Как добираться.

1. Поезд Санкт-Петербург - Сортавала.
+ прямой,
- дороже

2. Электричка до Кузнечного, далее дизель до Сортавалы.
+ можно переночевать на красивом озере, с утра сесть на дизель. На обратном пути та же схема, для туристов отдельно оставляют 3ий вагон. В обратном дизеле продают билеты и на электричку до Питера.
- почти по 3 часа в каждом транспорте и пересадка.

От Сортавалы 30 км своим ходом. (Есть автобусы)
Что посмотреть по пути

Кузнечное.
1. Церковь Георгия Победоносца. Однокупольный храм в духе новгородского зодчества, построен в 2000-2007 гг.
P1260945
2. "Псевдобункер"- непонятного (нам по крайней мере) назначения огромное вырубленное метров на 20 углубление в скале, закрыто дверями.
P1260940
Сортавала - Рускеала
1. Гора Паасо
2.Мемориал Пушка
3.Водопады на р.Тохмайоки
4.Водопад Мюллюкюля/ГЭС
5.Мраморные карьеры Рускеалы
6.Старый мраморный завод
7.Большой провал
8.Итальянский карьер


Гора Паасо.
Городище древних карелов Паасо (по названию горы Паасонвуори) находится в Сортавальском районе, вблизи Хелюля, на высокой - около 79-и метров – горе с крутыми скальными склонами. Поселение существовало в 12 – 13-м веках. История Паасо обрывается внезапно и навсегда.
На городище археологами были собраны типичные для древнекарельской культуры вещи: застежки-фибулы, цепедержатели, серебряные бусы, медные спирали, ножи с медными орнаментированными рукоятями, — а также предметы вооружения: обломок меча, боевые топоры, наконечники стрел и копий. Однако последних удивительно мало, хотя Паасо — памятник оборонительного значения. Находки свидетельствуют о занятии жителей земледелием, охотой, рыболовством и, кроме того, о производстве ими железа, волочении медной проволоки. Много обнаружено железных спиц, которыми прикреплялась льняная кудель к прялке.
Большое число серебряных и медных ювелирных изделий, хорошо сохранившийся разнотипный инвентарь, отчетливо выраженные следы пожарища — свидетельства внезапной гибели городища.
P1270063
Пушка.
Напротив горы, через реку находится мемориал защитникам ВОВ
P1270061

 Водопады на р.Тохмайоки
Река Тохмайоки является одной из крупных водных артерий Северного Приладожья. Она берет начало из озера Руокоярви вблизи границы с Финляндией и впадает в Ладожское озеро близ п.Хелюля. Длина реки около 40 км. На реке множество порогов и небольших водопадов. Самые значительные находятся примерно в 27 км от Сортавалы, видны с дороги с правой стороны.
P1270067

Водопад Мюллюкюля/ГЭС
(mylly - мельница, kylä - деревня (финск.)).
Сохранилась плотина и корпус здания финской электростанции, которая работала еще и у нас до 1956 года. Сейчас активно восстаналивается.
P1270290
Находится чуть раньше основных водопадов с левой стороны от дороги. Информационный щит и хорошая дорожка не более километра. На территорию стройки пускают не всегда. По левой стороне от дороги натоптанная тропа к смотровой зоне напротив водопада и плотины.

Мраморные карьеры Рускеалы
В 1765 г. были открыты месторождения мрамора в районе Рускеала.
Этот бело-серый камень с оттенками от светло-серого до зеленоватого нашли в поросшем хвойным лесом холме совсем недалеко от живописных Рускеальских водопадов. Вскоре началась промышленная добыча мрамора. Рускеальский серый мрамор широко использовался при строительстве Исаакиевского и Казанского соборов, Мраморного, Таврического и Зимнего дворцов Санкт - Петербурга.
Мраморный карьер действовал до 1939 г., был затоплен финнами, но в настоящее время - это глубокий мраморный каньон старых мраморных ломок, который обрел новую жизнь: Мраморное озеро привлекает красотой отвесных мраморных берегов, уходящих в изумрудную прозрачную воду, возможностью проплыть на лодке в мраморные гроты, любуясь удивительным разнообразием оттенков мрамора.
P1270171
Вокруг Мраморного каньона проложена дорожка со смотровыми площадками, так, что можно увидеть каньон со всех сторон, и даже побывать внутри скалы
P1270201

Неподалеку от карьеров находятся еще три очень интересных объекта.

Старый мраморный завод.
P1270208
История завода, его основание, работа и забвение подробно изложены в интереснейшей статье
Пока доступ на территорию завода можно сказать беспрепятственный. Корпуса закрыты, внутри даже просматриваются кое-где станки. Целая площадка с красными кирпичными конусовидными печами для обжига производят необычайное впечатление! Раньше первый этаж печей находился в  помещениях, но они разрушены.
В обзорной брошюре можно увидеть архивные фотографии, дающие представление об истинном виде завода.

Большой провал.
По воспоминаниям местных жителей, провал образовался в шестидесятые годы прошлого века после сильных взрывов в соседнем карьере. Кровля старых полузатопленных штолен не выдержала и провалилась в воду. На поверхности открылось впечатляющее овальное отверстие примерно 20 на 30 метров. Оно ведёт примерно в центр выработки, периметр которой на сегодня можно оценить примерно в полкилометра. Эта подземная округлая зона была связана сухими штольнями с основной частью нынешнего горного парка, но все они сейчас закрыты завалами.
Главная особенность провала – особый микроклимат. Благодаря эффекту холодного мешка лёд в дальних частях выработки не тает никогда. По нему с осторожностью можно ходить даже летом. Другое дело – само место провала. Зимой через него накапливается холод, а вот летом тёплый воздух, талая и дождевая вода постепенно растапливают озеро по форме повторяющее входное отверстие.
P1270219
Особую красоту провал получает зимой, когда поверхность воды закрыта льдом, а на сводах штолен  и льду образуются стактиты и сталагмиты.

"Итальянский" карьер.
Название связано со способом добычи мрамора по итальянской технологии.

В ближайшее время и провал, вполне вероятно, завод и итальянский карьер, войдут в официальный маршрут Горного парка Рускеала. Работы по оборудованию дорожек и ограждения Провала идут полным ходом. Понятно, что это делается для безопасности людей, хотя он потеряет при этом часть своей красоты.

Необычные места, где природа берет свое над созданный человеком, и все находится пока в гармонии.
Очень хочется надеяться, что это место сохранится, и слишком большой наплыв людей не испортит уникальные Мраморные карьеры.
Схема


Комментарии
Спасибо 
Таня, это совсем не то, что мне было нужно (мне нужно было не на карте отметить места, а фотографии), но я уже разобрался сам по фотографиям в Panoramio. Спасибо за наводку!
Спасибо:) 
Но тут полностью Танина заслуга:)) Я только составил компанию в походе))
Terra28.02.13, 10:30
Спасибо :) 
Я обновила карту к маршруту и добавила все упомянутые места в виде отметок. Нужно поставить карту в режим Спутника и приблизить, а также можно скачать трек с точками.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: Скородумова Татьяна, Шонин Сергей