Муезерка - Чирка-Кемь 2012

Идет загрузка карты ...
Рассказ о водном приключении 3 КС нашей замечательной комманды. Описание составлено по очень большой воде
 
Словарь водника

Для правильного восприятия букв привожу краткий словарь туриста-водника.

Бочка – возникает, как правило, после большого камня или на стыке струй течения. Характеризуется обратным течением, пеной. Лучше в неё не попадать.

Вал, стоячая волна – своим профилем похожа на ветровую волну, но располагается на одном месте, встречаются высотой до 2м. Возникают на сильном течении, при обтекании препятствий под водой. Часто соседствуют с бочками.

Шивера – мелкий участок реки с большим количеством камней и обливняков. Требуют усердного маневрирования при прохождении.

Перекат – ощутимый перепад высот воды, однако без камней и прочих препятствий. Сильное течение.

Порог – протекание реки через препятствие, сильный перепад высот.

Обливняк – камень, расположенный непосредственно под гладью воды, как правило гладкий, округлый.  Часто с воды бывает незаметен.

Стремя – лямка или верёвка, предотвращающая выпадение гребца с корабля во время прохождения препятствий.

ГСМ – пищевая алкогольная продукция.

Киль, оверкиль – Переворот корабля вверх дном. Очень неприятная и мокрая штука.

Герма – Герметичная, водонепроницаемая упаковка для вещей и продуктов.

Стапель – место сборки кораблей.

Моряк – передний гребун на байдарках и катамаранах.

Команды, отдаваемые во время прохождения маршрута:

            «Греби, бля» - Полный вперёд.

            «Гребу, бля» - Понял.

            «Табань!» - команда выполнения поворота на катамаране.

            «Подьём, бля!» - Команда начала трудового дня. Самая трудновыполнимая и неприятная.

            «Днёвка!» - Бесприкословно исполняется всеми членами команды. Означает, что на этом живописном месте мы переночуем дважды. Днёвка сопряжена с баней, дискотекой и уничтожением излишков ГСМ.

            «По писят!»("по пятьдесят", "по 50") - Одна из самых любимых команд. Означает принятие внутрь разовой порции ГСМ. Улучшает аппетит, пищеварение, настроение, боевой дух, а также согревает и успокаивает. Как правило в обед команда отдаётся дважды, в ужин - трижды.

Виды ГСМ:

Пиво – поездной вариант

Водка – универсальная, но не самая лучшая смазка.

Хреновуха – Водка, настоянная на  хрене мёде и лимоне. Интересная вещь, но кончается быстро.

Квас-Тарас – термоядерная самогонка из Лабытнаног. Способна воскресить мёртвого и убить ещё живого.

Шайтан-чай – Приятная, вкусная самогонка из Кирово-Чепецка. По цвету напоминает коньяк. Самый лучший вид ГСМ в походе.


             

Предыстория

К сожалению только пятеро отважных раздолбаев из нашей кодлы смогли выйти плавание.

Расположу по судам:

Катамаран 4:

  1. Капитан – Я(Рома)
  2. Старпом – Слобода
  3. Боцман – Колян
  4. Юнга – Диман

Байдарка «Викинг 4,7»:

  1. Человек и пароход – Лёха
  2. Иногда я приходил к Лёхе моряком для прохождения сложных порогов.

 

Я думаю, процесс приготовления к походу никому не интересен, поэтому перейдём к главному. 

День 1. Москва

Наконец то все собрались со всех концов нашей  страны на Ленинградском вокзале. По традиции сгоняли закупиться в АШАН. Ближайший всего в 1,5 км от вокзала(ул. Верхняя Красносельская, д. 3А). Упаковку отложили на Петрозаводск. Тронулись в 15.20. Ура! Поход начался!. Остаток дня и пол-ночи отмечали встречу и начало путешествия. Омрачало ситуацию только то, что новые вагоны совершенно не предназначены для перевозки длинномера. Зачем то на грузовых полках сделали перегородку, отделяющую их от прохода. Трубы катамарана туда уже не влезают. 


День 2. Петрозаводск

SI851665 SI851665
SI851674 SI851674

Прибыли в Петрозаводск в 9 утра, до следующего поезда 10 часов. Мелкими партиями пошли бродить по городу. Не очень далеко от вокзала есть магазин Лента, где мы докупили ещё немного ГСМ, хлеба и прочих ништяков. Нашли неплохой туристско-спортивный магазин на  ул. Анохина(500 м от вокзала, местные расскажут). Город очень понравился развитой инфраструктурой. В Москве, в принципе, могли ничего и не закупать, в Петрозаводске есть всё! Наконец загрузились в наш поезд. Вагоны тут уже «нормальные» - старые. Всё влазит прекрасно. В 7 вечера выдвинулись в сторону Муезерки. 


День 3. Первый ходовой

SI851676 SI851676
SI851678 SI851678
SI851679 SI851679
IMG_1973 IMG_1973
IMG_1976 IMG_1976
IMG_1987 IMG_1987
IMG_1992 IMG_1992
IMG_1993 IMG_1993

Выгрузились в Муезерке в 5 утра. Хоть эта местность и не входит в погранзону, пограничный контроль присутствует. Нас встретил добрый дядя пограничник. Долго не мурыжил, проверил паспорта, маршрутную книжку, помог с транспортом. Чтобы избежать проблем с пограничниками- составьте маршрутный лист с указанием маршрута и состава группы с паспортными данными. Хотя, я сомневаюсь, что вас подвергнут каким либо санкциям, если ничего не будет. В крайнем случае на месте составите. В муезерском есть круглосуточный магазин. Докупили майонеза и хлеба. Таксист взял с нас аж 250 рублей за 3 ходки до реки))).  Стапель гаходился в километре ниже по течению реки от восточного моста через Муезерку на небольшом разливе. Погода замечательна: слабый ветер, жаркое солнце, гнуса мало, температура примерно +22. Вдалеке шумел первый порожек. Уровень воды был неприлично высок после проливных затяжных дождей. Почти половодье. Поэтому обращаю ещё раз внимание, описание составлено по очень высокой воде. Муезерские мосты стали для нас непроходимы. Собрались неторопясь, размеренно позавтракали, испытали байдарку «Викинг». На воде ведёт себя очень адекватно, по ощущениям рулится веслами даже лучше щуки, несмотря на киль. Очень удобный экземпляр. Один человек с лёгкость с ней управляется. Вышли часов в 11-12. Сразу после разлива прошли первые пороги, один из которых(последний перед озером) заставил подумать уже о вязке стремян. Не ожидали увидеть на такой речушке пороги с валами по полметра. Естественно, никаких камней и обливняков. Просто хорошо подрифтовали на катамаране на порожистых поворотах. Проплыли живописное озеро с отметкой 149,5 на карте. На его берегах есть несколько хороших высоких стоянок. Дальше со стоянками туго, особенно в такую большую воду. Берега сильно заболочены. Далее буду упоминать все хорошие стоянки по маршруту, ибо Муезерка и Чирка-Кемь по многу километров могут течь в низкой болотистой местности. Вобщем, все описания оказались нам бесполезны, характер всех порогов изменился, одни упростились в прохождении, другие ужесточились. После озера на протяжении 7 километров несколько несложных порогов, разделённых плёсами. Всё прошли сходу, ни ряжей, ни остатков мостов просто не было видно под толщей воды. Дальше характер реки до устья такой: порогов нет, низкие затопленные берега, русло узкое и постоянно петляет, очень сильное течение(можно вообще не грести)Остановились на обед за километр до отметки 141,8 на правоб берегу рядом с избушкой. Одно из немногих сухих мест на Муезерке. Прошли ещё 6 км без препятствий, временами на поворотах и излучинах попадались высокие обрывистые берега с компактными стоянками. Прошли несколько перекатов, следующие препятствия на воде мы увидем аж за железнодорожным мостом. Встали на ночёвку на высоком левом берегу у ручья из озера Малдаярви. Как впоследствие оказалось – последняя высокая стоянка на Муезерке. Рыба не ловилась, виновато скорее всего падение уровня воды. Из потерь: зверски утоплено мыло при попытке помыться(Лёха, прости!). Грибов мало, черники много. Вечером торжественно приняли Димана в туристы-водники. 


День 4. Скучный

IMG_1994 IMG_1994
IMG_2007 IMG_2007
SI851681 SI851681
SI851683 SI851683

За ночь уровень воды упал на 10 см. Далее в Чирка-Кеми мы таких падений не заметили. Встали в 8, вышли как всегда в 11)). Погода не изменилась, близка к идеальной. Петляли 6 км по извилистому руслу, стоянок нет. При впадении в Чирка-Кемь – затопленные луга с многочисленными островками. Путь не очевиде. Придерживались основной струи течения и как-то попали в Чирка-Кемь. Хороших стоянок не будет до озера Момсоярви. Течение немного ослабло, по сравнению с Муезеркой. Река широко разлилась, затопив все прибрежные озёра и болота. Ближайший островок сухого берега обнаружили на левом берегуниже ручья из оз. Сохромолампи, где и перекусили салом, водкой и черникой)).  Первая приличная стоянка – на мысу между оз. Сарькалампи и рекой. После входа в оз. Момсоярви справа до самого выхода из озера тянутся пляжи, много мест для ночёвок и днёвок. Видели много детских групп на этих пляжах. Как оказалось, неподалёку есть детско-подростковый лагерь, который учит детей хождению на катамаранах по порогам. Так что таких групп дальше увидим очень много. На выходе из озера остров – обошли по правой протоке. От Момсоярви до Калмозера много средненьких стоянок по обоим берегам. На Калмозере хорошие стоянки на восточном берегу, на косе разделяющей Калмозеро и оз. Новинка. Шикарные песчаные пляжи. На западном берегу сплошные болота, берега низкие. Достаточно активно вела себя мошка. Встали на пляжу в 2 км до выхода из озера на восточном берегу. Несмотря на близость пос. Тикша(3км), местных не видели, никто не беспокоил. Поймали первых рыбок на маршруте. В основном мелочь, но на уху хватило. На ночь поставил жерлицу.


День 5. Определяющий

IMG_2025 IMG_2025
IMG_2043 IMG_2043
IMG_2045 IMG_2045
IMG_2048 IMG_2048
IMG_2051 IMG_2051
IMG_2052 IMG_2052
IMG_2058 IMG_2058
IMG_2060 IMG_2060
IMG_2061 IMG_2061
SI851687 SI851687

Подьем так же, в 8. Выход опять в 11)). На жерлицу попался крупный окунь. Был незамедлительно зажарен и съеден! Много мошки, уже надоела. Ветра нет, температура +25, ясно. До автомоста стоянок и препятствий нет, берега в воде, течение среднее. Мост приподнёс сюрприз- под большими бетонными пролётами проходили пригнувшись – так высок уровень воды. От пролёта до воды где-то 1,5м. После моста справа и слева хорошие высокие стоянки. Далее до Нахкопорога – самая скучная часть маршрута-болота, низкие берега, слабое течение, много мошки. В полный штиль прошли Челгозеро, мошка чуть не съела. Заметели стоянку на восточном берегу Челгозера, но близко не подходили, про качество ничего не скажу. Наконец то берега начали повышаться, местность стала поживописнее. Сразу за жд мостом перекат и начало Нахкопорога. Проходили по правой протоке- ничего интересного и примечательного. После короткого плёса и левого поворота – порог Лоухи. Немножко бурнее, есть валы, но струя очевидна и камней нет. Прошли без эмоций сходу. Метрах в 500 ниже порга неплохая стоянка с избушкой. Стоянка была бы замечательной, если бы не высокая вода. Пообедали возле избушки, набрали толстой стальной проволоки для костровых крючьев. После километрового плёса – автомобильный мост. Еле протиснулись по высоте и ширине. Сразу за мостом череда перекатиков и участков сильного течения.  После группы островков начинается расширение реки пред порогом Хаудо. Перед самим порогом справа почти незаметный выход на берег, где начинается широкая обносная тропа. Этот порог часто используется для тренировок. По нашим ощущения в такую воду тянет уже на 3 к.т. И сейчас на стоянке за порогом по правому берегу стояло три детских группы. Дети эти произвели неприятное впечатление: почти все курят, хотя на вид им 14-16 лет, очень громко матерятся в порогах)). Ведут себя очень нагло, хотя для московских детей это не удивительно. Теперь про сам порог в нашу воду. В начале порога слева чистый слив, справа сразу высокие валы. Далее струя переходит от левого берега к правому. По бокам струи хорошие бочки. После перехода струи под правый берег – высокие стоячие волны, по бокам бочки.  Можно впринципе заходить сразу по правому берегу в обход бочек, но мы решили идти по основной струе. Требуется хорошое маневрирование, чтобы встретить валы носом, а не бортом. Катамаран прошёл чисто. На байдарке решили идти вдвоём, я на месте моряка. На валах мы тоже проскакали чисто, но после порога по катамаранной привычке скомандовал «право руля», что на фоне сильной струи привело к незапланированному купанию – кильнулись!. Хорошо, что вещи все выложили до порога. Ну ничего, всё равно все уже мокрые были. Пока забирались в байдарку – поняли ещё одну свою ошибку – не навязали леера на байдарке( верёвка по борту), очень неудобно было забираться. Быстр просушиться помогли внеплановые «по 50». Решили долго не задерживаться, пошли дальше. Через 1км плёса – порог Кривой. Один из наиболее интересных и живописных. Начинается шиверой, затем крутой левый поворот, струя выносит на мощную бочку. Есть проход слева, между бочкой и камнями, но течение прижимает вправо. После бочки – высокие валы по 1 метру на протяжении метров 60. По левому краю много камней в русле. По обоим берегам живописные скалы. Общая протяженность порога около 400 метров. Решили заходить по центру затем пытаться уйти левее бочки, а потом от камней уйти направо на валы. Порог оценили на твердую 3.Байдарку решили обнести. Обнос производится по правому берегу. Тропа неудобна, придётся высоко карабкаться, но позволяет обнести сразу два порога- Кривой и Тахко. Осмотр и страховку Кривого лучше производить с левого берега. Перед порогом по обеим берегам есть неплохи стоянки. На катамаране вошли в порог нормально, а вот обойти бочку не удалось – слишком сильно прижимало вправо, не выгребли. Еле успели развернуться носом к бочке, вошли точно в неё. Там нас немножко покрутило и побрызгало. На секунду катамаран остановился, потом развернуло и почти кормой выплюнуло дальше. Бвло неприятно, но массы хватило, чтобы продавить бочку. На валах развернулись по течению.После порога поворот направо и небольшой плёс перед порогом Тахко. Слева начинается турбаза, прохода нет. Справа на скале есть большая стоянка, но слишком высоко, подниматься метров 25 по крутой тропе. Порог Тахко с воды не виден, его шум заглушается шумом Кривого. После прохождения Кривого следует держаться правого берега. В заводи спрпава есть хорошая чалка перед самим порогом. Осмотр с больших камней по правому берегу. Страховка там же. Лучше организовать страховку с воды ближе к левому берегу. Порог короткий, но большой перепад высот. Справа узкая протока отделяет островок от оберега. Протока набита камнями, течение слишком бурное, что исключает проводку байдарки, поэтому обнос по правому берегу. По основной протоке по центру и справа громадная бочка после водопадного слива. Попадать в неё желания не возникает. Слева косой слив вдоль ряжа, заканчивающийся бочкой поменьше. В большую воду никаких камней в русле не осталось, но вода начала переливаться через ряж, так что может и к нему прижать. Решено было входить по левому краю, потом уходить правее, чтобы не войти в ряж, затем прорываться между двух бочек. Задачу осложняла ещё одна бочечка на самом входе в левый слив. Порог оценили 4к.т. Вошли через входную бочку, Как оказалось мы её недооценили. Сильно притормозили на ней. От ряжа увернулись, но правым бортом цапнули центральную бочку, капитально искупались в пене развернулись, вследствие чего левую бочку встречаем правым бортом. Левый борт гребанул вхолостую по воздуху, но массы, слава богу, хватило. Продавили бочку. Ну и уже по традиции кормой вперёд выходим из порога. Долго ещё слышны были всплески от высираемых нами кирпичей. Самый страшный порог на реке по нашим ощущениям. На правом берегу напротив турбазы средние каменистые стоянки. Вскоре река расширяется до размеров озера. На следующие 16 км характер реки такой: Высокие берега, течения нет. Стали искать место для днёвки. Большой остров недалеко от отметки 160,2 был занят, вследствие сумерек решили дальше не искать место, а встали на правом берегу на мысу не доходя  до острова. Берега высокие, но за мысом болота, много гнуса. Днёвку решили не устраивать, встали на ночлег. Вечер прошел в просушке промокших вещей и обсуждении пережитого. Связались с родными, убедили их, что мы ещё живы)). Естественно отметили прохождение настоящих порогов несколькими внеплановыми «по 50». Распечатали Шайтан-Чай, приятно удивленны вкусом, еле удержались от продолжения банкета. Спать легли поздно, но счастливые.


День 6. Гнусный

Встали не рано. Погода тёплая, безветренная, но немного пасмурная.Завтракали и собирались размеренно, ловили рыбу, ловилась мелкая. Вышли не раньше часу дня, сдали стоянку детской группе. Решили искать стоянку для днёвки. На острове стоянка не понравилась: низко, много гнуса, мало дров. На правом берегу почти сразу за мысом, где мы ночевали, несколько хороших больших стоянок, но все заняты днюющими группами. Идём дальше. В сужении реки  после длинного мыса по правому берегу наметилось течение, но быстро пропало. Следующие 4 км достойных стоянок нет, зато поймали несколько щук. Перед большим островом на левом берегу на мысу есть большая стоянка, но она оказалась занята ещё одной детской группой. Дети безуспешно стреляли у нас сигареты, после чего потеряли к нам интерес. На самом острове есть избушка, но место низкое и неприглядное, идём дальше. Через полтора км от острова недоходя ур. Келлогора по правому берегу есть неплохая стоянка, но на днёвку не тянет. Пообедали на ней, выпили водки настоянной на бруснике, пошли дальше. Облака разогнало, солнце печёт, гнус одолевает. Шли ещё 4 км, стоянки попадались хилые, неприветливые. Решили дневать толко на стоянке близкой к идеальной, поэтому встали на ночёвку на левом берегк в районе впадения речки Тулож. В итоге препятствий в этот день у нас небыло. Вокруг болота, очень много мошкары и комара. Подоставали накомарники. Зато нормально поели жаренной рыбки. Руководитель почувствовал себя неважно, отказался от вечернего приёма ГСМ, закинулся Терафлю и пошёл баиньки.

День 7. Банный

SI851696 SI851696
SI851716 SI851716
SI851698 SI851698
SI851703 SI851703

Проснулся как огурчик. Не дал болезни ни одного шанса. Встали не слишком рано, часов в 9, но мошкара уговорила собираться побыстрее, вышли не позже 11. Погода без изменений, тепло, солнечно и безветренно. До самых ледмозерских порогов река тянется со слабым течением в болотистых берегах, стоянок нет. Перед ледмозерскими порогами течение усиливается. Оба порога проходили сходу, сложности не представляют. Классно покатались на втором пороге. Представляет из себя сильную струю течения без камней и бочек, с сильными валами. Искупались в брызгах конкретно. Если бы не стремена, повыскакивали бы нахрен. Вобщем, твёрдая 2 к.т. Сразу за порогом по обеим берегам шикарнейшие стоянки, причём на правом берегу стоянка для одной группы, а на левом группы три разместить можно.  По левому берегу озера есть ещё несколько более скромных стоянок. Пристали на первой стоянке по левому берегу и поняли, что её то мы и искали. Несмотря на то, что было пройдено только 4 км, объявлена Днёвка! Гнуса  стало поменьше, но совсем забыть о нём не удалось. Так как времени до вечера оставалось много, решено было топить баню. Но бивачно-банные работы чуть было не были сорваны – я обнаружил в заначке пакетик семечек!)) Работа встала на полчаса. После того как зло было уничтожено, взялись за работу: заготовили дров, сделали каркас для бани, затопили печку. Оставили истопниками Коляна с Лёхой, а сами поплыли рыбачить. После ледмозерских порогов река расширяется в небольшое озеро с многими островами и протоками, вот в этих протоках и рыбачили. Не сказать, что совсем щука с окунем не клевали, но очень уж слабый улов для Карелии. Хотя на ужин наловили, чего уж жаловаться. Пока рыбачили, поняли, что удачно встали на днёвку. Часам к 3 стали появляться группы водников, занимающие оставшиеся стоянки. Часов в пять прошла детская группа на двух катамаранах шестёрках. Дети безошибочно были идентифицированы по трёхэтажному мату в пороге. От турья я такого не слышал! Группа встала на стоянке по соседству с нами. Увидев в этом угрозу нашему отдыху, стали сворачивать рыбалку. На берегу первым делом пошёл к детской группе. Руководителем у них был инструктор-турист из Архангельска. Предупредил его о нашем грядущем непотребном поведении, возражений не встретил, хотя и возражать было то бесполезно, Все уже настроились на баню, дискотеку и дебош! Ближе к закату стали оформлять баню: набрали мха в лесу, устлали им пол в нашей бане, получился замечательный ковёр. Наконец то огонь догорел, натянули полиэтилен на каркас.  Наконец, все приготовления завершены, поехали!!! Баня началась. Устроил ребятам геноцид в парилке с берёзовым веником, все выползали из бани до реки довольные. Вдоволь напарившись, стали подползать к праздничному столу, где уже дожидалась жареная рыбка.  По случаю днёвки, все ограничения по приёму ГСМ сняты!  Третья порция Шайтан-чая таки заставила Слободу взяться за гитару – началась классическая карельская дискотека! Было спето много наших привычных песен, местами совсем неприличных, по всему озеру разносились матерные частушки)). Под действием ударных доз Шайтан-чая, экипаж начал теряться в трёх соснах, пришлось искать и возвращать. Некоторые члены экипажа недооценили действие напитка, посему пробуждение на следующий день обещало быть тяжёлым.)) Никто не скажет, когда мы угомонились, но уж точно не слишком рано. 

День 8. Днёвка

SI851705 SI851705
SI851714 SI851714

Как и ожидалось, пробуждались с большим разрывом и диким рёвом)). С самого утра стало заметно, что погода меняется. Было душно, по небу стали проскакивать облака и тучи. Решили наконец то поесть грибов, устроили на них охоту. Очень долго  искали, но попадалось много старых и гн6илых. Видимо не сезон для южной Карелии. На еду всё же насобирали. Гнус усилил  свой натиск, что предвещало дождь. К обеду( у нас он часиков в 4 обозначился) начало накрапывать. Весь день провели в прогулках за черникой и созерцании водной глади. К вечеру похолодало и начался сильный дождь. Остаток дня убили карточной игрой в палатке.

День 9. Мокрый

SI851719 SI851719
SI851721 SI851721
SI851723 SI851723
SI851724 SI851724
SI851727 SI851727
SI851729 SI851729
SI851730 SI851730
SI851733 SI851733
SI851737 SI851737

Подъём примерно в полдевятого. Погода типичная для Карелии – сильный северо восточный ветер, морось, переходящая в ливень. В несколько удручённом состоянии позавтракали, одели непрмокашки, упаковали свои мокрые вещи и поплыли бороться с очень сильным ветром. Недоходя 500 до реки Хяме по правому берегу увидели красивую но не очень удобную в дождь стоянку на высоком каменном лбу. Там стояла группа, которой не досталось вчера места после ледмозёрских порогов. После впадения р. Хяме река расширяется, давая простор встречному ветру. Тот кстати, стал усиливаться, появились высокие волны. Борьба со стихией оставляла мало времени для созерцания, но кое-какие стоянки мы видели. По левому берегу при впадении р.Растас шхорошая стоянка на несколько групп. Вскоре увидели несколько строений по правому берегу – нежилая деревня Чирка-Кемь. Там стояло несколько машин с прицепами, по воде рыбаки катались на моторках. Катамаран почти не двигался из за вол и ветра. Еле догребли до поворота реки у впадения ручья Ланец. Высокая вода позволила обойти остров по левой извилистой протоке. Протока узкая, зажата лесом, отдохнули от ветра, отдышались. Но дождь усилился, перешёл почти в ливень. Уже все промокли насквозь, несмотря на «непромокаемые» куртки и штаны. Река течёт в болотистых низких берегах, стоянок нет. Характер не меняется до острова перед порогом Кильбо. На острове хороша стоянка с избушкой. Избушка соблазняла возможностью просушиться, но стоянка была уже занята, да и дров на острове немного. В начале острова на дереве висит табличка, обещающая баню через 15 км. Сразу после острова начинается порог Кильбо – несложный перекат в нашем случае. Прошли без эмоций, уже устали от ветра и дождя, да и время обеда подходило, стали искать стоянку. Через километр после порога река поворачивает на 180 градусов. Не доходя до поворота замечаем избушку на левом берегу. При высадке на берег обнаружили не просто избушку, а целую усадьбу: Старый домик, используемый как склад, новый дом, большой и цивильный на вид, баню, туалет и беседку. Сначала испугались цивильного вида построек. Но войдя в дом увидели на стене послание строителя этого райского уголка(Коля Павлюков), который просил только убирать за собой мусор и не ломать имущество. Поняли, что лучше места мы за сегодня уже не найдём. Несмотря на то, что прошли сегодня 12 км, встали на просушку. Свалили пару сухих сосен. Рядом с домом обнаружили двуручную пилу, так что за 10 мин заготовка дров была завершена. При обследовании местности на другом берегу мыса обнаружили тоже неплохую избушку. Так что две группы на этом мысу у излучины реки с комфортом разместятся. Затопили баню, затопили печку в доме, начали просушку. Второй раз за три дня попарились в баньке, аж стыдно стало. Погода как назло стала улучшаться, стал стихать ветер, выглянуло солнце. Но мы уже плотно обосновались на стоянке, выходить дальше желания не было. Домик очень просторный, много запасов круп и очень много соли. Как позже выяснилось, эту стоянку зимой используют карельские рыбаки. В комнате две больших кровати, стены украшены коврами и  вырезками из журналов. Отдельное спасибо за фотографию Марины Зудиной. Очень она нам понравилась. Ужинали жаренной картошкой с грибами и тушенкой, запивали остатками Шайтан-чая. Уснули в тепле и комфорте.

День 10. Порожистый

SI851747 SI851747
SI851748 SI851748
IMG_2477 IMG_2477
IMG_2482 IMG_2482

Проснулись часов в 9, собирались неспешно, по плану сегодня 11 км хода. С радостью натянули просушенные вещи, сказали много хороших слов Коле Павлюкову. Погода опять близка к идеальной. Тепло, светит солнце, легкий ветер сдувает немногочисленного гнуса. После разворота реки появляется сильное течение, Река делает несколько поворотов, на которых немножко подрифтовали на катамаране. Подошли к порогу Омос. Характерен камнями по берегам и хорошими валами по центру. Струя прямая. Прошли без проблем на катамаране, байдарку немного покачало на валах. После порога река расширяется- берега все в воде, стоянок нет. Через полтора километра сильное сужение- начало порога Нукутт. Осмотр порога сильно затруднен тем, что нельзя подойти вплотную к берегу, лес затоплен. Решили на катамаране идти без просмотра. Байдарка дожидается вердикта. Струя заходит чуть левее центра, потом уходит от остатков ряжа вправо. Тут главное не взять слишком вправо, а то есть возможность врезатьтся в валуны по правому берегу. Затем на протяжении метров 150 сильные высокие валы, требуется постоянно корректировать курс, если встретить вал бортом, может и кильнуть. Катамаран прошёл без проблем, хотя все опять промокли, после порога по правому берегу стоянка с избушкой. Часто используется рыбаками. Решено было меня опять посадить моряком на байдарку. Пошли к ней пробираться и перетаскивать из неё вещи. К байдарке сумел пробраться только по поваленным деревьям и стволам сплавного леса. Очень сложное занятие. Наконец всё готово. Прошли порог технически чисто, хотя и промокли окончательно, несколько раз волна с головой меня окатывала водой. Так как погода стояла теплая, ограничились обедом и «по 50» для сугреву, двинулись дальше. Ниже по течению по правому берегу встретили несколько средних стоянок на протояжении километра от порога. Дальше до самого Ст. Сосно со стоянками туго. Сам участок реки от порога Нукутт до Ст. Сосно представляет собой почти спортивный сплав со многими порогами разной сложности, перекатами. Течение очень сильное. До порога Вигитус серьезных препятствий нет. Шли очень быстро, но успели налюбоваться окружающими пейзажами, места очень красивые. Попадаются большие камни в русле, по берегам иногда небольшие скалы. А вот порог Вигитус показался нам очень интересным. На резком сужении реки – проход метров 5-6 по ширине. Начинается небольшой бочкой по центру, за ней  сильная струя по центру, заканчивается 5-6 сильными валами. По краям бочки есть мелкие сливы в обход основной струи. На катамаране прошли строго по центру, покатались на волнах, все довольны. На байдарке решили втиснуться в правый слив, ибо валы показались слишком высокими для байдарки. Для подстраховки всё таки решили проходить порог вдвоём. Опять перетаскивали вещи, благо порог очень короткий. Прошли абсолютно чисто по правому сливу, аж скучно. Заново погрузились и продолжаем наш слалом. В полутора километрах после Вигитуса река делает крутой левый поворот. На повороте остров, река проходима по обоим берегам, небольшие перекаты. Судя по картам, в низкую воду это не остров, а выступающий на повороте реки мыс. Сразу после поворота – S- образный порог Ручей. Не представляет никакой сложности. Затем следует короткий плёс и поворот реки направо. После поворота следует быть внимательными – уже скоро порог Рокк. Мы его прозевали. После поворота начинается небольшой перекат, а метров через 200 порог Рокк. Судя по описаниям, это один из сложных порогов, но в нашу высокую воду мы приняли его за шиверу, продолжающую перекат. Искали глазами хоть что-то похожее на описание по низкой воде, но ни плиты посередине, ни сливов по бокам не было видно. В нашем случае порог представляет собой мощный слив по всему руслу с расположенными в шахматном порядке большими валами и небольшими бочками. Прошли все сходу, хотя поболтало изрядно, особенно байдарку. Стремена сильно спасали, но вот от воды мы никак не смогли защититься. Лучше было бы вдвоём на байде проходить, безопаснее, но в этот раз наша сигнализация красным веслом(хода нет) не сработала. Ну прошли без потерь, и ладно! После порога характер течения не меняется, хотя берега становятся выше. Через километр после Рокка река разделяется на две протоки. Все описания советуют становиться на ночёвку в начале правой протоки, а идти по левой протоке. Мы так и поступили. Сразу за поворотом направо увидели большой обрывистый песчаный берег с множеством стоянок. В самом начале возле островка есть избушка с баней. В ней летом живёт охотник и оказывает банные услуги. Так же по бешеным ценам предлагает туристам самые ходовые товары: водку, сигареты, пиво и лимонад дюшес. Кстати, лимонад очень хорошо нам пошёл, но 60 руб за пол-литра уж слишком много. Встали на дальней справа стоянке, недалеко от впадения речушки справа. Стоянка богата произведениями туристского искусства: по всему берегу стоят деревянные фигуры людей и животных и прочие предметы деревянного зодчества. Сама стоянка чистая, но невдалеке огромная яма с мусором и бутылками. С дровами туго, приходится далеко ходить. Хорошо хоть нас спасал замечательный топор Fiskars, валить и разделывать лес им одно удовольствие. Так как до Борового остался только один переход, а в запасе было почти два дня, была объявлена днёвка. Всвязи с истощением запасов ГСМ пришлось ходить к охотнику за водкой. После шайтан-чая водка показалась слабоватой и безвкусной)). К вечеру стал подниматься ветер. Поужинали не спеша и завалились спать. 

День 11. Днёвка

SI851745 SI851745

Встали хрен знает во сколько. Ветер очень сильный и холодный, но ясно. За завтраком нас развлекал парнишка из соседней детской группы. Развлекал так хорошо, что каша почти безнадёжно пригорела)). Весь день ловили рыбу и собирали чернику с брусникой. На ягоды извели почти весь сахар, за что мне потом сильно досталось от сладкоежек. Но зато домой не с пустыми руками  возвращаться, а с трофеями. Под вечер Слобода вытащил хороший экземпляр Щуки, хотя в целом клёв был очень вялым. Как говорят местные рыбаки – виноват высокий уровень воды. Ну у рыбаков как: клюёт вчера и завтра, но не сегодня. Запекли рыбу на углях в фольге. Подсчитали наличные запасы ГСМ и прослезились – днёвка сорвана. Но тут Лёха извлёк из своей заначки целый литр Шайтан-чая! Ура!! Днёвка спасена! Дискотеке быть! Ветер стал уж совсем холодным, по ощущения это была самая холодная ночь в походе. Жались поближе к костру, отчего атмосфера стала только душевней. Как всегда засиделись до полночи, потом разбрелись отогреваться в спальнике.

День 12. Крайний ходовой

Встали рано, так как день обещал быть насыщенным. Позавтракали и собрались на удивление быстро, часам к 10 были уже на воде. Погода теплая, безветренная, но пасмурная. Еле выгребли назад по правой протоке. На будущее- Держитесь обрывистого берега, там течение послабже. Наконец нырнули в левую протоку. Течение сильное, берега низкие. До порога Сосновый встретили пару хилых низких стоянок по обоим берегам. Приятно удивил Сосновый порог – из-за высокого потока воды стало много высоких валов, покатались изрядно. Байдарка даже зависла на одном из валов.  Но ничего технически сложного, струя прямая. Сразу после порога правый поворот. Следующий километр до соединения проток – сплошной слалом по быстрому течению. Иногда в русле попадаются камни, прошли несколько несложных порогов. После содинения проток течение несколько ослабевает, русло расширяется. До порога Оленьего никаких препятствий не заметили. На месте бывших порожков только заметно усиливалось течение. Острова Шалсари обошли по крайней левой протоке- уровень воды позволил. На этой протоке на излучине, рядом с ручьем есть хорошая стоянка, но при нас была занята рыбаками. Через километр после Шалсари подошли к Оленьему порогу. Представлял из себя мощную шиверу на всём ширине русла. Шли по центру, не пропуская ни одного мощного вала. Все прошли чисто, сходу. Порог Лоухи вообще превратился в перекат. Метров через 500 после него подошли к Горшку. Смотрели с воды. В высокую воду помимо S – образного слива вода стала хлестать и через ряж. Байдарку решили не мучить и пустили по левому берегу через этот ряж по простенькой шивере. На катамаране решили не халтурить и пошли по основному сливу. Камней, естественно в нашу воду не было видно, но ряж остался. Вошли по центру, потом по струе вправо вниз, потом перед правым ряжем резко налево. Отработали технически чисто, порог прошли как по нотам  - экипаж то уже слаженный. Ну и покатались на высоких валах на выходе. Порог Ялгонь превратился в еле заметный перекат, Слобода выразил ему своё презрение и пршёл его стоя на катамаране. Это было последние препятствие на маршруте, даже немножко грустно стало. Сразу после Ялгоня по левому берегу неплохая стоянка, но мы решили пообедать позже. Начинает портиться погода – накрапывает мелкий дождик, немного усилился ветер. Примерно через километр встали на хорошей стоянке по правому берегу, пообедали остатками сала и остатками ГСМ. Дождь усилился, но грести не мешал. Где-то за 4 км до Борового по обоим берегам начинают появляться очень хорошие стоянки. Отсюда уже можно добраться до посёлка на автотранспорте. Видел по берегам несколько табличек с рекламой грузового такси. Мы встали на антистапель на левом берегу недоходя 300 м до моста. Ориентир – металлические гаражи у самой воды. По прямой до посёлка метров 300, но местные посещают это место нечасто, посёлка почти не слышно, выдают только собаки. Разобрали  и упаковали наши корабли, так как сушить под дождем бесполезно. Дождь шёл с перерывами по пол-часа – час. Сгоняли в посёлок за всякими вкусняшками цивилизации. В посёлке три продуктовых магазина, но в одном не продают сигареты, во втором алкоголь, а в третьем ни то, ни другое. Цены будут даже покруче московских. К вечеру к гаражам пришла местная молодёжь, укушалась за 15 мин и разбрелась, немножко покричав. Из-за дождя легли спать достаточно рано.

День 13. Боровой

Встали не рано, так как поезд до Ледмозера только в 17.30 Поезд этот ходит по вторникам, четвергам и воскресеньям. Так как на берегу стало скучно, выдвинулись до станции. Идти примерно километр. Коротали время на станции пивом и карточной игрой. Поезд представлял из семя один тепловоз М61 и один плацкартный вагон, который потом прицепят к поезду на Петрозаводск. Но наш маршрут был до Питера. Через час после прибытия в Ледмозеро залезли в поезд Костомукша – Санкт –Петербург. После непродолжительного отмечания окончания похода завалились спать – устали всёже таки. 

День 14. Питер

IMG_2496 IMG_2496

Утром мы в Питере. Диман, Слобода и Коля пошли гулять по городу сразу, а мы с Лёхой добросили его шмотки до родственников и пошли наших догонять. Прогулялись немножко и стали рассасываться: я уезжал из Питера первым – мне до Волгограда путь неблизкий. Ребята уехали в Москву ближе к ночи, А Лёха остался у родственников до следующего дня. Всё, поход окончен! Немного грустно конечно, но в голове уже вертятся планы новых приключений!


Комментарии
Чужеземец23.06.13, 16:34
Отличный маршрут 
спасибо за хорошее описание
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Карелия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 3