Первая часть пути проходила вдоль запроектированной, но пока ещё не построеной железной дороги БелКомУр ("Белое море - Коми - Урал"). Мы проехали не всю дорогу, а вдоль её северного участка, от Архангельска до Микуни. Вторая часть пути шла вдоль Воркутинской ветки Северной дороги до Ухты. До Урала не доехали, поэтому в заголовке использовано урезанное название дороги. :)
Нитка маршрута
Архангельск – Исакогорка – Новодвинск – р. Мечка – Чевакино – Матвеевская – Бурмачевская – Хомяковская – Анашкино (Курья) – Холмогоры – Надручей – Матигоры – Харлово – Данилово – Погост (Быстрокурье) – Горка – Берёзы – Усть-Пинега – р. Пинега – Верхняя Паленьга – Светлый – Чиверическое озёро – Земцово – Ясный – Марьина – Шотова – Карпогоры – Ваймуша – Айнова – Церкова – Лосево – Веркола – Явзора – Репище – Лавела – Новолавела – Пахурово – Сура – Шуйга – Мамониха – Сосновка – Нюхча – Занюхча – р. Пышенца – Кучкас – граница Коми – р. Ёртом – р. Вашка – Благоево – Чим – Усогорск – р. Мезень – Кослан – Междуреченск – Ёдва – р. Ёд – Вожский – р. Яренга – Микунь – Айкино – Шежам Яг – р. Вычегда – Черный Яр – Усть-Вымь – Вогваздино – Ляли – Серегово – Емва – р. Вымь – Емва – р. Ропча – Месью – Чиньяворык – Водный – р. Чуть – Крохаль – Ухта
*** 
_____

Архангельск, у "нулевого километра" Архангельск, у "нулевого километра"
Церковь в Матигорах Церковь в Матигорах
Ж.д. мост через Пинегу Ж.д. мост через Пинегу
В Суре В Суре
На границе Коми На границе Коми
В музее Кослана В музее Кослана
Памятник-паровоз в Микуни Памятник-паровоз в Микуни
IМонастырь в Усть-Выме IМонастырь в Усть-Выме
Памятник первой нефтяной скважине в Водном Памятник первой нефтяной скважине в Водном
Профиль Ленина в Ухте Профиль Ленина в Ухте

Архангельск – Исакогорка – Новодвинск – р. Мечка – Чевакино – Матвеевская – Бурмачевская – Хомяковская – Анашкино (Курья) – Холмогоры – Надручей – Матигоры – Харлово – Данилово – Погост (Быстрокурье) – Горка – Берёзы – Усть-Пинега – р. Пинега – Верхняя Паленьга – Светлый – Чиверическое озёро – Земцово – Ясный – Марьина – Шотова – Карпогоры – Ваймуша – Айнова – Церкова – Лосево – Веркола – Явзора – Репище – Лавела – Новолавела – Пахурово – Сура – Шуйга – Мамониха – Сосновка – Нюхча – Занюхча – р. Пышенца – Кучкас – граница Коми – р. Ёртом – р. Вашка – Благоево – Чим – Усогорск – р. Мезень – Кослан – Междуреченск – Ёдва – р. Ёд – Вожский – р. Яренга – Микунь – Айкино – Шежам Яг – р. Вычегда – Черный Яр – Усть-Вымь – Вогваздино – Ляли – Серегово – Емва – р. Вымь – Емва – р. Ропча – Месью – Чиньяворык – Водный – р. Чуть – Крохаль – Ухта.

1192 км.

Участники:
Васильев Владислав / Santa, СПб, "Велопитер" и "Колесо"
Никифорук Елена, Петрозаводск, "Колесо"
Данилов Роман / romda, СПб, "Велопитер" (Архангельск - Емва)
Якубовский Александр / Velaskes, СПб, "Велопипер" (Архангельск - Микунь)
Буров Алексей / faustus, СПб, "Велопитер" (Архангельск - Вожский)

 
Тема на "Велопитере"

Идея похода

Захотелось продолжить поход предыдущего года по СеверАм, закончившийся в Архангельске. Основная часть маршрута пролегла от Архангельска до г. Микунь, который называют "железнодорожными воротами Коми". В Микуни состоялся промежуточный финиш, там часть группы поход закончила. Далее был бонусный участок вдоль воркутинской ж.д. линии до Ухты. Темп был неспешный, с осмотром достопримечательностей.

Большая часть нашего пути совпадала с маршрутом Николая Черкасова и Натальи из Москвы, проехавших здесь в 2012 г. (дни их пути 23-35). Достопримечательности они в основном пропускали, торопясь на поезд Архангельск - Мурманск.

После многомесячного "копания" в интернете удалось установить координаты практически всех интересностей на пути и закинуть их фотографии  (с геотегами) в специальный альбомчик, а потом и в навигатор. Запланированный трек отличался от итогового на участке Кослан - Микунь: Удорский тракт, по которому хотелось проехать, оказался заброшен, зато частично построена новая дорога, которой мы и воспользовались.

Погода нам благоволила. Даже чересчур. Установившаяся жара (невиданное явление для Северов) даже заставляла днём делать сиесты. Дождь был лишь перед Микунью и в один из последних дней, когда уже мы с Леной остались вдвоём, да и то короткий - фронт прошёл, и опять солнце.

Описание по дням

3.8.15 (0-й день). Архангельск. (3 км).

Я и Лена приехали на сутки раньше ребят, устроились в гостинице. Гуляли по городу, зашли в Музей Моря, покатались на колесе обозрения.


Архангельск, у 'нулевого километра'
Архангельск
4.8.15 (1-й день). Архангельск – Исакогорка – Новодвинск – рукав Северной Двины Мечка (у устья р. Кехта). (19+)51 км.
Утром ездил по своим делам, заодно посмотрел архангельский Дом Деда Мороза.
Встретили ребят и в путь. Ночевали на высоком берегу реки, общались с велотуристом из Северодвинска, остановившемся тут же.

 


Церковь в Матигорах
Матигоры
5.8.15 (2-й день). Чевакино – Матвеевская – Бурмачевская – Хомяковская – Анашкино (Курья) – Холмогоры – Надручей – Матигоры – Харлово – Данилово – Погост (Быстрокурье) – Горка – Берёзы – (паром) – Усть-Пинега – р. Пинега. 91 км.
После осмотра Архиерейского двора отъехали пережидать жару на берег Северной Двины. Приехали б минут на 5 раньше - попали бы на паром в Ломоносово. Увы. В Матигорах осмотрели восстановленную старинную церковь. Говорят, в ней крестили юного Михайло. И вообще, по преданию, он - внебрачный сын Петра 1, "порезвившегося" с местной крестьянкой. Ночёвка на Пинеге не супер, надо было наверно остановиться через несколько км после Усть-Пинеги.

 


Ж.д. мост через Пинегу
р. Пинега
6.8.15 (3-й день). Верхняя Паленьга – Светлый – Чиверическое озёро. 89 км.

Рядом с ж.д. мостом - понтонная переправа. У Светлого сиеста у озера. Ночёвка на другом озере.

7.8.15 (4-й день). Земцово – Ясный – Марьина – р. Пинега. 77 км.

Земцово - довольно патриархальная деревня, двери не запирают, приставляют палочку. У Ясного ещё одна понтонная переправа, около которой обедали и отдыхали. Ночёвка с красивым видом на Пинегу.

8.8.15 (5-й день). Шотова – Карпогоры – Ваймуша – Айнова – Церкова – Лосево – Веркола – р. Пинега. 76 км.

В Шотово - церковь, заложенная Иоанном Кронштадтским. Карпогоры - большое село, районный центр. Рядом с Верколой, через реку - действующий монастырь, туда не попали. Дом писателя Абрамова. Дорога вдоль реки к большаку заросла, несколько км прошли пешком.


В Суре
Сура
9.8.15 (6-й день, полуднёвка). Явзора – Репище – Лавела – (паром) – Новолавела – Пахурово – Сура – р. Пинега. 50 км.
В Лавеле переправились, чтоб посетить Сурский монастырь. Наши предшественники этого не делали. После Суры планово подзависли на песчаном пляже Пинеги. Мошки, правда, доставали.

 

10.8.15 (7-й день). Шуйга – Мамониха – (паром) – Сосновка – Нюхча – Занюхча – р. Пышенца. 70 км.

Дорога на Мамониху - вязкий песок, намучались. В районе Нюхчи - Занюхчи встретились с местным священником и долго с ним общались. Стоянку нашли довольно удачную, на скошенном лугу. В соседнем лесу дров немного.
 


На границе Коми
На границе Коми
11.8.15 (8-й день). Кучкас – граница Коми – р. Ёртом. 65 км.
От границы Коми начался асфальт. Это "наследие" болгарских лесозаготовителей, принципиально улучшивших инфраструктуру этого уголка Коми. После распада Союза почти все болгаре вернулись на свою историческую родину.

 

12.8.15 (9-й день). р. Вашка (мост Дружбы СССР и БНР) – Благоево – Чим – Усогорск – р. Мезень. 77 км.

Посёлки Благоево и Усогорск построены болгарами, в каждом по памятнику болгарскому партийному и государственному деятелю (соответственно Благоеву и Димитрову). В Благоево замечательная столовая. Дёшево и прилично. После моста через Мезень разговорились с местным автолюбителем, он посоветовал неплохое место для ночёвки, где мы "зависли" (опять же планово) на 2 ночи.


В музее Кослана
Кослан
13.8.15 (10-й день, почти днёвка). Кослан – р. Мезень. 22 км.
Желающие (3 из 5) съездили в соседний посёлок Кослан, один из центров народа коми. Дорога вдоль реки малопроезжая, местами вообще нет. Случайно наткнулись на святой источник. В посёлке посетили музей. Понтонный мост через реку по осени снесло шугой, восстановить к нашему приезду не успели.

 

14.8.15 (11-й день). Междуреченск – Ёдва – р. Ёд. 68 км.

Меняем маршрут, едем через Междуреченск. Вдоль грунтового большака на части пути идёт узкая асфальтовая дорога, которую можно б было использовать как велодорожку, если б не выкопанные поперёк канавы. В Междуреченске пообедали в ресторане по столовским ценам. Заехали в Ёдву, где Сашу задержали за фотографирование колонии. Фотки ему пришлось стереть.
 

15.8.15 (12-й день). Вожский – р. Яренга. 68 км.

По дороге наткнулись на разваливающуюся часовню. Здесь замерзали 2 мужчины, один насмерть, другой спасся и в память об этом часовню и построил. В Вожском перекусили в центре на автобусной остановке. Посёлок умирающий. "Градообразующее предприятие", колонию-поселение, закрыли. Церковь через забор немногочисленные охранники бывшей зоны фотографировать не мешали. Говорят, построена без единого гвоздя местным умельцем-заключённым. После Вожского поломался Алексей (немного не дотянул до запланированного схода в Микуни). Пришлось ему подбрасываться ночным поездом Кослан - Микунь. На Яренге удобного места для стоянки не нашли, ночевали под мостом, спрятавшись там от моросящего дождя.


Памятник-паровоз в Микуни
Микунь
16.8.15 (13-й день). Микунь – Айкино – Шежам Яг – р. Вычегда. 84 км.
В Микуни на вокзале попрощались с Алексеем и Александром. Ночёвка на Вычегде, на мой взгляд, была почти идеальна. И вода, и дрова (сухие ивы), и минимум гнуса.

 


IМонастырь в Усть-Выме
Усть-Вымь
17.8.15 (14-й день). Черный Яр – Усть-Вымь – Вогваздино – Ляли – Серегово – Емва – р. Вымь. 90 км.
В Усть-Выме осмотрели снаружи монастырь (внутрь не пускают), затем заехали к разрушающейся церкви в Лялях. На берегу Выми отдохнули. В Емве закупились на прощальный ужин (на следующий день уезжал и Роман). Ночевали в лесу на высоком берегу реки, удобнее места не нашли.

 

18.8.15 (15-й день). Емва – р. Ропча. 92 км.

Попрощались с Ромой, в Емве закупили продуктов на 2 дня и полетели по асфальту, убегая от надвигающегося фронта. Всё ж он нас догнал, пришлось переждать дождь под тентом. На Ропче были в 15 часов, решили остаться, поскольку дальше по карте удобных ночлегов не просматривалось. Мошка загнала в палатку.

Памятник первой нефтяной скважине в Водном
Водный
19.8.15 (16-й день). Месью – Чиньяворык – Водный – р. Чуть. 99 км.
К обеду доехали до моста через Ухту. В Чиньяворыке заскочили в магазин и заодно к имеющемуся там святому источнику. Пообщались с 2 местными, которые помнили наших 2-х предшественников, Николая с Натальей. В Водный была радиалка, больно посёлок интересный. Рядом с посёлком - памятник на месте 1-й северной нефтяной скважины, в центре - памятники 1-й лампочке Коми (здесь была запущена первая электростанция) и отчего-то Юрию Гагарину. У моста через Чуть наткнулся на нефтяную яму, откуда её можно черпать вёдрами. Кому надо сырая нефть, координату найдёте на треке. Ночевали у устья Чути. Там огромная "вытоптанная" поляна в лесу, где при нашем приезде вроде даже ощущался запах шашлыков. Глюк, наверно. :)

 


Профиль Ленина в Ухте
Ухта
20.8.15 (17-й день). Крохаль – Ухта. 23 км.
Последние километры, частично по грунтовкам вдоль берега реки. Строят большой храм в память невинно убиенным (город основан на месте одного из лагерей ГУЛАГа). По предыдущим своим 2-м поездкам в Ухту я запомнил 2 достопримечательности - Дом Культуры, приспособленный под церковь, и памятник Пушкину, который сидит (символично, однако). Их мы тоже посетили. И, не торопясь, на вокзал. На горе оттуда виден барельеф головы Ленина, который в советские времена сиял по ночам огнями и был "визитной карточкой" города.
В поезде нас терроризировали проводники, вынудившие оплатить провоз велов как 10 кг багажа на руках (за несколько дней до этого ввели новые правила провоза). Вот коротко и всё.

 Фото за день, на форуме.

Итоги
Поход по этим местам интересен в первую очередь любителям Севера и его истории. Если проводить его как категорийный, то вряд ли он будет выше 2-3 категории. Самое тяжкое на пути препятствие, 30 км рыхлого песка после Суры, можно избежать, переправившись через Пинегу раньше. Впрочем, если после Кослана попытаться прорваться по бывшему Удорскому тракту, то категорийность может и резко возрасти. Мне было бы интересно почитать отчёт тех, кто это сделает.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: