Европа / Велотуризм | Спортивный туризм | Мототуризм
 

Велопоход по Восточной Европе: Чехия, Венгрия, Хорватия, Черногория

20 июля - 11 августа 2012 г.
 
1 день. Прага

В Прагу прилетели днем 20-го июля. Велосипеды собирать не стали, поскольку очень торопились в агенство купить билет Будапешт-Сплит (как это сделать удаленно из Москвы, так и не придумали).
У нас даже получилось влезть с велосипедами в чехлах в рейсовый автобус Аэропорт - Главный вокзал.
Билеты покупали в The CD travel office (hlavak@cdtravel.cz, www.cdtravel.cz), который находится на Главном вокзале слева от главной международной билетной кассы. Они берут какую-то комиссию, зато с ними получилось заранее списаться по e-mail и все выяснить. Стоимость билетов на двоих (в четрехместное купе) получилась 5336 кс.
В самолете  в наших велосипедах удивительным образом ничего не сломали. На вокзале мы довольно быстро их собрали и поехали в хостел (Travellers Hostel Dlouha, Dlouha 33)
Фотографий Праги, думаю, все видели достаточно. Поэтому прикладываю только фотографию Паши и пешеходного светофора на фоне самой узкой улицы в мире.
2 день - Поездка в Карлштейн

Примерно в 30 км от Праги находится известный замок Карлштейн.
Туда мы поехали на мопеде, который взяли в аренду по адресу Jindrisska 7, Prague 1(пока искали аренду мопедов, на той же улице Dlouha, где был расположен хостел, нашли чудесный велосипедный магазинчик, с подробными велосипедными картами  Чехии).
В замок (как потом оказалось, это привычная практика для Чехии) пускают только с экскурсией, которые отправляются примерно раз в час. С этим замком нам даже повезло - была экскурсия на английском.
На обратном пути попали в сильный дождь, но нас согрел эль в пабе в 5 минутах от нашего хостела :)  
3 день - Прага - Баков

Алыча Алыча
Проехали - 74 км. Прага-Баков.
Фактически первый день нашего велопутешествия. Выбрались из Праги и поехали в сторону Чешского рая (область в Чехии с замками и красивой природой). Надо отметить, что выезжать из Праги - это намного лучше, чем выезжать из практически любого другого крупного города. Тут есть  замечательные широкие тротуары и местами даже велодорожки. Умереть с голоду в Чехии довольно сложно - вдоль дорог растет алыча, яблоки и подсолнухи :)
Ночевать решили в Бакове, т.к а) там есть кемпинг, б) из этого города можно объехали весь Чешский рай.
Когда приехали в кемпинг, обнаружили там полное отсутствие хозяина, воды и электричества. Случайно встреченные люди с Украины помогли нам докричаться до хозяина, живущего в соседнем домике. В результате первую ночь жили в этом кемпинге в городом одиночестве.
Фотографии из какого-то городка по пути и кемпинга.
4 день - Чешский Рай

Проехали - 64 км.
Чешский Рай - заповедник на северо-востоке Чехии
Кататься на велосипедах там сплошное удовольствие - мало машин, хорошие дороги. Побывали в замках Валесов, Кост и Валдштейн
Валесов замок интересен скалой с двумя отверстиями, расположенной рядом с ним.
В замок Валдштейн мы добирались забавной дорогой через сосновый лес, видели очень красивое болото.
Вообще к этому замку сходится несколько очень красивых велосипедных маршрутов, которые идут прямо по лесу,  катаются по этим маршрутам целыми семьями, включая 5-летних детей, на маленьких велосипедах, но непременно в шлемах.  Один из этих маршрутов, судя по указателю, должен был привести нас в замок Кост, но где-то по пути мы сбились, и выруливали уже по картам и GPS.
Замок Кост, видимо, оказался совсем далек от цивилизации - пускали в него по традиции только с экскурсией, причем английской не было, только на чешском языке. Гид спросил нас, говорим ли мы по чешски, получив отрицательный ответ, бодро сообщил, что он не говорит по английский и вел всю оставшуюся экскурию на три человека (мы с Пашей + местная девушка) на чешском :) Зато в этом замке очень интересная экспозиция, посвященная инквизиции.
В кемпинг вернулись под вечер, магазинов по дороге не нашли, но вкусно и недорого поели в небольшом ресторанчике в Бакове
5 день - Баков - Подебрады

Проехали - 56.3 км
Подебрады - курортный городок с лесом, рекой (вдоль которой опять же есть специальная велосипедная дорожка) и озером, в котором можно купаться.  
Понравился нам утками :)
В Подебрадах хороший большой кемпинг с единственным минусом - там не было холодильника. Поэтому колбасу хранили в привязанном пакете прямо в воде в речке :)
4 день - Подебрады - Кутна Гора

Проехали - 41 км. 
С утра двинули в Кутну Гору - смотреть знаменитую Костницу.
Въезжали в городок мы откуда-то с задов, было полное ощущение, что я где-то на Украине у бабушки на даче. До последнего момента с трудом верилось, что в Кутной Горе будет хоть какая-то достопримечательность.
Город оказался очень красивым, помимо собственно часовни Всех Святых с костехранилищем (Костиницы) там есть шикарный собор святой Варвары.
Жили мы в одном из мини-отельчиков - U Hrncire (Barborska, 24), который выбрали тупо по цене (750 кс за двоих за ночь, в других хостелах просили больше 1000) и наличию wi-fi. Недалеко от города есть еще и кемпинг, что в общем вполне вариант в случае наличия велосипедов/машины, но нам захотелось расслабиться :)
В городе можно купить различные варианты билетов в достопримечательности - не пренебрегайте этой возможностью, выйдет дешевле!
Кутна-Гора в свое время была центром серебродобывающей промышленности, в соборе святой Варвары есть даже памятник шахтеру.
5 день Замок Жлебы и поезд в Брно

Проехали - 33 км.
Сегодня по планам был поезд в Брно. Решили своим ходом доехать до замка Жлебы (Zleby), а потом от ближайшей к замку станции ж/д (Часлав) уже поехать в Брно.
По дороге Паша не удержался и собрал подсолнух с одной из плантаций вдоль дороги. Ели мы этот подсолнух почти до самого Будапешта :)
В замок традиционно пускали только с экскурсией, которая была на чешском, еще и запрещали фотографировать. Но у нас все равно есть несколько контрабандных фотографий оттуда. Замок Zleby будет интересен в первую очередь мальчикам - много разного средневекового оружия и доспехов. Впрочем, кухню нам тоже показали :)
Отдельно хочу сказать про поезда в Чехии. Они очень friendly к велосипедистам - во многих поездах есть либо специальные багажные вагоны, куда можно сдать велосипеды, и их там даже закрепят, либо вагоны, где велосипеды едут вместе с хозяевами - причем предусмотрены крепежи для велосипедов. Чаще всего по расписанию можно понять, какие поезда предусматривают перевозку велосипедов. Билет на велосипед, как правило, нужно приобретать отдельно - спрашивайте в кассах.
6 день. Брно - Моравский Крас

Проехали - 26 км.
Брно рассматривали только как перевалочный пункт и, честно говоря, город совсем не понравился. Возможно, потому, что видели только кусок города между вокзалом и хостелом (Wind Point, Udolni 27, 628 крон за ночь за двоих).
От Брно на вокзале доехали до Бланско на поезде (59 кс за двоих с велосипедами). Нашей целью были знаменитые карстовые пещеры, куда мы и поехали по GPS.
Дорога давалась как-то довольно тяжело, ехали несчастные 20 км примерно часа три. Причину в полной мере мы осознали только через два дня, когда преодолели обратный путь за полчаса. Вообще ситуации, когда, скатываясь с горки, ты вообще не понимаешь, как тебе удалось туда вскарабкаться, довольно нередки в моей практике велопоходов :)
Когда мы приехали к точке, отмеченной на GPS, неожиданно выяснилось, что мы находимся в чистом поле и эта точка, к которой мы так стремились, была отмечена просто абстрактно где-то в центре области Моравский крас, а не конкретно на каких-либо пещерах. Но нам очень повезло,  и примерно спустя километр мы увидели указатель, который довольно быстро вывел нас к пещерам Balcarka.
Пещеры я зачем-то пошла осматривать без теплой одежды - никогда так не делайте! На выходе из пещеры стоят фигуры пещерных медведей и древних людей.
После осмотра пещер решили, что ехать в Перштейн (еще один замок километрах в 20 отсюда) мы не хотим, а наоборот хотим остаться здесь еще на один день и посмотреть еще одну пещерную систему.
Поехали  в кемпинг в городе Едовницы (Jedovnice) - по GPS, поэтому дорога шла не по шоссе и в город мы опять въезжали откуда-то сбоку. Кемпинг гигантский, похоже тут отдыхают все жители Брно и окрестностей, тем более попали мы на выходные. Около кемпинга есть небольшое озеро. Стоимость - 180 кс за двоих за ночь.
Пропасть Мацоха и Пункевни пещеры

Проехали - 17 км от кемпинга в Едовницах до пещер и обратно.
Пропасть Мацоха (Macocha) - самая крупная естественная пропасть не только в Чехии, но и в центральной и восточной Европе. Во время экскурсии по пещерам тебя катают на лодке, и одна из остановок -  выход на дно этой пропасти.
Приезжать туда надо утром -  где-то к часу дня билеты на этот день заканчиваются. Пока ждали свою экскурсию, успели прогуляться по окрестностям (там есть несколько пешеходных маршрутов и смотровых площадок). За экскурсию взяли 340 кс за двоих и отдельно 40 кс за фотосъемку. Экскурсия на чешском, но с собой дают путеводитель на русском, так что в принципе все понятно.
На фотографии - сталактит Крылья Ангела из Пункевних пещер.
10 и 11 день - Брно - Будапешт

Проехали - 21 км от кемпинга в Едовницах до Бланско, оттуда поездом до Брно (109 кс за двоих с велосипедами) Затем поездом Брно - Будапешт (1598 кс за двоих с велосипедами) и до хостела в Будапеште.
На следующий день - 19 км по Будапешту.
Жили в хостеле  City Hostel Corvin (34 евро за два дня за двоих). Неплохой хостел, но на hostelworld я выбрала именно их, потому что они обещали наличие laundary (стиралки). Стиралка оказалась примерно в 5 км от хостела (вдруг кому пригодится - Dohany Street, 33, найти ее было не совсем тривиально - мы раза три проехали мимо нее, прежде чем осознали, что таки-да Laundary совмещена с интернет-кафе). В соответствии с приметами, только мы доехали до стиралки, началась сильная гроза (мне даже писали родители из Москвы, рассказывали, что по телевизору говорят, что в Венгрии ураган :) )
В процессе выяснилось, что в Венгрии есть своя собственная валюта (этот момент мы как-то упустили в процессе подготовки к поездке), но евро (правда, по завышенному курсу) и карточки принимали много где, поэтому за все время пребывания в Будапеште, мы так и не подержали местные деньги в руках.
Будапешт - совершенно удивительный город. В первый день, пока мы добирались от вокзала в хостел, он слегка напомнил мне Брно, и было даже не очень понятно, что здесь делать еще один день. Но на следующий день я влюбилась в него окончательно и бесповоротно - город очень красивый и необычный своей смесью европейского и восточного (Паша, правда, мое мнение не разделяет и оценивает город где-то на 4-)
В хостеле лежали карты с велосипедными маршрутами по Будапешту. Мы решили не изобретать велосипед, а просто проехаться по всем этим маршрутам. В центре города есть восточный базар с фруктами. Цены довольно сильно отличаются на центральных туристических улицах и в обычных районах. Довольно много велосипедных дорожек - удобно.
Вечером сходили в кафешку - надо сказать, что в Чехии порции гораздо больше :)
 
12 день - поезд в Хорватию

Проехали - 14 км по Будапешту + поезд Будапешт - Сплит.
Поезд был в 5 вечера, поэтому было время еще покататься по городу.
Забрались на холм на противоположном берегу Дуная (около Fisherman's bastion), посмотрели Будапешт сверху.
В ночных поездах в Европе бывают двух-, четырех- и шестиместные купе. В шестиместных купе 6 полок - по три в ряд по вертикали. В четырехместных - те же самые полки, но, как объяснил нам проводник, считается, что пассажиры с билетами на верхние полки, должны использовать самые верхние из них (они реально под потолком, там не сядешь).
Места под багаж в этих поездах очень мало - учитывайте это.
У нас были билеты в четырехместное купе. Один велосипед положили в результате на одну из самых верних полок, второй на багажную (в российских поездах на такую же багажную влезает обычно два велосипеда). Сами спали на второй самой верхней и на одной из средних.
Соседи сели к нам в Загребе ночью и с ними проблем не возникло -  они спали на двух самых нижних полках.
Долгое время проезжали мимо озера Балатон - железная дорога идет прямо вдоль озера, видно, что это туристическое место - думаю, там можно неплохо покататься. 
13 и 14 день - Побережье Ховатии

Километраж - 13 км от вокзала в Сплите до кемпинга в первый день, 67.5 км от Podstranа до Podgorа во второй.
Выгрузились из поезда и практически успели собраться в тени поезда. В 9 утра уже очень жарко. Решили в первый день никуда не рвать, а спокойно акклиматизироваться и, наконец, искупаться в море! Встали в домашнем кемпинге в пригороде Сплита городке Подстрана (адрес кемпинга - sv. Martina, 114). Места в кемпинге очень мало и сперва нас чуть не поселили практически на автомобильную стоянку, но в итоге мы оказались на чудной стоянке 2*2 метра (ровно в размер палатки + 2 велосипеда сбоку), огороженной с 3 сторон живой изгородью из винограда и киви. Палатка в 5 метрах от моря, полупустой галечный пляж - что еще нужно для счастья! Вообще, Ховатия мне очень нравится тем, что здесь такая суммарная длина побережья, с учетом островов, что можно найти очень много мест около моря безлюдных или почти безлюдных.
Количество машин на дорогах сперва немного напрягало (особенно после Моравского краса и Чешского рая), но, чем дальше от Сплита, тем меньше их становилось.
Поначалу дорога шла практически вдоль моря (т.е при желании в любой момент можно слезть с велосипеда и искупаться/посидеть у моря), потом стала заметно выше - красивые виды, но спускаться/подниматься в прибрежные городки, надо по небольшим серпантинчикам.
Ночевали в гиганстком кемпинге в Подгоре.
 
 
15 и 16 день - полуостров Пелешац (Peljesac)

15 день - 26 км от Подгоры до Дверника, оттуда паромом до Пелешаца
16 день - 31,5 км от Оребика до Драце. 
Утром доехали до местечка Дверник, откуда ходит паром на остров Корцула. Доплыли до Корцулы и оттуда сразу же паромом в город Оребик на полустрове Peljesaс.
В Оребике нашли туристический центр, попользовались там wi-fi и взяли местных карт и путеводителей.
Полуостров вообще очень заточен под активный отдых - еще когда подплывали, видели серфингистов и кайтингистов. Как минимум, там еще есть дайвинг.
Жили в кемпинге около Оребика - очень понтовом (32 евро за ночь), зато палатка в первой линии прямо напротив моря :) 
На следующий день поехали приключаться. В одной из карт-путеводителей обнаружили велосипедный маршрут, который шел в нужную нам сторону, но не по шоссе -  в Postup маршрут сворачивал с шоссе направо - на дорожку вдоль моря в сторону Podobuce. Дорога сперва очень радовала - без особых подъемов/спусков и без машин, и очень красивым видом на море. В общем, идеальная дорога для велопутешествия. Жалко, что через три километра она закончилась :)
Далее, судя по карте, должна была начаться гравийная дорога. Мы довольно долго искали ее начало в селе Подобуце. Помогли в этом нам местные жители - выходцы то ли из России, то ли с Украины. Основной въезд на эту дорогу был перекрыт (наверное, поэтому мы его не заметили, въезжая в село), пришлось подниматься по ступеньками, а потом втаскивать велосипеды по довольно крутой тропинке.
На гравийной дороге было три довольно крутых подъема - ехать в них не получалось совсем, только медленно идти. За это время мы 10 раз вспомнили шоссе, поехав по которому, мы бы были наверняка уже на месте :)
Дорога превратилась обратно в асфальтовую рядом с виноградниками. Тут мы вспомнили Чехию, и собрали себе немного винограда.
Затем был еще небольшой кусок подъема - теперь уже по асфальту, который закончился около туннеля в Potomje. В туннель нам было не надо, и мы поехали дальше вдоль моря в городок Trstenik, где и остановились на обед.
После обеда довольно быстро доехали до Drace - до Janjina (городок, где можно купить местное вино) дорога шла вверх (но после гравийной дороги, это нас не сильно волновало), затем вниз. Вообще говоря, в Драце мы очень хотели взять лодку на прокат  и покататься по окрестным 13 мелким островам, но неожиданно выяснилось, что на лодку нужна лицензия (водительские права) - это вам не Крым :)
В Драце мы тоже жили в домашнем кемпинге (когда мы спросили в местном инфо-центре, где тут у них кемпинг, нам сказали, что в Zuljana - это город на противоположной стороне острова, т.е опять вверх, а потом вниз, примерно оттуда мы только что приехали. Пришлось настойчиво спросить второй раз и кемпинг тут же нашелся :) )
Городок (как и вообще все на Пелешаце) совершенно кукольный и милый - мелкие лодочки, небольшая пристань.
17 - 19 день. Остров Mljet

17 день - проехали - 30 км.
От Drace доехали до порта Prapratno. Дорога классическая островная - сперва круто наверх, потом вниз.  Уже на подъезде к порту решили заехать в местный винный магазинчик. Там наконец-то впервые за поездку по Хорватии смогли найти сладкое вино. Хозяин обижался, что мы ничего не пробуем. Пришлось пробовать, а потом ехать вниз по серпантину  :)
Купили мы там в итоге вишневую настойку - реально очень вкусно.
До парома на Mljet у нас было много времени - искупались прямо там на камнях. Очень чистая, несмотря на то, что порт, прозрачная вода с косяками рыб и очень красиво обросшими ракушками канатами от лодок и буйков.
Правда, много морских ежей, но их можно аккуратно обойти (кстати, в Хорватии рекомендуется купаться в специальных резиновых тапках, чтобы не пораниться от ежа, но мы как-то в итоге обошлись без них).
Посмотрев на нас, еще несколько человек из ожидающих паром, пошли купаться :)
Билеты на паром нам обошлись в 130 кун на двоих с велосипедами.
На Mljet Паша пришла в голову гениальная идея взять мопед, чтобы успеть объехать весь остров. Мопед арендовали в городке Sobra в пару километров от порта (обошелся в 420 кун на два дня), велосипеды оставили прямо около офиса, одну из велосипедных сумок (другую Паша довез на коленях до кемпинга) в офисе.  Поселились в кемпинге Ropa (280 кун на двоих за два дня) - очень густонаселенный кемпинг. Спуск к воде из этого кемпинга занимает примерно минут 20 туда и полчаса обратно по каменистой лестнице, но оно того стоит - там красиво. За следующие полтора дня мы объехали все асфальтовые дороги острова. Обязательно стоит прогуляться по национальному парку Mljet и съездить на остров с Бенедиктским монастырем (это тоже внутри парка)
19 день - 6 км. Сдали мопед, взяли велосипеды, доехали от Sobra до порта и сели на кораблик в Дубровник. Билеты стоили всего 80 кс на двоих, но неожиданно возникли проблемы с велосипедами - тетушка на кассе сказала, что велосипеды можно провозить без проблем, но мужик на трапе отказывался нас пускать. В итоге нас все-таки взяли на корабль. В Дубровнике доехали до гигантского кепинга (280 кс на двоих за ночь).
Дубровник и Черногория

20 день - Дубровник - Igalo - 51 км
Утром поехали смотреть старый город. Красиво, но очень много народу. Потом долго и мучительно в самую жару выезжали из города по довольно крутой второстепенной дороге.
Обедали в местечке Mini. После обеда решили, что надо бы уже заканчивать с Хорватией и рванули в Черногорию. Путь наш шел через перевал, и мы слегка опасались дороги, но с учетом вечерней прохлады (относительно дневной жары, конечно :) ) и местами окружающего нас леса, было совсем не страшно. Правда, только мы расслабились, дорога кончилась - ремонт шоссе, ехать/идти пришлось по каменистой грунтовке. На хорватской границе у нас не спросили вообще ничего, на черногорской - посмотрели паспорт. Собственно граница совпадает с вершиной перевала, и оттуда начинается клевый спуск вниз. Мы почему-то думали, что в Черногории какая-то своя валюта, и даже зашли в какой-то пограничный банк (который, впрочем, уже не работал). Паша встретил там какого-то мужика, и они решили, что менять евро на евро, наверное, все-таки не имеет смысла :)
В Igalo кемпинг нашли чисто случайно по небольшому указателю. Кемпинг оказался домашним, помимо туристов хозяева разводят еще кур и собак.
Черногория с первого взгляда напомнила курортные города Крыма - намного больше народу, чем в Хорватии. Днем все пляжи заполнены, ночью курортная толпа шатается туда сюда по набережным и местным злачным местам. Вероятно, тихие труднодоступные места на побережье все-таки есть, но нам за 4 дня с ними не повезло. Море намного грязнее - тут уже не посмотришь рыб и прочую подводную жизнь. Из плюсов - дешевле, чем в Хорватии, раза в два.
21 день -  Igalo - Tivat - 31 км.
До обеда ехали до Tivat, воспользовавшись паромом Kamenari - Lepetane. Встали в кемпинге Zupa на выезде из города.
22 день - Tivat - Sutmore - 58 км.
До обеда доехали до Будвы. На дороге довольно плотный поток машин - от Будвы уходит дорога в Подгорицу. Обедать встали в местечке Бечичи под Будвой - фактически это курортная территория, сплошные пляжи и отели. Доехали до самого конца набережной (на "дикий" пляж с маленьким количеством народу - видимо, потому, что камни) и половину времени сидели в тени пешеходного туннеля, когда тень кончилась - поехали обедать :)
После обеда до Sutmore дорога была довольно тяжелой - с большим количеством подъемов и спусков. Ну и с красивыми видами, например, проезжали мимо знаменитого острова Святого Стефана, фотография которого есть, наверное, во всех путеводителях по Черногории.
Сутморе встретил нас безумной толпой отдыхающих, которая начиналась уже километрах в 5 от собственно пляжа.  Паша заметил на столбе табличку с указанием, что где-то здесь есть кемпинг, с телефоном. В итоге нас действительно отвели в кемпинг - огороженную территория в 2-ух минутах ходьбы от моря, размером с большую автостоянку, на которой кроме нас, жила еще только одна семья в фургончике. Подставу данного варианта мы поняли только ночью - во-первых, мы оказались в непосредственной близости от местного парка развлечений с ужасно громкой музыкой, который работал до глубокой ночи. Во-вторых, внезапно поднялся сильный ветер и палатку чуть не сдуло вместе с нами и всеми вещами, находящимися внутри :) В результате мы просто перетащили палатку за фургон и это нас немного спасло. Правда, утром пара колышков были найдены отлетевшими метров на 15 :)
23 день - 5 км в поисках менее стремного жилья. Снять жилье, тем более на 1 ночь, оказалось не таким простым делом в Сутморе в разгар сезона. В результате жили в комнате за 40 евро за двоих.
24 день - 23 км. Доехали на электричке до Подгорицы. Немного покатались по городу. Видимо, по контрасту с побережьем, город показался уникально пустым - почти нет пешеходов на улице и машин. Из достопримечательностей в городе обнаружили Часовую башню и парк Горица. Жили в хостеле примерно в 5 км от города, который располагается на берегу каньона реки Морачи (правда, в самой неглубокой его части, но все равно красиво). Сходили даже искупались. На обратном пути встретили черепаху.

Комментарии
О Маршруте