Карское море.
12 августа. Четвертый день Нгосавэй-Яхи. Выход в море. Геологи свернулись и уехали около 9 утра, чуть позже стартанули и мы. Через полчаса был громадный и обалденный каньон «упавшая земля», по аналогии с Казахстанским мысом Жигылган – скалы, отслаиваясь от стен гигантскими квадратами, когда-то падали в реку. Величественно стояли на страже останцы выветривания «три брата». За ними есть несколько (не по нашей воде) интересных порогов и даже небольшой сливчик водопадного типа. На этом участке река заметно понижается, струи грохотали и гремели меж тут и там торчащих камней, уходя в «настоящий» прижим. В общем супер, если бы не пешком.
За каньоном встали на обед, влезли на ближайшую возвышенность… и увидели на горизонте море! Вот оно, Карское, к чему стремились столь долгое время. Уже совсем чуть-чуть осталось. Чувствуется ледяное дыхание севера - как только солнце скрывается за тучей – резко холодает. По берегам все чаще встречаются снежники, не растаявшие за все это жаркое лето. Встречный ветер приносит солоноватый запах, залетают чайки. Видели одинокого оленя. Думали, дикий, испугается, и подходили очень осторожно. А он при первом прикосновении к нему взял, да и лег.
В море выходили пешком. Был отлив, и даже далеко от берега - мели. «Море по колено» - прозвали мы залив Торасовэй. Хотелось дойти до острова, но не уверены были, есть ли там вода, и направились к красивым пирамидообразным моренным грядам по правому берегу. Неподалеку паслось громадное стадо оленей, голов 100, с маленькими оленятами. Причалили, но воды не оказалось, зато пообщались с ненцем и его очень умной лайкой. Оленевод сначала не понял, как мы назвали реку, потом догадался и произнес совершенно по-другому, одним горловым звуком с ударением на последний слог – яхА. Повторить это невозможно ) .
Пока мы рвались к моренным грядам и оленям, очень сильно отстала и потеряла из виду нас «маринка», и Олич не знала куда мы пристали. Когда встретились, она оправданно на меня злилась – хорошие руководители так не поступают ((( Пообещала относиться внимательней. Не теряйте свои экипажи!
Море вечером было спокойно, лениво плескалось, накатывая волну на берег, и какого-либо неудобства гребле не доставляло, хотя долгая качка на длинных пологих волнах вызывает особое чувство – может и не полноценной морской болезни, но рано или поздно жажда оказаться на твердой земле, «где не качает, сухо и есть чем дышать» возобладает над всеми остальными. Отдаляясь от берега, как нигде ощущаешь бренность человеческого бытия в вечном и равнодушном океане.
Вода оказалась только на Салепэяхе. Возможно она была и на Выдеръяхе, но ее мы уже прошли мимо. Удачное место на косе за кочкой слегка закрывало нас от вездесущего холодного ветра. Не смотря на усталость этого дня, развели костер из мегаогромного бревнища. И как оно вообще сюда попало? Ведь вокруг – только тундра и ничего больше.
13 августа. Карское море. Дневка. Спали до 11 утра, проснулись от жары. Только выползли – пошел дождь. Пока позавтракали и сходили на бывшую радиовышку и останки фактории «Яры», было уже 5 вечера. Получалась дневка. Да и дождик накрапывал, время от времени превращавшись в ливень.
Поскольку мы стояли на косе, до впадения реки в море, чтобы пойти гулять к радиовышке, нам нужно было переправиться через ручей. Для этого мы решили взять одну лодку, «щуку», и влезли в нее впятером. Щука подумала…. И утонула)))) Все попадали в воду, промочив сухие вещи, к такому никто не готовился)) Фотик чудом уцелел – промок чехол. В итоге Серега, как паромщик, перевозил на тот берег по одному.
Радиорелейная вышка, еще в прошлом году возвышавшаяся высоко над тундрой, рухнула бесполезной грудой железа. Железо на вечной мерзлоте и суровом климате заполярья сохраняется очень долго, и фактория «Яры» (если не распилят и не вывезут) еще нашим потомкам будет напоминать о былом величии. Крайнесеверный военный городок издалека как живой. Совершенно целые, новенькие машины – грузовики и буровые установки, кажется только накачать сплющенные шины с неизношенным протектором, и езжай хоть сейчас. Цистерны, ангары, жилые постройки сохранились хуже, но вся начинка как на ладони – отопительные котлы, двигатели, аппараты связи и мн. др. Таблички на агрегатах – 1979-81-84-х годов. Настоящие герои те, кто здесь жил и работал суровыми зимами, и так горестно смотреть, как все затраченные силы и немалые деньги теперь забыты, никому не нужные, лишь ветер свищет в брешах, да трепещут частично оторванные листы железа. Сейчас даже на металл некому вывезти, дороже обойдется. Только морошка и редкие полярные цветы как росли, растут, так и будут расти посреди этой бывшей жизни, застывшей безмолвными недвижимыми изваяниями. И нет им дела до суеты людских поколений.
С обеда на море разгулялся шквал, палатку на растяжках клало до земли. За ужином разлили сладкий чай на все спальники и пенки, видимо для сладких снов. Но те, чьи спальники пострадали, не хотели сладкого сна и возмущались. Пришлось раскочегаривать недогоревшее вчера мегабревно. Дневки – то еще зло ))
К ночи шквальный ветер стал стихать, думаем, если завтра днем будет идти невозможно, придется ночью. До базы по прямой еще 22 км.
14 августа. Карское море. Антистапель. Утром ничего не изменилось ) За исключением того, что этот мощный ветер дул в правильную сторону. Делать нечего, идти нужно. Кто знает, что там – на базе и сколько времени потребуется для выброски? Решили попытаться идти в такую волну, не удаляясь далеко от берега и не разбегаясь друг от друга. Вскоре пошел дождик, закончившийся только вечером.
Загружали вещи и выходили в море из протоки, в которой нет прибоя и вода спокойна. Но не удаляться от берега не получилось – оказалось, чем мельче – тем выше валы, рациональней держаться на небольшом удалении. Ощущения на байдарке при такой волне непередаваемые! Кто-то боялся, ведь кильнуться можно элементарно, кто-то восторгался с горящими глазами, кто-то принимал как данность и пытался улучшить положение. Ветер-то попутный, но поскольку суда надувные, по законам физики их разворачивало до достижения максимальной площади парусности, т.е. боком. При нашем шквале бороться веслами с этим было невозможно, даже если оба гребца гребут только одним бортом. И Егор соорудил руль, некоторое время выверял его положение…. И результат – скорость 4-5 км\ч и нужное направление – при полном отсутствии гребли и руления! Минус был только один: не грести – холодно )) Экипаж «щуки» тоже с положением как-то справлялся, работая двумя веслами, хуже всех было наполняющейся водой из многочисленных мелких пробоин «Маринке», точнее Оличу, направляющей нос на очередную волну.
Самое обидное, в камере сел аккумулятор, а фотики были надежно загерметизированы, и в такую погоду, качку и разбивающиеся брызгами о борта и нос волнами, когда каждый крен мог быть фатальным, доставать их значило загубить, а то и нас вместе с ними. Как всегда, самое интересное и сложное не заснято.
Через несколько часов ветер еще усилился и волны стали еще больше! В приступе паники выбросились на берег (именно выбросились, как щепки. Что великому и могучему Карскому морю наши малюсенькие надувные суденышки ?) - может попробовать проводить лодки бечевкой ? А не тут то было – прибой выкидывает лодку обратно на песок со сводящей с ума регулярностью, а следующая волна стабильно пытается перевернуть. Не вышло, что же делать ? Может связать из всех один тримаран? «Маринку» посередине, две байдарки по бокам, так устойчивей? Связали. Но едва попытавшись сунуться в волну, это чудище кораблестроения накрыло волной с головой и чуть не потопило. Так экспериментальным путем выяснилось, что длинная, но узкая надувная байдарка гнется на гребне волны, огибая его, а ширина позволяет оставаться на одном валу. Короткая узкая «Маринка» хоть и не гнется, но помещается между валами, а широкая большая дурында, получившаяся от связки судов, в вал не умещалась, и ее колбасило еще сильней. Пришлось развязывать обратно. Что ж, варианта только 2 – попробовать продолжить плавание и будь что будет, или рюкзачок со всем этим мокрым барахлом на спину, и вперед по арктическим пляжам. Последний вариант совсем не привлекал, тем более что мы за эти несколько часов на попутном ветре пролетели почти половину пути!
Отчалить удалось с трудом. Кто хоть раз был на море, наверняка помнит валы прибоя, бегущие к берегу и обрушивающиеся на песчаный пляж, растекаясь пеной далеко вперед, и сливаясь обратно в море. Только у нас на море - белые барашки и высота этих валов немногим ниже человеческого роста. Байдарки колбасило и заливало, пласты воды плескались внутрь со всех сторон, прибой то пытался оттащить с волной в море, то прибивал обратно к берегу, сводя на нет наши усилия. Люди были солеными с головы до ног и быстро мерзли в мокрых гидрах на пронизывающем ветру, но было уже все равно. Надо дойти. Ну хоть дождик закончился, и вдалеке проглядывает голубая полоска неба.
Держаться на волнах приноровиились, уже не боялись, и когда неподвижное сидение и постоянно пляшущая в глазах картинка мира стали невыносимыми, увидели береговые строения Ярынской и возликовали.
Это оказалась удаленная от самой станции вертолетная площадка с обслуживающими строениями. Уходящие на разведку доложили, что отсюда никакие машины никуда не пойдут, надо идти самим 8 км до КП. Шанс уехать есть только оттуда, но когда – неизвестно.
Решили немного просушившись, идти на КП и ставить лагерь там, чтобы не пропустить машину. Жалко покидать шумящее море, но когда удастся уехать, не знал никто, а на работу опаздывать нельзя. Выглянуло солнце, почти высохли лодки, гидрокостюмы и палатка. Продукты подошли к концу, поэтому всё взяли одной ходкой, часто делая привалы. Что ни говори, а 8 км по тундре без дорог и 8 км по отличной дороге - не одно и то же )
На КП ребята были очень приветливы, вошли в положение и сообщили, что через час поедет с КС смена на «вахтовках». Дали нам бутылку питьевой воды и сами связались по рации с машинами, пробивая для нас места. Большое спасибо! «Наш» Урал до Воркуты не ехал. Глубокой холодной ночью всех вместе со сменой высадили на промежуточной базе, и водитель сообщил, что скоро должна подойти другая машина – из Воркуты. Если обратно она поедет пустой, нас захватит.
Как ждали, засыпая и замерзая на улице, и ночную погрузку во вторую машину особо не помню. Запомнилось, что на скорости машина влетала в неровности, а нас буквально подбрасывало с сидений под потолок. Иногда даже вышибало дух от особо сильных толчков, а тех кто пытался спать – регулярно сбрасывало. Но нам ли жаловаться, если везут среди ночи, да еще и как оказалось – бесплатно ))
15, 16, 17 августа. Воркута, поезд домой. Прибыли в город часов в 5 утра. Водитель спросил, куда нас везти, и довез до самого вокзала. На мои попытки вручить деньги, даже слышать не хотел. Огромное спасибо всем встреченным людям, они здесь по-северному отзывчивые и человечные.
Здание вокзала открывалось в 6 утра, и уже стояла очередь. Говорят, билетов может не быть… Нам с барахлом деваться некуда, сунулась в привокзальную гостиницу на предмет самого дешевого номера. Такой стоил 1500р, но разрешали "приводить друзей", и с каждого получилось по 300. Кровати было 2, кто-то мылся, кто-то спал, потом чередовали. Когда открылся вокзал, я побежала за билетами. Были только верхние, только у туалетов, и в разных вагонах, но главное вообще были, и сегодня!
Поезд отправлялся вечером, в свободное время гуляли по городу, смотрели местные достопримечательности, в кафе отметили окончание маршрута. За всем этим и сборами вещей по номеру чуть не опоздали на поезд, подбежав в последнюю минуту. А там завалились спать, т.к. выспаться ни в машине, ни в гостинице было невозможно.
Вспоминая предыдущий день, антистапель: надвигаются черные ливневые тучи, мы устали, нам холодно и мокро, ледяной ветер пронизывает до костей и почти сшибает с ног, палатка пытается улететь вместе с вещами… Но скорее попасть в блага цивилизации все равно не тянет. Не хочется покидать этот суровый край.
Край света, Ледовитый океан, тундра… Север притягивает как магнит и манит к себе снова и снова.
И он обязательно дождется.