протяженность маршрута - около 70 км

Перевалы в порядке прохождения:
перевал 19 (Промежуточный, 1840м, н/к)
перевал 20* (Художников-1, 1847м, 1Б)
перевал 30 (Верхняя Парабола, 1760м, н/к)
перевал 8 (Норильского клуба туристов, 1818м, 1А)
перевал 7 (Вспомогательный, 1558м, н/к)
перевал 14 (Спящий Саян, 1670, 1А)

Заброска к началу активной части (к природному парку Ергаки):
Авиабилет Южно-Сахалинск - Хабаровск - Красноярск (19 августа) - Красноярск (2 сентября) - Хабаровск - Южно-Сахалинск - 31 152руб.
Такси Красноярск (аэропорт) - Красноярск автовокзал  - 1000руб
Автобус Красноярск - Саяногорск (до Абакана) - около 700 руб.
Автобус Абакан - Кызыл (трасса М-54 "Енисей") до Ергаки, остановка "пост МЧС" - около 300 руб. На обратном пути автобус останавливается у площадки ("площадка для надевания защиты от скольжения") у поворота ниже визит-центра.

Описание маршрута:
Маршрут помечен на схеме красной линией, стрелками указано направление движения. Места лагеря обозначены синими треугольниками.
Схема с сайта http://ergaki.krasu.ru/index.shtml

1й-2й день 19 - 20.08
Самолёт Южно-Сахалинск - Хабаровск - Красноярск,автобус Красноярск - Абакан, Абакан - Ергаки (база МЧС). Регистрация в визит-центре природного парка. Пеший маршрут "визит-центр - среднее течение р.Малая Буйба". Ночёвка - примерно в километре перед оз.Уютное.
Погодные условия: Переменная облачность

3й день   21.08
Оз.Уютное (указатель на фото 2) - оз.Радужное (фото 4) - перевал 19 (фото 3) - Висячий Камень (фото 5) - оз.Нижнее Буйбинское (фото 6) - перевал 19 (фото 3) - перевал 20* (фото 10) - спуск и ночёвка на "полочке" (фото 12).
Погодные условия: ясно.

4й день 22.08
Днёвка. Моросящий дождь, туман, видимость около 20м.

5й день 23.08
Продолжение спуска с перевала 20* - "Чемоданник" (фото 14) - безымянное озеро - перевал 30 - озеро Горных Духов (фото 15). Ночёвка на площадке между двумя озёрами.
Погодные условия: ясно.

6й день 24.08
оз.Горных Духов - водопад Горных Духов - оз.Художников. Днёвка.
Погодные условия: ясно

7й день 25.08
Оз.Художников (фото 17)- р.Левый Тайгиш - руч.Тайгишонок - оз.Чёрное (фото 18). Ночёвка на террасе у оз.Чёрное.
Переменная облачность, грозы во второй половине дня. Кратковременные (30-40 мин) дожди с 16.00

8й день 26.08  Днёвка у оз.Чёрное. Моросящий дождь, туман, видимость от 20 до 100м.

9й день 27.08
Оз.Чёрное - оз.Двойное (Восьмёрка) - перевал 8 (фото 19) - безымянный ручей близ оз.Сказка (место для лагеря на фото 22) - перевал 7 - склоны гор Сказка и Чёрная - ночёвка на склоне г.Чёрная (фото 24). Переменная облачность, после 18.30 кратковременный моросящий дождь.

10й день 28.08.
Склон г.Чёрная - оз.Лазурное (фото 26) - перевал 14 - оз.Радужное - визит-центр. Отметка выхода группы. Ночёвка в 2х-местном гостиничном номере визит-центра (2 тыс.руб / сутки). Переменная облачность, во второй половине дня - моросящий дождь.После 17.00 - гроза, ливень.

11й день 29.08
Посадка в автобус Кызыл - Абакан примерно в 11.00 от площадки на повороте близ визит-центра. Прибытие в Абакан примерно в 15.00. Переменная облачность.

Информация о природном парке:

Расписание автобусов, отправляющихся из Красноярска:

P.S.
Все включённые фото принадлежат участникам маршрута. При необходимости копировать и / или использовать фото или текстовые материалы с этой страницы обратитесь к автору: nkrivonosova888@gmail.com или http://vk.com/id19342470.

А теперь - строки из полевого дневника:
Сразу стоит отметить, что в полях мы совершили ошибку Великих Путешественников: сбились со счёта и "потеряли" один день. Но самое странное - наши телефоны точно так же отсчитали сутки назад и сбросили время...
Не будем теряться в предположениях, чем это могло быть вызвано. Дневник начинается 21м августа, хотя запись в журнале визит-центра - за 20е число. А запись выхода - 28е, которое мы согласно телефонам считали 29м.
Во избежание путаницы обозначу верные даты.
20 августа.
Прибыли в Ергаки автобусом Абакан-Кызыл. Зарегистрировались в визит-центре природного парка. Дорога дальше, до базы МЧС, проходит мимо крыльца визит-центра (грунтовка). С неё видна река Малая Буйба (ударение на последний слог). Прошли до среднего течения реки и предположительно в 2км от озёрного лагеря встали на ночёвку.
21 августа.
Прошли до оз.Уютное и Радужное, поднялись вверх по тропе до подножия Спящего Саяна, прошли перевал (19). Оставили рюкзаки на перевале, спустились к висячему камню, прошли на обратном пути по берегу оз.Нижнее Буйбинское, вернулись на перевал (19), забрали рюкзаки, начали спуск через перевал Художников (20*) согласно красной метке ХУД1 (прим.авт. - через пару часов мы расшифровали это сокращение как "х...ёвая дорога".)
Спуск очень тяжёлый. Приходилось пробираться по трещинам в скалах, обходить выступ по полочке, прижимаясь грудью.  Впредь нужно либо выбирать другую тропу, либо иметь спец. снаряжение. Ночь застала нас на спуске. Нашли площадку, поставили палатку.
(Прим.авт. - палатка на площадке на фото 12. Нашей ошибкой было то, что начали спускаться, уйдя по чьим-то свежим следам севернее, где даже на схеме часто расположенные горизонтали показывают крутой склон. При спуске нужно забирать южнее, туда, где на схеме показано озеро с отметкой 1577).
22 августа.
Весь день - туман и дождь, сидим в палатке. Пользуясь неограниченным свободным временем, шью сумку из старых джинс. Наташа обследовала окрестности и нашла безопасный спуск вниз. Проверим его, как только кончится дождь - теперь уже не раньше завтрашнего дня...
Пару раз за день мы слышали голоса проходящих групп; и кто только решился идти в условиях такой плохой видимости!? Должно быть, знающие эти места, как свои пять пальцев. Наталья выходила курить, помахала рукой, приветствуя одну из групп. По её словам, те явно были удивлены: наверное, не ожидали увидеть чей-то лагерь "на обочине". Мелкие камешки осыпались из-под ног проходящих по тропе выше и шуршали по склону близ палатки, но наш "пятачок", на котором, судя по расчищенному от камней пространству, уже ставили палатку, казался надёжно защищённым от осыпей изгибом скал.
Около одиннадцати вечера пережили неприятный момент... Сидя в палатке, услышали голоса проходящей выше уже в густых сумерках группы.  Слышим - откуда-то сверху начинает стучать, падая, довольно приличных размеров камень. Гадаем: "килограмм на пять? -Нее, максимум два, но этого хватит, чтобы пробить палатку..." Сидим, замерев. Стук... стук... очередной "стук" - метрах в полутора от палатки. Вздыхаем свободно.
"Перевал Художников: почувствуй себя членом группы Дятлова!" - часто шутили мы потом, вспоминая эту ночёвку. А меня мучила совесть за ошибки: нельзя начинать спуск с незнакомого перевала в пять вечера, надеясь пройти быстро. Нельзя идти по первым попавшимся следам, доверяя им. Нужно было чаще смотреть на схему и лучше обдумывать спуск. Нужно, чтобы не оказаться в ситуации, когда лишь везение отделяет от происшествия.
23 августа.
Сегодня мы встречали настоящий горный рассвет. В седьмом часу Наталья вышла покурить, и меня разбудил её восхищённый возглас: увидеть абсолютно чистое небо после пасмурных суток - настоящее чудо. Выйдя из палатки, я тоже стала его свидетелем... Лучи ещё скрытого за горными пиками солнца пронизывали долину, освещая каменную стену крутого склона северной части перевала - фантастически яркую, оранжево-розовую. (Прим.: Фото 13).
Долина с массивом "чемоданника" и озёрами, погружённая в густую тень, казалась ещё спящей. Мы долго встречали солнышко, заворожённые постепенным приходом утра с проникновением лучей вниз по склонам, а потом поблагодарили гостеприимную "полочку" и отправились в путь.
Спустились с перевала, побродили в "чемоданнике" (по тропе легко заплутать, дважды нам пришлось возвращаться на несколько метров обратно), встретились с тремя мужиками-походниками, напились из маленького озера с отчётливо отражающимся в нём небом. Таким оно и запомнилось: "озеро с облаками".
Поднялись на перевал (30), спустились к озеру Горных Духов. Подниматься проще с правой, более пологой стороны (та, что ближе к пику Зеркальный). Легко обнаруживается тропа; она различима с обоих сторон перевала. Поднявшись, сидели на перевале, наслаждаясь видом на обе долины с озёрами...
Склон по пути в сторону озера Горных Духов травянистый, местами тропа проходит меж деревьев, спуск лёгкий. Между двух озёр - место как минимум для двух 2-местных палаток. Почва торфянистая, скорее всего, в дождь сильно размокает. Здесь встали лагерем и занялись обычными вечерними делами, слушая крики людей где-то вверху и рассуждая о том, как они восторгаются пейзажами там, с высоты...
К вечеру, в опускающихся сумерках, мы познакомились с их "предводителем". Гуляя у палатки, я заметила высокого худощавого мужчину, спустившегося, видимо, с седловины между пиками Зеркальный и  Птица. Удивительно быстрой походкой он подошёл к нашему лагерю, оставил рюкзак, сказал, что с ним дети (позже оказалось, что "детям" - 19 лет и 30), поспешил прочь, вернувшись ещё с одним рюкзаком. Мы вместе поставили палатку, скипятили чай для его подопечных, которые, видимо, в сумерках спускались по осыпи. И вот, уже почти в темноте, все на месте, сытые и устроившиеся в палатках. Вечер хороший, звёздный; до двух ночи мы беседовали с Евгением - предводителем той маленькой группы, то устроившись кружком в нашей просторной палатке, то выбираясь вместе под звёздное небо.
И атмосфера ночи, и название озера Горных Духов располагали к беседе на оккультно-эзотерические темы. Евгений оказался очень сведущ в этой области, посоветовал следующие книги:
Конкордия Антарова "Две жизни"
Георгий Сидоров "Хронико-эзотерический анализ развития жизни на Земле".
Но всё-таки чрезмерная разговорчивость и сумбурное изложение мыслей в конце концов начало доставать... (Примечание: Конечно, харизматичность, эрудированность и широкий кругозор собеседника впечатлили. Например, его рассказы о свойствах саган-дайля (рододендрон Адамса), о чае из прошлогодних листьев бадана). Впечатлила великолепная внешность высокого жилистого молодого мужчины с золотистыми вьющимися волосами; но до конца поездки мы с Натальей то и дело шутили между собой, вспоминая его разговорчивость: "Осторожней в Ергаках. Здесь Евгений бродит."
24 августа.
День отдыха. В 12ч. вышли из лагеря у оз. Горных Духов, спустились к озеру Художников мимо каскадного водопада. Устроили днёвку. Нашли четыре картофелины, брошенных у кострища в рваном пакетике, сварили суп. Картофельный суп, приготовленный на костре, стал настоящим "подарком горных духов"! Днём готовили кисель, вечером до темноты сидели у костра, пили чай, наблюдали звёзды над профилями мохнатых кедров и горного хребта. Кажется, мне удалось отснять скалу "Парабола" под звёздным небом со штатива... 23.30. Пора спать.
25 августа.
Путь оз.Художников - оз.Чёрное. Выход от оз.Художников - 13.00 из-за дождливого утра; устье р.Тайгишонок - 16.30, начало подъёма по тропе от устья - 17.00. Пришли на террасу у оз.Чёрное - 19.30.
Весь день - грозы, сменяющиеся ненадолго солнечной погодой. В начале пути мы по давней привычке решили срезать путь, спустившись к р.Левый Тайгиш по склону, а не по тропе вдоль ручья, вытекающего из оз. Художников. Вот и вышло так, что оз. Малахитовая ванна мы пропустили - оно осталось позади. Первый ливень застал нас, когда подошли к площадке для лагеря "Стрелка" близ устья р.Тайгишонок. Полчаса прятались под  деревом...
Переход через р.Левый Тайгиш: примерно метров на 10 вниз по течению от площадки "Стрелка" нашли брод. Глубина - по колено или чуть выше, но течение довольно ощутимое. Воспользовались заготовленными кем-то шестами, оставив их на другом берегу.
По пути останавливались, любуясь водопадом Тайгишонок.
Примерно одна треть пути проходит через курумник; он намного легче проходим, чем "Чемоданник", но проходить его в условиях плохой видимости точно не стоит. В курумнике нас застал очередной ливень, и на полчаса мы спрятались в гроте под огромной глыбой, лежащей на двух других, как крыша. Внутри было достаточно места, чтобы стоять в полный рост.
До озера Чёрного дошли под возобновившимся дождём, быстро поставили палатку на террасе. Здесь за водой к озеру придётся спускаться около 10м.
26 августа.
Днёвка. Весь день - дождь. Выходим изредка полюбоваться на туманные окрестности. Мгла то чуть рассеивается, то снова сгущается, скрывая лес и скальные склоны.
Во второй половине дня наша торфянистая терраса превращается в лужу, как и всё вокруг, и вскоре пол палатки начинает пропускать воду. Знакомый говорил, что палатки Green hill могут со временем начать пропускать воду, а моей 2х-местной уже 6 лет активного использования...
Стелим на пол два полиэтиленовых мешка (вкладыши для бочек), сверху коврики, и проблема решена.
27 августа.
 Выход от оз.Чёрное - 10.40. На перевале "Таймыр" в 12.50. Спуск с перевала завершён в 13.20. Далее - переход через долину до места лагеря близ безымянного ручья, видимо, вытекающего из оз.Сказка. Очень уютное место, дышащее гостеприимностью. Привела нас сюда хорошо различимая тропа, которую нашли, переходя долину. Другая тропа уходит со стороны оз.Сказка на север параллельно хребту. Покидаем место лагеря в 15.00. На перевал (7) близ г. Каменный Замок уходит хорошо набитая тропа. Поднялись по ней на перевал минут за 40.
На перевале тропа разветвляется. Неясно, есть ли тропа вниз, к безымянному ручью, в долине которого виднеется озеро...  В сторону скалы Черепаха тропы нет, решили идти через лес. В лесу нашли черемшу, вполне пригодную к употреблению.
Любовались массивом горы Каменный Замок, поднимаясь на возвышенность близ скалы Черепаха. Один из останцев явно напоминает фигуру ангела...
Поднялись на отрог хребта чуть ниже скалы Черепаха, прошли по травянистым склонам к равнинному участку ниже перевала (9). Здесь обнаружили тропу, уходящую в сторону перевала. В 18.00 поставили лагерь у подножия г.Чёрная. Здесь путь к ближайшему ручью - около 30м, а холмы каменистые, щебнистые с мягкой подушкой из мхов и кустарничков.
За ужином - гречневая каша с черемшой, компот из голубицы - решаем завтра выходить в "цивилизацию".
28 августа.
Выход примерно в 12.00. Направляемся по тропе к оз.Лазурному и далее к перевалу (14). В долине близ озера - хвойный лес со множеством ярко-красных сыроежек. У озера - большая ровная песчаная площадка.
Поднимаясь, замечаем, что перевал (15) выглядит очень крутым... Наш подъём на перевал (14) осложнён одним местом, где нужно подниматься на каменные "ступени" на уровни пояса, груди. Выйдя на перевал, видим с южной стороны длинную тропу, огибающую Спящий Саян и выходящую на плато у подножия скалы Орешек. Выходим на плато в 16.30.
В 17.30 мы уже в нижней части тропы, промокшие от ливня и ходьбы по болотистой долине р.Малая Буйба, перепуганные взрывами грома и блеском молний прямо нал головой.
В визит-центре природного парка мы сняли 2х-местный номер (2 тыс.руб/сутки). Тёплый, с высоким потолком, смолистым запахом древесины... Душ - в комнате, стиральная машинка - в коридоре. Завтра будем ловить автобус на Абакан, а сегодня - очень вкусный ужин, шутливые беседы с работниками визит-центра, отдых...
В беседе узнаём, что сезон здесь открывается 5го июня. Сейчас, в конце августа, он почти закончен, визит-центр пуст, а кафе через дорогу закрыто.
29 августа.
 По совету работников визит-центра ждём автобус Кызыл-Абакан, спустившись до поворота, до грунтового "кармана". Надпись гласит - место для надевания цепей перед подъёмом (кажется, так). Там обычно и останавливается автобус. В 11.00 выезжаем, в 15.00 прибываем в Абакан.

p.s. А дальше - кафе Абакана, путь к Шира и непривычные степные равнины в окнах автобуса, озёра с травянистыми берегами, посёлок Туим и чудно звёздная ночь в лесочке метрах в 50ти от Туимского провала; два дня в Красноярске - городе, который потом не хотелось покидать.
Маршрут "Неделя на хребте Ергаки" занял на сахалинском областном туристическом конкурсе призовое место (http://boomerangclub.ru/news/a-222.html) (дата мероприятия - 18 октября 2013г.)