Майская Шуя (южная) - 2013

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Очерк-отчет о поездке на майские праздники на р. Шую южную 9-12 мая 2013 года

План маршрута

9 мая: Петрозаводск-р.Шуя-пор.Собачий 150км
10 мая: Шуя от порога Собачьего до Кумио
11 мая: Порог Кумио - остров на Шотозере
12 мая: Р.Шуя - Петрозаводск, автотранспорт 100км
12 мая: Петрозаводск-Москва, поезд 922км 16ч
Очерк-отчет о поездке на майские праздники на р. Шую южную 9-12 
3 дня активной части маршрута.
Состав, маршрут, заброска.

Олич и Маринка Олич и Маринка
Наше средство сплава - "Аргут-4" Наше средство сплава - "Аргут-4"
Состав:

 Кат-4 «Аргут»: Лев (капитан), Егор Воронин (Suicide),  Александр Хромов, Мария Соколова (Shita)

КНБ «Маринка»: Ольга Соболева (Олич)      

Нитка маршрута: г. Петрозаводск- пос. Хаутаваара – р. Шуя – оз. Шотозеро – пос. Новые пески- г. Петрозаводск.

Река была выбрана из соображений быстроты подъезда и отъезда, возможности пройти практически любой ее участок   и выброситься в удобном месте (из-за ограничений по времени – всего 4 дня праздников), наличия порогов различной степени сложности и в целом неопасных. Самое то для весенней тренировки.

За кат-4 («Аргут» - тяжелая артиллерия, один только вес чего стоит – 60 кг!) мы не переживали нисколько, ему все Шуйские пороги должны показаться легкой прогулкой, в отличие от «Маринки», которая (во всяком случае под управлением Олича) ни разу такое не ходила.

Заброска-выброска:

Заброска совершалась поездом 382А Москва-Петрозаводск, прибытие 9 мая 12-26.  На другие поезда билеты были раскуплены, (на майские праздники они раскупаются сильно заранее, а кто не успел – тот опоздал или едет на верхних боковушках разных вагонов у туалета)) 

Нам даже пришлось покупать билеты Москва-Кедрозеро. (а обратно Сегежа-Москва) , т.к.  До и от Петрозаводска взять билеты никаких шансов не было.

Выброска мурманским фирменным 015АА, прибывает в Москву 13го числа в 7-20, с вокзала сразу на работу.

Чтобы это провернуть и из Сегежи до Петрозаводска на наши места, как опоздавших пассажиров, не поселили других людей, пришлось просить знакомых в Мурманске сбегать на вокзал и предупредить проводников. За что громадное спасибо Максиму из Мурманска.

До самой р. Шуи (Хаутаваарские мосты) и после антистапеля (в пос. Новые Пески) нас возил Александр на «Форд-Транзит» пятиместном с большим грузовым отсеком. 4000 в один конец с группы. Думаю можно было найти дешевле, а то и поторговаться, но мы итак его «эксплуатировали» - и вещи постереги, и туда-сюда по городу отвези, «сюда вставать не хотим, заверните на другую сторону леса», и «приезжайте чем раньше тем лучше», что торговаться лично я считала некрасивым.

Дневник маршрута.

Влотина ГЭС Ингойла Влотина ГЭС Ингойла
Обносим Маринку Обносим Маринку
Мокрые туристы ставят насквозь мокрую палатку под дождем ) Мокрые туристы ставят насквозь мокрую палатку под дождем )
"А наааафиг оно нууууужно...." "А наааафиг оно нууууужно...."

08.05 Приключения начались еще до отправления :)

Лев опаздывал на поезд. Причем не только сам опаздывал, но и с катамараном. Который 1 человек никак не унесет и его нужно тащить до поезда минимум вдвоем.

В результате за 5 минут до отправки и бешеной гонки почти всего нашего состава, несущегося с различным барахлом, вскочить все-таки успели, хоть Лев и не в тот вагон. На справедливые упреки Сани, Лев успокоил: «А у меня всегда так!» и я еще припомнила как сдавала билеты на предпоследний до отлета аэроэкспресс, когда в том же составе уезжали в поход на плато Путорана. На что оставалось только руками развести, успели и хорошо.  По этой же причине я Льву не обменяла электронный бланк билета на реальный билет (в обратную сторону недоступна электронная регистрация), и на обратном пути пришлось поиметь проблем. Также выяснилось, что у нас нет 2-х спасжилетов – Лев их просто не нашел.

Шуя около Хаутаваарских мостов. Проходят группы на рафтах.
 

09.05.13 Путь до реки с учетом остановок и заездов по городу занял около 3-х часов, асфальт по дороге разбитый. Стапель (отчасти по моей вине, дважды ошибалась с одной хитрой деталькой, и кат приходилось заново разбирать) занял еще столько же, в итоге отчалили уже поздним вечером. 

И сразу пошел дождь. А потом ливень, не прекращавшийся двое суток.  Все имевшие неосторожность погрузиться на суда в городской одежде (ну оочень лениво было напяливать гидрокостюмы) тут же ее промочили, и не просыхала она до самого дома. Например, джинсы Льва, неоднократно повторявшего, что они в походе – худшее из зол  :) 

Указанные в лоциях хаут-перекаты по нашей майской воде мы (во всяком случае на катамаране) почти не заметили, для Олича они тоже ничего сложного не представляли. Никаких прижимов, струй и камней заметно не было.

Грести настроения нет, погода премерзкая, хочется в палатку и спать. Олич даже намеревалась поскорей кильнуться, чтобы сразу встать на стоянку :)

Перед нами прошли несколько групп, коммерческие на рафтах, и еще куча катамаранов. Догнали их на пороге Сизовском, - увидели как шел катамаран и не стали порог осматривать, слились в основной слив следом за ним, чем несколько напугали идущую следом Олича - ей не видно было с воды что из себя представляет порог и как в него заходить.  Мы уже приготовились ее ловить в случае чего, но «Маринка» прошла бестяще и на глазах кучи столпившегося народа вынырнула из пучины волн вполне ровно и довольно.

Лев произнес «Вот смелая девушка! Я бы тут на байдарке подуууумал…». Для нашего же «Аргута» Сизовский серьезным препятствием не являлся. Но все мы наконец взбодрились и возрадовались хоть какой-то движухе. Помусолили слегка выражение «стояки до метра» и немного пожалели, что не коммерческая группа - они уже заняли лучшие стоянки, у них была бензопила, тенты от дождя и на некоторых рафтах мотор. Предложение отжать у них спасжилеты не поддержали. Пожалели, что по такой мокроте не получится сфоткать каяк в пороге.

 Так незаметно и влились в «островной» или «собачий» порог.

 
Порог Островной. По нашей воде почти незаметен.

С воды была видна небольшая ступенька между островом и правым берегом, прямая, без всяких бочек и прижимов. Ни у нас, ни у идущей следом «Маринки» вопросов и проблем оно не вызвало, и я усомнилась вообще, что это порог.  Но тут кто-то с берега кричит: «Вставайте сюда, тут есть еще место!». Я уточняю «а что это было?  Что за порог?» Ответили - собачий. Ну все, точно вставать надо, судя по описаниям дальше стоянок нет. Кричу «Спасибо, только я к Вам не хочу!», и только потом понимаю, что наверно это звучит невежливо. Но я не нарочно, просто не люблю кучкования. После некоторых метаний от одного берега до другого, встаем в кустах противоположного.

Хочется костер, но все уставшие, замерзшие и промокшие, залезли в палатку – и все. Не выгонишь. :) Еду готовили снаружи под тентом, подавая внутрь уже готовое.  

10.05. Самый насыщенный день. Дождь перемежался с ливнем, но прекращаться не желал. Наконец-то все загидрились с превеликим удовольствием - видимо это была единственная сухая вещь :)  Да и лишняя прослойка – меньше холодно.

Спали сколько хотели. Вышли поздно. Обойдя по дороге группу, догребли до ГЭС.

Аргут весьма тяжел

 А там великое столпотворение – причалить некуда от обилия суден, по берегу все носятся или плетутся с какими –то тюками завернутыми в мусорные пакеты и бочками. Мост через реку до ГЭС залит «под самое брюхо» и мы на кате туда не суемся- можем не пройти. Маринка пролезла успешно и зачалилась до плотины – так меньше обносить.  От места нашей чалки идти прилично по скользкой, но дороге. Олич пару раз даже приземлялась на пятую точку, вызывая оживление на совсем уже поникших лицах участников коммерческого сплава.

 
Глядя на них, под тонкими полиэтиленовыми дождевичками, все равно промокших и замерзших, так и читается: «чтобы я… да еще раз… в водный поход… и кто меня за задницу тянул на такие приключения!!» ))
Но были и веселые, которых стихия не сломила. Надеюсь, что немало.Сам обнос у нас много времени не занял. Кстати в лоциях написано обнос по ЛЕВОМУ берегу, все же почему-то таскали только справа. Группы уходили с поляны и прибывали новые нескончаемым потоком. Что поделаешь, распространенная и удобная река.

Кеняйкоски.  Памятная табличка на левом берегу правильно гласит: «На этом пороге за 19 лет погибло 25 человек. Все ли ты сделал, чтобы не увеличить этот счет?»  Я даже задумалась, сколько не сделала.  Но порог просмотрели до самого конца. Особенно по некоторым лоциям «Последняя ступень – непроходимый падун». На вскидку все ровно, вдоль левого берега... Для ката не должно представлять опасности. Проверили рации, сели… перед нами идет группа детей, несколькими катамаранами. Входят в порог первыми, мы на расстоянии за ними…. Опа!!!! Первый их кат перевернуло! Видимо затащило под расческу – береза висела над рекой.  Ну мы уже в струе, ничего изменить не можем. Плавают люди, гермы...  Людей до нашего подхода уже выловили, кат вытащили, а за гермой мы не могли погнаться -  встали страховать Олича.

Но раздетые дети стучат зубами даже в гидриках, взрослые суетятся с вещами, пришлось чалиться, детей одеть, сняв с себя сухие флиски. Олич еле дождалась команды по рации, что мы готовы.

Идет. Чисто, нормально. Равняется с нами, кричим – заворачивай! Завернула, но струя уносит дальше (там еще ступень порога), к ней бросается народ – помочь зачалиться, но нос каяка отошел от берега, не схватить. Тогда Олич протягивает им весло… и оно рассоединяется пополам. Немая сцена: одна часть в руках человека на берегу, другая осталась у нее.  Картина маслом: замершее мгновение удивления в глазах и понимание, что с одной лопастью вторую ступень порога не пройти. А струя-то уже уносит!

Секундная пауза, Олич с удвоенной силой начинает грести с внешней стороны, чтобы причалить, а двое мужчин, сообразивших то же самое, бросаются в воду, хватаются за борт каяка… и киляют его))) Небольшая глубина у берега не позволила совсем перевернуть лодку и все выбрались благополучно, хоть и вымокнув.  Вот оно как бывает… Пройти сложный (я тут по классификации посмотрела, Кеняйкоски считается 4, а в большую воду 4у!) порог и кильнуться с чужой помощью при чалке))) Но за самоотверженность ребятам все равно отдельное спасибо.

А дети всё стоят на берегу и всё также пытаются согреться в мокрых гидрах, несмотря на одежду. От коньяка, который мы сразу предложили, те честно отказались. Эх, надо было сразу сообразить - двигаться надо!  Вожатые сказали им идти по лесу вдоль берега к остальной группе, а они боятся. Пришлось мне прогуляться - проводить.  И «наши» и оставшийся кат детской группы прошли вторую часть порога без осложнений, дети во время ходьбы согрелись, а там и теплые вещи их поджидали. Забрав свою одежду, двинулись дальше.

 
Валойне мы либо не заметили, либо приняли за ступень Кеняйкоски. Сарикоски сложностей тоже не вызвал -прямой несложный слив под ЛЭП. «Порог 20» возле острова с баней - просто чуть усилившееся течение.


    Кумио. Не зря в каком-то отчете написано «Не считайте Шую простой рекой. Она может и дать прикурить!» Вот она и дала)) Что ж нам дома-то не сиделось, в смысле, что ж нам по простой траектории слева не шлось. «Колбасы нам, колбасы!» -  кричал экипаж «Аргута», и мы полезли в самые большие валы и бочку, в центр порога.

Несильно разогнавшийся кат течение сначала ускорило, опустило носом вниз… и как об стену стукнуло – затормозило, развернуло и замесило. «Держитесь! Весла в воду!» кричал Лев, мы по неопытности наверно пытались грести вперед, чтобы вынуться из бочки, затем катамаран опасно накренился… меня затянуло в воду с головой… и хоп – катамаран освободился и пошел дальше. Но уже без Льва – тот плыл к берегу неподалеку, а его весло – еще дальше. Не без труда свалили из струи, подобрали Льва и пристали к берегу. Отдышались. Оказывается задние за то время, пока я думала «перевернемся или нет», успели совершить массу действий – выбраться из упоров, переместиться на противоположный баллон, спасая кат от переворота, а когда его развернуло и поставило на другое ребро, Льва без упоров (и спасжилета!)  cмыло и унесло. Но тем возможно спасло остальных: лишившись 120 кг, катамаран из бочки выскочил сам.

И опять обрекли Олича на длительное ожидание: пока мы разбирались с бочкой, подбирали выпавшего, добывали запасное весло из багажа и готовили страховку, ее терпение подошло к концу. Наконец долгожданный сигнал по рации…  Успешное прохождение первого слива… и тут каяк разворачивает задом.  Так, задом, Олич преодолела довольно большой участок порога, но не развернулась к началу второй ступени.

    
Камень преткновения :)
Въехала задом на камень и кильнулась. Ну а мы тут как тут, поджидали как раз за этим камнем и оперативно все похватали. Хорошо, не успела выкинуть весло и удерживала перевернутую Маринку. :) Уплыло (точнее утонуло) только «очко» каяка и юбка.             Зачалились и тут же встали на стоянку.  И костерок большой соорудили (спасибо оставившим на стоянке поленья и растопку), и дождик прекратился… и вещи теперь просушить можно. Жизнь-то налаживается! Палатка только насквозь мокрая и не хочет сохнуть.

 Не смотря на происшествия, решением идти в колбасу я всё же довольна. Иначе как получить опыт и узнать, что бывает и что делать, если не пробовать?

Кумио снизу. Это вторая ступень первая за поворотом.
 
11.05. С утра нашли потерявшийся было коньяк. Возрадовались. Погода тучковатая, но не льет. Уже хорошо.

Больше порогов до озера нет, а жаль. Остается только грести.

    К обеду погода наладилось, вышло солнышко, мы подошли к автомобильному мосту возле деревни УлялЕга. (Ударение на второй слог.) Там, у моста, для туристов стоят гостевые домики и баня, везде висят приглашения покушать и попариться. В-основном «весенние» и коммерческие туристы заканчивают маршрут именно здесь. Ну а у нас есть еще почти сутки насладиться напоследок хорошей карельской погодой, рекой, Шотозером и уже собираемся пройти мимо, как с берега нам орут «Весло не теряли?» Слышно было плохо, но расслышали. Теряли!!! И резвенько зачалиливаемся. Действительно наше, желтенькое, родимое.  Большое спасибо группе!  Почти чудо сотворили.
В следующей деревне – Соддер, проложен наплавной мост с одного на другой берег. Переваливаем через него катамаран и каяк слева, у берега.
    Шотозеро... такое большое... хорошо ветер несильный, а то бы не угребли. Солнце припекает и ласкает истосковавшихся по нему туристов. Обедаем на косе, вставать и куда-то идти опять совсем не хочется. Подбираясь поближе к поселку Новые пески, встали на ночь на острове. Самая красивая стоянка похода.

Дров правда мало, но мы нашли. А еще случайно спугнули куропатку… Крик из леса: «Видела, видела откуда она взлетела?! Там яйца!! Они знаешь какие вкусные!!! И она уже не вернется!!!»  - бросилась я на охоту)) Но поджарить яичницу не вышло: птенцы внутри яиц оказались уже почти сформированными и есть это разумеется никто не стал. Убийцей я себя не чувствовала: вспугнутая куропатка действительно не возвращается, а холодной ночью они бы замерзли.
 

12.05 Подъем в 7 утра. Над озером тишь и красивый туман. Остается пройти 2 км до села и все… антистапель, поезд. Особенно грустно, потому что мало.  Даже представлять не хочу, что уже завтра буду в офисе. В другом мире.

В селе к нам подошли люди с традиционным уже вопросом «Что нам сделать, чтобы сюда приходило больше туристов?»)))  На Камчатке помнится администрация подходила с тем же)) Не иначе как Саня их привлекает ))

Планируют домики построить, но жалуются что до них никто почему-то не доходит, все на Соддере заканчивают. А зря - озеро и острова – просто замечательные.

Подводя итог, вроде всем все понравилось. Для «Аргута» река конечно скучновата – он для бурной воды, «пятерок» и «шестерок» создан. Хотя новому нас поучил. Для «Маринки» хорошая тренировка. Впервые использовали качественные рации, понравилось. В еде никого не ограничивали, хватило ровно. В нижнем течении Шуи уже проснулись комары!

 

Может пройти и Северную (беломорскую), для полного комплекта Шуй? ))))

Все получившиеся фотографии можно посмотреть в фотоальбоме.

До новых встреч!


Комментарии
Блин............ Как жеж я хАчу туда.... Какой кайф...... 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Карелия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 2
Ссылка:
Опубликовала Мария Соколова