По дороге в Марджангл. 
Как всё начиналось.... Кое что о заброске и выброске.
Ура! Мы едем в Индию!

     С самого начала хочу сказать огромное спасибо Новикову Антону из Ангарска, человеку, который привёл меня в Гималаи.
   
Итак, почти ровно год спустя после прошлогодней экспедиции "Ангарск + Москва в Гималаях", похода в котором мы прошли реку Диранг от Диранг Дзонга до слияния с рекой Бичём и, переехав до посёлка Бана Кэмп, галопом пронеслись по нижнему Каменгу от стрелки с Бичёмом до города Бхалукпонг, мы опять летим в Индию!
   Идея пройти Каменг с самого верха родилась у меня сразу по возвращению в Москву. Полгода я рассказывал всем о красотах Гималаев и вот в августе, после прохождения Коксу (Казахстан), отмокая в Капчагайском водохранилище было решено - в марте ОБАНА идёт на Каменг!
   Готовиться к экспедиции начали сразу по возвращению домой. Списались с Антоном, который высказал желание пойти в Индию на месяц, пройти не пройденный в прошлом году, из за нехватки времени Бичём и, переехав вверх по Каменгу, разведать возможность заброски до посёлка Дао и сплава от него. Но в нашей команде у многих не было возможности взять месячный отпуск и мы решили, что вылетаем на две недели позже и встречается с группой Антона либо в посёлке Дао (если до него есть возможность добраться) либо в посёлке Марджангла Кэмп, до которого идёт дорога. И вместе проходим Каменг. К Антону присоединились Саша Артёмов из Томска и двое Киевлян - Юра и Вадик. У нас же в команде получилось семь человек и мы, по рекомендации Антона, взяли восьмого - Колю, тоже Киевлянина, но с Ангарскими корнями, к тому же живущего и работающего в Москве.
   Нам с самого начала повезло! Аэрофлот проводил акцию и мы купили билеты Москва - Дели - Москва с огромной скидкой. К тому же на перелёты в Индию и обратно действуют специальные нормы провоза багажа, для пассажиров эконом класса 23 + 23 кг и 10 кг ручной клади, поэтому мы решили, что везём с собой всё снаряжение, включая рамы для катамаранов и колбасу с тушёнкой (так как в Индии с мясными консервами, да и вообще с мясом сплошная засада). Визы получили за три дня в Индийском визовом центре в Москве, сгоняли всей командой на Трубную 19 и сделали прививки от всякой пакости. Билеты Дели - Гаухати - Дели взяли на рейс компании Spice Jet, цены на билеты весьма демократичные, особенно если брать заранее. Пермиты (разрешение на посещение закрытого штата Аруначал Прдеш) оформили через нашего Индийского друга Озинга Даи из компании Donyi Hango Tours, заплатив за это по 100$ с человека. Быстренько нашли в Гаухати надёжного человека по имени Хари Шинга, он организовал нам два больших автомобиля с багажниками по 15 000 рупий за каждый, плюс питание водителей на маршруте, за заброску до точки старта.
   Близился день отлёта, все сидели на чемоданах и тут звонок от Юры Воронкова из Киева : " Андрей, это Юра. Мы не смогли пойти с Антоном из за болезни, можно мы присоединимся к вашей группе?". Конечно, не вопрос! Теперь нас десять! Киевляне быстро купили билеты, я же связавшись с Хари договариваюсь о третьем автомобиле. И вот 25 марта! Мы едем в Шереметьево!

Приключения начинаются.

  Регистрация, взвешивание багажа, паспортный и пограничный контроль, традиционное посещение Duty Free и мы в самолёте! Но, проходит 15 минут, полчаса, час, а мы не взлетаем! "Очередь на взлёт",- объясняет командир корабля. Мы всё стоим в очереди и с каждой минутой тает надежда успеть на стыковочный рейс. По расписанию мы должны прилететь в 3.00, вылет из Дели в Гуахати в 6.00, из терминала 1, между терминалами ходит автобус - шаттл, в пути 20 - 30 минут, казалось бы времени с запасиком, но Spice Jet за неделю до вылета переносит рейс на 5.45 и тут ещё эта очередь....не прошло и двух часов - мы взлетели.
  В Дели приземлились в 4.30,
бегом на паспортный контроль, благо миграционные карты заполнили ещё в самолёте, тут же мчимся на получение багажа - вот он, родной, уже катается на ленте. Звонок от Юры: " Андрей! Вы где? Мы уже на регистрации!". Говорю, что у нас проблема, прошу объяснить всё представителю компании Spice Jet. Представитель просит набрать в центральный офис. Судорожно набираю...ура, ответили...We are have a problem...и далее по тексту, но мне вежливо объясняют, что, мол поторопитесь, а то в 5.00 регистрация закроется! Прыгаем в шаттл, поехали. Опять звонок от Юры - Вадик грудью лёг на стойку регистрации, но безрезультатно, уже объявлена посадка. Приезжаем в первый терминал в 5.15. Всё. Опоздали....Надо что то делать, идея - менять билеты, но в Индии странные правила, если ты попал внутрь аэропрта, то выйти практически не реально! Тут на помощь приходит симпатчная девушка - сотрудник Spice Jet, берёт нас с Егорм в охапку и, договорившись с секьюрити (три автоматчика на входе) ведёт в соседний подъезд, где на Индийском языке объясняет проблему девушке кассиру. Нам меняют билеты на рейс в 11.15 и берут с нас доплату 1800 долларов!!! Оказывается билеты дорожают с каждым днём!! Но что делать, оплачиваем всё кредиткой (спасибо мастер карт). Звонок мистеру Хари - "мы задерживаемся", мистер Хари всё понимает...карма, и спокойно подождёт.
  Летим над Гималаями, по левому борту в иллюминаторы видны вершины восьмитысячников, завораживающее зрелище! Промежуточная посадка в Багдогре, почти весь самолёт выходит, пока ждём новую партию пассажиров стоим у трапа и пялимся на окружающий пейзаж. В это время к нам подходит один из оставшихся в самолёте Индусов и начинает распрашивать, кто мы и откуда, после того, как узнаёт, что мы рафтеры из Москвы, вдруг спрашивает, "а где Андрей?". "Тут я", - отвечаю  и интересуюсь: "а ты кто сам будешь"? Оказалось ещё один мой друг по переписке - Бабул Гогои! Тот самый, кто порекомендовал мне мистера Хари! Дальше летим уже веселее.
  В Гуахати (Индусы говорят Гуати) жарко, на улице +35, Юра ждёт нас в здании аэропорта под кондиционерами, Вадик мужественно сидит с вещами на улице. Бабул отзванивается Хари, тот тоже на месте, вместе с машинами. Приветствие, знакомство, тут же отдаём предоплату за машины. Вроде всё, готовы ехать.




  Остаётся решить пару вопросов, обмен денег и мобильная связь. Ни один из операторов России, Украины и всяких симтревелов и иже с ними в Гуахати и вообще в Аруначале не работают. Тут местный оператор BSNL. На помощь приходит Хари - даёт свою сим карту попользоваться, так как купить,  а тем более активировать симку на себя не индусу - это очень большая проблема! Забегая вперёд скажу, что 1500 рупий на счету нам хватило на всех на две недели! С обменом всё проще, едем в город и к нам приезжает на мотоцикле местный "деловой человек", немного поторговавшись, обмениваем по выгодному для обоих сторон курсу 1600 долларов и 250 евро, должно хватить с лихвой!
  Прощаемся с Хари и Бабулом, рассаживаемся по машинам и в путь!


 
Дорога в облаках.

   В Тезпур въехали затемно, хотя это ни о чём и не говорит, в Индии темнеет в 18.00, причём как то сразу, как будто выключают солнце. Но водители индусы не очень обожают ездить по ночам. Старший водитель Джи Ту набирает мистеру Хари и протягивает трубку мне. После короткой беседы приходим к обоюдному мнению, что лучше остановиться на ночь в одном из отелей Тезпура, а с утра пораньше продолжить путь. После непродолжительной поездки по разным гестхаусам, не найдя ни одного со свободными местами, едем в знакомый нашему Джи Ту отель "KRC", где благополучно останавливаемся на ночлег. Вкусно и сытно поужинав заваливаемся спать.
   Утро. Завтрак. Закупившись водой и вкусным манговым напитком "Маза" движемся на выезд из города и сразу же попадаем в пробку, потолкавшись минут 30 из "сарафанного радио" узнаём, что на дороге в Балукпонг крупная авария и дорога парализована, благо есть не такой хороший, но более короткий объездной путь, на него мы и съезжаем. Несколько часов тряски, дорога то полностью разбита, то частично сделана, то тут, то там попадаются ремонтные бригады вручную укладывающие дорожное полотно. Кто то долбит булыжники, разбивая их кувалдами на крупные осколки, следующие, уже молотками поменьше бьют их до состояния крубного щебня, а потом уже женщины маленькими молоточками превращают его в щебёнку. Которую потом высыпают на будущую дорогу, вручную укатывают и утрамбовывают, заливают из вёдер гудроном (или чем то на него похожим) и втирают в полотно щётками до состояния гладкой дороги. И всё это под палящим солнцем! Адский труд!
    И вот перед нами Балукпонг, город на границе штата Аруначал Прадеш.
   Останавливаемся на пропускном пункте. Показываем пермиты, паспорта и, заплатив пошлину по 100 рупий с машины, двигаемся дальше. На выезде из города показываю Джи Ту и остальным водителям отель "Sola", в котором мы останавливались в прошлом году и планируем остановиться в конце нашего похода. Километров через 5 прошу наших водителей остановиться. Все выходим из машин. С этой точки отлично виден порог "выходной", конечный порог на Каменге. Посмотрели, сфотографировали, отбили на навигаторе и поехали дальше.
   А горы всё выше, а горы всё круче...дорога идёт серпантином забираясь всё выше и выше. На перевале 2500 останавливаемся в маленькой деревушке Селла, тут наши водители обедают, мы же решаем совместить обед с закупкой продуктов в Сеппа. Пока водители кушают мы скупаем в местных лавочках все сумки ручной работы, причём местные лавочники никак не поймут, зачем нам столько? Для них это не сувениры, а просто сумки.
   После Селла дорога поднимается ещё выше, проезжаем плакат с надписью призывающей ехать
помедленнее и поаккуратнее, по причине того, что дорога входит в тучи. Примерно полчаса в тумане и дорога идёт вниз. Посветлело, стало теплее и вокруг и на душе. И вот видны первые постройки Бана Кэмп. Посёлок на берегу Бичёма, знакомые места! Едем к мосту, но дорога перекрыта шлагбаумом, мост закрыт на ремонт! Вернее его просто нет, смыло прошлогодним наводнением после сезона дождей. Объезд через временный мост.
   В Сеппа приехали часам к 5 вечера. Пока закупались продуктами и местным алкоголем стало вечереть, а когда мы нашли кафе при гестхаусе, работающее после 18.00 то и совсем стемнело. Поужинали мы, накормили наших водителей. Джи Ту снова протягивает мне трубку - на связи мистер Хари. Предлагает переночевать в Сеппа, но нас такой вариант не устраивает и мы решаем ехать дальше.
   Водители недовольно бурчат, но садятся за руль. Вперёд, в Марджангл!
Бамбук над пропастью.

   Километров через 10 после Сеппа асфальт закончился. Мы остановились на развилке, направо и вверх уходила асфальтированная дорога и стоял плакат датированный 2005 годом гласящий, что через 5 километров она закончится - ремонт. Налево же и вниз уходила грунтовка. Все вылезли из машин и тут выяснилось, что никто из наших водителей раньше не ездил дальше Сеппа и только шофёр нашего автомобиля кое что читал о дороге в Марджангл! Left, left кричал он размахивая руками, ну влево так влево, хотя ехать хотелось больше направо....но в конце концов он оказался прав. Периодически накрапывает дождь, машины скользят на мокрой дороге, с трудом забираются в горку, абсолютно лысая резина! Часа через три новая развилка, но тут всё понятно, стоит указатель - налево мост и дорога на Баменг, значит нам на право, это же подтверждает и наш водитель. Передаю по рации в головную машину - направо! Едем дальше.
   На связь выходят наши направляющие - "Тут авария, дальше дороги нет! Догоняйте, сами посмотрите!". Практически посередине дороги стоит грузовик с помятым кузовом разбитой кабиной уткнувшись в кучу ПГС (песочно глиняной смеси). Справа его не объехать, практически вплотную к нему отвесная стена, слева дорога в одном месте обрывается в пропасть. Такое ощущение, что грузовик стоит тут, как минимум месяц. Но как же так? Ведь неделю назад Антон и Саша проехали по этой дороге в Марджангл! Может нам надо было всё таки направо на той развилке? Долго беседую с водителями. Джи Ту тоже более склоняется к тому, что надо возвращаться на развилку и ехать направо. Но после оживлённого обсуждения на Индийском языке говорит, с поникшей головой, что эта дорога верная и другой дороги нет. Надо что то делать. Кто то полез в кузов грузовика, я забрался в кабину и в это время Егор кричит - "Обана!", за грузовиком, прислонённая к отвесному склону, стоит связка бамбука! Можно построить мост! Сказано - сделано! Все берутся за работу, постепенно над пропастью появляется бамбуковый настил. Наши водители с ужасом наблюдают за процессом строительства. И вот мост готов!
   Слева втыкаем длинную бамбучину, что бы обозначить габариты. Первым садится за руль водитель нашего автомобиля и с разгону, на скорости, пролетает по мосту. Ура! Получилось! Его успех вдохновляет остальных. Теперь Джи Ту с деловым видом ходит по настилу, и просит усилить его продольными лагами, таскаем ещё бамбук, готово. Он заезжает на мост не спеша, аккуратно, у него самый новый автомобиль из всех, и начинает буксовать. Все вместе наваливаемся сзади и проталкиваем его, проехал, но задел немного о кузов грузовика. Глубокая царапина, повреждён пластик....
- Не переживай, мы дадим денег на ремонт, 5000 рупий хватит?,- спрашиваю я,
- ОК, - отвечает он.
Опять собираем расползшиеся стволы и ждём третью машину.
Вот проезжает и она, можно ехать дальше, благо по навигатору видно, что ехать осталось не больше 10 километров.
   Начался дождь, а потом и настоящий тропический ливень, который превратил дорогу в кашу. Машины еле пробирались через лужи. В одной из них автомобиль Джи Ту пробил колесо. Как на пит стопе формулы 1 меняем его на запаску, при чём обнаруживается, что домкрат у них один на три машины! А насоса нет вообще! А дождь всё льёт! На одном из подъёмов наш водитель даёт слишком много газу и нас начинает нести в пропасть, благо скорость совсем не большая, мы потихонечку скользим поперёк дороги и утыкаемся передними колёсами в бровку. Уффф, пронесло....Потихоньку движемся дальше. Скорость не больше 15-20 км в час. Ещё один автомобиль пробивает колесо, уже на автомате меняем и его. Головная машина скользит и тыкается в столб. Столб...значит рядом посёлок! Смотрю в навигатор, так и есть! Доехали! Кричу в рацию - Марджангл! Где то не доезжая въезда в посёлок есть хороший спуск к воде, так сообщал по спутнику Антон. А вот и это самый спуск, нам сюда. Всё, стоп, приехали!
   Разгрузили автомобили, поставили палатку, на скорую руку поужинали, или уже позавтракали, накормили наших водителей конской тушёнкой и разбрелись спать, кто в палатку, а кто в машины.
  
Вождь, дети и другие жители Марджангла.

   Разбудил меня детский смех. Кое как продрав глаза я с трудом поднял голову и увидел толпу детишек заглядывающих в машину через стекло. Что бы их отогнать я проворчал что то нечленораздельное, они со смехом, бросились в рассыпную и я, уронив голову на импровизированную подушку из сумки завёрнутой в куртку снова провалился в сон, но не надолго, через несколько минут дети вернулись и защебетали ещё громче. Так повторилось раза три, наконец я осознал, что с этим не реально бороться и решил, что пора вставать. Выбравшись из машины я увидел, что не одинок, дети разбудили всех, кто спал в машинах и уже подбирались к палаткам. По быстрому умывшись я отогнал детишек от палаток (пусть девочки немного поспят) и полез в машину к Джи Ту, пришёл час расплаты. Выплатив ему оставшиеся 9000 рупий за заброску и обещанные 5000 за повреждение автомобиля начал прощаться, но один из водителей поднял крик, и начал что то объяснять мне на Хинди. Джи Ту перевёл, что мол надо ещё денег, на бензин и на еду, на что корректно был послан за консультацией к мистеру Хари. Убедившись, что денег больше не получить попросил отметить в путевом листе, что пройдено 506 км и все деньги выплачены. Я с удовольствием расписался под этим и пожелав им удачи удалился заниматься своими делами, то есть завтраком. Машины уехали и мы остались одни на берегу, не считая пары дюжен ребятишек, ходивших за нами хвостом.
   Пора было заняться строительством судов. Мы распаковали наши катамараны и начали собирать рамы к ним. Все наши действия собирали толпу зрителей,
к детям стали присоединяться и взрослые жители посёлка. Солнце поднималось всё выше и выше, зрителей всё больше и больше, становилось всё жарче и жарче, в итоге мы разделись до трусов и тут началось! Меня облепила толпа, всем хотелось потрогать такого большого и непривычно белого человека! Они щупали сначала мои руки, потом свои тощие ручёнки и весело смеялись. Сначала это забавляло, но потом закралась мысль, а может они меня хотят съесть?! Но тут проснулись девочки, Инга вылезла из палатки и увидела эту толпу, с ошалевшими глазами достала щётку и начала расчёсываться, чем собрала вокруг себя практически всю деревню! Они забыли обо всём и, как завороженные наблюдали за этим процессом! Мы же, воспользовавшись моментом, успели искупаться. Коля отправился в посёлок за пивом. А мы присоединились к девчёнкам на вопрос перекусить. Девочки уже освоились с тем, что их везде сопровождали толпы поклонников и пришло время раздачи сувениров. Мы раздали все Российские монеты и разнообразные значки и наклейки, чем завоевали сердца аборигенов полностью. Среди всей этой толпы выделялся мужчина одетый более цивильно - в джинсы и клетчатую рубаху, оказалось, что это инженер работающий на строительстве дороги.
Он вполне прилично говорил по Английски и мы с Егором придумали хитрый ход, у нас осталась ещё одна белая бейболка с надписью Russia (Руссия говорят тибетцы), коей он и был одарен. После чего мы попросили его быть нашим переводчиком и объяснить детишкам, что было бы неплохо вести себя менее навязчиво. Чем он тут же и занялся.
   Работы по стапелю шли своим чередом, киевляне собрали двушку, Вадик снарядил спининг и ушёл на рыбалку. От местных мы узнали, что двое русских вот уже почти неделю живут на берегу реки, выше по течению километра на три и Юра отправился на поиски Антона с Сашей.
   Коля принёс пиво и мы, расположившись в тени небольшой бамбуковой рощицы, забили трубку и сидя в тенёчке попивали холодное пивко и попыхивали трубкой. Компанию нам составил наш новоиспечённый переводчик, мы беседовали с ним о местных детишках, он очень переживал за отсутствие образования у них, да и вообще у жителей посёлка, из за отсутствия школы. Но обещал, что года через два - три дорога будет достроена и будет школа. Тут к нам подошёл колоритный абориген. Он был одет в красный пиджак с вышитой надписью Government G B. Волосы спереди были собраны в пучёк проткнутый тремя деревянными спицами. Сзади же из головы торчали два павлиньих пера, в косу был вплетён обезьяний хвост, свисающий на грудь. За спиной были одеты импровизированные крылья деревянный каркас которых был покрыт кабаньей щетиной, держалось это всё на кожаных ремешках одетых на плечи. На поясе висел большой меч в бамбуковых ножнах.
"Это вождь племени Бангни ( относящегося к группе племён Ниши)", - представил его наш новый друг. Мы все представились, вождь же ткнув себя в грудь в районе вышивки сказал Ги Би! По всей видимости этот пиджак передавался от вождя к вождю со времён английского владычества в Индии и все вожди по наследству звались Ги Би (хотя реально эти буквы значат Great Britain). Мы протянули вождю нашу трубку, он торжественно покурил из неё и передал дальше. Трубка ходила по кругу, мы через переводчика болтали с вождём о делах. Потом Ги Би что то сказал и переводчик выдал - "вождь хочет попробовать вашего напитка!". Оказывается он узрел у нас початую бутылку виски из Duty Free. Не вопрос! Конечно нальём! Мы достали серебряную рюмку и налив в неё вискаря поднесли вождю. Тот торжественно поднял её и отпил половину. Ох и не легко дался ему этот глоток! Тибетцы не пьют крепких напитков или же разбавляют их водой, но он мужественно перевёл дыхание и, как подобает вождю, с достоинством сказал, что этот напиток очень крепкий, но он допьёт! И таки допил! После чего торжественно удалился, предварительно сфотографировавшись со всеми нами. Позже он опять вернулся но уже в "гражданской" одежде и с внуком на руках.
    Мы же к тому времени закончили собирать наши суда и они стояли на воде зачаленные за крупные камни. Вернулся Юра с новостью, что нашёл ребят и они скоро будут. не прошло и получаса и они прибыли. "Это же Бубль Гум!", - хором закричали мы, увидев подплывающий к берегу "бублик". После приветствий было решено, что по причине того, что наши мозги больше не вынесут этого непрестанного гула голосов мы станем на воду сегодня! 
   По быстрому загидрившись и собрав лагерь мы начали перетаскивать вещи к катамаранам, нам помогала вся деревня. Наконец то всё погружено и привязано. Мы отчалили и хором гаркнули - "Обана!", вся деревня в ответ заголосила - "Намасте!". 
   Ну что же, прощай гостеприимный Марджангл! Здравствуй Каменг!
Каменг. 
Сплав по реке Каменг от посёлка Марджангла Кэмп до города Бхалукпонг.
Булькотня, вата и стекловата.

- Мы с Василичем за километр сплава прошли три шиверки и назвали их "булькотня 1", "булькотня 2" и "булькотня 3",- поведал нам Антон.
  Очередная такая "булькотня" была примерно метрах в ста от точки старта, все проходили её размахивая руками и вопя "обана" и "намасте". А катамаран "Авось 13", под восторженные вопли жителей деревни, завис на единственном камне посреди реки. Но немного покачавшись ребята слезли с обливняка и продолжили путь.
  Сплав был не очень длительным, за поворотм скрылся Марджангл, потом ещё пара поворотов и простых порожков, про которые Антоха сказал : " да это ж вата"
и мы, решив, что достаточно далеко удалились от деревни, встали на ночёвку. Вечерок был хорошим, накрапывал мелкий тёплый дождик и все, поужинав, наконец то, завалились спать.
  С утра солнечно и тепло. Пока готовили завтрак и поглощали его успела подсохнуть гидра и мы, забравшись в неё, продолжили наш сплав. Вот впереди ещё один порожек про которые Антоха говорит "вата".
-  по ходу тут до Бичёма такая вата и будет, мы с Василичем с дороги смотрели, вроде ничего серьёзного, добавляет он.
Но я то помню фото с гугла, что то мне подсказывает, что не всё так просто...Предчувствие меня не обмануло, уже следующий порог заставляет нас напрячся, а за ним мы попадаем в тааакую вату, которая держит нас по несколько минут и обливает водой с головой! Благо тепло!
- По моему вата потихоньку превращается в стекловату, делюсь я своими мыслями, когда мы останавливаемся на перекус. Все согласно кивают. Когда через несколько минут сплава мы слышим гул очередного порога, то понимаем, что это каскад, причём замечательный каскад из нескольких, как выяснится в последствии пяти, пятёрочных порогов.
- Ну что там? Спрашиваю я Юру, уже сходившего просмотреть препятствие.
- Слева всё хорошо, а справа хорошая бочка! Но вы должны её продавить.
Что же, попробуем. Первым пошёл Авось, ребята смеситились влево и спокойно слились. Мы пошли следом за ними, причём я совершил ошибку - не просмотрел порог сам, идём правее, я командую вперёд, вижу впереди слив и бочку, носы ровно, мы прыгаем в неё, но тут струя правого слива, заворачиваясь винтом, подбивает корму и катамаран разворачивает лагом. Последнне, что вижу - висящую над водой Полину и меня накрывает кильнувшийся катамаран.
  Бульканье воды в ушах и мысль, что то долго не всплываю, но тут тыкаюсь головой во что то плотное, хватаюсь руками - балон от катамарана, пробирарюсь по нему вперёд и щупаю сидушку правого переднего - пусто, значит Полинка уже всплыла. Опять бульканье, как потом выяснится это второй слив порога и опять всплываю, в этот раз между балонами, стукаюсь каской обо что то, по моему рама, но нет - это тубус со спинингами, как назло закрепленный посередине. Тут уже сам подныриваю и вот я уже между балонами со стороны кормы. Забираюсь на кат, мне навстречу лезет Коля, наш левый задний, Егор плывёт метрах в 10 - 15 впереди, ещё ниже по течению Полинка с двумя вёслами в руках. Отцепляю "морковку" и кричу Полинке - держи! Но она машет головой и потихонечку причаливает к правому берегу. Мы с Колей берёмся за вёсла и чалимся к левому - он ближе. Пока пытаемся перевернуть катамаран из воды вибирается Егор и присоединяется к нам. Прибегает Гарри, с Авося зачалившегося ниже, и мы вчетвером переворачиваем кат, в это время на Авосе к нам привозят Полинку. Всё, экипаж в полном составе. 
  Следующие два порога проходим уже с предварительным просмотром и страховкой, они не слабже, если не посильнее "нашего". И чалимся на правом берегу с огромным песчаным пляжем. Отличное место для стоянки. Прямо на впадении правого притока Пача. Вечер проходит за бурным обсуждением ваты и стекловаты вперемешку с тостами за первый боевой киль некоторых членов нашего экипажа.



Сеппа. Момо и дворцы. Или, как мы чуть без катамарана не остались.

  Весь следующий день прошёл просто замечательно! Отличная погода, масса порогов от 4 до 6 кс. И вот на горизонте Сеппа - столица округа. Зачаливаемся на правом берегу и разбиваем лагерь под сенью раскидистых деревьев (по-моему, баобабов). На коротком совете принимаем решение не тянуть до завтра,  а отправиться в город за покупками прямо сейчас, благо до темноты у нас в запасе ещё пара - тройка часов. Сказано - сделано. В темпе переодеваемся и вчетвером,  Василич, Коля, Егор и я, переправляемся на "Стерхе" на тот берег. Катамаран вытащили на пляж и спрятали, вместе с вёслами, в кустах. Тут же обнаруживаем тропинку,  круто поднимающуюся вверх, и по ней выходим на дорогу к строению, чем то напоминающему нашу автобусную остановку. Только вот автобусов не видать... и мы отправляемся в город пешком, периодически вскидывая руку в надежде поймать проезжающую машину. Минут через десять нам это удается, и приветливый улыбчивый индус подвозит нас в центр города на миниатюрной Таташке. При попытке дать ему за это денег – округляет глаза и желает нам хорошего вечера, а деньги не берёт… Хорошие люди!

   Находим ту самую лавочку, в которой закупались по дороге «туда», хозяин узнаёт нас и, улыбаясь во весь рот, начинает наполнять товарами коробки.  Одновременно с этим заказываем в соседней закусочной 12 порций «момо» с мясом с собой. А потом ещё 12, но с капустой и луком. «Момо» это тибетские большие пельмени, типа как манты,  хинкали или позы. Потом бежим в «Wine Shop», хозяин, которого тоже узнаёт нас, всё - таки не так много европейцев забредает в эти края, и, о невиданное, запускает нас внутрь лавочки! Затаривщись всем, чем надо и прихватив, на дорожку, холодного пивка, местного разлива, направляемся к «нашему» лавочнику.  Тут уже всё собрано и упаковано, а в закусочной готовят последние 6 порций «момошек».  Лавочник позвал на помощь своего сына, лет этак  7 – 8. Тот ходит в школу и поэтому  знает английский и даже умеет писать, правда, пока печатными буквами. Порывшись в карманах в поисках сувенира, я понимаю, что раздал все монетки ещё в Марджангле. Но обнаруживаю бумажные деньги и дарю мальцу нашу сотенную. «А что это за дворец?» - спрашивает он, «он в Москве стоит?», да – говорю – в Москве.  «А там кто живёт, Путин?» - опять спрашивает пацан, угу – отвечаю – мы там с ним оба живём. Не думал я, что моя, казалось бы, невинная шутка произведёт такой эффект!  Через несколько минут парнишка собрал вокруг кучу своих друзей, они все по очереди и вместе, фотографировались со мной на свои телефоны и просили автограф! Поначалу я пытался, что то написать по английски, но потом Егор мне сказал – ты уж по русски им пиши! А и то верно, подумал я, и понараздавал всем бумажки с надписями «Удачи. Счастья, здоровья! Занимайтесь спортом! Обана!» А тут и наши «момо» поспели и мы, загрузив коробки и, загрузившись сами, тронулись в обратный путь на моторикше.

   Вот и знакомая «остановка». Спускаться по крутой тропинке с коробками и рюкзаками намного сложнее, чем подниматься налегке… но вот мы на берегу. И тут нас ждёт сюрприз! Нет катамарана! «Але» - кричу в рацию – «где катамаран?». А мне в ответ – «нету, угнали!». «Ну ладно» - отвечаю – «значит, мы тут заночуем. У нас холодное пиво и горячие момо».  Сразу после этих слов к нам стремительно примчался «Авось». «Вы зачем катамаран забрали?» - спрашиваю, а мне и объясняют. Не прошло и десяти минут, как мы поднялись по тропинке к дороге, из домика, что возле «остановки», вышли двое, спустились на берег, вытащили наш катамаран из кустов, спустили его на воду и, забравшись на него, стали кататься вверх – вниз. Ребята, оставшиеся в лагере, начали им кричать, чтоб положили кат на место, но это не возымело ни какого действия.  И, только,  когда они спустили на воду «Авось» и направились в их сторону,  те причалили к берегу, по быстрому затащили «Стерха» обратно в те же кусты, положили вёсла, так, как те лежали до этого и, вбежав по тропинке, скрылись в домике.

  Остаток вечера мы провели, дегустируя местное пиво и поедая, с похвалами для поваров, «момо» под острым соусом, пакетик с которым прилагался к каждой порции.


Комментарии
Отчет здесь! http://baikalrafting.com/photo/technical_opuses/riv 
er_bichem_kameng/
Сайт посвящённый туризму в Аруначал Прадеш 
О Маршруте
Категория сложности: 6 к.с.