БелКом, или от Архангельска до Ухты

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Первая часть пути проходила вдоль запроектированной, но пока ещё не построеной железной дороги БелКомУр ("Белое море - Коми - Урал"). Мы проехали не всю дорогу, а вдоль её северного участка, от Архангельска до Микуни. Вторая часть пути шла вдоль Воркутинской ветки Северной дороги до Ухты. До Урала не доехали, поэтому в заголовке использовано урезанное название дороги. :)
*** 
_____

Архангельск, у "нулевого километра" Архангельск, у "нулевого километра"
Церковь в Матигорах Церковь в Матигорах
Ж.д. мост через Пинегу Ж.д. мост через Пинегу
В Суре В Суре
На границе Коми На границе Коми
В музее Кослана В музее Кослана
Памятник-паровоз в Микуни Памятник-паровоз в Микуни
IМонастырь в Усть-Выме IМонастырь в Усть-Выме
Памятник первой нефтяной скважине в Водном Памятник первой нефтяной скважине в Водном
Профиль Ленина в Ухте Профиль Ленина в Ухте

Архангельск – Исакогорка – Новодвинск – р. Мечка – Чевакино – Матвеевская – Бурмачевская – Хомяковская – Анашкино (Курья) – Холмогоры – Надручей – Матигоры – Харлово – Данилово – Погост (Быстрокурье) – Горка – Берёзы – Усть-Пинега – р. Пинега – Верхняя Паленьга – Светлый – Чиверическое озёро – Земцово – Ясный – Марьина – Шотова – Карпогоры – Ваймуша – Айнова – Церкова – Лосево – Веркола – Явзора – Репище – Лавела – Новолавела – Пахурово – Сура – Шуйга – Мамониха – Сосновка – Нюхча – Занюхча – р. Пышенца – Кучкас – граница Коми – р. Ёртом – р. Вашка – Благоево – Чим – Усогорск – р. Мезень – Кослан – Междуреченск – Ёдва – р. Ёд – Вожский – р. Яренга – Микунь – Айкино – Шежам Яг – р. Вычегда – Черный Яр – Усть-Вымь – Вогваздино – Ляли – Серегово – Емва – р. Вымь – Емва – р. Ропча – Месью – Чиньяворык – Водный – р. Чуть – Крохаль – Ухта.

1192 км.

Участники:
Васильев Владислав / Santa, СПб, "Велопитер" и "Колесо"
Никифорук Елена, Петрозаводск, "Колесо"
Данилов Роман / romda, СПб, "Велопитер" (Архангельск - Емва)
Якубовский Александр / Velaskes, СПб, "Велопипер" (Архангельск - Микунь)
Буров Алексей / faustus, СПб, "Велопитер" (Архангельск - Вожский)

 
Тема на "Велопитере"

Идея похода

Захотелось продолжить поход предыдущего года по СеверАм, закончившийся в Архангельске. Основная часть маршрута пролегла от Архангельска до г. Микунь, который называют "железнодорожными воротами Коми". В Микуни состоялся промежуточный финиш, там часть группы поход закончила. Далее был бонусный участок вдоль воркутинской ж.д. линии до Ухты. Темп был неспешный, с осмотром достопримечательностей.

Большая часть нашего пути совпадала с маршрутом Николая Черкасова и Натальи из Москвы, проехавших здесь в 2012 г. (дни их пути 23-35). Достопримечательности они в основном пропускали, торопясь на поезд Архангельск - Мурманск.

После многомесячного "копания" в интернете удалось установить координаты практически всех интересностей на пути и закинуть их фотографии  (с геотегами) в специальный альбомчик, а потом и в навигатор. Запланированный трек отличался от итогового на участке Кослан - Микунь: Удорский тракт, по которому хотелось проехать, оказался заброшен, зато частично построена новая дорога, которой мы и воспользовались.

Погода нам благоволила. Даже чересчур. Установившаяся жара (невиданное явление для Северов) даже заставляла днём делать сиесты. Дождь был лишь перед Микунью и в один из последних дней, когда уже мы с Леной остались вдвоём, да и то короткий - фронт прошёл, и опять солнце.

Описание по дням

3.8.15 (0-й день). Архангельск. (3 км).

Я и Лена приехали на сутки раньше ребят, устроились в гостинице. Гуляли по городу, зашли в Музей Моря, покатались на колесе обозрения.


Архангельск, у 'нулевого километра'
Архангельск
4.8.15 (1-й день). Архангельск – Исакогорка – Новодвинск – рукав Северной Двины Мечка (у устья р. Кехта). (19+)51 км.
Утром ездил по своим делам, заодно посмотрел архангельский Дом Деда Мороза.
Встретили ребят и в путь. Ночевали на высоком берегу реки, общались с велотуристом из Северодвинска, остановившемся тут же.

 


Церковь в Матигорах
Матигоры
5.8.15 (2-й день). Чевакино – Матвеевская – Бурмачевская – Хомяковская – Анашкино (Курья) – Холмогоры – Надручей – Матигоры – Харлово – Данилово – Погост (Быстрокурье) – Горка – Берёзы – (паром) – Усть-Пинега – р. Пинега. 91 км.
После осмотра Архиерейского двора отъехали пережидать жару на берег Северной Двины. Приехали б минут на 5 раньше - попали бы на паром в Ломоносово. Увы. В Матигорах осмотрели восстановленную старинную церковь. Говорят, в ней крестили юного Михайло. И вообще, по преданию, он - внебрачный сын Петра 1, "порезвившегося" с местной крестьянкой. Ночёвка на Пинеге не супер, надо было наверно остановиться через несколько км после Усть-Пинеги.

 


Ж.д. мост через Пинегу
р. Пинега
6.8.15 (3-й день). Верхняя Паленьга – Светлый – Чиверическое озёро. 89 км.

Рядом с ж.д. мостом - понтонная переправа. У Светлого сиеста у озера. Ночёвка на другом озере.

7.8.15 (4-й день). Земцово – Ясный – Марьина – р. Пинега. 77 км.

Земцово - довольно патриархальная деревня, двери не запирают, приставляют палочку. У Ясного ещё одна понтонная переправа, около которой обедали и отдыхали. Ночёвка с красивым видом на Пинегу.

8.8.15 (5-й день). Шотова – Карпогоры – Ваймуша – Айнова – Церкова – Лосево – Веркола – р. Пинега. 76 км.

В Шотово - церковь, заложенная Иоанном Кронштадтским. Карпогоры - большое село, районный центр. Рядом с Верколой, через реку - действующий монастырь, туда не попали. Дом писателя Абрамова. Дорога вдоль реки к большаку заросла, несколько км прошли пешком.


В Суре
Сура
9.8.15 (6-й день, полуднёвка). Явзора – Репище – Лавела – (паром) – Новолавела – Пахурово – Сура – р. Пинега. 50 км.
В Лавеле переправились, чтоб посетить Сурский монастырь. Наши предшественники этого не делали. После Суры планово подзависли на песчаном пляже Пинеги. Мошки, правда, доставали.

 

10.8.15 (7-й день). Шуйга – Мамониха – (паром) – Сосновка – Нюхча – Занюхча – р. Пышенца. 70 км.

Дорога на Мамониху - вязкий песок, намучались. В районе Нюхчи - Занюхчи встретились с местным священником и долго с ним общались. Стоянку нашли довольно удачную, на скошенном лугу. В соседнем лесу дров немного.
 


На границе Коми
На границе Коми
11.8.15 (8-й день). Кучкас – граница Коми – р. Ёртом. 65 км.
От границы Коми начался асфальт. Это "наследие" болгарских лесозаготовителей, принципиально улучшивших инфраструктуру этого уголка Коми. После распада Союза почти все болгаре вернулись на свою историческую родину.

 

12.8.15 (9-й день). р. Вашка (мост Дружбы СССР и БНР) – Благоево – Чим – Усогорск – р. Мезень. 77 км.

Посёлки Благоево и Усогорск построены болгарами, в каждом по памятнику болгарскому партийному и государственному деятелю (соответственно Благоеву и Димитрову). В Благоево замечательная столовая. Дёшево и прилично. После моста через Мезень разговорились с местным автолюбителем, он посоветовал неплохое место для ночёвки, где мы "зависли" (опять же планово) на 2 ночи.


В музее Кослана
Кослан
13.8.15 (10-й день, почти днёвка). Кослан – р. Мезень. 22 км.
Желающие (3 из 5) съездили в соседний посёлок Кослан, один из центров народа коми. Дорога вдоль реки малопроезжая, местами вообще нет. Случайно наткнулись на святой источник. В посёлке посетили музей. Понтонный мост через реку по осени снесло шугой, восстановить к нашему приезду не успели.

 

14.8.15 (11-й день). Междуреченск – Ёдва – р. Ёд. 68 км.

Меняем маршрут, едем через Междуреченск. Вдоль грунтового большака на части пути идёт узкая асфальтовая дорога, которую можно б было использовать как велодорожку, если б не выкопанные поперёк канавы. В Междуреченске пообедали в ресторане по столовским ценам. Заехали в Ёдву, где Сашу задержали за фотографирование колонии. Фотки ему пришлось стереть.
 

15.8.15 (12-й день). Вожский – р. Яренга. 68 км.

По дороге наткнулись на разваливающуюся часовню. Здесь замерзали 2 мужчины, один насмерть, другой спасся и в память об этом часовню и построил. В Вожском перекусили в центре на автобусной остановке. Посёлок умирающий. "Градообразующее предприятие", колонию-поселение, закрыли. Церковь через забор немногочисленные охранники бывшей зоны фотографировать не мешали. Говорят, построена без единого гвоздя местным умельцем-заключённым. После Вожского поломался Алексей (немного не дотянул до запланированного схода в Микуни). Пришлось ему подбрасываться ночным поездом Кослан - Микунь. На Яренге удобного места для стоянки не нашли, ночевали под мостом, спрятавшись там от моросящего дождя.


Памятник-паровоз в Микуни
Микунь
16.8.15 (13-й день). Микунь – Айкино – Шежам Яг – р. Вычегда. 84 км.
В Микуни на вокзале попрощались с Алексеем и Александром. Ночёвка на Вычегде, на мой взгляд, была почти идеальна. И вода, и дрова (сухие ивы), и минимум гнуса.

 


IМонастырь в Усть-Выме
Усть-Вымь
17.8.15 (14-й день). Черный Яр – Усть-Вымь – Вогваздино – Ляли – Серегово – Емва – р. Вымь. 90 км.
В Усть-Выме осмотрели снаружи монастырь (внутрь не пускают), затем заехали к разрушающейся церкви в Лялях. На берегу Выми отдохнули. В Емве закупились на прощальный ужин (на следующий день уезжал и Роман). Ночевали в лесу на высоком берегу реки, удобнее места не нашли.

 

18.8.15 (15-й день). Емва – р. Ропча. 92 км.

Попрощались с Ромой, в Емве закупили продуктов на 2 дня и полетели по асфальту, убегая от надвигающегося фронта. Всё ж он нас догнал, пришлось переждать дождь под тентом. На Ропче были в 15 часов, решили остаться, поскольку дальше по карте удобных ночлегов не просматривалось. Мошка загнала в палатку.

Памятник первой нефтяной скважине в Водном
Водный
19.8.15 (16-й день). Месью – Чиньяворык – Водный – р. Чуть. 99 км.
К обеду доехали до моста через Ухту. В Чиньяворыке заскочили в магазин и заодно к имеющемуся там святому источнику. Пообщались с 2 местными, которые помнили наших 2-х предшественников, Николая с Натальей. В Водный была радиалка, больно посёлок интересный. Рядом с посёлком - памятник на месте 1-й северной нефтяной скважины, в центре - памятники 1-й лампочке Коми (здесь была запущена первая электростанция) и отчего-то Юрию Гагарину. У моста через Чуть наткнулся на нефтяную яму, откуда её можно черпать вёдрами. Кому надо сырая нефть, координату найдёте на треке. Ночевали у устья Чути. Там огромная "вытоптанная" поляна в лесу, где при нашем приезде вроде даже ощущался запах шашлыков. Глюк, наверно. :)

 


Профиль Ленина в Ухте
Ухта
20.8.15 (17-й день). Крохаль – Ухта. 23 км.
Последние километры, частично по грунтовкам вдоль берега реки. Строят большой храм в память невинно убиенным (город основан на месте одного из лагерей ГУЛАГа). По предыдущим своим 2-м поездкам в Ухту я запомнил 2 достопримечательности - Дом Культуры, приспособленный под церковь, и памятник Пушкину, который сидит (символично, однако). Их мы тоже посетили. И, не торопясь, на вокзал. На горе оттуда виден барельеф головы Ленина, который в советские времена сиял по ночам огнями и был "визитной карточкой" города.
В поезде нас терроризировали проводники, вынудившие оплатить провоз велов как 10 кг багажа на руках (за несколько дней до этого ввели новые правила провоза). Вот коротко и всё.

 Фото за день, на форуме.

Итоги
Поход по этим местам интересен в первую очередь любителям Севера и его истории. Если проводить его как категорийный, то вряд ли он будет выше 2-3 категории. Самое тяжкое на пути препятствие, 30 км рыхлого песка после Суры, можно избежать, переправившись через Пинегу раньше. Впрочем, если после Кослана попытаться прорваться по бывшему Удорскому тракту, то категорийность может и резко возрасти. Мне было бы интересно почитать отчёт тех, кто это сделает.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Архангельская
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: