Течение реки изогнуло его по кривой линии, а бревна, скрепленные между собой скобами и авиационной аэродромной железкой, представляли изогнутую колею, с которой можно было легко соскочить в воду. В общем, это напоминало что-то вроде автотриала, к которому, мы не были готовы, ни морально, ни физически. К тому же, на крайний случай ни крана, ни помощи, ждать было неоткуда и не реально. Да и тогда бы на этом этапе, просто глупо кончалось наше путешествие.
В нашей жизни, к сожалению, мы все чаще и чаще сталкиваемся с этой проблемой везде, В том числе, как это ни прискорбно, и у себя дома, в Подмосковье.
Вот и здесь тоже, как это уже часто бывает, пришлось сначала немножечко поработать уборщиками, чтобы потом спокойно, от всей души, любоваться этими великолепными пейзажами. А пока мы убирались за горе рыбаками, наша газовая плитка, как скатерть самобранка, быстро приготовила завтрак и чай. Наступило время настоящего туристического блаженства! Мы сидим рядом с мангалом, извергающего запах дымящегося шашлыка. На столе овощи, фрукты, бутылка кваса, а перед глазами неописуемая красота озер и островов, достойная кистей великих живописцев!
Что еще нужно для полного счастья, обыкновенному туристу!?
Но время, к сожалению, неумолимо бежит вперед и нам пора собираться в дорогу.
Сегодня воскресенье 6 июля, наше путешествие продолжается. Возвращаемся на Мурманский тракт по той же разбитой дороге, Но сегодня она нам уже не кажется такой разбитой и кривой как вчера. Это была первая, маленькая, тренировка, по местному грунту. Теперь по асфальту 42км до поворота на поселок Амбарный. Поворачиваем согласно указателю. Дорога совпадает с логикой движения, с картой, и с навигатором, что бывает далеко не всегда. В Амбарном правда, на всякий случай, спросили у местных, правильно ли едем к морю. На, что нам утвердительно ответили, правда, поинтересовались, на чем мы туда хотим проехать.
По дороге к морю, во множестве встречалось немало очень красивых озер и мест, где можно было поставить палатку, но мы хотели именно проехать к морю. В итоге примерно через 100км, совсем не простой дороги, с глубокими и длинными лужами, по15-20метро и глубиной по ступицу, косогорами и крутыми спусками, подъемами и бродами, наша цель была достигнута.

Перед нами предстала огромная скала полуострова. Камень которой, по всему периметру, был гладко вылизан за миллионы лет, бесконечной работой суровых вод Белого моря. Стоя на этих камнях, вспомнилась фотография какого-то автотуриста на Сузуки Джимми из Интернета, подъехавшего прямо к самой кромке скалы. Фото было конечно очень эффектное, но мы решили не повторятся. Тем более, что для того, чтобы поставить палатку нужно все равно отъехать до того места, где будет хоть чуть-чуть земли. Но побывать здесь и не побродить по этим камням, человеку, приехавшему из центральной России, конечно невозможно. Так, что решили оставить машину на вершине скалы, с маленькой прослойкой земли, где потом и поставили палатку, а сами отправились бродить по берегу.
Нашим восторгам не было предела. Мы уже не раз бывали на берегах Белого моря, но здесь оно нам показалось каким-то необычным, более суровым что ли, его темно-синие чернильные воды, казались нам какими-то особенно холодными. Здесь везде и во всем был какой-то необъяснимый контраст. С погодой нам повезло, на небе ни облачка, температура примерно 23градуса, но когда глядишь на эту холодную синеву, приходит какое-то необъяснимое ощущение жуткого холода. Зато на самой скале нам встречались каменные ванны с очень теплой водой. Такие каменные теплые ванны мы уже встречали на каменных пляжах Беломорска. Из достопримечательностей не природного происхождения, а социального, все та же после-перестроечная разруха. От некогда стоящей здесь воинской части, остались лишь, в полном смысле этого слова, рожки да ножки. Все разрушено и растащено до основания, а затем …? Новый мир, как в песне, строить, конечно, никто не собирается.
Здесь на вершине этой скалы мы познакомились с местным рыбаком. С рыбой, правда в этот раз им, а, следовательно, и нам, не повезло. Нам потому, что мы не рыбаки и рассчитывали главным образом на рыбаков, а им……?
Спиннинг, мы, конечно, с собой возим. Но….. так, больше для очистки совести, чем для настоящей рыбалки. Сами понимаете, быть в Карелии, на Кольском, и даже не попробовать, покидать спиннинг или не посидеть где-нибудь с удочкой!? Это же не серьезно! Хотя во время прилива, как утверждают местные рыболовы, треска должна была идти, но…, видимо, в другой раз! Зато приятно вместе посидели за нашим столом, поговорили о жизни, выпили по рюмке шампанского! Местные, правда, больше предпочитают более крепкие напитки, здесь наши вкусы явно расходились, но это уже не принципиальные частности. Ночевка на плато прошла отлично, а вот полетать утром, на новой модели, не получилось. Ветерок был не слабый, а спутников маловато, так, что рисковать не стали. Быстро собрали лагерь и тронулись дальше.
Сегодня, по всем нашим прикидкам, мы должны быть обязательно, где-нибудь в Хибинах.
Ну, что же!? Дорога отличная, в таком темпе нашим планам, явно суждено сбыться.
Подъезжаем к Кировску. В этом году Хибины в многочисленных снежных шапках, ни какого сравнения с 2013годом, проскакивают шутки, по поводу лыж. Нам было совсем невдомек, что в каждой шутке, есть доля истины! Проезжая город, начинаем прикидывать, где будем разбивать лагерь. Места-то для нас, известные! Правда, в 2013году, Хибины не пропустили нас к себе в гости, так, что в этом, думаю, мы будем уже не гостями!? Ночевку, сегодня, решили все-таки сделать на известном нам озере Малый Вудьявр. Дорога, на Малый Вудьявр, по сравнению с прошлым годом, стала явно хуже. Но и машина у нас стала обладать заметно более высокими внедорожными качествами. Потихонечку едем, как утка, переваливаясь с боку на бок. И вдруг….., глазам своим не верим, идет девушка, а в руках лыжи! Помилуй бог, на дворе 7 июля 23градуса тепла, а она с лыжами в обнимку! Ладно бы одна, чего только в наше время можно не увидеть!? Это мы бы поняли, а тут, второй, третий, и так далее. Тут я не выдержал, извинился, как полагается, что бы обо мне тоже, чего-нибудь не подумали плохого. Спрашиваю: мил человек это как понимать, на дворе-то вроде как лето, а вы с лыжами и досками!? Тут все и прояснилось. Весна в Хибинах в этом году была затяжная, холодная, вот снег и лежит до сих пор на склонах. Так, что лыжный сезон продолжается. Вот только непонятно, как в этом году мы сможем тогда проехать на Куэльпорр, если в том не смогли, когда на склонах почти вообще не было снега?
Далее на одной из площадок для ночлега встретили почти земляков, пеших туристов из Тулы. Пообщавшись с ними, решили проехать дальше по следам квадроцикла в гору, пока может тянуть машина и пока есть следы. Через метров 500 мы уперлись в крутой склон, посередине которого лежал снег, следы квадрика на этом заканчивались и наши возможности соответственно тоже. Здесь, перед этим подъемом, можно было вполне поставить палатку, но за водой пришлось бы спускаться довольно далеко и не очень удобно. Немного поразмыслив, решаем вернуться и сделать ночевку у горного ручья на Малом Вудьявре. Экзотики конечно поменьше, зато известное и более удобное место, да и проще с него завтра стартовать в Хибины.

Утро 8 июля было, как и предыдущие дни великолепным! Если бы не карликовая растительность, пожалуй, можно бы было усомниться, что мы находимся за полярным кругом, а не где-нибудь на широте Сочи. Солнце палило так, что только и смотри, как бы не обгореть. А воздух и горы не уступят, ни каким Альпам! Как всегда быстро и без суеты собираем лагерь. Снова под колесами знакомый хруст щебня, да стук лежащих под водой валунов, поверх которых несут свои воды многочисленные тающие ледники, к подножью Хибин.
Да, вот это и есть та дорога, идущая по дну горного ручья, с которой начинается знакомство с Хибинами. Именно здесь в 2013году мы были вынуждены остановиться. Ледник лежал поперек этой дороги - реки. Теперь его просто прорубили. Проехав в этом снеговом коридоре, с двухметровой стеной несколько десятков метров, мы выехали на вполне приличный грейдер, что нас очень удивило. Если бы мы могли тогда, в 2013году это себе представить, какая отличная дорога была дальше за сползшим и перегородившим дорогу ледником!? Мы ехали по петляющему отличному грейдеру, бесконечно восхищаясь и любуясь красотой Хибин.
Конечно, природа здесь очень скромная и суровая, но если вы сможете проникнуться к ней всей душой, то и она откроется вам той стороной, о которой вы даже себе и представить никогда не могли. В подтверждение моих слов, стоило чуть дороге спуститься в долину, как сразу на глазах стал изменяться пейзаж. Лес уже становился не карликовым. Ива явно выпрямлялась и тянулась к небу, становясь прямо на глазах, все выше и выше. Карликовые березки, растущие как кустарник вдоль горной реки, становились более стройными, как бы пытаясь равняться на своих элегантных, грациозных соседей, остроконечных елей, упирающихся своими острыми, как иголки кронами, в небо. Это действительно были прекрасные и незабываемые ели Хибин!
Вот из такого леса нам на встречу и вышла лосиха. Сначала мы даже не поняли, что это такое. Она гордо стояла на дороге. Спокойно, с чувством собственного достоинства, как истинный хозяин этих мест, долго, неторопливо разглядывала нас. Да, это была действительно, и хозяйка и дочь Хибин. Здесь было для нее все родное, это был ее дом. А мы были не прошеными гостями, нарушившими своим присутствием этот прекрасный и неповторимый мир. Наконец, как бы понимая, всю силу и мощь технического прогресса, пришедшего и сюда, в Хибины, она вынуждена была все-таки под его напором и силой, уступить дорогу нашему железному коню. К нашему сожалению, цивилизация, с каждым днем все больше и больше уничтожает все на своем пути, оставляя после себя лишь только пыль да жалкие обломки некогда прекрасного и неповторимого мира.
Дальше по дороге, немного не доезжая гостиницы, было ответвление направо, с указателем, «красивый водопад». Конечно, следуем этому негласному предложению. Проезжаем метров 300 и начинаем подъем по горной и поросшей лесом тропе вверх, при этом прислушиваясь к каждому звуку с замиранием сердца.
Проходит немного времени и перед нашими глазами открывается настоящее чудо природы! Да, именно чудо! По-другому эту красоту, и не назовешь. Здесь все поражает, и мощь водного потока, и перепад высот, с которых с ревом несутся мощные потоки, кристально чистой воды, и, конечно же, сама горная природа Хибин, в своем скромном, суровом, северном, но бесконечно прекрасном и никогда не забываемом одеянии!

Здесь, как и всегда в таких местах, можно было бесконечно снимать, снимать и еще раз снимать, как на фото, так и на видео. На одном из скальных уступов, мы и повстречали мужчину, любующегося, как и мы, всей этой красотой, вместе со своими дочурками. Ничего, не подозревая, поздоровались и перекинулись несколькими словами, связанными с восторженными ощущениями окружающего нас мира природы. Именно здесь, с этого момента и началось наше знакомство. Он подошел к нам поближе, внимательно рассматривая нас, как бы проверяя себя, не ошибся ли, а потом обратился ко мне с совершенно конкретным вопросом: где-то я вас видел? На, что я, задумавшись, ответил: вряд ли. Тогда быстро последовал вопрос: а вы не Чирковы? Тут все и прояснилось. Мы быстро познакомились с Вадимом и его туристическим экипажем. Который состоял из трех его дочурок и собаки, породы ротвейлер, по кличке Зюма. А узнал Вадим нас, по фильму «К берегам Баренцева моря 2013г» Вот так, на обрыве водопада и состоялась встреча создателей фильма о природе Карелии и Кольского полуострова с любителями и поклонниками этой красоты. Дальше было много вопросов, связанных с планами предстоящего путешествия, как у нас, так и у них. Заинтересовала их и наша авиационная программа и маршрут, с посещением Среднего и Рыбачьего. Еще немного пообщавшись, оставив свои координаты, мы распрощались. Перед отъездом, Вадим поделился с нами своими впечатлениями о ледяной купели, в которой он отважился искупаться. Честно признаемся, у нас, на такое купание, духа не хватило! Сказать, что вода очень холодная, это значит, ничего не сказать вообще. Она просто невероятно обжигала все тело, не столько физически, сколько психологически, при этом ее кристальная чистота, многократно усиливала, этот какой-то не естественный, девственно первозданный холод. Казалось еще чуть-чуть, и ты сам превратишься в кусочек чистого льда! Максимум, на что мы отважились, это только помочить ноги по колено, в этой невероятно ледяной воде. Вот такой неожиданной и приятной встречей, закончилось наше знакомство с водопадом.
Спускаемся вниз к машине, проходит немного времени и мы снова в пути.
Дальше в наших планах было посещение озера Гольцового, но так как начиналась уже вторая половина дня, то естественно вспомнили и про гостиницу в долине. О существовании ее мы знали еще в 2012году, но тогда были совсем другие погодные условия! Теперь же, погода была просто великолепная, поэтому, когда встал вопрос о предстоящей ночевке, я свое мнение выразил очень категорично. Примерно так: никогда себе не прощу, если при таких условиях как сей час, поменяю отдых в палатке, на любую, даже самую шикарную кровать, в гостинице! На что Саша не стал возражать. Решение о сегодняшнем ночлеге, было принято быстро и единогласно, так, что можно было спокойно продолжать двигаться дальше, к озеру Гольцовому. Тем более, что гостиница наяву, оказалась не такой уж и респектабельной как выглядела на сайте Интернета.
Дальше дорога проходила по выжженному, а потом и вовсе, просто спиленному лесному массиву. Твердость грунта постоянно менялась. То жесткий и острый щебень, то мягкий и разбитый торф. Множество глубоких колей с булыжниками, а остатки стволов и корней, торчали из земли, как исполинские занозы. Но остановило нас все-таки совсем другое препятствие. Довольно-таки глубокий брод, глубиной примерно 60 см. В тот момент, когда мы подъехали к озеру, там уже был и «Л-200», на котором путешествовал Вадим. Кроме следов квадроцикла и следов уходящих под воду, никого и ничего. Померили брод, надев сапоги. Вода по колено, грунт мягковат, а опыт у нас, в преодолении таких глубоких водных препятствий, отсутствовал. По тактико-техническим данным, у нашего « Хайлюкса», глубина преодолеваемого брода 50см, на пределе, да еще и грунт под водой мягковат. Так что подумали и рисковать не стали. Принимается решение, возвращаться в обратный путь и попутно искать место для лагеря и полетов, а именно для реальной посадки двухметровой модели.
Такое решение устраивало и экипаж Вадима. Так что к месту сегодняшней ночевки идем уже двумя экипажами.
На обратном пути встречаются экипажи на лифтованном «Патриоте» в компании с «Нивой», а чуть позже и «Мазда ВТ-50» У экипажа «Мазды» интересуемся перспективами, связанными с посещением Среднего и Рыбачьего, на, что получаем очень обнадеживающую информацию и естественные пожелания удачи. Да, в этом году, в Хибинах туристов встречается много, в том числе и даже пешеходные.
Дорога обратно нам известна, теперь главное не пропустить удобную площадку, как для установки лагеря, так и для перспективных полетов. И вскоре справа от дороги по ходу движения такая площадка находится. Сворачиваем, выходим, выбираем место для установки палаток, а я, для перспективной посадки. Взлет-то модели происходит с катапульты, а посадка в классическом варианте. Саша приступает к разбивке лагеря, а я к предполетной подготовке. Собирается катапульта, самолет, подключается электроника, читается, как говорят в авиации «молитва» - можно взлетать.
Стик газа от себя, нажимается педаль катапульты, и самолет уже летит.
В этом году у нас премьера, мы летаем в очках от первого лица. За исключением перегрузок, полная имитация полета с места пилота. Кроме конечно падения! В дрова только самолет! Все остальное, как на настоящем самолете. Вся физика управления, все тонкости аэродинамики, все как в большой авиации. Быстро набираю высоту, вот уже и 150, 200, 250, 300 метров. Жалко, что датчик GPS ловит здесь очень мало спутников, придется летать только визуально и при этом только в районе лагеря. Разворачиваюсь на 180 и лечу над единственным ориентиром - дорогой, петляющей узкой серой лентой, далеко внизу, между хребтами гор. Быстро пролетают 10минут полета. Захожу на посадку, с первого раза не получилось - помешал большой камень по курсу. Ухожу на второй круг и снова захожу на посадку параллельным курсом. Еще несколько секунд и…мягкое касание каменистого грунта, отличная посадка. Теперь осталось только спокойно и не спеша, все выключить, а потом проверить на флэшках отснятый видеоматериал.
Вот так в Хибинах прошла летная премьера Х-7.
Быстро упаковывается вся летная тематика снова в походный вариант, и уже вдвоем занимаемся окончательной установкой лагеря, а потом и приготовлением ужина. Проходит немного времени и наш совместный лагерь уже излучает знакомые запахи походной кухни.
В дополнение к прекрасному туристическому столу, Вадим еще добавляет и бутылочку таково же прекрасного коньяка.
Сегодня нас ждал приятный сюрприз. Вадим, оказывается, прекрасно играет на гитаре! Вот теперь, у нас уже получился настоящий туристический ужин и белые ночи Хибин, наполнились бесконечным потоком туристического песенного репертуара.
Конечно, вспомнилась сразу «Бригантина», песни из кинофильма «Вертикаль», естественно из репертуара Визбора, и многие, многие другие. Так от песенного эпоса далекой и романтичной эпохи СССР шестидесятых годов, мы незаметно для самих себя приближались к репертуару семидесятых, восьмидесятых и более поздних годов.
Так, что в этот раз, Хибины, нам запомнятся еще и такими же прекрасными песнями! И трудно себе представить, что может быть в жизни туриста, прекрасней, вот такого незабываемого вечера, вернее полярного дня в Хибинах!?
Да, это, наверное, именно те моменты жизни, и то, что остается в нашей памяти, навсегда! Многое в ней, как песок сквозь пальцы, проходит бесследно, а эти несколько дней, останутся незабываемыми всегда!
Пройдут годы и десятилетия, а память, время от времени будет нас возвращать к этому столу и напоминать о тех далеких и прекрасных временах. Да, черт возьми, нам будет, что вспомнить!
А между тем, время неумолимо бежит вперед. На часах уже давно новый день. Так, что пора укладываться. Завтра, вернее уже сегодня предстоит дальняя дорога. Сегодня мы должны добраться до п-ова Среднего. А это значит, что последние 160км дороги, будут похожи по своему состоянию на дорогу к Дальним Зеленцам. А может быть и хуже!
Забираемся в палатки, залезаем в свои спальники и все, что еще совсем недавно было прекрасным сегодня, становится безвозвратно ушедшим и прекрасным вчера.
Утро нового дня нас не разочаровало. Отличная погода, температура на солнце, и ни много, ни мало, аж 25градусов! Быстро позавтракали и приступили к сбору лагеря. Непосредственно перед выездом проверяем еще раз туристический скарб, согласовываем с Вадимом темп движения, ведь теперь наша команда состоит из двух экипажей, а это в свою очередь накладывает на каждого участника похода соответствующие обязанности. Единственно, что меня смущало, это то, что в экипаже Вадима были три молоденькие дочурки. А самой младшей было около 12лет. Но именно это, меня и восхищало. Они держались исключительно бодро и уверенно. И никто из них не позволял себе абсолютно никаких каприз. А после того, как одна из них с Вадимом, забралась на скалу так высоко, что их можно было наблюдать только в бинокль, у меня окончательно развеялись сомнения в реальности совместного дальнейшего путешествия!
Перед самым отъездом, глядя на лихое скалолазание Вадима, с его прекрасной малышкой, появилось огромное желание «покорить» соседнюю вершину. Высотой, как потом оказалось 1050метров, правда, над уровнем моря. Но это, было потом!
Я смотрел на ледник, который казался мне совсем близким и уговаривал Сашу всего лишь быстренько сбегать и посмотреть на это чудо поближе. К тому же и Вадим заявил о своем категоричном решении подняться на вершину.
И так: берем с собой фотоаппарат и камеру GoPro. Начинается подъем. Уже при подходе к леднику я понял, что это совсем не так просто, как мне сначала казалось, когда я смотрел на всю эту панораму гор, снизу вверх.
Во-первых: ледник оказался совсем не таким уж и маленьким, и пологим, а очень даже приличных размеров, где при желании можно не только получить сто процентную порцию адреналина, спускаясь на лыжах, или доске, но и при отсутствии надлежащего опыта, запросто свернуть себе шею!
Во- вторых: оказалось, что мои мягкие, как домашние тапочки кроссовки, совсем не были приспособлены к хождению по леднику. И после нескольких попыток идти по нему, как это делают альпинисты, втыкая носки ботинок в ледник, пришлось от этого варианта отказаться и перейти на подъем по более крутому скальному да к тому же еще и мокрому склону. Это тающие ледники, образовывали многочисленные потоки чистейшей, как слеза ледяной воды. Самое главное было, на маленьких остановках, не польститься на эту прекрасную ледяную водичку, которой так хотелось охладиться и попить. Вот здесь, на этих крутых и мокрых скалах, признаюсь, был момент, когда мне вдруг показалось, что этот экспромт попахивает авантюрой.
Между тем Вадим к этому времени, уже был метров на 30 над нами. Вот он-то нам и показал приемлемый путь по скале, где реально можно было пройти, соблюдая естественно осторожность. Возможно даже, если бы не активность Вадима, мы бы вернулись вниз, так и не покорив эту вершину. Здесь, между двух ледников, пожалуй, и был самый сложный и опасный участок подъема. Дальше подъем, хоть и проходил на большей высоте, но был заметно проще. Еще полчаса подъема и мы на вершине! Конечно это не Кавказ и прочие гранды альпинизма, но чувства, охватившие нас, когда мы стояли на снежной вершине, останутся в наших сердцах, навсегда! Нашим восторгам не было предела.
И что тут еще можно добавить к уже сказанному, кроме банальной и всем известной фразы, «Лучше гор, могут быть только горы, на которых еще не бывал»! Оставалось лишь только сожалеть об одном, пора спускаться. Спуск как это ни странно прошел довольно просто и сравнительно быстро.
Лагерь был уже собран, нам оставалось только оседлать наших «коней» и двинуться дальше на север. В соответствии с нашими расчетами, а именно: покупки кое-каких продуктов по пути в Кировске и заправке в Мурманске, на п-ове Среднем мы должны быть к 00:00 часам
Выезжая из Хибин, у прорубленного ледника, сфотографировались еще раз, на прощание с этой сказкой. Дальше, дорога шла по уже известной нам реке, потом по каменистому грунту, и вот уже снова под колесами наших автомобилей, зашуршал знакомый асфальт. Впереди теперь у нас был Мурманск, а за ним и сегодняшняя наша цель – п-ов Средний.
В Кировске, как и планировали, заскочили в магазинчик, дозаправиться кое-какими продуктами, а в Мурманске дозаправились соляркой.
До поворота на реку «Титовка» никаких особенностей. Обыкновенный и довольно отличный асфальт. Перед самым поворотом пост пограничного осмотра и проверки документов.
Дорожная экзотика, начинается сразу после поворота на реку Титовка.
Здесь, как и повсюду, все начинается с дороги.
Мы это сразу почувствовали всем своим телом, как только съехали на грунтовку, ведущую нас на п-ов Средний.
Дорога, если это конечно можно называть дорогой, похожа была больше на то, что от нее остается после обычной арт- подготовки.
Правда, надо все-таки честно признаться, здесь, на вот таких колдобинах и многочисленных лужах, можно встретить, и новенькую Тайоту Вензу, а ведь она относится к чисто шоссейным автомобилям бизнес класса.
На сколько далеко она правда уедет и что останется от нее и ее подвески – это конечно вопрос!?
Но это, правда, уже вопрос к ее хозяевам, которые, если им верить, здесь уже давно не новички.
Мы же здесь, хоть и на внедорожнике, вели себя все-таки в меру осторожно, придерживаясь, старой, как этот мир истины «…береженого бог бережет, а не береженого ……» Сами понимаете…
Единственное в чем могу признаться честно, так это то, что в силу своего характера, мне с трудом порой приходилось себя удерживать, чтобы не поддаться соблазну с ветерком, с заносом прохватить где-нибудь на отличном грейдере или на песчаном берегу залива.
Но Средний и Рыбачий это не только место с экзотической природой заполярья, или место где можно проверить свои способности и способности преодоления бездорожья своего боевого коня.
Это еще и история заполярья, история очень израненной земли, где на каждом шагу встречаются до сих пор, следы уже давно минувшей войны.
Не успели мы проехать и несколько километров, как на нашем пути, встали безмолвными героями, тех огненных лет, памятники и мемориальные комплексы, посвященные бойцам, отдавших, в смертельной схватке с фашизмом свои жизни, в самом расцвете сил!
Конечно, в таких местах автотурист не может не остановиться, чтобы не почтить памятью героев тех огненных лет, преклонить голову перед могилами этих бессмертных воинов, почтить их подвиги минутой молчания.
Теперь под колесами наших автомобилей, уже лежала земля п-ова Средний.
Дорожные условия становились с каждым новым препятствием все более сложными и вот перед нами первое серьезное водное препятствие.
По своей сути – это первая огромная лужа п-ова Среднего. Вот только ее проблематично объехать, глубина не известна, да и форму дна ее тоже неплохо бы знать.
Но преодоление этого водного препятствия, оказалось совсем не таким уж и сложным. Самое главное здесь - это наличие проводника.
Как только мы дождались встречного автотуриста, и увидели, как на самом деле оно проходится. Все проблемы сразу исчезли, так, как будто их и не было вообще.
Для наших боевых коней - это препятствие, оказалось из разряда самых обыкновенных, каких мы потом встретили во множестве. А между тем сегодня, у нас начинала вырисовываться другая проблема, которую мы даже себе и не представляли.
Пока мы сидели в своих машинах и устремляли все свое внимание на дорожную ситуацию, температура под конец суток начала быстро падать, а ветер усиливаться, что конечно для нас, сидящих в машине, было мало заметно. Тем более, что в нашей Тойоте, в базовом исполнении, датчика забортной температуры, вообще не было. Мелочь конечно, но здесь бы он, как раз пригодился!
До предполагаемого места разбивки лагеря оставалось совсем не много. Как это обычно бывает, останавливаемся, выходим из машин, что бы поближе разглядеть один из вариантов стоянки. Здесь нас ожидало еще одно маленькое испытание, о котором мы как-то даже и не догадывались.
Из окна автомобиля, выглядело все очень романтично.
Оранжевые лучи незаходящего солнца, окончательно притупляют нашу бдительность. Мы совершенно теряем над собой контроль и безгранично предаемся этой непередаваемой эйфории заполярья, ее неповторимыми красками и окружающего нас ландшафта.
Но…
Все это так было, пока, нас не отрезвило бодрящим ветерком окружающей среды!
Делается несколько шагов по суровой каменистой земле п-ова Средний и наши тела уже ощущают жуткий холодный ветер.
В мгновение ока, он безжалостно насквозь пронизывал наши тела. Ощущение было такое, будто в нас было выпущено множество ледяных стрел, от которых просто некуда деться.
Оставалось только одно: одеть на себя все, что только мы взяли с собой, собраться духом и как можно быстрее определиться с местом стоянки.
Возвращаемся к нашим машинам, проезжаем еще немного вдоль берега и приходим к общему согласию, что место вполне соответствует нашим желаниям. Вот только машины решаем поставить обязательно параллельно друг другу, а между ними палатки, что бы хоть чуть-чуть уменьшить холодное воздействие ветра.
Пока ставили палатки на земле, которая состоит практически из одного щебня, на которой и земли-то в простом человеческом смысле этого слова, нет, пальцы моих рук, становились деревянными, просто на глазах. А колышки, тем не менее, упорно продолжали упираться, не желая проникать в микроскопические щели между камнями. В которые мы их старались забить и, что совсем не так-то просто у нас получалось. Но, так или иначе, палатку мы все-таки поставили и довольно быстро. Просто изначально рассчитывали еще быстрей! Единственно, что можно к этому сюжету добавить, так это простой совет, который я имел глупость вовремя не внемлить, о чем теперь очень жалел.
На севере, не важно зимой ты или летом, лишней теплой одежды не бывает и шапки тоже! Тем более если вы едите на машине! А вот шапку-то, я и не взял, уповая, правда, на июль месяц, да и на фильм 42летней давности (Туризм в эпоху СССР Протва-72)
Но тогда мне было всего 19, зато всего остального…!?
А теперь, к сожалению 61 и всего остального… к сожалению, все меньше и меньше
Но как говорится - чем трудней, тем интересней, да и вспомнить будет, что потом!
Зато сей час, когда нет уже бушующего и пронизывающего ледяного ветра, мы с неописуемым наслаждением, отмечаем откупоренной бутылкой шампанского, наше первое знакомство с п-овом Средним. Каким оно будет завтра еще неизвестно, известно только одно, мы мечтали здесь побывать, и наша мечта сбылась, сейчас, это самое главное! А завтра все будет зависеть только от нас, Погода, она ведь только сгущает краски нашей жизни. Последнее слово, все равно всегда остается за нами!
Конечно, нам хочется, что бы всевышний к нам был благосклонен! Но как говорится, на бога надейся, а сам не плошай! Ко всему выше сказанному, осталось только добавить мое личное восхищение девочками экипажа Вадима, которые в таких, мягко говоря, далеко не комфортных условиях, держались, просто прекрасно!
Вот так мы с праздничным настроением, надеждой и верой в успех завтрашних планов, заползая в свои спальные мешки, прощались в 2 часа ночи, - которой здесь абсолютно нет, с уже давно ушедшим днем.
И утро, нового дня нас не разочаровало, оно встретило нас таким теплым солнцем, каким мы даже не могли его себе представить. Это была просто райская погода!
Легкий теплый и стабильный ветерок с моря, температура примерно градусов 23, голубое чистое небо, и только там в самой вышине, как будто легким прикосновением кисти художника, полупрозрачные, легкие как перья облака. Для предстоящих сегодня полетов – это был просто божественный подарок судьбы!
Теперь осталось только хорошо подготовиться к полету. Кончаются последние моменты предполетной подготовки. Еще несколько мгновений и под крылом уже п-ов Средний. Очень трудно словами описать чувства, которые переживаешь, в полете. Полет хоть и проходит виртуально, но панораму-то видишь совершенно реальную, да и управление тоже реальное. Во время полета рассказываешь, что видишь сверху и даже успеваешь посоветоваться, куда взять больше, в сторону полуострова или развернуться над морем. Ощущение полета прекрасно, вот так бы как птица, летать и летать, бесконечно! Но, к сожалению, заряд батарей не вечен. Телеметрия, выведенная на экран управления, информирует об этом совершенно точно. Так, что пора возвращаться. Подходишь к точке вылета, теперь заход по коробочке и… посадка. В завершении могу только добавить, посадка, как и начавшийся день, была отличной. Остается только упаковать в походный вариант самолет, катапульту, собрать лагерь и можно отправляться дальше к намеченной цели. Сегодня мы должны добраться до самой удаленной точки нашего маршрута – мыс Немецкий на п-ве Рыбачий.
Это к тому же и самая дальняя точка на северо-западе Российской Федерации.
Проходит немного времени, снова слышится уже знакомый хруст земли п-ва Среднего. Качество дороги быстро меняется, от отличного грейдера, где иногда можно прохватить при желании и под 80км/ч, до разбитых вдрызг дорог, к тому же еще и залитых водой. Так вот и чередуются здесь постоянно - огромные лужи, с крутыми косогорами, глубокие броды с крупным щебнем, и как уже упоминалось, встречается, причем даже отличный грейдер.
И снова мы встречаем на этой суровой, истерзанной земле, следы ран, прошедшей
войны.
Пред нами скромная табличка с надписью –
Путник, остановись!
Поклонись
Братскому захоронению
Воинов 113-го дивизиона
Северного флота.
Вечная память воинам
Павшим в боях, за Отечество!
Здесь, на этом крутом берегу уже в 22ч31м 22июня 1941г 221-я Краснознаменная батарея МУР-а Северного Флота под командованием Космачева П.Ф и Строкера А.Д. уничтожила тральщик противника, открыв тем самым боевой счет военно-морского флота, доведя его впоследствии до 88 уничтоженных кораблей. Здесь, в этих кровавых боях наши советские воины стояли насмерть.
На многих табличках надписи –
Погибли СМЕРТЬЮ ХРАБРЫХ –
ЗАЖИВО СГОРЕЛИ НА БОЕВОМ ПОСТУ
Многим из них не было еще и 20ти лет! Они не дожили до счастливых дней великой победы. Но, они безгранично верили в нее, отдавая все свои силы, без остатка, а когда потребовалось, то и саму ЖИЗНЬ!
Подвиг их вечно останется в сердцах человеческих!
Родина их не забудет!
И мы, проехавшие здесь, по этой не простой земле, тоже будем помнить всегда этих героев, отдавших тогда в те суровые годины войны свои жизни, что бы мы сегодня могли вот так, свободно любоваться этой красотой заполярья.
Еще раз окидываем прощальным взглядом берег и трогаемся в путь. Дальше на нашем пути встречается еще необычный участок дороги. Это очень крупного размера галька или что-то в этом роде. А сложность преодоления такого участка заключается в том, что она крутится как шарики под колесами, не создавая нормального сцепления, да еще и ломается, грозя этими острыми обломками, порезать резину.