Россия / Водный туризм | Спортивный туризм

Путешествие по реке Кереть с выходом в Белое море, или Непутевые заметки о водном путешествии глазами Ж

7 - 19 сентября 2015 г.
Водный маршрут II к.с. по реке Кереть + три дня путешествия по островам Белого моря

Отчет о водном походе II кс по реке Кереть с выходом в Белое море,

Сроки проведения: 7 сентября – 17 сентября 2015г.

Район похода: северо-восточная часть Карелии (восточная окраина Северного озерного края и Прибеломорская низменность), Лоухский район.

Вид туризма: водный

Категория сложности: II кс

Нитка маршрута: ст. Лоухи – Парфеево – оз. Плотичное – река Кереть – Керетская губа - остров Борщовец – остров Пестяной – остров Кереть – Губа Чупа – Нижняя Полунга

Протяженность активной части походы:   135 км

Продолжительность дней: 10

Ходовых дней: 9

Количество порогов на маршруте: 20+

Подробная нитка маршрута: г. Воронеж – г. Москва - ст. Лоухи – дер. Парфеево – оз. Плотничное – р. Кереть - оз. Нюкки – оз. Петриярви – оз. Ниж. Ламба – оз.Долгое– оз. Керчуг – оз. Травяное – оз. Новое – оз. Осиновое – оз. Кривое – оз. Варацкое – оз. Масляное - оз. Заборное – Керетская губа – Белое море – о.Борщовец– о. Пестяной – о. Кереть - Чупская губа – о. Олений – о. Утичий – Нижняя Полунга – г. Воронеж

Список участников:

1. Волков Сергей  - руководитель. Байдарка Свирь (капитан и матрос в одном лице)
  2. Гриценко Наталья – доктор, зам. рук. Байдарка Каньон-2 (капитан)
  3. Кучма Александр – завхоз, хронометрист. Байдарка Таймень-2 (капитан)
  4. Давыдов Сергей – реммастер, фотограф. Байдарка Таймень-2 (матрос)
  5. Толстова Яна – эколог. Байдарка Каньон-2 (матрос)

Рельеф: нитка маршрута представлена цепью озер и ламбин, соединенных между собой порожистыми участками реки.

Маршрут

С маршрутом определились еще в июне, очень хотелось совместить порожистый экстрим с неспешной медитативной греблей по красивейшим озерам Карелии и просторам Белого моря.  Спасибо нашим друзьям за помощь в снаряжении, можно сказать собрали нас всем ВоронежемJ. Основной состав группы 5 человек определился сразу, был вопрос в поисках 6 участника, так как предполагали идти на трех двойках. Поиск ничем не закончился, бывалые в Карелии товарищи настращали нас, что в сентябре вы там померзнете, обмокните и вообще в Карелию нужно ехать в июле-августе,  в итоге желающего шестого не нашлось. По словам Сергея В.: «Грести в двойке одному ничем не сложнее, чем грести в двойке с товарищем, который не гребет». На том и порешили.

Взять билеты даже за 45 дней на прямой поезд до Лоухи из Воронежа не удалось: билеты в наличии были, но только все верхние и боковушки, а так как все снаряжение мы везли с собой (в конечном итоге 16 огромедных сумок со снаряжением, едой и личными вещами на 5 человек) возникла мысль, что так дело не пойдет, нужно занимать купейные 4 места и одно напротив. Решили ехать с пересадкой через Москву. Для байдарок купили три багажных билета, но как показала практика можно было купить два, чем мы в последствии, и промышляли. Проводники ни разу не проверили где у вас тут байдарка, а где не байдарка.

С заброской из Лоухи до озера Плотичное (деревня Парфеево) договорились заранее, стоимость 250 руб./человек, за нами приехал Александр на буханке с грузовым отсеком на 6 человек (тел. 8 921 525 23 41).

В Лоухи приехали 7 сентября в 00-20, Александр нас уже ждал с улыбкой, кефиром и хлебом, которые мы ему заказали заранее. По дороге он нам рассказал, что в этом году было много дождей, воды в реке больше обычного, часто ему приходилось забирать группы, которые в порогах порастеряли весла и поломали байдарки. Можно сказать, Александр нас уверенно обнадежил и настроил на маршрут.

До места старта (деревня Парфеево) доехали минут за 10-15, выпили кефира, поставили палатки и отключились, завтра предстоял сложный день. Еще с вечера мы поняли, что место стоянки не очень чистое, с этой точки стартует на маршрут много групп, плюс полянка у озера находится в 100 метрах от автотрассы Санкт-Петербург - Мурманск, здесь вероятно часто останавливаются на ночевку проезжающие автомобилисты.

7 сенятбря. День первый Озеро Плотичное (деревня Парфеево) – оз. Плотичное о.Реутошуари Дистанция: 4 км

Ночь была теплой, никто не замерз. Проснувшись утром часов в 9, и еще не успев позавтракать, все основные силы были брошена на сбор Свиря, собирали пазл «Свирь» часов до двух, работы добавила обмотка скотчем штевней отрезками пенки, тот же алгоритм проделали с Тайменью. Каньон 2 надули в пол часа (в этом ее большой плюс, ко всему прочему вся сдутая лодка с насосом и сидушками выглядит как рюкзак на 60 литров). Параллельно со сборкой байд сварили Кус-кус (пшеничная крупа) и  добавили в нее Чернику, которая росла везде и всюду.

Пока собирали ягоды черники кто-то нахватался ягод можжевельника (тогда еще думали, что это можжевельник, оказалось, что это Шикша  - выше на фото… эээхх я еще тот ботаник).

На маршрут вышли в три часа. И тут оказалось, что грести на Каньоне-2 по озеру – это почти тоже, что пытаться сдвинуть тяжеленную штангу с места – медленно и тяжко. На Каньоне мы гребли женским экипажем, можно сказать к концу маршрута мы не слабо прокачались. Ребята на Свире и Таймени быстро гребли вперед и постоянно нас ждали, но меняться лодками мы не хотели, принципиально, такие вот мы – девочки. Хотя Таймень, которую в первый день, видимо не правильно загрузили, шла галсом, сильно не опережая нашу надувную байдарочку. Сережа В. выдвинул мега предложение нагрузить нашу лодочку побольше, объясняя это тем, что все равно наша скорость от этого не поменяется, как она стремилась к нулю, так и будет стремиться к нулю. На след. день нам докинули огромный гермомешок с палатками и еще чем-то, после этого нас стали называть  «Банан», «Пищеблок», «Непотопляемый», как угодно только не «Морковка», как мы в начале самоназвались.

Прогребли мы часа 2-3 и стали на ночевку на северной части острова Реутошуари – красивый скалистый остров, есть стоянка с костровищем и бревнами, дрова на острове есть, но не много, есть камни для бани. Хорошая стоянка – один минус – ветрено.

Прогулявшись по острову выяснили, что с южной его стороны есть безветренный затон, но с высоты скал было не видно есть там стоянки, или нет.

Нашла два старых подберезовика, которые так никуда не пошли. Касательно грибов – с этим нам не повезло, грибов очень мало, и если есть, то червивые. Но зато повезло с погодой, за весь маршрут у нас ни разу не было дождя – счастливчики мы.