Тунис / Автотуризм
 

Тунисская Сахара

3 - 19 ноября 2009 г.
 
Подготовка

Постепенно определялся состав, шла работа по подготовке тунисских виз, мы же ясное дело переживали больше за технику – готов ли наш тепловозик к дальнему испытанию, не подведет ли в пустыне… Практически все свободное время начиная с сентября мы проводили в гараже с машиной, порой проводя все выходные напролет прерываясь только на обед в макдрайве. Ближе к отъезду началась подробная работа с разработкой маршрута по пустыни, изучались отчеты схожих экспедиций русских, польских французских. Ага, а теперь вот может и наши отчеты, украинские, кому-то помогут… Была изучена карта туниса и ночью перебирались в голове фотоснимки с гуглерс. Идейный вдохновитель проекта и по совместительству организатор экспедиции Димон – колоритный веселый человек, обладающий огромным запасом знаний не только о Северной Африке, владеющий английским, французским, венгерским языками и прекрасно поющим на итальянском. Для меня так и осталось загадкой как можно все это держать в голове! Жизнь покидала его и по Европе и по Северной Африке, так что места он знает не по наслышке. Команда подобралась тоже веселая – 4 экипажа:
1.Toyota LC 60, звать анаболиком, под руководством опытного джипера - Ролика
2.Mitsubishi Pajero Sport, пилотируемый Свампером
3.Nissan Patrol, самый правильно подготовленный для нашего формата автомобиль душу в который вложил его хозяин Hannibal
4.Toyota LC 80, под управлением семейного подряда автора.
5.Nissan Navara Димона на момент старта находился в Тунисе и прошел в рамках экспедиции всего 2 дня после чего был эвакуирован из-за выхода из строя турбины.
Итак последние дни беготни по магазинам, закупки продуктов и недостающего шмурдяка остались позади и конечно практически не поспав (а кому спится в ночь перед экспедицией на другой континент?) в шесть утра наши боевые машины впервые встретились и познакомились по традиции клуба в парке Пушкина. Им предстояло пробежать много километров вместе, они конечно друг друга хорошо понимают – все ведь чистокровные японцы. 3-го ноября ровно в шесть утра, под громкие аккорды концертной записи Металики с симфоническим оркестром колонна неспешно покатилась на запад. По дороге Киев-Чоп я намотал немало километров, но впервые я ехал по ней в Африку! Я ехал по знакомой до боли дороге Киев-Чоп к своей вчерашней мечте, и тут уже не до сна! К слову с этого момента и до конца экспедиции со сном у нас складывалось не очень, но ведь мы не спать ехали. Самый ровный украинский город Ровно расположенный на холмах встретил нас обострением свинячего ажиотажа и свежевыпавшем снегом, у меня это первый снег в этом сезоне.
Венгрия

За первый день мы проскакали около тысячи километров и заночевали уже в Венгрии в первой моей «заграницей» не считая рождения конечно. В город Ньиредьхаза (венг - Nyiregyhaza) я попал в седьмом классе с Жекой-Grin и группой таких же школьников. Это была первая моя поездка «за рубеж» - мы отдыхали в Хусте в гостинице «Нарцисс» и нас на сутки вывезли в Венгрию. Но люди которые организовывали ту поездку перепутали школьников с челноками и отвезли нас на базар, больше я ничего не помню с той поездки – только гостиницу в которой прорвало водопроводную трубу и нам с Жекой пришлось ютиться на одной узкой кровати из-за нехватки номеров и собственно базар города Ньиредьхаза где мной были приобретены 2 авторучки. В Этот раз мне опять не посчастливилось посмотреть этот город, прибыли мы уже около 11-ти вечера, и с рассветом убыли в дальнейший путь. Открытием для нас стало тот факт что в Венгрии необходимо покупать виньетки для передвижения по автобанам. В 2008 году когда мы проехали всю Венгрию с востока на запад в рамках поездки Киев- о. Сардиния-Киев мы по незнанию ничего не покупали и нас за это никто не оштрафовал. Оказалось что тогда нам просто повезло, ровно как и в Словении, где тоже необходимы виньетки. До Будапешта мы докатились достаточно быстро запарковались на пл. Королей для фотосессии. Немного осмотревшись на местности решили что нас не устроят стандартные ракурсы машин нагло припаркованных на тротуаре (что в Венгрии запрещено) и приняли решение штурмом взять пл. Королей. Для этого Димон взмахом руки остановил четырехрядное движение вокруг площади и мы проследовали в центр к монументу. Как потом шутили - мы были первые там после гусениц советских танков 1952-го.

Далее мы проследовали колонной через центр Будапешта, нарушая при этом многие правила движения с целью не разрывать колонну, и покинули этот без сомнения интересный город которому стоит уделить хотя бы день времени. Взяли курс на озеро Балатон, все прямо по следам прошлогодней поездки, только вот на само озеро мы в этот раз не подъехали, а там есть на что посмотреть, но нам ведь в Африку охота. За озером есть курортный городок Хэвиз (Heviz) где расположено озеро с термальными источниками, что позволяет купаться в нем круглый год, чем и пользуются туристы в основном, как мне показалось, немцы.
Австрия. Италия

Покидая Венгрию решили идти северней, через Австрию, так получается на 70 км больше чем через Словению, но и на те же 70 км красивей. Горы, зеленые альпийские луга, отвесные скальные массивы припорошенные снегом, частые туннели, эстакады… Жаль что увидели мы только туннели и эстакады - плотный туман и дождь сопровождал нас весь день вплоть до города Падова в Италии, где мы разместились поздно вечером в странного вида отельчике около вокзала, две из наших машин не влезли в подземный паркинг, какая-то полиция, какие-то стремные местные люди - вобщем впечатления город Падова оставил смутные. Отужинали имеющимися с собой запасами, коих оказалось в большом количестве, кухня в такое время не работает понятное дело, легли спать, в шесть выезд. Идем дальше по Италии, по правую сторону от нас (севернее) - Альпы, виднеются заснеженные вершины, погода улучшилась, вышло солнце, видимость нормальная. Вот такую бы погодку в Австрии… Автобаны, автобаны, периодически развлекает радио «Эхо унитазного бачка» которое вышло на новые горизонты вещания – в программе новости и песни. Проходим съезды с заманчивыми названиями городов – Венеция, Пьяченца, Верона - «но нам туда не надо». Съехали с автобана для пополнения запасов правильного вина.

Перед Генуей начинается горный хребтик протянувшийся вдоль побережья и по словам Димона «крученый-перекрученный» автобан, я долго не могу понять как автобан может быть «крученный», пока не прошли пару поворотов с ограничением скорости в 50км/ч (это на автобане!). Сплошные туннели, со счету сбились, но не менее 30, резкие повороты, движение плотное. Буквально вываливаемся из гор в Геную. Город расположен большей частью на склонах гор, узкие крутые улочки, маленькие развязочки, тянучки. Пытаемся держаться вместе, но это практически невозможно, В туннелях, идя замыкающими, периодически слышим низкий гул сигнала железнодорожного локомотива, напрягаемся – где-то туннель соединяется с железнодорожным, надо ожидать переезда, потом выяснилось, что это ведущий (Hannibal) играется пневмосигналом, изображая электричку в туннеле тем самым гоняя мотошмяков и разную мелочь которая в панике бросается в разные стороны. Ориентироваться в городе очень сложно, ЖПС не сильно помогает, постоянно повторяя: «перепроложить? Наконец, заходим в порт по расписанию в четыре вечера, видим наш паром, строимся в колону, глушим двигатели, все, теперь только Африка впереди! Прошли около 2400км от Киева.
Паром

Генуя Генуя
Часть отправляется в магазин, ведь это последний пункт нашего маршрута, где можно купить хрюшного мяса, колбасы и «остальных стратегически важных продуктов» которые недоступны в мусульманском Тунисе. Неспеша проходим паспортный контроль и заскакиваем на борт парома. Паркуемся, берем с собой запас «стратегически важных продуктов» на сутки пути, поскольку палуба с автомобилями наглухо задраивается и доступ к машинам мы получим только по прибытию в порт Туниса..

После поселения в каюты все вываливают на верхнюю палубу, осматриваемся – красивый город Генуя. Рядом с нами стоит паром-близнец, пришедший из Туниса. Стоит отметить что большинство машин на пароме – это все же местные - тунисцы которые работают в Европе, хотя много и путешествующих, кто просто, кто в сахару, а кто и через всю Африку. Местные – это обычно легковой хетчбек или универсальчик на крышу которого возгружено огромное количество самых разнообразных вещей найденных похоже на помойке – мебель, кресла, диваны, велосипеды, мопеды… Объем шмурдяка на крыше порой привышает объем самого автомобиля. Местные особенности логистики. Под всем этим грузом пузотерки просто лежат на брюхе. У некоторых кончается топливо, так как в Тунисе оно вдвое дешевле и все стараются подкатить к парому с пустым баком. Всю эту суматоху мы же наблюдаем уже с верхней палубы и посербывая пивко. Подняли сходни, отдали швартовы, дали ход, прощай Европа. Европа была явно против нашего отхода в неведанные края, наморщила облака, залила их свинцом, а позже и пустила небольшой смерч. Но деваться уже было некуда, мы потихоньку набирали крейсерские 20 узлов и отдалялись от итальянского побережья.

Быстро сориентировавшись на местности (благодаря опытным покорителям средиземноморья) мы накрыли поляну на открытой палубе используя для этого два пластиковых стола и с боем отвоеванные у аборигенов – владельцев палубных билетов стулья. Накрыв столы широким ассортиментом «стратегически важных продуктов» уселись ужинать. Позже, подул сильный ветер и согнал нас в холл верхней палубы, где мы продолжили.. ну вобщем продолжили. Набежали арабы. Больше всего запомнился оживленный диалог Ролика с одним арабом – сразу вспомнился фильм «Особенности национальной охоты». Ролик ему по-русски, тот по-французски и оба друг друга хорошо понимают. И все бы хорошо бы закончилось, если бы не один эпизод, который трудно описать словами. Ролик ему про тайота сиксти рассказывает, показывает фотки и видео на ноутбуке, мол вот кАк мы отдыхаем, а тот так не особо вникая в увиденное и делая вид, что то, что показывает ему Ролик он в детском садике делал, тычет себе в грудь пальцем и говорит – СЕАТ ТОЛЕДО, СПОРТ! Все упали! Занавес! Сеат Толедо форева!
Все потихоньку разбрелись по каютам, а мы решили еще потыняться по теплоходу. Обошли все, позаглядывали в служебные помещения и пошли отдыхать. Утро было тяжелым… Просыпаясь услышал сообщение по внутреннему радио о том что в связи с плохой погодой будут отключены лифты и эскалаторы. В коридорах качает, приходится придерживаться за поручни – неужели мы так крепко вчера… Когда выполз на палубу встретил наших, понял что не только у меня утро тяжелое. Огляделся и все стало на свои места – сильнейший ветер, высокая волна с гребешками - вобщем море штормит неслабо, и наш паромчик колбасит не слабо, не смотря на то, что он такой большой. Меня так вроде по жизни не укачивает, но в тот день я понял что нет людей которых не укачивает, просто у каждого это приходит раньше или позже. У всех вокруг кислые мины, в коридорах наблевано. Провели экскурсию по парому на свежем воздухе и немного полегчало. Паром идет около суток, в порт La Goulette подошли часам к четырем, тут нас встречал подмигивая с бил борда сын отца тунисской нации и второй президент Туниса по совместительству.

Пока отшвартовались, пока выехали с парома, пока прошли таможенный и паспортный контроль. Все вроде без проблем, но по времени вышло не шибко быстро. Местных кстати, менеджеров по нагрузке всякого хлама на крышу собственного авто, таможня проверяет достаточно скрупулезно, заставляют все снимать, переупаковывать, вобщем повышают квалификацию. Территория порта- последнее место место, где можно еще купить в дьюти фри сравнительно дешевый алкоголь типа водки. Далее по стране бутылка такого напитка стоит порядка 100 долларов штука. Нас не трогают, машины не открывали. Единственное – мы поскручивали антенны и попрятали станции – говорят тунисцы последнее время придираются к такому оборудованию. Но не изымают если найдут (впрочем никто не искал), а берут на сохранение в сейф и отдают на обратном пути. Рядом встречается уже больше подготовленных машин, техничек и мотыков типа Afrika Twin. Водителям дают зеленую бумаженцию на авто и ставят штамп в паспорт о том что ввезен автомобиль - марка, номер. Сделано, что б нельзя было продать авто на территории Туниса, человек с таким штампом в паспорте может покинуть страну только вместе с автомобилем вписанным в штамп. Такое практикуется во многих странах Северной Африки. Вырулили с территории порта уже к закату, заправили полные баки дешевенькой (около 1 динар = 50 евроцентов = 6,0 грн за 1 литр) но вполне нормальной соляркой. Присутствует 2 типа соляры - Gazoil Normale и Gasoil 50 (типа лучше – рекомендуют для турбовых движетелей). Наш тракторный атмосферник 1HZ с удовольствием лопал Normale. Берем курс на город Сусс и начинаем топтать африканскую землю. Мозги-то понимают что едем по Африке, но как-то не впечатляет – дорога как в Европе, крокодилов и львов так до самого Сусса ни одного не увидели, жирафов тоже не попадалось, может потому что темно было…
Тунис. Первые впечатления

7 ноября - день Президента 7 ноября - день Президента
Прибыли в курортный городок Sousse, а точнее в его пригород El Kantaoui, разместились наберегу моря. Тут у нас было достаточно времени перевести дух, провести плановое ТО и пошататься по городу. Мы прибыли в Тунис как раз после главного тунисского праздника – 7 ноября. В этот день сын отца нации, нынешний президент Туниса – Бен Али был избран президентом, ему уже под 80, его портреты висят повсюду – на бил бордах, зданиях, на заправках и в магазинах. Я долго думал что все это контролируется органами, но меня все убеждали что не совсем так, говорили что народ действительно любит и уважает своего президента. Национальный цвет – ясное дело красный. В связи с праздником все города и даже маленькие деревни были украшены красными флажками.

Все это конечно очень напоминало нашу историю. Но тут все по-другому, мы брали с собой конфеты, чтобы в глубинке кормить голодных африканских детей, а встречали везде сытых, хорошо одетых всегда приветливых детишек. Очень много школ, практически в каждом селе школа, обычно – самое красивое и ухоженное здание в населенном пункте. Проехав по периметру почти весь Тунис мы не встретили захолустных, богом забытых поселений, везде сравнительно чисто, что для Африки не совсем характерно. Дороги… Часто приходит мысль – нам бы такие дороги… Между крупными городами проложены автобаны, которые больше смахивают на европейские, чем на нашу знаменитую стройку века Киев-Одесса. Организация дорожного движения – абсолютно организованный хаос. Вообще впечатление о стране очень двоякое – с одной стороны они научились строить автобаны, а с другой - не привыкли ходить по тротуарам – все ходят по дорогам с таким видом типа «не трамвай объедешь». Правила движения соблюдаются условно, по принципу – если нельзя, но очень надо– то можно. То есть вся страна балансирует на грани африканской дикости и европейской цивилизованности. Очень колоритное и комфортное сочетание.Постепенно вникая в условия жизни в Тунисе я начал соглашаться с местными, они и вправду уважают своего президента и есть за что. Что б это точно понять мне посоветовали заглянуть в соседние Ливан и Алжир, «но нам туда не надо», да и непросто попасть туда. Генеральная линия партии: «Туристы – золото нации», и самое интересное что туристы, то есть мы, это вполне ощущают. Туриста недопекает полиция, полиция туристу помогает, туриста оберегают чтобы он не попалв халепу. Полиции впрочем достаточно много, объясняют это тем, что Тунис действительно очень трепетно относится к своей репутации безопасной страны и борется с мусульманами-фундаменталистами. За всю поездку нас остановили пару раз около алжирской границы, но увидев паспорт, с удивлением и улыбкой на лице желали счастливой дороги. В Тунисе практически нет светофоров, на всех перекрестках организовано круговое движение, при этом автомобили на кругу имеют преимущество. Часто полицейский, завидев машину с иностранными номерами,приостанавливает поток машин идущий по главной таким образом, чтобы беспрепятственно пропустить нас. Наш экипаж как-то отбился от группы и шли мы в одиночку по достаточно оживленной трассе, но не автобан. В общем я достаточно наглосовершал обгон сразу трех или четырех грузовиков и возвращался с обгона уже намосту и через сплошную осевую, тут как тут полиция на пригорке, тормозят меня. Начинается диалог глухого с немым – он мне по-французски, я ему по-русски (некоторые опытные путешественники советуют во время возникновения спорных ситуаций с властями забывать все иностранные языки кроме родного). Мило пообщались руками помахали, даже документы не проверял, финал - «Барра» (езжай по-арабски). В завершении этого лирического отступления скажу что меня удивил Тунис во многом, как по мне это наиболее подходящая страна для отдыха в Северной Африке, Египет во всяком случае – рядом не стоял.
Тунис. Корректировка маршрута

Вездесущие кактусы Вездесущие кактусы
мыс Сфакс мыс Сфакс
Матмата Матмата
Матмата. Матмата.
отдохнув и выспавшись наконец-то мы продолжили наше движение строго на юг, туда где пески и верблюды, где оазисы и непроходимые дюны. Вокруг стандартные тунисскиепейзажи – красная земля, оливковые деревья, кактусы.
Кактусы используют преимущественно в качестве забора(действительно хорошая изгородь – хрен полезешь) или засаживают ими плантациидля уменьшения содержания соли в грунте, кактус вытягивает соль. Также используют в пищу плоды кактусов, предварительно аккуратно избавившись от колючек.

К вечеру прошли мимо Сфакса (Sfax), свернули вправо на деревушку Matmata. Места очень интересные, такого рельефа я еще не видел – чисто марсианский пейзаж, еще тут живут бедуины в пещерах и здесь снимали какие-то эпизоды звездных войн. Матмата одно из мест обязательных к посещению в Тунисе, даже гостиница вырыта в глиняном склоне, а номера –настоящие кельи.

Утром команда разделилась – ребята поехали по местам кинематографической славы звездных войн, а мы отправились напрямую на о.Джерба(Djerba) чтобы забрать брата, который прилетел в Aerport international de Djerba-Zarzis чтобы присоединиться к нам. С одной стороны на остров можно попасть на пароме, сдругой - по дамбе проходит дорога. Встреча с нашими на о. Джерба была настолько эмоциональная, что Анаболик Ролика немного не сдержался.

Рванули дальше в город Tataouine, который считается воротами в Сахару, там остановились на ночевку. После вкусного ужина совещание – завтра входим в сахару, последние корректировки маршрута по пустыне (фактически составили новый маршрут). Наш гид связался со своим другом сахарским проводником, который и скинул нам точки.

В нашем арсенале были обычные КПК с Ozi, Igo, парa Garmin-ов и пара Panasonic CF-18. Из карт я накануне поездки надыбал генштаб Туниса и карту US Army(аналог нашего генштаба, но не успел ее привязать и склеить). Igo для Тунисатак я понял нет и искать бесполезно, Garmin в сети есть, но в виде обзорнойкарты, не очень подробная. Мы шли по генштабу - нет только новых дорог, а так все в норме, привязка плюс-минус 10 м. В Tataouine уже ощущается близость пустыни,на парковке отеля - крузеры, мотобайки, квадры. Но народ больше похож на туристов-матрасников, чем на серьезных покорителей пустыни. Многих просто вывозят на стоковых TLC105 погулять в сахару и обратно.
Сахара. Первые мили

Сахарские грунтовки Сахарские грунтовки
Муфлон Муфлон
Пикник "посредине НИЧЕГО" Пикник "посредине НИЧЕГО"
Углубляемся в Сахару Углубляемся в Сахару
Лепешки прямо в углях и песке Лепешки прямо в углях и песке
Утро, настроение бодрое, прогреваем двигатели, раскладываем шмурдяк, мы как никогда близки к своей цели и уже практически находимся в собственной мечте. Но вдруг все это приподнятое настроение ломает внезапно заклинившее в приоткрытом положении стекло водительской двери. Приехали, почему сегодня??? Почему именно когда нам весь день пилить по пыли??? Почему не вчера или неделю назад? Ну да ладно, как говорит мой батя – на скорость не влияет. На привалах пытался разбудить спящее стекло, но стало ясно что это клин двигателя,расслабились и скотчем заклеили щель. Так и катались до крайнего дня, исправили только перед отъездом на паром, так как ехать с таким шумовым аккомпанементом через всю Европу не хотелось. Пошли стандартные сахарские грунтовки с камнями и стиральной доской, начало колбасить, решили сбросить давление, сдулись до 1,2,позже в барханах пришлось еще спускаться до 0,8.



Дороги которыми мы пользовались в пустыне представляли собой прямик разной ширины 50-100 метров, твердое покрытие припорошенное небольшими камнями. Мы шли по маршруту спецучастков Дакара 2003года. Идти можно практически с любой скоростью, но смотреть в оба! Могут встречаться отдельные большие камни и канавы. Мы расходимся по всей ширине и идем параллельными курсами.

По дороге встречаем красивых белых муфлонов, тут в заповеднике водятся еще газели и еще какая-то мелкая живность. Стоп, заповедник в сахаре??? Приехали, это ж кого и от кого в пустыне защищать-то? Мне сложно было понять, таки да, в пустыне Сахара есть и заповедники. В обед мы остановились на техническую остановку. Двигатель автомобиля Димона застучал, задымил трубой и замер посреди пустыни. Приняли решение отбуксировать авто к смотрителям заповедника (примерно 15км от места поломки),и там пока бросить, а на обратном пути зацепить и дотянуть до цивилизации и оттуда эвакуировать до нормальной СТО.

Заодно и перекусили, пикник так сказать «посредине ничего».Вернулся Юра с Димоном, собрались, продолжили движение. Начали уходить всторону песчаных дюн – вот это уже интересней!

К вечеру добрались до бивуака, и тут, наконец-то после тяжелого дня мы решили порезвиться в песке. Лагерь находится на равнине между дюн, мы выбрали ближайшую и как дети в песочнице. Я с такой радости махом благополучно сел.

Откопался, спустился до 0,8 и продолжил песчаные процедуры. Вечером собрались у костра, местные показали как в сахаре пекут лепешки прямо в углях и песке. Отужинали кус-кусом (местное национальное блюдонапо минающее наше рагу). Днем было около +28 тепла, как только стемнело, температура стала падать, через час упала до +6. На радостях, что мы наконец-то попали туда, куда так долго ехали,мы сбегали на вершину ближайшего бархана и уляглись наблюдать за звездами посербывая коньячек из фляги. На утро условились с брателлом моим сходить на ближайшую вершину для встречи рассвета с интересной точки.
Сахара. Кульминация

Встречаем рассвет Встречаем рассвет
Со временем машины стали садиться.... Со временем машины стали садиться....
Со временем машины стали садиться.... Со временем машины стали садиться....
Берём высоту! Берём высоту!
Лучшая фотка всей экспедиции Лучшая фотка всей экспедиции
В поисках новой траектории В поисках новой траектории
Подготавливая экспедицию я никак не мог ответить сам сеебе на вопрос: "Что может быть интересного в пустыне??? Пустыня - это же то самое место, где ничего нет!" Но тянуло.) Интерес есть, его не опишешь словами, его нужно прочувствовать, пройдя путь.

Заночевали мы в спальниках под открытым небом. Встали в полседьмого и за пол часа успешно поднялись на неизвестную вершину. Встретили рассвет. Было просто хорошо!
Спустившись в лагерь застали наших за приготовлением завтрака. Эмоции переполняли всех и завтрак перерос в торжественный завтрак совсеми вытекающими и булькающими последствиями.
Не знаю, что больше повлияло на наше последующее решение – стратегический продукт или приподнятое настроение, но мы посовещавшись показали пальцем на самую высокую дюну в округе, ориентир – два куста на макушке, и решили ее взять! Местные проводники засомневались и проронили фразу что мол мы туда не заедем. Это была стратегическая ошибка с их стороны. Прогрели движетели, выкинули лишний шмурдяк и вперед! Начали довольно бодро, но современем машины стали садиться.

Из особенностей передвижения по барханам: кроме выбора правильной траектории необходимо следить за кренами и не скидывать газ до того момента, когда передние колеса не спрыгнут с очередного гребня в низ. Как по волнам, разогнался, зашел на гребень, передние колеса провалились в никуда (самый страшный момент) и только тогда можно скидывать газ, машина оседает. Теперь можно спокойно шагать и прикидывать траекторию на следующий бархан. И так бесконечное количество раз подряд.

Когда передние стали садится, стало ясно что так в лоб мы дюну вряд ли возьмем. Начали мозговать, проскочила мысль развернуться, но мы ее быстро отвергли. Подтянулся сахарский гид из лагеря, он думал что мы развернемся сразу, но когда понял что мы настроены серьезно стал бегать в поисках новой траектории, бегал-бегал и выбегал, все-таки глаз наметанный – видит где песок слежавшийся как наст, а где свеженадутый как пудра. Для нас же песок на вид весь одинаковый, я разницы визуально так и не заметил, наверное надо вырасти в этих краях чтоб видеть разницу.

Ахмед (наш сахарский проводник) проложил альтернативный маршрут не в лоб дюны а немного траверсом. Дело тронулось с мертвой точки, весь маршрут Ахмед пробегал пешком. Нашей радости не было предела - мы все жезабрались на вершину! Позже Ахмед сказал, что на машинах на его памяти туда еще никтоне заезжал, на квадрах было, а на машинах - мы первые. Так ли это на самом делеили нет, знает лишь Аллах, но мы были довольны.

Это был кульминационный день нашего путешествия. Дальше нам ехать на север, то есть домой.
Обратный путь

Ремонт Ремонт
Выехали за машиной брошенной около заповедника, зацепили на галстук и пошли дальше по дорогам пустыни. В этот день нам попались не самые приятные дорожки… Если не гребенка – то камни такие что создается твердая уверенность в том, что минут через 10 машина рассыпется, вибрация невыносимая. Сзади стал слышен металлический стук по кузову или по раме. На привале заглянул под машину – все верно – от вибрации оторвало один амморт австралийского происхождения. В войну и не на таком ездили – решили мы и продолжили движение.Приходится выбирать большую дистанцию между машинами, чтобы не глотать пыль. Все, кроме буксируемой автомашины, справляются с этим нормально, иногда уходя из радиуса радиосвязи. И только Нема, привязанный в 8 метрах от Патрола, задраив все люки, истекая потом пытался определить в сплошном тумане свое местоположение. К вечеру добрались до города Дуз (Douz). Утром решили заняться техникой,пока Димона машину грузили на эвакуатор Sahara Asistance, мы меняли задние амморты, которые нам любезно предложил Ролик. У него на передке 4 амморта (поставил перед горганами), и, о чудо, одна пара - восьмидесяточные оригинал.

Отремонтировавшись, взяли курс на город Tozeur через самое большое соленое озеро в стране, тут говорят тестируют болиды Ф1 и просто катаются с ветерком, но нам посоветовали туда не соваться, так как за месяц до нашего приезда север Туниса залило дождями к которым они никак не готовы. В результате затопило некоторые поселения, размыло дороги, и соответственно высохшее озеро немного набрало воды. Вторую часть дня проколбасились по ужасным гребенкам, посмотрели декорации построенного городка для Звездных войн.
Покорили еще один высокий бархан, оторвав еще один амморт австралийского происхождения,на этот раз на Паджере Свампера, опять наколбасились на гребенках, вытрясли все силы, измотанные и уставшие доковыляли до отеля. Даже не могу сейчас вспомнить до какого именно.

Утром продолжили двигаться на север страны в сторону атласских гор, которые являются границей пустыни, за горами влажный средиземноморский климат. Когда я узнал что в Тунисе выращивают пшеницу – не поверил, но когда мы перевалили Атласские горы и оказались в совершенно иной обстановке, я поверил, не только поверил но сам лично увидел растущую картошку рядом с агавой (хотя сказали что это не Агава, а что-то другое). Вокруг горы поросшие средиземноморской сосной и пробковым деревом, везде трава зеленая, такой резкой смены декораций мы не ожидали. Местные называют эти места тунисской Швейцарией, я бы назвал средиземноморской Италией или Францией. В любом случае очень красиво, от Туниса я такого не ожидал. Ехали мы с открытыми ртами прямо до самого средиземного моря – города Tabarka.Тоже достойное место. На следующий день мы замкнули круг в городе Сусс. Тут у нас был день отдыха перед паромом. Мы отвезли брателлу в Аэропорт Туниса, вернулись в Сусс и успели отремонтировать заклинивший в начале пустыни двигатель стеклоподъемника. Вечером торжественный ужин посвященный с одной стороны радостному, а с другой – немного грустному событию – мы прошли тунисскую часть маршрута по периметру страны и теперь нам предстоит самая длинная дорога (по моим наблюдениям) – дорога домой.

На утро зафиксировали наш отъезд на пленку и отправились в Tunis на паром. В порту La Goulette посадка на паром организована не так четко как в Genova, но мы не растерялись и отужинали прямо не отходя от очереди.

Сутки на пароме у меня прошли в попытках отоспаться – ведь нашему экипажу предстоит за 2 дня и 2 ночи пройти всю дорогу от Genova до Киева (около 2400км). Ребята же будут двигаться неспеша, заезжая в Венецию и еще в пару красивих мест. А мне в понедельник на работу... Так что по прибытию парома (в субботу в 01.00) мы рванули без остановок до границы нашей родины. Родина нас встретила немного поддатым но приветливым таможенником на маленьком пограничном переходе около Берегово. В городе решили переспать а с утра спокойненько рвануть на Киев. Врубив вкуснейшего карпа под местное домашнее вино завалились на боковую. А далее была знакомая и родная дорога, веселые дальнобои в эфире, уже никто не обращал внимание на наши номера.

P.S. В Бродах я нагло совершаю обгон нескольких машин сразу через сплошную осевую... выбегает мент и термозит меня (хотя в эфире про этот пост никто не предупредил).Выхожу из машины, расплываюсь в улыбке (давно ведь не виделись), а он и спрашивает:

- Звідки й куди ж ми так спішимо?

- Хочте вірте хочте нє, з...Африки!

Занавес...

Комментарии
Guest13.01.11, 23:03
Сахарапроходцам 
Молодцы!!!!!!!!
Guest12.01.11, 01:56
Superrrrr!!!! 
Обалденно! Молодцы.
О Маршруте
Ссылка: