Полезные заметки 'Индия. Февраль 2008'
Индия. Деньги. Обменники.
Тема: Деньги
Деньги в Индии – индийские рупии. Отношение к нашим рублям где-то 1р=
1,6 руп…для простоты расчетов принимаем =1,5. Поэтому далее цены буду приводить в рупиях.
Первое знакомство с обменниками у нас произошло прямо в аэропорту.
То что говорят, что лучший курс там – враки, ересь и провокация. Лучший курс из увиденных мной – на мэйн базаре (о нем позже)
Аэропорт 37,40 за доллар
Мэйн базар 39,00….хотя лично мне по этому курсу поменять не удалось. Кто-то менял.
В любом случае на первое время надо немного поменять в аэропорту. С вас потребуется дополнительно паспорт и с вас сдерут 2%, но это официально. Т.к. у нас, все 6 человек, которые меняли разные суммы, у всех эти 2% оказывались разными. И ещё сумма выдаваемых вам денег округляется до 00.
Номинал у денег различный
Деньги номиналом 1000 и 500 – очень крупные. Если местечко глухое – могут вам и не разменять. С рикшами тоже такими вряд ли расплатишься. Тем более, что в Индии, лучше давать именно ту сумму, на которую договаривались. Если дадите больше – сдача может не вернуться. Особенно в первые дни, особенно с рикшами, особенно с велорикшами.
Есть монетки различные, если собираетесь подавать нищим, то удобно. Но и от русских монеток там тоже никто не откажется.
Мы деньги меняли только в Дели. В остальных местах курс бывает значительно ниже.
На мэйн базаре можно расплатиться прям рублями. Особенно перед отъездом, когда долларов не осталось. Главное объяснить, что это.
Если вам дают сдачу, будет не лишним её пересчитать. Это же милое дело, положить в сдачу вместо 500 - 50))
Банкоматы видел в «Банке оф борода», но не пользовал. Борода там вообще знатный мужик, видимо. На грузовиках тоже встречается.
Индия. Адекватная цена.
Это понятие, которое я активно использовал, когда говорил об индийских ценах.
Адекватная цена – это та цена, по которой вы готовы этот товар приобрести. Не путайте с экономическим понятием – равновесная цена. Отличие, от равновесной в том, что продавец продаст, а по адекватной – не факт.
В индии не очень понятно сколько продавец берет накрутки за товар. Но, особенно в туристических местах, чувствуется что много. Так что торговаться надо за все, где не стоит ценника. А на некоторых товарах(особенно в заводской упаковке) есть фиксированная цена, так что не лишним будет проверить.
Адекватная цена – момент ещё и психологический. Если вы готовы платить больше – пожалуйста, меньше – пожалуйста. Вы идете и оцениваете: вот это я бы купил за столько, а вот за столько уже не куплю. Т.е. адекватная цена – это какой-то интервал, придерживаясь которого, можно и торговаться и неплохо сэкономить. Думаю, что действует понятие везде. Но это так, мой личный бред)))
Индия. Машины. Движение
Тема: Как добраться. Транспорт
Движение в Индии, как известно, левостороннее. Как оказалось – это не проблема абсолютно. Переучиться оказалось довольно-таки легко.
Итак, что же встречается на дорогах индии:
Коровы, волы – движутся медленно. Опасность мала
Велосипеды – много, способны перевозить количество людей до 3 (с детьми до 5-6..возможны варианты 1+4 2+2 и т.д.) и множество груза. Иногда снабжены звонком. С тормозами у них туго, так что аккуратней. При сильных ногах и настойчивости индуса вас обогнать, могут набирать неплохие скорости
Велорикши – вид такси. владельцы что-то там кричат и машут руками. По скорости уступают моторикшам, но не сильно
Моторикши – вид такси. Удобно, быстро, не дорого. На дороге обязателно вам посигналят. Число перевозимых людей – практически не ограничено. В школу видел, везли детей 20 наверное
Мопеды аля-табуретка – многочисленны. Достигают запредельных скоростей. Разгон до 40 за 10 сек. Обладают противным дребезжащим звонком , хочешь не хочешь - придется посторониться
Мотоциклы – многочисленны. Не смотря на то, что есть неплохие модели, никто не гоняет. Т.к. владеют ими люди побогаче, то и народу на нем сидит не много. Чрезвычайно маневренные
Автомобили «тата» - местное чудо автомобилестроения. Выглядят достаточно неплохо. В большинстве своем машины в Индии – поцарапанные
Есть и другие марки авто. На капотах машин не редкость свастика – оберег на удачу
Амбасадоры – вид такси. Очень здоровские. Похожи на старую волгу или чайку. Малоопасны. Встречаются только в больших городах и то, не везде.
Грузовики «тата» - опасные и большие. Индусы любят их всячески украшать. Любят поднимать бесчисленное количество пыли.
Автобусы – самые опасные существа на дорогах Индии. Носятся стремительно.
Правило движения одно – чем больше у тебя транспортное средство, тем ты круче. Как разъехаться на перекрестке?просто. первым едет грузовик, потом все остальные.
Автобусы крайне безбашенны. Им все равно, на велосипеде ты или пешком. Даже не притормозят, увидев тебя на дороге. Зато внушительно просигналят,так, что даже подпрыгнешь.
Вообще кажется на первый взгляд, что движение адское. Что полный хаос и разврат. Что все должны друг в друга врезаться и наступит вселенский апокалипсис. Однако нет, в этом хаосе индусы едут очень осторожно и внимательно. Пусть боковые зеркала в рикше стоят в салоне, чтобы их не снесли. Ничего. Вся суть движения в том, что каждый друг-друга пропускает. Ну посигналит немного. Но пропускает же.
Аварий мы видели несколько всего. И то, не слишком печальных. Например, при подъеме в гору, увидели грузовик, который въехал в эту гору, перпендикулярно серпантину. А на крыше сидел индус и лучезарно улыбаясь, махал рукой.
Индия. Где жить.
Тема: Где остановиться. Размещение
Можно жить в отелях. Здесь проблем нету.
Можно жить в дорогих отелях. Здесь извечная проблема – деньги.
Можно жить даже в палатке. Здесь проблема одна – если только найдете лесок, куда её поставить. Хотя здесь возникает и другая проблема – на утро вы проснетесь от голосов. Высунув голову из палатки, вы обнаружите что окружены, и на вас показывают пальцами и говорят на непонятном языке. Не волнуйтесь, они не обидят, но оооооочень захотят с вами познакомиться.
Можно жить на пляже. Здесь проблемы: крабы, муравьи, собаки, индусы, солнце.
Остановимся на отелях.
В принципе, проблем в этом отношении нету. Главное найти улочку/райончик, где они находятся – там их будет много и на любой вкус. Но они могут и локально встречаться на пути. Логично предположить, что возле каких-нибудь достопримечательностей, а может и нет. Утверждение, что отели должны быть рядом с вокзалом – более чем обманчивое, может и не быть, НО: главное обратиться к кому-нибудь за помощью – вам с радостью будут готовы помочь. Особенно, если вы готовы заплатить за это деньги.
Адекватная цена(см.выше) за 3-4-х местный номер(разницы нет) колеблется от 200 до 500. Естественно зависит от состояния места. В какой-нибудь дыре в черте города могут содрать больше.
А могут и меньше. Помню, нам в Джайпуре предлагали шикарные аппортаменты. Типичное место востока. Из фильмов. Туалет – ведро. Глиняные стены. Черная от времени и не только кровать. За 100 руп – 6 человек))
Все зависит от данной конкретной ситуации.
Да, не думайте что даже если вы взяли дорогой номер, то у вас там будет сервис. Или допустим – постельное белье. Забудьте.
Еще цены колеблются от услуг, допустим горячая вода, на севере – это необходимо, и было бы не плохо при осмотре номера сразу проверить, что там работает, а что нет.
Ещё за дополнительную плату вам могут: сбегать за ромом, принести обогреватель, вознаградить вас доподеялом.
Выбора масса.
Индия. Гигиена.
Все конечно же слышали, что в Индии жуткая антисанитария. Верьте! Так оно и есть.
Запасайтесь большим количеством салфеток и составов для антибактериальной обработки. Поначалу будет очень полезно. Будете ими тереться день и ночь. В связи с этим запасы начнут иссякать и вы будете пользоваться всем все реже и реже.
В конце концов вы просто усвоите простые правила:
Мыть руки перед едой, не совать руки в рот без надобности, да и лицо лучше не трогать, пить из бутылки не прикосаясь к горлышку. На последнем стоит особенно остановиться.
Мы несколько дней осваивали эту технику(получилось так быстро не у всех). Маленькие наставления: сначала открываете рот, наклоняете бутылку – вода проникает в ваши распростертые объятия, наклоняете в обратную сторону бутылку, закрываете рот.
Часто путают последние две операции. Результат – конкурс мокрых маек.