Предисловие

Идея этого путешествия родилась у меня, как ни странно, на Маршрутах.ру. В декабре 2011 г. попал на отчет "От Кургана до норвежских фьордов" и мысль начала работать. Большое спасибо Дмитрию Гапченко за то, что поделился своими впечатлениями.
Потом были другие отчеты, рассказы, фотографии, но все началось именно с него.

Забегая вперед скажу, что практически всё, что было запланировано, удалось выполнить, а кое-что даже из факультатива. Удачно сошлось несколько обстоятельств:
1) было огромное желание сотворить нечто, во что самому не верилось;
2) дети подросли для такого путешествия и не переросли чтобы внимать родителям в дороге;
3) состояние автомобиля позволяло не задумываться о возможных неполадках.

Не уверен, что нужно рассказывать читателю зачем едут в Норвегию? Конечно это фьорды, водопады, ледники. Да, всего этого там в изобилии и 9 из 19 дней путешествия мы посвятили этому краю Европы. Но было у нас еще несколько целей, которых хотели достичь:
- в шести из семи стран путешествия (не считая Германии) мы ранее не бывали, по этому хотелось не пролететь их насквозь, но составить хотя бы небольшое впечатление о них;
- впервые мы оказываемся за пределами России без "подстраховки" в виде друзей, родственников и турфирм, которые смогут в случае чего "подавить" языковой барьер (английский у нас все-таки без спецшколы),
- доказать самим себе что разобраться со всеми этими паромами, границами, парковками, заправками, развязками, кемпингами нам под силу, а не только тем, чьими отчетами пестрят жж, форум Винского и маршруты ру;
- чтобы мотивировать девченок стойко переносить все тяготы жития на заднем сиденье, в конце маршрута был поставлен LEGOLAND - известнейший парк развлечений, куда и сами хотели попасть.

Общие сведения

Планирование маршрута
Задача стояла посмотреть "всё" самое интересное, что зацепило в прочитанных отчетах.
Проблемой стало [как обычно]  впихнуть все задуманное в 16 дней (две недели отпуска + два выходных). Скажу прямо, выход нашелся только такой: прибавить  к отпуску еще 3 отгула, успешно отработанных в затянувшиеся майские праздники. Пришлось отбросить вариант "северного" пути через Нордкап - в Данию мы при этом уже никак не попадали. Путь "туда" был выбран традиционный: Торфяновка - Турку - паром - Стокгольм, а вот обратно что-то не хотелось возвращаться той же дорогой. Вот тут и появился датский LEGOLAND, благодаря которому маршрут приобрел вид кольца. Но сухопутный путь из Норвегии в Данию через Швецию все равно не влезал в наши временные рамки, по этому было решено покидать Норвегию так же на пароме (Кристиансанн - Хиртсальс).
Нитка маршрута разрабатывалась классическим способом: находим все интересные места в Google Earth, сопоставляем их с автодорогами, соизмеряем расстояние между ними, ну и далее - кому как удобнее. Старался одну половину дня закладывать на "перемещения", вторую - на "посещения". На мой взгляд получился логичный, насыщенный маршрут.

Визы
Нам повезло. В мае 2012 года в Казани открылся визовый центр Норвегии. Это существенно облегчило процесс получения виз. Все прошло гладко. Собрали все документы (http://www.norwayvisa-russia.com/moscow/index.html), заполнили на сайте анкеты, оплатили визовый сбор (https://selfservice.udi.no/ - сайт на английском, но все-таки разобрались), пришли в визовый центр без записи в течение часа все сдали (пришлось ксерокопировать часть документов на каждого подающего, включая детей). В качестве требуемой брони отелей сошли распечатки писем из кемпингов о том что "welcome, бронь не нужна, место найдем всегда". Также расписал им план поездки, даже нанес нитку маршрута на карту, приложил электронные билеты на паромы.
через 12 дней (на два дня раньше обещанного) пришла радостная SMS-ка - приезжайте за паспортами.
Весь пакет документов для въезда в шенген (визы, страховки, Green card) на четверых обошлись в 14000 руб. (то есть 3500 руб на брата (сестру)). Подробнее - в разделе "Расходы"

Навигация
В качестве основного средства навигации использовался Garmin GPSmap 62 (карты - City Navigator Europe). В качестве автомобильного он слабоват, но зато в пеших радиалках он был в родной стихии. Все основные треки были экспортированы в него еще дома из Google Earth и теперь оставалось только сверять свои передвижения с намеченным маршрутом. Разумеется, периодически приходилось прокладывать небольшие участки заново, так как на ходу кое-что меняли. постоянно было включено отображение реальной скорости, так как спидометр обычно ее занижает на 8-10 км/ч, а на дальних перегонах это набегает в сэкономленные часы. По России ехали с Яндекс пробками в смартфоне (при объезде Москвы в обе стороны очень пригодились). С собой имели обзорную карту южной Норвегии с проложенным маршрутом (ту самую, которую сдавал в визовом центре). Эту карту можете найти в прикрепленных документах.
В целом недостатка навигационной информации в путешествии не ощущали.
Автомобиль
Skoda Yeti TSI DSG 1.2
Средний расход показала в районе 7,2 литра /100 км.
Ни единой претензии к производителю. Аппарат надежный и удобный.
Неожиданностью стало то, что при спусках по серпантинам двигатель начинал набирать обороты (до 4000 доходило), хотя нога была на тормозе. В наших поволжских широтах спусков такой протяженности и крутизны мне не встречалось, поэтому такое поведение аппарата сначала принял за отклонение от нормы. В последствии начал на спусках переходить в ручной режим.В гору тянет отлично (для своих 105 лошадок).
Общий пробег за путешествие - 8975 км.

Ночевки
Из 18 ночей, проведенных в путешествии:
3 ночевки - партизанские (две в России, одна в Польше)
1 ночевка - на пароме Турку - Стокгольм
4 ночевки - в кемпинге (домик)
10 ночевок - в кемпинге (палатка)
Цены зависят от "звездности" кемпинга и местоположения.
Цена для палаточного варианта на четверых + машина колеблется от 150 до 300 крон, для варианта с домиком - от 320 и выше. Душ везде (кроме одного кемпинга) за отдельную плату - обычно 10 крон 5 минут. Электричество - отличная вещь, когда с собой электрический чайник и удлинитель. Удобно вскипятить воду в чайнике, а потом продолжать варить что-либо на газу. В таком гибридном режиме мы израсходовали за путешествие всего два баллона по 460 г.
На самое главное в норвежских кемпингах - это детские площадки :). Батут, качели, лазелки - все что нужно детям в Норвегии. Мы еще не успевали поселиться в кемпинге, а половина нашей команды уже скакала, качалась и прыгала. Утром - картина повторялась.


Снаряжение
Несмотря на то, что опыт пеше-водно-горно-вело походов у нас имеется приличный, в автопутешествии пришлось ломать стереотип, присущий туристам, "меньше нести - легче идти".
Теперь это звучит так: "все, что лезет в машину - нужно брать".
А именно:
- Палатка кемпинговая
- Палатка вело
- Само надувающийся коврик (4 шт)
- Подушки (4 шт)
- котлы (2 шт 2,5 и 3 л)
- половник
- доска кухонная
- нож
- сковородка
- Миска глубокая
- Аптечка
- Ремнабор
- видеокамера
- фотоаппарат+зарядка
- штатив
- GPS
- зуб щетки, мыло и т.д.
- стол складной
- кресла складные 2 шт
- табуретки складные 2 шт (лучше б это были кресла)
- удлинитель (20+5 м), тройник
- горелка 2 шт, газ. баллоны 3х460 + 2х250
- Карты, атлас, распечатки
- Телефон+зарядка
- Автохолодильник
- Электрочайник
- Термос (2 шт)
- Репеллент
- Рации

Один из лучших предметов комфорта автотуриста - настоящие домашние подушки(!). Как-никак треть путешествия обнимались с ними, а не со сдувающимися, прилипающими к щекам их резиновыми родственниками. Помещались они в 40-литровый рюкзачок.
Еще одним ноу-хау, вычитанным на форуме Винского, было использование для часто используемых вещей и продуктов прозрачных икеевских контейнеров.
Вещи, используемые в основном на стоянках убирали в бокс на крыше.



Питание
Поскольку изначально упор был сделан на автономность путешествия, решено было брать основной набор продуктов из Казани. По пути докупали только хлеб, сыр/колбасу, молочный продукты, фрукты/овощи и всякую ерунду вроде хлопьев. В среднем один заход в магазин (двухдневный запас продуктов) опустошал наши карманы на 150-200 крон. Условно доступные цены - в магазинах "Kiwi", "Coop mini price", "Aldi".
Вот цены на основные продукты (что удалось запомнить):
Батон хлеба - 7-30 крон (40-171 руб)
Бананы, кг - 10-15 крон (57-85 руб)
Шоколад, 200 г - 12-20 крон (70-115 руб)
Йогурт (4 стаканчика) - 18 крон (103 руб)
Сыр (нарезка 150 г) - 25 крон (115 руб)
Колбаса (нарезка 150 г) - 26 крон (150 руб)
Печенье 200 г - 20-40 крон (115 - 230 руб)
Консервы индейка 400 г  - 40 крон (230 руб)

По местным кафешкам не ходили, да и нет их в норвежских кемпингах.
Вот список продуктов, которые были взяты с собой из дома:

Пюре

1,2 кг

На завтрак

Рис в пакетиках

1,2 кг

На ужин

гречка

1,2 кг

На ужин

Макароны

1,2 кг

На ужин

Суп-лапша

1,8 кг

На завтрак (надоела)

Сгущенка/джем

9 упаковок

 

Масло растит

 

Жарить рыбу и в салаты

Сахар

3 кг

Съели весь, докупали в Дании

Чай

5пачек

Съели весь, докупали в Дании

Сухари

6 буханок

Половину привезли домой

орехи

1,2 кг

перекус

Курага

0,5 кг

перекус

Изюм

0,5 кг

перекус

Печенье

2 кг

Больше ели местное

Соль

200 г

 

Колбаса копч.

3 палки

 

кубики бульонные

2 пачки

Почти всё привезли домой

Кофе

200 г

Ушел весь

Сливки сухие

200 г

 

Шоколадки

10 штук

 


Расходы 
Дотошного учета расходов не вели, не хотелось заморачиваться во время отдыха. Записывали что вспоминалось, Поскольку практически всегда рассчитывались с одной катрочки Master Card, по приезду в интернет-банке легко подняли статистику. Кроме карточки брали с собой наличность - 2000 крон и пару сотен евро. Как и ожидалось они ушли там, где не получалось расплатиться картой.
Общий расклад получился примерно такой (в рублях):
Визы 5600
Страховка 1760
Green card (30 дней)
2950
услуги визового центра 3680
паром Турку-Стокгольм 7760
паром Кристиансанн -Хиртсхальс 7560
Леголенд 4707
Аптечка 1300
продукты на маршрут 3247
Продукты в дорогу (по России) 1500
Бензин (суммарно) 34500
Паромы/туннели/дороги 10850
Парковки 500
Продукты в магазинах 12400
Кемпинги 16500
Сувениры 4800
Музеи 2600
Итого на 4 человека                122214
На одного человека                  30553 рубля.
Дорога "Туда"

13-14 июня
Пробег -  1680 км
Российская часть пути особого интереса не представляет. На качестве дорог останавливаться не буду, все всё знают. Доехали от Казани до Выборга примерно за 32 часа, включая 4-х часовую «ночевку» в машине под Гороховцом (около Нижнего) (56°16'57.36"С  43° 3'44.00"В). Москву объезжали с севера через Ногинск, так как попадали в самое пробочное время – 8 утра. В сумме на пробки ушло минут сорок (Тверь, Вышний Волочек). Погода стоит солнечная, настроение хорошее.
_MG_7548

Проезжая Великий Новгород узнали памятное нам место: Мясной Бор. Здесь в мае  96-97 годов мы участвовали в вахте памяти в составе «Снежного десанта».

Мемориал в Мясном бору
Ближе к Питеру погода испортилось. КАД ехали уже под проливным дождем.
КАД вокруг Питера

Теоретически мы могли успеть пересечь границу уже сегодня, но шенген открывался нам с 15 июня и мы забурились в лесок недалеко от Выборга, уперлись в какие-то дачи, немного вернулись и остановились прямо на лесной дороге (60°28'35.25"С  29°19'55.74"В). Светло, организм не понимает, что пора спать. Надо привыкать к белым ночам, их еще будет много.

Ночевка близ финской границы.

Здесь пригодилась маленькая двухместная велопалатка. Вчетвером в машине спать неудобно, по тому взрослые мигрировали в палатку, а в машине спали дети.

15 июня. День третий.
Пробег - 420 км.
Подъем в 4.15. Движемся к границе. Проехали пару российских погранпостов, на первом нам просто махнули жезлом «проезжай», на втором глянули паспорта. Сам контрольно пропускной пункт появился внезапно, просто в очередной деревне шлагбаум и вот тебе «зеленый коридор», «красный коридор». Вся процедура (наши + финны) заняла около получаса. Досмотр авто был весьма условный: открывай- закрывай. Финны - вообще решили не высовывать нос из конторы, проштамповали паспорта и валите ребята.

Проезжаем крадучись первые километры по Европе. Кажется что все вокруг законопослушные, а ты того гляди чего-нибудь нарушишь. Знаки ограничения скорости стали желто-красными, стоят не после перекрестков, а примерно каждый километр (может показалось). Разделительные линии разметки имеют насечки: при наезде машина начинает «петь». Причем двойная сплошная -  высоким тоном, а обочина – низким. Немного поразвлекались. Первый привал на финской земле ознаменовался появлением крота. За почти 40 лет в России я всего один раз видел крота на протяжении секунд двух-трех, а тут на тебе: вылез из травы и начал круги нарезать вокруг нас. Его, конечно, можно понять – в каменистом грунте особо не покопаешься, по под колеса-то зачем лезть?

Чудо-юдо рыба Крот.

Изначально я не особо надеялся, что мы успеем захватить Хельсинки, ведь по Финляндии около 500 км ехать, а на паром опаздывать не хотелось. Но мы шли с опережением графика часа на два, поэтому мимо столицы проезжать было жалко: когда еще сюда зарулим, да еще на своей машине. С развязками никаких проблем не возникало, а вот паркинги задали нам жару. С непривычки хотелось встать к любой обочине, чтобы хотя бы спокойно порыться в навигаторе, но везде стоят запрещающие знаки. Кое-как сориентировались и прибыли в самый центр Хельсинки. Объехав пару кварталов, нашли подземный паркинг какого-то крупного торгового центра. На въезде взяли билетик, поставили машину и пошли смотреть город.

Хельсинки. Уличный музыкант

Поскольку в изначальных планах у нас не было посещения Хельсинки, то маршрут и достопримы мы искали «вслепую» прямо на местности. Первым делом мы набрели на уличного музыканта, виртуозно игравшего классику на бутылках с водой, слушать можно долго, но время поджимает.

Пошли вместе с толпой гуляющих и вышли на площадь с кафедральным собором. Внутри собора шло венчание какой-то олигархической парочки, а на площади шел какой-то фестиваль: стояло много шатров, здоровенная сцена, лестница к собору играла роль зрительного зала.

Хедьсинки. Кафедральный собор.

В 14.00 выехали из города и направились в Турку. Автострада, ограничение – 120 км/ч. Впервые прочувствовали удобство круиз-контроля. До портового терминала долетели за 4 часа. В отстойнике в очереди на посадку стоит единственный авто – Cayenne c питерскими номерами. Мы приехали, оказывается, очень рано. К семи часам площадь начала заполняться, но парома все не было.

Турку. Ждем паром
И вот ОНО появилось…Откуда-то сбоку, бесшумно вздымалась громадина под именем Baltic Princess.
Турку. Наш кораблик.
Уже на подходе к причалу морда у нее стала раздвигаться. Далее все стало развиваться стремительно. Из недр корабля в два ряда стали выезжать вереницы автомобилей, через боковые коридоры (не поворачивается язык назвать их трапами) повалила толпа пеших пассажиров. Буквально минут через 10 нам начали махать регулировщики посадки, чтобы мы не разевали варежку, а активно участвовали в этом шоу, под названием «погрузка». Поскольку мы были первыми в своей полосе, то проехали по трюму до самой кормы, до упора. Поставили машину на ручник, взяли необходимое барахло (потом эту палубу закроют до утра), и поднялись в каюту.
Билет на паром я покупал заранее через интернет (ссылка). Выгодно было брать так называемый «автопакет». В него входит автомобиль, 4 пассажира и каюта. К сожалению, в составе автопакета нет выбора кают получше-похуже, а есть один вариант «Класс B» Единственный его недостаток – отсутствие окна. Вместо него висит зеркало в виде иллюминатора.
Каюта класса 'В'. Вместо иллюминатора зеркало.
Но нам ехать ночь, поэтому отсутствие окна – не проблема, а желающие насладиться видами могут поторчать на прогулочных палубах, куда мы и пошли.
Турку. На верхней палубе

Турку. Отплываем.

В интерьерах Baltic Princess

Паром полон магазинов, ресторанов, клубов, паров. Чувствуется, что народ едет погудеть в Стокгольм и начинает уже здесь. Недурной вариант проведения уикэнда :). Но нам этот праздник жизни как-то не очень. Сказываются двухдневная рулежка и 2100 км. Идем спать. Ужин – спартанский: йогурты, бутерброды, «одноразовая» лапша. Не смогли отказать себе в удовольствии нарушить какое-нибудь правило и вскипятили чай на газу в душевой кабинке.

  Бюджетный чай на подходе.
16 Июня, день четвертый
Пробег - 522 км
Проснулся по будильнику в 5 утра как в могиле. Темень полная. Секунд 10 вспоминал что тут вообще происходит. Из снов о родине меня вышвырнуло в темный трюм какого-то судна, которое болтается в море между Финляндией и Швецией. Ну и больно хорошо, разве не об этом ты мечтал последние полгода?
За пределами нашей каюты ночная жизнь не прекращалась. У Финляндии со Швецией разница во времени один час. Не подумав, что прибытие обычно происходит по местному времени, мы не спеша стали кипятить чай и собирать вещи. Вдруг голос за кадром произнес из динамиков (в том числе и на русском): прибываем через 15 минут, просьба освободить каюты и занять места в автомобилях. Через 5 минут мы уже были в нашем авто с кружной чая в руках. Вот наша исходная позиция:
Зад 'Принцессы' готов выпустить нас наружу.

Стокгольм нас встретил дождиком. Однако появившийся дополнительный час подтолкнул нас к мысли исследовать город, благо въезжать в него было уже не нужно. Большой плюс раннего утра – отсутствие проблем с парковкой. Примерно за 3 квартала от исторического центра мы пристроились к какому-то строительному забору, за которым машину почти не было видно, и преспокойненько пошли с навигатором обозревать родину Карлсона.

Стокгольм. Центр.
Вернувшись к машине через 2,5 часа мы нашли ее на том же месте, где и оставили :). В 9.30 утра выехали из Стокгольма со второй попытки (промахнулись с развязкой, вернее, пока я разбирался, не врет ли мне навигатор, пропустил поворот, пришлось заходить на второй круг, как настоящий пилот дальней авиации).
Едем по магистрали, ограничение те же 120 км/ч. Знаки желто-красные, стоят часто, обочины и разделительные линии также «поют». На выезде из Стокгольма видели Икею – видимо самую главную среди всех Икей мира.
К двум часам дня прибыли в городок Оребро, известный своим старинным замком. На осмотр – полтора часа.
Замок Орёбру

Орёбру. Город - выставка современного искусства.

Видимо лавры Брюсселя не дают ореброжанам покоя.

Вскоре после Оребро  настало время нового испытания – исследовать местную заправку. Всю Финляндию и половину Швеции проехали на родном бензине, но, увы, счастье по 30 руб. за литр не бесконечно.
Система автоматической заправки в Швеции такая:
- подъезжаем, вставляем пистолет в бак
- вставляем кредитку, аппарат ее тут же выплевывает (он заблокировал на ней 400 крон*)
- после этого нажимаем кнопку с нужной маркой бензина (как ни странно, есть 95 и 92) и ждем, пока зальется бензина на 400 крон (примерно 27 литров)
- опять вставляем кредитку, теперь точная сумма окончательно списывается и выдается чек.
* для справки: курс рубля к норвежской кроне принимаем 5,5 руб за крону.
Если нужно еще бензина – процедура повторяется, но(!) если во второй попытке вы зальете меньше бензина, чем на 400 крон, то разница будет заблокирована на карточке пару недель. По приезду в Казань я обнаружил заблокированными у себя 8000 руб, через несколько дней – отпустило.
Еще один курьезный эпизод, связанный с первой заправкой. В самый неподходящий момент, когда мы разбирались с кнопками бензоавтомата и не могли понять, почему он сразу выплевывает кредитку, не спросив сумму, у меня начал звонить мобильник, который я забыл отключить, не желая оплачивать роуминг по корпоративному тарифу. Вот, думаю, как не вовремя, номер какой-то незнакомый, и отбил вызов. Тут же повторный звонок с того же номера. «Странно» подумал я и все-таки принял звонок.  Оказалось, что служба безопасности банка-эмитента моей кредитки засекла «хакерскую атаку» с этой шведской бензоколонки, которая пыталась заблокировать 400 крон. Выяснив у меня, что это я тут сам балуюсь, поинтересовались, в каких еще странах планируем побывать и когда возвращаемся домой, пожелали приятного отдыха и распрощались. Приятно, что приличные банки все-таки бдят за своими клиентами.
 Далее продолжаем ехать по хайвею Стокгольм – Осло. Недоезжая до Карлстадта сворачиваем на север на обычную дорогу, в районе 17.00 въезжаем в долгожданную Норвегию.
Тут же ограничительные знаки приобрели привычную для россиянина бело-красную окраску, встречаться они стали только на перекрестках и в местах ремонта дороги. Да и сама дорога стала узкой и извилистой. Судорожно вспоминая, какое ограничение скорости в Норвегии на обычных дорогах «по умолчанию», ехали 90, создав за собой длинный хвост. Как вскоре выяснилось, ограничение здесь действительно 90, но народ ездит 100-110, притормаживая у предупреждающих о камерах знаков. В общем, очень много общего с Россией.
Ближе к половине восьмого вечера пришло понимание, что перегонный участок пути закончился и нужно входить в культурно-исследовательский ритм жизни. Короче говоря, нужно искать кемпинг для ночевки. Тут с этим проблем нет. Минут через 10 увидели указатель, свернули и вот он, первый наш норвежский кемпинг на берегу озера.

Озеро. Кемпинг Steinvik
Кемпинг Steinvik (60°54'58.33"С  10°42'0.44"В)
Место под палатку + авто + электричество = 180 крон. Душ – отдельно 11 крон 5 мин на человека.
Все говорит о том, что еще недавно берега были затоплены, да и сейчас мостки (слева на фото) уходят в глубину…
Ужинаем на деревянном помосте (видимо так здесь спасаются от нежданного прилива).

Завтрак на помосте.
Норвегия Часть I

17 июня, день пятый
Пробег - 465 км
С утра миновали знаменитый своей зимней олимпиадой 94 года Лиллехаммер.

Проезжаем Лиллехаммер

В городке Ringebu свернули с трассы на дорогу №27, ведущую через национальный парк Rondane. По ней мы взлетели на километр вверх. На плато действительно завораживающие виды из поросших малахитового цвета мхом сопок. Далее мы такого рельефа больше не встречали.

Нацпарк Rondane. Старая церковь.

Плато Rondane

27 литров шведского бензина подходили к концу. В деревеньке Oppdal заправились норвежским. Цена в рублях – примерно 83 руб/л. В отличие от шведской заправки – налили полный бак (613 крон – 3400 руб, ужас). Система оплаты – аналогичная, но видимо блокируется бОльшая сумма.
Следующий по плану объект исследования – водопад Svøufallet [1]* (62°30'36.22"С 9° 3'28.95"В). Отстоит от основной дороги в нескольких километрах. Без навигатора поворот бы обязательно проскочили.
* далее в квадратных скобках буду приводить нумерацию достопримечательностей, которые планировалось посетить. Нумерация совпадает с указанной на карте (см. приложение). 

Водопад по местным меркам весьма скромный, на нашем черноморском побережье он бы обязательно стал центром паломничества туристов и наживы местного населения, а здесь – деревушка чуть выше водопада живет своей жизнью, разводя овец. Единственная точка обогащения, найденная нами – платная парковка с табличкой: «паркомат принимает только монетки в 5 крон». Таковых у нас не оказалось, и разменивать 200-ки было что-то лень. Обогатим Норвегию где-нибудь в другом месте.


Водопад Svoufallet

Покинув водопад, наконец встретились с настоящим фьордом. Мы как-то сразу почувствовали, что это не озеро. Что-то в нем выдавало океаническую сущность. Позже мы научились различать озера и фьорды (если, конечно, не смотреть в карту и не пробовать на вкус воду): во-первых, возле фьорда навигатор показывает высоту над уровнем моря в районе нуля (иногда даже отрицательную J), во-вторых, берега фьорда имеют хорошо заметную приливную зону – камни, поросшие водорослями.
К шести вечера въехали через платный туннель в Kristiansund. Городок находится на островах и въезд и выезд с него происходят через туннели, причем плату с нас взяли только после прохождения «выездного» туннеля. Все удовольствие на четверых – 142 кроны.
Сам городок – спокойный и тихий, как нам показалось. Не спеша осмотрели центр, нашли символ города – статую тётеньки с сушеной треской в руках. Вообще, несмотря на самый высокий в Европе уровень жизни, норвежцы совсем не производят впечатления зажиточных европейцев (как, например, немцы в Баварии). Одеваются скромно, роскошных кабриолетов нам не встречалось, дома – аккуратные, но без излишеств.
 
Кристиансунн.На подножном корме.

Кристиансунн.Тётка с треской.

Кристиансунн.

Самая дальняя точка от дома. 2440 км по прямой.

Дальше нас ждала Атлантическая дорога [2]. В интернете очень много красивейших фоток выходит по этому запросу, но большинство из них снято либо с вертолета, либо с вершин окружающих гор. Нам же удалось запечатлеть только главный «мост в небеса». Больше это место ценно для путешественника, на мой взгляд, своим географическим положением: самый край европейского континента, граница двух океанов, своего рода «самый край света».

Атлантическая дорога.
Атлантическая дорога привела нас в рыбацкий городок Bud, вернее в одноименный кемпинг (62°54'14.20"С 6°55'38.25"В). В этом кемпинге я единственный раз заранее бронировал домик, так как планировал здесь перевести дух после длинной дороги и, возможно, порыбачить.
Первое нам вполне удалось, а вот с рыбалкой получился облом. Фрау на ресепшене заявила, что в открытом океане большая волна, поэтому туда никто не выходит, а рыбачить в местной бухте – это совсем не то, что мы хотели.
Ну и ладно, деньги целее будут*.
* Рыбалка, или, так называемый Fishing trip  - это минимум трех часовое мероприятие. Час тебя везут на катере в океан, час – собственно рыбалка, час – дорога обратно. Улов в несколько килограмм практически гарантирован и удовольствие – тоже. Стоимость – 400 крон в час, то есть минимум 1200 крон. Заранее бронировать многие не берутся, так как погода не предсказуема. В нашем случае мы остались при деньгах, а океан - при рыбе.

На самом краю...
Кемпинговые домики, несмотря на свою дороговизну (400 крон против 180 за палатку) имеют неоспоримые преимущества при путешествиях с детьми, да и просто компаниями.
- не нужно тратить время на постановку и сбор лагеря (обычно около двух часов);
- при частых дождях домик вообще единственное место, где можно просушить вещи;
- к домику обычно прилагается возможность пользования общей кухней (либо кухня есть в самом домике), так же в домике встречаются холодильник, электрочайник, посуда, даже кофеварка.

 


Кемпинг Bud. Small cabin. 400 NOK per night.

 

18 июня, день шестой
Пробег - 138 км
На одометре 3250 км.
Самая дальняя точка маршрута пройдена, начинаем движение в сторону дома.
Дорога идет по красивейшим местам: мосты, туннели, горы, океан…

_MG_7760

_MG_7769
К обеду добрались до городка Ondalsnes. У причала стоит океанский лайнер Costa Luminosa – копия той самой Косты Конкордии, затонувшей в марте у берегов Италии.
Вдоль причала кучкуются люди, уставившиеся в свои мобильные гаджеты – явный признак бесплатного Wi-Fi, идущего с борта судна.

Лайнер в Ондалснесе

Городок Ondalsnes, к нашему разочарованию, не имеет полноценной набережной, погулять толком негде. Зачем, спрашивается тут чалятся такие океанские монстры? (позже мы узнали «зачем»)
С горя купили мороженое* и пошли к машине.
* к слову о мороженом. Данный продукт один из немногих, которые имеют собственную меру объема  - «шарик». Так вот в Норвегии этот шарик нам обходился в 27 крон (148 руб), в Германии не менее вкусный шарик можно купить за 1 евро (42 руб), в Турции же за один доллар дают 3(!) шарика (10 руб за шарик). Вот вам и уровень жизни…
Основная «культурологическая» ценность Ондалснеса для туристов – близость нескольких уникальных природных и рукотворных памятников, один из которых (вернее три в одном) это Стена, Лестница и Дорога Троллей [3]. Тролли здесь вообще – главный инструмент маркетинга, притягивающий людей со всего мира.

Козы и тролли
  Стена Троллей – действительно впечатляющий отвесный участок хребта, смотрящий прямо на дорогу. В фотоаппарат, даже широкоугольный, она толком не влезает, довольствуемся урезанным вариантом.
Стена троллей
Говорят, это место очень популярно среди бэйс-джамперов, но при нас никто оттуда не сигал.
Лестница Троллей – автомобильный серпантин, входящий в десятку красивейших дорог мира. На половине пути подъема дорога пересекает по мосту водопад. Около него есть место чтобы выскочить из машины и сделать пару фотографий.
Перепад высоты – около 400 м.
Больше всего не хотелось оказаться в момент подъема в облаке – никто от этого не застрахован, но нам повезло. Серпантин действительно экстремальный, особенно когда тебе навстречу спускаются громадные автобусы с туристами (наверное как раз с того Лайнера). Один раз повстречался с таким автобусом на левом (для меня) повороте. Автобус же, стремясь вписаться в свой правый поворот, полностью занял мою полосу. Мое стремление прижаться влево (да там и некуда) водила автобуса пресёк гудком и показал рукой, что, пол, объезжай меня по встречке (слева). Такой маневр у них в порядке вещей. Надо быть очень внимательным на таких участках дороги.
Наверху Стены Троллей обустроена большая бесплатная парковка и Туристик-центр, для желающих совершить увлекательный (платный) маршрутик вдоль края скалы с видами на Дорогу Троллей. Пораздумав, мы решили бесплатно сходить в радиалку в соседний подперевальный цирк за Стеной Троллей. Перепад высоты – 300 м, в цирке, судя по карте, было большое озеро Bispevatnet.
Подъем занял пару часов. Настоящий горный участок маршрута с моренами, ручьями, стлаником.

Радиалка у стены троллей.

Озеро на высоте 1000 м оказалось полностью закрыто льдом и снегом, тем не менее, фотосессия удалась.

Радиалка у стены троллей.
По возвращении на парковку вскипятили чай и двинулись по Дороге Троллей.
Был уже восьмой час вечера, по этому зарулили в первый же попавшийся кемпинг. Им оказался Gudbrandsjuvet Camping (62°19'44.21"С 7°28'9.27"В). Парень на ресепшене поиздевался над нашим «русским» английским и за 450 крон поселил нас в чудненьком домике. На вопрос «есть ли в продаже пиво» он ответил в вежливой форме что-то вроде «мы тут все ведем здоровый образ жизни, пива не дождетесь». Эх, почему мы не в Германии…

Gudbrandsjuvet Camping

19 июня, день седьмой.
Пробег - 218 км
Утро провели за исследованием водопада Gudbrandsjuvet [4] со смотровой площадки, которая расположена вплотную к кемпингу. Железа на нее ушло немало, но и водопад достойный.
Смотровая площадка Gudbrandsjuvet
 
Далее путь наш лежит к Гейрангер фьорду [5] – одной из самых «открыточных» достопримечательностей. По пути к нему пересекаем на пароме другой рукав фьорда.

Паром Eidsdal-Linde
Поднимаемся по серпантину и вот уже смотровая площадка на Гейрангер. Вид действительно обалденный. Особый шик придают несколько океанских лайнеров, благодаря которым хорошо ощущается масштаб окружающей природы.

Geiranger fjord
По Гейрангеру у нас запланирован небольшой круизик. Паром GeirangerHellesyilt отходит каждые полтора часа. Расписание мы знали, поэтому спешили, чтобы не потерять драгоценное время на ожидание. Паром, несмотря на свою «автомобильную» сущность и внушительные размеры не принял на борт ни одного авто, зато набралось около сотни туристов, желающих прокатиться налегке. Мы тоже оставили машину у причала (бесплатно). Взяли с собой перекус с термосами, хотя видели табличку (со своей едой нельзя), но нас никто не ругал.
Говоря откровенно, какого-то исключительного эстетического наслаждения от этого круиза я не получил. За неполные два дня пребывания в Норвегии я уже успел повидать водопады, куда более мощные и красивые чем те, которые стекают с гор в Гейрангере. Но сам факт трехчасового путешествия на корабле по фьорду являлся значимым. Одним словом «поставили галочку».(расписание парома - см. в прикрепленных файлах)

Круизик по Geiranger фьорду

Позабавили нас чайки, маневрировавшие за казанским печеньем,

_MG_7874

и немецкая туристка, вкушавшая местные красоты сквозь глубокий сон.

Круизик по Geiranger фьорду
После Гейрангера начался очередной серпантин на плато. По пути встретили опять смотровую площадку, но уже с противоположным ракурсом:
Geiranger

Подъем завершился у озера, частично покрытого льдом. Полчаса назад мы были на уровне моря, можно сказать в умеренном климате, а здесь «птицы не поют, деревья не растут». Уже даже не тундра, но красота завораживает.

На плато озера во льду.

  У озера есть развилка. Желающие могут подняться на гору Danslibba [6] (62° 2'57.19"С    7°16'11.49"В), где расположена одна из самых высоких смотровых площадок в Норвегии, куда можно добраться на авто (около 1500 м). Въезд платный – 100 крон. Нам, конечно же, туда путь.

Danslibba. Вид на Geiranger
В левом нижнем углу виден тот самый Гейрангер с пароходами, откуда мы только что поднялись.
Спускаемся с вершинки и едем по туристической дороге №63. Вокруг неповторимые пейзажи. Останавливаемся примерно каждые 10 минут, чтобы сделать кадр, я даже не стал убирать фотик в кофр, и бленду в карман убрал.

Дорога №55. Национальный туристический маршрут
Постепенно высота дороги понижается и местность приобретает скучновато-лесистый характер. Опустилась облачность, начался дождик. В районе 19.00 прибыли в городочек Lom, известный свой ставрикой [7]. Обошли вокруг, заходить не стали, поджимает время.

Ставрика в Lom.

В Lomе повернули на дорогу №55 - очередной национальный туристический маршрут. Опять дорога забралась на 1400 м, начались пейзажи, правда теперь они носили сурово-мрачный характер, так как облачность была низкой, шел временами дождь.
Спуск с плато мне, как водителю, запомнился мне больше других. Ощущений добавил дождь и туман. Впервые за поездку я с таким нетерпением поглядывал на указатель высоты на GPS – скорей бы спуститься…
Наконец бесконечные петли распрямились, и дорога вышла к Lustra фьорду. Остановились в прибрежном кемпинге Viki (61°23'53.93"С 7°23'31.07"В). Этот кемпинг запомнился нам множеством интересных моментов.
Во-первых, на противоположном берегу располагался здоровенный водопад FeigumFossen, создавая неповторимый задний план;
Во-вторых, на ресепшене в свободном доступе висел пароль к бесплатному wi-fi  и этот вайфай вполне прилично работал.
В-третьих, расплатились мы карточкой, но очень интересным способом: дядечка положил карточку на какую-то пластмассовую доску с углублением, сверху прикрыл бумажкой, потом сверху прокатал специальным валиком и ловя наши недоумённые взгляды, торжественно вернул нам карточку, добавив «its a very old machine»;
В-четвертых – в хозблоке все двери душевых и туалетных кабинок были украшены рукописными картинами-карикатурами «из жизни троллей». Разглядывать их можно долго (особенно если кабинки заняты).
Фотки вставлю когда выковыряю их с телефона жены.
И, наконец, в пятых – здесь мы услышали русскую речь. Группа тётушек с Украины наняла гида из Риги, чтобы он повозил их по Норвегии. Дядечка, по словам тётушек, оказался прижимистый – кормил их сосисками и макаронами, закупленными еще в прибалтике. Увидав у нас свежий хлеб, они с печалью в глазах проводили его взглядом… Но от Норвегии они были в восторге тем не менее.
Передвигались они в противоположную нам сторону – с юга на север, поэтому больше наши пути не пересекались.
Норвегия Часть II

20 июня, день восьмой.
Пробег 304 км.
Утром низкая облачность проявила устойчивую тенденцию к рассеиванию. Удалось не только снять один из лучших кадров путешествия, но и отправить его на родину.

 Lustra фьорд

Свернув лагерь, поднимаемся к леднику Nigardsbreen [22]. Километров за 5 до парковки стоит пропускной пункт, где нужно положить 40 крон в конвертик и подписать номер своей машины. Все добросовестно выполняют инструкции.
От парковки до подножия ледника идет маркированная тропа с элементами лазания по камням. Прогуляться - одно удовольствие, но особо ленивых подвозят на лодочке с моторчиком.

На подходе к леднику Nigardsbreen

Сам ледник - одна из немногих вещей, которые реально произвели на меня впечатление. Сколько я их видел на Алтае, Тянь-Шане, Кавказе - имели цвет бело-серо-грязный, этот же реально ГОЛУБОЙ изнутри, как медный купорос! Как я потом вычитал в интернете - такой лед - самый древний, образовавшийся под большим давлением и лишившийся кислорода.
Ледник Nigardsbreen

Ледник Nigardsbreen

Ледник Nigardsbreen. Он голубой!!!
 Прогулка к леднику заняла около 2,5 часов. Парковка почему-то не оборудована скамейками и столиками (какое безобразие!). В таком чудном уголке природы вполне можно расположиться и на асфальте.

Чай на асфальте никого не удивляет.
Программа на сегодня еще далеко не выполнена. Конечная цель на сегодня поставлена - городок Voss, а до него еще много интересного.
Спустившись обратно к Lustra фьорду взяли путь на Sogndal, Kaupanger и далее в Borgund.
Множество туннелей, туннельчиков, пара паромов. Дорога настолько насыщена сменой декораций, что по прошествии пары месяцев уже не могу вспомнить где что было точно.
...Borgund находился в стороне от нашей нитки маршрута и был в "факультативной" программе. Дело в том что там находится старейшая ставрика [21] (церквушка) аж 1180 года постройки. Интересно, что в детском атласе "Ридерз Дайджест" этот достоприм одиноко красуется на этой области Норвегии, рядом только нефтяные буровые вышки в атлантике и ГЭС на юге. Будто кроме нее (ставрики) тут и смотреть нечего. Ну как же проехать мимо такого чуда.

Ставрика в Borgun
Вход в чудо платный, причем не слабо, что-то около 50 крон. Мы ограничились бесплатным обходом снаружи. Местность как и сам домик - сказочные.
Держим путь на Laerdal, откуда начинается знаменитый длиннющий Laerdalский туннель длинной около 24 км. Но еще более интересна дорога над туннелем "верхом" - Bjordavegen или "Снежная дорога" [9]. На ней встречаются редкие кемперы и туристы типа нас. Опять невозможно проехать километр чтобы не достать фотоаппарат. На подъеме обнаружили красивейший каскадный водопад Horna, о котором особо нигде не упоминается в отчетах, что не делает его, однако, менее красивым.

_MG_7959

Название "Снежной" дорога носит заслуженно. Вот подтверждение сему факту:

Снежная дорога
Спуск Снежной дороги в Aurland отмечен замечательной смотровой площадкой Stegastein viewpoint (60°54'30.67"С  7°12'42.67"В) с видом на  Aurland фьорд.

Sogne фьорд. Смотровая площадка

Sogne фьорд. Смотровая площадка
Flom с его знаменитой железной дорогой минуем не останавливаясь. На посещение Фломской долины нужен целый день, которого у нас не было, к тому же мы решили, что у нас в запасе еще много водопадов, а раскрученный бренд Flomsbanы с поющими показушными тетушками-норвежками на потеху туристам - не для нас.
Далее следуем по дороге E16. Дорога весьма загруженная (недаром она "Е"). Перед одним туннелем постояли с полчаса в ожидании реверсивного движения - в туннеле шли ремонтные работы и чтобы не допустить коллапса полицейская машинка сопровождала колонны машин то в одну то в другую стороны. В районе 20.00 прибыли в Voss - центр экстремальных видов спорта. Со следующей недели здесь начинается чемпионат мира по скайдайвингу, каякингу, виндсьютингу и прочим видам спорта не дающим нищенствовать травматологическим клиникам всего мира. Кемпинг Voss (60°37'28.21"С 6°25'21.28"В) находится в черте поселка Voss на берегу озера (или рядом с кладбищем - кому как удобнее ориентироваться). В связи с предстоящими событиями - забит полностью. Кажется мы заняли последнее свободное место на газоне. Рядом - измученные серпантинами французские велосипедисты чинят свою "матчасть".
Поужинав, в одиннадцатом часу прошвырнулись в городок. Ничего интересного не обнаружили.

21 июня. День девятый.
Пробег 293 км.
Главная цель на сегодня - Берген. Но до него еще надо доехать. Погодка - так себе - типичная норвежская. Спустя пару часов выехали на очередной нац. тур. маршрут - дорогу №7. Едем вдоль северного берега Hardanger фьорда, любуемся пейзажами. Пару раз проехали дорожные знаки "Платная дорога", потом проехали под камерами со знаками "Платная дорога", но никаких пунктов сбора денег нет. Проехав в напряжении километров сто решили связаться с "базой" - звоним в Казань, просим посмотреть в интернете, что вылезает на запрос "Платные дороги к Бергену". Оказалось, что добропорядочные норвежцы должны сами заезжать в пункты оплаты (на заправках, в магазинах или еще где), в противном случае им придет домой квитанция. Забегая вперед скажу, что на обратной дороге от Бергена мы заехали на заправку, где был такой пункт. После разъяснений  тётя с нас взяла 120 крон за два близлежащих участка платной дороги. За остальное, проеденное нами надо было платить где-то "там", но "там" мы в ближайшие лет пять-десять скорее всего не появимся. Так что пишите письма на Родину. (сейчас уже сентябрь, так и не дождались).
За городком Norheimsund нас ждал очередной водопад - Steindalsfossen [12]. Примечателен он тем, что у него есть проход "под" водопадом, чего мы больше не встречали.

Stalheimhfossen

Stalheimhfossen. Есть тропа под водопадом.
Берген встретил нас здоровенной трехэтажной парковкой. Похоже власти решили разом закрыть этот вопрос для приезжих туристов. От парковки всего минут 10 пешком до Рыбного рынка - центра композиции всего Бергена. Мы же пошли немножко в обход, захватив кусочек старого города с узенькими улочками.

Берген. Старый город

Взгляд со стороны.
Автопортрет в витрине.

Как Зальцбург - это Моцарт, так Берген - это Григ. Правда, живых фигурок Грига на улицах шоколадок с его именем мы не обнаружили, но памятник ему стоит в почетном месте.

Григ для Бергена как Моцарт для Зальцбурга.
Рыбный рынок - место паломничества туристов. Быть в Бергене и не купить чего-нибудь там - непозволительная оплошность. Это знают и продавцы, по этому цены там вполне "рыночные". Вот например креветки - 150 крон за полкило - 1700 руб за килограмм. Выловлены в соседнем фьорде. Почему же в России за 3000 км они стоят в 5(!) раз дешевле?
Тышша рублей за кило..

Берген

Берген. Рыбный рынок
Мы, разумеется, тоже поддались этому стереотипу - попробовали мидий, кусочек кита (все бесплатно), потом купили кило сырого лосося и грамм 300 маринованного. Вечером в кемпинге лосось был приговорен к моментальному съедению.

Дикий лосось на газу.

No comment
Обратный путь из Бергена (до водопада Steindalsfossen) повторял дорогу "туда", потом мы переправились на южный берег Нардангера в Jondal и поехали искать кемпинг. К слову, здесь их оказалось совсем немного. Погода совсем испортилась и очень хотелось скорее уже жарить лосося. Первый и единственный встретившийся нам кемпинг - Lothe (60°25'39.15"С 6°32'55.83"В). Домиков свободных нету. Ставим палатку под дождем, а потом уже дождь не страшен.
Lothe  кемпинг
Завтрак с удобствами. Кемпинг Lothe


22 июня. День десятый.
Пробег 169 км.
День водопадов. Утро хмурое, тучи низкие. Едем вдоль берега Хардангер фьорда. Дорога также относится к нац тур маршрутам. Открываются виды с уникальной перспективой на противоположный берег:

Hardanger фьорд
В Utne проводим 1,5 часа в ожидании парома в Kinsarvik. Место не очень оживленное и местные воробьи расположены к заезжим туристам.

Ручные воробьи
Из Kinsarvikа выдвинулись в направлении Edifjordа с целью попасть на Voringfossen [25]. После Edifjorda дорога по туннелям начинает быстро набирать высоту. Один из туннелей совершает полную(!) петлю на 360° внутри скалы набирая высоту. Я такое видел только в диснеевских мультиках, а оказывается - вот оно и на самом деле есть! Вынырнув из туннеля на высоте около 600 м мы оказались в "молоке", облачность-то низкая. В общем один из величайших водопадов Норвегии предстал пред нами вот в таком виде:

Voringfossen. К сожалению в облаке.
 
Облом, как говорится, на лицо, но у нас есть "рояль в кустах". Возвращаемся по сказочным туннелям обратно в Kinsarvik и поднимаемся в Husedalen - долину водопадов. До первого водопада Tveitafossen [14] можно доехать на машине. У подножия водопада стоит небольшая электростанция, возле нее - парковка (бесплатная) (60°21'5.46"С 6°45'26.88"В).

Tveitafossen
Дальше - пешком по тропе. Долина состоит из трех ступеней. Первая - Tveitafossen, вторая - Nyastolfossen [23] и третья - Nykkjesøyfossen. От прогулки получили массу впечатлений. Водопады расположены пониже чем предыдущий, по этому не были закрыты облаками. Тропа проходит довольно близко и можно ощутить всю мощь водного потока.

Nyastolfossen

Sotefossen вдалеке
К сожалению день близился к завершению, путь был еще не близкий и пришлось возвращаться оглядев третью ступень издалека, а по ощущениям она обещала быть самой впечатляющей. В довершение всего, в конце второго часа взбирания в гору мне вдруг пришла мысль: "А не забыл ли я выключить автохолодильник из розетки?". После этого внутреннее равновесие во мне исчезло и гравитация начала тянуть вниз, к машине. Очень не хотелось оказаться в такой дали с разряженным аккумулятором. Я в глубине души надеялся, что умная электроника не даст произойти такому конфузу и отрубит холодильник при критическом уровне напряжения. Но проверить эту гипотезу мне не удалось. Когда я сбежал к машине по "тракторной" дороге холодильник продолжал весело работать. Машина завелась как обычно - с пол-пинка. (Вздох облегчения).
Перед отъездом - традиционная чайная церемония с печеньем и джемами.
Выдвигаемся в сторону Odda. В районе 20.00 останавливаемся в Hildal camping (59°59'38.15"С 6°34'7.53"В). Опять идет противненький дождик, при заселении пересеклись с экипажем из прибалтики.
Норвегия Часть III

23 июня. День одиннадцатый.
Пробег за день 224 км.
Главная цель на сегодня - добраться и посетить Preikestolen [18], или "кафедру проповедника". Едем по  более длинному но и более красивому маршруту:дороги №520+№13.
Почти сразу после старта оказались на еще одном красивом водопаде прямо у дороги:  Låtefossen [17]. Место очень посещаемое и популярное.

Latefossen
Дорога №520  опять поднимает нас под 1000 метров. Пейзажи опять заставляют делать фото-остановки.

Дорога №520 (Нац тур маршрут)

Дорога №520 (Нац тур маршрут)
В середине 520-й дороги расположен городок Sauda с металлургическими предприятиями.

Городок Sauda на Sauda-фьорде
Сразу после городка - очередной водопад - Svandalfossen:

Svandalsfossen
Далее, по 13-й дороге планомерно перемещались, преодолевая две паромных переправы. На одной из зеленых стоянок пересеклись с парой из Питера. Ребята вчера дошли до Языка тролля(!), молодцы. Говорят что ходили с 15.00 до 24.00. А вчера ведь дождливо было...
На парковку у Preikestolen прибыли в 16.10. Стоянка 100 крон - плата при выезде: паркомат со шлагбаумом.
Облачились в ботинки и двинули на "кафедру". Народу на встречу идет много, Народ разношерстный: дети, подростки, семьи, пенсионеры и т.д. Периодически слышна русская речь. Тропа обустроена, есть ступеньки, на болотистых участках - настилы.

Тропа на Preikestolen
Сама кафедра и подход к ней - один из впечатляющих моментов всей поездки. Никаких ограждений перед пропастью, никаких предупреждений. На четвереньках подползали к обрыву чтобы пощекотать себе нервы. Детей держали за ногу на всякий случай. Но находиться на самой кафедре, как ни странно, очень даже не страшно. Гораздо страшнее смотреть на нее со стороны.

Стою на Прейкестолене, а сзади Люсе-фьорд.
На кафедре.

Preikestolen во всей красе
Вид со стороны.

Жалко, что широкого угла объектива не хватило чтобы вместить весь видимый вниз участок скалы, но и то, что поместилось - не дает остаться равнодушным.
В 18.00 на Preikestolen оставалось 5-6 человек туристов, что очень радовало и дало спокойно поснимать. В сети много жалоб на то, что здесь обычно не протолкнуться или наоборот, все в тумане, но нам опять повезло!
В 20.00 вернулись на парковку. Поздновато уже, но завтра по плану - Kjeragbolten - "Горошина", а до нее еще около 130 км. Решили часок еще проехать, а там искать кемпинг.
Ворота Люсе-фьорда - красивый мост:

Мост через Lyse фьорд
Мне этот мост запомнился еще и тем, что он построен "из туннеля в туннель". Мало того, в этом туннеле еще есть развязка со всеми указателями. Просто чудеса инженерии. Как им тут тяжело с "ровной" местностью.

Lyse фьорд
Вид с парома на Forsand.

Спустя час езды по дороге №45 начали приглядывать кемпинг.  Но местность оказалась очень скудна на таковые. Еще дома, изучая ее в Google, я ничего здесь не обнаружил, но решил, что на месте что-нить все равно всплывет. Но мы проезжали деревню за деревней, а указателей с заветным "вигвамом" не было. GPS указал нам что в деревне Gilja должен быть кемпинг, но заехав в нее ничего подобного в ней не нашли. Поехали дальше без энтузиазма.
В Byrkjedal на перекрестке увидели "Вигвам" - 8 км на юг в деревне Veem, а мы едем на восток. Конечно же 8 км по сравнению с девятью тысячами - ничто, и через 15 минут серпантина и трех туннелей в 22.30 мы уже стучались в хозяйский домик кемпинга. Зарядил дождик - тот самый повод встать в домике (как здорово что он есть(!) и что стоит всего 320 крон). (58°44'30.14"С 6°13'0.72"В).

24 июня. День двенадцатый.
Пробег за день - 133 км.
Утром оказалось, что кемпинг стоит на живописнейшем озере (которое мы забыли сфотографировать). Взамен ставлю фотку озера, вдоль которого мы вчера ехали к этому спасительному кемпингу, оно тоже заслуживает внимания.
_MG_8110
Выехали в 10.10. Благодаря тому, что не нужно сворачивать лагерь выкроили лишний часок чтобы отдохнуть от вчерашнего насыщенного дня и подготовиться к самому сложному пешему маршруту путешествия - имя ему Kjeragbolten [19]. В 11.30 прибыли на парковку над Lysebotn. Отсюда начинается маршрут на Kjerag. Теоретически вчера можно было не делать 130 километровый крюк от Preikestolen, а приехать в Lysebotn на пароме. В принципе оба варианта равнозначны по финансам и по времени. Я остановился на авто-варианте чтобы не быть привязанным по времени к парому (он ходит не часто и желательно бронировать место заранее). Но, видимо, я остался в меньшинстве, иначе чем объяснить такое малое количество кемпингов вдоль дороги от западного конца lysefjorda к восточному?
Тропа на Kjerag - это уже не увеселительное мероприятие для "автобусных" туристов в шлепанцах (на нашем языке - "матрасников"), каких много на Preikestolen. Здесь вам понадобятся и треккинговая обувь и умение лазать по мокрым камням. 6 километров  через 3 холма. Общий набор высоты - около 1000 метров.

Тропа на Kjerag
Облачность низкая, но пока даже выглядывает солнце. Идти интересно и приятно. Вокруг - красотища, машина где-то там внизу на парковке и ты один на один с природой.

Тропа на Kjerag
 На последних сотнях метров у "горошины" нас накрыло облако. Вот оно надвигается:

Тропа на Kjerag.
В "молоке" двигаться реально только с GPS. Благодаря этому изобретению человечества мы на ощупь подобрались к точке на карте, обозначенной как "finish". Но никакой горошины не видно, вообще ничего не видно далее 10 метров. Время от времени из тумана появляются такие же растерянные иностранцы, пытающиеся найти цель своих блужданий.
 Послонявшись минут 20 в тумане мы уже решили начать движение назад, как вдруг бог услышал наши молитвы (жена наверное постаралась). Туман вокруг нас стал "рваным", а потом расступился и вот она (!) оказалась совсем рядом с нами.

Вот она, Горошина!
В тумане мы порядком намокли и подмерзли, но цель достигнута и все остальное не важно.

Kjerag где-то близко

_MG_8119

_MG_8126

_MG_8129
Путь обратно был заметно короче. Опять появилось солнышко, на одном из холмов сделали чайный перекус, потом свалились к машине и в 19.15 уже двинулись в кемпинг, который присмотрели утром.

Позади 12 км дороги на Kjerag
Haugen camping  (58°55'22.05"С  6°54'40.18"В) порадовал бесплатным душем (что для Норвегии - невиданная роскошь), но в качестве компенсации подарил нам кровососущих насекомых. Сильно они нас не донимали, но дали понять, что не вся Норвегия без комаров.

Кемпинг Haugen

25 июня. День тринадцатый.
Пробег за день - 270 км.
Сегодня дважды знаменательный день - день рождения Карины и последний наш день в Норвегии.
Время позволяет и мы решаем посетить еще одно факультативное место - Маяк Lindesnes [20]. Красивейшее место на берегу северного моря является также самой южной точкой континентальной Норвегии.
В первую очередь впечатлил ветер. Такой силы ветер я встречал только в виде порывов в Гималаях, а здесь он дует с завидным постоянством. На него даже можно слегка лечь, что я и попробовал сделать.

Ветер
Сам маяк тоже хорош. Весь комплекс маяка сейчас является  музеем. За вход отдали 120 крон. Холм с маяком являлся важным укрепрайоном во время двух мировых войн. Экспозиции в бывших жилых постройках рассказывают об истории маяка, а также о судьбе русского судна, перевозившего раненых, по ошибке принятого английскими летчиками за немецкое и потопленного в непосредственной близости от этого места.

Маяк Lindesnes

Северное море
Далее держим путь по E39 в Кристиансанн. Городок очень симпатичный. Оставили машину на небольшой парковке, спросили у местных - вечером бесплатно. Пошли гулять.

Набережная Кристиансанна
Центр города примыкает к набережной. Есть пляж, роллердром, детские лазелки и прочие бесплатные прелести капитализма.

Кристиансанн.

Кристиансанн.
Кемпинг, который обнаружился в черте города нам не понравился: тесный и грязный, для дня рождения не подходит. Забили в GPS ближайший - оказался в 10 километрах. Оказалось, что это местный пятизвездочный touristik centre (58° 7'17.62"С  8° 3'52.09"В). Место под палатку стоит 300 крон (почти как самый дешевый домик на нашем маршруте). Для прощального вечера - соглашаемся. На праздничный ужин - лосось. Специально для этого случая купили одноразовую коптилку.

Одноразовая коптилка (не сработала)
Об этих коптилках я много читал в сети. Там много противоречивых мнений об их эффективности и о правилах их применения. После получаса шаманства вокруг этого арт-объекта я окончательно присоединился к лагерю противников. Сначала ОНО задымилось, потом "затаилось", а когда у нас началось слюноотделение от голода - окончательно погасло. Газовая горелка за 10 минут кардинально поменяла ситуацию с ужином.

Прощание с Норвегией. Kristiansand Feriesenter
Вот он праздничный ужин при свечах с видом на море.
После ужина пошли исследовать территорию. Кроме традиционных батутов и качелей обнаружили огороженное футбольное поле с мячом. Провели товарищеский матч двое на двое. Одним словом, старались любыми способами продлить последний день пребывания в Норвегии. Завтра с утра - паром в Данию.
Дорога "Обратно"

26 июня. День четырнадцатый.
Пробег за день - 365 км.
Утром поспешили в терминал Color Line. Приехали  примерно за час, паром уже стоял у причала и началась погрузка. Обстановка примерно такая же как на Baltic Princess: шоппинг, бары, рестораны. На бесплатный Wi-Fi хозяева пожабились. Предлагают за 50 крон трехчасовой доступ (почти 300 рублей!, ну не жулики ли?). Билеты у нас были в Voyager class. Это очень напоминает салон А330: ряд тройных кожаных сидений с телевизорами в спинках, очень даже комфортно. С час поболтались по палубам, а потом задремали. Весь путь занял три с хвостиком часа.

Паром в Данию

В Хиртсальс прибыли в 11.15. Дания нас встретила еще более мрачной погодой. Чем дальше мы продвигались на юг, тем хуже становилась погода. По Дании с севера на юг идет скоростная дорога. Ограничения - 120 км/ч. Дорога прямая, земля ровная, после норвежских серпантинов ехать откровенно скучно, постоянно клонит в сон. Возобновили практику поочередной рулежки.
Поскольку опять задержек в дороге не было - решили включить в программу факультативный объект - Фрегат Юлланд (56°11'57.04"С 10°40'25.55"В), стоящий в сухом доке в городке Ebeltoft. Проехав 211 км и увидев расценки за посещение (на четверых 400 крон) желание посещать его как-то пропало, ограничились фотографированием на его фоне.

Ebeltoft. Фрегат Jylland
Зато в непосредственной близости от фрегата обнаружился музей стекла (140 крон на четверых). Это оказалась очень достойная замена фрегату. С удовольствием облазили весь музей, даже попытались что-то смастерить в виртуальной стеклодувной мастерской.
Ebeltoft. Музей стекла.
Еще один факт пребывания в Ebeltofte достоин внимания. Здесь мы наконец обнаружили продуктовый магазин немецкой сети Aldi. Наконец цены на продукты стали приобретать реальные очертания (по сравнению с Норвегией - раза в полтора-два ниже). Но, набрав наш джентельменский набор продуктов, я вспомнил, что в Германии эта сеть магазинов не принимает Visa и Mastercard, здесь оказалось то же самое. Кассир сказал что "оnly cash", а датских крон у нас нема. Пошли в ближайший банк за углом менять кровные euro. В банке нас приняли очень гостеприимно, быстро все провернули. Выйдя на улицу и изучив чек мы поняли, что с нас взяли комиссию целых 50 крон (за обмен 60 евро). Та что наши банки просто невинные младенцы супротив датских. Меняйте рубли на кроны в России.
Едем дальше на юг в сторону заветного Леголенда. Проезжая мимо второго по величине города Дании Орхуса не смогли удержаться и заглянули в исторический центр. Опять поиск парковки, опять ребусы с паркоматом. На этот раз добрые люди все рассказали-показали.

Орхус. Дания
Прошлись под дождичком по центральной улице, из достопримечательностей посетили платный туалет и макдональдс (в котором был бесплатный :)
Все ближе Леголенд. Уже завтра наступит кульминация всего путешествия (по версии детей). Прогноз погоды уточняем каждый час - стабильно дождь весь день.
В районе 20.00 прибыли в кемпинг, который выбрали по GPS практически наугад. Здесь их много. Riis Topcam (55°49'55.71"С 9°17'59.78"В). Но мы не учли одно обстоятельство: большинство кемпингов в Дании работают до 17.00 (ужас). Никто не приезжает в ночь как мы. На удачу нам случайно попался один из местных кемперных "боссов": дядька с внешностью Шона Коннери в шортах и с граблями. Не долго раздумывая он пошел нам навстречу (в смысле нашего вселения). Взяли домик, так как завтра надо оперативно свернуться, к тому же дождь постоянно накрапывал.

27 июня. День пятнадцатый.
Пробег за день - 68 км.
Это самый непохожий на другие день нашего путешествия. Дождь с ночи не переставал. С унылым видом мы въехали на парковку Леголенда в 10.00. Но я бы не сказал что там было мало машин. Народ, несмотря на погоду, не торопился менять свои планы. Тем не менее очередей на аттракционы по нашим понятиям почти не было и пустующие длинные серпантинные турникеты перед их входами говорили нам "хорошо что плохая погода, а то стоять вам здесь, а не кататься". Выползли мы к машине только в седьмом часу вечера. Несчетное количество раз прокатились почти на всех аттракционах. Счастья не было предела.

Вожделенный Legoland

Legoland

Legoland

  Завтра по плану посещение дома-музея Андерсена в Оденсе. За час езды успели пересечь мост на остров Фюн, далее опять в GPS нашли ближайший кемпинг и зная, что опять не успели к закрытию, едем в него пытать счастья.
Vejlby Fed Camping  (55°31'11.90"С 9°50'57.42"В). На въезде шлагбаум, ресепшн закрыт. Немецкий вариант "въезжаем молча вечером, а платим утром"  не проходит. И тут (о удача!) откуда ни возьмись появляется девушка и русским языком спрашивает: "вы из России?".
Девушка оказалась рижанкой, которая работает в этом кемпинге. За 10 минут она вызвонила хозяйку, которая прибыла на велосипеде. Та сказала "O'kay", заезжайте, утром рассчитаемся и открыла нам шлагбаум. Так очередной раз удача оказалась на нашей стороне.

28 июня. День шестнадцатый.
Пробег за день - 341 км.
  Хочу отметить, что в этом кемпинге нам впервые встретились "кемперные" электрические розетки (тройные). Переходника у нас не было, пришлось обходиться газом.
За час докатили до Оденсе. Вообще, датская архитектура нам показалась весьма унылой. двух-трех этажные домики из темного красного кирпича. Пропорции домов  какие-то несуразные, украшательств - минимум (где ты, Бавария....). Может это усталость на нас так сказывается конечно.

Оденсе. Дания
Дом музей Андерсена расположен в небольшом "островке" старой Дании. Несколько улиц сохранили в первозданном виде. Действительно напрашиваются некоторые параллели со сказками про Кая и Герду.

Оденсе. Дом Андерсена
Сам музей занимает несколько соединенных между собой домов. Рядом со входом стоит бутафорский сказочный дворец для фотографирования.

_MG_8227
На этом, собственно вся "сказочность", в которую мы ожидали здесь окунуться и заканчивается.
 Музей собственно от самом Андерсене, а не о его сказках. Он был довольно разноплановый писатель, много путешествовал...  Одним словом с детьми туда идти не очень интересно, если вы не интересуетесь биографией Ганса нашего Христиана. Но свое пребывание здесь мы засвидетельствовали и теперь можем смело заявить любому, что мы были на родине знаменитого сказочника.
Оденсе был последней точкой из запланированной познавательной части маршрута. Переходим в режим "Дорога домой".
Постояв час в пробке перед мостом Lillebæltsbroen движемся к германской границе. Границу ощутили по смене цвета указателей (в Дании на магистралях знаки зеленые, как в России, а в Германии - синие) и по возросшей скорости автомобильного потока. Да, мы на настоящем автобане. Вот бы так до Казани...
Не удержались и решили показать детям (для сравнения) какой-нибудь немецкий городок. Этим городком оказался Киль.
Как и положено немцам - в городе какое-то празднество. Народ гуляет пьет пиво, ест сосиски, веселуха... На набережной пришвартованы старинные парусные суда. Зрелище впечатляющее.

Киль. Германия.
Все на плаву и в полной готовности к плаванию, не то что тот несчастный фрегат Юлланд за 400 крон.
Даже российское судно высмотрели:

Киль. Германия. Русский фрегат
Отметились сосисками и поехали дальше.

Ну как же в Германии и без сосисок!
К слову говоря, вождение автомобиля в незнакомом немецком городе для меня было самым сложным экзаменом за всю поездку. Настолько плотно расставлены светофоры, указатели, разметка на дороге, что абсолютно не успеваешь сориентироваться за навигатором (надо ведь еще удостовериться что поворот, куда он предлагает повернуть, существует и что ты на нужной полосе находишься). Одним словом выехали мы из Киля с третьей попытки. Без содрогания смотреть на маршрут моего "выезда" нельзя. Больше всего он напоминает бабочку. А дальше - опять автобан. В 19.30 пробили близлежащие кемпинги, нашли в 8 километрах на север от трассы.
Ascheberg camping (54° 8'46.28"С 10°20'28.96"В). Тихий уголок природы на озере Плён. В девятом часу вечера ресепшн работает, есть ресторанчик, в нем сидят захмелевшие добрые немцы и задушевно общаются. Ну где такое встретишь в Норвегии...

29 июня. День семнадцатый.
Пробег за день - 830 км.
Собственно, рассказывать особо нечего. Погода хмурая, жмем по автобанам, сворачивать в стороны в такую хмурь нет желания. Около 17.00 завернули во Франкфурт-на-Одере запастись продуктами в любимый Aldi, заодно решили дать крючок в центр. Переехав Одер оказались в Польше.

Немецкая сторона Франкфурта.
Франкфурт на Одере. Гнемецкая половина.

Польская сторона Франкфурта.
Франкфурт на Одере. Польская половина.

В Польше сразу попали на платную магистраль до Варшавы. Заплатили лишнюю тысячу рублей, зато летели в сторону дома без единого светофора и ограничения скорости ниже 120 км/ч. Единственная проблема здесь - найти партизанское место ночевки. Съездов "в лес" на такой дороге нет. Есть только развязки дороги более низкого класса, но и с них нет съездов "в лес". В итоге уехали в сторону около 15 км, пока нашли нужный закуток (дело было в двенадцатом часу ночи).

30 июня. День восемнадцатый.
Пробег за день - 1024 км.
Сегодня последний день разрешенного пребывания в шенгенской зоне. Надо выбираться.
Утром объехали Варшаву, в обед были на границе с Белоруссией.
Поляки быстренько нас выпустили, а вот белорусы принимать не торопились. Около часа проторчали в очереди. Погода хорошая, время не поджимает, так что не страшно.
Брест встретил разбитыми дорогами и отсутствием указателей на Брестскую крепость, на которую мы хотели взглянуть. В итоге так и проскочили мимо. Дальше - на Смоленск. Дорога хорошая (почти польская, только бесплатная для легковушек). Купили у местного жителя 4 литра черники, половину даже довезли до дома.
Ночуем в лесу под Смоленском.
 
1 июля. День девятнадцатый.
Пробег за день - 1309 км.
Сегодня решили "дожать" до дома. Весь день и ночь за баранкой. Худшая дорога за всю поездку - участок Нижний Новгород - Казань. В первый день поездки нам она такой не показалась (все познается в сравнении).

2 июля. День (вернее ночь) двадцатый.
В два часа ночи въехали в Казань.
Как-то неожиданно всё закончилось. Все к чему готовились полгода, о чем думали, переживали - стало историей. За окном ночная Казань... Как будто и не уезжали. Нет толпы встречающих с флажками. Ребята, это же мы! Мы это сделали! Мы вернулись почти с края света!
Как-то теперь там Норвегия без нас...




Комментарии
Спасибо за тщательность и старательность отчета :) Очень подробно, информативно, ярко, легко! 
)
Alex12.10.13, 21:27
Норвегия, оказывается, такая маленькая страна, что почти все путешественники, хоть и первый раз едут туда, практически проходят одним маршрутом 
. Вот и я, сравнивая, свое путешествие с вашим, отмечаю те же места, где побывал: Гейрангер, Берген, Осло, дорога с 6-ти метровыми сугробами, атлантическая дорога. Немало.
А вы молодцы. Желаю новых путешествий.
Guest03.10.13, 11:53
 
О Маршруте