03.05 Загадка острова Крк. Засекреченное озеро на Цресе. Крк-Црес-Лошинь-Трогир

Каменные стены о. Крк Каменные стены о. Крк
Засекреченное озеро о. Црес Засекреченное озеро о. Црес
Сбежавший паром Сбежавший паром
Памятник концу обеда Памятник концу обеда
Поселок Башка Поселок Башка
Трогир под тучами Трогир под тучами

          Утром пенье птиц было таким же громким и мелодичным. Я наивно порадовался этому, потому что не знал, к чему бы оно. Узнал скоро. Птичий перезвон постепенно затих, и по крыше ударил перезвон дождя. Да лихо так, жизнерадостно! Вначале думалось, что сильный дождь долгим не бывает. Да, но он-то об этом не знал. И грузили мы свою аппаратуру бегом под плеск воды.

          Решили всё-таки проехать на паром короткой дорогой, которая отчетливо видна и на бумажной карте и на космоснимке. Включили навигатор, и выбрались из сетки кривых улочек… на раздолбанный проселок. Была надежда, что где-то подальше выйдем на хорошую трассу. Надежда умирает последней. Но эта была живучей. Дожила почти до самого парома.

      Дождь заливал стекло, но наша «букашка» продиралась между кустов по гравийке едва шире её самой. Заметили, что по обеим сторонам дороги тянется что-то вроде грубо сложенных каменных стен, высотой до двух метров. Марина полистала путеводитель и заявила, что это руины строений, возраст которых больше двух тысяч лет. Посмотрели уважительно на каменюки,  надо же, как сохранились!

        Потом глянул на экран навигатора, на космический снимок, и обратил внимание, что, весь край острова покрыт какой-то мелкой серой сеточкой. Поглядел еще раз в окно, и понял, что эту сеточку и образуют каменные стенки вокруг нас! То есть они не только вокруг дороги. Они везде. Ограждая куски земли неправильной формы, они уходят за горизонт, и гораздо дальше. Просто аккуратно сложенные камни, без раствора, толщина стен до метра и больше. Это же какой колоссальный труд затрачен, и, главное, откуда древние привезли-притащили эти булыжники? И на фига? Ценного в середине ничего нет, так, иногда кусты растут. Так во имя чего это все строилось?

            Так и удивлялись до самого конца, пока под тем же непрерывным дождиком не вылезли на асфальт в паре километров от парома. Пару раз попадали в тупики, потому как неправильно решили, в которую бухточку надо попасть. Редкие местные жители обалдевшими глазами провожали нашу машину. А еще внимательнее глянув на снимок, увидели, что там даже паром виден в пути.

            Смешнее оказалось то, что дорога, отлично видная из космоса, оказалась тем самым разбитым проселком, по которому мы и ехали, а нормального шоссе просто не было. Вот такая новизна снимком Earth.Google.com! Да и Наташа из Дубровника тоже сказала, что снимок их местности лет на пять устарел. Видимо, даже больше.

            По асфальту мигом доехали остаток пути, и, как умные, стали в очередь на паром. И только потом обратили внимание, что билеты на него надо брать в такой неприметной будочке сзади нас метров на 200. Пока пошел узнать, сколько билет стоит, пока за деньгами сбегал, половина очереди меня объехала. В следующие разы или сразу будку глазами искал, или бессовестно эксплуатировал Марину, а сам в очереди подтягивался. Оказалось, что при покупке билетов отдельно считается машина, и отдельно все пассажиры в ней. В этом месте до острова Црес паром идет что-то около 30-40 минут и билет на всех потянул на 110 кун (550 руб.). Недешевое, в общем, удовольствие.

            Паром причаливает в поселке Мераг. Но мы его особенно и не смотрели, а сразу взяли налево, вверх по серпантину, под низкие дождевые тучи. Асфальт, как и везде, очень хороший, и ограждение, и разметка. Все по правилам. Но серпантины душевные. Сначала ехал осторожно, можно даже сказать, по правилам. Потом поглядел на то, как местные ездят, потренировался слегка, и уже сам раздраженно ворчал, когда во главе колонны из десятка машин оказывался кто-то «правильный». Скорость сбрасывал ниже 80 только на самых крутых петлях, стараясь не отстать от передних. Марину это «очень» радовало, у неё порой даже слов на меня не хватало.

            Дорога опять поднялась на водораздел гор и пошла по верху острова. Кругом только заросли кустов, да такие же каменные стены тянутся сколько хватает глаз.

            Одной из достопримечательностей Цреса является большое пресное озеро посередине, в горной чаше. По навигатору даже спуск к нему оказалось хорошо видно, и как на него выехать. Выходим на нужную точку, резкий поворот направо и въезжаем на узкую лесную асфальтовую дорожку. Потом асфальт постепенно пропадает, уклон увеличивается, кусты ближе подходят. А затем начинается тот самый обещанный серпантин! Ещё то зрелище, особенно, когда сверху едешь. Сколько там процентов уклона не знаю, но очень впечатляет. Особенно ширина дорожки – двоим уж точно не разъехаться. Хорошо хоть на самых крутых местах идет бетонка с поперечными насечками, а в остальных – хорошо укатанная гравийка.

            Мелькнул плакат, что-то там про воду, пара каких-то строений за забором, и за следующим поворотом открылась озерная чаша. Вода такого свинцового оттенка, в тон низким тучам, и только у берегов знакомая лазурная полоска. По инерции проскакиваем еще несколько поворотов, всё ищем место для съемки. И выскакиваем на площадку, огороженную колючей проволокой. Какие-то бетонные строения, работяги в робах бродят. Хорошо, хоть не охрана с автоматами. Но собаки у них есть. Через раскрытую дверь увидел, как устанавливают голубые металлические цистерны. Вспомнив прошлый плакат про воду, решил, что попали на местный водозабор.

            Подошел однозубый местный дедушка, что-то говорил сердито и махал руками. Показываю ему на фотоаппарат, на озеро, на часы. Ненадолго, мол. Вроде понял, но махнул рукой, чтобы с территории выехали. На следующем повороте оказалась небольшая площадочка, где машину поставить и просто шикарный вид. От души поснимали, тронулись обратно.

            Вверх ехать было не так волнующе, переживал только, вытянет ли машина. Но «букашка» молодец, почти весь подъем вытянула на второй передаче, только в одном месте на первую уходил.

            Зато потом нормальная трасса показалось просто раем земным, хотя и поворотики неплохие попадались. Пока мы на озере прохлаждались, нас успела обогнать вся тяжелая техника, ехавшая с нами на пароме. Ну пару бензовозов я легко обошел, а вот когда впереди показался трейлер с громадным экскаватором в сопровождении полиции… Пришлось терпеливо тянуться за ними километров 20.

            Поэтому когда проскочили перешеек и мостик на остров Лошинь, слегка засомневались, стоит ли ехать дальше. Такая же дорога по гористому острову, лес, дождь и ничего особенного не видно. Так, отметились, что и тут побывали. Тем более, что до парома на 15:00 чуть больше часа осталось, тем более, что нам еще потом до Трогира пилить.

            Так что развернулся я на прибрежной полоске пока еще на острове Лошинь, и рванули обратно. Тут уже от часов не отрывался, зато отрывался на виражах под «восторженные» крики Марины. Скорость не засекал, но прокатились душевно.

            Вроде вот уже и паром, и очередь небольшая стоит. Марину – в кассу, сам подъезжаю потихоньку. Думаю, только бы она успела билеты купить. И тут вдруг… служители культа опускают шлагбаум, а это зараза (паром) лихо отваливает от берега, так и не удовлетворив длинную очередь. Огорченно поснимали процесс отплытия, прикидывая, когда же мы теперь доедем до Аллы из Трогира.

            И тут это чудо морское, железное, плавно разворачивается и идет обратно к пристани. И грузит всех. Оказалось, почему-то ему нужно было часть машин с обратной стороны засунуть.

            Снова оказались на острове Крк, а неугомонный Путеводитель подсказал Марине про сказочный городок с чисто русским названием Башка. И что виды там круче, чем в городе Крк. Ну как отказать собственной жене! Да и ехать туда километров двадцать только.

            На перевале стоит забавный памятник – что-то вроде трезубой бетонной вилки, воткнутой в землю. Типа «конец обеда» или «кушать нечего»? Ну вот под ним мы и перекусили.

            В Башке действительно красиво. Кольцо рано полысевших гор обнимает круглую бухту с россыпью разноцветных домиков на берегу. Привычно узенькие улочки ежатся под низкими облаками. Море прозрачное и тихое.

            Наконец, насмотрелись, пришло время ехать дальше. Лихо проскочили по острову Крк, пролетели над проливом по мосту Тито. Хорошо, хоть за проезд обратно денег не берут.

            Ехали по Кварнерской ривьере, плотоядно облизываясь на городок Ново-Винодольски. Бутылку местного вина где-то там и купили. Вкусное. Места красивые, дорога изгибается вдоль моря, зелень кругом. Только дождь ограничивал видимость, да низкие тучи придавливали настроение. Да еще постоянные пробки на серпантине за каким-нибудь длинным фургоном. Особенно после города Сень, когда дорога вверх поползла. Говорят, что когда при императоре Иосифе её строили в невероятно сложных условиях, директор стройки, майор-хорват получал за каждый метр дороги килограмм золота. Да только не дожил он до пуска, здесь помер и здесь похоронен. И не удивительно! Столько золота державе вернул!

            Наверху, на автобане, дождь совсем распоясался, хлынул стеной. Но это уже все равно было. Держи себе 130, да дворниками маши. На последнем перевале проскакиваем вниз, под тучи и видим мрачновато-дождливую панораму Трогира. Россыпи черепичных крыш, округлость залива и лохматая громада острова Чиово, где нам и предстоит сегодня ночевать. Время где-то около 1900, прямо как рассчитывали. Ура, говорю, через полчасика и у Аллы будем. Город небольшой, сориентируемся. Если что, навигатор запустим. Ага, как же.

            Цитата из путеводного письма Наташи: «Я так поняла, что могу звонить Алле и предупреждать, что вы приедете ;) Только скажите какого числа точно она должна вас ждать.

Теперь даю наводку: Держать вам курс надо на Трогир (Trogir), остров Чиово (Ciovo), Округ Горний (Okrug Gornji), Planikovica IV №6. По Planikovica IV вам надо спуститься вниз до моря, по набережной направо 3й дом. Если что спрашивайте "руску жЕну Аллу" ;) или Апартаменты у Аллы.

Вы мне только скажите когда (в смысле точную дату) и сколько ночей у неё будете. Я её предупрежу :) В принципе она вас ждет примерно 2-3 мая (ежели что)»

 

            Поначалу всё просто было. Проехали центр города, пару мостиков, попали на остров. Попытался сразу адрес спрашивать, никто не знает такой улицы. Потом подсказали, что Горный округ это прилично дальше, километра 4 вдоль моря. Переехал туда, начинаю расспросы. Ответы уклончивые. Где-то тут, а точнее не знают. С отчаянья торможу мента (сорри, полисмена). И он все четко описал, где нужный мне холм, и что все улицы на нём одинаково называются, различаясь только по номерам. Да на таком хорошем английском, что мне за себя стыдно стало.

            Да, здесь же, на набережной, впервые увидели знаменитых морских ежиков. На расстоянии – не впечатлило. Пока.

            Подъезжаем на холм, вроде названия улиц похожие пошли, номера только 2-3, а нам четвертую надо. Около недостроенного коттеджа ловлю мужичков в старенькой машине. Где, говорю, такой-то дом? А он на свой коттедж кажет, типа тута! И внутрь заводит. «А где Алла?» - спрашиваю. И тут такой диалог вроде «Зачем Алла! Апартаменты – вот они!» Предлагает купить, что ли? Пожал плечами, ушел от этого чудика. Потом некий дедушка среагировал на имя Аллы, показал нужный переулок, сказал «Зелена куча». Думали, что крышу имеет в виду, потом уже узнали, что «куча» - это дом по-хорватски.

            Переулочек весьма круто свалился к морю и растекся узенькой дорожкой в обе стороны. Добротные дома в два-три этажа, с балконами и террасами, лодки у причалов. Море плещет, красивый закат догорает над горами. И никого. И тишина. Ни света, ни звука. Мертвая зона. Сюрреализм какой-то. Только вдалеке собака гавкает, да если близко к крыльцу подойдешь, срабатывает автоматика, на несколько минут лампочку зажигает. Пошарились, полазили, постучались. Толку – ноль. Зеленая крыша нашлась, но под ней тоже никого.

            А надо еще отметить, что адресов у них тут нет. То есть адреса, конечно, есть. А вот табличек с улицами, а тем более, с номерами домов, найти почти невозможно.

            Помянули то, что обычно в таких случаях вспоминают, вскарабкались на «букашке» обратно в гору. Уже настроились назад ехать, «собе» искать. В последнюю минуту Марина заметила дядечку, который что-то делал на стремянке в темноте. Может, лампочку вешал? Спрашиваем у него, как учила Наташа Марушич, «Руску ЖЕну Аллу» и он толково объясняет, что это вниз и «тречи врата» направо. Блин, рядом ходили! Уже в полной темноте сбегаем еще раз вниз, отсчитываем третьи ворота. Через жалюзи чуть-чуть свет пробивается. Звоним. Испуганный женский голос что-то спрашивает через дверь. Кое-как объясняем, что мы свои! От Наташи!

            И вот уже на крыльце высокая, стройная, перепуганная Алла. Она нас уже и не ждала, а тут вдруг стук ночью. Кое-как успокоилась.

       Уже дома, в Сибири то есть, перечитал письмо Наташи Марушич, с описанием адреса Аллы, и … «спускаетесь к самому морю, потом третий дом направо». Блин, как хорошо уметь читать!

            Расположились на втором этаже, в шикарных просто апартаментах с видом на море. А оно в двух шагах, буквально. И обстановка, и отделка комнат сделана с душой, расслабляет и успокаивает. Алла объяснила  потом, что сама всё придумывает и заказывает. «Лежу, всю ночь думаю, переживаю. Поэтому такая худая!». И эту красоту она сдает за 40 евро, а если две ночи, то по 35. А в сезон за 51 евро. И это за 4-5 местные апартаменты! Да где вы у нас такие цены найдете…

            Посидели, поговорили с Аллой и её маленькой дочкой Иванной (в первый класс ходит девушка, большая уже).

            После всех марш-бросков устали зверски, решили завтра сделать день отдыха, съездить на водопады на реке Крка и вернуться сюда же.

            Симка наша новосибирская так и не ожила, завтра местную надо будет купить.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте