К медведям, в глушь, в тайгу, за Поеж!.
Что есть лес, что тайга? Определения этих слов можно найти и
в толковом словаре, и в учебнике ботаники. В сознании же тайга - хвойный лес, только более дремучий, дикий,
безлюдный. Река Поеж не каждую машину пропустит на свой левый берег, возможно
за ней тайга и начинается.
Внедорожник тоже должен быть подготовлен к экстремальной
езде – иметь лебедку, хайджек, шноркель, большие «грязевые» колеса и компанию
из хотя бы еще одного себе подобного.
Итак, пройден путь, описанный выше, на одометре 220 километров,
собиратели лесных даров и рыболовы свернули с лесной дороги направо и
обосновались на берегу Белого Луха, экстремалы продолжают движение. Через 11 километров лесная
грунтовка выводит на грейдер от паромной
переправы через Унжу до Тимошино в месте, обозначенном на карте, как Смолзавод.
От существовавшего в былые времена
завода и поселка при нем осталось только название, да поставленный
несколько лет назад православный поклонный крест в память о невинно убиенных
мучениках коммунистического режима.

Крест
28
километров вполне хорошего «грейдера» отделяют это место
от локальной столицы – сельского поселения Тимошино. В Тимошино есть несколько
магазинов и вышка сотовой связи – все необходимое перед выходом за пределы
цивилизации. Еще несколько километров дороги с твердым покрытием, деревня
Халабурдиха, и начинается … Нет, не бездорожье, но такая дорога, что, порой
лучше ехать в стороне от нее. Еще несколько километров, которые в дождливую
погоду являют собой «десять в одном» и за деревьями, прорастающими на
заброшенных полях появляются крыши домов. Перед нами деревня дворов в пятьдесят
вдоль одной улицы, в которой, со слов тимошинцев, один постоянный житель. Это
Кукуй Первый, десяток домов закрыты, видимо их хозяева дачники. Остальные
брошены. Улица спускается к ручью, после которого начинается подъем к деревне с
названием Кукуй Второй. Дорога проходит задами, но видно, что запустение в этой
деревне еще большее, только один дом похож на обитаемый в дачный сезон.

Кукуй Второй
Сразу за деревней дорога ныряет в лес. В принципе она
проходима для серьезного внедорожника, но ошибки чреваты упражнениями с
лопатами, лебедкой или хайджеком. Поэтому перед каждым проблемным местом лучше выйти и осмотреться – в таких случаях
медленно ехать получается быстрее. И
вот, через полтора километра и, кому как повезет, определенного числа часов или
минут, дорога выводит к условной границе. Конечно, за Поежем такой же лес, и
деление на лес и тайгу сугубо эмоциональное, но все же форсировать такую речку
на легковом внедорожнике отважится не каждый. И правильно сделает, если мотор
захлебнется, куковать придется долго или очень долго, ведь Кукуи не жилые и за
трактором придется бежать очень далеко.
Но, если приспичит пересечь эту условную границу, нужно предварительно
изучить брод не опасаясь замочить трусы. Съезд в реку и выезд из нее пологие,
песчаные – лучше не бывает, дно тоже – ровный песочек, глубина – по …, по
погоде. В общем, брод идеальный, как его преодолевать опытные таежные джиперы
знают, а которые не опытные, могут такой опыт приобрести, только не надо
надеяться, что за даром. В этом месте наличие второй машины наиболее важно,
чтобы вытащить из воды ту, которая может заглохнуть в реке.

Выезд из брода
Весь этот лес, тайга, по которой проложен маршрут, площадью
в несколько сотен квадратных километров в годы коммунистического режима был
зоной УнжЛага. По его территории были проложены железнодорожные линии, и
узкоколейные, и широкой колеи. Для них прорубались просеки и возводились
насыпи, мосты. Десятки концентрационных лагерей, некоторые из которых до сих
пор видны, даже из космоса, вмещали в себя до тридцати тысяч узников, тысяч сто
из которых, погибших за двадцать лет существования УнжЛага, так и остались
лежать в этих местах. Но прошло время, деревянные мосты сгнили, рельсы
растащили, лагерные бараки обрушились, о политзаключенных УнжЛага еще при
коммунистах приказано было забыть, нынешняя власть тоже вспоминать не желает.
Остались насыпи и просеки, по ним и передвигаются редкие люди, в основном
охотники и лесники, чаще на тракторах и «пневматиках», но иногда и на
полноприводных автомобилях.

Колючка
Трудно сейчас определить, но скорее всего, дорога после
брода проложена по одной из бывших узкоколеек, ведущих к основной магистрали, Главному
Усу – железнодорожной линии широкой колеи, от которой осталась только просека
и, местами, насыпь. Благодаря большому содержанию песка в грунте дорога таковой
и остается, а не превращена в канаву с жидким месивом, как это бывает на
болотистых грунтах. До главного уса она идет вдоль Поежа, который, петляя, то
приближается почти вплотную, то теряется за деревьями.

Поеж
Колея сравнительно не глубокая, УАЗ с «гражданскими» мостами,
на стандартной резине практически везде по колее проходил, хотя и не слабо,
порой, задевая картерами редукторов мостов. В некоторых местах, видимо, где
почва болотистая, в дороге видны остатки гати. На четырехкилометровом участке
от брода до Главного Уса на карте обозначен ручей и брод, приятным сюрпризом
было то, что вместо брода был обнаружен мостик через ручей. 1700 метров по Главному
Усу до разрушенного моста через Поеж и расположенного рядом брода по таежным
меркам можно считать автомагистралью. Перед мостом большая охотничья избушка.

Избушка
Есть такое выражение: «Закон - тайга, прокурор - медведь». Его
применимость является косвенным признаком, отличающим тайгу от леса. По таежным
законам пользоваться такими избушками могут все, но, соблюдая таежные законы. А
именно - пришел промокший, замерзший, голодный – разжигай печь сухими дровами,
вари крупу, все что найдешь в избушке - твое, а когда отогреешься отдохнешь –
заготовь дров, оставь, что-то из своих запасов для тех, кто прийдет после. А
если напаскудишь, можешь и навсегда в тайге остаться – медведь, ведь не следует
УК при вынесении приговора. В близко и не очень близко расположенных лесах
таких избушек нет, там другой закон, позволяющий безнаказанно гадить.
Главный Ус в месте его пересечения с рекой Поеж - конечная точка маршрута. И если поездка на
берега Белого Луха обусловлена сбором грибов и ягод, рыбалкой, то «ломится» в
такую даль за грибами глупо. Рационального ответа на вопрос, «Зачем же нужен
этот Главный Ус», нет. И грибов, и ягод
в этом месте не меньше, но не они являются целью экстрималов, сталкеров.
Особое уединение, покой этих мест не измерить ни килограммами, ни штуками, но
именно они и влекут сюда из шумного суетного города.
Анатолий
Нестеров