Маршрут, полностью пересекающий всю Карелию с севера на юг, полностью проходящий по местным дорогам, без выезда на основную федеральную трассу. Участники посетили такие знаменитые места, как Паанаярви, оз. Пизанец, г. Воттоваара, Толвоярви, Рускеала и получили много незабываемых впечатлений.
Нитка маршрута
Лоухи - Кестеньга - Зашеек - Национальный парк "Паанаярви" - Пяозерский - Тунгозеро - Калевала - Юшкозеро - Боровой - Тикша - Ругозеро - Ондозеро - Шалговаара - Ахвенламби - оз. Пизанец - Суккозеро - Воттоваара - Гимолы - Поросозеро - оз. Алинен - Вегарус - Толвоярви - Суйстамо - Алатту - Хямекоски ГЭС - Алалампи - Рускеала - Сортавала - Лахденпохья - Кузнечное - Приозерск - Моторное - Заостровье - Яблоновка - Отрадное
 
Введение

IMG_1689
 
 
Дорогой читатель!
Ты прекрасно знаешь, что такое Карелия.
Главной причиной, по которой мы отправились в Путь было то скромное обстоятельство, что ни один из участников похода не путешествовал там на велосипеде.
 
 
Маршрут

Карелия2016
 
 
Как и обычно, маршрут задумывался по принципу "за две недели всё и сразу".
Автодорога "Кола" исключалась из маршрута сразу. По ней можно и на машине проехать.
Пленила идея пересечь всю Карелию с севера на юг по второстепенным и каким-нибудь еще дорогам.
Первоначальный вариант попадания в Карелию через Кандалакшу-Зареченск с болью в сердце пришлось отбросить из-за борьбы с терроризмом на плотине Кумской ГЭС.
Письма и разговоры с начальством на разных ступенях вертикали не привели, как водится, ни к какому результату.
Рисковать в надежде договориться на уровне дяди Васи не хотелось.
Было решено проехать по давно не упоминающейся в отчетах дороге из Лоухов через Зашеек.
Дальше маршрутом были охвачены следующие достопримечательности:
- Национальный парк "Паанаярви" и гора Кивакка
- Озеро Пизанец
- Гора Воттоваара
- Мраморный карьер Рускеала
Состав участников позволял ориентироваться на среднесуточный пробег около 100 км, а поскольку дорог в Карелии не так уж и много, то финишировать решили в Ленинградской области.
Стоит сказать, что при составлении маршрута мной были не учтены два, как оказалось, весомых фактора. Я совсем не учитывал рельеф, который там весьма ощутим. Так же пренебрег высокой "петляемостью" тамошних дорог. На деле эти особенности веселили участников, которые узнавали, что их задолженность графику всё увеличивается.
 
Нитка:
Лоухи - Кестеньга - Зашеек - Национальный парк "Паанаярви" - Пяозерский - Тунгозеро - Калевала - Юшкозеро - Боровой - Тикша - Ругозеро - Ондозеро - Шалговаара - Ахвенламби - оз. Пизанец - Суккозеро - Воттоваара - Гимолы - Поросозеро - оз. Алинен - Вегарус - Толвоярви - Суйстамо - Алатту - Хямекоски ГЭС - Алалампи - Рускеала - Сортавала - Лахденпохья - Кузнечное - Приозерск - Моторное - Заостровье - Яблоновка - Отрадное
 
Расстояние: 1462 км
Ходовых дней: 15 дней
Сроки: 04-18.07.2016г.
 
Спасибы:
 
Выражаем большую благодарность завсегдатаю Карелии, велотуристу из Мурманска Владиславу "Santa" Васильеву за опубликованные треки его путешествий и идеи.
 
Выражаем большую благодарность прабабушке нашей дочери (Женькиной бабушке) Лидии Алексеевне за то, что она у нас есть!
 
Состав участников

Сергей Кондрашов (Москва, 1975 г.р.) - руководитель, автор отчета, domkrat@mail.ru
 
Сергей
 
Дмитрий Баев (г. Щелково Московской области, 1975 г.р.) - завхоз №1
 
Дмитрий
 
Евгения Лебедева (г. Москва, 1983 г.р.) - завхоз №2
 
Евгения
День 1. 04.07.2016, понедельник

Лоухи - Кестеньга - Зашеек
пробег 140 км
 
Фирменный поезд "Арктика" проходит Лоухи в 03:46 по московскому времени.
К выгрузке подготовились заранее, стоянка всего пара минут.
Образцово-показательно выгрузились на пустую платформу.
Поезд отправился своей дорогой, мы же приступили к сборке великов. 
Подлетел первый эшелон комаров. Отвыкшие от укусов тела городских жителей пришли в некоторое замешательство.
Второй эшелон комаров значительно ускорил сборку великов.
Как-то не ожидали мы, что кусать начнут прям вот так сразу.
Выезд в 4.30.
На улице светло, полярный день. Проехали немного на север и повернули налево, на главную улицу,  в сторону Мурманской трассы.
По пути увидели первое озеро Паново с подъездом прямо к воде. Было решено искупаться, дабы смыть с себя ароматы вагона.
IMG_1633
Прекрасное утро, ясное небо, чистая вода.
Аппетит пока не подкрался, решили покрутить педали перед завтраком.
8 км - пересечение трассы Москва - Мурманск.
Дорога на Кестеньгу являет собой хороший асфальт с редкими грунтовыми участками.
Крайне много кровососущих насекомых.
За каждым из нас следовал целый рой слепней, некоторые особи, по мере усталости, располагались на отдых на рюкзак или руль.
У Димона где-то под велокомпьютером поселился паук, который вскоре стал домашним, а за несколько дней и вовсе ручным. Сошел он только через несколько дней в районе Калевалы.
Колонны слепней с удовольствием садились на остановившегося участника, независимо от цели остановки. Для них нет уважительных причин.
Женькин рюкзак вовсе черный, а потому - более теплый. На нем разместился целый рой курортников. Очень хорошо ассоциируется с кадрами из советских комедий, где показывают пляж у моря.
Стоит особо подчеркнуть, что здесь, на севере, укус слепня по ощущениям похож на забитый гвоздь. При этом кусаемый издает короткий вскрик. По началу эти крики пугали, но очень быстро все привыкли и молча злорадствовали: "Ага, вбили гвоздок!". Иногда кричали двое, а злорадствовал кто-то один.
IMG_1635
Проехали спящий поселок Сосновый.
7.30, 48 км, озеро Варакское. Решено отзавтракать и искупаться. Несмотря на обилие дров, готовили мы на горелке, используя бензин "Галоша".
IMG_5692
  Костер разжигали для всех остальных нужд. При таком раскладе пища поспевает как раз к разгару костра.
8.40, продолжаем путь, спешить особо некуда, магазин в Кестеньге откроется только в 10 часов.
Местные жители нахваливали магазин у дороги, однако нам не хотелось терять полчаса. Свернули влево в глубь поселка, нашли целый торговый центр.
IMG_5695
Выпили пива, закупили продуктов.
10.00, 68 км,  нашли поворот на Зашеек.
IMG_1637
 
И вот тут началось!
Характер дороги моментально стал другим. Вполне вменяемая грунтовка, но вот рельеф! Наши ожидания о том, что Карелия более-менее равнина растворились, как утренний завтрак. Стало ясно, что поход будет трудовым. В глубине души мы порадовались этому обстоятельству, поскольку трудности в походе всегда обещают массу интересного.
Переехали по мостику какой-то ручей.
IMG_1639
 
Скорости значительно снизились, и тут, с всей торжествующей яростью, о себе напомнили слепни! О да!!
Это чем-то напоминало июньскую Мещеру, но только с криками от забиваемых гвоздей.
Равнинные участки и спуски хоть как-то позволяли наслаждаться окружающей красотой, но вот заползание в подъемы являло собой совсем другие ощущения. Самые острые. Жрали! Рулетка крутилась быстро.
Паника нарастала по мере воспоминаний, что в отчетах по этой местности было четко написано, что приемлемых для стоянки мест не будет до самого Зашейка. А это сулило радужные перспективы о 140 километровой дистанции по адскому рельефу с кусающими животными.
96км, река Пундома. Решено обедать. Горелка работала безукоризненно.Так вот слепни не убиваются просто так, ленивым взмахом руки. Чтобы ранить это животное, ударять нужно так, чтобы было больно и себе самому. Только после такого удара слепень не может летать и падает на землю. После этого его нужно добить уже ногой.
IMG_1640
 
Немного снимали напряжения постоянные побеги под мост с заныриванием в реку.
Как бы отобедав, продолжаем путь.
Доехали до развилки на три дороги. Выбираем левую, хотя самая накатанная уходит прямо. Ехать становится веселее, дорога лихо прыгает по отрогам безымянной высоты 363м. Отроги идут непрерывной чередой один за одним. К этому моменту, дети мои, я почувствовал, что силы покидают меня.
А тем временем, сказке еще далеко до развязки.
Мои попутчики вдохновленные надвигающейся гибелью командира весело едут рядом.
Наконец-то впереди показалось Кумское водохранилище. Но судя по карте, ехать еще немало.
IMG_1641
 
Пока я включал морально-волевые качества и пил из какого-то ручья, Димон и Женя весело наблюдали за мной. Видимо, я им крупно задолжал в цивильной жизни, и теперь они пребывали в блаженной истоме.
Я же с ужасом думал, как преодолеть 10-15 км до Зашейка и осознавал всю разницу между числами 10 км и 15 км.
Ближе к Зашейку дорога стала пологой, ехать по ней несравнимо легче.
140 км. Ну вот и Зашеек.
IMG_1642
Пока я делал вид, что для отчета очень важна эта фотография, Дима и Женя нашли совсем частный магазин. Началась заправка пивом. Вдруг пошел мощный ливень. Мы спрятались под навес у магазина.
После передышки пошли искать место ночлега. Я долго не соглашался и капризничал, но вскоре сдался.
IMG_1647
Встали прямо в деревне на мысу. Мыс очень уютный и с деревни не просматривается. С трудом меня уговорили выпить спирта, но не особо мне полегчало. Я думал о боге, который вовремя посылает нам нужные сигналы. И пытался разобрать, были ли такие сигналы сегодня. Заодно ждал, откроет ли облако вечернее солнце. И я пошел бы помыться. Облако не отошло, но помыться сходил.
Вслух было решено ничего не комментировать.
IMG_1649
День 2. 05.07.2016, вторник

Зашеек - НП "Паанаярви" (Вартиолампи)
пробег 30 км
 
Ох и трудный вчера был денек. Сегодня всё гораздо проще.
Позавтракали, собрались.
Важно найти переправу на другую сторону протоки Кумского водохранилища. Вчера в магазине нам посоветовали обратиться на турбазу, расположенную чуть поодаль деревни, туда мы и пошли.
9.30, Зашеек - полупустая деревня. По пути на турбазу было решено допросить на предмет переправы каждого встречного. Первой встречной оказалась местная жительница.
Она рассказала, что ее брат запросто сможет нас перевезти. "Сейчас только утро, пойду - посмотрю, может и сможет".
В результате нам сказали, что "перевезти точно получится, но брат нынче мелет всякую чушь". Нам же шашечки не нужны, нам бы ехать.
Володя - брат этой женщины, на вид трезвый мужик, всю неделю праздновал встречу с приехавшими родственниками.
Действительно, говорит, поехали. Договорная цена составила 500 рублей.
IMG_1659
Все вместе уместились за одну ходку. Володя, действительно, уверенно вел судно, все время удивлялся нашей велозатее и пытался нащупать нить разговора. Ему очень мешала череда предшествующих попоек, но и мы, люди понимающие, сами ему ответили на все не заданные вопросы.
Дядя Вова рассказал, как однажды увидел плывущего медведя. Подплыл к нему на лодке, чтобы приободрить. А медведь его чуть лапой не погубил. Вот такой фольклор.
10.00, точка входа в лесной массив на том берегу находится в 2 км Зашейка (не напротив). Побережье представляет собой песчаный пляж, а дорога в глубь леса - малоиспользуемую колею.
IMG_5705
Попрощавшись с Володей, решили искупаться. Погода прекрасная, почему бы и нет? Солнечно, вода теплая.
В таком милом расположении духа мы и вошли в лес.
IMG_1664
Жуть и кошмар начались немедленно и одновременно. Проезжими можно считать только треть пути, в остальном пешкарус. Нас, ребятишек в шортиках и футболочках, стала совершенно неправославно обжирать вся атмосфера леса, большая часть которой состояла из комаров и оводов.
Женька отставала, местами приходилось ее ждать, что добавляло категорию к моральной нагрузке. Но главное - не было ясно, когда же начнется езда.
142 км, выход на отличную накатанную дорогу. Сюда мы бы попали, если бы стартовали из Кандалакши через плотину Кумской ГЭС.
IMG_1666
Лес стал не таким дремучим, скорости хорошими, кусать перестали. Едем!
151 км, оз.Ципринга. Протока соединяет его с Кумским водохранилищем.
IMG_1669
Перед спуском к протоке есть смотровая площадка.
IMG_1670
Мост через протоку выглядит так.
IMG_1675
Карелия выглядит именно так, как и должна выглядеть.
IMG_5709
Немедленно было объявлено купание. День сегодня ненапряжный, нужно проехать всего лишь на оговоренное с администрацией место ночевки.
162 км, здесь начинается Национальный парк Паанаярви.
Пропуск в парк мы оформили еще в Москве. Доставить сюда нам никто его не собирался, но нас заверили, что все контролеры будут предупреждены, а мы рассчитаемся за пребывание на кордоне у главного въезда/выезда.
В Парке все цивильно. Есть указатели.
IMG_1679
Найдя нужный, добрались до Вартиолампи на берегу реки Оланга. Путь проходит мимо деревянного дома, ставшего ныне экзотическим экспонатом.
170 км, стоянка. В стоимость ночевки входит неограниченное количество заготовленных дров, топор, большие котлы и чайники.
IMG_1680
Чтобы набрать воды нужно спуститься к реке. Все ходили по воду с радостью, это же отличный повод искупаться.
IMG_1683
Время позволяло нам сбегать посмотреть на водопад Киваккакоски. Немного поколебавшись, что делать с вещами и великами, все же решили поставить палатки, сложить все внутрь, а велики приковать в стороне.
Люди здесь хоть и встречаются, но с скверным умыслом здесь делать нечего.
До водопада 4 км. Тропа шикарно обустроена. Деревянных настил прерывается только в тех местах, где точно нельзя замочить ног.
Дошли до места, где раньше стояла мельница. Мы же приняли это за водопад и приуныли.
IMG_1685
Однако дальнейший уверенный характер тропы нам обещал, что фильм будет полнометражным.
Действительно, вскоре мы увидели Его.
IMG_1689
Вода бурлит, фотографируемся.
IMG_1693
Конечно, это не те водопады, которые можно наблюдать в горах, но для визитной карточки Карелии отлично.
IMG_1695
На обратном пути купание и ожидание ужина.
Пока жарился хряк, перекинулись в картишки.
IMG_1699
Судя по физиономии Димона, выиграть хотелось всем.
За чаем и прибаутками пришел вечер.
IMG_1697
 
День 3. 06.07.2016, среда

НП "Паанаярви" - Пяозерский
пробег 96 км
 
Если было бы возможно перейти Олангу прямо здесь или у водопада, то путь на гору Кавакка был бы значительно ближе.
Но мост был только выше по течению, заодно посмотри на само озеро Паанаярви.
8.00, выезд.
178 км, развилка: налево мост, прямо - озеро. Получалась радиалка 2х6км. Для хорошего озера не жалко, хотя рельеф был вовсе негуманный.
IMG_1704
 Показалось и само озеро. Что сказать?.. Мы были разочарованы.
IMG_1703
184 км, ровным счетом ничего интересного. Сюда стоит ехать, если у вас запланирована водная экскурсия. Таковые тут проводятся. Особо пытливым скажу сразу: дороги по берегу здесь нет! Вправо, действительно, уходит колея. По словам местного егеря, она доходит до вертолетной площадки неподалеку и заканчивается.
191 км, в растрепанных чувствах вернулись к развилке и переехали Олангу по мосту.
IMG_1709
Дальнейшая дорога - унылейший грейдер. Щебень укатан нынче плохо, сжирает весь накат. Ну и рельеф не дремлет.
200 км, оборудованная стоянка с дровником.
IMG_1710
Вернусь, построю на даче такой же.
Отсюда начинается тропа на вторую вершину этих мест гору Кавакка, 500 м над морем.
Навьюченные велики уволокли на 30 м в тайгу и сковали.
Тропа цивильная, пересекает ручей и, петляя, набирает высоту по тайге.
IMG_5744
На тропе есть место отдыха с ручьем.
IMG_5749
По мере подъема тропа покидает зону леса и начинается открытая местность. С вершины видно далеко и все.
Например, вчерашний водопад.
IMG_1714
 
Наше место ночевки у реки и дом-экспонат.
IMG_1713
 
На самой горе тоже приятно побродить. Место необычное, уходить не хочется.
IMG_1717
Дежурная фотка знака для военного ориентирования.
IMG_1716
Погода начала слегка хмуриться, решили возвращаться, нам предстоит сегодня еще неблизкий путь.
IMG_1715
На спуске нам попалась группа студентов-геологов из Петрозаводска. В основном - одни девушки. Немногочисленные мужчины идут впереди колонны в сопровождении роя студенток, которые, по мере усталости, растягиваются по тропе. Своего добивается сильнейшая.
Наше имущество в целости, попили кофе, продолжаем путь.
IMG_1723
Местами накрапывал дождик, с разной частотой мы прятались в куртки, но в куртках жарко.
Добрались до въездного кардона в национальный парк. Нас быстро признали, выписали пропуск, взяв по 300 рублей с человека и выпустили на свободу.
Не стоит рассчитывать "договориться на месте", оставьте заявку на сайте парка, забронируйте ночевку и спокойно катайтесь.
Егерь сказал, что до Пяозерского около 60 км. Я мгновенно погрустнел, сил потратили прилично, а вот продуктов-то почти не осталось. Мои завхозы к этому, видимо, долго готовились.
Доев, все что осталось, и не очень-то наевшись, поехали.
Такие просчеты не пройдут даром, точно был уверен я.
Местами дорога сужается, встречаются трудовые подъемы.
Где-то через 20 км мои батарейки начали садиться. Сразу вспомнилось, как было мне грустно позавчера, и что это надолго. Очень-очень медленно я полз. Даже на спусках все происходило медленно. А еще хотелось пить.
Всё время смотрел карту в поисках заветного моста. А он был неблизко.
Женька с Димоном, хоть поначалу и потешались надо мной, но вскоре начали понимать, что до Пяозерского доедут не все. Всем не спастись. Димон песнями и прибаутками пытался хоть как-то реанимировать меня. Мне же это доставляло дополнительные переживания.
266 км, мост через реку перед Пяозерским. Выяснилось, что и пить-то мне уже не очень хочется. Отправил эту парочку весельчаков в поселок, сам остался лежать на мосту а-ля "как есть". Постепенно усталость отступала, можно начинать шевелиться. Нашел сносное место для стоянки, развел костер в ожидании питья и еды.
Ну вот вся группа в сборе, выпиваю литр пива и отчаливаю спать.
Место оказалось комариное, Женька с проклятьями залезла в палатку, но я уже не проснулся.
 
День 4. 07.07.2016, четверг

Пяозерский - Тунгозеро - Калевала
пробег 104 км
 
Утром, как всегда, пришла свежесть и бодрость. Вот-вот должно начаться ощущение, что я в отпуске.
9.45, заезжаем в Пяозерский, а там сплошные магазины. Пока я сторожил велики, мимо прошли три девицы. Самая смелая спросила о нашем маршруте. Ответ ее, конечно, восхитил. Я же, улыбаясь, тихонько вспоминал вчерашний вечер у моста.
Дорога на Тунгозеро хороший грейдер, сразу видно, что идет в цивилизацию.
Само селение Тунгозеро расположено немного в стороне, заезжать в него было не за чем, и мы повернули направо, на Калевалу.
Дороги в Карелии неплохо обслуживаются, видно что совсем недавно прошел грейдер. Это и хорошо и плохо: вроде ровно, но мягко.
13.36, 308 км, решили отобедать. Нашли отличную стоянку на Регозере. Само озеро большое, но мелкое, всё же искупаться можно.
На запах еды пришел знакомиться местный пёс. Где-то рядом ферма или какое-то жилье.
IMG_1727
 
 Пёс всем понравился, но кормить просто так нам его не хотелось. Заставили-таки его немного потрудиться.
IMG_1729
После обеда дела пошли веселее. Расстояние до Калевалы проехали очень быстро.
Перед Калевалой есть развилка на объездную дорогу, но она была не аппетитна, да и в магазинчик надо бы заехать.
16.42, 356 км, магазин на въезде в Калевалу. Пьем пиво. Из-за редкого расположения населенных пунктов магазины мы стали называть "маргазмами".
В самой Калевале оживленное движение, есть маргазм "Дикси" и многие другие. У Дикси наблюдали собачью свадьбу. Большой пес-жених подыскал себе маленькую собачку. Свидетели хоть и вздыхали, но ничего не советовали. Не хотели очернять застолье, видать.
18.00, 370 км, нашли хорошее местечко на озере Среднее рядом с протокой к озеру Чикша.
IMG_1733
Ночью приехали отдыхающие на машине. Машина увязла в песке. Вызвали на помощь Газель и под утро уехали. Утром осмотрели место и посмеялись, что яма с песком была всего-то не более квадратного метра на всю округу.
IMG_5773

 
 
День 5. 08.07.2016, пятница

Калевала - Лимсамо - Новое Юшкозеро
пробег 106 км
 
Хорошо летом. Проснулся в палатке у очередного карельского озера, искупался, позавтракал, да крути себе педали.
9.50, вчера была дискуссия, не встать ли нам у этой же протоки, но на озере Чикша, по другую сторону дороги. Посмотрели тамошние стоянки, они оказались похуже, да и берег высокий. Продолжили путь по асфальту.
12.00, 408 км, повернули направо перед мостом на лесную дорогу. Дорога очень живописная, но шибко петляет.
IMG_1737
Проехали между озерами Хайколя (искупались) и Коштомушозеро. На противоположном берегу видна деревня Хайколя.
IMG_1738
На дороге есть несколько маленьких мостов, последний из которых совсем плох, за ним все заросло, но ехать можно.
13.06, 419 км, когда совсем стало невмоготу появился грейдер, наверное, из Кепы.
Грейдер скоростной, накатистый.
13.53, 432 км, мост через реку. Обедаем. Расслабленные полным отсутствием автомобильного движения почти на всем маршруте, мои попутчики предложили разместиться прямо на мосту. Дорога здесь не просматривается. Но горелку и нужную часть еды вез я, а это рычаг! В назидание моим пассажирам за время обеда по мосту проехало целых две машины. Единственные, на всей дороге от поворота до Юшкозера!
Слепни хоть и доставали, но река спасала.
IMG_1739
Это были уже не те слепни, с которыми мы воевали на севере. Здешних слепней было гораздо проще убить, да и кусают слабее. Впрочем, мы могли привыкнуть.
Дальше километры накручивались медленно. Дорога вьется так, что 10 км по GPS по прямой в жизни составляет все двадцать.
В какой-то момент мы влились в более накатанную дорогу, идущую в Юшкозеро от ГЭС.
17.32, 473 км, мост через реку Кемь.
IMG_1743
Увидев эту реку мы ахнули! На ней было прямо написано "Здесь рыба есть!". Димон всю дорогу вез удочку, но порыбачить не удавалось, видимо, не было вдохновения.
Тут все было ясно. Едем в Юшкозеро в магазин и возвращаемся сюда ночевать.
IMG_1740
17.54, 476 км, Юшкозеро, площадь с тремя магазинами! Мороженное и пиво в ассортименте!
IMG_1751
Вернулись на реку, поставили лагерь у самого моста.
IMG_1746
Вечером на попутках приезжали местные порыбачить. Некоторые с надеждой шли на контакт, но мы были тверды: спирта нет! Дать слабину означало попойку до утра, с вытекающими утром последствиями ибо спирта у нас было до хренища! Полная аптечка!
Скромно разбавляя и попивая поймали-таки рыбу.
IMG_1745
Димон лихо начал, потом за дело взялся я и зацепил почти все блесны.
IMG_1749
Кемь имеет здесь сильное течение, лучшее место для купания - под мостом, там крупные валуны навалены так хитро, что образовалась ванна.
Рыбу посолили и зажарили на рожнах.
День 6. 09.07.2016, суббота

Новое Юшкозеро - Юшкозеро - Боровой - р.Чирко-Кемь
пробег 90 км
 
Утром был дождь, из палатки вылезать не хотелось. Совсем. За окном никаких перспектив. Позже нам удалось вычислить закономерность местных осадков. Правило такое: "Если начался дождь, быстро уезжай отсюда - там дождя нет". Работало до конца похода.
11.20, стартовали. Снова приехали на магазинную площадь Нового Юшкозера. У вчерашнего магазина, торговавшего всем подряд ("Галоши" нет) толпился народ. У одного из покупателей, видимо, вчера ушла из жизни теща. Всей толпой, желающих похмелиться людей, они рассматривали безальтернативный венок за две тысячи рублей. Толпа дипломатично молчала. Раздирающие противоречия наконец-то порвали трос терпения осиротевшего зятя, и он сказал всё, что думает по этому поводу. Венок покупать не стал. Справедливости ради скажем так: хотел, но не стал.
Мы же пополнили набор утраченных накануне блесен для рыбалки, которые по словам Димона, ну никак не в силах конкурировать с прежними.
В общем-то в магазине было всё, но каждый покупатель был по своему недоволен.
Поехали в сторону Борового.
После селения Юшкозеро, пересекли реку по свежеразрушенному мосту. Автомобильное движение до Борового по этой причине отсутствовало, а грейдер не обслуживался. Мы максимально растянулись по дороге, чтобы не нервировать друг друга эмоциями, вызванными тряской по этой стиральной доске. Когда впереди замаячил Боровой, мы сгруппировались-таки и решили заехать в маргазм.
14.15, 507 км, совершенно пустой Боровой, куда-то все ушли, а ведь суббота.
Самую малость вернулись до развилки и поехали к мосту через реку. Вскоре нас нагнала очень нетрезвая компания на Жигуле. На ходу они выразили крайние сомнения, что мы пересечем всю Карелию и уехали вперед. Сразу за мостом машина повернула налево, ну а мы за мостом - направо. Вскоре машина вернулась к мосту. Мы догадались, что это были доставщики спиртов для отдыхающих на берегу.
Здесь мы решили пообедать. Берег был упорядоченно замусорен, купаться не хотелось.
Дальнейший наш путь проходил вдоль реки. Дорога иногда выглядывала на берег, показывая нам красивую Чирко-Кемь с ее крутыми берегами и пляжами. Сама дорога - классическая лесная сказка. Долго не могли нарадоваться, потом привыкли.
IMG_1753
Дальнейший пусть становился интереснее. Дорога стала уходить от реки и набираться высоту. Складывалось впечатление, что мы едем по горному гребню. Набор высоты приличный, но комфортный. Очень необычный рельеф: по обе стороны дороги видно тайгу на много километров.
IMG_1755
Километров через 15-20 (дневник пострадал от дождя) переехали экзотический мост через Иванов ручей.
IMG_1757
Внешне ручей спокойный, но глубокий.
IMG_1758
Дальше классическая дорога идет по классической тайге. И имеет очень много разветвлений. Даже непонятно зачем так много. Главное направление везде очевидно, кроме одного места - там нужно левее.
В районе горы Большая Чуккури дорога идет по открытой местности. Видно и саму гору.
IMG_1761
После этого был большой подъем и большой спуск.
Наша дорога влилась в приличный грейдер, тут мы повернули направо и, в состоянии приличной усталости, стали крутить до моста через нашу Чирко-Кемь.
 
566 км, хорошая стоянка с большой поляной есть слева, недоезжая моста, но там были люди. Прочесав окрестности, ставимся с народом на большой поляне. Здесь гостили несколько рыболовных автоколлективов. Трезвые люди рыбачили, нетрезвые пока не появлялись.
Ан-нет! Паренек из спящего лагеря вылез из палатки и начал орать на весь лес в сторону машины: "Наташка, я тебя люблю!". Поорав минут пять и не получив признаков взаимности, джигит увидел нас. Он был мертвецки пьян, хоть и после сна. Меня он сразу узнал. Но не мог вспомнить где меня видел. Наконец-то я стал знаменит!
Немного пообщавшись, выяснили, что они приехали из Костомукши, потому что здесь "настоящая природа"! Рыбу ловить они пока не начали.
Подошла жена паренька, Наталья. Она была несколько трезвее, поэтому сразу обрушилась на супруга с критикой. Основной мотив ее упреков был такой, что вовремя любовных признаний он разбудил не только ее, но и ребенка. Пытаясь огородить себя от мелодрамы, я примирительно сказал, что иногда я тоже готов кричать о своей любви всему миру, но делаю это как можно тише, чтобы слышали только те, кому это интересно.
Паренька арестовали и конвоировали в лагерь. Там зашевелился кто-то еще, похоже собака с владельцем. Пес быстро все понял и начал выискивать среди нас еду. Его хозяин немного смущаясь (возможно за вчерашние какие-то подвиги), поздоровался с нами, потом пытался что-то сказать, но речь была такая невнятная, что ничего не разберешь. Вскоре все распределились по своим кострам. Влюбленный исполнитель серенад проорал нам, что у них ребенок лег спать и попросил нас вести себя потише. Утвердившись, таким образом, в глазах своей дамы сердца, отправился спасть. Мы вполне бесшумно выпили еще по одной и тоже не стали долго задерживаться.
В Карелии нет таких гор, о которых можно писать стихи. Но есть люди, о которых можно говорить очень долго.
День 7. 10.07.2016, воскресенье

р.Чирко-Кемь - Тикша - Ругозеро - Ондозеро
пробег 111 км
 
Утром снова был дождь, но вовремя прекратился.
9.50, выехали, пересекли наш мост.
Километров через 10 прозевали нужный поворот и как-то долго ехали до асфальта.
IMG_1762
 
586 км, сориентировавшись, поняли, что улетели аж к Ледмозеру.. Был подвергнут критике. Но асфальт был настолько хорош, а уклон и ветер настолько дружелюбны, что отвыкшая от скорости в 30 км/ч группа поправила свое настроение. Как-никак, лишними оказались около 17 км пробега.
12.47, 612 км, Тикша. Очень уютны поселок. Проехать мимо магазина не получилось. Решено испить пивка.
IMG_1763
Продавщица предупредила нас, что строго напротив живет пограничник. И он любит у всех проверять документы.
IMG_1766
Наконец-то и он! Что-то долго...Как же так? Оказывается, сегодня выходной и он доделывает у себя окаянный ремонт. Поэтому не сразу нас заметил. Ай-ай-ай! Документы оказались всё-таки в порядке.
Внимательный читатель может осуждающе заметить, что мы часто пьем и не смотрим на часы. Это, конечно, правда. Но ведь дома дела, а когда вдали от дома дел нет - то и делать нечего. К этому моменту все уже привыкли, что в день нужно проезжать около 100 км. И каждый знал свою норму. Норма приходила тогда, когда пить надоедало и появлялось желание ехать. А магазинов здесь совсем мало, поэтому время тут ни при чем. Спирт вечерами доже приходилось пить, потому что дел нет.
Вполне возможно, что мощь Карелии действует на всех одинаково, у магазина мы нашли такой план покупок:
IMG_1764
Обратите внимание, сколько раз человек подумал, прежде чем определился с количеством вина? Даже с котлетами всё было предельно ясно. А с вином - аж листочек потерял.
Прошел час, решено ехать дальше (пиво надоело).
IMG_1768
15.00, 634 км, поворот на Ругозеро. Ругозеро - крупный поселок. Впереди таежный участок, закупили продуктов. Мои шорты изодрались в клочья, в хозмаге купил иголки и нитку.
17.35 667 км, дорога проходит между двумя озерами, образованными р.Рокжа.
IMG_1770
Мужчина и женщина приехали на рыбалку: мужчина типа за рулем, зато женщина вовсю с удочкой.
Основная дорога идет в деревню Ондозеро, мы же свернули на объездную. Оказалось, что объездных дорог несколько, но все они вскоре объединяются.
Начали искать подъезд к берегу Однозера. Нашли уверенную дорожку в районе горы Хаговара. По пути нашли оборудованную тропу на вершину горы.
IMG_1771
Прогулялись-посмотрели.
Нашли землянку времен войны.
IMG_5795
 
Вид сверху на Ондозеро
IMG_1772
На берегу отдыхали автотуристы из Москвы. Сразу видно - заволновались.
Мы же гордо вышли на песчаный берег и пошли в любую сторону.
IMG_1775
18.40, 677 км, встаем на ночевку, место шикарнейшее.
 
День 8. 11.07.2016, понедельник

Ондозеро - Шалговаара - Ахвенламби - река из оз.Большое Говдозеро
пробег 104 км
 
10.20, покинули красивейший берег Ондозера. Дальше дорога идет через дремучие леса. Время от времени мы перекрикивались, чтобы отпугнуть возможных медведей. Но всё-таки в отличие от других не менее прекрасных регионов, Карелия не производит впечатления полнейшей замедвеженности. За все время мы увидели один единственный старый след косолапого. Я рассказал старую историю о том, что когда-то давно на Мытищинской ярмарке продавалось медвежье мясо в консервах. Женька почему-то спросила: "А чей это был медведь?". Сразу на такой вопрос не ответишь.
Димон взял на всякий случай ракетницу и возил ее в рюкзаке. Видимо так безопаснее.
11.40, 693 км, мост через реку Елма. Могла бы быть отличная рыбалка здесь.
IMG_1778
Мост в тайге для велотуриста значит гораздо больше, чем мост и тайга. У Моста почему-то всегда нужно остановиться и что-то поделать. Например, смазать цепь или, просто кинуть камень в воду, ну и поесть, конечно. А еще обязательно изучить карту местности, причем по очереди, задавая одни и те же вопросы: "А мы где?", "А что это за лес?", "Скоро ли будет маргазм?". Димон нашел у моста огромный рыболовный крюк.
 
IMG_1779
13.00, 713 км, остановились где-то на перекус.
15.25, 742 км, после хорошего затяжного подъема поселок Шалговаара. Зашли в очень милый магазинчик. Пока отдыхали, наблюдали за приемкой товара. Три мужика-грузчика не смогли нам ответить на вопрос "Кто победил в финальном матче чемпионата по футболу?". Сами мы не болельщики, но целых три мужика нам не ответили на этот вопрос.
17.20, 757 км, мост через большую реку Волома. Сразу за мостом направо идет наша дорога на Ахвенламби. У продуктового магазина к нам пристал местный спившийся житель. За избавление от себя просил 100 рублей. Косил под психа и хрустел кулаками. Пока Женька была в магазине мы развлекали его как могли. Также сказали, что финансы у нас хранятся у самого надежного человека - женщины. Наш клиент потух, попробовал охмурить Женьку и просил у меня о содействии в вопросе извлечения денег у моей собственной жены. Когда продукты распихали по рюкзакам, мы сурово глянули на дядьку и уехали.
IMG_1785
Пустые пивные банки мы возим с собой.
Дальше идет дорога с шибко пересеченным рельефом. Все прилично под устали, а моста с рекой все нет. А по карте - вот-вот, аж между озер.
19.08, 781 км, мост, а озер нет. Стоянка хоть и оборудованная, но крайне минималистическая. Места для двух палаток хватило впритык. А вот рыба есть! После ужина оказались крайне ценными упавшие на землю несколько макаронин.
IMG_5798
Купание на стоянке очень стремное, но помыться нужно обязательно.
 
День 9. 12.07.2017, вторник

река из оз.Большое Говдозеро - вокруг оз.Пизанец - Суккозеро - озера Карбисалми
пробег 106 км
 
10.20, выезд. Димон внезапно решил поменять предусмотрительно взятую цепь, чем задержал наш выезд. Нас немного понадкусывали насекомые.
Всего через каких-то четыре километра проехали ту самую шикарную стоянку на берегу озера. Видели отдыхающих, но места было предостаточно.
В какой-то момент оказались на развилке. Прямо - сразу на Суккозеро. Мы же решаем заехать на южную оконечность озера Пизанец, одного из красивейших мест Карелии.
Дорога - тоскливый грейдер. Замечаю, что наша Женя начинает систематически отставать. Многие бы сказали, что это "накопилась усталость". Наверно физическая и моральная, не иначе. Дабы уменьшить количество насмешек с деловым видом намотала на коленку повязку.
IMG_1787
Пришлось неоднократно выслушать предательские намеки о целесообразности осмотра озера. Мне, честно говоря, этот грейдер тоже хотелось проклясть. Но мы же совсем рядом. Вернемся в Москву и выдернем все волосики, что не заехали под влиянием момент слабости?
Нет! Мы заезжаем и точка. Женька подогревается легендой, что крюк получается небольшой. А чуть позже - что возвращаться теперь даже дальше, чем ехать вперед.
А что мне оставалось делать? Что такое "мотивировать"? Это умение заставить человека пахать за ту же самую зарплату. Я не врал - я мотивировал. Заметьте - не манипулировал! Ибо цель была публично объявлена - осмотр Пизанца.
IMG_1788
13.45, 819 км, подъехали к началу тропу на Пизанец. За час прогулялись туда-обратно. Сначала тропинка петляет по тайге. Затем выходит к водной глади, но это еще не озеро. Переходим через водораздел и вот оно!
IMG_1789
Растет много черники. Много едим. К воде спускаться не стали - нецелесообразно.
IMG_1791
14.45, возвращаемся на грейдер той же дорогой. Попытка срезать завела нас в заросли. Кроилово приводит в попадалову. При первых же трудностях развернул группу на знакомую дорогу. Знаю я эти штучки!
В какой-то момент Женей было озвучено требование встать на обед. Давно пора, но нигде не было воды. А болотце пить не хотелось.
Основная дорога уходит на Гумарино, нам же нужно обогнуть озеро уже с запада и вернуться на грейдер в Суккозеро.
После одной из развилок оказались заросшей дороге, которая однако вскоре превратилась в накатистую лесную дорожку со следами машины. Это - хорошо.
Через некоторое время подхватили дорогу с северной оконечности Пизанца и услышали звон ручья. Это был родник с самой лучшей водой в Карелии на маршруте. Фракция голодающих увеличилась. На фотке изображены двое голодных, но скажу я вам, что фотограф при этом тоже не терял времени на съемку. "Петя, выйдя на балкончик, жадно лопал сладкий пончик!"
IMG_5807
На этом наш московский бензин-галоша кончился. Мне было немного грустно, поскольку автомобильный бензин, если не повезет, доставляет много хлопот, а иногда - сплошной ужас. Вся надежда на Суккозеро.
После еды мир в корне меняется. Появляется масса интересного вокруг. Хочется петь и всё изучать.
IMG_1794
До Суккозера доехали почти не останавливаясь. Оно должно быть вот-вот, да всё никак!
В Суккозере нашли магазины, плотно затарились. На бензоколонке купили 2 л бензина (неплохого) и присели на бревнах попить пивка.
Наконец пиво кончилось, пора ехать. Следующая наша достопримечательность - гора Воттоваара. В ту сторону мы и направились.
Отличная таежная дорога. Сил прибавилось и мы небыстро-немедленно доехали до хорошей поляны на берегу озера Карбисалмы. Из тут три.
22.00, 887 км, на поляне встретили двух пеших туристов.
Оказывается классический пеший маршрут на Воттоваару начинается в Гимоле, а заканчивается в Суккозере. Говорят, что на горе нынче много народа. Мне как-то не верилось - кругом ни души.
Отличный берег, отличный пляж.
День 10. 13.07.2016, среда

озера Карбисалми - гора Воттоваара - Гимолы - Поросозеро - оз. Мегриярви
пробег 108 км
 
09.40, стартуем.
Несколько указателей на "Воттоваару" пытаются нас сбить с толку. Несмотря на крики сомнений в группе веду по навигатору в сторону южной тропы на гору.
В одном месте проехались по мосту, который в межсезонье легко заливает водой. Увидели нереально большую хату бобра.
IMG_1797
Судя по всему легион бобров именно из этой хаты запрудули эту речушку, чтобы не видеть посторонних зверей.
Действительно, стали встречаться пешие туристический группы. Есть несколько стоянок удовлетворительного качества. Все заняты.
Нам же они и не нужны.
11.20, 905 км, начало южной тропы. Переобулись-переоделись. Велилки с багажом спрятали в ближайших буреломных кустах.
Пошли на гору.
Тропа хоть и трудовая но нельзя сказать, что сложная. Главное тупо набирать высоту.. Физически окрепшие за 10 дней и почти 1000 км похода, да еще налегке, без труда обгоняем туристов разной подготовки.
Кстати, некоторые группы стояли лагерем и на самой горе. Родник тут есть, а вот где они моются?
Гора - совсем-совсем необычное место. По крайней мере, ничего подобного я раньше не видел. Отдаленно это можно сопоставить с Димерджи-яйлой и Караби-яйлой в Крыму.
Есть теория, что местный ландшафт имеет рукотворную природу. Очень на это похоже. Однозначно, здесь была цивилизация. Кто поставил этой огромный камень на камешки поменьше?
IMG_1801
Сама природа тоже не стояла без дела, создавая причудливые экспонаты.
IMG_1810
 
И уж совсем не свойственен горной местности такой просторный камень-пляж.
 
IMG_1812
 
Все были под впечатлением. Я ходил с открытым ртом до конца прогулки.
IMG_1816
Местность очень загадочная, с удовольствием остался бы здесь побродить пару дней, чтобы осмотреть ее всю, два часа совсем мало.
IMG_1820
 
Гора Воттоваара - самое сильное по впечатлениям место на маршруте.
IMG_5823
Пожалуй, Гимола - Воттоваара - Суккозеро действительно отличный вариант для прогулки.
IMG_5831
Мои попутчики настаивали на продолжении кручения педалей. Неохотно покидаю гору. При случае обязательно побываю здесь еще.
IMG_1821
13.30, велики в сохранности. Сняли таежную одежду и двинули в сторону Гимолы. Только отъехали - мост через реку и большая поляна, образованная развилкой дорог.
Решили тут и пообедать.
Стали попадаться встречные джипы, привозящие сюда посетителей. На дороге встречаются лужи, вполне азартно преодолеваемые в седле.
15.30, 925 км, Гимола. Дорога перед поселком - широченный грейдер. Даже при приличной скорости создает ощущение, что мы еле ползем. Время от времени начинается дождик. По мере преодоления своего порога страха намокнуть каждый из нас снимает-одевает дождевики.
Магазин в Гимоле закрыт на обед (с 14.00 до 16.00). Не хотим ждать полчаса, да и не за чем. Пилим по грейдеру, местами с значительным рельефом, до Поросозера.
17.50, 962 км, тут-то мы находим магазин, ехать еще прилично, поэтому заправляемся пивом. После тоскливого грейдера, пиво снимает любое уныние. Да и калории опять-таки достаются.
Классический веломаршрут продолжается по этому унылому грейдеру аж до Ладоги. Мы же движемся по неизведанной дороге в сторону госграницы, на запад. Судя по карте, там есть грунтовая пустынная альтернатива.
За пределами Поросозера нас настиг пограничник на машине. Обычные вопросы, паспорта. В приступе доверия, рассказываю о нашей цели на сегодня - озере Алинен. А он возьми и спроси: "А дальше сплав?". Н-да... Как спросили однажды Б.Гребенщикова: "Борис, о чем Ваши песни?"..
До Алинена, конечно, не доползли, далековато.Но дорога хорошая, уверенная.
IMG_1822
21.10, 995 км, оз.Мегриярви. Отличная стоянка на берегу, с песчаным пляжем и остатками оборонных сооружений времен войны.
 
 
День 11. 14.07.2016, четверг

оз. Мегриярви - развалины Салмиярви - Вегарус - оз.Яеляярви
пробег 103  км
 
Стартовали в 10.00
Помимо завтрака, с пользой искупались, осмотрели окопы.
В районе озера Алинен у дороги видели объект, напоминающий пограничную заставу.
IMG_1829
11.34, 1014 км, развилка, нам налево, на юг.
Дорога менее наезженная, но уверенная, и время от времени, прочищаемая.
IMG_1824
12.43, 1030 км, первая развилка перед Салмиярви, нам направо.
Действительно, когда-то здесь была деревня, но время практически стерло ее. Угадываются лишь места, где давным-давно стояли дома и кусочек чудом уцелевшего забора.
На юг от деревни стали попадаться лужи, тем не менее, проезжаемые.
Пересекли какую-то реку по совершенно новому мосту. Пообедали.
IMG_1827
Димон уже третий день отказывался от пива среди бела дня. Это позволяло ему иметь во взгляде некоторый укор в наш адрес. Мы с Женькой всегда ждали маргазм, который нам попадался раз в день, но посередине пути. У Димон не было на тот момент малолетнего ребенка, он мог позволить себе тратить время на фотографирование всяких жучков.
IMG_5842
К слову, от вечернего спирта Димон никогда не отказывался.
Я и Женька не могли так легкомысленно относиться ко времени и предвкушали магазинчик в Вегарусе. А до него еще ехать.
В районе Вегарусъярви среди тайги нам попалась машина с мужиками. Видимо, лесники, вооруженные бензопилами.
Южнее самого озера вправо отходит второстепенная дорога, на обозначенная на бумажных картах.
Мы повернули на нее, пересекли Вегарусйоки по крепкому мосту, тем самым срезали приличную петлю перед Вегарусом.
17.30, 1075 км, Вегарус. Нашему разочарованию при виде наглухо закрытого магазина не было предела! Расстроен был даже Димон, который решил покончить с беспринципным полусухим законом.
Турбаза в Вегарусе хоть и есть, но вся из себя пафосная. Управляющий напомнил своего коллегу из немногочисленных советских фильмов про заграницу. Неторопливый, обстоятельный, он предложил нам подождать обеда, да и вообще переночевать тут. Европеец прям.
При наличии палаток и кучи озер, ночевать под твердой крышей за деньги нам показалось бессмысленным. Заоблачная цена за остатки пива (2 бутылки) нам не понравилась окончательно. И тут Женька вспомнила, что продуктов у нас не осталось.
Как ни странно, цена на немногочисленные продукты на базе оказалась вполне православной. Купив всего впритык (больше просто не было), тронулись в путь.
В Вегарусе есть мост с которого видно эффектную излучину реки.
IMG_5843
Непривычно как-то без пива. Дорога не обещала ничего интересного. В одном месте слегка плутанули, но вскоре нашли дорогу, огибающую с юга Яеляярви.
Стоянок не предвиделось.
20.20, 1098 км, перед тем, как дорога выходит на берег озера есть совсем незаметная своротка направо, заваленная спиленными деревьями. Совсем немного по ней - заброшенное зимовье.
IMG_5845
Берег шикарный, благоустроенный. Но палатки поставить удобнее всего можно у дома.
Первым делом разбавили спирт, закусили черникой.
IMG_5835
Потом искупались, пошуршали по хозяйству. Из-за моего разгильдяйства сел аккумулятор в плеере. Пьяная толпа требовала от меня песен. Пришлось исполнить из избранного "Бухгалтера Иванова" под обещания отключить аудио- видеозапись. Звезда имеет право на каприз.
А зори здесь тихие...
IMG_5850
День 12. 15.07.2016, пятница

оз.Яеляярви - Толвоярви - Суйстамо - Алату - Хямекоски ГЭС
пробег 100  км
 
9.45, стартовали.
Какой-то псевдопограничник в Вегарусе без формы вчера обещал нам дорогу на Толвоярви полную луж.
Действительно, через какой-то время дорога стала лужистой, а затем и болотистой. Глубина луж местами была по пояс. Это не ручей, это - дорога.
IMG_1842
  Мало где можно было проехать. Да и идти порой было затруднительно. Подогревали настроение красивые фотографии из тех мест, которые мы видели в отчетах.
Проехали братскую могилу павших в войне.
Вскоре показался мост с видом на озеро. Перед мостом нужно было запрыгнуть на деревянную ступеньку настила. Давненько не употреблявший пива Димон, в какой-то момент растерялся, рюкзак на багажнике задрал переднее колесо, велосипед потерял управляемость и Димон начал падать с моста.
Я был в двух шагах. В какой-то момент я видел шанс, что ситуацию можно поправить, но момент был упущен.
Димон упал первым, велик лежал на краю моста.
Картина оказалась такой. Димон, зацепившись ногой за велик, висит на мосту вниз головой, а руками по локоть в воде упирается в дно реки. Теоретически картина была бы веселее и опаснее, если бы уровень воды был на 20 см выше. Ситуация была критической, фотографировать было некогда.
Я держал велосипед, Димон выпутывал из него ногу, ну а затем освободился.
Обошлось все легко. Тот самый мост.
IMG_5860
Посмеявшись от души въезжаем на территорию древних дамб по рекам и озерам, которыми славится Толвоярви.
IMG_5861
Все красиво и живописно. Есть отдыхающие, приехавшие на машинах.
IMG_1848
12.37, 1123 км, поляна в Толвоярви.
Дальнейшие лужи на дорогах вызывали восхищение.
Фотка постановочная (конечно же)
IMG_1851
По пути попался экзотический каменный мост, пообедали.
IMG_1853
Через некоторое время дорога превращается в пыльный грейдер. Понятно, что скоро мы приблизимся к цивилизации, на душе становится как-то тоскливо. Только шанс успеть в магазин в поселке Суйстамо подогревает интерес. Димон был разгорячен наравне со всеми. Коллектив вокруг этой идеи максимально объединился.
IMG_1846
Перед Суйстамо грейдер окончательно стал цивильным.
В поселок мы ворвались как каманчи. Маргазму не уйти!
 
17.56, 1181 км, у поселкового магазина стоял молоденький паренек. Он ждал закрытия, чтобы проводить продавщицу средних лет домой. Дом продавщицы находился неподалеку и отличался от остальных новенькой зеленой крышей. Было видно, что дела продавщицы идут успешно, а место - хлебное. Мы успели! За нами магазин закрылся, хотя официально еще должен поработать.
Под пиво и колбасу мы рассуждали о любви, романах по расчету, неравнодушие односельчан и место счастья по данному вопросу.
Дежуривший неподалеку, в поисках наливающих собутыльников, сосед продавщицы, предложив нам рыбы (отказались) за полбутылки пива рассказал всю подноготную любви подростка и продавщицы. Оказалось, что продавщица время от времени меняет кавалеров и разница в возрасте каждый раз всё больше. Живём только раз!
Пока разговаривали подъехала машина с какой-то важной женщиной, которая позвонила продавщице, и та быстро пришла, открыв магазин. Видимо, из начальства.
Вывод для друзей: если магазин должен работать, а он закрыт, уверенно идем в дом с зеленой крышей и требуем открытия под страхом пожаловаться начальству. Продавщица обязательно откроет вам, дорогой друг. Ведь на карту поставлена судьба.
Радуясь за людей, проехали Алатту. Повернули направо в сторону Хямекоски ГЭС. ГЭС хорошо видно с моста. Подъехали, погуляли по плотине.
IMG_1855
Впечатляет. Дальше между рекой и железной дорогой нужно проехать совсем немного и попасть на мыс.
20.00, 1198 км, огромная обустроенная стоянка. Шел дождь, долго тусоваться не хотелось. Поужинали и разбрелись спать.
День 13. 16.07.2017, суббота

Хямекоски ГЭС - Алалампи - Рускеала - Сортавала - Реускула
пробег 91 км
 
Утро было таким же дождливым, как и вечер. Была надежда слегка побыть в сухом помещении, напросившись на экскурсию в машинный зал ГЭС. Но тут нам категорически отказали.
10.20, выехали.на Алалампи.
IMG_1861
В Алалампи я ошибся в навигации, пришлось скомандовать возвращение. Наша дорога проходит рядом с железнодорожной веткой. Дорога изобилует лужами. Вскоре мы подъехали к каким-то воротам. В обе стороны уходит забор. Другой дороги нет. Но ворота лишь замотаны на цепь. Открываем, проходим.
Видимо, это территория заказника. Здесь обустроены кормушки для зверей. Видели оленей.
Всё-таки ситуация нахождения непонятно за каким забором нас пропитывала тревогой. И в момент, когда некоторые товарищи в панике молчали, раздается выстрел, совсем под ухом.
Димон подумал, что взорвалась его ракетница от медведей. Женька решила, что наконец-то по нам стали стрелять. Только я понял в чем дело. От экспериментов с давлением, покрышка незаметно прожевалась и взорвалась в клочья! Грохот был, что надо.
Но нужно все-таки признать, что мои попутчики еще те романтики!
IMG_5865
 Ну вот! Не зря мы возим запасные покрышки. Эта поддалась бы временному восстановлению только в совсем безвыходной ситуации.
Всё сырое, долго возился с ремонтом. Обнаружил прокол еще и в переднем колесе. Черти что!
Наконец-то поехали. Выезд с территории такой же, как и въезд. Пробрались по тропинке до железной дороги. По ту ее сторону началась дорога. Так или иначе, по грязи и лужам под дождем, матерясь и неистовствуя, безо всяких претензий и надежд выскочили на асфальт. Погода стала налаживаться.
15.00, 1232 км, Мраморный карьер Рускеала. За дни скитаний, мы совершенно отвыкли от людей. А сегодня суббота. Неимоверное количество туристических автобусов и машин, продираясь сквозь друг друга, ползут в обе стороны по узенькой дорожке, соединяющей карьер и трассу. Водители автобусов - реальные виртуозы своего мастерства. Выверен каждый сантиметр заноса машины.
Тут же выкинул старую покрышку на помойку. Огромные толпы народу. Площадь по периметру опоясана ресторанами. Народ, наверное, и сам шизеет от такой своей мощи. Заковав велики в стороне, пошли смотреть мраморный карьер.
IMG_1862
Место попсовое настолько, что в озере плавают лодки, а со скал народ прыгает на резинке. В общем, "Рэмбо, мы сворачиваемся!".
IMG_5867
Пошли к великам. Тут нас стала атаковать команда велотуристов, спрашивая где здесь место для ночевки. Привыкшие ко всему, говорим, что за трассой есть река, там наверняка можно встать. Не отстают, нужны чуть ли не координаты. Говорят про какой-то кемпинг. Люди добрые, да что же это деется??
Пока выезжали на трассу попались две огромных велоколонны. "Пора!", подумал Остап.
Только ближайший маргазм смог успокоить нервы. Отсюда асфальт.
18.00, 1263 км, Сортавала. Крупные магазины, есть даже спортивный с велозапчастями.
Дальше отличнейший асфальт, с укатанной 20-см обочиной. По одной полосе в каждом направлении. Ехать можно очень быстро, но осторожно.
Нигде не могли найти место для ночлега. Свернули на дорогу к озеру - увидели застрявший микроавтобус немецкой семьи. Тоже надеялись на озеро здесь. Приложили дружно немало усилий, вытолкнуть так и не смогли. Слишком тяжелый.
21.00, 1289 км, заночевали не скажу как и где.
Человек знай, после тайги нужно заканчивать поход где-то здесь.
 
День 14. 17.07.2017, воскресенье

Реускула - Лахденпохья - Кузнечное - Приозерск - Ларионово - берег Ладоги
пробег 119  км
 
9.40 выехали.
11.14, 1309 км Лахденпохья.
Дальше идет шикарнейшее шоссе, можно развивать любую скорость. Дорога по бокам украшена живописными скальными выступами. Все населенные пункты находятся поодаль от трассы
Это прекрасный асфальт резко заканчивается на границе с Лениградской областью. Начинается дикий грейдер, где в пыльном тумане тяжелые грузовики, автобусы и легковушки пытаются прорваться, проклиная всё на свете.
Немного  скрасил страдание объезд через Кузнечное.
Когда вернулись на основную трассу, был уже асфальт.
До Приозерска шоссе вновь стало узким и оживленным.
В Ларионово мы от него избавились, свернув в сторону Моторного.
20.12, 1408 км набитый отдыхающими берег Ладоги. Но местечко мы все-таки нашли. Женька сказала, где-то здесь  отдыхала ее сестра с семьей и компанией (у кого-то тогда украли кроссовки) несколько лет назад.
Пока раскладывались, подошел мужчина с ребенком, рассказывая, что он отдыхал на этом месте несколько лет назад. Женька узнала его: мужчина и ее сестра тогда отдыхали в одной компании на этом месте несколько лет назад! И вообще, они - соседи.
Мы не ожидали, что вода в Ладоге такая холодная.
Видя, что мы идем купаться, на берег стали выглядывать любопытные граждане с горячим чаем в кружках. Народ напряженно ждал.
Холоднючая! Окунаемся, намыливаемся, опять окунаемся и выходим. Улыбаемся зрителям!
В воде главное, чтобы была жидкая! Маэстро, туш!
 
День 15. 18.07.2017, понедельник

берег Ладоги - Моторное - Заостровье - Приладожское - Отрадное
пробег 54 км
 
Утро было пасмурным. Жалеем, что вчера поленились и не сфотографировали это великое озеро.
Сегодня только так.
IMG_5869
Торопиться не хочется. Капает дождик.
11.20, всё-таки выехали.
Мы ожидали прокатиться вдоль Ладоги грунтовыми дорожками, но нам могли предложить лишь немногочисленные грейдеры.
У магазина в Приладожском, приходим к выводу, что по этим дорожкам ездить бессмысленно, а погода не сулит солнечных перспектив. Поехали-ка в Питер на дачу, где нас дожидается Женькина бабушка и наша дочура? Пора...
Стараясь не смеяться друг перед другом над дезертирским настроением, и продолжая делать серьезные мины при веселой игре, каждый, ну очень обстоятельно, расчетливо излагал свои точки зрения. Да-да, ехать на дачу.
Поворачиваем на Яблоновку, а оттуда на Отрадное, вдоль одноименного озера.
Наблюдаем местную скульптуру
IMG_1873
Скоро электричка. Время на магазин есть.
IMG_1877
1462 км, пора домой.
Сели в электричку, поехали в Питер.
Там на даче нас встретила дочь и прабабушка. Приехали все Женькины друзья (давно не виделись) и закрутилось-завертелось.
 
 
 
Выводы и заключения

Карелия - есть Карелия.
IMG_5801
 
Карелия - отличный край, где можно интересно откатать поход, как новичку, так и бывалому туристу, утратившему форму :)
 
Пишу отчет в январе. За это время у Димона родился сын, а мы с Женькой ждем пополнения летом (мальчик). Это о результатах визита в Карелию.
 
Дорогой читатель! Ты всегда добьешься успеха в путешествии по Карелии и после него, если кроме друзей и спирта учтешь следующие малозначительные обстоятельства:
 
1. Трудовой рельеф. Карелия - это не равнина, как кажется на первый взгляд. Например, судя по ГПСез, в первый день мы набрали около 1000 м высоты. "Да, это немного, но это немало!".
2. Большое влияние дорожных кружностей. Большое количество озер и других природных препятствий заставили человечество прокладывать дороги как можно кривее. Часто вспоминался коэффициент равный корню из двух.
3. Большое количество насекомых. В первые дни, на севере над нами очень прилично поработали. Может, это был испуг после городской жизни? По мере мимикрирования под окружающую среду (здоровое питание, местная вода, системный характер нагрузок) на кровососущих обращали  всё меньше внимания. Или привыкли? Или двигались на юг?
4. За всю веложизнь еще разу не увидели медведей.
5. Во всех деревенских магазинах принимают карточки к оплате. Видимо, гонять почтовый микроавтобус с наличностью дороже, чем обслуживать карты.
6. Нам повезло с погодой. В этом году несколько групп попали под один сплошной дождь.
7. В отличие, например, от Кольского полуострова, чистая вода содержится не во всех водоемах. Специально ничего не кипятили. Отравлений не было.
8. В этом году деньги на содержание дорог, видимо, дошли до дела. Всюду мы видели технику ровняющую и строящую дорожное покрытие. Разрушенные мосты, правда, присутствовали, но для велосипеда запросто проезжаемы.
9. Местные жители, как и вся страна, любят крепкие напитки. Не нужно бояться - нужно общаться. Иной трезвый хуже пьяного.
 
Спасибо за внимание. Карелия любит Вас!
IMG_1885
 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте