Интересный маршрут по рекам Суна, Шуя и их притокам. С волоком
оз. Гимольское - р. Суна - оз. Поросозеро - р. Суна - оз. Линдозеро - р. Нурмис - оз. Мярандукса - оз. Торос - канал - Сяпчозеро - р. Куландеги – оз. Сяргозеро – канал – оз. Вендюрское - волок - оз. Насоновское - р. Вохта - оз. Верх. Нёлгомозеро - оз. Нёлгомозеро - оз. Ниж. Нёлгомозеро - р. Малая Суна - оз. Сунасъярви - р. Малая Суна - оз. Сямозеро - р. Сяпся - оз. Вагатозеро – р. Шуя - Сойважпорог

03 июля

С утра мы в Петрозаводске, приехали на турбазу «Конди», там взяли в аренду байдарки, собрали снаряжение, продукты, позавтракали, загрузили всё в прицеп, после чего нас забросили на озеро Гимольское, к началу маршрута. Нас двое, идём на двух байдарках Робсон Каллипсо. Отправили СМС в МКК о начале маршрута. Телефон МКК +7(921)795-05-08.
    На Гимольском мы были в 15.30. Старт недалеко от ж/д станции Гимольская. На воду вышли в 16.00. На озере ветер, волна, солнце и переменная облачность. Выход в Суну находится в конце озера. Две небольшие стоянки есть в протоке между озёрами на острове, не доходя до озера  Кудамгубское. Течения нет. В Кудамгубском надо обогнуть мыс и идти на юго-восток. Выход в реку в конце озера. До Чудозера Суна петляет, берега низкие, болотистые, стоянок нет. Далее река впадает в Чудозеро, выход в озеро между островами. На озере опять ветер. Есть стоянки, на длинном восточном мысу. Пока шли по озеру, показалась небольшая радуга. Выход в Суну в южной части озера. Река стала шире, течения так и нет. Ближе к Поросозеру появляются стоянки. Мы встали на одном из мысов, не доходя до Поросозера. Поздно, десятый час, так что ужинать и спать.

04 июля

На воду выходим около полдесятого. За полчаса дошли до Поросозера, соответственно примерно в 10 часов сфотографировались на мосту и пошли дальше. Погода хорошая. Наконец-то дошли до порогов, до них от моста в Поросозере около 6 км. Пороги несложные, но интересные, с валами и камнями. Описывать их по отдельности, на наш взгляд, незачем, т.к. они очень похожи друг на друга: шиверы с валами и камнями. Пороги отличаются только конфигурацией и протяжённостью. Идём сходу, с взаимной страховкой с воды, фотографируясь для отчёта. Первый порог – Пристанский (1 КС), почти сразу за ним порог Валазменский (2 КС), потом после разлива реки порог Мельничный (2 КС). Потом после очередного разлива безымянный некатегорийный порог под линией ЛЭП. Потом идёт широкий разлив Суны, переходящий в озеро Пяльвозеро. На озере ветер, солнце, волна, стоянки, пляжи. Вдоль левого берега озера идёт дорога. В конце озера пообедали. Ближе к вечеру дошли до очередных порогов. Они тоже несложные, но интересные. Пошлось повеселее. В порогах, как обычно – камни, валы, идём сходу. Прошли пороги Коссаниски (1 КС), Корбикоски (2 КС), Лебикоски (2 КС).
    Совсем вечером, в десятом часу вечера, вышли в Линдозеро. Перед озером плёс, травянистые острова, между которыми петляет основное русло. Есть неплохая стоянка, немного не доходя до Линдозера, на правом берегу. На озере – сильный встречный ветер. Нам на юг, к устью Нурмиса. В начале одиннадцатого вошли в Нурмис. В пол-одиннадцатого – хорошая стоянка на правом берегу Нурмиса недалеко от устья. На неё мы и встали. Ужин, и спать.

05 июля

С утра дождь. Встали попозже, отдыхаем после вчерашнего напряжённого дня. Хотели переждать дождь, но не получилось, он так и идёт без конца. В начале одиннадцатого собрались и пошли. Наш путь – по Нурмису, вверх против течения.

Достаточно быстро дошли до нижних порогов – и началось веселье, таскание лодок вверх по порогам вдоль берега. Всё прошло более-менее быстро, я думал, что будет хуже. За два с небольших часа дошли до деревянного моста, обнесли его по правому берегу и пошли дальше. Выше моста порогов стало меньше, течение спокойней, идётся достаточно комфортно. Порожки проходим как правило на вёслах. Если не получается – проводим вдоль берега. В начале четвёртого перекусили прямо на воде. Погода несколько раз менялась от дождя к солнцу и обратно. Где-то в порогах потерял кепку – что ж, дань реке, неудачно положил её, когда одевал каску.

Часам к пяти вышли в оз. Мярандукса, около семи перегребли его и встали на стоянку в начале озера (если смотреть по течению). К вечеру погода улучшилась, вышло солнце. Вечер отдыха.

Неспешный ужин, чай, какие-то свои дела, ремонтные или задумчивые. Да и вообще, нужен отдых после  напряжённых гребных дней. Сегодня тоже получился физически тяжёлый день. Прошли Нурмис вверх против течения, в том числе и с обносом, и с проводками.

06 июля

Всю ночь шёл дождь разной интенсивности. Подъём в 9 часов, тут и дождь кончился. Ну или наоборот. Завтракаем, собираемся, идём в южный залив Мярандуксы, затем через короткую протоку выходим в озеро Торос и налево в реку Сяпча. Погода постепенно улучшилась, но на реке сильный ветер, который мешает идти. На выходе в Сяпчозеро – очень сильный западный ветер, прибой и волна, которая бьёт в правый борт и конечно же мешает идти. Крадёмся вдоль берега к устью Кулапдеги, прячась в тростниках и за мысами. На озере – почти шторм с волнами и барашками на них. В общем, прошли медленно и с трудом, где-то борясь с волнами, где-то прячась в тростниках, где-то впроводку вдоль берега.

В Кулапдеги – тихо, спокойно, солнечно. Идём спокойно и ненапряжно, перекусили на стоянке недалеко от устья реки. Из Кулапдеги по протоке вышли в озеро Сяргозеро, на озере косой встречный ветер. Протока из Сяргозера в озеро Вендюрское очень мелкая, воды нет, протащились впроводку. Ветер успокоился. Идём в дальний конец южного залива на Вендюрском озере. Там начало волока в бассейн Шуи.

Волок на озеро Насоновское оказался не очень сложным, правда сложноват подъём от озера к дороге, высокий и крутой. Вцелом волок занял у нас около полутора часов. При выходе на дорогу с Вендюрского озера повернуть налево, и метров через 500 будет отворотка к Насоновскому озеру. Стоянка вполне приличная, поляна большая, дрова есть. И дохренища комаров.

Устали. Поужинали и спать.

07 июля

Река Вохта – это вообще трындец!!! Бобры – козлы!!!

Дошли до истока Вохты со стоянки на Вохтозере легко и ненапряжно. Ориентир – остров слева, видны камни на берегу, это и есть исток Вохты. Теперь нам только вниз по течению. Вроде бы и хорошо, но, как оказалось, приключения только начинаются. Если посмотреть по карте, то участок реки от Вохтозера до Верхнего Нелгомозера короткий, всего около 6 км. Но мы, люди вроде бы не новички, шли её шесть часов. Завалы, чтоб их! Ну и комары за компанию. А поскольку репелленты мы не взяли (слишком самонадеянные или забывчивые), то от комаров и гнуса отхватили сполна. Сначала были завалы из брёвен, принесённых из озера в реку, потом – от бобров. Очень постепенно начинаются участки, где можно какое-то расстояние пройти на вёслах.

На реке два моста, один на начальном участке, лесовозный, слишком низкий; второй проезжий недалеко от устья, забитый брёвнами, тоже непроходимый. Не доходя до второго моста – самая большая бобриная хата, которую я видел, наверно многоэтажка.
    *Не рекомендуем ходить речку Вохта на чём-либо, кроме полиэтиленовых лодок. Иначе их поломаете или прорвёте. Если планируете этот маршрут – кажись проще сразу уехать в Нелгомозеро.

Уффф!.. Вышли в Верхнее Нёлгомозеро. Время – около половины седьмого. Далее – Нёлгомозеро и Нижнее Нёлгомозеро. Озёра прошли легко и ненапряжно. Лёгкий ветерок, комаров нет. На стоянку встали в истоке Малой Суны. Засыпаем под звук комаров.

08 июля

Малая Суна – это постоянные мелкие порожки, иногда приходится проталкиваться или выходить и проводить лодки. Зато не скучно. Прошли деревянный мост с завалом. Именной порог, Руозмикоски, не опознали, есть пара порогов, выделяющихся на общем фоне. На автомобильном броде пообедали. Прогоны становятся длиннее. Прошли деревню Малая Суна, деревня жилая, про магазины не узнавали. Далее мост в устье Малой Суныи выход в Сямозеро. На озере как всегда ветер с волной. Перегребли озеро зашли в реу Сяпся, прошли мост в деревне Сяпся, потом  пара небольших порожков, через какое-то время мост на шоссе в Эссойлу, за ним шивера. Стоянка за шиверой на правом берегу.

09 июля

Прошли Сяпсю на 4,5 часа. На Вагатозере – ветер, мы перегребли озеро, вошли в Шую, прошли порог Сухой, Киндасовскую шиверу (оба порога некатегорийные), мост в деревне Киндасово, встали на небольшой стоянке у маленькой шиверки в сужении, не доходя до популярных стоянок в разливе. Стоянка так себе, но мы поместились. Зато с дровами хорошо!

10 июля

Сегодня без приключений прошли пороги Хабаковский (2 КС), Юманишки (2 КС), Большой Толли по левой протоке (2 КС), Малый Толли (1 КС), Сойваж (2 КС) и пришли на базу «Конди». Всё. Финиш!

Сдаём байдарки, снаряжение, едем домой.