Алтайская восьмёрка

Идет загрузка карты ...
Основная идея похода заключалась в том, чтобы, начав поход из Бийска и двигаясь на Юг, проехать по основным перевалам обеих Республик и замкнуть кольцо похода, вернувшись в Бийск с юга, не повторив при этом пройденного пути.
 
Алтайская восьмерка

Туристско-спортивный союз России
Новосибирское отделение Федерации туризма
   ОТЧЕТ
О велосипедном походе III категории сложности по Алтаю,
совершенном с 24 июля по 8 августа 2009 года
Маршрутная книжка  0 – 93 – 09  Руководитель                                Якубо Б. В.

Новосибирск  2009 г.

Содержание

 

1. Справочные сведения о походе                                                                                                                                     

2. Сведения о районе похода                                                                                 7        

3. Описание маршрута                                                                                            10

4. Итоги, выводы, рекомендации                                                                                                               

Приложение 5.1. Карты «Пройденный маршрут по участкам». 2 участка.

Приложение 5.2. Техническое оснащение группы.

Приложение 5.3. Список личного снаряжения.

Приложение 5.4. Список общественного снаряжения.

Приложение 5.5. Ремнабор.

Приложение 5.6. Аптечка.

Приложение 5.7. График движения.

Приложение 5.8. Расчет категории сложности.

Приложение 5.9. Высотный график.

Приложение 5.10. Фотоматериалы. 

1. Справочные сведения о походе 

1.1. Заявленный  маршрут

     Новосибирск - Бийск - Алтайское - Куяган - Куяча - Тоурак - Ильинка - Барагаш - Шаргайта - Усть-Кан - Сугаш - Юстик - Усть-Кокса - Тюнгур - Инегень - Купчегень - Онгудай - Ябоган - Яконур - Черный Ануй - Солонешное - Солоновка - Точильное - Бийск - Новосибирск 
1.2. Пройденный  маршрут

Новосибирск - Бийск - Алтайское - Куяган - Куяча - Тоурак - Ильинка - Барагаш - Шаргайта - Усть-Кан - Сугаш - Юстик - Усть-Кокса - Тюнгур - Инегень - Купчегень - Онгудай - Ябоган - Яконур - Черный Ануй - Солонешное - Солоновка - Точильное - Бийск - Новосибирск

1.3. Краткая характеристика похода:

       Вид туризма – велосипедный

       Категория сложности – III (третья)

       Протяженность маршрута – 1062 км, в том числе

          асфальт – 658 км,

          грунтовые дороги и тропы – 355 км

       Суммарный набор высоты – 7800 км

       Максимальная высота – 1500 м. Перевал Ябоганский.

       Количество перевалов – 5

       Продолжительность похода (полная) – 16 дней,

         в том числе ходовых дней – 15

       Сроки проведения – 24.07.2009 – 08.08.2009

1.4. Определяющие препятствия:  

1. перевал Чакырский

2. перевал Кырлыкский

3. перевал Чике-Таман

4. перевал Ябоганский

5. перевал Келейский

1.5. Участники похода:

1.     Якубо Борис Владимирович – руководитель, фотограф.

       1963 г.р., мерчендайзер ООО «Такт», г.Новосибирск,

         спортивный опыт:  2 вело У НСО, 2 вело У Казахстан – Кыргызстан, 2 вело Р НСО.

2.  Решетняк Елена Анатольевна – завхоз.

    1967 г.р., финансовый директор ООО «ТД «НЗЖБОиС», г.Новосибирск,

             спортивный опыт:  1 вело У Скандинавия, 2 вело У НСО, 2 вело У Казахстан – Кыргызстан.       

3.  Палыга Валентина Павловна – хронометрист.

    1974 г.р., ГБУЗ НСО "ГНОКБ", начальник юридического отдела, г.Новосибирск, спортивный опыт: 2 вело У НСО.     

   

4.  Леонов Артем Борисович – реммастер.

    1978 г.р., ИП Леонов, директор, г.Новосибирск,

             спортивный опыт:  2 вело У НСО.

 

         5. Леонова Татьяна Юрьевна – медсестра.

                 

             1982 г. р., домохозяйка, спортивный опыт:  2 вело У НСО.               

  

Алтай — горная страна в западной части Южной Сибири.

В переводе с тюркских наречий Алтай означает – золотой, золотой – значит богатый. Горный Алтай раскинулся на стыке нескольких природных зон и культурных миров. Он многолик и разнообразен, отличается живописными ландшафтами и кристально чистым воздухом. Среди его пейзажей - хвойные леса, засушливые степи, снежные вершины, скалы, спокойные озера и бурные реки. Природа поражает своей первозданностью и позволяет заниматься практически всеми видами туризма - от созерцательного отдыха в отеле до дерзких сплавов и альпинизма. Путешественники давно подметили сходство гор Алтая и швейцарских Альп.

В центре гигантского материка, на равном удалении от Северного Ледовитого, Тихого и Индийского океанов, природа создала страну голубых озер и зубчатых утесов, непроходимой тайги, сказочных лугов и сухих степей. Здесь сердце Азии бьется особым, величественным ритмом. Здесь зарождалась культура кочевников, скакали конницы Чингисхана, паломники искали ворота в незримую Шамбалу. Здесь сплавились азиатский колорит и русское старообрядчество, архаика и современность.

Алтайские горы находятся в центре Азии на территории четырех государств - России, Китая, Казахстана и Монголии. Горным Алтаем принято называть российскую часть горной системы Алтай, расположенную на юге Сибири. В политическом плане на этой территории находится Республика Алтай, являющаяся субъектом Российской Федерации.

Горный Алтай очень многолик: здесь представлены лесная, степная, полупустынная, тундровая, альпийская, субальпийская природные зоны. В рельефе преобладают горы: Горный Алтай - самая высокая область Сибири. Горная система состоит из нескольких хребтов с узкими и глубокими речными долинами, плоскогорьями и степями. Самая высокая точка - гора Белуха (4506 метров над уровнем моря). Колебания высот от 350 до 4500 м. Типичный рельеф – высокие горные хребты, вырезанные в них глубокие речные долины и межгорные котловины.

Основные массивы – Катунский, Чуйский, Сумультинский. На Алтае насчитывают около 200 тысяч рек и озер со множеством водопадов. В верхнем течении реки носят горный характер, со множеством порогов и перекатов, в нижнем - выходят на равнину и становятся спокойнее. Самые крупные среди рек Алтая - Катунь, Чуя, Бия. Неповторимый колорит ландшафту придают горные и степные озера. Символ Алтая - Телецкое озеро - одно из самых глубоких озер мира (325 м). Природа Горного Алтая уникальна - в 2002 году пять природных объектов (в том числе и Телецкое озеро) были включены в список Всемирного Природного наследия ЮНЕСКО. К загадочным высокогорным озерам – Шавлинские, Кучерлинские, Мультинские – проложены нитки маршрутов.

Отличает разнообразие флоры и фауны на сравнительно небольшой территории. Растительные и животные сообщества меняются от предгорий к снежным вершинам. В горной тайге преобладают хвойные породы - кедр, ель, сосна. Из лиственных распространены береза, осина, тополь. В предгорьях и степях много ягодных кустарников - можжевельник, жимолость, крыжовник, ежевика. Характерно, что в Горном Алтае растет большое количество лекарственных растений: маралий и золотой корень, валериана, марьин корень и др.

В Горном Алтае обитают животные представляющие интерес как для охотника, так и для эколога. В лесах живет кабарга - самое маленькое из парнокопытных животных, в горных районах - дикий олень, марал, выдра, горностай. В малоснежных местах обитают косули, кабаны. В прителецком районе водятся лоси. Высокогорья заселены аргалиями (горный баран), бунами (горный козел), ирбисами (снежный барс). На берегах озер можно увидеть журавлей, а сами реки и озера богаты рыбой. Наибольшую популярность завоевали таймень и хариус. Многие животные Горного Алтая занесены в Красную книгу.

Алтай — древние горы, сформировавшиеся в результате герцинской и каледонской складчатости. В современную кайнозойскую эру Алтай испытал дополнительные поднятия, поэтому относится к возрождённым складчато-глыбовым горам. Высота высшей точки Алтая горы Белухи достигает 4506 м, что делает Алтай одной из самых высоких горных систем нашей страны.

Недра Алтая богаты рудами чёрных и цветных металлов: железными, марганцевыми, полиметаллическими, вольфрамовыми, ртутными, сурьмяными рудами, золотом и др.

Для Алтая характерен умеренный резко континентальный кли­мат, однако он значительно прохладнее и более влажный, чем на соседних равнинах юга Западной Сибири. Средняя температура ян­варя составляет -16°С, а в Чуйской котловине достигает -32°С, в то время как средняя температура июля составляет +8 — +16°С. На высоте 2100—2300 м располагается снеговая линия, выше которой расположены ледники. На западных склонах выпадает до 2000 мм осадков, тогда как на восточных — только 700 мм. Малоснежная зима в восточных районах Алтая способствует глубокому промерзанию почв и формированию островной многолетней мерзлоты.

Реки Алтая имеют преимущественно снеговое и дождевое пита­ние. Здесь берут своё начало Бия и Катунь, при слиянии которых образуется Обь. Озёра Алтая располагаются в тектонических котловинах, особой известностью пользуется Телецкое озеро.

У западных и северо-западных предгорий Алтая располагается степная зона с разнотравно-злаковой растительностью на чернозёмных почвах. Здесь водятся хомяки, суслики, полёвки. На высоте 500-1500 м расположены горные леса с преобладанием сибирской пихты, кедра, ели, сибирской лиственницы, осины, берёзы, облепихи на серых лесных почвах и бурозёмах. Типичными животными таёжной части Алтая являются медведь, рысь, лисица, соболь, горностай, колонок, белка, кабарга, марал, из птиц — глухарь, рябчик, тетерев, кедровка. Выше — на высоте 1800—2000 м располагаются субальпийские и альпийские луга, где обитают горный козёл, снежный барс, алтайская пищуха. Альпийские луга сменяются горной тундрой, а на высоте 2300—3000 м начинается царство вечных снегов.

Население Горного Алтая (алтайцы) традиционно занимается овцеводством, яководством, пантовым оленеводством и очаговым земледелием. Живописность Алтая способствует развитию горных курортов (Белокуриха), притоку в летнее время туристов и альпинистов.

 

Высочайшие точки Горного Алтая – г.Белуха (4506 м), пик Машей-Баш (4177 м).
Главная река – Катунь.
Главное озеро – Телецкое.
Главный водопад – Чульчинский.
Водопады – Камышлинский, Учар, Корбу, Куркуре.
Символы Горного Алтая – г.Белуха, ледники Актру и Машей, водопад Учар, Каменные грибы в урочище Ак-Корум, Шавлинские и Мультинские озера, Чулымшанский каньон, Телецкое озеро. 
 

3. Описание маршрута

3.1.        Смысловая идея похода, характеристика маршрута

Поход проходил по территории двух республик: Алтайского Края и Горного Алтая.

Основная идея похода заключалась в том, чтобы, начав поход из Бийска и двигаясь на Юг, проехать по основным перевалам обеих Республик и замкнуть кольцо похода, вернувшись в Бийск с юга, не повторив при этом пройденного пути. Поход проходил намеренно в среднем темпе. Это позволило участникам похода не только крутить педали, но и по мере возможности общаться с местными жителями, знакомиться с достопримечательностями и местными условиями жизни. Разработанный маршрут и время, определенное на его прохождение, позволяло это делать в достаточной мере.

3.2.  Организация похода

Поддерживать средний темп позволила хорошая физическая подготовка участников. Совместные скатки начались с мая и проводились каждую неделю до начала июля. На майские и июньские праздники все участники прошли тренировочные походы 1-2 к.с. Особое внимание было уделено подбору снаряжения с целью увеличения его надежности и минимизации веса (см. список снаряжения). Также была проведена предпоходная подготовка велосипедов, в ходе которой были заменены все детали, выработавшие более 50% ресурса.

Большую помощь в подготовке группы к выходу на маршрут оказали участники форума velo.nsk.ru, Маслобоева Ольга (мастер спорта по велотуризму), Вигуль Владимир (велопутешественник из Бийска), родные и близкие.

3.3.  Варианты подъезда и отъезда

Из Новосибирска до Бийска можно добраться поездом № 601,

из Бийска до Новосибирска – поездом № 602, либо на автомобиле.

3.4.  Аварийные выхода с маршрута и его запасные варианты 

Аварийные выходы с маршрута следующие:

 на всех участках маршрут проходил вдоль основной трассы и выход возможен в любое время и в любом месте, кроме перехода Тюнгур-Иня.

Запасных вариантов маршрута запланировано не было. 

3.5.  Изменения маршрута и их причины  

В процессе прохождения маршрута никаких изменений не было. Поход состоялся в запланированном варианте, режиме и темпе.

3.6.  Техническое описание маршрута

23.07.2009 (четверг) 

Поезд 601: Новосибирск-Бийск отправился по расписанию: в 20-30. Валя села на Главном, я с Леной на Сеятеле, Артем с Татьяной на своей машине поехали своим ходом. Провожающие: Андрей и Дина Яценко промахнулись, решив, что мы все будем выезжать от Новосибирска Главного и соответственно караулили нас на НГ… Но сами немного опоздали и, увидев издалека какую-то группу таких же велотуристов (но с незачехленными велами), садящихся на этот поезд, решили, что это мы, и успокоились. Но мы шли разными путями и в итоге встречались у моста через Бию. Итак: путешествие началось! 

24.07.2009 (пятница)

Прибыли на вокзал Бийска в 06:30 по местному времени. Дождь, пасмурно. Артем и Татьяна уже должны быть в Бийске. Они ехали на своей машине.

Велы и рюкзаки оттащили под козырек привокзального здания, чтоб за шиворот не лило… Все собрали, созвонились с Артемом и выехали к бийскому мосту через Бию. Там встретились, посчитались и в путь…

Дождь шел с переменным успехом весь день, но не сильно. Успевали подсохнуть. Обедали перед Алтайским на том же месте, где и в июне…J При въезде в Алтайское «вымылись» уже конкретно (Фото 1).  Купили ведро (5 л) свежей картошки за 80 рублей, передохнули и далее. Через пару километров у меня спускает переднее колесо. Мастер-класс по ремонту проколотых камер. Едем дальше. Приходится постоянно снимать\одевать непромокашки… и дождь следует нашему примеру.

Затяжной подъем на первый (безымянный) перевал. 770 метров! Пора искать стоянку. Скоро темнеет. Дорога от Алтайского до Куягана идет в довольно узком ущелье. «Пристать» - негде… Внизу заросшая река, вверху такие же горы. У нас уже 130. Находим более-менее чистый пригорок с елками. Искать что-то лучше уже не осталось времени. По-переменке затаскиваем туда велы и рюкзаки. Нас не видать, зато мы видим хутор из нескольких строений и загонов для скота. Похоже это ближайший выселок Никольского. Отлично! Внизу река Погорелка встречается с Баранчой. Лучшего не надо. Будет горячее, бальзам и отдых. Крутовато… зато не затопит. 

Итог первого дня:

Первый день был для всех трудным, устали. Что до меня, так это хороший признак. Если сегодня прошли, значит, и дальше победим.

Бийск – Советское – Нижнее – Каменка – Алтайское - перевал безымянный 770м - Никольское

 Общий километраж за день – 130

0-27 км – хороший асфальт

27-36 км – плохой асфальт от Советского

36-55 км – хорошая бетонка

67 км – обед (12.30-14.00)

в 16.00 – Алтайское (87 км)

прокол переднего колеса у Бориса

после 103 км – хорошо укатанная щебенка

116-121 км – перевал 770 м

21.30 – привал
 

25.07.2009 (суббота) 

8-00 – Подъем. Спали хорошо: без сновидений и кошмаров… Утренняя «суета» - без суеты. У нас запас хода, поэтому не торопимся. Погода не катит. Пасмурно и похоже будет хужее, чем вчера.

Вышли в 12-00. Моросит. Ехать можно. Проехали Никольское. Никто с хлебом-солью не встречает… Ладно. На развилке перед пос.\пос. Куяган-Куяча – беседка, дорога на Куячу налево. Остановились у беседки. Перекур-перекус-перемыв-обзор … и едем в Куячу. Кому-то тепло, кому-то холодно, кому-то хочется домой… а нам – в Куячу! И дождь едет вместе с нами. У меня с Леной нет передних (да и задних) крыльев, а значит:  нам маскировка уже не нужна. На нас зеленые непромокашки + грязь из-под колес. У нас «секретное задание» в Куяче и далее... В пос. Куяча – хороший магазин, рядом качели и грибок со столом, свиньи-долматинцы везде… Перекусили под грибком, пора. Влетели в Тоурак и чуть далее, направо - через Песчанку. Ан нет! Ехать нужно дальше прямо… А как не хочется. Чернозем конкретный. Местные сочувствуют и кивают вслед. 10 – 12 км хорошего грунта после непрекращающегося дождя – нате вам туристы – вело.

Идем (именно идем!) вдоль левого берега Песчанки. И это здорово, потому как у нас, на «родине», давно бы уже сидели и гундели. А вот и Казанда, приток Песчанки… Три рукавчика разлилися… Вода что надо! Велы перетаскиваем по двое (рюкзаки не снимаем), один может не вытянуть. Течение сильное, по погоде. Кажись все, на финише, темнеет, вымотались. Вот и мост через Песчанку на правый берег. Ночевка опять на горе-траве. Натягиваем тент, варим-жарим-пьем-гуляем…! Внизу Песчаная шумит. …типа - Отдыхаем. 

Итог второго дня:

Вымотались конкретно… Но если и это прошли, значит и дальше не страшно.

Никольское - (Куяган) – Куяча - перевал 3 км – Тоурак - р.Песчаная - броды 3шт -  мост через р.Песчаная (Ильинка) 

Общий километраж за день – 58

Ночью, утром, днем – дождь, пасмурно, беспросветно

8.00 – подъем

12.00 – выезд

От развилки перед Куяганом налево в Куячу

После Куячи перевал около 3 км

16.15 – д.Тоурак (46 км), не впечатляет, грязь, раскисшие непролазные дороги, хороший мост через р.Песчаная (но нам в другую сторону)

0-46 км – мокрая щебенка

46-58 км (до моста через р.Песчанная) – непроезжая проселочная дорога, велопешка, дождя нет

21.00 – 3 брода (один брод с сильным течением, ширина 5 м), от брода до моста около 3 км

21.30 – мост через р.Песчаная

22.00 – привал на горе 

26.07.2009 (воскресенье) 

7-00 Подъем! Пасмурно! Хреново!..

Обычное утро, без поддавков. Воды (внизу) принесть, каши сварить и т. д… Потихоньку растягивает облака… Солнце – ура! Решаем не гнать. А устроить помывку для себя, вещей и велов. Моем, сушим, смазываем. 13-30 стартуем. Не очень сильно, но пригревает. Жизнь возрождается. Артем с Татьяной уходят первыми, мы догоняем.

 Ильинка живет в красивейшей долине… (Фото 2). Нас встречают и провожают  – совсем другое дело! Потеряли наш авангард. Они ушли первыми, и мы разминулись в ильинских переулках. Теперь мы первые, а они догоняют… Настроение бодрое, невозвращенское. Теперь уже только вперед. Погода велосипедная!

Постепенно идем в подъем. Барагаш – Шыргайта – Бешозек … замелькали (Фото 3). В Барагаше «целовались» с пьяными матросами. Праздник ихний все ж… День ВМФ! Красивых стоянок не счесть. Потрясающий вид с перевала Чакырский… (Фото 4) Это только смотреть! Внизу зимник для скота, значит, там есть река, пора на стоянку и нам. Сегодня все.

Итог третьего дня:

Втянулись. Увидели Алтай во всей красе… в общем – мы навеселе!

р.Песчаная – Ильинка – Барагаш - (Шаргайта) – Бешозек - р.Шиверта -  перевал Чакырский - р.Чакыр

Общий километраж за день – 73

Весь день солнечно с облаками

7.00 – подъем, настроение хреновое (…неправда!  - рабочее настроение)

8.30 – ура! солнце!

Полудневка – стирка, сушка, мойка велов

13.30 – старт

Через 7 км – д.Ильинка, разминулись с Артемом и Таней

Деревня красивая

Встретили автопробег ретро-машин

Дорога – хорошая щебенка

в 16.20 – д.Барагаш (32 км)

Узнали, что день ВМФ, скупили в магазине весь йогурт, здесь же его уничтожили.

Перекресток Усть-Кан-Шыргайта

Переехали р.Песчаная

Набираем высоту постепенно.

д. Бешозек, высота 1050 м

Фото на мосту через р.Шиверта

Опять в гору

около 20.00 – 1-й перевал 1250 м, Усть-Канский район

20.45 – 2-й перевал (Чакырский) 1450 м (2 км подъем, 4 км спуск), беседка, чуть ниже красивый обзор на долину со скалы

После 1-го перевала – хороший асфальт

Спустились в долину, классное место для ночевки у р.Чакыр

21.00 – привал

Звездное ясное небо! Самая холодная ночь

27.07.2009 (понедельник) 

7-00 Подъем.

9-30 Старт! Вот это да… Быстренько. Что значит хороший вчерашний день. Настроение высотное. Машин мало. Солнца и воздуха много! Едем. Мы с Леной поотстали, догоняем только перед Усть-Каном. У заправки «заправляемся» по полной, т. е. 2 литра бензина для горелки уже на исходе и нужна дозаправка. В таких случаях лучше договариваться с водителями, когда они заправляются. Самим заправщикам запрещено наливать бензин в пластиковую тару. Идем дальше. В Усть-Кане шумно и людно… Докупаем недостающие продукты и катим дальше. Время положенного обеда и место хорошее, чистое…Река Чарыш.  Но тучки нас нагнали. Быстро ставим тент, обедаем. Сворачиваем полевую кухню, непромокашки сверху и крутим. Дождь замочил, но не охладил. Солнце!

Перевал Кырлыкский… Не ждали. Передохнули, подождали отставших и гуляющих. Спуск! Спуск – что надо… (Фото 5) До самого погранпоста. Потеряли час на предварительный «пропуск» до Усть-Коксы. Там (в Усть-Коксе) в погранотряде, оформляется транзитный пропуск до Ини. И нужно к завтра успеть до пяти вечера. Вот так. Крутим дальше уже из страха опоздать на «электричку». Хороших стоянок нет, нехороших тоже. Везет нам… А мы везем «пакет»… Река Аюлу и место для стоянки есть! Лето и световой день в разгаре, а у нас ужин который раз при свечах. А нам не привыкать…J Усталость, аппетит и бальзам на вкус и на душу… Звезды! 

Итог четвертого дня:

Ну, если и в этот раз продержались, то уж больше нам ниче не страшно!

р.Чакыр – Усть – Кан - р.Чарыш – Кырлык - перевал Кырлыкский – Сугаш - р.Талда - р.Абай-Абай - поворот на Амур - р.Аюлу

Общий километраж за день – 108

7.00 – подъем

9.30 – старт

11.30 – Усть-Кан (32 км)

Хороший асфальт, солнце, фонтан, магазины, кефир, колбаса

13.30 – обед (46 км), на берегу р.Чарыш

Только приготовили – тучи, дождь, спрятались под тентом, натянутым на телеграфный столб.

Погода резко испортилась, настроение ухудшилось, надежды на солнце не было, все вокруг затянуто.

14.30 – поехали в самое сердце тучи

Асфальт почти сразу закончился, началась раскисшая гравийная дорога, колеса вязнут, сильный встречный ветер.

Доехали до д.Кырлык – асфальт, дождь, солнце

Тучи неожиданно оказались в стороне, после деревни солнце, слегка мокрая укатанная дорога, потом сухая.

Дорога пошла вверх на перевал Кырлыкский. Сначала постепенно вверх, затем круче и круче за каждым поворотом (2 км), на верхушке очень круто.

18.15 – на перевале, отдохнули

Покатили вниз 6 км до погранпоста Сугаш

Около 50 мин оформляли документы

До пос. Сугаш от поста около 5 км

Начался хороший асфальт

Почти 2 часа искали ночевку

пос.Талда и р.Талда – останавливаться нельзя!

пос.Абай и р.Абай – останавливаться нельзя!

Поворот направо к пос.Амур (не поехали), темнеет, надели фонари. Решили ехать до Юстика.

Проехали мост через р.Аюлу. Вот оно место для ночевки!

22.00 – привал

Звездное небо, лапша, салат и … бальзам! 

28.07.2009 (вторник) 

6-00 – Подъем! Но только для троих. Решили сэкономить… Нужно успеть до 16-00 в усть-коксинский погранотряд для оформления пропуска. Очередь и т.д., остальные подтянутся попозже. Разогрели то, что осталось от вчерашнего ужина и вперед. Утро было хмурое, но вскоре расцвело солнцем. В Усть-Коксу приехали с запасом. У заставы – обед… Ковры расстелили прямо у забора – загораем. Загорали 1 час. Наши документы забрали и унесли на оформление. Ждем`с … Через полчаса подъехали Артем и Татьяна. Ну наконец! Пропуска на руках, можно не оглядываться. Решили перекусить в кафешке и едем дальше. Пошел конкретный дождь, ну и пусть. Хорошо пронеслись по Уймонской долине. Асфальт, который кончился через 20 км… Дальше раскисшая гравийка. Нам еще нужно проехать два перевальчика и будет отдых.  И мы их проехали. Хорошая стоянка на Катуни, вода теплая, в отличие от тех ручьев, на которых мы останавливались ранее. Все уже привычно: палатки, тент, ужин … Звезд сегодня не было. 

Итог пятого дня:

Идем по графику и без происшествий… Может их и не хватает…? 

р.Аюлу – Юстик - р.Кокса – Тюгурюк – Власьево - Усть-Кокса - Уймонская долина – перевалы - р.Катунь

 Общий километраж за день –  80

6.00 – подъем, дождь, пасмурно, туман

9.00 – старт 3 чел., дождь кончился, солнце

Асфальт, Юстик, выехали к р.Кокса

36 км – д.Тюгурюк, асфальт кончился,

10 км – злая щебенка, в рытвинах

12 ч. – перекус на берегу реки

После поворота к д.Власьево асфальт 5 км вдоль горы над р.Кокса, перевальчик, щебенка, красивый вид.

13.15 (45 км) – с.Усть-Кокса

13.45 – погранзастава, попали в обеденный перерыв 1,5 ч.

15.15 – приехали Артем и Таня

15.25 – наконец-то выдали пропуска

Погода начала портиться, тучи, ветер

Пообедали в кафе, встретили велера из Н-ска (живет в Усть-Коксе), фото на память

17.00 – двинулись дальше, дождь, хороший асфальт

Через 6 км от Усть-Коксы музей Рериха и этнографический музей истории и культуры (не заезжали), быстро пронеслись по Уймонской степи

Через 20 км асфальт кончился, дождь идет, дорога песчано-гравийная как стиральная доска примерно 13 км, раскисшая, грязь, лужи

2 крутых перевальчика (1100 м, 800 м), очень крутых

Выехали к Катуни

20.00 – привал, на берегу Катуни

Хорошее место! дождь((( мокрый песок.

Если завтра дождь не кончится?!.....

Спасают только мысли о предстоящей бане 

29.07.2009 (среда)

8-00 – Подъем для всех. Не торопимся, все успеваем.

В 12-30 стартуем вместе с солнцем, вышедшем из-за туч (Фото 6, 7). До Тюнгура (25 км) проехали без происшествий. «Напали» на полянку с клубникой… Кое-как оторвались. Открылась серьезная проблема с покрышкой на велосипеде Артема: ободом протерло насквозь и далее камеру… Заклеили и то и другое толстыми автомобильными заплатками. Задача: найти новую покрышку… хде?! Бум искать… А сегодня Баня! Остановились на турбазе Ивана Замчалова, на правом берегу. Есть все: вода, дрова, место для палатки, баня и т. д. Отличное место отдыха для туристов дико-активного отдыха. Отдых сегодня и завтра целый день…

О наших соседях на стоянке палаток можно остановиться подробнее.

Их было трое… Саня, Стас и Наташа. Стас – колоритная внешность: большая шапка курчавых волос, блеск в глазах (немного подогретый…алкоголем) и ярко выраженная жестикуляция. Самбреро, сандалии и белый песок – вылитый латиноамериканец.

Он (латино) в процессе «открытий» …чудных. Уже кое-что прошел, и еще не утомился от однообразия. Ощутил «простоту» туризма, но еще не обжегся. Еще все впереди и он жаден до впечатлений. Но природная лень, здоровый организм и хорошее воображение сыграли с ним злую шутку… Не столько ходит, сколько воображает, что ходит, не переживает (живет), сколько думает, что живет. Мы с ними пробыли два коротких вечера, а до нас они «отдыхали» тут уже четыре дня… Характерный пример. Стас спрашивает Наташу: «… Наташ, ты рюкзак собрала? Нам завтра на Кара-Тюрек идти.» - «…Собрала» - она отвечает. « …Ты, наверное, неправильно собрала. Я завтра утром посмотрю…» - это уже Стас. Похоже, так у них продолжалось не один день. Мы ушли утром через день, они еще спали. Рюкзаки стояли часовыми…J

Итог шестого дня:

Матрасный день.

р.Катунь – Катанда – Тюнгур

Общий километраж за день – 25

8.00 – подъем

Дождь всю ночь и утром, тучи, туман, безрадостно, все мокрое, противное

12.30 – старт

Дождь закончился! Солнце, тучи уходят

Через 3 км – д.Катанда

13.15 (7 км) – пробой колеса у Артема, проблемы с покрышкой, 1 час на ремонт.

Дорога, несмотря на ливший всю ночь дождь, вполне проезжается, мокрая песчано-гравийная, иногда как стиральная доска.

Дорога над Катунью, красиво, показываются снежные вершины.

Через несколько км локальное препятствие – земляничная поляна! остановились по запаху. Паслись минут 30.

Покатили дальше. Попали в березовую аллею 2-3 км. Дорога раскисшая, в тени, грязь

Спускаемся с горки – и вот Тюнгур в 16.15

Нашли турбазу, баня!!!

Постирушки в Катуни, помывка велов, ужин, баня, общение с земляками-соседями

 30.07.2009 (четверг)

8–30 Подъем.

Главная задача на сегодня – отремонтировать валин вел. Передний тормоз и оба переклюка, багажник… Полтора часа я провозился точно. Машина к выезду готова.

Лена со вчерашнего дня «бредит» походом на какую-нить горку. Лады, на Кара-Тюрек естественно не идем: уже около 12 часов дня. Быстро перекусываем, что-то кидаем в рюкзаки… фотоаппарат и GPS не беру – тащить на горку в лом, хочется налегке. Пересекли пос. Тюнгур поперек и курс на ближайший бугор за поселком. Я как-то пытался на него подняться пару лет назад зимой. За поселком идет строительство коттеджей. На подъеме вышли на луга с клубникой… Такого я еще не видел! Затяжные дожди и влажная погода этого года сделала свое дело: для природы это благо. Клубники – не объять, как-то оторвались от этого пиршества и на подъем. Подробности подъема и спуска… Поднимитесь и сами все поймете. Мы поднялись (2063 м) и спустились. В лагерь пришли в 23 с чем то… Устали-отдохнули – называется. Баня – спать – завтра утром уходим.

Итог седьмого дня:

 А мы все ж поднялись на эту горку!

Дневка в Тюнгуре – пеший поход к истоку реки Кызыл и далее – 2063 м  

Общий километраж за день - пешка 25 км

8.30 – подъем

Солнце! Голубое небо, облака

Завтрак, ремонт велов, магазин, вкусные домашние сливки

13.00 – радиалка на одну из вершин (2062 м) Тюнгурских гор

Артем и Таня – на базе, безуспешные поиски новой покрышки и ремонт старой.

Земляничные поляны! Поиск дороги, нашли р.Кызыл, поднимались вдоль нее. Высокая трава, конная тропа, ельник, затем очень крутой подъем, нашли исток реки.

18.15 – почти на вершине, перекусили, пофотали

Борис и Лена пошли выше, посмотрели, что на другой стороне горы.

Стало холодать, ветер, тучи. Спину греет гидропак, одежду потеплей не взяли.

19.30 – начали спуск

Бесконечный! Вечер, сумерки, темнеет, совсем потемнело, дорогу почти не видно, кони пугают фырканьем, фонариков нет, луна за облаками

23.15 – пришли на базу

Очень устали. Накормили вкусным гороховым супом и предложили баню!

Когда ели, пошел дождь ((( Опять

Шел всю ночь… 

 31.07.2009 (пятница)

7-30 Подъем. Солнце. Завтрак.

Мы уходили, Стас и его команда сладко спали. Похоже, что опять: «рюкзак неправильно собрали…» Пока!

Вышли в 11–00. Артем пытается зашивать покрышку нитками, не помогает. Переставил на переднее колесо, еще наклеил автомобильные заплатки изнутри. Едем… Аккемский порог – здрасьте!

Теперь уже идем, вернее, тащим велы в горку и сами за ними тащимся, по пути успевая срывать клубнику под ногами. Безымянный ручей наверху. Все, хорош. Я помню это место. Тут и остановимся, еще не поздно, можно засветло поужинать. Артем таки распалил костер, уже веселее. Что-то загрустили в последнее время… Наверное, по дому соскучились. 

Итог восьмого дня:

Немного сбились с ритма… Планировали пройти чуть далее. Но ничего, нагоним и ритм настроим. Да и далее нельзя: будут там еще подходящие стоянки…? Тут узкое ущелье, темнеет быстро. 

Тюнгур - р.Тургунда - р.Аккем - горная тропа  - безымянный ручей  

Общий километраж за день (вело,  пешка) - 32

Всю ночь шел дождь

7.30-8.00 – подъем, солнце, завтрак, сборы

11.00 – старт

магазин, ручной журавль

Дорога грунтовая, каменистая

Дорога вдоль Катуни, грунтовая с лужами, грязями, лесок, солнце иногда прячется, хорошая погода.

Мемориальная доска Сухова

13.30 (17 км) – ремонт покрышки Артема 45 мин.

Встретили 2-х мотоциклистов, 2-х пешников

21 км - плато с каменными бабами

Спустились с плато – опять ремонт колеса

14.45 – брод через р.Тургунда, сильное течение, 15 м

Попадались еще ручьи и лужи, дорога каменистая

Стрелка Аккема и Катуни

15.45 (24-25 км) – началась тропа над Катунью

Тропа узкая, местами над крутыми обрывами, местами круто вверх (толкаем велы по двое), трава царапучая

Идем над «аккемским прорывом»

18.00 – пришли к ручью, привал прямо на тропе

Долгими стараниями Артема у нас первый за все дни костер

Теневая сторона гор, тучи, радуга всех цветов, как будто на ладони

(сидели на радуге, бросали камушки в аккемский прорыв, Артем катался туда-сюда) 

01.08.2009 (суббота) 

Встали в 7–00, вышли в 10–00 – нормалек.

Сегодня увидим Казнахту… В прошлый раз я до нее не дошел и правильно сделал. Увидели! Перешли вброд по колено. При таком течении и глубине, если оступиться, можно уплыть в Катунь… Красивая речка, обязательно сюда вернусь. Дальше карабкались наверх (Фото 8). Вот и стрелка Аргута и Катуни (Фото 9). Все нормально (Фото 10). Солнышко. Перекусили – перекурили. Сегодня нам нужно до другой стрелки: Чуя – Катунь. Пришли…! Как все это описать…? Идите и все увидите.

Итог восьмого дня:

 Много всего разного – ландшафты, люди, погода, флора и фауна

горная тропа - р.Катунь - р.Казнахта - р.Аргут – Инегень - р.Чуя

Общий километраж за день (вело,  пешка) - 37

7.00 – подъем, пасмурно, дождик, завтрак, солнце

10.15 – старт

Продолжаем идти по тропе, так же крутые обрывы местами, солнце, жарко.

Вышли к развилкам, потерялись на тропках, нашлись.

Тропа уходит в сторону от реки, огибая одну из гор, сомневаемся, правильно ли идем, местные жители на конях устраняют наши сомнения.

Артем кувыркнулся, без последствий.

13.00 (8 км) – брод через р.Казнахта (сильное течение, 10-12 м, глубина выше колена). Тапок Артема уплыл домой.

Тропа каменистая с крутыми подъемами.

Вышли на стрелку Казнахты и Катуни, очень красиво, просто дух захватывает.

На тропе встречали разных пешников.

14.30 – перекус.

Опять по тропе, встретили велосипедиста из Москвы, пеших чехов.

15.30 – стрелка Аргута и Катуни.

На скалах интересные надписи.

Стало пасмурно.

Через 15 км (16.30) тропа закончилась (немного перепутали, ушли вверх чуть-чуть), опять солнце, жара. Ура! увидели автомобильную дорогу и машины.

Опять заблудились на развилке, поехали по нижней дороге, которая превратилась в тропу вдоль Катуни.

Подъем вверх, тяжело, жара, едем в обратную сторону. Выяснилось, что сделали петлю. Вокруг пасется скот, провожают нас задумчивыми взглядами и протяжными мууууу.

Наконец то нашли дорогу на Инегень, пасмурно. Опять развилка. Поехали по средней дороге, которая затем перешла в узкий овраг, похожий на сточную канаву, крутой с песчаным дном.

18.30 - спустились к р.Инегень, навстречу вышел пьяный алтаец, перешли по мостику-доске.

Скалы над д.Инегень в овцах и козах на самом верху, поудивлялись их способностям.

Проехали задними дворами (лавируя между лепешками) по Инегеню за деревню до дороги на Иню.

Едем дальше.

19.00 - опять развилка, позади тучи. Одна из дорог – очень крутая. Рыбак посоветовал ее. Карабкаемся вверх с трудом по камням, ноги соскальзывают, очень круто и тяжело. Некоторые толкают по двое.

19.50 – мы наверху! (Фото 11). только выбрались на плато, все вокруг затянулось, потемнело, дождь, молнии, раскатистый гром с эхом, сильный дождь с ветром.

Дорога грунтовая, ручьи и лужи.

Проехали 20-25 мин – крутой спуск и дорога в скалах над Катунью.

Дождь закончился, солнце из-за туч, супер-красивая радуга, стрелка Чуи и Катуни, собаки в гротах, спустились к реке на поляну из камней.

20.30 – привал. Рядом соседи на автомобилях.

День был тяжелый, разнообразный. 

02.08.2009 (воскресенье) 

7–00 Подъем.

10–20 Старт. Все нормально, без тянучки. А вода в Катуни теплая!

Сегодня – на Чуйский тракт. Едем. Переехали подвесной мост и вышли на правый берег Катуни. Мост в хорошем состоянии, мы – тоже. Вскарабкались наверх, асфальт, тоскливо… В Ине немного затарились едой, впереди еще будут поселки, нет смысла тащить лишнее. Растянулись, Артем с Татьяной ушли в отрыв… Мы догонять не стали. Смотрели Ильгумень (порог) – не впечатлил, с катамарана виднее видно.

Догоняем перевал Чике-Таман. Догнали только Артема и Татьяну: ждут-замерзли… Проехали Купчегень (Фото 12) и встали перед подъемом на Чике-Таман. Сделали обед и принесли его в жертву реке. Погода наладилась – значит помогло! Сами покушали и вперед.

Чике-Таман – как Чике-Таман… Была така детская игрушка: прозрачный пластиковый цилиндр, а внутри лесенки по спирали и три металлических шарика. Задача – закатить все три в лунку наверху. Короче: мы закатились все пятеро! (Фото 13, 14) А затем скатились. Я не знаю, что хуже: вверх или вниз…? Сами выбирайте. А мы вперед до Онгудая. Долина реки Урсул с нами туда же. Разогнались хорошо: успели, водку еще продают! Место на Урсуле рыбаки подсказали. Костер сами сделали. За победу!!! …J

Итог девятого дня:

Первая половина дня, до обеда, скучная… тянучая… Вторая – интересная и напряженная. Рельеф интереснее и событий больше.  

р.Чуя – Иня - М.Яломан - Б.Яломан – Купчегень - перевал Чике-Таман – Хабаровка – Онгудай - р.Урсул  

Общий километраж за день – 88

7.00 – подъем

10.20 – старт

Пока собирались, солнце спряталось, похолодало, тучи, ветер.

3,5 км – старый подвесной мост над Катунью, со стороны Инегеня на Чуйский тракт.

Крутой подъем к тракту.

Через 3 км д.Иня, магазин, едем дальше.

Артем и Таня уехали раньше, догоняли их до самого обеда.

Дорога – свежий асфальт, зубастый, горки.

Солнце то выходит, то прячется.

д.м.Яломан, реки М. и Б. Яломан. Свернули посмотреть на порог Ильгумень.

14.20 (42 км) – д.Купчегень, Артем и Таня ждут остальных.

За деревней обед. Сварили и утопили борщ, консерва, купленная в Ине, оказалась некачественной. Сварили лапшу.

Похолодало, все оделись, тучи.

17.00 – поехали дальше. Солнце.

17.30 - начался перевал Чике-Таман (4 км подъем, 4 км спуск)

Красивый серпантин, ухоженный. Прорублен в скалах.

18.20 – на перевале.

Хороший спуск. Едем до Онгудая (спешим в магазин за покрышкой).

Сразу после перевала д.Хабаровка.

Дорога – спуски-подъемы.

20.00 (82 км) – с.Онгудай.

Делимся на 2 группы. Артем и Таня – в домик. Взяли у них продукты. Едем дальше. На краю села вспоминаем, что забыли взять бензин. Борис поехал назад.

Темнеет, закат.

21.30 – нашли бензин, едем за деревню. Ищем место. Темно (вставать на привал в темноте, это уже традиция). Рыбаки подсказали хорошее место.

Встали на берегу р.Урсул, трава сплошным ковром, 1 метр от воды, роса.

Костер! Еда! Настойка!

За весь день не было дождя! Первый раз! 

 03.08.2009 (понедельник) 

7–00 Подъем.

Подъем хороший! Солнце из тумана… Голова не болит.

Едем с сусликами наперегонки. Периодически брызгает дождик. День - как день – рабочий день… Подъем на перевал (Ябоганский) довольно пологий и естественный, почти незаметный до самого пика. Немного поднажали – и мы наверху! Дождик-тучи и т. д… Перекусили наверху. Вниз смотреть тоскливо: задница там конкретная… Одели непромокашки вовремя – Ливень! Спустились к реке Ябоган перед мостом вместе с Дождем. Спасибо. Уже темно и сыро. Вода есть, место под палатки тоже, дрова есть – значит и костер будет. Мягкая стоянка. Был костер, и готовили на нем же. Установили тент – все как положено. Дождь лил … уже привычно. Сегодня был красивый перевал.

Итог десятого дня:

Население Горного Алтая доброжелательно и ненавязчиво к туристам. Это серьезно и без всякой иронии. Они заняты своим делом и много работают. В отдаленных от основной трассы поселках говорят больше на своем местном языке, но русский знают все: и дети и взрослые.

р.Урсул – Шашикман – Туекта – Теньга – Кор – Кобы – Ело - перевал Ябоганский - р.Ябоган

Общий километраж за день – 92

7.00 – подъем, сборы, холодно, туман.

Показалось солнце, туман ушел, жара.

10.00 – неожиданно на дороге появились Артем и Таня, увидели нас (мы ждали их позже, а они успели все дела быстренько сделать - купить новую покрышку и собраться).

10.20 – старт.

Хороший асфальт, катили легко, до обеда вдоль долины р.Урсул, красиво. Местами новый асфальт, зубастый. Немного побрызгал дождь.

14.00 (42 км) – обед за д.Кор-Кобы (Фото 15).

Артем и Таня не стали обедать, уехали вперед. Вокруг ходили тучи, но нам светило солнце.

15.30 – старт.

Через 5 км д.Ело. После началась гравийно-грунтовая дорога с хорошей насыпью.

У святого источника доброжелательный пьяный алтаец сказал, чтоб не ехали в перевал из-за тучи. У источника – беседка. Хорошее место для стоянки (15 км от обеда).

Надвинулась черная туча, решили не ждать, поехали в перевал.

Постоянный естественный подъем. Потом вроде спуск.

Ехали по краю тучи, дождик прибивал пыль и нас слегка.

18.15 (80 км) – доехали до асфальта.

И только здесь!!!!  начался Ябоганский перевал. Некоторым хотелось застрелиться.

Рядом отара овец, супербеспокойное хозяйство, не замолкают беее и мееее. Пастухам надо платить за вредность.

Перевал естественный и плавный.

19.00 – на перевале. Перекусили, сфотались. Самый красивый перевал (по мнению Бориса).

19.30 – начали спуск. Хороший спуск.

Черные тучи вокруг, закончился новый асфальт, началась грунтовка, и лупанул сильный дождь как из ведра с молниями и сильным громом. Хорошо, что заранее переоделись в непромокашки.

2 км грунтовка. Закончилась она, и дождь тоже сразу закончился.

Почти сразу нашли место для стоянки в лиственницах на берегу р.Ябоган.

Артем и Таня уехали за Ябоган.

20.30 – привал.

Костер (несмотря на только что закончившийся ливень), правильно натянутый тент.

Дождь шел, потом закончился.

Первый раз приготовили ужин на костре.

04.08.2009 (вторник) 

7–00 Подъем. Без вариантов. Было бы сухо, можно было бы полениться… Когда сыро и прохладно, время на сборы удлиняется. Периодически забегаем под тент, дождь идет без раслабухи. Завтрак сделали, упаковались, и дождь кончился. Хорошо. Едем. Дожди идут непрерывно, техника не подводит, это главное. Ну, и здоровье тоже… и денег побольше, и любви и всего-всего… Кто сказал, что для счастья мало надо…?! Надо много…!

А мы едем… мимо счастья, до Черного Ануя. Как так? А вы попробуйте и все узнаете…J Дорога до Яконура отличная, бензин плохой, но нам и такой сойдет, мы веселые и злые. Немного заблудились, но видать к счастью: перевал Келейский не планировали, но нам понравилось… С перевала до Черного Ануя (пос. Келей, Усть-Мута) просвистели не оглядываясь.  25 км спуска – видали! Дети и взрослые нам махали…! На ночевку встали на Караколе (приток Ануя). Речки пошли грязные: верный признак сброса высоты. Это может быть в будущем большой проблемой… А пока живем! Тент – верный друг туриста-велосипедиста. Ужин при свечах и без баранины. Зато есть курица (бройлер). Зато искупался по полной. Вода в Караколе терпимо-холодная (или теплая). 

Итог одиннадцатого дня:

Заблудиться – не значит потеряться. Можно найти больше, не ожидая. Главное – быть ко всему готовым и не ныть.

р.Ябоган – Ябоган – Яконур - перевал Келейский – Келей - Усть-Мута - Черный Ануй - р.Каракол

Общий километраж за день – 86

7.00 – подъем. Завтрак на костре, солнце, облака.

Только позавтракали – сильный ливень, гора рядом вся закрылась облаком. Переждали под тентом. Минут через 20-30 опять солнце.

11.30 – старт.

Асфальт, солнце.

Через 4 км пос. Ябоган. Проехали, не останавливаясь.

Доехали до поворота, по которому ехали в 4-й день.

Пара алтайцев на конях с собаками. Собаки обычно не обращали внимание, в этот раз одна побежала следом и очень грозно рычала возле ноги. Алтайцы не прореагировали.

Едем в сторону Усть-Кана.

13.00 (25 км) – развилка на Яконур.

Запаслись бензином на АЗС. Дорога хорошая.

В Яконуре затарились продуктами в магазине.

За деревней асфальт закончился и солнце тоже. Вокруг тучи.

Через 8 км выяснилось, что ошиблись на развилке за деревней. По карте определили, что эта дорога короче до Черного Ануя, но хуже по покрытию – грунтовка накатанная. А вокруг тучи и единичные капли дождя. Возвращаться не хотелось, решили обед перенести и проскочить до дождя.

Перевал Келейский (1 км подъем, 2 км спуск).

Наверху начался дождь и ветер.

16.15 (54 км) – спустились до летника (беседки), обозначенного на карте.

Только расположились в беседке – ливанул дождь,  сильный холодный ветер. Натянули тент с одной стороны, оделись.

Под шелест тента съели борщ с сосисками.

Туча ушла, солнце! Голубое небо с облаками, но ветер холодный.

18.15 – продолжаем спуск с перевала, легко прокатили 25 км, д.Келей, Усть-Мута (Фото 16).

Дорога грунтово-щебеночная, с укатанной колеей.

20.30 – привал через 3 км после д.Черный Ануй на р.Каракол (приток Ануя).

Пока готовили ужин, подошли местные, предложили полбарана за 100 р., потом за 50 р., Мы не взяли. Они просили водку, им отказали.

23.45 – отбой. Только залезли в палатку, начался очень сильный дождь с громом, молниями, ветром.

05.08.2009 (среда) 

9–30 …! Подъем. А мы отдыхаем. А дождик  - нет. Льет, зараза, без роздыху!

Выехали в обед вместе с дождем. Ну и ладно, всем веселее. «Обещаю» баню в Солонешном… Горы явно отступают. Грустно. Вверх-вниз и опять – двадцать пять. Пос. Топольное. В магазине узнаем, что в поселке нет света, т. е. электричества… Значит можно похулиганить.  По ходу «захватили власть» в Топольном и закусили победу тортом.

Солонешное – цельный град. Бани в ентом граде, ясно, нет… Зато есть родничок  в трех км далее по ходу, на стоянке. Стоянку мы сами соорудили. Тент на велах растянули.  Чего еще надо! То, что дождик с нами ехал-шел говорить уже не буду – привычно…! Ужинали под тентом. А может завтра повезет?

Итог одиннадцатого дня:

Еще раз повторю для глухих-немых-и-не-зрячих: Население Горного и не горного Алтая доброжелательно и гостеприимно! И не раз нам помогало. А все «басни» про … другое – враки.

р.Каракол - Тог-Алтай – Топольное - Солонешное

Общий километраж за день – 57

9.30 – подъем. Солнце, голубое небо, облака.

Неспешный подъем, враскачку.

Планировали посушиться, вдруг тучи и сильный дождь. Натянули тент, спрятались, палатка и спальники подмокли. Минут через 10-15 солнце.

Вышли на траву – позавтракали. Опять разложили вещи посушиться. Посидели.

Начали собираться, опять сильный дождь. Спасаемся под тентом. Смешно.

Чувствуем себя на линии фронта (весь поход).

11.15 – дождь закончился, продолжение сборов.

Опять из-за горы выползли дождевые тучи, ветер. Подождали, дождь не идет.

13.30 – только выехали, сразу пошел дождь.

Через 1 км – столб-граница Алтайского края (Фото 17).

Сфотались, подъехали Артем и Таня на машине. Они остановились в кемпинге через 7 км от Черного Ануя.

Поехали туда, Денисова пещера мимо.

Дождь, солнце и сильный дождь, очень раскисшая грунтовка.

У кемпинга – подъем на каскад водопадов Шинок. 560 р. на вездеходе за 1 чел. Пешком 12 часов, набор высоты 900 м.

Посидели у кемпинга, посушились, разделились на 2 группы. Забрали продукты. Решили поскорее выбраться с грунтовки, ехать до Солонешного (до него 40 км).

15.30 – старт.

До пос.Тог-Алтай проводил черный пес (Борис проговорился ему про колбасу), охотился за кем то всю дорогу.

Дорога грунтово-гравийная после дождя, подъемы-спуски 12%.

Проехали 2 перевальчика. Солнце.

18. 00 – с.Топольное, нет света, купили вкусный торт и на главной площади его съели.

Впереди туча, на выезде из деревни проливной дождь, дорога такая же, но по равнине.

Горы стали уменьшаться, рельеф сглаживаться (Фото 18).

20.00 – пос.Солонешное. Бани нет.

20.30 – привал. Встали у реки и у родника (подсказал местный сторож) за 3 км от Солонешного.

Пошел дождик, натянули тент. Вырвали пограничный столб и поставили под тент… чтоб не мок.  Да, пограничный,… потому как он стоял на границе между асфальтом (трассой) и песчаной насыпью.

Посмотрели восход полной луны.

А дождь ночью не спал..:-). Похоже, планы насчет дневки не реализовываются(((  

06.08.2009 (четверг) 

 9–00 Подъем. Позже ни разу не вставали. На сегодня планировали, как минимум, полудневку:  постираться, вело-обмыться и т. д… Мы уже отдохнули, ну а дождик еще работает. Все-таки сухое утро мы вымутили. Велы помыли и кое-что из вещей. Я умудрился все перестирать… поеду в сыром, по пути высохну. Сегодня мягкие, не затяжные подъемы, такие же спуски. Это-то мы легко!... Автомобили объезжают аккуратно, иногда интересуются: откуда и куда, сколько и когда, зачем и т. д… Хотят так же: пилить на веле в горку, но жалуются на нехватку времени, денег, счастья… А нам все равно! У нас это все есть. В Лютаево покупаем фруктов, хлеба, конфетоф… мороженого!... А сверху: водочки Сибирской для полировки! Так-то! Знай наших.

Артем с Татьяной, как всегда, впереди: в разведке… А мы, значит, в тылу. Запасаемся патронами и провиантом. Сколько мы прошли перекатов, не считали: дело привычное, фронтовое. На задании мы. Внизу Артем с Татьяной поджидают-скучают-зевают… Родник они нарыли, значит, сальцом разжились… Хорошо разведка поработала! Пора на постой-отдых – разливной. Березово, та деревня называется, перед которой мы ночевали. Опять занимаем высоту. Нас не видать, а нам – все как на ладошке. Хорошо Сибирская с салом пошла!

Итог одиннадцатого дня:

Нет итогов. Одно сплошное удовольствие! Стали мы лосями с такими большими рогами…

Солонешное – Медведевка – Лютаево - Березово

 Общий километраж за день – 42

9.00 – подъем.

10 минут солнце, потом тучи, дождик. Не понятно, то ли будет полудневка, то ли нет.

Затем все-таки солнце временами, сквозь тучи. Стирка-сушка.

14.00 – подъехали Артем и Таня. Пообедали.

15.30 – старт. Асфальт хороший.

Через 8 км после д.Медведевка хороший подъемчик.

18.15 – д.Лютаево, магазин.

После деревни тоже хороший подъем, крутой (Фото 19).

Днем солнце, облака иногда, сильный встречный ветер местами, холодный.

Горы сменились безлесными травяными холмами.

После спуска встретились с Артемом и Таней, которые приехали раньше и ждали у родника перед д.Березово.

19.45 – привал. Встали засветло, ужин засветло! Заняли высоту на въезде в деревню, нас практически не видно. Посмотрели восход полной луны.

На ужин водка и сало черно-ануйское)))

 

07.08.2009 (пятница) 

7-00 Подъем… А я и не ложился бы. Путешествие завершается. Видели, как луна встает, теперь смотрю, как она ложится. Больше мы ее такой не увидим. Или это будет в следующий раз.

10-00 Вышли. Граница Солонешского района…!  (Фото 20, 21) Красивое завершение. Сзади – еще полукругом горы, впереди – бескрайная равнина. Мы – наверху, равнина – внизу. Идем на посадку… Богатая долина. Основная трасса проходит не через поселки, а мимо. К поселкам идут ответвления. Это хорошо продумано. Шум и грязь в 2 км от всех поселков. Нам машут, приветствуют, не обижают…J В Сычевке, в парке, перекусили чем бог послал. А послал он нам: сметанки 400 мл, йогурта 500 мл, бабан 4 шт, лаваш 2 лепешки, фруктов еще каких-то, и еще не помню что. Местные ребятишки косили траву вдоль футбольного поля. Все как и полагается: кесарю – кесарево, слесарю – слесарево…

Доточили до Точильного. Встали перед деревней, на высотке в тополях. Валю оставили тополя охранять, чтоб их никто не порубал. Ну, а мы в деревню за провизией и положенными «по 100 гр. – на рыло». Вернулись не пустыми, даже картошкой свежей разжились. Значит, будет прощальный ужин… Костер. Даже слеза упала на шершавую ладонь... 

Итог за двенадцатый день:

Когда путешествие заканчивается… начинается новое…

Березово - (Солоновка) - р.Песчаная – Сычевка - (Белокуриха 10км) - (Новотырышкино) - Точильное

 

 Общий километраж за день – 72

7.00 – подъем.

Солнце, голубое небо, ясное, безоблачное (весь день так было).

Борис видел как луна села.

10.00 – старт.

Хороший асфальт, временами волнистый, немного зубастый.

Сразу после д.Березово хорошая горка, затем еще одна, очень крутая наверху и равнина!!!!! Вид неописуемый. Граница Солонешенского района.

До Бийска 105 км. Катили вниз, красиво.

На берегу р.Песчаная возле д.Сычевка встретили группу велосипедистов из Твери, ехали по нашему маршруту в обратную сторону, только до Ини.

Заехали в Сычевку, перекусили. Двинули дальше. Местные сказали, что через 18-20 км будет родник. Доехали – грязная вода, для стоянки место не годится. Едем до ближайшей деревни. Выехали на трассу, до Белокурихи направо 10 км, нам налево в Бийск.

Через 5 км д.Точильное.

16.30 – привал.

Встали перед деревней, на горке. Купили картошку, воду в деревне взяли.

До Бийска чуть больше 40 км (план выполнен по полной программе, если не сказать перевыполнен).

Костер из тополей (из сухих веток). Взошла полная (не обрезанная) луна.

 

 08.08.2009 (пятница) 

7–00 Подъем был раньше: петухи уже пару часов голосили от Точильного… Ясно и безветренно. Тепло.

Сегодня докатываем оставшееся расстояние до Бийска. Кажись все.

Перед мостом через Катунь купили меда (чуть-чуть на запах). Позвонили Владимиру и попросили показать баню в Бийске. Без проблем. Встретил, проводил, показал-рассказал-обласкал… Спасибо!

Баня была, обещание выполнил, гора с плеч. Обедали на газоне на травке. По мороженому и на вокзал. Автоматы разобрали-упаковали уже с завязанными глазами и в поезд. Все по расписанию. Спасибо всем!

Итог тринадцатого дня:

Идите в путь! Там все увидите.

Точильное - (Александровка, Смоленское ) - Бийск 

Общий километраж за день – 58

7.10 – подъем.

Уже часа 2 как петухи заколебали и КАМАЗы ревут. Трубы зовут.

Завтрак: гречка, пшенка, чай, груши.

10.15 – старт.

В поселке у забора марал (Фото 22).

Асфальт идеальный.

46 км от Точильного до Бийска.

Встретил Варнак перед Бийском за 4 км. Проводил до Бийска.

12.45 – Бийск.

Забрали чехлы у Артема. Попрощались с Леоновыми (они дальше на машине).

Варнак проводил до бани и посторожил велы!!!

Ура! Баня! Планы, сесть в поезд чистыми - реализованы.

Обед на траве недалеко у остановки (неподдельный интерес у местного населения).

Без тента! Вода у колонки около бани. Сварили картошку, масло, сайра.

Проехали по центру. Фото в парке (Фото 23).

19.00 – на вокзал (Фото 24).

Ужин в поезде))

  1. Итоги, выводы, рекомендации

            Спортивный поход по маршруту: Новосибирск – Бийск – Алтайское – Куяган – Тоурак – Ильинка – Барагаш – Шаргайта – Усть-Кан – Сугаш – Юстик – Усть-Кокса – Тюнгур – Инегень – Купчегень – Онгудай – Ябоган – Яконур – Черный Ануй – Солонешное – Солоновка – Точильное – Бийск – Новосибирск пройден группой велотуристов Сибирского Федерального Округа из г.Новосибирска. Замечаний к участникам похода нет. Во время похода выполнены  требования, предъявляемые к походам третьей категории сложности (Приложение 5.9. Расчет категории сложности).

По итогам прохождения маршрута поход засчитан руководителю и всем участникам.

Общая протяженность маршрута составила 1062 км, в том числе грунтовых, каменистых, гравийных, щебеночных дорог 355 км, суммарный набор высоты составил 7800 м.  

Поскольку значительная часть маршрута проходила в безлесной зоне, то для приготовления пищи использовались горелки, а в качестве топлива газ и бензин.

В результате основная задача похода была выполнена. Все участники проверили себя и свои возможности. А также взаимодействие в команде. 

Еще хотелось бы отметить одну важную деталь. Конечно, очень желательно, чтобы группа для похода подбиралась с равными физическими возможностями, а так же целями, для которых этот поход затевается. Но в жизни, как правило, этого достичь бывает трудно или, иной раз, невозможно. Нужно приходить к договоренности и разрабатывать запасные варианты заранее. Если же эта разность обнаруживается уже в походе, то и это не беда. Всегда МОЖНО и НУЖНО договариваться. По опыту нашей группы считаем, что нам это удалось. Того и всем остальным желаем.

Потенциально опасных участков на нашем маршруте не было, так как практически везде есть населенные пункты. А местное население в беде не оставит.

 

Контактная информация:

 

Электронная почта.

Якубо Борис Владимирович.

Е-mail: brisniklaev@rambler.ru

 

 

 

 


Комментарии
Zealot08.03.13, 14:04
Информативно 
Читать трудновато. Маршрут хороший. А для меня еще о полезен. В этом году собираюсь через Тоурак ехать.
Цитата: А сверху: водочки Сибирской для полировки! Так-то! Знай наших. И без "бальзама" тоже нормально путешествуется.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Алтайский
еще маршруты
О Маршруте