республика Карелия / Спортивный туризм | Водный туризм | Самостоятельная поездка
 

Шуя Беломорская за 2 июльских дня, или как нужно проходить пороги

18 - 21 июля 2013 г.
Очерк-отчет о прохождении реки Шуи Северной (Беломорской) в июле 2013 при почти полном отсутствии воды :) Пороги проходились.. пешком ))
Нитка маршрута
Москва - Беломорск - мост через р.Шую - Шуерецкое - Кемь - Москва
Беломорск Шуя Шуерецкая
Очерк-отчет о тренировочном выезде 18-21 июля на Шую Беломорскую 
1-й ходовой день.

И где вода ?? И где вода ??
Маааленькая щучка (отпустили) Маааленькая щучка (отпустили)
Порог Сосновый Порог Сосновый
Порог Директор Порог Директор
Стоянка на Сосновом. Записки. Стоянка на Сосновом. Записки.
Вот так мы проходили пороги... Вот так мы проходили пороги...
"Мощный пих" "Мощный пих"
Порог Московский Порог Московский
А так мы проходили "Сосновый".. А так мы проходили "Сосновый"..
Рыбалка после порога Сосновый. Рыбалка после порога Сосновый.

.. читала-читала я отчеты о мучениях катамаранов и каркасных байдарок на Шуе в июле-августе, предполагала, что  воды может не быть… но год был снежный, дожди-часты, и надежда на хорошую воду оставалась… но умерла последней ))

      Вообще Шуя, судя по описаниям (когда вода все-таки есть), хорошо соответствует характеру реки нашего основного летнего похода, поэтому решено было туда съездить за 2 недели до – «сплавать» экипажи, потренироваться рулить на незнакомых ранее судах – надувных байдарках рафтмастер и щука, понять как они себя ведут и что нужно доработать.

Но роскошь «лишний отпуск» дана не каждому, и пришлось довольствоваться чем дали – 2 дня отгула и 2 законных выходных. Ну почему все удобные порожистые речки находятся так далеко… Сутки в поезде. К их исходу уже успеваешь оббежать все вагоны, подергать ручки всех тамбуров (вдруг двери откроются?), пообщаться со всеми обо всем, сожрать все что можно и поспать сколько получится. Что же будет, когда в Воркуту 2-е суток поедем? И как же люди ездят до Владивостока (какой ужас!) почти неделю?..

На сам сплав остается ровно 2 дня. Ну и что, что ни в одном описании и дневнике походов нет упоминания прохождения этой реки от моста M18 до Шуерецкого села за такое короткое время. Надо – значит надо, прорвемся) Да и тренировка не помешает – впереди 2 недели в таком же режиме.

                Перерыв в инете множество объявлений «помогу с заброской на реки северной Карелии», где назывались суммы от 3 до 5 тыс., дешевле всего оказалось до автомобильного моста через Шую заказать такси с прицепом.  ( +79637419999 , Беломорск) На четверых  с большими рюкзаками заброска обошлась в 1400р.

Стапелились и ночевали не на самом мосту, а чуть дальше, в конце участка, где река течет параллельно трассе, перед ее поворотом на восток. Стоянка хоть и невыразительная, но для малой группы неплохая, 100 метров от дороги до реки идет тропинка.

      Утром неприятности посыпались на голову одно за другим  )) Во-первых, желая выйти  пораньше и поставив 2 будильника на 8 утра, ни один из них не сработал и проснулись только в 11. Затем пошел дождь (который прерывался лишь иногда за эти 2 дня) и самое ужасное – ВОДЫ НЕТ!!!! Практически вообще. Шиверы и почти все обычно крупные пороги проходить пришлось… пешком.

На спокойных участках течение отсутствует, машем веслами, пока не утыкаемся в каменные завалы, где зеркало воды лишь кое-где виднеется из-за камней. И-эх, взяли!.. И так раз 20 на дню))) Иногда река широко разливалась, но 20-ти сантиметровым слоем. Кое-где удавалось лишь слегка вылезти из воды и освоить «Мощный ПИХ», сталкивая ногой байдарку с очередного валуна. Иногда нам помогали «простые движения» - не вылазя сделать такой толчок телом, чтобы байдарка продвинулась вперед, ну или приходилось упираться веслами и спихивать ее вбок.

На более полноводных порогах вроде «Директор», «Слива», «Банзай» и их входных или выходных шиверах приходилось так крутиться, и с такой скоростью работать веслами (в-основном отпихиваясь от возникающих со всех сторон препятствий), что надувные байдарки наверное ставили рекорды в слаломной изворотливости. Хорош тот порог, на котором не пришлось вылазить.  Ни на какие осмотры незначительных именных порогов разумеется не ходили – итак все ясно, воды нет. Но какие же грандиозные и очень красивые они были, стоит только представить каково тут в конце мая-начале июня… Только вот воображение текущему положению вещей не помогает, снова бредем по колено в воде.

Но не может быть плохо ВСЁ, одна радость-таки остается – рыбалка. Клюет и в дождь, и утром и вечером, ловятся на блесну окуни разных размеров.  Совсем мелких, на один зубок – отпускаем, а побольше – собираемся зажарить. Хоть еды и навалом, жри-не-могу, но свежепойманная рыбка – всегда удовольствие.  За «банзаем» поймали щуку! Хороша, упитана. Увезем домой и закоптим. А потом еще маленького щуренка, отпустили. На «Сосновом» пороге предыдущая группа вытащила щуку 2,5 кг! У нас правда тоже есть «Щука», 15 кг весит.. поймать очень просто, а вот съесть… ))

«Сосновый» порог красив, множество струй сливается с плит… но все они настолько мелкие, что даже надувная байдарка будет прочно сидеть в камнях. Гелием надо ее надувать…

Прошли порог, опять пешком.

На нем слегка перекусили, вылили воду из судов и пробежались по берегу. Посмотрели записки предыдущих групп, все жалуются, воды нет. А в 2012-м – была. Не понятно, от чего зависит.

«Московский» представлял из себя примерно то же самое, только сливов не много, как на «Сосновом», а один. Егор туда лезть и мочиться не захотел, а вот Серега с Оксаной, экипаж «Щуки», попробовал. Съехали на горке, даже не застряли.

Чесам к 23-м пришли к Пуло-порогу.  Туда разумеется никто не сунулся – падать сверху на торчащие камни никакого удовольствия. Перетаскали наверх байдарки, там и лагерь поставили.

Мокрые дрова гореть отказывались долго, но пока я разбиралась с рыбой, развести костер все-таки удалось и ее пожарили. Большой окунь был очень нежным и вкусным.

«Щуку» все-таки продрали и клеили. Заплаток на ней похоже больше, чем у ежа колючек, но нельзя ее обижать – она не драная, она опытная!

                Пуло-порог

 

 

 

2-й ходовой день.

Простые движения ) Простые движения )
Порог Большой Падун Порог Большой Падун
С . Шуерецкое С . Шуерецкое
Зигзаг (Щелиный) по малой воде Зигзаг (Щелиный) по малой воде
Вот тут  кильнулась Щука Вот тут кильнулась Щука
Каменнная река Каменнная река
В 9 утра ничего не изменилось)) «Вы хотели много воды? Вот вам, пожалуйста. Чем-опять-то недовольны!?» После притока Олонги река разливалась широко, но воды это прибавило лишь чуть-чуть. Те же камни в шиверах и отпихивание то же, ну может вылезали для проводки чуть пореже. Порог «Большой падун» мы прошли почти не застряв, только пару раз пихались. «Щуке» хуже пришлось, посидела и так и сяк… Вообще наша группа похоже одна из немногих, кто прошел «Большой падун» даже без касок)) Впрочем они в походе все равно пригодились – было бы неприятно получить со всего размаху случайно застрявшим меж камней веслом прямиком по кумполу.

Расслабились… До Шуерецкого в-основном плесы, грести и грести…

Река делает поворот, мы выходим из-за него, а перед нами – невидный сверху слив и перевернутая «Щука»! В панике ору «Чалимся, чалимся!!!», но не успеваем и нас тоже «сливает».

Ничего не почувствовав в небольшом сливе, встаем в улово между плит, и не понимаем, как можно кильнуться при полном отсутствии воды)) Но это мы на рафтмастере хорошо в слив вошли, а у них чуть правее вышло, сели брюхом на камень, струей развернуло и сшибло. Это был порог «щелиный» или «зигзаг», сверху несколько табличек погибших… Совсем другой он по большой воде. После первого слива нас ждала привычная шиверка и стук весел о камни. К селу подошли около 19 вечера. До ночного поезда из Кеми времени уйма, и море хочется увидеть... но туда грести еще 5 км, и обратно придется столько же. А у нас итак день был насыщенный. Да еще и холодно, мокро и ливень вот-вот опять начнется. А вдруг последняя электричка не придет? Собираем байдары возле моста, вообще не торопимся. На остатках газа поужинали... и тут ливануло. Все, что мы успели переодеть сухое – сразу тоже вымокло)))

На ст. Шуерецкая нет вокзала и кассы, а поезда останавливаются на 1 минуту. Мы запрыгнули в первый же попавшийся вагон, и уже отдали по 50 р проводнику (нам всего 1 станцию ехать в тамбуре), но нас выловил начальник поезда и всем сделал втык.

Оказывается, если до поезда ты не успел купить билеты по любой причине, то обязан сесть именно в 8-й вагон, где всегда во всех поездах сидит начальство, и вопрос оплаты решать только официально, через начальника поезда и с выпиской билетов. Даже если едешь 1 станцию.

Вообще дядька злой какой-то был, турнул из тамбура приготовившихся к выходу велотуристов, и им пришлось велики перетаскивать обратно на места плацкарта… в 8-м вагоне я отдала еще по 250 р с каждого человека «за официальность».

В Кеми до отправления нашего поезда оставалось 4 часа и мы пошли гулять, сгрузив рюкзаки в багажное отделение за 180р\место. Только была ночь и шел дождь, в самом городе нормального беломорского побережья не было, и воняло соленым маслом. Погуляли по окраинам, еще раз через кусты вышли к морю, но его загораживал остров и толком все равно ничего не видно))

На обратном пути поняли, что натерли ноги, но кое-как до вокзала дохромали. Билеты правда были только верхние. Да еще и не прямые, а сначала до Петрозаводска в одном вагоне, а после Петрозаводска – в этом же поезде, но других вагонах J

Как ни странно, и не смотря ни на что (погодные условия, отсутствие воды и долгая дорога до места тренировки), выезд вроде всем понравился. Каждый отметил для себя, что не хватает и как улучшить или убыстрить сборы, экипажи научились плыть более-менее прямо и выработали методику и тактику руления своим судном в условиях постоянного огибания препятствий. Надеюсь воды у нас в походе будет все-таки больше, чем на Шуе ))
 

Ночной залив Белого моря в Кеми

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 2