Идея похода: Тренировочный поход с элементами пешей заброски, где перевал имитировала вершина Облачная. Проверка на выносливость и тре-нировка нового члена группы Ильи Пискунова. Проведения демонстрацион-ных и практических занятий по водному туризму с детьми спортивно-туристского лагеря в селе Тополёвое.

Варианты подъезда и отъезда: от станции Владивосток до станции Новочугуевка каждую ночь ходит поезд (на плацкарте 240 рублей и для про-воза дополнительного багажа нас заставили взять дополнительных два места – 120 рублей за багаж с человека), на Новочугуевке стоят таксисты или мож-но воспользоваться автобусом Новочугуевка – Чугуевка и далее Чугуевка – Ясный (около 100 рублей). Можно воспользоваться и личным автотранспор-том или заказать автобус прямо из Владивостока. Наиболее логично сходить с маршрута в п. Кировский, являющемся районным центром. Через п. Киров-ский проходит трасса Хабаровск – Владивосток и не представляет сложно-стей уехать в любую сторону на автобусе. При желании можно уехать до станции Ружино, где останавливаются все поезда, или до ст. Шмаковка, ко-торая гораздо ближе, но скорые поезда там не останавливаются. Стоимость проезда на поезде в плацкарте около 250 рублей, на автобусе 270 рублей плюс с нас взяли по 90 рублей с человека за багаж (9 мест багажа на четве-рых). Маневр с поездкой до станции и отправлением поездом в сумме полу-чается дороже, чем отъезд на автобусе, и логически оправдан если выходить к автостанции Кировского после 18 часов, когда почти все автобусы на Вла-дивосток прошли.
Возможен вариант сплава и ниже п. Кировский до г. Лесозаводска (ст. Ружино), тогда логично выезжать железнодорожным транспортом.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. Аварий-ный выход с маршрута достаточно прост, так как до Новочугуевки (где со-средоточены все основные препятствия) река течёт вдоль дороги, а после также течёт вблизи населённые пунктов или покосов.

Изменения маршрута и их причины. План похода изменили добавив радиальный выход на вершину Облачную, так как из нас там никто небыл – а это наивысшая точка в Приморье и водораздел верховьев Уссури, а также с целью тренировки пешей заброски на Утулик и пешим походом на Кодар в следующем году. Тренировка школьников была запланирована на время пе-ред активной частью похода, но согласно логики её пришлось вклинить меж-ду пешей частью и сплавом.
График движения

Дата Участок мар-шрута Км Препятствия Время движения Метеоусло¬вия
1 2 3 4 5 6
29.06-30.06 г. Владиво-сток – с. Яс-ное – ручей Березняки Поезд, грузо-вик 1500 Пасмурно
30.06 устье Берез-няков – лесо-возная база 16 Пешком 400 Сильный дождь
01.07 восхождение на вершину Облачная 8 Пешком, вер-шина Облачная 720 Пасмурно
02.07 лесовозная база - п. То-полёвый 35 Пешком 700 Пасмурно, мел-кий дождь
03.07 п. Тополёвый Стапель Дождь
04.07 п. Тополёвый Полудневка Сильный дождь
п. Тополёвый – мост за с. Ясное 4 Грузовик 030 Пасмурно
мост – клуб с. Ясное 1,5
6 раз Залом 300 Пасмурно
Мост - п. То-полёвый 5 Заломы, пере-каты 200 Пасмурно
05.07 п. Тополёвый – с. Нижняя Бреевка 31 Заломы, шиве-ры, порог, пе-рекаты
800 Пасмурно
06.07 с. Нижняя Бреевка – с. Булыго-Фадеево 40 Заломы, пере-каты 700 Пасмурно
07.07 с. Булыго-Фадеево – с. Новомихай-ловка 31 Заломы, пере-каты 810 Переменная об-лачность
08.07 с. Новоми-хайловка – устье Павловки 37 Заломы, пере-каты 1110 Солнечно
09.07 устье Павлов-ки – устье Гришина 47 Заломы, пере-каты 1100 Пасмурно
10.07 устье Гриши-на – отметка высоты на во-де 113 37 Заломы, пере-каты 900 Периодический дождь, пасмур-но
11.07 отметка высо-ты на воде 113 – 2 км за Подгорным 45 Заломы, пере-каты 1100 Переменная об-лачность
12.07 2 км за Под-горным - п. Кировский 13 300 Переменная об-лачность
пляж – авто-станция две ходки по 2,5 Пешком 130 Переменная об-лачность
п. Кировский – г. Владиво-сток Автобус, поезд 600 Переменная об-лачность
Итого 359 10300
Техническое описание прохождения группой маршрута 
29.06.05.

Вечером выехали на поезде Владивосток – Новочугуевка. Поезд прибыл на следующий день около 8 утра.
30.06.05.

Сойдя с поезда необходимо было доехать до с. Чугуевка и далее до д. Тополёвый, но видно выходили мы долго, потому что автобуса у вокзала не было. По прошлому году мы садились на автобус после ожидания около часа: начали ждать. Таксисты стали разъезжаться. Прождав час и не получив сведений о транспорте от местных властей, стали ловить проходящий транспорт. Повезло с микрогрузовиком: все четверо влезли в кабину. За 300 рублей ехать до Тополевого отказался и мы заплатили 500. В Тополевом разгрузили сплавные вещи на территории детского лагеря, накрыв костровым тентом. Добавили еще 100 рублей и поехали до Березняков. Водитель дорогу эту видел первый раз и когда он сообщил, что 40 км от Ясного мы уже про-ехали - у нас был шок. JPS бы пригодился. Дорога единообразна и высотных ориентиров нет. Главное: Облачная на карте – слева, по Березнякам есть на подножье проселочная дорога, а Березняки – это непересыхающий ручей. Когда ориентиров слева так и не появилось, а водитель уже истерически про-клинал, что нас повез – мы развернулись и проехав немного назад выгрузи-лись на отвилку дороги на север (там явный ручей – а все ручьи тут с Облач-ной). Решили идти по дороге вдоль ручья.
Сверяясь с картой и компасом был сделан вывод, что самый вероятный ручей – это Березняки. Это могло быть только чудом, так как по дороге мы ехали долго и вполне могли доехать до Соболиного, но северовосток – не се-вер и мы продолжали движение пока нам на встречу не вырулил микроавто-бус. Тормознули. Какова же была радость, что дорога действительно ведет на Облачную, до лесовозной базы 6 км, а за ней до вершины 4 км… Девушки рванули вперед, что парни еле догнали. К 1740 были на месте. Встал следую-щий вопрос: где тропа на восхождение?
Вправо отходят крутые лесовозные дороги, а видимая вершина прямо слева. Спросили на лесовозной базе – не знают. Но вершина с базы видна, так как приезжавший нынче водитель фотографировал жену на фоне вершины не уходя с базы!
Троп влево не уходит! Заночевали.
01.07.05.

Выспались! Позавтракали! Собрались на восхождение! И вышли в 13:08!
Думали, что умрем от пекла, если будет солнце, но оно лишь часто по-являлось. Предположив, что мы на Березняках у истока (по карте) выбрали направление на восток с ориентацией обходить препятствия и отклоняться с направления в сторону севера, стремясь не терять высоты. Удача нас не по-кинула! Сперва по лесовозной дороге вверх. Как только она стала поворачи-вать вправо уж слишком – выслали разведку обнаружившую, что дорога об-ходит гору вправо и есть спад высоты. На месте поворота направо: пошли прямо углубляясь в лес. Тропы нет. Её и не будет вплоть до вершины. Есть только видимость тропы на отдельно взятых участках до нескольких метров длиной. Сперва лес, потом очень длинный участок бурелома, где мы прини-мали левей. Потом снова лес. Выход на сыпуху открыл нам кедровый стла-ник и чьи-то выдумки об альпийских лугах на Облачной испарились! Обойти стланик по сыпухе во многих местах невозможно, но пробирались от сыпухи к сыпухе. В некоторых местах стена кедрового стланика выше двух метров.
Видим вершину! Движемся к ней зная что она не соответствует карте – за ней еще одна. Так и есть. Спад высоты на 50 метров. Уверенности, что следующая видимая вершина последняя – нет. Между вершинами есть тропа, на ней есть два углубления с водой. Вода проточная. Марина Яровая говори-ла про эту воду и что она между двух вершин. Начав подъем ориентируемся по высотам и все начинают подниматься быстрее после вопля «Это она!».
Вид обалденный! Облака переваливают через хребет на твоих глазах. Фотографирование, видеосъемка, перекус.
Спуск занял меньше времени. Шли опять по компасу (один на четве-рых у Стабровского). Вышли к тому же деревцу на опушке, а вот с выходом из леса на лесовозную дорогу промахнулись метров на пятьдесят вправо, но зато было меньше бурелома. Каждый и так имел шанс вывихнуть ногу – обошлось.
Вышли к лагерю в 20:28. Ничего не тронуто. Чуть ниже лагеря разво-рачивалась машина. Через полчаса пожаловали гости: приехавший на базу водитель КАМАЗа и базовская собака. Молодой парень с Кавалерово, разго-ворчив – но наши девушки его проигнорировали. Парень ушел. Но среди но-чи вернулась базовская собака и съела все остатки ужина, разворошив укры-тый салафаном стол. Несколько раз собаку отгоняли.
02.07.05.

После восхождения спали долго. Тем более дождь! Свернули лагерь и вышли только в 14:00. На базе еще два КАМАЗа, но в Ясное они не едут. Видно лес везут в Ольгу. По спидометру до Ясного 33 км.
Пошли пешком. Опять преодоление четырех пересечений с ручьем. Пара длинных мест со значительным спадом высоты где ручей течет по до-роге среди камней – из-за этого тут и не проедет легковушка. «Кусики» дос-тали! Мечты, что будет попутный транспорт ушли в Ясном. Девушки опять обрели второе дыхание и забежали в сельский магазин: йогурты, мороженое и пиво.
На месте в 21:00.
В Тополевом помылись в бане, поужинали в столовой лагеря.
Весь день был периодический мелкий дождь.
03.07.05.

Стапель двух катамаранов проводил Стабровский, остальные без работы не сидели. Постирались, перепаковались.
04.07.05.

С утра идет ливень, а было запланировано демострационное занятие с детьми с прохождением отдельного участка реки.
На 15:00 заказали машину для вывоза катов к мосту за Ясным.
К приезду машины распогодилось.
Провели занятие со всеми детьми из лагеря.
Закончилось занятие к 21:00.
Сразу стартовали, чтобы встать лагерем на «Ивана Купала» (в 500 мет-рах за Тополевым хорошая поляна и местная нырялка). Делают мост напро-тив Тополевого – обошли справа. Куча заломов. Поляна должна быть за «ГЭС Степана», но этого колеса не видно. В прошлом году поляну эту иска-ли, но не нашли. Сумерки. Пришлось вставать лагерем в диком лесу, так как затемно преодолевать завал через всю речку - смысла нет.
05.07.05.

Вышли рано: в 10.00. Пасмурно. Проходим самый сложный участок реки: в прошлом году за Архиповкой препятствий уже небыло. Речка усложнилась, несколько новых появилось. Только Архиповский завал остался нетронут: каким был, таким и остался. Обнаруженный порог около Архиповского подтвердился: явный выход скальника, делающего перепад высоты по всей ширине реки на 30 см. По порогу видно, что в прошлом году уровень воды был выше на 30 см. Веслами не усердствовали. Джигимон тренировала Браганцову, Стабровский проводил обучение Пискунова. Зачалились рано: категорированную часть дескать уже прошли!
06.07.05.

Вышли в 15.00. Не спешим. Решили поздно выходить и поздно становиться: выход в 11:00, чалка в 22:00, обед не чаще чем через день.
07.07.05.

Сменили экипажи: этот день можно считать днем рождения экипажа Пискунов-Браганцова. Шли без обеда, но полтора часа потратили на закупку хлеба в магазине Чугуевки. Встали на замечательной полянке с выкошенной травой на левом берегу не доходя до автомоста (за ждмостом). Между мостами плёс – пришлось погрести.
08.07.05.

Вышли рано. Солнечно. Грести никто не хочет – отдыхаем. Два ката швартуем лагом, девушки оборудуют шезлонги и загорают. Чалимся раньше времени из-за завала поперек всей протоки. Прохода не видно, а переносить по темноте обременительно. Камни под палатками равняем песком из зарослей.
09.07.05.

Утром, одев гидражку, обнаружили у левого берега возможность прохождения залома с воды. Протиснулись.
10.07.05.

Идет дождь. Ориентиры не соответствуют карте – трудно сориентироваться о месте положения; опять вспомнили про JPS.
11.07.05.

После обеда начались плесы с встречным ветром. Каты соединены лагом. Чтобы сохранить движение вперед парней на веслах периодически меняют девушки. Когда в Уссури влилась Арсеньевка река стала очень мутной. Желание подойти ближе к Кировскому заставило грести и когда плесы закончились. Начались разбои. Встали лагерем опять перед заломом. Барханы песка.
12.07.05.

Хотели выйти рано, но получилось в 10:30. На утренние сборы уходит полтора-два часа, на вечерние чуть больше (у девчонок был ежевечерний массаж), а поспать мы тоже любим. Всё утро парни на веслах. 13:30 на пляже. С автовокзала «Хабаровский» на Владивосток в 14:40, «Лесозавод-ский» в 15:50. Две ходки: успеваем к 15:50 (туда-обратно идти целый час). В 22:00 были уже во Владивостоке.
 

Л о ц и я
РЕКИ УССУРИ (ПРИМОРСКИЙ КРАЙ)
по состоянию на ИЮЛЬ 2004 ГОДА
Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория Наименование, номер Количество
Залом 3 Архиповский (13) 1
Залом 2 4, 5, 6, 7 4
Бревно 2 9, 10, 19 3
Залом 1 22, 24-26 4
Порог 1 14 1
Шивера 1 8, 11, 15-18, 20, 21, 23 9
Перекат 1 1, 2, 3, 12 4

Преп. 1 – перекат: координаты 43°41.26?, 133°58.03?.
Преп. 2 – перекат: координаты 43°41.29?, 133°57.74?.
Преп. 3 – перекат: координаты 43°41.72?, 133°57.36?.
Преп. 4 – залом: координаты 43°41.65?, 133°56.87?.
Преп. 5 – залом: координаты 43°41.89?, 133°56.62?.
Преп. 6 – залом: координаты 43°41.94?, 133°56.53?. Обнос по левому берегу.
Преп. 7 – залом: координаты 43°42.41?, 133°55.51?. Длина залома 200 м. Два бревна. Обнос по правому берегу.
Преп. 8 – шивера: координаты 43°42.51?, 133°55.22?.
Преп. 9 – бревно поперёк русла: координаты 43°42.93?, 133°53.95?.
Преп. 10 – бревно поперёк русла: координаты 43°42.92?, 133°53.21?. Метод преодоления: выход на бревно и перекидывание судна через бревно.
Преп. 11 – шивера: координаты 43°42.84?, 133°52.87?. Длина шиверы 100 м.
Преп. 12 – перекат: координаты 43°44.28?, 133°52.41?.
Преп. 13 – Архиповский залом (3 к.с.): координаты начала 43°44.31?, 133°52.23?, координаты конца препятствия 43°44.38?, 133°52.12?. 200 метров обноса рюкзаков по правому берегу, суда обносили на 100 метров и 50 мет-ров проводили на чалке. Обнос и прохождение препятствия занял полтора часа.
Преп. 14 – порог 1 к.с.: координаты 43°44.91?, 133°51.69?. Два прохода: правее центра и посредине между центром и левым берегом.
Преп. 15 – шивера: координаты 43°45.06?, 133°51.48?.
Преп. 16 – шивера: координаты 43°45.04?, 133°51.21?.
Преп. 17 – шивера: координаты 43°45.00?, 133°51.02?.
Преп. 18 – шивера: координаты 43°45.00?, 133°50.68?.
Преп. 19 – бревно поперёк русла: координаты 43°45.50?, 133°49.81?. После бревна прижим. Метод преодоления: выход на бревно и перекидыва-ние судна через бревно.
Преп. 20 – перекат-шивера: координаты 43°47.05?, 133°49.44?. Проход по левой крайней струе левее стойки моста.
Преп. 21 – шивера: координаты 43°47.63?, 133°49.33?. Камни в русле, длина препятствия 100 метров.
Преп. 22 – залом: координаты 43°49.15?, 133°51.90?. Длина препятствия 200 метров: три участка лавирования между брёвен.
Преп. 23 – шивера: координаты 43°53.87?, 133°54.82?. Гряда камней за левым поворотом, проход слева.
Преп. 24 – залом: координаты 44°22.02?, 133°56.25?. Разбой, в правом русле лавирование между заломов.
Преп. 25 – залом: координаты 44°23.97?, 133°59.67?. Лавирование меж-ду заломов.
Преп. 26 – залом: координаты 44°24.80?, 133°59.99?. Разбой, в правом русле лавирование между заломов.
Преп. 27 – ЛЭП: координаты 44°57.12?, 133°34.56?. ЛЭП сверхвысоко-вольтная, провода низко свисают к воде (около 5 метров).

Корректировка лоции на июль 2005 года:
Появилось много заломов, так как уровень воды в половодье повышал-ся более чем на 1метр – относительно воды по которой мы шли в 2004 году. Все деревья с берега уплыли и в русле образовали заломы.
Новые серьезные заломы: напротив Тополевого через 10 минут после моста у Тополевого; напротив Соколовки; в правой протоке за Чугуевкой; на правой протоке около притока Павловка.

Стоимость питания и средств передвижения

Стоимость питания на маршруте составила 1005 рублей на человека, включая пиво и мороженое. Расходы на снаряжение и другие надобности со-ставили менее 200 рублей на человека.
Стоимость проезда на поезде в плацкарте в один конец по маршруту г. Владивосток – ст. Новочугуевка составила 240 рублей плюс за дополнитель-ный багаж по 120 рублей. Машина до Ясного и чуть далее по 150 рублей. Ав-тобус Кировский –Владивосток по 270 рублей плюс по 90 рублей за допол-нительный багаж.
Итого расходы 1875 рублей на человека и по 50 рублей с человека на обновление утерянных веревок.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поставленные цели выполнены. Маршрут пройден полностью. Прой-дено по воде 295 км. Добавлен радиальный выход на вершину горы Облачная (1854) – перепад высоты 1350 метров, пройдено пешком в одну сторону 41,5 км. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией ту-ристских маршрутов (ЕВСКТМ) [1] маршрут может быть оценён как водный 2 категории сложности.
Литература

1. "Русский турист": нормативные акты по спортивно-оздоровительному ту-ризму в России на 2001-2004 гг.– Москва, 2001 г. – Выпуск седьмой.
2. Отчет о водном походе второй категории сложности по реке Уссури (Приморский край) с 07 по 14 июля 2004 года. – г. Владивосток, 2004. (на правах рукописи).

Комментарии
О Маршруте
Категория сложности: 2