На
следующее утро я встал вместе с новыми друзьями, с ними же позавтракал и мы
разошлись в разные стороны. Теперь я уже шел по тропе и за час спустился к
озеру. Вышел на полянку, и тут из кустов послышался свист, я оборачиваюсь, и ко
мне вышел пограничник, правда, не в экипировке, а так… в трениках и армейском
свитере. Мы поздоровались, а позже вышел еще один
– А ты
как сюда с великом забрался-то? Куда, откуда идешь? – поинтересовался он.
Я
обрисовал вкратце свой маршрут.
–
Хорошо, давай посмотрим твои документы. – перешел он к делу.
Достал
пропуска и протягиваю ему. Он внимательно изучил и говорит:
– А
куда дальше-то ты идешь отсюда? Тут только перевал Кардывач написан, а куда
дальше – непонятно…
– Ну, я,
вообще, на перевал Умпырский собрался – вниз по р. Цахвоа. А вот в другом
пропуске – карачаево-черкесском – написан поселок Дамхурц – вот туда и иду.
Правда, мне сказали, что вниз тропы нет, поэтому я хотел бы через перевал Квата
пройти.
– Да по
твоему пропуску нам, вообще, тебя назад надо отправлять, но ладно… Ты подожди
тут, а мы сходим запишем тебя.
Я
остался и стал заклеивать свою камеру, которая, обдолбавшись об камни, была уже
дырявой, а не просто спущенной. Заклеить камеру занимает времени около 40-50
минут, но я еще успел чай себе приготовить, выпить его, а пограничники все не
шли и не шли. Да еще и прихватили насос, чтобы попробовать его починить. Я уже
стал нервничать – все-таки я планировал уже сегодня пройти перевал Квата, а тут
меня задерживают… Я пошел непосредственно к их двору, но мне сразу вышел
навстречу первый пограничник – его зовут Юнус – дагестанец. Он был уже в полном
обмундировании – с автоматом, бронником и подсумком. В руках держал мой насос –
справиться с ним не смогли, но Юнус упорно крутил его в руках, пытаясь
совладать с ним, но все равно ничего не выходило. А по поводу моих пропусков он
сказал, что там какие-то проблемы, и сейчас отправляют запрос по поводу меня –
пропускать или нет.
Через
некоторое время вышли еще двое пограничников. Один из них был старшим – Владимир.
Он с сожалением сообщил, что ему не дали добро на то, чтобы пропустить меня
дальше, и мне нужно возвращаться назад тем же путем, что и пришел. У меня
слегка отвалилась челюсть…
– А что
же мне делать? Я ведь в заявлении четко указывал весь маршрут вместе с этим
озером, р. Цахвоа и перевалом Умпырский. Мне этот участок не написали, и я
подумал, что все нормально – что можно с перевала Кардывач сюда спуститься и
дальше выйти из пограничной зоны – потому и не стал выяснять, почему нет этого
участка. Я на этот перевал поднимался 8 часов и спускался 7, а вы меня назад
отправляете, а куда я оттуда пойду – там одна дорога – на Красную поляну –
можно сразу домой ехать…
– Ну,
извини, я пробовал попросить за тебя, но мы отсюда только до Перевалки
(погранзастава находящаяся ниже по р. Цахвоа) можем по рации добить, а так
связи у нас нет и ведь я не имею права приказывать. Но ты можешь оставить тут
вещи и сбегать на перевал – позвони сочинским пограничникам. Мы вообще
подчиняемся Карачаево-Черкесии, но косяк сочинских – они должны были написать
этот участок у тебя в пропуске.
– Как
это вы подчиняетесь КЧР? Это же территория Краснодарского края – я специально
проверил по карте еще дома и соответственно в заявлении к Краснодарскому краю
указывал этот участок! КЧР же находится за этим хребтом, – и я махнул рукой на
восток, показывая хребет, разделяющий Краснодарский край и Карачаево-Черкесскую
республику.
– Ну
вот так получилось – территория Краснодарского края, а находится под ведомством
КЧР.
Мне
ничего не оставалось, как принять предложение Владимира и оставить свои вещи у
них, а самому пойти на Кардывач – пробовать добиться разрешения пройти дальше.
Со мной
отправились еще два пограничника – ну, это только хорошо – вместе веселее. Ребятам
было, правда, посложнее идти – все-таки в экипировке, да еще позавтракали
плотно. Пока мы шли, прилетел вертолет, который погранцы между собой ласково называли
Леночкой. Мы уже ушли достаточно далеко, а я так вообще пошел вперед, чтобы
быстрее подняться и скорее решать вопрос. Но ребята дали мне знак остановиться
и подождать их. Я их дождался, и они предложили посидеть – вдруг там сейчас
кто-то из начальников прилетел, и вопрос по поводу меня будет решен, и тогда вообще
не надо никуда звонить. Но вот Леночка улетела, а по рации тихо… Через
некоторое время рация все же подала признаки жизни:
– Так,
давайте возвращайтесь.
– Что
случилось? Кто прилетал? – посыпались вопросы в ответ.
– Да
один летчик– все нормально. Завтра снова прилетит. Давайте сюда дуйте – здесь
работы полно.
– А че
делать?
– Дрова
таскать.
– А с
организмом что?
– Пусть
идет звонит.
–
Хорошо. Будем минут через 40-50 – не раньше.
–
Понял.
Дальше
пришлось идти одному. В итоге через три часа я был уже на перевале и ждал,
когда мне на телефон от сестры придет деньга, чтобы у меня была возможность
звонить. В первую очередь я набрал номер Краснодарского пограничного
управления, но там мне сказали, что эта территория находится не в их ведомстве,
и поэтому они не могут распорядиться о том, чтобы меня пропустили. Тогда я
позвонил в Черкесск, и там мне ответила уже знакомая прапорщик, которой я
отправлял по факсу заявление на получение пропуска:
– Здравствуйте,
вас беспокоит турист Гладков Александр – я у вас получал пропуск. Но у меня
возникла одна неприятность. Я сейчас нахожусь на перевале Кардывач и не могу
пройти дальше, т.к… – и я стал ей объяснять, как я получил пропуск с
Краснодарского края, с КЧР, что территория на которую меня не пускают,
находится под ведомством Карачаево-Черкесии, хотя это территория Краснодарского
края, как мне в пропуске из-за этого не указали нужный участок, и что меня
отправляют назад, а с великом это крайне затруднительно, потому что один подъем
у меня занял 8 часов, тогда как обычно он целиком проходится за 5 часов, и что
такой поворот событий, вообще, срывает мой поход.
Весь
этот мой монолог несколько раз прерывался из-за того, что ей на другой телефон
кто-нибудь звонил, и она параллельно решала несколько вопросов. В итоге
сказала, что вряд ли может что-либо сделать, но она попробует. Я сказал, что
перезвоню чуть позже, чтобы не тратить деньги. Она же с другого телефона стала
звонить на погранзаставу. Когда я перезвонил, она при мне уже окончательно
договаривалась, чтобы меня «держали на контроле». Однако, она не туда позвонила,
оказывается. Есть еще одна погранзастава на Аджаре – это с другой стороны
перевала Квата, а чтобы туда попасть, надо было пройти через других
пограничников. Я объяснил это ей, тогда она позвонила на «Перевалку», но там ей
отказали. А что она может сделать? Она прапорщик, он – полковник, а по воинским
правилам приказы двигаются по направлению от полковников к прапорщику, а не
наоборот. А просить старших по званию – тоже как-то не принято. Тогда я
попросил ее дать мне их телефон, чтобы я сам попробовал договориться. Это без
проблем… Но проблемой оказалось дозвониться. Через долгое время спустя трубку
все-таки подняли. Там, конечно, знали о моей ситуации, поэтому повторять свой
рассказ не пришлось, но добро я тоже не получил:
– Я не
могу вас пропустить – это уголовное преступление. Для прохода необходим
пропуск. – твердо и спокойно сообщил мне полковник.
–
Хорошо, я понял, что вы не в состоянии решить этот вопрос самостоятельно. Тогда
дайте мне пожалуйста телефон старшего начальника, который имеет полномочия
решать эти вопросы.
Он мне
сразу продиктовал очередной номер. Я так на всякий случай проверил, нет ли его
у меня, но такого номера у меня не было, и я позвонил. И снова мне ответил та
же женщина, с которой я только что разговаривал. Что за… Вот она какая,
бюрократия… Я тогда попросил ее связать меня с ее начальником, но его не было
на месте, и он должен был появиться только в пять вечера Тогда я, посмотрев в
пропуск и увидев фамилию начальника Пограничного управления генерал-майора И. Узикова,
попросил дать мне его телефон. Она аж усмехнулась – куда я махнул, а дать
телефон отказалась, сославшись на то, что, во-первых, он в отпуске, а, во-вторых,
она не имеет права давать мне такую информацию. Но я возразил, что телефоны
таких людей находятся в свободном доступе в Интернете, просто я, сидя на
перевале, не могу его достать. Иначе, я предложил ей дать телефон любого
другого начальника. Но она не хотела решать вопрос мимо своего прямого
начальника и поэтому позвонила ему сама. А у меня как раз закончились деньги, и
связь оборвалась. Пока мне положили добавки, начальник уже появился на месте, и
я стал говорить с ним непосредственно.
–
Здравствуйте, товарищ полковник, вы, наверное, уже в курсе ситуации. В общем, я
прошу у вас разрешения пройти через перевал Квата.
– Да,
мне тут рассказали, но я хочу, как говорится, услышать из первых уст. – мне
понравился такой подход – кажется, он хочется объективно разобраться в
ситуации. И я ему подробно все рассказал, отметив, что, в общем, никто не
виноват, а просто сложилась такая необычная ситуация.
Он же
выслушал меня и говорит:
– Вы,
когда получили пропуск Краснодарского края, вы видели, что там нет нужного
участка?
– Да,
видел.
– А наш
пропуск вы получили – там что-нибудь было не написано по заявлению?
– Вы
написали все согласно заявлению.
– Т.е.
к нам претензий нет, верно?
–
Верно, но ведь, я же не знал, что эта территория находится в вашем ведомстве..
– Ну,
дорогой, а незнание закона не освобождает от ответственности. Вы, получается,
знали, что у вас нет пропуска на этот участок и сознательно пошли на нарушение
закона. Поэтому вас, как нарушителя, должны вывести из погранзоны.
–
Отлично, а в какую сторону меня будут выводить?
– Не
знаю, но вертолет у нас нарушителям не предоставляется. Вы, конечно, можете
пойти на погранзаставу в Псебае – там вам выпишут пропуск, и тогда, пожалуйста
– можно будет идти дальше. Я вам не могу дать устного разрешения на проход, и
никто вам этого не даст. А теперь, я попрошу больше не занимать телефон, т.к.
другим тоже надо решать свои вопросы. До свидания!
Вот так
облом… Я уже не знал, куда мне звонить – по всем телефонам меня вежливо отправили.
Я посидел минут пять, и у меня родилось целых два плана. Я вспомнил, что завтра
должна прилететь Леночка и, следовательно, этим можно воспользоваться. Для
этого нужно снова позвонить на «Перевалку» и попросить выписать пропуск, а
завтра отправить с вертолетом, а я здесь в свою очередь напишу заявление и его
отправлю также с вертолетом. Хотя, конечно, официально нужно сначала писать
заявление, а потом уже получать пропуск, но я рассчитывал на то, что мне пойдут
навстречу. И второй план – более радикальный – это попросить Лену прислать мне
телефон генерал-майора Узикова или кого-нибудь подобного ему, который она могла
бы найти в Интернете, и решать дальше вопрос с более высокими начальниками. Но
времени у меня оставалось мало – надо было в 6 часов уже уходить с перевала, и,
вдобавок, у меня разряжался телефон. Оба плана не гарантировали успех, и
поэтому я уже мысленно собрался домой. Но, в общем, так и получилось – оба
варианта провалились по банальным причинам – до Перевалки я не дозвонился, а
получить телефон за полчаса не было, так сказать, технической возможности. Но…
Я решил снова позвонить в Краснодарский край:
–
Здравствуйте, вас снова беспокоит Гладков – я вам недавно звонил, по поводу
ситуации с пропуском. Вы можете достать мое заявление? – я сообщил полковнику
номер пропуска, который они мне выписали – с помощью него они легко могут найти
мое заявление. Далее я попросил зачитать нитку маршрута, которую я указал в
заявлении. Убедившись, что там есть тот участок, который мне как раз был нужен.
Я заявил:
– Раз
вы мне не сообщили о том, что эта территория находится не в вашем ведомстве, и
я по этой причине оказался в такой ситуации, то я прошу вас посодействовать мне
в разрешении этого вопроса. Я звонил в пограничное управление
Карачаево-Черкесии, но там мне отказали – я думаю, вам, как полковнику, будет
проще договориться с полковником.
–
Вообще, я, на самом деле, заменяю человека, который более компетентен. Я не
могу самостоятельно решать такие вопросы. Сейчас я доложу своему начальнику,
как он скажет, так и сделаем.
–
Хорошо, тогда запишите мой номер телефона – когда вопрос так или иначе решится,
то позвоните мне, сообщите о результате, – я продиктовал ему номер и стал ждать
результата. Что меня пропустят, я и не рассчитывал. Телефон еще разряжался и
уже стал просить есть, да и время приближалось к шести. Я решил, что жду до
шести вечера и, независимо от результата, спускаюсь вниз. А завтра тогда,
наверное, пойду назад. Ну, что ж… Раньше домой вернусь, а впредь буду знать…
Уже
17:45 и тут звонок – я смотрю на номер – сотовый.
– Алло!
–
Полковник Башкатов, это Гладков Александр? – услышал я уже незнакомый голос.
Наверное, хочет «услышать из первых уст»…
– Да,
это я.
– В
общем, мне рассказали о вашей ситуации, и я позвонил сначала на погранзаставу,
потом в управление. Вы можете идти дальше – мне пообещали, что вам
посодействуют в этой ситуации. Я объяснил им, что по техническим причинам не
написали вам в пропуске нужного участка. Рядом с вами есть наряд? Нет? Ну, вы
спускайтесь вниз, там уже должны довести приказ. А если возникнут какие-то
вопросы, то телефон, который у вас высветился – это мой сотовый номер – звоните
– разберемся. Может такое получится, что я не отвечу – это я могу быть на
совещании или еще как-нибудь занят, но я обязательно увижу пропущенный и
перезвоню. Удачи вам!
Я не
знал, как мне его благодарить… Как здорово, что есть еще люди, которые способны
помогать, да еще с таким энтузиазмом! Даже дал мне подстраховку на случай
очередных проблем!
Я
срочно переписал номер в блокнот, пока не выключился телефон и радостно пошел
вниз. В итоге все эти переговоры у меня заняли 4 часа, но я добился-таки
успеха!!! Обязательно надо будет потом позвонить Сергею Михайловичу и сказать
ему спасибо за то, что благодаря ему у меня не сорвался этот поход!
Через
час спуска я впереди увидел каких-то мужиков, которые махали мне рукой. Я
удивился – что это туристы здесь делают в такое позднее время – как бы
нелогично сейчас подниматься наверх. Но подойдя ближе – я понял – это были
пограничники. Они еще издалека стали мне кричать:
– Ты
там что, до Путина дозвонился?! А то нам звонят, приказывают тебя пропустить,
пропуск выписать. А мы тебя уже заждались – пошли вот искать.
Они,
действительно, были с фонарями, все с автоматами, и пришли человек 6. Куда мне
такую делегацию? Я им рассказал, как «дозванивался до Путина», а вот спускался
я недолго – всего час.
С ними
пришлось скорость на спуск увеличить – Владимир явно не давал расслабляться и задавал
темп. Но зато спустились бодренько… Владимир впервые выписывал пропуск прямо на
месте и, видимо, ему не терпелось это сделать.
На этом
общение с пограничниками не закончилось. Они пригласили меня к себе в баню, поделились
дровами и еще дали мне возможность зарядить аккумуляторы, а это было очень
кстати.
На
поляне у озера появились новые туристы и снова мне не дали приготовить себе
ужин. Мне даже неудобно уже было который раз питаться у встречных туристов. Но
они, кстати, были очень клевые – починили мне насос. А я и не верил их
гениальной инженерной мысли – оказывается зря.