План прокатиться на байдарке по одному из красивых и величественных мест Кировской области созрела давно и ждал своего воплощения. Но, как это часто бывает, в поход собрались только я и Таня. И поехали…

Глава 1. Приятности.

Вечером прибыли на рейсовом автобусе в г.Советск. Еще на автовокзале в Кирове с нас хотели взять мзду за рюкзаки (это в полупустом автобусе), но мы отбрехались, мол – а где тут у вас багажное отделение… В Советске, как обычно, таксист предложил довезти нас до скал, но мы сказали что нам в другую сторону на речку Пижму, и что сами потихоньку доковыляем. Таксист, узнав что мы водники, с бравадой начал рассказывать как в юности  сплавлялся по Вятке на ПСНе, однако мы поторопились распрощаться и выдвинулись в попутный магаз. Заранее было решено закупиться не в Кирове, а на месте. Раскладка получилась вполне сносная.
В сумерках дошли до моста через Пижму, спустились и поставили палатку в нескольких сотнях метров от трассы Киров-Н.Новгород практически на том же месте где я ночевал, когда путешествовал автостопом. Река рядом – а это главное! Ночью зарядила гроза, сильно потасканная палатка протекла, но к утру дождь утих и выглянуло солнце. Мы спешно стали собирать байдарку и антистапелить, [[photo-1423092_136699921]] впереди нас ждали красоты Вятской «Швейцарии». Настроение и погода были самими удачными для путешествия. Уверенности добавлял приличный попутный ветер. Невдалеке паслось стадо коров, рыбаки все утро перемещались за рыбой вдоль берега. Мы отчалили из зарослей кувшинок, но проплыв 2км я спохватился – на голове нет моей любимой банданы. Пришлось возвращаться по берегу и найти пропажу на месте ночевки, оставив Таню скучать одну.
Пройдя еще с полкилометра решили причалить к лодочной станции у Городища. Я подкачал баллоны у байдарки, а Таня сбегала в магазин за мороженым на горку, на которой предположительно был магазин. Это была улица-дорога, ведущая в с.Петропавловское – одному из мест нашего путешествия. Вернулась Таня с мороженым и сушеной рыбкой.
Пока все идет замечательно, не сплав – а просто сказка! Но синоптики не дремлют и обещают ухудшение погоды по всем районам, о чем мне поведал старик-лодочник.
Неспешно добрались до впадения Пижмы в Вятку. Правый берег высокий и лесистый – вот и началась наша «Швейцария». [[photo-1423092_136699925]] Здесь меня накрыла меланхолия по сплаву на самодельном плоту в 2007г с пятью друзьями от Советска до Лебяжья, [[photo-1423092_102369476]] но это совсем другая история…
Поработав веслами, мы достигли острова, на котором ночевали 3 года назад в качестве плотоводов. За день прошли около 13км. Решено было остановиться здесь на ночлег и усугубить приятные воспоминания теперь уже далекого 2007 года.
К сожалению умерли батарейки в фотоаппарате и на этом фотолетопись похода обрывается… К тому же, начиная с этого момента и до последнего дня в походе появилась одна, но очень пренеприятная вещь. Остров оказался для нас невезучим… Но пока мы ни о чем не догадывались и беспечно бегали по нему, собирали дрова, готовили ужин и радовались чудесной погоде, приятному путешествию, красоте и дикости песчаного острова!
[[photo-1423092_136699934]]

Глава 2. Неприятности.

Утро второго дня путешествия оказалось солнечным вопреки прогнозам стариков-синоптиков. Ночью тоже вроде  не капало. Байдарка лежала с вечера перевернутая на песке. Это было главной ошибкой похода. Есть такое очень неприятное насекомое – уховертка (в народе «шилохвостка»), которое имеет длину со спичечный коробок и может доставить, как оказалось, массу неприятностей  и даже вызвать панику матроса на корабле! Так вот целое семейство песчаных желтых уховерток за ночь обосновалось внутри хитросплетений байдарки «Щука». Утром началась борьба человека с насекомозверями с потерями с обеих сторон! Враг оказался на редкость несгибаемым и живучим. Он с легкостью выдерживал удары кружкой и веслом, вновь и вновь поднимаясь из песка и ощетинивался своими двумя ужасающими шипами готовыми к атаке. В момент ожесточенной схватки враг зашел с тыла и Таня получила удар щупальцами в бок ступни. Место укуса опухло и Таня начала испытывать сильную боль. Оказалось обломок щупальца застрял в ноге. Пришлось оказывать ей первую медицинскую помощь. Мы поспешно покинули поле брани, тем более что мы были на чужом поле и противник превосходил нас численно.
Напрасно мы поленились разобрать байдарку и понадеялись на отсутствие затаившегося в трюме врага! Уже через 10 минут после отплытия Таня издала вопль и чуть не выпрыгнула из байдарки, бросив весло и практически запрыгнув на меня.
Оценив угрозу потери весла и шанс быть съеденным кровожадным насекомым, я выбрал первое и начал выуживать весло Тани, попутно уговаривая ее вернуться в свое очко, пообещав изловить и утопить ненавистное насекомое. Таня отказалась залазить в байдарку и сидела на деке настороже, ожидая атаки ухогрызов.

Глава 3. Босиком по пляжу.

Так весело мы добрались до перекатов, достигнув самой северной точки нашего южного маршрута. Здесь была мель посредине реки, я вылез на каменистое дно посреди Вятки и достал снасти. Надежда на поклевку, увы, не оправдалась и мы двинулись дальше.
Судя по карте где-то слева должна была впадать речка Суводь, было решено исследовать ее на предмет весеннего сплава. Мы причалили, переоделись и выдвинулись вглубь зарослей. Надо сказать речку мы так и не нашли, немного протропив двухметровые заросли крапивы, но зато увидели высохший луг с лилиями, полакомились ежевикой и собрали созревшего шиповника. Вернулись на исходную с надеждой что дальше берег будет более радушным.
Отплыли и вскоре слева впала речка Ишеть с мутноватой, похоже с известю, водой, а вверху на горе виднелся крест старинной заброшенной церкви. В планах было подняться до этого объекта и мы завернули в русло реки. С трудом, огибая коряги, мы поднялись вверх по течению на 20м и причалили около родника. Место сверхнеудобное, но мы сделали попытку подняться по ручью и опять крапива и завалы не пустили нас. Полный безперспективняк.
Сама речка Ишеть очень бодрая и стремительная (видимо в нее впадает выше Суводь), и весной при хорошем паводке сплав будет незабываемый, если не обращать внимание на такую мелочь как постоянные завалы (все бобры-казлы!).
Через километр, опять же слева, впала еще одна речка - Ишетка. Зайдя в ее устье, мы решили пообедать чаем с бутисами. Рядом копошились рыбаки. Речка тоже быстрая, прозрачная и в наличии мелкая рыбешка.
После обеда мы вышли на воду и, доселе бодрый попутный  ЮЗ ветер, стал «вмордувинд», сделав наше передвижение архинеприятным делом. Мы вылезли на песчаный пляж и несколько километров вели байдарку, шлепая по теплым заводям Вятки. Нам повезло – для проводки место удачное и погода пока не собиралась портиться.
Вскоре вдали стали различимы постройки пансионата «Наследие» и церковь с.Петропавловское. Добравшись до села, мы затолкали байду в кусты и направились на экскурсию по местности. Облазив заброшенную церковь и прилегающие строения, мы спустились в пансионат  и с удовольствием заказали себе ужин в местном кафе. Цены удивили своей демократичностью. На реке у пансионата соседствуют рыбаки и сорвиголовы на гидроциклах.  Интересно, клюет ли у первых? Когда уже отплывали, к селу причалил пароходик с шумной толпой отдыхающих. А нам – дальше. Вполне удачно так погостили.
Весь наш поход я сверялся по времени прохождения со скоростью, с которой мы шли на плоту, но так как в этот раз мы никуда не спешили и останавливались у каждого «столба», мы все время отставали от него. К тому же иногда плот в паводок ловя русло развивал такую скорость, что мы очень долго не могли его догнать усиленно работая веслами на лодке «Уфимке». Вот и сейчас, засидевшись в кафе, мы отставали от установленного плотом графика уже на полдня!
 Пройдя 2км от Петропавловского, услышали шум ручья и с интересом причалили к высокому правому берегу проверить предполагаемый родник. Берег был высокий, поросший елью, представлял собой подошву горы с перепадом высот от 239м до 76м. Мы полезли вверх вдоль шумного ручья по крутому глиняному склону между деревьев, и на высоте около 15м нам неожиданно открылось необычное озеро. [[photo-1423092_136699940]]

Глава 4. Озеро.

В первую очередь удивляло расположение странного гидрологического объекта, край  которого был в полуметре от обрыва [[photo-1423092_144653727]].  Это как минимум противоречило законам появления и существования больших масс воды на естественных условиях. Второй вопрос, возникший в голове – как это все здесь появилось: случайно или это дело чьих-то рук. Обследование необычной находки решено было оставить на завтра, а пока было необходимо найти место для стоянки на ночь, сумерки наступали. Сделать это оказалось не просто, противоположный пологий берег оказался непригодным и мы вернулись к высокому, установив палатку на склоне. За день намотали около 18,5км.
Утро было солнечное и теплое. Приготовив чай на газу, мы поднялись в гору и пошли вдоль обрыва в сторону озера (мы отплыли от него вниз метров на 200). Местность интересная и лес хорошо просматривается, иногда видно тропку, справа обрыв и река, слева гора, уходящая за горизонт в лесной чаще, много поваленных деревьев. Я увидел ягоды, похожие на костянику, попробовал несколько штук, потом дошло до меня, что это волчьи ягоды)))
Через несколько минут мы дошли до края озера. Днем стало отчетливо видно «искусственное» происхождение озера. То, что не давало ему «вылиться» было небольшой, но очень прочной плотиной бобра длиной несколько десятков метров, проходящей по краю обрыва. В нескольких местах в плотине были промыты бреши, и вода с шумом устремлялась вниз. Видимо бобер постоянно укрепляет свое сооружение, иначе ручей промыл бы овраг в крутом береге и озеро бы исчезло. Процесс подмыва плотины постоянен и часть берега все время смывается потоком в Вятку. Не трудно предположить, что озеро исчезнет рано или поздно, оставив на своем месте овраг с ручьем. Вопрос только в том как долго семья бобров сможет поддерживать целостность плотины.
С горы в озеро стекает несколько чистых прозрачных ручейков, всюду видны следы деятельности бобра, огромное количество его тропок и, конечно, хатка бобра. Уверен что пейзаж, который из себя представляет озеро,  претендует на место одного из удивительных чудес Кировской области. Мы обошли озеро по периметру, лазая по поваленным деревьям и прыгая по кочкам. Из хатки бобра исходил хрип, нас явно не ждали в гости. Вдоволь наползавшись и  налюбовавшись местом, мы спустились по ручью к Вятке и пошли обратно в лагерь.

Глава 5. Дождь и солнце.

Отшвартовались в неприятный боковой ЮЗ ветер, но сегодня следовало бы постараться нагнать график. От плота, который мы теоретически должны были опережать, мы отставали на 8км. Но мы не гнались за километражем, а старались получить максимум впечатлений от маршрута, посему делали частые остановки у каждого мало-мальски интересного объекта. В этом большой плюс дикого малочисленного сплава в отличие от групповых «туров» где все рассчитано по часам и калориям.
Через 4км остановились на высокой стоянке, побродили и снова в путь. Через 6км зачалились у речки Мальковка и немного прогулялись. На этом участке нас стала преследовать огромная грозовая туча. Судорожно вглядываясь, я пытался понять сможем ли мы проскочить её или наши пути пересекутся. Неужели придется делать вынужденную стоянку? Только когда Вятка сделала левый поворот у базы отдыха «Движение», ветер наконец то стал попутным. Прямо перед нами открылся шикарнейший вид на правый берег высотой 120м с контрастами темных елей и светлой листвы. Не успели мы дойти до пристани Атары, как зарядил мелкий противный дождик, все-таки туча зацепила нас своим краем. К счастью река не пустила грозу. Мы остановились и приготовили чай. Я помахал спиннингом, но безрезультатно. Двинулись дальше в непогоду, но вскоре дождь иссяк, а мы наткнулись на большую, хорошо оборудованную, стоянку под горой в 2км от пристани Атары. Наверно «мадагаскарцы» в этом минигороде укладывают спать своих матрасников на помосты, похожие на уличные театральные сцены. Вот она - забота о клиенте, ведь матрасник, наверняка, не уснет на наклонной земле. Еще около стоянки был родник, в который кто-то положил стерлядку. Она была еще живая. Мы поспешили ретироваться от места преступления и погребли дальше.
А дальше было незабываемо. Иногда попадаешь в такую точку, где на время сходятся несколько природных явлений необычной красоты. И мы попали в это место.
Теплый летний вечер. Полный штиль. Зеркало реки, отражающее голубое небо. Ласковое солнце, клонящееся к закату, заливающее светом стену леса. Неприступная гора, отвернувшая от себя воды Вятки. Лодка, послушно дрейфующая по глади воды. Изредка пение птиц, разбивающее полную тишину.
Я аккуратно касался ровной глади веслом, боясь нарушить идиллию природы. Внутри я не мог поверить, что сейчас нахожусь у себя в родном крае. Все мне казалось нереальным. Это было как финальная сцена в огромном театре природы. Масштаб действа просто поражал. Двухкилометровый партер мы прошли за самые чудесные полчаса этого сплава.
Воодушевленные увиденным, мы остановились у шумного ручья. Хотелось сделать что-нибудь необычное, и мы двинулись по нему вверх. Вода в ручье была на удивление ледяная (я был в тапках), бревна скользкие, но решено было идти до победного. Березовый овраг круто уходил вверх и мы с трудом нашли исток родника. Всюду валялись истлевшие березовые стволы. В голову лезли мысли о ядовитых гадах. Внезапно Таня в ручье обнаружила некую водоросль, по ее словам стоимость которой в городских аквариумных магазинах стоит того чтобы тащить эту пакость с собой. На обратном пути к байдарке я пару раз упал, держа в руках эту зеленую субстанцию, но жадность взяла свое и ее я не бросил. Жить она стала в нашем котле.

Глава 6. Последний рывок.

В этот вечер мы долго искали стоянку, пройдено было за день около 23км, график мы не нагнали и отставание от «виртуального» плота составляло уже 10км. Уже в сумерках приготовили ужин на костре и залезли в палатку. Рядом шумел ручей. Но это был не единственный источник звука. Все время казалось, что кто-то перемещается в нескольких метрах от нас в кустах. Я несколько раз выходил из палатки, но кроме звездного неба ничего не было видно. Может быть это были галлюцинации от шума воды ручья?
Под утро прошел дождь. Ветер поменял направление и опять мы работали против ветра. До обеда прошли село Приверх и встали на перекус за селом Хмелевка. От с.Приверх горы отступили от Вятки и после с.Красное началась «финишная прямая» до п.Лебяжье. Пейзажи стали спокойными, только лебяжское «городище» приветственно маячило на горизонте реки.
Закончилось наше путешествие на лодочной станции, где мы затащили байду, по-обычаю, в кусты. Затем поднялись в поселок и прогулялись, узнав на автовокзале расписание завтрашнего автобуса. В последний ходовой день прошли 27км, всего за 4 дня – 83км. Последний вечер сильно не утруждали себя сборами и ночевали между моторок в палатке, так и не разводя костра.
Утром я принялся мыть «Щуку». Зайдя в воду, я вывернул байдарку наизнанку и тут увидел её! Чертова уховертка все еще была жива и проехала с нами весь путь! Более того, она не хотела купаться и проворно залезала в складки шкуры, избегая моих тщетных попыток ее сбросить. Скорее всего она осталась на берегу Лебяжья, выбравшись когда я стал сушить байдарку. Видимо судьба у нее была такая – жить.
Ну а мы вернулись домой немного уставшие и довольные походом по одному из самых красивых мест нашего края :)

З.Ы. Отличительной особенностью этого маршрута являются простота заброски и схода с маршрута, относительная близость к Кирову и малая автономность.
Все же мы нагнали график, но, в отличие от сплава на плоту, на байдарке мы делали частые остановки и увидели множество интересных памятников природы по берегам Вятки. На плоту мы гораздо менее информативно прокатились этот же маршрут. Для себя я открыл совершенно новую, иногда доброжелательную, иногда не очень, но от этого не менее прекрасную - Вятскую Швейцарию!