Гарни, монастырь Гегард, Музей геноцида.
День 6-й, Среда, 31 августа 2016 года.
Гарни, монастырь Гегард, Музей геноцида.
Гарни. Храм Митры. Царская баня с гипокаустом. Ущелье реки Азат – «Симфония
камней». Монастырь Гегард («Святого Копья»). Шараканы – армянские религиозные
песнопения. Краска для хачкаров. Матах – благотворительное
пожертвование. «Святое Копье» центуриона Лонгина. Мемориал памяти жертв
геноцида. Армянский вопрос. Ресторан «Эл Гарден». Прогулка по центру Еревана.
Проснулись в
9-00, Витя заехал за нами в 10-30.
Во дворе из
машины выскочил симпатичный мужчина и представился хозяином нашей квартиры Авой.
Ава извинился, что не смог встретить нас лично, поскольку вместе со сборной по
вольной борьбе в Рио-де-Жанейро был, а завтра на сборы во Францию улетает.
Мы попросили
Аву, чтобы он прислал 4 сентября Арута за ключами от квартиры.
Гарни, куда
мы направлялись, в 28 км к юго-востоку от Еревана находится.
На этот раз
Витя в качестве гида свою подругу Мару взял, у той как раз в органик-кафе, где
Мара помощником управляющего работала, выходной был.
Мара
объяснила нам, почему вчера Грач в загадывании желаний у двойного грецкого ореха
Мхитара Гоша участие не принял: во-первых, Грач недавно женился, а, во-вторых,
он грин-карту в США выиграл, так что желаний у него пока не осталось.
Билет в
Гарни 1200 драмов стоил.
-Подавляющее
большинство туристов едут в Гарни для того, чтобы побывать в расположенном
здесь языческом храме, -начала рассказ Мара.- Храм был построен в 1-м веке н.э.
в уже стоявшей на этом месте древней крепости и посвящен языческому богу
Солнца, небесного света и справедливости Митре.
-Крепость
построена царем Трдатом I еще в 77 году н.э.
-До нашего
времени сохранился лишь фундамент крепости. И крепость, и храм разрушены были
мощным землетрясением 1679 года.
-Храм в
советское время (в 70-х годах прошлого века) восстановили, при этом
реставраторы использовали сохранившиеся детали храма, а недостающие мастера
вырезали из базальта – из него храм и построен.
-Что
касается крепости, то огромные блоки, из которых сложены были ее стены и башни,
соединялись между собой металлическими скобами, а места соединений свинцом
заливали. Саму крепость восстанавливать не стали.
-Храм
расположен на треугольном выступе скалы, а на 100 метров ниже, в ущелье, течет
река Азат.
-Храм Митры представляет
собой одноэтажное здание, окруженное со всех сторон портиками и колоннами, и
очень архитектурно с греческими храмами схож. В большом внутреннем зале статуя
Митры установлена была.
-Храм сложен
из блоков гладко тёсанного базальта. Камни
длиной около двух метров скреплены скобами и штырями. По всей ширине фасада
тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают
сооружению величественность и торжественность. Пилоны по сторонам
лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на
одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники.
-После
принятия христианства все языческие храмы, за исключением храма в Гарни, были
разрушены. Его же армянские цари, разбив и выбросив мраморные статуи, в
качестве своей летней резиденции использовали.
-Внутри
крепости двухэтажный дворец располагался. В нем было десять комнат, кухня и
винный погреб.
-Неподалеку,
в отдельном строении, была баня построена. Царская баня в 50 метрах
северо-западнее храма Митры находится. Баня на четыре помещения делилась. В
первой комнате была раздевалка, вторая комната - с холодной водой. Третья
комната – с теплой водой, четвертая – с горячей водой. В раздевалке на полу –
мозаика.
Царские бани
-В центре
мозаики – орнаментированная плетеная рамка, внутри которой разноцветными
кубиками мастерски изображены человекоподобные мифологические существа - Океания
и Море. Над ними из таких же кубиков загадочная надпись на греческом собрана:
«Работали, не получив ничего». Благодаря мозаике можно датировать само
помещение бань – конец 3-го века н.э.
-По поводу
этой надписи две версии существуют. Первая (очевидная) – мастерам за работу не
заплатили, попросту их кинув. Вторая: мозаика – подарок от мастеров.
-Обогревалась
баня отопительной системой, известной под названием «гипокауст». Гипокауст еще
в Древней Греции изобрели, а римляне усовершенствовали. Под двойным полом
купальни равномерно расположены многочисленные столбики, сложенные из
обожженного кирпича круглой формы, скрепленных друг с другом тонким слоем
глины.
-Горячий
воздух и дым из печи, находившейся снаружи бани, проходя между столбиками,
согревали сначала помещение, предусмотренное для купания горячей водой и,
потеряв часть тепла, поступали в помещение с теплой водой, далее, окончательно
остыв, доходили до купальни с холодной водой.
-Ущелье реки
Азат примечательно своими кажущимися искусственными склонами, которые состоят
из правильных шестигранных базальтовых призм. Последние тянутся от подножья до
верха ущелья и имеют название «Симфония камней». Предлагаю по нему прогуляться.
-Спустимся в
ущелье по мосту 11-го века, недавно отреставрированному.
Ущелье, что
и говорить, феерическое зрелище собой представляет.
Базальтовые
трубы очень на гигантский орган похожи.
Я в ущелье
симпатичный круглый камень размером с большую картофелину нашел.
Сев в
машину, в монастырь Гегард поехали.
-Точная дата
основания монастыря неизвестна, -рассказывала Мара.- Однако известно, что место
для монастыря выбрано не случайно, так как в дохристианские времена весьма
почитались места с природными родниками, а ключ с родниковой водой как раз и
находится внутри основного притвора. Бьет он и сейчас.
-Полагают,
что в начале 4-го века, в первые годы установления в Армении христианства как
государственной религии, был основан монастырь, называющийся Айриванк –
«Монастырь пещер». С момента образования монастыря монахи жили прямо в нем и в
соседних пещерах, используя их как кельи. Летописи сообщают, что в монастыре
кроме келий имелось также несколько церквей, жилые помещения и различные
служебные постройки.
-Монастырь
прославился как школа для составления манускриптов, музыкальная академия и
место паломничества.
-В 920-х
годах монастырь Айриванк разграбили и разрушили арабы. Впоследствии монастырь
был восстановлен и защитными стенами окружен, которые и до наших дней
сохранились, но многочисленные манускрипты монастыря навсегда утеряны были.
-С конца
13-го века монастырь местом массового паломничества являлся, так как в нем
хранилось Святое Копье, которым, как повествует Новый Завет, римский легионер
пронзил распятого Христа. Вследствие этого монастырь прозвали Гегардаванк
(«Монастырь Копья»). Другой реликвией в монастыре являлся деревянный фрагмент
Ноева Ковчега.
-Монастырь и
позже грабили: татаро-монголы, а затем и тимуриды, частично пострадал он от
землетрясений 1127, 1679 и 1840 годов. Монастырь в дальнейшем восстановлен был
и служил летней резиденцией армянских католикосов.
-Верхний
притвор, в котором мы находимся, вырублен в твердой скальной породе в 1288
году. Вдоль узких лестниц, ведущих в притвор, имеется множество крестов,
высеченных в камне, которые можно увидеть на всей территории монастыря.
-Притвор
имеет центральную планировку, а его свод поддерживается четырьмя колоннами,
целиком высеченными в скальной породе. Акустика помещения поразительна и
превосходно подходит для исполнения шараканов – армянских религиозных
песнопений, звуки которых как будто прямо к небу возносятся.
-Монастырь
был известен еще и своей музыкальной школой и композиторами шараканов, среди
которых была Саакадухт, творившая и обучавшая музыке в 8-м веке. Каноны того
времени требовали, чтобы женщина не появлялась перед монахами, но, благодаря
своим произведениям, Саакадухт была настолько знаменита, что церковь разрешила
ей преподавать в монастыре, оставаясь, однако, за занавесью.
-Часто
вместе с группами туристов и паломников приезжают певцы священных песнопений.
Как раз сейчас такой хор мы и послушаем.
-Наверху
северной стены притвора выдолблен герб могущественного рода Прошьянов, под ним
лежат останки рода Прошьянов. На гербе изображены два льва, скованные железным
кольцом, которое держит зубами бык и орел с овцой в когтях.
-Неотъемлемой
частью монастырского комплекса является множество монашеских келий, вырубленных
в скалах, окружающих монастырь. Многие из них были разрушены во время
землетрясения.
-В монастыре
поддерживался весьма аскетический образ жизни, и монахи жили, работали и
молились в подобных кельях. Некоторые из них не покидали своих маленьких жилищ
до самой смерти.
-Прямо в
скалах вблизи келий и выше церкви выдолблено множество орнаментированных
хачкаров. Некоторые из них относятся к раннему средневековому периоду, но
большинство датировано 11-13-ми веками и лишь некоторые из них относятся к
более позднему периоду.
-Будучи
самым популярным местом для паломничества в Армении, монастырь получал в дар
земли, пожертвования, манускрипты и сокровища от богатых паломников, имена
которых зафиксированы на стенах монастыря и многих хачкарах.
-Хачкары
Гегарда являются неповторимыми образцами искусства и поражают своей композицией
и исполнительским мастерством. Цвет хачкаров является результатом нанесения на
них красной краски «вордан кармир» - красителем, получаемым из определенного
вида кошенилей (червей).
-Вордан
кармир экспортировался за пределы страны и ценился в странах Европы и Ближнего
Востока даже выше золота. Долговечность красителя доказана сама по себе:
краске, которую вы видите, более 800 лет.
-Вон там под
навесом мясо разделывают. Это матах – традиционное благотворительное
пожертвование в Армянской апостольской церкви. Матах - это милостыня, а не
приношение в жертву животных. Дословно матах означает «вознести соль».
-Для
совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола
(ягнёнок, бычок, петух или голубь), и соль. Нельзя жертвовать больное или
имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми
и непорочными. Закалывать животное должен мужчина. Голову и внутренности
необходимо предавать земле, чтобы остатки животного, которое будет освящено
вследствие обряда матаха, не достались в пищу другим животным.
-В варке
жертвенного блюда участвуют женщины. Жертвенная пища не может быть зажарена.
Поскольку матах - это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя
сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли. То есть церковью
благословляется не само животное, а именно соль, так как она служит символом
чистоты и освящения. Освященной солью кормится животное, после забоя мясо
варится в воде, приправленной этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не
добавляется.
-Вместо мяса
животного может быть совершено любое пожертвование, например хлеб, другая пища,
одежда, деньги и т.д. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не
являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и
благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим,
тем самым исполняя заповедь.
-Пойдемте
прогуляемся. Это та же самая река Азат, только возле Гарни она полноводней.
-Широкую
известность монастырь получил благодаря хранившимся в нем реликвиям, в число
которых входили реликвии св. апостолов Андрея и Иоанна, переданные в дар
монастырю в 12-м веке.
-Начиная с
1250-х годов в числе реликвий упоминается реликвия, получившая современное
название «Святое Копье». Эти копьем пронзен был распятый Христос.
-Хотя
«Евангелие от Иоанна» (19:34) не упоминает имени владельца копья, христианство традиционно
приписывает копье римскому центуриону Лонгину. Говорят, что смесь воды и крови,
хлынувшая из раны Спасителя, плеснула в глаза центуриону и мгновенно их исцелила.
Пораженный этим чудом, центурион принял христианство и начал проповедовать его
на Ближнем Востоке, нося копье с собой. Позднее Лонгин поселился в Каппадокии,
где и был замучен.
-Святое
Копье упоминается также св. апостолом Фаддеем, который вел проповеди вместе с
св. апостолом Варфоломеем в первом столетии нашей эры. Оба они вели свое
богослужение в южных провинциях Армении. Св. Фаддей всюду носил Святое Копье с
собой, а в Арбазе основал христианскую общину и епископат, где и скончался в 66
году.
-До того,
как Святое Копье в конце 13-го века передано было в Гегардаванк, оно хранилось
в церкви св. Фаддея, построенной над его могилой. Реликвии, переданной в
средние века в Айриванк, бесчисленные паломники поклонялись. В настоящее время
Копье в сокровищнице Первопрестольного Святого Эчмиадзина хранится.
-Образцы
Святого Копья хранятся также в Вене, Кракове и Риме и известны как «Святые
Копья». Однако копье, хранящееся в Эчмиадзине, считается подлинным «Святым
Копьем».
Выйдя из
монастыря, мужчину заметили, который петуха для матаха нес.
У подножия
монастыря совершенно ничейный куст с абсолютно созревшей алычой нашелся.
Освежившись алычой, сели в машину и обратно в Ереван поехали.
По дороге
остановились у музейного магазина завода «Арарат», где за 16440 драмов я
докупил (на подарки) еще одну бутылку 10-летнего коньяка «Арарат», для чего
поменял 100 долларов по курсу 473 драма за доллар.
После
«Арарата» в «Ереван-Сити» отправились, где пять ящиков вина «Армения» приобрели
и в багажник погрузили.
-А не
многовато вам вина на оставшиеся четыре дня? -удивилась Мара.
-Вообще-то
пять, включая сегодняшний вечер, -пояснил я.- И я очень надеюсь, что хватит.
Мемориал
памяти жертв геноцида, расположенный на холме Цицернакаберд («Крепость
ласточки»), стал последним объектом нашего изучения в этот день.
-Двенадцать
бетонных плит образуют усеченную пирамиду, внутри которой горит вечный огонь и
звучит траурная музыка, -рассказывала Мара.- Рядом расположена 44-метровая
стела, которая символизирует волю к возрождению армянского народа. Стела
разделена на две части глубоким разломом, как и единая Армения разделена на
Западную и Восточную.
-К памятнику
ведет траурная аллея, вдоль которой располагается стометровая мемориальная
стена с нанесенными на нее названиями городов и деревень, по которым проходил
путь депортированных во время геноцида армян. Мемориал в 1967 году открыт.
-В музейном
парке есть аллея из канадских елей, посаженных известными политиками.
-Последним
достроенным зданием комплекса стал открытый в 1995 году на другом конце парка
музей геноцида. Музей почти целиком находится под землёй и состоит из двух
этажей общей площадью 2000 кв.м. Начнем с музея.
Оказалось,
что вход как во весь мемориал, так и в музей геноцида – бесплатный. Более того,
нам выделили очаровательную женщину, которая и экскурсию бесплатно провела.
-Всем
известно, что в янычары (личную гвардию султана) брали самых крепких
мальчиков-христиан, -начала рассказ гид.- Армяне были одной из самых
образованных, влиятельных и экономически самостоятельной частью общества
Османской империи. Они имели очень хорошо организованную систему образования,
начиная с детского сада. Армянские девушки высшее образование получали.
-Производство,
внешняя и внутренняя торговля, архитектура, медицина, книгопечатание – во всем
этом армяне уже к концу 19-го века преуспевали. Первые газеты, театры,
фотографирование, спорт – все это армяне развивали. Мусульманам заниматься
спортом категорически запрещалось, а у армян свои спортивные клубы и футбольные
команды имелись.
-Все это
требовало гарантий безопасности для армян со стороны турок, но таких гарантий
не было. Пункт 61 Берлинского договора 1878 года обязал турков соблюдать права
армян, которые мечтали о создании автономии в Западной Армении или даже
собственного государства. Вопрос о создании автономии в Западной Армении вошел
в историю как Армянский вопрос.
-Султан
Абдул-Гамид II для его решения организовал в 1894 -1895 годах резню
армянского населения, ставшую первой волной массовых убийств и прологом
последующего геноцида. В ходе этой резни по разным оценкам погибло от 50 до 300
тысяч человек.
-В 1908
году, совершив государственный переворот, в Турции к власти пришла партия
младотурок. Падение кровавого режима султана Абдул-Гамида II приветствовали все народы Османской империи. С младотурецким правительством
связывали надежды, что оно отменит правовое неравноправие христиан и дарует
народам империи демократические свободы. Однако правительство младотурок повело
политику ассимиляции других народов. Официальной политикой стали пантюркизм и
панисламизм. Встретив сопротивление своим планам, правительство младотурок
стало силовыми методами действовать.
-В Киликии в
апреле-мае 1909 года по приказу правительства были спровоцированы грабежи и
резня армян. В некоторых городах и селах армянское население спаслось благодаря
героической самообороне. В целом было убито 30 тысяч армян.
-Накануне
Первой мировой войны в Турции к власти пришел триумвират из лидеров партии
младотурок, который сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Все
государственные вопросы в Османской империи теперь решали: Талеат – премьер-министр
и министр внутренних дел, Энвер – военный министр и Джемаль – военно-морской
министр.
-В 1911 году
началась турецко-итальянская война, в результате которой Турция потеряла
значительные территории. В 1912-1913 годах произошли Первая и Вторая Балканские
войны. Балканские народы, объединив силы, разгромили заклятого врага и
освободили свои национальные территории, некогда захваченные турками.
-Толпы
турецких беженцев с потерянных европейских территорий хлынули в азиатские области
Турции. Правительство младотурок стало заселять обезлюдевшие армянские села и
городские кварталы мусульманскими переселенцами из европейских областей
империи.
-После
Балканских войн Армянский вопрос вновь был включен в повестку дня международной
дипломатии. В 1913 году великие державы пришли к соглашению и потребовали от
младотурецкого правительства провести реформы в Западной Армении. На Россию
была возложена миссия проследить за выполнением реформ.
-26 января
1914 года было подписано русско-турецкое соглашение по проведению реформ в
Западной Армении. Согласно нему, из населенных армянами областей должны были
быть образованы две территориально-административные единицы во главе с
губернаторами-европейцами. Дискриминация по национальному или религиозному
признакам должна была быть отменена и введено равноправие всех граждан. Все
национальности должны были иметь равное представительство в административных
органах, полиции и суде. К лету 1914 года уже были назначены
губернаторы-европейцы, но они не успели приступить к своим обязанностям.
-Воспользовавшись
началом Первой мировой войны, правительство младотурок отказалось от выполнения
обещанных реформ.
-Еще в 1911
г. в Салониках на тайном совещании партии младотурок было принято решение
отуречить всех подданных, а христиан – депортировать из Западной Армении
(Восточной Турции) или уничтожить. С началом Первой мировой войны младотурецкое
правительство решило воспользоваться благоприятной международной ситуацией и
осуществить эти решения.
-Надеясь
сохранить остатки ослабленной Османской империи, правительство младотурков приняло
на вооружение политику пантюркизма – создания огромной Турецкой империи,
вбирающей в себя все тюркоязычное население Кавказа, Средней Азии, Крыма,
Поволжья, Сибири, и простирающейся до границ Китая. Политика пантюркизма
предполагала тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армянское
население рассматривалось главным препятствием для реализации этого проекта.
-Геноцид - это
организованное массовое уничтожение группы людей, требующее центрального
планирования и создания внутреннего механизма его осуществления. Именно это и
превращает геноцид в государственное преступление, поскольку только государство
обладает ресурсами, которые можно использовать в подобной схеме.
-Геноцидом
армян называют массовое убийство армянского населения Османской империи во
время Первой мировой войны. Эти избиения были осуществлены в разных регионах
Османской империи правительством младотурок, которые были в тот период у
власти.
-24 апреля
1915 года, с ареста и последующего истребления около тысячи представителей
армянской интеллигенции, в основном из столицы Османской империи
Константинополя (Стамбула), начался первый этап уничтожения армянского
населения. Ныне 24 апреля отмечается армянами всего мира как день памяти жертв
Геноцида.
-Вторым
этапом «окончательного решения» Армянского вопроса стал призыв в турецкую армию
около трехсот тысяч армянских мужчин, позднее разоруженных и убитых своими
турецкими сослуживцами.
-Третий этап
Геноцида ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и
стариков в сирийскую пустыню, где сотни тысяч людей были убиты турецкими
солдатами, жандармами и курдскими бандами, либо гибли от голода и эпидемий.
Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч были насильственно
обращены в ислам.
-В ходе
Геноцида 1915 года армянское население некоторых областей путем героической
самообороны смогло спастись или погибло с честью – с оружием в руках. Пример
героической самообороны показали защитники Мусалера. Получив приказ о
выселении, 5-тысячное армянское население 7 сел области Суетия (на берегу Средиземного
моря, близ Антиохии) решило защищаться и укрепилось на горе Муса. Руководил
самообороной офицер и герой турецкой армии, армянин Тигран Андреасян. Полтора
месяца шли неравные бои с вооруженными артиллерией турецкими войсками. С
французского крейсера «Гишен» заметили призыв армян о помощи, и 10 сентября
1915 года оставшиеся в живых 4058 армян были переправлены в Египет на
французских и английских судах. История этой героической самообороны, со слов
очевидца, описана в романе австрийского писателя Франца Верфеля «40 дней
Муса-Дага». Роман множество переизданий выдержал.
-В канун
Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около
полутора миллиона было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся
полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.
-В ходе
Геноцида было уничтожено более 2000 армянских деревень, столько же церквей и
монастырей, армянские кварталы более 60 городов. Младотурецкое правительство
присвоило награбленные у армян ценности и вклады. В Западной Армении
практически не осталось армянского населения.
-Ответственность
за Геноцид армянского населения лежит на руководителях младотурок. Премьер-министр
Турции Талеат впоследствии заявил цинично, что не существует более Армянского
вопроса, так как нет больше армян, и что за три месяца лично он сделал для
решения Армянского вопроса больше, чем султан Абдул-Гамид II за 30 лет своего правления.
-Младотурецкие
лидеры после поражения в войне бежали из Турции, но уйти от возмездия им не
удалось. В марте 1921 года в Берлине застрелили Талеата, при чем суд оправдал
убийцу. В июле 1922 года в Тифлисе убили Джемаля, в августе 1922 года в Средней
Азии - Энвера.
-Последней
стадией Геноцида является тотальное и абсолютное отрицание турецким
правительством массовых убийств и уничтожения армян на их же родине. Несмотря
на процесс международного осуждения Геноцида армян, Турция продолжает бороться
против его признания всеми средствами, включая пропаганду, фальсификацию
научных фактов, лоббирование и т.д.
-На
сегодняшний день более 30 стран мира, включая Россию, признали геноцид армян в
Османской империи 1915 - 1923 годов.
Мы
поблагодарили гида и отправились к Вечному огню, чтобы минутой молчания отдать
дань уважения всем жертвам Геноцида.
Вышли мы из Мемориала
несколько подавленные и Мара, дабы поднять всем настроение, в заведение «Эл
Гарден» зайти предложила, тут же рядом расположенное.
Заведение
оказалось очень симпатичным и в саду расположенном. Имелись там и пруд с
утками, и пуфики, и даже живые кролики.
Разместиться
на пуфиках некоторых усилий стоило, зато в саду - чистый релакс и прохладно.
Никакой еды
заказывать не стали, попросили минералку, кофе и пиво, мохито и мороженое, и
далее по списку.
Заведением «Эл
Гарден» недешевым оказалось: по счету (с учетом чаевых) 28 000 драмов
отдали – обычно мы такую сумму за ужин на всех платили. Впрочем, оно того
стоило.
Выгрузив
вино в квартире, решили, что ужинать еще рано. Переоделись и пошли по центру Еревана
гулять.
Мимо
памятника Грибоедову к площади Республики прошли.
Памятник
А.С. Грибоедову
Оттуда – к Оперной
площади.
Памятник
Араму Хачатуряну
От Оперной
площади до Северного проспекта прошли и по нему прогулялись.
Вернувшись
на площадь Республики, домой пошли ужинать.
-А вы
обратили внимание, что ни одного «Макдональдса» в Армении мы не видели,
-заметила жена.- А вот «KFC» регулярно встречаются.
Свояченица сварила
картошку, жена сделала салат, а Люся рыбу пожарила. После ужина Рома по барам
гулять отправился, прихватив с собой жену и свояченицу. Вернулись они в полночь.
Люся к тому
времени уже спала, а я гранатовое вино из «Арени» дегустировал.
Анатолий Новак,
15 января 2024 года