Италия / Самостоятельная поездка | Автотуризм | Туризм с детьми

Доломитовые Альпы на майские с детьми 2 и 5 лет

26 апреля - 5 мая 2019 г.
Преимущественно автомобильный маршрут с радиальными прогулками по заснеженным Доломитовым Альпам с детьми 2 и 5 лет
Доломиты
гео-теги: Европа Италия

Почему Доломиты и почему в конце апреля?

Доломитовые Альпы были нашей давней мечтой. И на 10-летие со дня нашей свадьбы мы решили её осуществить - пусть не совсем так, как хотелось бы в идеале (летом, по более сложным маршрутам и, наверное, вдвоем), зато сейчас и с двумя детьми 2 и 5 лет. К тому же, из-за майских праздников можно было обойтись тремя днями отпуска, а поехать на 10 дня.

Да, мы знали, что это будет глубокий несезон, практически все подъемники остановлены, на высотах более 1600-1800 м лежит снег и т. д. Но в результате погодной аномалии, накрывшей северную Италию в начале мая 2019 года, когда скандинавский циклон дважды принес по 40 см снега, всё получилось еще более по-зимнему.

Для поиска интересных маршрутов мне больше всего помогли отчеты на форуме Винского и сайт www.outdooractive.com.

Трек над озером Гарда

Скамейка для сидения с рюкзаком Скамейка для сидения с рюкзаком
По дороге с облаками По дороге с облаками

Мы прилетели в Верону утром 26.04 и на арендованном автомобиле поехали в сторону озера Гарда, которое лежит по пути в Доломитовые Альпы.  Как и 10 лет назад в свадебном путешествии, озеро встретило нас дождем, уступившем на пару часов солнцу, когда мы смогли прогуляться по берегу в Malcesine, пройтись по атмосферным улочкам этого городка по дороге к замку, забраться на башню в замке и съесть вкуснейшее итальянское мороженое под накрапывающим дождем.

На следующий день с погодой нам повезло и с утра 27.04 мы, отстояв некоторую очередь, прокатились на вращающемся подъемнике Funivie Monte Baldo к восторгу детей (после возвращения старший стал собирать модель подъемника из лего) и прошли трек The Colma on Mount Baldo in Malcesine. Это 3,6 км на высоте 1700+ метров с набором/сбросом высоты 179/260 метров. Сначала он представляет собой дорогу с завораживающим видом на озеро, по которой среди изредка лежащего снега и отцветших крокусов прогуливается внушительное количество народу с подъемника. После смотровой площадки тропа спускается между камней вниз, и идут по ней уже немногие. Подъем предусмотрен по дороге. По дороге с облаками...

Путь вниз на подъемнике так же живописен, как и вверх, а после мы заезжаем прогуляться в Riva del Garda, идем в футболках, на полдник у нас снова мороженое, и мы еще не знаем, что завтра нас ждет самая настоящая зима с атмосферой утра первого января.

В конце насыщенного дня мы переезжаем в апартаменты в деревне La Villa (Stern), видим горы в лучах заката и  сталкиваемся с фактом, что перевал Passo Gardena, через который проложен наш маршрут, закрыт до 21.00 (из-за опасности схода снега днем). Хорошо, что мы не выехали раньше и ждать пришлось всего полчаса. Потом головокружительный серпантин в темноте и мы переносим спящих детей в кровати.

Снег в Доломитах

Скучающая собака Скучающая собака

Деревня La Villa (Stern) расположена на высоте 1433 метра, цветут деревья, одуванчики. Прогноз погоды рисовал нам ночью 28.04. две снежинки. Не верилось… Ну что ж, с Новым годом! Утром за окном лежало сантиметров двадцать снега, он продолжал идти целый день.

Решили прогуляться до продуктового магазина Spar, на сайте он значился работающим в воскресенье. Прошли через всю деревню, практически ни души, на магазинах и кафе объявления о том, что они закрыты до июня. Ну, и у Spar’а оказался выходной сегодня.

После обеда почистили машину при помощи швабры у крыльца и поехали в соседнюю деревню в надежде на работающий магазин. Видимость нулевая, управляемость машины тоже не очень, магазин закрыт на ремонт (что ж они сайт не обновляют?). Отправились гулять в другую сторону, играли с местной скучающей собакой. А снег всё падал и падал до самого вечера…

Озеро Брайес и земляные пирамиды Платтена

По узкой тропинке в снегу По узкой тропинке в снегу

Утром 29 апреля, на нашу годовщину свадьбы, вышло солнце и снег прекратился.

Мы поехали на знаменитое озеро Брайес с изумрудной водичкой, лодками и тропой вокруг. Ну, вы поняли:) С горем пополам почищенная от снега часть платной парковки, замерзшее озеро и толпы туристов, пытающиеся обойти его по тропинке по колено в снегу, протоптанной в ширину одного человека. Т.к. особо далеко не уйти, все возвращаются обратно и приходится с трудом расходиться на этой тропе.

Почистили от снега один из столиков со скамейкой, тут же к нам набежали желающие перекусить в снегах. Хотя свободные непочищенные столы еще были.

На обратном пути на шоссе нам встретились указатели на земляные пирамиды (Erdpyramiden), как оказалось, Платтена. Подъехать на машине на самый верх нельзя, стоит знак «движение запрещено» (хотя потом видели там немецкую машину). Есть три парковки у дороги внизу, дальше идет тропа по лесу, и через минут 40 ходьбы мы вышли на другую тропу с деревянными резными фигурами и несколькими обзорными площадками с видом на причудливые природные формации. Земляные пирамиды состоят из глины и валунов и образовались во время таяния ледника и последующего размытия почвы дождем. Валуны на вершинах защищали колонны от размывания и выветривания.

Все впечатлились.

Перевал Gardena и детская тропа Pana Raida

Детская тропа Pana Raida Детская тропа Pana Raida

30.04.

Перевал Gardena открылся нам в переменной облачности, но совершенно не было возможности остановиться на серпантине из-за мощных снежных стен на обочине. Поэтому пофотографировать удалось только на высоте 2136 м, где есть небольшая парковка.

Оттуда мы планировали поехать к детской тропе Pana Raida в районе St.Christina. К сожалению, все деревянные интересности для детей были погребены под толстым слоем свежевыпавшего снега. Но по описанию она должна быть очень хороша, летом мы бы ее с удовольствием прошли.

Увидеть Furchetta массива Puez Odle

Начало тропы Adolf Munkel Начало тропы Adolf Munkel
Вдали Puez Odle Вдали Puez Odle
Puez Odle всё ближе Puez Odle всё ближе
Около Malga Glatsch Около Malga Glatsch
Дорога обратно Дорога обратно
Перевал Wurzjoch Перевал Wurzjoch

Дальше в наших планах прогулка к массиву Puez Odle. В несезон 6 евро за парковку не берут:) Изначально мы планировали пройти часть тропы AdolfMunkel WegНо идти с детьми по колено в снегу не представлялось возможным, а до Malga Glatsch была прокатана снежная колея, поэтому маршрут слегка изменили, взяв часть от этогоВ  итоге получилось Zannes - Malga Glatsch – Zannes, 4,2 км.

Мы начали путь на высоте 1656 м, прошли 2,1 км до высоты 1910 м по снежной колее до Malga Glatsch, играя с детьми, как будто мы паровозики, соединенные треккинговыми палками. Младший, правда, большую часть просидел на плечах. Величественные пики Furchettaмассива Puez Odle с каждым шагом были всё ближе. Мы сели рядом с закрытом приютом напротив них, достали термосы с обедом и через некоторое время двинулись в обратный путь 2,1 км.

Не оторвать взгляд...

В обратный путь мы двинулись по дороге через перевал Würzjoch, в начале которой открываются фантастические виды на одуванчиковые поля с только что увиденными нами горами на горизонте.

Совсем рядом с заснеженной тропой в одуванчиковые луга
Passo Pordoi, Falzarego, Giau и подъемник от озера Fedaia

Вид из Corvara in Badia Вид из Corvara in Badia
1 мая - успели в последний работы подъемника на Мармоладу 1 мая - успели в последний работы подъемника на Мармоладу

С утра мы проехали 33 шпильки перевала Pordoi (2239 м), немного размялись и перекусили в городке Canazei и решили поехать к озеру Fedaia посмотреть на гору Marmolada и окрестности. День 1 мая был праздничным в Италии и найти место для парковки оказалось непросто, но т.к. перевал Fedaia был закрыт, галерея, ведущая к нему была практически полностью занята машинами.

Подъемник Fedaia Pian dei Fiacconi это, конечно, большой аттракцион. Сегодня был последний день его работы в горнолыжный сезон, и мы с детьми единодушно решили, что не упустим возможность прокатиться туда-обратно. Дело в том, что кабинки представляют собой этакие «металлические сушилки для ложек и вилок» (как было метко указано в одном из отчетов на форуме Винского), в которые нужно запрыгивать на ходу. Т.е. в нашем случае сотрудник подъемника ставит туда одного ребенка, следом запрыгивает один из родителей, и за нами закрывают замок. Ширина прутьев, конечно, не позволяет ребенку упасть, но мы на всякий случай стояли, вцепившись в детей одной рукой, а другой я, например, пыталась фотографировать, не уронив телефон в снежную бездну. Спрыгивать тоже нужно на ходу, детей работники снимают сами. Ну, и обратно всё делается так же, разумеется. Поездка на горнолыжный курорт на подъемнике на высоту 2613 м была очень запоминающейся.

После нее мы покатили к перевалу Falzarego 2105 м. Потом еще остановились и сходили на разведку начала тропы на Cinque Torri, но увидев то же «по колену в снегу», решили оставить на будущее.

Passo Falzarego

Богатая на горные пейзажи дорога привела нас в Cortina DAmpezzo, а оттуда через перевал Giau с высоченными снежными стенами и своеобразным «эффектом меренги», который возник из-за яркого солнца и большого количества свежего снега, в наши новые апартаменты Сirmolo рядом с Alleghe.

Озеро Carezza

На самом деле озеро маленькое На самом деле озеро маленькое
А вокруг лесные завалы после урагана октября 2018 года А вокруг лесные завалы после урагана октября 2018 года
Иногда на перевалах встречаются детские площадки Иногда на перевалах встречаются детские площадки

02.05.  Cегодня солнечное утро и мы едем на известное своим изумрудным цветом воды и отражением гор крохотное озеро Carezza. Открыточный вид действительно «ловится» в безветренные моменты, хотя окружающий его пейзаж создает резчайший контраст: пересыхающее озеро и поваленные осенним ураганом деревья. Попробовали пройти заснеженную круговую тропу, но удалось лишь часть, т.к. более дальние участки закрыты для посещения (пилят упавшие деревья), дети выдохлись, а в большом сувенирном магазине не оказалось даже книги на английском языке.

Lago di Carezza

На обратном пути заезжали на перевал Rolle, но плохая видимость нас не порадовала.

Val Venegia, Alleghe

Вот таким мы увидели Pale di San Martino Вот таким мы увидели Pale di San Martino
Не "бандитить" рыбу:) Не "бандитить" рыбу:)
Рисунки на домах очень распространены в Доломитах Рисунки на домах очень распространены в Доломитах

03.05. Прогноз погоды не обнадеживает, но мы едем в Val Venegia, чтобы пройти небольшую часть тропы и выйти к массиву Pale di  San  Martino. Здесь нам повстречались только две пары человек. Лесная дорога идет вдоль шумного ручья с требованиями «не бандитить» рыбу:) По-тихоньку начинается дождик, переходящий в снег, а мы, продолжая играть в машинки, которые едут с одной автозаправочной станции до другой, выходим на равнину, с которой в ясную погоду мы бы увидели массив Pale di  San  Martino… Заправляемся «твердым топливом», т.е. перекусываем, с видом на туман, и возвращаемся обратно.

Val Venegia

Вечером дождь, и мы гуляем вдоль озера по набережной Alleghe. На берегу современные инсталляции. В глубине деревни в газетно-сувенирной лавке нам посчастливилось купить книгу про Доломиты на английском и небольшие очаровательные деревянные игрушки детям.

Sottoguda

Рядом с Serrai di Sottoguda Рядом с Serrai di Sottoguda
Тропа в Serrai di Sottoguda полностью разрушена Тропа в Serrai di Sottoguda полностью разрушена
В районе Passo Fedaia В районе Passo Fedaia
В Sottoguda В Sottoguda
Водопад в Serrai di Sottoguda Водопад в Serrai di Sottoguda

04.05. Сегодня мы едем в кузнечную деревню Sottoguda, но в несезон лавки закрыты, хотя там есть что посмотреть и просто на улицах. Вообще-то мы хотели посетить ущелье Serrai di Sottoguda и, конечно, читали, что оно закрыто, но надеялись, что можно хотя бы одним глазком взглянуть на начало ущелья или откуда-то сверху. Но последствия осенней непогоды там просто катастрофичны: вся дорожка (видимо, асфальтовая) полностью смыта, мосты разрушены… Решили поехать наверх к закрытому перевалу Fedaia, с дороги перед туннелем как раз и взглянули на ущелье сверху, убедившись, что середина его так же пострадала, как и начало. Погуляли по тропе, на которой ранее были фанерные инсталляции в виде человеческих фигур. Вдоволь посчитали с детьми кольца на стволах спиленных деревьев:)

Sottoguda - деревня кузнецов

Fernazza

Трек в Fernazza Трек в Fernazza
По пути в Fernazza По пути в Fernazza
Повсюду цветущие деревья Повсюду цветущие деревья
Озеро Alleghe Озеро Alleghe

Вернувшись к себе в район Alleghe, мы прошли часть тропы в деревню Fernazza. Тропа начинается из деревни Coi. Запарковаться можно на расширении проезжей части, там место на 3-4 машины, и, наверное,  дальше у подъемника. Тропинка живописная, с видом на гору Civetta и частично на озеро.

Вид на гору Civetta с тропы к Fernazza

Вечером шел дождь, и мы просто пошли погулять по руслу реки в Le Grazie, где мы жили. Река Torrente Cordevole (в переводе «ручей Веревка») местами обмелевшая, с берега достаточно перейти несколько раз ручейки, и оказываешься в середине реки на огромном острове из кучи камней разных цветов и размеров. Дети были очень довольны.

Завтра нам уезжать, а по прогнозу всю ночь будет идти снег…

С Новым годом! (5 мая 2019)

5 мая 5 мая
Знак про цепи на колесах перед въездом на перевал Знак про цепи на колесах перед въездом на перевал
5 мая снегоуборочная техника вовсю работает 5 мая снегоуборочная техника вовсю работает
Не смогли въехать на перевал, пришлось научиться надевать цепи Не смогли въехать на перевал, пришлось научиться надевать цепи
Как будто зима... Как будто зима...
Листва под снегом Листва под снегом
Четко видна высота, начиная с которой выпал снег Четко видна высота, начиная с которой выпал снег
Фруктовые сады прямо вдоль автомагистрали Фруктовые сады прямо вдоль автомагистрали

05.05. Мы проснулись зимним снежным утром 5 мая 2019 года. А проехать до аэропорта Вероны нужно 274 км с учетом запланированного посещения городка Limone Sul Garda на озере Гарда. Осторожно едем по заснеженной дороге, пейзажи всё больше напоминают идеальный новогодний лес, и тут начинается серпантин в районе Falcade, на который мы въезжаем за снегоуборочной техникой в надежде, что это нам поможет. Но на подъеме машина просто не едет. Вообще ни на сантиметр. Сцепление колес с полужидким снегом никакое. К счастью, прокатная контора предусмотрительно положила в багажник коробку с цепями (вроде, это делают не все, так что нам повезло). Коробка еще новая, опломбированная. Даем детям на растерзание упаковку печенья и начинаем разбираться с инструкцией. Потом пытаемся натянуть цепи на колеса. До необходимого соединения замочков остается сантиметров пять, пальцы заледенели, но дальше натянуть не получается. Читаем инструкцию заново, снимаем цепи, надеваем по-другому. Остается сантиметра полтора. Снег продолжает падать. В итоге удалось дотянуть, взявшись не за звено цепи, а пропустив через него шнурок от треккингового ботинка и тянув уже за него. Уффф… Машина едет, мы возвращаемся домой!

Как будто зима...
Limone Sul Garda

В районе озера Гарда мы решили заехать в городок Limone Sul Garda, где еще не были. Выращивание цитрусовых в этих краях началось еще в 13 веке при монастыре, а в 17 веке уже строили для них дома-теплицы. Один из них был реконструирован (El Castel) и открыт для посещения. Дорогу к «Замку лимонов» подсказывают керамические указатели с изображением лимонов. Он полон деревьев, усыпанных апельсинами, лимонами, мандаринами и другими ароматными цитрусовыми. Рекомендую к посещению:)

И на Гарде сегодня неспокойно...
На заметку

Кое-что из интересных, но сейчас заснеженных, маршрутов оставила себе на будущее:

1. Passo Rolle - Baita Segantini

2. Lake Antorno (Misurina) - Monte Piano

3. Lago Limides

4. Didactic path "Il mondo di Sciury" (по дороге в районе Molveno)