Пешая часть похода проходила в районе метеостанции Хамар-Дабан
г. Слюдянка – метеостанция Хамар-Дабан – оз. Сердце – пик Черского – Старокамарские водопады – перевал Чертовы ворота – р. Утулик – приток Березовый – пик Чекановского – перевал Четырех – оз. Чертово - метеостанция Хамар-Дабан – г. Слюдянка
Хамар-Дабан 2012

3. Романов Дмитрий, запал

4. Сунцов Антон, медик

Хронология

1 день

03:43 по московскому времени 14.08.2012 мы сошли с поезда Челябинск-Чита на станции Слюдянка. Погода пасмурная.

У вокзала дождались открытия местный магазинов и купили свежий хлеб. На маршрутке добрались до окраины Слюдянки. За 300 рублей маршрутчик предложил добросить нас дальше до тропы, ведущей к метеостанции. Мы не стали соглашаться, толи хотелось по окраине прогуляться, толи серый город настораживал.

03 Геологический музей в г. Слюдянка

Солнце поднялось. Мы дошли до первой отметки на навигаторе и стали подниматься по руслу р. Слюдянки. Через 5-6 бродов через Слюдянку мы вышли к краю мраморного карьера. Через еще несколько вышли на хороший мост, решили сделать несколько фото.

04 Один из бродов через р. Слюдянка

Я достал недопитый пак вина, пригубил чуток, настроение резко поднялось.

05 Один из бродов через р. Слюдянка

После 11-го брода мы вышли к стоянке «Падь горелая», сделали скорый обеденный перекус. К тому времени не обошлось без курьезных моментов. Я заметил, как у Леши от горных ботинок стала буквально отваливаться «крайняя плоть». Промежуточный слой подошвы стал рассыпаться от старости и нижняя жесткая часть стала буквально отваливаться, показывая пасть крокодила. Сначала мы пробовали закреплять подошву стропами на пряжках, который я постоянно зачем-то беру с собой…  Вот только когда мы зимой были на лыжах они помогли, а сейчас нет. В итоге ботинки пришлось бросить, как раненного товарища в бою. Леша одел сандалии на свои «мембранные носки» и мы продолжили набирать высоту метр за метром. Лешу от трагедии отвлек бурундук, который согласился попозировать перед его объективом.

С каждым набранным метром высоты я переживал: «как же Леша в сандалиях пройдет 100-150 км?». Но свои переживания я прервал приступом разгильдяйства и далее стал ему доверять. Я думаю, многие люди так делаютJ Подъем стал еще круче, скорость движения заметно снизилась. Но временами, оглядываясь назад, можно было пожинать первый плоды наших стараний – прекрасные виды. Далее мы вышли к урочищу «Казачья поляна», а, набрав еще немного высоты до 1500 м., вышли к метеостанции Хамар-Дабан.

07 Метеостанция Хамар-Дабан

Передохнули, промочили горло и снова вверх. Далее мы преодолели крутой виадук тропы, набрав 300 метров высоты. На этом подъеме мы выглядели как пакистанские ишаки. Мы добрались до развилки Старокомарской дороги и тропы на пик Черского. На этой развилке мы встретили ребят с Иркутска. У одного из них не было ноги, поэтому это место мы назвали «Своротком пирата Флинта». С этого места лес стал совсем редкий, открылся вид на бесконечные горные хребты. Мы свернули на тропу к пику Черского, прошли 2 км и набрали 150 метров высоты и почти дошли до памятника у пика Черского. Ноги стали отвыкать от хорошей тропы. Поднимаясь выше и выше, мы стали постоянно наблюдать  массивные тучи, которые двигались от Байкала.

08 На пути к пику Черского

Очень странно было наблюдать, что ветер часто менял направление. Тучи так же могли двигаться сначала в одну сторону, а потом изменить направление перпендикулярно изначальному. Мы шли по гребню в сторону пика Черского и стали наблюдать за одной из туч, которая  приближалась к нам, но должна была пройти мимо. Туча очень быстро двигалась, была намного массивнее остальных. С локальной вершины гребня мы начали немного терять высоту и упустили нашу тучу из виду. Внезапно подул резкий ветер, обернувшись назад, мы увидели, что наша туча поменяла направление движения и пошла прям на нас.

09 На пути к пику Черского

Буквально через минуту раздался сильный гром. Я почувствовал статическое электричество на волосах и как будто кто-то положил мне на голову руку. Я очень боюсь всего, что связано с электричеством и поэтому зачем-то начал похлопывать руками по голове. Я посмотрел на Лешу и увидел, что он делает то же самое. Думаю, у него были подобные ощущения. От всего этого меня пробрал какой-то животный страх. Мы бегом спустились до ближайших кустов и начали укрываться тентом. Ветер, гром, град…

10 На пути к пику Черского

Переждав стихию, мы поспешили дальше. Солнце уже садилось и это не могло не расстраивать. Нам нужно было преодолеть перевал и спуститься к озеру Сердце. Я пошел вперед для разведки, дошел до седловины перевала. Спуск к озеру был просто ужасным. Было очень сыро. На склоне постоянно чередовался можжевельник и «живые камни». Я быстро нашел тропу и бегом спустился к озеру, нашел место под палатку, начал собирать дрова. Остальных пока видно не было. Окончательно стемнело. Леша, Дима и Антон появились на седловине перевала. Если кто играл в Сталкера и знает, как выглядят бандиты, которые ходят по Зоне в темноте с налобными фонариками – отстающая троица именно так и выгляделаJ Я уже второй раз начал молиться в этот день, чтоб Леша не переломал свои ноги, спускаясь по этой жести в сандалиях. Наконец все спустились, ужин готовить мы не стали. Все было сырое, дул пронизывающий холодный ветер. Быстро поставили палатку, легли спать. Это был самый ударный день.

2 день

Утром побаловали себя и встали не рано. На удивление было ясно. Разложили вещи сушиться на солнце, собрали хвороста, приготовили плотный завтрак. Алеша с Димой решили себя побаловать загаром, как будто подозревали, что такого солнца они больше не увидят… И они были правыJ Я с Антоном налегке стали подниматься на пик Черского. Поднимались около часа.  Вот как выглядит озеро Сердце практически с пика:

11 оз. Сердце

С самого пика Байкала не видно, видны только плотные облака над ним:

12 На пике Черского

Мы еще раз посмотрели, как выглядит перевал, на котором нас поймал град в прошлый день:

13 На пике Черского

После мы спустились к самому озеру, искупались в ледяной воде. Поднялись обратно в лагерь, плотно пообедали. Собрали лагерь и начали подниматься уже с рюкзаками по тому склону, по которому спускались в темноте. Уже ближе к концу подъема мы стали слышать гром, начал слабо моросить дождь. Сделали несколько фото и начали спускаться вниз. Нашли тропу, которая должна была нас вывести на Старокомарскую дорогу в районе водопадов. Прошли половину расстояния, дождь усилился, мы решили его переждать между деревьями. Антон настаивал, что нам нужно накатить… Тут и вяленные лимончики нарисовались, мы накатили, стали добрее.

14 На пути к Старокамарским водопадам

Дождь стих, мы двинулись дальше.  Дошли до Старокамарских водопадов. Погода немного прояснилась, что дало нам возможность немного пофотографировать.

15 Старокамарские водопады

От водопадов по уже хорошей тропе от многочисленный стоянок мы стали подниматься в сторону перевала Чертовы ворота. Когда мы подошли к перевалу, то уже начинало темнеть. Чертово озеро, которое находилось практически на перевале, было заболочено. Мы поужинали, заготовили немного хвороста и легли спать. С Лешей условились, что рано встанем и попробуем поснимать рассвет.

3 день

Встали даже за час до рассвета. Пока Леша начинал работать со своей техникой, я сварил кофе.

16 Перевал Чертовы ворота

Стало потихоньку светать и начинал моросить дождь. Рассвет сфотографировать не получилось, но за несколько минут до того, как перевал затянуло тучами, все же получилось сделать несколько хороших кадров.

17 Вид с перевала Чертовы ворота

На наших глазах тучи в долинах рек стали подвижными, зрелище просто чудесное. Ветер и дождь усилились. Несколько часов мы пытались переждать непогоду, но когда ветер начал уже буквально ломать палатку – быстро собрались и начали спускаться. Сначала мы прошли крутой серпантин, потом по руслу притока Спускового направились к реке Утулик. Много раз проходили приток вброд. Мы вышли к Утулику и погода стала налаживаться. Уже вдоль реки мы спустились до того места, где Старокамарская дорога  пересекает Утулик. Тут была хорошая стоянка рыбаков. Мы быстро поставили лагерь, заготовили дров. Недалеко от нас плескался хариус. Пока промаялись со снастями – погода испортилась и рыба перестала клевать.

18 На р. Утулик

4 день

Утро началось с хорошей погоды. На завтрак приготовили рисовую кашу на молоке. Собрали лагерь и перешли на другую сторону Утулика. Далее мы прошли несколько километров до того места, где Старокамарская дорога перпендикулярно уходит от Утулика. Около этого места мы нашли охотничью тропу, которая продолжала спускаться вдоль русла реки. По ней продолжили пусть – эта была наша большая ошибка…

19 На р. Утулик

Мы дошли до впадения Шабутая в Утулик. Обнаружили там большую рыбацкую стоянку. В этом месте мы долго искали тропу. Тропу нашли, перешли Утулик вброд и стали спускаться по нему дальше уже по другой стороне. Около притока Березовый мы нашли охотничью избу. Устроили там обеденный перекус. Изба была на редкость хорошей, с хорошим костровым навесом, туалетом и будкой для собаки. Т.к. светового времени было еще много, то решили не оставаться в ней ночевать. Пошли вниз вдоль реки. Наша тропа стала постепенно растворяться в лесу. Мы долго пытались найти ее продолжение – но не получилось. В лесу через пару километров мы нашли лабазник – довольно большой и довольно высоко. Кроме лабазника мы нашли еще и клещей – единственно место, где они нам встречались за весь поход. Дождь усилился, мы решили вернуться в избу и остаться ночевать там. Пока печь растапливалась – мы налегке сбегали на разведку и нашли тропу, которая направлялась от Утулика перпендикулярно в сторону пика Чекановского. Решили, что на следующий день пойдем там.

5 день

Утром встали неохотно. Пока позавтракали и собрались – пошел дождь. Одели рюкзаки и пошли в сторону пика Чекановского. Пройдя больше половины расстояния до пика, мы стали замечать, что тропа становится все менее натоптанной. Подъем проходил через многочисленные броды, было много ловушек на грызунов. Когда эти ловушки пропали – то тропа превратилась уже в звериную. Мы дошли до истока Березового притока, решили сделать обеденный перекус. Дальше начался очень крутой подъем в сторону пика. Начался настоящий off-road. Мы планировали дойти до пика по хребту, который шел перпендикулярно тропе Кругосветки. Сначала мы траверсами взобрались на седловину этого хребта. Далее подъем стал тяжелее – пошел густой ельник и мокрый сыпучий курумник. Видимость была очень слабая, мы уже были в облаках. Не дойдя до пика всего 700 метров, мы обнаружили, что между нами пропасть.

21 У пика Чекановского

Этим экспериментом мы потеряли много светового времени, встал вопрос: «Куда идти дальше?». Было 2 варианта. Вернуться до избы и проделать обратный путь до Чертового озера, пройдя лишние 25 км. Либо сбросить высоту до реки и подняться до пика по другому более пологому хребту. В первом случае мы знали, на что рассчитывать, а во втором – нет. Советом приняли второй вариант. Спуск был очень крутой и крайне тернист. Я впервые видел туристов, который кубарем катились с рюкзаком на спине. Ранее мы часто встречали медвежий помет, иногда совсем свежий. А тут, спустившись уже к реке, встретили медвежью берлогу. Мы перешли реку и начала подъем, уже лишний раз не шумели и старались держать темп. Со временем нашли звериную тропу. Медвежьего помета стало больше. Солнце начало садиться, мы решили ставить лагерь. Место было с очень  большим уклоном. Поужинали и стали укладываться спать. Я практически всю ночь не спал, т.к. грызуны охотились за нашими продуктами, или ждал, что мишка в гости придет. На всякий случай у головы повесил фонарик и нож. Я спал ниже всех по уклону, и поэтому был похож на плотину, которая сдерживает зимой натиск льда.

6 день

Подъем этим утром был самым тяжелым. Мы приготовили с вечера замоченную гречку с мясом. Только собрали лагерь и выдвинулись – начался дождь, видимость стала плохой. Прошли около 500 метров и сильно огорчились, что в прошлый день мы совсем мало не дошли до хорошего места для лагеря. Мы поднялись еще немного и пересекли границу леса. Перед нами открылся последний этап подъема, до тропы Кругосветки оставалось около 500 метров. Подъем был очень крутым, но меня взяла большая радость, что вторая попытка уже точно удастся, и off-road режим у нас уже прекратится. Ребята не шибко обрадовались, они рассчитывали, что последние 500 метров будут проходить без такого подъема… но моей радости хватило на всех и мы двинулись. Временами я на четвереньках убегал вперед на разведку, что позволило нам подниматься удачными траверсами. Мы с Лешей поднялись до тропы, нас охватила дикая радость. Радость сразу же переросла в наглость, сразу захотелось прекрасных видов. В ответ к большой облачности добавился еще и снег. Мы быстро оделись, сняли пару видео и дождались Диму с Антоном.

22 У пика Чекановского

Мокрый снег нас поторапливал, мы даже накатывать за нашу победу не стали… Через 30 минут пути Леша понял, что его «мембранные носки» не вывозят напруги. Снег стал везде налипать. Ноги стали замерзать. Пришлось сделать привал, я растер Леше ноги, дал ему 2 пары сухих носков, поверх мы одели по пакету, а на них одели кроссовки Антона. Ноги спасли, хотя я и представлял, как будем отпиливать замороженные пальцы ног. Тропа рассеялась на широкой части хребта, по которому мы шли, пришлось идти по навигатору. Прошли 5 км до перевала Четырех, дальше еще 10 км до перевала Чертовы ворота. Забрали оставленные Димой термо-носки на берегу Чертового озера. Очень жаль, что непогода не дала нам ничего поснимать по последним переходам. От знакомых мест стало намного веселей. По Старокамарской дороге мы поспешили спуститься до метеостанции. Все уже сильно соскучились по хорошей скорости движения на спуске.  Уже у самой метеостанции погода наладилась.

23 Турбаза при метеостанции Хамар-Дабан

На турбазе мы сняли комнату в доме, с каждого человека заплатили по 300 руб. Комната сильно порадовала своим уютом. Ноги просто ошалели от сухих сандалий. Быстро развесили все сырые вещи. От такого беспорядка казалось, что в доме взорвали бомбуJ У Леши в этот день был ДР, он достал бутылочку виски, мы ее быстро скушали с минимумом закуски. Комната быстро прогрелась от печки. Лешу в тепле развезло на радостях, и он показал нам «танец на четырех костях». После мы занялись ужином, готовили на газу. Остаток дня наслаждались прекрасными видами и душевными напитками.

7 день

Встали поздно, вдоволь выспались. Приготовили геркулес на молоке. Было особенно приятно укладывать высохшие вещи. С метеостанции мы выдвинулись в Слюдянку. Через некоторое время мы решили разделиться: Дима и Антон шли медленнее, т.к. натерли ноги, а мы с Лешей поспешили вперед, чтоб успеть в город до закрытия рынка. За все время, что мы спускались к Слюдянке, всего пару раз недолго шел дождь. По пути мы встречали даже иностранцев. Некоторые из них были похожи на бомжей: какие-то маленькие рюкзачки, к которым сверху привязан спальник с ковриком, какие-то панамы, а сверху полиэтиленовые дождевики, и обязательно треккинговые палки в рукахJ Местами мы с Лешей не шли, а бежали. В итоге спуск до города у нас занял 3,5 часа. Я оставил фотографа на автовокзале сторожить вещи. Сам сбегал на рынок, купил там продуктов и полиэтилен для  бани. Через пару часов подошли наши «кабачки». Лицо Димы нужно было видеть, спуск ему дался совсем нелегко. За то время, что мы ждали отстающих, мы уже нашли таксиста, который согласился нас довести до станции Мурино всего за 1000 руб. Эта станция находилась в 60 км от Слюдянки в месте впадения реки Хара-Мурин в Байкал. Доехали быстро и через минут 30 пешего хода мы были уже на берегу Байкала. Быстро нашли хорошее место для лагеря, натянули тент, поставили палатку.

24 У впадения р. Хара-Мурин в оз. Байкал

8 день

С утра я походил в округе, хотел порыбачить. Но без лодки рыбачить было бесполезно. Было особенно приятно ходить по песку босиком. Весь день мы что-то ели, что-то пили и т.д.  Я еще раз все обошел в округе, насобирал грибов, которые мы готовили на ужин. Вечером мы пожарили мясо с грибами, сдобрили это все дело сыром и майонезом.

Кто-то после такого ужина уходил в палатку уже на четвереньках, уж больно плотно поужинали.

9 день

Второй день на Байкале было решено сделать банным. Мы нашли несколько арматурин, что позволило нам сделать хорошую каменку для бани. Сделали 2 ходки за дровами, и несколько часов топили баню. Параллельно готовили каркас с полиэтиленом. Все это собрали, напарились и намылись. Особенные бодряки мы ловили, когда окунались в речку.

26 У впадения р. Хара-Мурин в оз. Байкал

После бани каждый одел что-то чистое. На душе стало вообще хорошо.

10 день

За прошедшие дни мы удовлетворили все свои потребности.  С самого утра постоянно шел дождь. Весь день прошел абсолютно никчемно. Морально все стали готовиться к завтрашнему отъезду.

27 оз. Байкал

11 день

Мы собрали неспеша лагерь, прибрали за собой мусор. Вызвали таксиста и двинулись к трассе. По пути к Слюдянке закупились вяленным омулем и пивом. На вокзале закупили еще кое-какие продукты. Местные обитатели вокзала настойчиво стреляли у нас по 2 рубля – такова тут такса, а может цена общакаJ Дорога домой после 3 дней вялого существования на берегу Байкала была особенно трудна, но мы справились, вернулись домой целыми и невредимыми. В 12:13 по московскому времени 24.08.2012 мы сели на поезд и отправились в Челябинск.

Итого

За 7 ходовых дней мы прошли порядка 110 км. Что касается раскладки и общественного груза… На полных 11 дней было взято 27,5 кг продуктов (625 гр на человека в день). Ниже кратко меню:  перекус – 4 раза, борщ с мясом – 3 раза, суп рыбный с рисом  - 3 раза, макароны с мясом – 5 раз, гречка с мясом – 4 раза, пшенка с мясом – 2 раза, пюре с кальмаром – 2 раза, рис на молоке – 3 раза, геркулес на молоке – 2 раза, каша кукурузная на молоке – 2 раза. Общественного веса было взято 17 кг. Личных вещей было взято примерно по 13 кг. Алкоголь рассчитывался по 1 кг на брата. Итого в начале маршрута рюкзаки участников весили примерно по 25 кг. Что касается денежных затрат, то билеты в две стороны обошлись по 8000 руб + 3000 руб на человека обошлись продукты и прочие общественные затраты. Итого поход каждому участнику обошелся в 11000 руб.

Любимые песни похода:

1. «Почему не спишь? Я за нас двоих небеса молю, потому не сплю…»

2. «Я тебе конечно верю, разве могут быть сомненья»

3. «Белый ягуар, в багажнике товар…»

Мои личные замечания:

1. Для правильной разведки местности нужны рации

2. Нужно планировать дежурство и подъемы по времени с помощью будильника

3. Для передачи хронологии похода нужно брать с собой экшн-камеру

4. Планировать маршрут нужно с учетом климата

5. Маршрут проводить по неописанным тропам нужно только в крайних случаях

6. Нынешняя раскладка в 625 гр на человека в день была излишней, можно было сократить до 450-500 гр

Приложение 1. Распределение общественного веса.

Ответственный

24.08.2012 пятница

Итого:

кукурузная на молоке

Приложение 3. Раскладка по продуктам.

основные продукты:

сахар

1,76

-0,26

11 дней (в день 3 ложки в чай и 1 ложку в кашу на завтрак)

чай

8 пакетов по 40 гр

бутер из хлебца с сыром

120

4 хлебца и 4 сыра (10+20)

чай

250

козинак

шоколад

Приложение 4. Сушка овощей и приготовление мяса.

овощ

вес при покупке

вес перед сушкой

вес на выходе после сушки

коэфф. Усушки

273

7,380952381

сушка картошки:

картошку почистил, порезал соломкой в 1см, закинул в кострюлю с кипятком, через 10 мин закипело, кострюля была полная, всплыла пена из кразмала, после 2 мин кипения промыл, выложил сушиться

приготовление мяса:

говядина 3600 (200 гр обрезков), сало 2000 без кожи, осталось 672 целого сала и 280 шкварок, нарезал мясо, начал топить сало, сало стал подливать в мясо и поставил на огонь, через 25 мин все мясо скрылось под салом и закипело, варилось все 3,5 часа, выход 2390 тушенки

приготовление сухарей:

сухари, булки белого хлеба по 600 гр, резали каждую на 10 кусков и жарили с маслом в вафельнице, 5 булок - получилось 2250 гр сухарей

Приложение 5. Мои личные вещи.