Особая благодарность Валере Дзебику за информацию о маршруте.
Третья категория сложности, полный автоном. Протяжённость водной части маршрута около 1 20 км.
Основное средство передвижения — модернизированная надувная лодка Язь
— 2м, полная проходимость и высокая камне- коряго — и
пробоиноустойчивость.
Кто — то сказал, что турист путешествует трижды: сначала в воображении, потом в действительности, затем в воспоминаниях.
Мы начали путешествовать в воображении где — то в апреле. Вспоминая
Мсту — 94 и жалея, что мало получилось фотографий и что пришлось пройти
маршрут в спринтерском темпе — мы мечтали путешествовать не спеша, с
наслаждением и долго.
Сначала предполагалось пройти по Валдайке, Березайке и Мсте от Валдая
до Боровичей. Посмотреть древний Валдай, одолеть мелкие узкие речки,
наесться вдоволь черники — земляники и т.д.
В июне, когда благодаря комарам (мы продавали средства от комаров)
наше «благосостояние» несколько улучшилось и примерно определились сроки
«отпуска», перечитывая в очередной раз «Сто избранных маршрутов для
путешествия на байдарке», я подумал: «А не махнуть ли нам в Карелию? Это
не так уж далеко и для нас совершенно ново».
Олег с моим предложение сразу же согласился. Купив карту Карелии М
1:10, я долго с наслаждением елозил носом по многочисленным речкам с еще
более многочисленными порогами. Сначала выбрал маршрут по Энгозеру и
Воньге, но он показался слишком коротким и простым. Хотелось растянуть
поход на две недели.
Потом приглянулась Шуя под Петрозаводском, но там в верховьях оказалась погранзона.
Валера Дзебик дал нам отчет о походе по Поньгоме. Там надо было
добираться километров 30 от Кеми. Сложность заброски к началу маршрута
даже вдохновляла. Скопировав кроки и выучив маршрут, мы решили:
«Даешь Поньгому, да здравствует Карелия»
К походу начали готовиться заранее. Начпрод Олег упаковал крупы, чай и
прочее в полиэтиленовые пакетики по одной порции. В последствии
оказалось, что это очень удобно — высыпал в котелок, помешал — готово.
Всего продукты заняли транспортник — бочонок килограммов на 10 и столько
же потянули консервы.
Телега с лодкой, продуктами и палаткой весила около 40 кг. Спальники,
одежда — отдельно в Олеговом «Банане», еще маленький рюкзак с дорожной
провизией и «карандаш» с веслами.
Вечером 23.07 приехали в Тверь. На вокзале встретили группу молодежи,
которая собралась в Энгозеро. Ехали с ними в одном вагоне. Там
оказалась еще одна бригада с катамаранами и байдарками. Те ехали до ст.
Сумеричи, уже не в первый раз. До темна продолжалась сортировка рюкзаков
и байдарок — где чьи.
Река Шомба
24.07.95. Проснулись около Лодейного поля. Пейзажи — как в Мещере:
Сосны на белом песке. После Медвежьегорска пошли Карельские пейзажи:
среди сосен на песке россыпи огромных валунов, холмы и глубокие ущелья с
озерами. После Беломорска местность стала похожей на тундру — равнина с
редкими мелкими соснами.
В Кемь приехали около 22.00. Светло как днем. Выяснилось, что автобус
на Калевалу, на котором можно доехать до Шомбы, будет только завтра в
17.00. Пришлось ночевать на вокзале. Поговорили с ребятами из
Ярославля, пришедшими с Охты. В 2 часа ночи слегка стемнело.
25.07.95. На вокзале было очень холодно. Бывалые туристы
расположились в спальниках, а мы всё как-то стеснялись. К утру совсем
замерзли в каменных стенах и хотелось побыстрее куда — нибудь уехать.
Около 7 утра сели в тёплый автобус до Кривого порога и минут через 40
были там. Кривого порога, как и многих других, больше нет. Года 4 назад
пустили ГЭС. Затопило много леса, часть деревень. Старинную деревню
Шомба эвакуируют в п. Кривой порог в панельные дома.
Тут подвернулась попутка — связисты подбросили до моста нарез Шомбу.
Один словоохотливый связист рассказал, что собираются строить еще одну
ГЭС и затопить 900-летнее село Панозеро и доисторическую пещеру, где
якобы проживали еще викинги. Много финнов торопятся посмотреть эту
пещеру.
Только что выгрузились у моста через Шомбу
Пока Олег поварил, я сбегал в д. Шомбу за хлебом. Меньше часа туда,
почти час ожидания, когда придёт продавщица местного магазинчика. В
деревне с десяток домов, расставленных без всякого порядка. Заборов и
огородов нет. Ближе к Кеми стоят баньки. У магазина очередь из
нескольких бабулек — видимо, им больше делать нечего, как в очереди
стоять. Ценников в магазине нет и мне до сих пор кажется, что с меня за
хлеб, 5 кг сухарей и конфетки взяли слишком много…
Пообедав и посоветовавшись, мы решили не тащиться по воде против
течения, как это делали байдарочники — авторы отчёта, а пойти лесовозной
дорогой до оз. Лулло.
Вышли в 13.00, каждые полчаса останавливались и загружали «закрома»
черникой и голубикой. Останавливались и без расписания — чтобы с
ближайшей кочки собрать горсть морошки или сказать: «Смотри, какой
здоровый» и, пнув гриб ногой, добавить: «И не червивый. К середине пути
пинать грибы устали — стали просто показывать пальцем.
Грибов вдоль дороги много, но очень большие…
По закону подлости прямо перед нами, буквально за час-два, по дороге
прошёл грейдер и взрыхлил утоптанный песок с гравием. Нам пришлось
пробираться по самому краю, где дорога не такая рыхлая.
Наконец, нашли поворот и к 16.00 вышли к озеру. Погода подходящая,
все небо в белой пелене и свежий ветерок. Без часов невозможно
определить, утро сейчас или вечер.
На берегу озера Лулло стоял вагончик и словоохотливая бабушка
неопределённого возраста стала приглашать нас переночевать. Сказала, что
вчера тут были 12 туристов и они ночевали у неё. Однако мы предпочли
свежий воздух и, отойдя с полкилометра, поставили палатку около берёзы и
перевёрнутой лодки.
Стоянка Штормовая на оз. Лулло у рыбацкого хутора. Готовим лодку к подвигам
Вот сейчас 21.18, пошел дождь. Я пишу в брезентовой палатке (мой
пошив) и все отлично видно. Кстати, от местных комаров (серых) Стронг не
спасает.
Только стих дождь, как поднялся такой ветер, что Олег проснулся.
Потому что палатка согнулась в дугу и все норовила улететь, Пришлось мне
выходить и дополнительно привязывать её к большой лодке, березе и
валунам. Зато спали спокойно. А эту стоянку назвали «Штормовой».