На запад от Амстердама 
Первый день выдался переменчивым. Сначала лил дождь. Потом было пасмурно. С аэропорта отправились на запад в город Харлем, благо он находился от аэропорта всего 20 км. Вечером в кромешной тьме успели еще поглядеть Амерсфорт
Харлем. Прогулка по городу

Переезд из аэропорта Амстердама до Харлема прошел под аккомпанемент дождя. Настроение было подпорчено. Неужели дождь не закончится и город придется осматривать мокрыми. Чтобы избежать этой участи решили сначала выпить пива в известной пивоварни, которая располагается в здании церкви. В центре зала стоит огромный чан, а на стенах еще не стерлась краска церковных картин. Даже еще осталась молельная комната, которая используется, как банкетный зал.
 Приняв, как говорится на грудь, по 200 мл пенного напитка, чтобы не усугублять ситуацию переходим к осмотру города. От пивоварни направляемся в сторону центральной площади Grote Markt. По дороге на улице Oude Gracht замечаем первые магазинчики, которые не опровергают название города, как "Цветочный город". Это название дано не случайно. Именно в окрестностях города находится центр выращивания луковиц тюльпанов. Для этого в середине 19 века по распоряжению Вильгельма 2 осушили большое озеро Харлемермер. 
 Местный колорит голландской архитектуры здесь в каждом доме кирпично-красного цвета. На этой же улице находится одна из самых молодых церквей города Wilhelminakerk. Построили ее 1921 году. Красивых картин Вы тут не найдете, зато здесь по мнению знатоков самый лучший в городе орган.
 
Через паутину местных улиц добрались до площади Grote Markt. Здесь что не дом, то отдельное произведение искусств. Начнем с Ратуши. Тем более именно здесь находится туристический офис, где можно разжиться картой и туристической информацией. Само здание по архитектуре состоит из трех частей. Слева высокий вход с балконом над ним. Так и хочется написать, что с этого балкона кто то произносил речь. Справа барочная часть с гербом на фронтоне и статуей правосудия пониже. На заднем плане колокольня. Третья часть находится еще правее и идентифицируется, как здание с большими трубами.
 Повернемся спиной к ратуше и осмотрим площадь. 
 Перед собором справа – кирпичное здание с высоким резным фронтоном –это Влейсхал (Vleeshal) - старинный мясной рынок и плотную к нему –здание с высокими закругленными окнами и балюстрадой поверху – это бывшие Рыбные ряды (18-19вв.), в которых ныне проводятся выставки современного искусства.
  Здание мясного рынка стоит того , чтобы его осмотреть подробнее. Построено оно в начале 17 века, когда старые ряды перестали удовлетворять растущим потребностям местного население. Сочетание красного кирпича и белого камня вот основной лейтмотив данного здания, когда само здание возводилось из кирпича, а главные композиционные элементы фасада — порталы, фронтоны, ступечатые щипцы — выкладывались из белого камня, красиво выделяющегося на фоне кирпича.
Нижняя часть фасада увенчана скульптурными изображениями бычьих и овечьих голов, напоминающих о шумном городском мясном рынке. В данный момент в здании располагается филиал музея Франса Хальса, где проходят временные выставки современной живописи. В подвале бывшего мясного рынка находится Археологический музей Харлема.
 В центре площади с ценными указаниями стоит Лоренс Костер - первый голландский первопечатник. Местные мужи утверждают , что его и надо считать самым первым печатником в мире , так как он начал печатать в 1423 году, и это на 16 лет раньше, чем немецкий Гутенберг.
 
 Слева последнее здание в ряду на площади это здание стражи, одно из самых старинных в городе. Построено в 13 века. До 1350 года в течении 100 лет здание стало использовалось в качестве городской ратуши. После того , как в 1755 году здание перешло в руки муниципалитета, здесь на первом этаже находился караул, а на втором – тюрьма. Из этого центрального поста осуществлялось открытие и закрытие городских ворот, и вскоре за ним закрепилось название «Дом городской стражи»
 Центральное место на площади занимает церковь Святого Бавона (Grote of Sint-Bavokerk). Это самая большая протестантская церковь в городе. Его 80 метровая колокольня видна из многих уголков. Названа церковь в честь покровителя города Святого Баво, так как построена над его могилой. Со всех сторон к церкви прилеплены магазины. Для входа в здание надо зайти в один из них. Вход платный. Для русских есть распечатка на родном языке, которая выдается с возвратом. Просить ее надо специально, иначе придется пользоваться англоязычным текстом. Прогуляемся по церкви,используя вышеупомянутую брошюру.
 Обходим церковь и по улице Damstraat выходим к каналу Binnen Spaarne. На углу здание музея Тейлора. Это самый старый музей в Голландии, он основан в 1778г. Его основатель, богатый торговец Петер Тейлер ван дер Хулст. Будучи любознательным он собирал разные научные и технические новинки. В экспозиции коллекция самоцветов, ископаемых животных, первопечатных книг, телескопов, измерительных приборов, моделей солнечной системы, механические игрушки-автоматы и др. Со временем к ним прибавились материалы по природоведению, великолепное собрание графики: работы Микеланджело, Рафаэля, Ватто и Рембрандта, голландская живопись 18-19 века.
 Чуть дальше от музея походу движения, а пошли мы вдоль канала, стоит знаменитый раздвижной мост. Это один из символов города.
 Прогулка вдоль канала приведет Вас еще к одной достопримечательности без которой осмотр города будет неполным. Это мельница «Де Андриан». Она построена в 1779 году. В 1932 сгорела, но ее восстановили и отдали в руки музея,который рассказывает об устройстве мельниц. Наверху обзорная площадка.
 По пути к мельнице слева по ходу в глубине улиц просматривается белая колокольня церкви Бакенессер керк, она старейшая в городе, построена в 15 веке.
  Чтобы окончательно закончить осмотр. Осталось дойти до Амстердамских ворот. Это лучше было сделать, перейдя канал после музея Тейлора по раздвижному мосту, а не как сделали мы. Взяв машину и сфотографировав ворота при выезде из города. Так как лучше прикоснуться к истории руками. История начиналась в 1355 году. Ворота представляли собой основной въезд в город через крепостные стены. Стен уже нет, а ворота вот они перед нами, восстановленные в былом великолепии. Квадратная башня с двумя восьмигранными башнями по сторонам и выступающие вперед, соединенные проходом две мощные круглые башни.
 У ворот можно и закончить эту небольшую экскурсию.
Замок Мейдерслот с воды

После осмотра Харлема наши желания менялись по ходу движения в сторону гостиницы. Изначально хотели попасть в аутлет, но попав в пробку под Амстердамом поняли нереальность задачи. Пока меняли цель ехали куда глядят глаза. И вдруг по трассе начали попадаться указатели на замок Мейдерслот. Вот куда надо заехать подумали мы и исполнили свое желание.
 Замок Мейдерслот существует на нашей бренной земле с 1280 года и считается лучшим замком Голландии, сохранившимся до наших дней. Задумывался он как своеобразная таможня того времени. Удобное расположение укрепления – в устье реки Фехт – давало возможность его первому владельцу графу Флорису собирать дань с проплывающих мимо в город Утрехт торговых лодок.
 Время меняло хозяев замка и его предназначение, пока в 19 веке он не перешел под покровительство государства. В настоящее время в замке в помещениях замка располагается экспозиция «золотого века», включающая мебель, картины, предметы обихода XVI века.
Пройдя по следующим залам, можно проникнуться суровым духом тех времен: добротные винтовые каменные лестницы, старая утварь и рыцарские доспехи, а также подвалы, некогда бывшие тюрьмой. Так же в замке организованы средневековые аттракционы. Можно примерить средневековые наряды, покататься на импровизированном коне, пытаясь пикой сбить противника, побросать камни на головы воображаемых противников через специальные окошки. 
 Как интересно все было написано на многих страничках путешественников, побывавших в замке. Нам этого сделать не удалось. К моменту нашего приезда замок закрыл свои ворота. С берега эту красоту было не видно и мы разочарованные уже поворачивали в сторону машины.Здесь русская смекалка не дала уехать с этого места не солоно хлебавши. На реке Фехт в этом месте находится причал для яхт. На причал ведет лестница через закрытую калитку.
 Дождавшись первого посетителя мы за ним незаметно проскользнули внутрь. И уже отсюда с причала хотя бы одним глазком взглянули на замок. Нашему любопытному оку предстала красота в виде кирпичного здания с четырьмя круглыми башнями.
 
Налюбовавшись поворачиваем в обратный путь.
Ночная прогулка по Амерсфорту

Город был на нашем пути в гостиницу. А еще очень хотелось кушать. Решили совместить приятное с полезным. Было уже поздно, туристический офис был закрыт. Доехали до центра города и начали искать достопримечательности. Вот, что удалось найти.
 Все началось с камня, точнее с валуна. Этот камень имеет свою историю, а так же повод для шуток от соседей. В 1661 году один местный помещик поспорил с друзьями, что уговорит местных жителей перетащить камень весом 9 тн из окрестного болота в центр города. Помещик спор выиграл и камень занял свое место на одной из площадей города. Чем только не тешились в свое время, да и в нынешнее богатые люди. Так камень и стоял бы на свое месте, если бы не многочисленные шутки со стороны соседей. Чтоб смыть позор с истории города, камень закопали. Нашли его вновь только в 1903 году. С этого времени этот камень символ города. Периодически находятся шутники, которые пытаются перетащить камень, но каждый раз возвращают его на место. После таких приключений, чтобы направить ненужную силу в нужное русло городское руководство организовало местный Петрографический (каменный) сад, растянувшийся вдоль внутренней кольцевой дороги, идущей вокруг бывшей городской стены. В него собирают экспонаты с разных мест. На данный момент здесь можно увидеть часть Лондонского моста из шотландского гранита, мраморный камень из Югославии с подписью фельдмаршала Тито, шведский подарок из смеси меди, пирита и цинка с автографом короля, а также валуны из Бельгии, Люксембурга, Австрии, Швейцарии, Канады, Франции и Испании.

  От камня уже видна главная местная достопримечательность, возвышающаяся над городом на 98 метров. Это башня церкви Богородицы, между местными называемая Длинный Ян. Это все что осталось от церкви Пресвятой Девы, разрушенной взрывом в 1787 году. Стоит Ян на площади Onze Lieve Vrouwe. Со всех сторон эта площадь в этот вечер горела огнями кафе и кофеен. Перед ужином прогулялись возле башни и попытались рассмотреть великих личностей, изображенных консолями. В такой темноте , правда, мало что удалось. А так , если будете днем то попробуйте увидеть 12 эффектных консолей тонкой резьбы, заново изготовленными из тёмного бальзата. Внутри расположена звонница из 30 колоколов и несколько старинных икон. Так же местные географы считаю Длинного Яна нулевым координатным ориентиром, установленным голландской топографической службой.

  Сразу за Яном протекает местный канал. Он небольшой, как и сам город. Прогуляемся вдоль него. Если Вы придете к каналу с площади, то Вам нужно повернуть направо. В конце этой улицы можно будет разглядеть, даже в темноте, музей Flehite. Это красивейшее здание в стиле ренессанс построено в 1540г. Сейчас в нем находится Городской краеведческий музей, выставочные залы под временные выставки. Флехите – это имя древнего поселения, находившегося прежде на месте Амерсдорфа и упомянутого впервые в документах 777 года.

  А сразу за музеем начинается канал, который приводит нас к еще одной местной достопримечательности под названием Двойные ворота. Двойные - такое название они получили, так как были одновременно речными и сухопутными воротами на пути в город в крепостной стене, появившийся в 13 веке вместо земляных валов. Ворота, как гениальный образец оборонительной архитектуры включает в себя укреплённый мост через реку Эм и прекрасно сохранившиеся боковые башни, в которых сначала размещалась охрана замка, а позже собирались члены гильдии лодочников.
 Огромные деревянные ворота открывались и закрывались каждый день дюжиной крутильщиков больших колёс (raddraaiers), отбываших таким образом в Koppelpoort срок за различные мелкие преступления. Их работа была чрезвычайно опасной: если крутильщики не начинали идти по кругу одновременно, то один из них мог оступиться, упасть и повлечь за собой других. Особенно часто это происходило во время спуска тяжёлых ворот, когда колеса начинали двигаться быстрее, и крутильщики спотыкались и ломали себе конечности.
 Что еще можно осмотреть в городе, не имея карты. Разве что только площадь Hof, на которой расположена церковь Святого Георгия. Церковь возникла на этом месте в 12 веке, когда постепенно город становится центром оживленной торговли и развивающейся промышленности. Если будете в городе в дневное время, то зайдите в церковь, чтобы посмотреть на иконостас конца 15 века, отделяющий клирос от нефа, увидеть надгробный памятник известного голландского архитектора Якоба ван Кампена, долгие годы жившего в Амерсфорте, и послушать прекрасный орган работы Карла Набера с 39 регистрами и трубами, служившими уже органам 16 столетия. Так же стоит посмотреть средневековые орнаменты и картины, обнаруженные реставраторами в ходе ремонтных работ всего 60 лет назад.
 Это было последняя достопримечательность, которую мы увидели. Первый вечер всегда в поездке самый тяжелый. Сказывается разница во времени. Пора было уезжать в гостиницу.
Вокруг Утрехта 
Сегодня был первый день соревнований. В связи с этим старт был поздно, а часовые пояса еще сказываются. Ранний подъем предложил решить задачу чем заняться. Решили времени даром не терять и перед соревнованиями съездить в Дворец Хет Ло. После старта наш ждал Утрехт.
Утренняя экскурсия во Дворец Хет Ло

Путеводитель Дорлинг Киндерсли рекламирует этот Дворец ни много не мало, как Версаль Нидерландов. Построен он в 1692 году представителем нидерландской королевской фамилии Вильгельмом 3 в городе Апельдорн в 1692 году. Изначально это был охотничий домик. Впоследствии королевская семья пользовалась им как летней резиденцией в настоящее время после многочисленных реставрационных работ здесь работает музей.
 Оставив машину на парковке, отправляемся в кассы. Как обычно, получаем разочарование отсутствия информации на русском языке. Зато на английском получаем очень удобный путеводитель, который поможет разобраться в хитросплетениях Дворца. 
  Изначально по аллее в сопровождении многовековых деревьев движемся в сторону Дворца. Слева по ходу остается не осмотренным местные конюшни. Как оказалось впоследствии здесь можно увидеть коллекцию средств передвижения голландской династии, начиная от карет, заканчивая автомобилями.
 Подходя к дворцу, обращаешь внимание на его внешнею скромность. Снаружи не дать не взять обыкновенный жилой дом. Лишь фонтан с рыбками вносит определенное разнообразие.
  Весь дворец разбит на зоны, по временному признаку. Каждый век выделен на карте своим цветом. Сразу становится понятно в каком временном отрезке был построен этот кусок Дворца и кто является обладателем покоев. 
 Так как обыкновенный путешественник не принадлежит к знатному королевскому роду, то вход для него находится левее парадного. Небольшая лесенка в подвальное помещение. Так же в свое время попадали во Дворец обслуга. Здесь внизу гардероб, магазин и макет сада, окружающего Дворец. 
  Перед поездкой, прочитав отчеты о посещении Дворца, часто натыкался на ссылки о запрете фотографирования. Пришлось снимать украдкой. Поэтому удалось снять не все. Вот что получилось. Начало было положено в Новой обеденной комнате. Еще ее именуют Королевской. Стала она таковой после того, как Вильгельм 3 стал королем Англии. Вся королевская семья садилась за стол для приема пищи. Для лучшего пищеварения во время обеда играли музыканты. Самое интересное заключалось в том, что простолюдинам разрешалось наблюдать за приемом пищи Короля. Вот слюнки то у них текли.
 Далее непрерываемой чередой пошли кабинеты царствующих ранее королей и их спутниц, детские комнаты. Путеводитель Дорлинг Киндерсли рекомендует обратить внимание на картинную галерею, кабинет и спальню Вильгельма 3. Обе комнаты, где проводил время первый хозяин этого здания обшиты дамастом ярких расцветок. В кабинете выставлены живописные работы и образцы делфтского фарфора.
 Пройдя по многим комнатам и рассматривая,как каждый король или его супруга украшали свой уголок, делаешь свои выводы о том, чтобы ты посоветовал посмотреть в первую очередь. Вот, например, светлая комната в красных тонах от Вильгельма 5 или темно синие мотивы, чуть более мрачные от Вильяма 1.
  Не оставим без внимания и женские комнаты. Королеве Мари под номером 2 принадлежало во дворце 3 комнаты. Ее личный кабинет украшают несколько картин. Особенно запоминается ее портрет в 15 летнем возрасте.  Из комнат для общего пользования поразил своей роскошью отделки кабинет для аудиенций.
А из детских комнат запомнилась комната для рисования принца Hendrik, которая оформлена в стиле дикой природы. Шкура медведя на полу и люстры в виде хоботов слонов.
  Осмотрев комнаты прямая дорога в сад. Попав обязательно оглянитесь, чтобы увидеть оригинальные золотые ворота. Вход в сад из Дворца.
 
  На территории сада по центральной аллее пара фонтанов и в конце полукруглое строение с колоннами, на которое можно забраться и осмотреть парк. Конечно, так как сие творение сделано в Голландии не остались без внимания каналы, которых тут множество.
Вечерний Утрехт

Сегодня наш вечер посвящен Утрехту. Прогулку вдоль канала Аудеграхт мы начинаем от ресторана Замок Оудаен. Бокал пива и хорошая закуска позволяют качественно подготовиться к началу осмотра города.

  Пока готовили наш заказ я с фотоаппаратом решил осмотреть окрестности. И главное ближе познакомиться с архитектурой канала Аудеграхт. Его уникальность заключается в том, что он двухъярусный. Вверху расположена проезжая часть с двух сторон обрамляющая канал, а внизу метрах в пяти течет сам канал. И эта разница позволила вдоль самого канала сделать еще одну нижнею набережную. На ней расположились столики летних кафе.

  Канал течет через весь центр с юга на север, некоторая извилистость придает ему большую живописность. А сама идея двух ярусов прагматична – в свое время нижний этаж канала использовали как склад (прорубали ниши) для товара, который сгружали с лодок. Аудеграхт в переводе означает «Старый канал», и прорыли его в XIII веке. Сейчас по каналу можно прокатиться на прогулочном катере. Одна из его остановок находиться как раз возле ресторана "Замок Оудаен". Кроме этого практикуется катание по каналу на водном велосипеде или лодке. 
  После вкусного обеда наша дорога вдоль канала в центр города. Не остается в пути не замеченным магазин Winkel van Sinkel. Это первый универмаг в городе. Его прообразом был магазин тканей в Амстердаме, однако магазин в Утрехте был намного больше чем амстердамский. С тех пор слово синкель используется в качестве слова обозначающего магазин где всё есть. Четыре статуи женщин охраняют вход. Их придумал архитектор из Роттердама Питеру Адамсу, которому был поручен проект здания. Присмотрел он это решение в Англии, где и заказал скульптуры.
 
Напротив здания большой мост откуда уже видна городская доминанта - башня Домторен. Туда мы и отправимся. Башня Домторен это колокольня кафедрального собора Св.Мартина. У этого собора трагическая судьба. Два раза он горел и подвергался разрушениям. Последний раз в 1674 году, когда сильным ураганом был до основания разрушен центральный неф, так что от храма остался трансепт, алтарь, отдельные надгробные памятники, разбросанные на просторной площади Домплейн и башня Домторен. В настоящее время на площади сохранились следы от оснований колонн нефа. А в соборе для придания ему гармоничного вида трансепт закрыли новой стеной. И получилось два отдельных объекта собор и башня.
 
  Перед собором после войны установили статую свободы с факелом. Местным такой фокус не понравился и они дали скульптуре броское название "Нехорошая женщина с мороженокой". Тут же на площади еще один памятник. На этот раз человек более достойный - Ян VI ван Нассау (1536-1606), который сыграл важную роль в создании Утрехтской унии. Это военно-политическое объединение северных провинций Нидерландов против Испанского владычества. Уния положила начало созданию независимого государства на севере страны. Союз провинций был заключён в 1579 г. в Утрехте.
 
  Рядом с памятником Главное здание Утрехтского университета, который открылся в 1636 г. Практически по всем образовательным рейтингам университет Утрехта является лучшим в Нидерландах и входит в 12 лучших европейских университетов.

  Здесь на площади у стены между собором и университетом есть еще одна достопримечательность. Это копия большого рунного камня, который в 965 г. установил датский король Харальд I Синезубый в Еллинге. 
  Обойдем здание собора и уделим ему несколько строк. Первая часовня Святого Мартина в Утрехте был основан около 630 года. Нынешнее здание - остатки былого величия 1517 года. Сейчас внутренний интерьер может быть интересен мозаикой 13 века (в трансепте), изображением гербов (в апсиде), настенной росписью первой половины 15 века.
  На углу улиц Voetiusstraat и Domstraat обратим внимание на башенку протестатнской церкви а за собором еще раз посмотрим на здания Утрехтского университета, больше похожего на здание замка. 
  В своих поисках достопримечательностей идя по улице Voetiusstraat совсем чуть чуть не дойдем до церкви Святого Петра. Увидели только ее башенку. Это одна из самых старых церквей Нидерландов. Начали ее строить в 1039 году. Главными достопримечательностями церкви является старейшая в Нидерландах настенная роспись, которая относится к 11 веку, (сохранились небольшие фрагменты) рельефы из песчаника 12 века, представляющие собой один из важнейших примеров нидерландской романской скульптуры, а также саркофаг 13 века. Церковь святого Петра является одной из немногих нидерландских церквей с криптой, замечательной своими резными колоннами. Кроме этого, в церкви установлены три органа. 
  Далее отправимся в сторону церкви Святого Иоанна. На улице Achter Sint Pieter остановимся у дома с интересным названием "Крендель" Его построил в 1663 году местный дворянин и поэт Everard Meyster. Побывав в Амерсфорте, он загорелся притащить к своему дому такой же камень, как в этом городе. В награду пообещав пиво и крендели. Память об этом событии увековечена в названии дома и ручки двери в виде кренделя.

  Церковь Святого Иоанна легко узнать по памятнику Святому Виллиброд на лошади. Этот уважаемый человек был первым епископом Утрехта. Церковь основана в 1040 году. Из достопримечательностей стоит посмотреть могилу пробста капитула святого Иоанна, увенчанную скульптурой, изображающей лежащего священника (15 век). Так же стоит посмотреть на цилиндрические своды, что в центральном нефе и трансепте. Они были возведены еще после пожара 1279 года. В хоре смотрим на орган, установленный в 1861 году.

 Закончилась наша прогулка опять у самого старого канала Утрехта.
Кулинарные секреты замка де Хаар

Этот замок попал в планы нашего путешествия одним из первых. Большой красивый замок впечатляет сразу с момента получения первой информации о нем.
  Оставив автомобиль на стоянке за 4 евро, выдвигаемся к воротам замка. На них размещены родовые гербы владельцев замка. Налево гостевой дворик с кассами и рестораном.
 
При покупке билетов в сам замок тебе назначают время экскурсий. Спрашивают язык на котором хочешь прослушать и видя в тебе иностранца ставят тебя в английскую группу. Время начала экскурсии может быть отодвинуто на 1 - 1,5 часа. Если английским не владеете смело записывайтесь в ближайшую голландскую группу. В замок можно будет попасть в течении ближайших 15 минут. В первой комнате во время просмотра фильма о том, что можно и чего нельзя попросите буклет на русском языке и вместо прослушивания гида читайте.
 Поход за историей замка начинается с большого парка. Сразу же открываются удобные панорамные виды для фотографирования главного героя повествования. Пока осматриваете замок можно окунуться в небольшой исторический экскурс. Замок возник в 14 веке. Время не слишком церемонилось с ним: замок достраивали, перестраивали, завоевывали, разрушали, почти сто лет он лежал в руинах, но дождался своего звездного часа. В конце 19 века его тогдашний владелец барон Этьен ван Заюлен ван Найевелт ван де Хаар обратился к знаменитому нидерландскому архитектору П. Кайперсу с просьбой восстановить родовое гнездо. Гений архитектора и деньги Ротшильдов сделали мечту реальностью.
 
 Здесь всё было продумано до мелочей: и расположение покоев, и «коммунальные услуги», и мебель, и одежда лакеев. Даже дизайн посуды создавался специально для этого замка. Конечно в большинстве своем этот замок новодел, но как все искусно восстановлено, что не возникает и тени сомнения в старости этого заведения. 
 Перед входом в замок нас встречают каменные львы и горгульи. А внутри один из самых известных экспонатов замка - входная группа.
 
Дальше все как обычно - центральный вход не для простолюдинов и мы опускаемся по крутой лестнице на нижний этаж, откуда и начинается экскурсия.
 Вся экскурсия проходит под знаком еды. Где готовили, как ели и пили сами гости и их дети, как их обслуживали. О всем остальном как то очень быстро и не подробно. 
 Начался наш обход с двух кухонь : старой и новой. Они обе действующие на них в дни приезда гостей полным ходом идет подготовка торжеств.
Если я правильно понял, при наличии энной суммы денег можно заказать такой тур и получить наслаждение от кулинарных способностей местного шеф-повара. Говорят особенно ему удавались десерты. Один из его шедевров стоит в обеденном зале. Это сделанный из сахара макет замка.

  Через офис. Интересное название помещения, где блюда готовились к подаче попадаем в обеденный зал. Небольшое помещение с шикарными полотнами и большим столом посередине. Здесь проходили все приемы пищи хозяев замка.

  Следующий зал - Главный зал. Огромное помещение, бывшее раннее двором. Здесь в углу был колодец, лошади привязывались к стене, а по двору гуляла всякая живность. После реконструкции зал получил крышу и был качественно украшен. Именно здесь хозяин замка встречал своих гостей и угощал небольшой чарочкой. Именно в этом зале стоит старинный саркофаг, который хозяева использовали как... холодильник! Во время приемов его заполняли льдом и клали бутылки с шампанским и вином.
 Следующий зал рыцарский для послеобеденного отдыха. В этом зале на потолке можно проследить историю рода хозяев. Именно в этом зале я был пойман, как папарацци, поэтому фото этого зала у меня отсутствуют.
 Лишь следующий зал - бальный удалось немного сфотографировать. Именно в этом зале можно увидеть главные полотна замка, подтверждающие любовь к коллекционированию хозяев. Два тканых полотна брюссельского ткача Питера ван Алстом из трех висят здесь. Это полотна из коллекции десяти с общей темой "Спасение человеческого рода". Левое полотно - "Сотворение и падение человечества", правое - "Вознесение Господне". Так же в этом зале японская карета 18 века.

  Дальнейшая экскурсия прошла без изюминок. Нас провели через винный погреб и детскую столовую. На этой можорной ноте экскурсия была закончена. Осталось только прогуляться по парку и полюбоваться белыми лебедями.
Амстердам 
На город у нас был один вечер и одно утро. Получилось прогуляться по кварталу Красных фонарей и прокатиться на маршрутном водном трамвайчике
Ночной Амстердам. Прогулка по кварталу Красных фонарей

Последний вечер путешествия. Завтра отправляемся домой. Для удобства отель забронировали в аэропорту Амстердама, а гулять поехали, конечно, в город. При подготовке к поездке нашел бесплатный аудиогид izi.travel и решил испробовать такой вид экскурсии. Включаешь GPS и аудиогид и идешь с наушником в ухе. Как только подходишь к заданной точке аудиогид автоматически включается и далее только знай верти головой. Вариантов экскурсии было несколько. Выбрали ту, которая символизирует город. По кварталу красных фонарей. Выбор был сделан не зря. Оказывается не только девушками древнейшей профессии знаменит район. Здесь есть еще много и других интересных мест, о которых стоит узнать.
 Начинаем свою прогулку от железнодорожного вокзала. Расхожая фраза, что вокзал это ворота в город, именно в Амстердаме имеет свое подтверждение. Голландский архитектор Питер Кёйперс спроектировал главный вход вокзала с двумя башнями так , что у прибывших в город возникало ощущение входа в ворота города. Башни главного входа украшены изображениями сцен из жизни людей торговли, промышленности и судоходства. На фронтоне изображён государственный герб между двумя львами. Под ними находятся четырнадцать гербов городов, включая Берлин, Санкт-Петербург и Париж, до которых в то время можно было доехать по железной дороге.

  Повернувшись спиной к вокзалу отправляемся в ночной город на встречу с интригующим кварталом Красных фонарей. Для этой цели переходим по мосту через канал и перед нами улица Дамрак (Damrak), бывший канал, засыпанный в 1845-1883 году. Чтобы попасть в квартал Красных фонарей поворачиваем налево по улице Prins Hendrikkade и затем во вторую улочку направо. Отсюда и начинается сам город с маленькими узкими улочками и каналами. 
  Искомая улица носит название Zeedijk. Здесь в самом начале слева не пройдешь мимо дома черного цвета. Это одно из двух уцелевших деревянных зданий Амстредама 1550 года постройки. Носит он название "In 't Aepjen", что переводится как "В обезьянах". Название пошло от бара на первом этаже. Колоритная обстановка сохранилась в баре и сейчас. На стойке все еще находится потомок тех обезьян, которыми по легенде могли расплачиваться моряки, оставшиеся без денег. Отсюда и пошла голландская поговорка быть в обезьяне, то есть быть в беде.
  Дойдя до конца улицы и повернув направо, попадаем к каналу Oudezijds Voorburgwal. Вот он перед нами квартал с большими окнами, подсвеченными красным цветом, театрами сексуальной направленности и большим количеством заведений, связанными с секс-туризмом. В душе уже все поднимается. Кажется вот сейчас все и начнется и ты наконец увидишь то , о чем читал и слышал. Красивых девушек в окнах, на которых можно любоваться. А на деле все начинается совсем с противоположных зрелищ. С мест, где надо думать о душе, а не о теле. 
  В доме под номером 40 по правой стороне улице находится Часовня Господа нашего на Чердаке. Это старейший музей города, основанный в 17 веке. В те времена католикам негде было обратиться к богу, так как эта религия была запрещена. Богатый купец Ян Хартман тайно организовал на чердаке своего дома часовню. Сначала тайно, а позднее после снятия запрета уже открыто Часовня на Чердаке выполняла свои функции. Сейчас, поднявшись на верхний этаж можно увидеть в каких условиях проходили службы. Длинный узкий неф часовни вмещает около 150 человек. Она выполнена в стиле Голландского классицизма, а над алтарем висит довольно известная работа Яна де Вита «Крещение Христа.» Остальная часть дома отдана под музей, демонстрирующий публике типичные интерьеры Золотого Века Нидерландов.
 От одной церкви перейдем к другой. Этот памятник архитектуры и действующую церковь мимо точно не пройдешь. Носит она название Старая церковь и является одной из первых построек города. Возникла в 14 веке. В настоящее время интерьер церкви достаточно скромный. Все великолепие было уничтожено в 16 веке во время противоборства протестантов и католиков. Первые были против присутствия в церкви икон. Зайти в церковь все равно стоит. Здесь похоронены многие известные люди города. Около 10 тысяч почтенных жителей Амстердама. Самая известная из них Саския ван Ауленбург, жена великого голландского художника Рембрандта ван Райна. Каждый год 9 марта около 9 часов утра солнце освещает надгробие Саскии. Это красивейшее зрелище называется "Солнечный завтрак с Саскией".
 Для полного обозрения и для контраста обойдем здание церкви. Здесь и произойдет переход от созерцания духовных реликвий , к более земным. Первое на что обратил внимание аудиогид. Это здание, которое носит название Информационный центр проституции. Этот центр предназначался девушкам, приехавшим на заработки. Хотя у меня изначально возникла мысль, что это как туристический центр информации, где можно получить достоверную информацию, где кого и за сколько. На самом деле бывшая работница квартала красных фонарей Мариска Мэйор создала центр для работающих здесь девушек, чтобы снабжать их детальной информацией о их правах, правилах поведения, безопасности, ценовой политике и так далее. Сейчас это заведение еще и туристический аттракцион, так как этот центр устраивает еженедельные туры по кварталу, а так же маленький музей. Фотографировать в квартале Красных фонарей окна с девушками строго запрещено. Нарушителю может не поздоровиться. То же самое касается и заведения, описанного выше, но из под тишка мне удалось сфотографировать окно.

 Далее, обходя церковь, обязательно наткнешься на памятник проститутки. Это бронзовая скульптура была заказана вышеописанным информационным центром. Позировала для скульптуры сама основательница центра. Дальше еще одна скульптурная композиция - небольшой бронзовый рельеф, врезанный в мостовую. Он изображает руку, держащую женскую грудь. Еще один объект, напоминающий о назначении места, где мы находимся. Автор неизвестен. Уже около 15 лет он следит за состоянием своего произведения и периодически забирает его на реставрацию. Делает он это незаметно для окружающих. Как это происходит догадаться трудно, но поверим на слово создателям аудиогида.
  Обойдя церковь вернемся к каналу и повернем направо. Следующие две узкие улочки Trompettersteeg и Dollebegijnensteeg, по мнению авторов экскурсии, лучшие места для знакомства с миром древнейшей профессии. Именно здесь работаю самые красивые девушки квартала, соответственно здесь и самые цены. Мое мнение обывателя разошлось с авторами. Красивые девушки, даже очень, встретились мне в другом переулке, хотя на вкус и цвет, как говорится...
  Кроме статистических показателей красоты улица Trompettersteeg знаменита тем, что она самая узкая в городе. Можно раскинув руки достать до обеих стен сразу.
  
Скорее всего именно это и привлекает девушек работать на эту улицу, а клиентов пройтись по ней не один раз. Именно ощущение присутствия, за счет узости улицы, более всего вдохновляет представителей мужского пола. Испытано на собственном опыте. Я имею ввиду вдохновление, не более. Фотографий, по причинам описанным выше, выложить не могу. Вернувшись к каналу продолжаем движение до моста по улице Oude Doelenstraat. Пройдемся по мосту и далее до следующего канала. После повернем направо, дойдем еще до одной церкви - Валлонской. Это старая французская католическая церковь, которая была основана в Амстердаме в начале 15-го века. На 17 век пришелся ее расцвет, когда множество французских протестантов – гугенотов- прибыло в Амстердам. Еще она знаменита тем, что в ее регулярно посещал Винсент ван Гог.
  От церкви вернемся обратно к делам насущным для квартала Красных фонарей. Кроме непосредственно девушек с окнами, здесь имеются и другие возможности для различного рода утех. Это различные театры секса. Самый известный - театр Секса – Каса Россо. Узнаваем он по розовому слонику на здании. С этими слониками надо быть поосторожней, так как они могут написать на Вас. Сами представления это есть продолжение утех, которые можно получить на этой улице. Одно отличие. Здесь Вы просто зритель.
 Кроме плотских утех квартал наводнен и другими развлечениями, которые у нас в стране преследуются по закону. Это так называемые кофе-шопы, где можно попробовать легкие наркотики. 
  Закончили мы экскурсию, уйдя направо с канала по улице Bloedstraat, чтобы попасть на площадь Нового рынка (Nieuwmarkt). Здесь перед нашим взором предстал красавец - замок. Точнее здание Весовой палаты ( Waag) Построено здание в 15 веке, как ворота городской стены Амстердама. С 17 века в бывших воротах начала работу весовая служба, осуществлявшая взвешивание товаров для рынка. В верхних этажах здания расположились резиденции нескольких гильдий — кузнецов, художников, каменщиков и хирургов. При гильдии хирургов работал анатомический театр, один из уроков в этом театре был запечатлён на картине Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа».

 Здесь мы закончили экскурсию, предложенную izi.travel и направились на площадь Дам.
Площадь Dam. Ночной обзор

Центральная площадь Амстердама носит имя Dam. С голландского переводится, как плотина. И это неспроста. Еще в 13 веке на реке Амстел построили дамбу для связи между поселениями на разных берегах. Со временем дамба превратилась в городскую площадь, и город стал развиваться вокруг нее. Воедино слились две площади Платсе и Мидделдам. Для предания площади статуса политического центра города здесь был построен в 1655 году Королевский дворец. Быстрый рост населения и казны позволил построить здание, которое стало символом экономического, научного и культурного расцвета 16 - 17 веков в Голландии. Здание помимо внешней и внутренней красоты является еще и примером лучшей инженерной мысли того времени, так как в основу здания лег фундамент из 14000 деревянных свай каждая длиной 18 метров.

 Фасад здания украшают многочисленные скульптуры. На верху большой купол с флюгером в форме старинного судна-когга – символа Нидерландов. Под самым куполом располагается несколько окон, из которых раньше можно было наблюдать отплытие и прибытие кораблей в гавани. Дворец славится роскошными интерьерами в стиле ампир, оставленными Луи Бонапартом, бронзовыми люстрами, оригинальными драпировками стен и скульптурами 17 и 18 веков. В многочисленных залах и галереях выставлены картины голландских художников — Говерта Флинка, Якоба Йорданса, Яна Ливенса и Фердинанда Боля. Рембрандт также получил заказ на создание для ратуши полотна «Клятва Клавдия Цивилиса». Это была самая большая картина, когда-либо им созданная, но вскоре закупочная комиссия отказалась приобрести работу мастера. Сохранившийся фрагмент картины находится сейчас в Стокгольме. 
  Справа от Дворца стоит Новая церковь - храм 15 века. Ее называют Новой, потому что она появилась на свет на 200 лет позже Старой Церкви, которая перестала вмещать всех желающих. Красота первого здания не дошла до наших дней. После трех сильных пожаров от церкви осталось лишь два фасада : западный и северный. Остальные фасады неоднократно перестраивались. Сейчас церковь не действующая. С 1814 года здесь проводят церемонии инагурации нидерландаских монархов правящей династии Оранских-Нассау. Последняя коронация состоялась 30 апреля 2013 года, когда на престол возводили нынешнего короля Виллема-Александера. Здесь же в 2002 году прошло его бракосочетание с принцессой Максимой. В обычные дни Новая Церковь служит блистательным залом для органных концертов и выставок, лекторием и даже помещением для проведения антикварных ярмарок.

  Слева от дворца здание с двумя фигурами на фасаде - Музей Мадам Тюссо. Здесь в музее так же, как и в Лондоне можно увидеть много восковых копий знаменитых людей, а с некоторыми и сфотографироваться.

  На противоположной от Дворца стороне площади стоит белая стела. Это памятник героям, погибшим в годы второй мировой войны, а так же память о 22 погибших во время празднования победы капитуляции Германии. 7 мая тысячи амстердамцев вышли на площадь, чтобы встретить освободителей. В самый пик праздника с крыши заработал пулемет, установленный недобитыми фашистами. На грани мира 120 человек были тяжело ранены и 22 погибли.

 Здесь же на площади находяться самый известный в Амстердаме град-отель Краснопольский, Алмазный центр и универмаг Бенкорф.
Амстердам с борта кораблика

Утро последнего дня перед вылетом было посвящено прогулке на катере по каналам Амстердама. Для начала нужно было найти кораблик с русским аудиогидом.
Такой обнаружился только в бухте Damrak, что рядом с одноименной улицей. Отсюда и начался наш заплыв. Изначально выплыв из бухты плывем в направлении OOsterdok. Мимо проплывает здание Центрального вокзала города и туристический офис.

  Пока плывем по широкой воде никаких городских особенностей жизни амстердамцев разглядеть невозможно. Зато возможно увидеть местные туристические символы города. Один из них башня Схрейерсторен.
 
Это башня в ряду крепостных стен города была построена в 1487 году. В переводе название башни переводится , как острый. Название пошло от острого поворота городской стены в этом месте. Позднее появилась и легенда у башни. Название башни созвучно с голландским словом плач и поэтому называется «башня плача», так как на этом месте женщины прощались с мужьями, уходившими в плавание на кораблях Ост-Индской компании. На северо-восточной стене башни в сентябре 1927 года была установлена памятная доска, свидетельствующая о том, что отсюда 4 апреля 1609 года Генри Хадсон по поручению Ост-Индской компании отправился в экспедицию в Америку с целью найти западный путь в Индию. Результатом экспедиции стало описание Атлантического побережья Северной Америки от Ньюфаундленда до Нью-Йорка, открытие острова Манхэттен и реки, ныне носящей название Гудзон. Доска была установлена по инициативе Исторического общества Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. . 
 За башней виднеются купола церкви Святого Николая.
 
Построена она в 1885-87 годах после принятия в 1848 году Новой Конституции, гарантировавшей свободу деятельности любых религиозных организаций. До этого деятельность католических организаций в стране была запрещена. Шикарное здание с двумя помпезными башнями первое , что бросается в глаза каждому туристу, прибывшему в город через Центральный железнодорожный вокзал. Церковь посвящена покровителю моряков, купцов, путешественников и, собственно, Амстердама - святому Николаю, чьё скульптурное изображение можно увидеть в нише на фронтоне церкви. Кроме этого на фасаде стоит обратить внимание на большое окно-розетку, в центре которого находится барельеф Христа и четырёх евангелистов. Внутри церкви Вас встретит роскошный интерьер храма. Помимо резного потолка, позолоченной мозаики и цветных витражей стоит услышать в церкви и местный орган немецкого мастера Вильгельма Зауэра.
  Пока мы рассматривали башню, кораблик заплыл в городской канал Аудесханс (Oudeschans) . И здесь мы сразу окунулись в особенности жизни амстедамцев. Где еще так близко можно проплывать на корабле и заглядывать в окна жилых плавучих барж. Разрезая волны наше судно медленно проплывало мимо кухонь, где готовили завтрак, гостиных с отдыхающими хозяевами, разве что спален со спящими людьми не попадалось. 
  Рассматривая плавучие дома, незаметно подплываем еще к одной сторожевой башни Монтелбансторен.
 
Построена она в 1512 году, как крепостная башня. Несуразицы и неудачи долго преследовали башню. Сначала часы башни часто показывали неточное время и били склянки невпопад, за что местные жители прозвали башню «Безумный Якоб». Позднее в 1606 году Хендрик де Кейсер надстроил Монтелбансторен: новый прозрачный купол и изящный шпиль украсили городской горизонт, но слишком утяжелили башню, и четыре года спустя она стала заваливаться набок. Местные жители работали наравне с нанятыми городом рабочими, и ценой адских усилий «Безумного Якоба» выровняли, а фундамент укрепили — башня и по сей день стоит на тех же деревянных сваях. Сейчас здесь располагается жизненно важное для Амстердама учреждение — центр контроля за уровнем воды в столичных каналах и шлюзах.
  Чуть дальше вдалеке виднеется купол Южной церкви. Церковь знаменита людьми, которые посещали и прославили богоугодное заведение. Согласно местной легенде, Рембрандт написал картину «Ночной дозор» в здании церкви, потому что его собственная студия была слишком мала. Французский художник-импрессионист Клод Моне написал картину с видом этой церкви во время своего посещения Нидерландов. Зюйдеркерк использовалась для богослужений до 1929 года. В течение последней зимы Второй мировой войны, вошедшей в голландскую историю как «голодная зима» (hongerwinter), церковь использовалась как временный морг, потому что люди умирали быстрее, чем их могли хоронить. В 1970 церковь закрыли, потому что она была на грани обрушения. В 1976—1979 гг. церковь отремонтировали, и с 1988 года она служит муниципальным информационным центром с регулярно меняющимися экспозициями, а также с постоянной выставкой, на которой представлен уменьшенный макет Амстердама, каким он должен стать к 2020 году.

  Экскурсия продолжалась своим чередом и дальше аудиогид обратил наше внимание на танцующие домики. Их кривизна поражает. А виновата во все жизнь на воде. Дома стоят на сваях. Они со временем гниют и это дает определенный наклон домам. Отсюда и получилось такое название.

  Тем временем, выплыв в акваторию реки Амстел, мы подплываем к мосту под названием Синий мост. Имя мост получил по наследству от старого деревянного моста, который был на этом месте с 1600 года. Синий цвет символизировал один из цветов нидерландского флага. Сам мост является одним из самых красивых в городе. Основания моста выполнены в виде корабельных носов, а фонари украшены коронами Священной Римской Империи.

  смотрев мост, опять уходим в каналы. На этот раз Herengracht. Проплываем мимо музея сумок. Запечатлеть объект получилось случайно. Покапавшись в недрах интернета, получаю информацию, что в музее собрана коллекция более 3000 сумок. Самая старая датируется 16 веком. В это время кораблик подплывает к интересной точке на пересечении с каналом Reguliersgracht . Именно здесь, всмотревшись вдаль канала, можно увидеть сразу семь мостов.

  Архитектура голландской столицы продолжает нас восхищать и далее по течению канала. Все заканчивается с момента первого взгляда на велосипедную парковку у ж.д. вокзала. Наверное это самая большая парковка. Отсюда, проплыв под мостом попадаем в акваторию реки Эй. Она разделяет город на две части. На ее берегах находится несколько интересных объектов. Проплываем их мимо.
 Белоснежное здание института кино EYE. Здесь расположен музей кинематографии. На его площадках можно познакомиться с историей кино и увидеть полюбившиеся фильмы.

  С правой стороны мимо проплывают пути ж.д. вокзала. Оборотная его сторона так сказать. [[photo2589484]]Далее интересный комплекс для детского развития - НЕМО. Здесь на четырех этажах в развлекательной форме дети сами могут узнать как все работает и устроено. Главное правило музея - все можно трогать и крутить. Очень хочется побывать в таком заведении.

 Мимо музея корабль поворачивает назад и вот уже снова видны купола церкви Святого Николая. Кораблик возвращается к пристани. Вот и все. Впереди дорога домой.

Комментарии
О Маршруте
Ссылка: