республика Карелия / Спортивный туризм | Водный туризм

"Мосскиты" на краю земли. Дневники дебютанта

15 - 29 июля 2011 г.

Путешествие по реке Конья-Печа, Кольский полуостров

Дневник дебютанта

Водный поход по реке Конья-Печа

(Кольский п-ов., Мурманская область)

15.07.11 – 29.07.11

15-16.07.11
«А деревья всё мельчали»
Запаковались, едем. Заботливая команда научила играть в преферанс. Пейзаж за окном стремительно меняется, неустанно повторяя, что мы движемся на север, на край земли. Деревья становятся всё худосочнее, равнина плавно перетекает в холмы, а те, в свою очередь, превращаются в горы.
P.s. Так странно время 2 часа после полуночи, а за окном светло…теперь две недели не увижу ночи.
17.07.11
Гремящий ПАЗ со всей возможной скоростью мчал нас к реке. После того, как мы свернули с асфальта, каждые 5 минут тело автобуса сотрясали рюкзаки, приземлившиеся после скоротечного полета на кочке.
Быстрый стапель, традиционное фото с места старта. Начало водного пути представляет собой шкуродёрню с огромными валунами посередине реки. Среди нас были те, кто предлагал идти,не взирая на время суток, дескать, все равно светло, но в итоге утомленная дорогой группа высадилась на первой сухой лужайке у берега.
P.s.На часах - четыре утра. Я никогда бы не смогла представить себе полярный день! Внутренние часы в замешательстве остановились где-то на 22-х ноль-ноль.
18.07.11 - 20.07.11.
«426– на улице, как всегда, день»
«Здесь рыбы нет. Или она больно хитрая!» - именно к такому выводу пришли желающие порыбачить. Быстрое мелководье сменяла ровная и глубокая вода. По этой тишине шли до слияния Коньи с Печей. Наконец-то попалась шивера, за которой мы встали на стоянку: высокое каменистое  место, поросшее плотным мхом, с которого ветер сдувает стаи комаров. Тепло, даже жарко, над головой ясное небо. На этом месте мы на 2-3 дня.
P.s. Из наблюдений за местным солнцем после «заката»: опустившись за верхушки деревьев, красное зарево медленно продвигается на север…до чего необычно….тут всё по другому.
21.07.11-22.07.11.
День 5-й, Необычные облака, выглядят как летние барашки, но грозового розового цвета. Я в первый раз такое вижу.
«Какое море, какой закат – там, на небе, только о том и разговоры…»
Золотисто-розовое небо и клубы облаков. Это нечто волшебное, на воде нежно-розовая дорожка.
Длинный переход. Вышли к озеру, по лоции на неком «острове» должна быть стоянка… но островов оказался далеко не один. Блуждая, мы пересекли  заросли кувшинок тепло-желтого цвета с, пока еще,  нераскрывшимися бутонами. Между ними жалко колыхать воду веслом. Над водой кружит местная разновидность чаек. Швартуемся на полуострове. Температура упала до 12 °C
23.07.11 - 24.07.
Шантаж отсутствием майонезного завтрака. Только паечка сушек и кусочек сыра для молодого и растущего организма. Беспредел. День начинался под обложное небо. Картежная погода.
 Небо всё такое же свинцовое…15 минут назад воды вылилось столько, что мы испугались смытия и порогов 6-й категории.
Целый день дождь. Коптим огромную щуку.
P.s. Адмирал умудрился 1 раз проиграться
В 200-х метрах от лагеря находится странное место. GPS утверждал, что это развалины хижин, но больше это походило на какой-то переход в «параллельное измерение»: «озеро» из валунов, без растительности кроме лишайников и одинокой березы в центра круга. Как я понимаю, вся окружающая местность состоит из таких камней, но при этом покрыта толстым слоем мха и зарослями кустов. Аномально. Данные о развалинах на этом месте, наверное, следствие изготовление карты при помощи съёмки с воздуха.
25.07.
Смена местоположения. В меру ранний подъём под сильные порывы ветра. Из палатки я решила, что бушует ураган и стоит только выйти, как меня унесет словно девочку Элли из Канзаса.
Озеро больше похоже на море. Вода цвета олова или даже более черная и перекаты с белой пеной на макушках. К счастью ветер в спину. В очередной раз убеждаемся в «глубинности» озера, неожиданно натыкаясь на мель посередине водоёма.
Вскоре новая стоянка. Прекрасное место для отдыха -  нет порядком надоевшей  заболоченности и больших перепадов высот, по которым приходится скакать как сайгак. Получаем эстетическое удовлетворение от созерцания местных красот.
Около берега прирученные стайки крохотных хариусов и форелей.
26.07.-27.07.
Хорошая стоянка, хороший берег. Накупались, наотдыхались, но надо идти дальше. Спасибо этому месту.
«А на берегу так много ягод…»
Наконец-то ход, наконец-то активность! Чувствую, за три дня мы наберемся огромного количества впечатлений. Через километр от старта –шивера, небольшие валы и бочка. Затем первый падун. Низкие частоты проскальзывали через шум перекатов, как только мы вышли из-за поворота. Разогнав кат - нырнули носами в вал. Опять шивера, а за ней вновь ровная вода. Но не надолго.
Первый настоящий порог. Простой, примерно двойка, но с хорошими валами. Посмотрели – прошли.  Юра с Фомой покатались на каяке. Дальше было блюдо дня…
Низкий, глубокий рокот вызывал тревогу. Река делала поворот, и самого порога не было видно. Зачалившись после небольшого переката, идём смотреть на источник гула… Со скалы огромные валы «Падуна» смотрелись впечатляюще, общий перепад слива метра 2,5 . Большой «язык» каменным островом делится на две части: основной поток идетслева, а вторая часть уходит в мясорубку у правого берега. Справа от основной струи бьёт винт и поперечный вал. Затем поток вносит катамаран в тормозящую бочку, резко останавливая и стимулируя гребательные движения у сплавляющихся туристов. Опять небольшой слив и выход в залив.
Юра благоразумно не пошел в порог на каяке. Вместо этого направив свою энергию на захват места стоянки; на хвосте сидели байдарочники.
 Подошли еще 3 группы (мы так и не поняли, откуда материализовалось такое количество народа).  Полторы недели на реке не было ни души.
Юра звонит в Москву, докладывая о прекрасной солнечной погоде, зря он так…зря, зря, зря.
Как вовремя мы убрали вещи! Небо прорвало. Стена воды; мы зажались с горячим супом под тентом, скрестив пальцы, как бы не затопило палатки. Часть разбежалась по «норам». Спустя сорок минут  вместе с чаем закончилась и моя сила воли – я ретировалась в палатку. Сижу под оглушительные раскаты грома, стук капель и грохот порога. Моя палатка ближайшая к реке.
P.S.Замечены плотоядные стада мышей, беспощадно подъевшие лягушку, трагически погибшую после прыжка в кипящий кан.
28.07
«А вечный день так близок стал до сердца»
День последний, а именно - двенадцатый. Ранний старт под притихшее небо и грохот Падуна. Вперед к финишу.
Длинная шивера: во время прохождения сделали две «балеринки». Интерес и волнение нарастают. Вокруг знакомая природа: крупные деревья, на горизонте виднеются горы. Идем в ожидании и предвкушении. И вот, после очередной шиверы паркуемся в камнях, так как по карте приближается «Сюрприз», он же «Коллайдер». Ребята идут на просмотр.
После томительного ожидания возвращается Саша Фомин. Их экипаж идёт первым. Затем Юра, который швартуется,не доходя слива, и обносит каяк. В одиночестве жду минут 20, но вот моя команда вернулась – старт. Впереди самое интересное. Для меня вдвойне, ведь я не пошла на просмотр.
Маневрируя между камнями под руководством Сереги, затянутые в стремена и с прикрытыми касками головами, мы идём по входной шивере. И вот уже впереди видны валы и обрывающаяся гладь воды. Прицелившись, мы аккуратно заходим в язык и…цепляем обливник. Нас разворачивает правым бортом к сливу,  который уже совсем рядом. Становится действительно страшно. Но чудом и усилиями всего экипажа мы в последний момент выравниваем кат. Время замедляется. Перед порогом яма из валов. Катамаран на мгновение замер на вершине и камнем понесся вперед. Дальше слайд-шоу:  носы разбивают вал, на меня идёт волна; я ничего не вижу, только жёлтую воду повсюду; чувствую, как меня пытается выдернуть из стремян; как накренился кат; изо всех сил удерживаю весло… А потом свет (картинка вновь со звуком) и крики «Вперёд, вперёд!» - мы прошли. Немного сели на камни; отдохнули и столкнулись дальше. В ушах вода, внутри хорошо. Почти не стояли, сразу в путь.
Мы тихо шли дальше, совсем не опуская вёсел в воду. Нам не хочется спешить. Зачем? Ведь здесь так хорошо и спокойно. Отдыхаем, смеёмся. «А уж финала видны берега»
Сушимся, антистапель; подтягиваются другие группы. С Сашей и Элей идём смотреть подъезд для ПАЗика и, заодно, окрестности.
Непроходимый водопад «Большой Падун» находится в двухстах метрах от стоянки. Человек разделил поток: часть идёт в водопад, а часть проходит через рыбоотвод. Чтобы добраться до цели, перебрались по лестнице через шлюз (деревянно-металлические ворота).
Противоположный берег – почти отвесная черная скала; первая ступень каскада – мощные валы, далее – бочка и вновь валы, выталкивающие воду на длинный зуб с ямой справа от него; поток обрывается вниз и продолжает свой путь, разливаясь в большую реку.
Возвращаясь к шлюзу, дивимся красоте реки каменной, словно потоками магмы растекшейся вдоль водопада.
Прогулялись до шлюза Верхнетуломской ГЭС. По дороге в лагерь, едва ли не за руки удерживаем Элю от покушения на находившиеся в зоне видимости грибы, но наша собственная сила воли была сломлена черничным пастбищем.
Закат. Команда ловит лучи заходящего солнца и строит пирамидки из камней на берегу. Каждый старается запечатлеть в памяти как можно больше. Приводим себя в порядок для встречи с цивилизацией: ищем незакопченные вещи. Ночь.
Саша Дмитриев остался на дежурстве.
29.07.
С 8 30 сидим на чемоданах. Сходили к реке. Немного грустно уезжать.
Фото на берегу, садимся в ПАЗ и в путь.
Едем молча. У каждого свои мысли. Смотрю в окно: мозг старательно записывает уже ставший привычным пейзаж, как и я, боясь что-то упустить или забыть.
Посмотрели город. Мемориальный комплекс  морякам, погибшим в мирное время, Поехали к мурманскому Алёше – памятник защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной. Высота самого монумента, примерно, 40 метров. С высоты сопки рассматриваем портовый город: медленно утекает дым из труб, ветер доносит стук разгружаемых вагонов, на берегу, словно лес, стоят портовые краны, в гавани виднеется платформа «Приразломная».Добрались до вокзала. Сходили к первому в мире атомному ледоколу «Ленин».
Подали поезд. До свиданья, Мурманск!
Проехали Лапландию.

Саша Маркович- Гриот
Аня Маркович - Историограф

Автор: Маркович Анна
Группа водного туризма «Мосскит»