река Волга / Водный туризм | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка
 

Средняя Волга. Дальнобойный байдарочный: Нижний Новгород - Балаково

5 - 25 июля 1998 г.

Средняя Волга. Дальнобойный байдарочный: Нижний Новгород - Балаково

Идет загрузка карты ...
В 1998 году в рамках программы Великие реки России командой 4 человека прошли 1026 км за 20 дней от Нижнего Новгорода до Балаково.
 
Нижний Новгород - Балаково

Поход по Волге на байдарках “От истока - до Каспия” был рассчитан на три года. В 1997 году первый этап похода длиной в 1 224 км от Истока реки Волги до Нижнего Новгорода шесть человек прошли за 24 дня.

   Всякая идея ценна своим выполнением. К сожалению, в этом году от прошлогоднего состава команды смогли выйти на маршрут только три человека: Олег Бабаев – инженер-конструктор прессового производства, Наталья Степанова – заместитель директора школы-лицея 67 и автор сих строк. Другие участники прошлогодней одиссеи по разным причинам не смогли выйти на второй этап. Поход, как и в прошлом году проходил на обычных 2-х и 3-х местных туристских байдарках “Таймень”.
  Впервые участвовали в походе социальный педагог школы-лицея 67 Наталья Щинова и студентка 3-го курса Самарского университета Ольга Максимович. Они впервые познакомились с байдаркой лишь на старте. Вот такой “разноопытной” команде и предстояло пройти более 1 000 км.
  Пару раз собравшись перед походом в родном Тольятти и убедившись в том, что “молодежь” весьма решительно настроена на участие, день отъезда к месту старта мы назначили на пятницу, 3 июля. По Волге летом теплоходы идут с регулярностью поездов как в сторону Астрахани, так и в сторону Москвы, и добраться до любого города, имеющего порт на реке, не представляет особой трудности.
  В пути до Нижнего Новгорода теплоход “Афанасий Никитин” делал остановки в городах Ульяновске, Казани, Чебоксарах и Козьмодемьянске. С палубы теплохода мы посмотрели Волгу, которую нам предстояло пройти на байдарках, и познакомились с достопримечательностями городов. Автобусная экскурсия по Казани была в сопровождении гида, из рассказа которого мы узнали много нового об истории города, побывали в действующей старинной мечети. Небольшой старинный городок Козьмодемьянск преподнес несколько сюрпризов. Оказалось, что вот уже четыре года подряд в нем проводится фестиваль “Бендериада”, организован музей “Рога и копыта”, все кафе и магазинчики ненавязчиво светятся названиями, ставшими уже фольклорными, благодаря популярности известного произведения Ильфа и Петрова.
  У обшарпанного памятника Владимиру Ильичу, показывающего куда-то рукой, сохранена в приличном виде часовня, построенная в 1552 году стрельцами Ивана Грозного, - все, что осталось от монастырского кремля. Нам поведали, что из часовни был в давние времена прорыт подземный ход на левый берег Волги. Сейчас, конечно, того хода не существует - после постройки ГЭС Волга, разлившись, затопила все окрест.
  Меня особенно поразил в том городе просивший милостыню у дорожки с дебаркадера паренек, одетый в лохмотья, с лицом, явно не пышущим здоровьем. Он жалобной фразой встречал каждого выходящего в город: “Подайте Христа ради, подайте Христа ради...” После того, как мы познакомились, Коля рассказал о своей незавидной доле: отец недавно освободился из тюрьмы и нигде не работает, мать умерла, живут у какого-то дальнего родственника, тоже нигде не работающего. Собрали ему от щедрот своих пакет еды, дали денег вместе с напутствием о том, чтобы он искал работу не воровал и не пил...

  Теплоход “Афанасий Никитин” доставил нас в Нижний Новгород в то место, где год назад финишировали. Погода Нижнего была точно такой же пасмурной, как и в прошлом году. Собрав наши байдарки - двухместную “АсСоль” и трехместную “Нику” и закупив продуктов в еще спящем воскресном городе, вышли на маршрут.
  После первого трудового дня, пройдя 50 километров при резко меняющейся погоде то под дождем и ветром, то при сильном волнении, то при “штиле”, встали на ночевку на правом берегу против села с “чисто русским” названием Памяти Парижской Коммуны. Природа за наши труды подарила  солнечный тихий вечер с яркой радугой во все небо. Настроение у всех участников похода было приподнятое и, не смотря на усталость от работы на веслах, ужин проходил с шутками и воспоминаниями о событиях дня прошедшего.
  Утром следующего дня мы, порадовавшись яркому солнышку, быстро собрав снаряжение и позавтракав, пустились вниз по течению. В этот день на одном из коротких перерывов на отдых  мы с Олегом Бабаевым поднялись на высокий правый берег у с. Лысково. Вид, открывшийся с высоты, заставил трепетать наши души...
  В середине дня сделали остановку у действующего женского Макарьевского монастыря, построенного в 17 веке. Наше желание посмотреть его изнутри пресекла набожная старушка - божий одуванчик: “Молодые люди, вам сюда не можно...” - и указала на большой щит, где черным по белому написано: ”Посещение монастыря запрещается мужчинам: в шортах, босиком...; женщинам: в брюках, с непокрытой головой...” Наш туристский “расхлябанный” вид не подходил под правила и пришлось  довольствоваться лишь созерцанием монастыря снаружи. А вот Олег был готов ко встрече с ограничениями, и его одежда соответствовала требованиям. После 20-минутной экскурсии по монастырю он поделился с нами своими впечатлениями. Монастырь находится на самообеспечении, внутри его стен большую площадь занимает сад и огород, где как раз работали молодые монашки. Храмы монастыря реставрируются, но время и варварское отношение к нему на протяжении десятков лет сделали свое черное дело - все стены в трещинах и потребуется еще больше времени, чем при строительстве, чтобы все это привести в божеский вид.
  Почти три столетия подряд у этого монастыря проходила знаменитая в старину Всероссийская ярмарка, перенесенная после пожара в 1817г. в Нижний Новгород.
  Пообедав у стен монастыря под аккомпанемент темпераментной беседы большого табора “новых цыган”, кочующих на ...шести новых “Жигулях”, что конечно вызвало у нас некоторую гордость за свой завод, пошли на байдарках дальше. Вечером того же дня встали на бывшем месте стоянки рыбаков, судя по разрушенному шалашу и куче веток на берегу. Чтобы как-то облагородить место, сожгли весь мусор и ветки, соорудили прочный стол. Утром, уходя, как и на всех стоянках, оставили вымпел клуба туристов “Лада” и записку с приветствием от клуба туристов из Тольятти:

Вас приветствует клуб туристов “Лада” Волжского автомобильного завода и группа туристов из города Тольятти !
  В 1997 году мы прошли первый этап похода по Матушке Волге от села Волго-Верховье до г. Нижнего Новгорода - 1 224 км. за 24 дня на байдарках, используя только весла.
  В 1999 году планируем пройти от г. Саратова до Каспийского моря.
  В 1998 году 5 человек идут маршрутом: г.Нижний Новгород - г.Саратов - 1 264 км. Пожелайте нам хорошей погоды - все остальное мы сделаем сами !
  Всего Вам доброго!
Николай Шестерин, Олег Бабаев, Наталья Степанова, Ольга Максимович, Наталья Щинова.
   В дальнейшем такие “визитки” мы оставляли на всех наших стоянках и вручали  всем туристам, с кем удалось познакомиться в этом путешествии.

   Третий день похода выдался на редкость трудным и дождливым. Прошли мы рекордное расстояние - 72 км. Но впечатления от увиденных красот останутся надолго. Особенно красива Волга при впадении в нее реки Суры. На горе белеет своими домами старинный город Васильсурск, основанный в 1523 году, как оборонительная крепость. Особенно живописен в том месте правый берег реки, который не без основания называют Малыми Жигулями.
  Вечером, уставшие от многокилометрового перехода, вымокшие и продрогшие, вынуждены были встать на ночлег на дебаркадере г. Козьмодемьянска. Дежурный по дебаркадеру по нашей просьбе выделил нам каюту вахтенного электрика с обогревателем и единственной койкой. Тем не менее все пять человек разместились в ней и провели ночь в довольно комфортных условиях: в тепле и под крышей.
  Утром пошли проведать нашего старого знакомого, ученика 7 класса Колю, который опять, как и в тот наш заход на теплоходе, стоял у выхода в город и просил милостыню. Нас, обгоревших, в ветровках, он узнал с трудом. Но от приглашения в гости не отказался. Накормив и дав в пакете еды, пожелали ему скорого взросления и дали свой адрес, чтобы написал нам. В Козьмодемьянске встретились с друзьями-туристами из Тольятти, путешествующими на теплоходе. Тесен мир, когда много друзей!
  Солнечным утром, размяв уже успевшие заболеть от напряженной работы пальцы рук, обогнув мыс правого берега, взяли курс на берег левый, “выпрямляя” извилистый фарватер реки. При подходе к берегу попали в опасное место - во впадинах между большими волнами то и дело обнажались острые пеньки – несгнившие остатки леса, залитого молодым Чебоксарским водохранилищем. Шум волн и ветра то и дело прерывался вскриками наших впередсмотрящих “матросок”: “Справа коряга!.. Слева два пенька!.. Слева коряга!..”
  От излишнего напряга на “АсСоли” неожиданно порвался шнур, связывающий педали управления с рулем. Но так как мы были рядом, на устранение обрыва с другой байдарки ушла одна минута и острая верхушка очередного пенька так и не дождалась своей жертвы.

 Левый берег Волги против столицы Чувашии (правильное произношение с ударением на буквы и) города Чебоксар оставил тягостное впечатление. Лет тридцать назад это были роскошные леса с рыбными озерами и протоками, с осокорями в три обхвата и грибными местами. Теперь - застойное болото с комьями серо-зеленых водорослей на поверхности, дурным запахом и мертвыми кривыми без веток стволами деревьев, торчащих из воды укором человеку далеко не разумному. Вот через такой “лес” мы и шли около часа, лавируя между стволами и моля природу, чтобы на нашем пути не встретилась чуть притопленая, не видимая на поверхности коряга. Пару раз все же “касание” произошло. На стоянке на днище моей “Ники” прибавилось еще три заплатки.
  В тот день “волгарям” опять повезло - пока мы пересекали Волгу с левого берега на правый , а это “по диагонали” около 15 км, по обоим берегам прошли большие тучи со шквалистым ветром и дождем. “Средняя” туча, шедшая как раз по Волге, навела четырехбалльную волну с барашками и сильным ветром сразу же после того, как мы прошмыгнули под защиту бетонного берега Чебоксар. Телеграмма из этого красивого города на Волге в клуб туристов “Лада” и  на домашние адреса путешественников была лаконичной: ”Прошли Чебоксары. Все хорошо...”. А на пленке видеофильма остался красивый сюжет с видами улиц Чебоксар под двойной яркой радугой после дождя. На ночевку мы расположились на левом берегу прямо напротив города.
  Утром 9 июля в команде чувствовалось какое-то особо приподнятое настроение - накануне пройдено всего 58 км, и за ночь силы успели восстановиться, но главное - предстояло перенести наши байдарки через ГЭС у г. Новочебоксарска и оказаться в нашем родном Куйбышевском водохранилище. Что и было сделано через два часа после старта. То, что до Тольятти предстояло пройти более 600 км, не очень смущало - по своему морю ведь будем идти. В тот день погода опять испытывала нас то солнцем, то дождем.
  Запомнились сотни рыбаков, стоящих на левом берегу - там у Волги после плотины километров 50 есть течение - все они ловили одним способом “на резинку” и довольно успешно. То и дело на поверхность извлекалась то чухонь, то рыба покрупней. Особенно наш: “Привет из Тольятти! Это мы косячок рыбы пригнали из Нижнего Новгорода!...” понравился рыбаку, поймавшему одновременно с нашим проходом здоровенного леща.

  Не удивляйтесь, если, путешествуя по Волге, увидите на левом берегу дебаркадер с вывеской “Порт Йошкар-Ола” - столица республики Марий Элл расположена на приличном удалении от реки, но тем не менее имеет свой дебаркадер. Наше удивление удвоилось, когда приблизившись к этому классически построенному плавучему вокзалу, мы обнаружили, что он... полузатоплен и стоит на дне. Первый этаж был наполовину в воде. Тем не менее на втором этаже показался человек и даже ответил на наш вопрос, что “хлеба тут купить можно”. Мое удивление переросло в прострацию, когда поднявшись на второй этаж, я увидел... действующий ресторан. Подобного заведения я не видел нигде: ни в России, ни в 27 странах, где удалось побывать за время работы моряком загранплавания.
   Представьте: в зале, пол которого был наклонен на 10-15 градусов, стояли столы и стулья. На столах под таким же углом, чудом не падая, стояли готовые принять в себя напитки, фужеры, солонки. У дальней стенки в буфете на полках привлекал внимание яркими этикетками традиционный набор для таких заведений продуктов и напитков. За одним из столов коротали время два официанта. На мой вопрос: “А что, тут и посетители бывают?” - они невозмутимо ответили: “К вечеру подъедут”. Выпить, сидя на наклонившемся стуле, конечно, можно, с некоторыми неудобствами и салатик откушать тоже можно, но как они там танцуют - так и осталось загадкой. Купив хлеба, тушенки и шоколадок “по ресторанной цене”, я с трудом дошел по наклонному полу через зал к выходу...
  В тот вечер ночная стоянка  была на высоком обрывистом берегу на маленькой полянке, окруженной лесом. Перину заменила некошеная трава, телевизор - красивейший закат над волжским простором. Накопившаяся усталость за эти первые пять дней тяжелой работы веслами была лучшим снотворным в этом тихом красивом уголке российской природы.

  День шестой путешествия подарил встречу с юными моряками школы юнг г.Зеленодольска, проходящими практику на ялах на Волге, и красивым видом обширного залива в устье реки Свияги. На одном из больших островов стоит там старинный симпатичный город Свияжск, основанный в 1551 году.
  Во второй половине дня на горизонте показалась Казань - столица Татарстана. Так как по пути к месту старта мы уже были с экскурсией в этом городе, то решено было в него не заходить. Повернув на 90 градусов по руслу Волги, прошли еще несколько километров и стали на ночевку между селами Верхний и Нижний Услон.
  Ужин впервые был “сухим пайком”. Дежурные не догадались закрыть крышками котлы при приготовлении ужина, когда мимо нас прошуршала туча белых мотыльков. Привлеченная светом костра малая часть из этих тысяч оказалась в наших котлах, тонким слоем укрыв кашу и чай. Пришлось все, что было только что сварено, отдать рыбам, а быть может и есть-то мы особо не хотели в тот вечер после вкусного казанского пива?..

  Вечером следующего дня опыт и интуиция помогли нам вовремя почувствовать надвигающуюся грозу. Так быстро мы еще никогда не разгружали наши байдарки! Едва успев выброситься на берег острова, попали под сильнейшую грозу. Молнии расчерчивали небо в разных направлениях, гром гремел не переставая. Ветер поднял такую волну на Волге, что идущие суда вынуждены были встать на якоря посреди фарватера. Дождь начинал хлестать упругими струями, но тут же прекращался, разгоняемый свирепым ветром...
   Там мы впервые увидели одновременно четыре раздельные молнии: три зигзагами извиваясь “упали” с развергшихся небес к земле, а одна почти горизонтально “перечеркнула” их на миг, высветив громадную букву “Ж” на темном небе.
  Вся эта свистопляска стихии длилась около часа. Потом все стихло, и лишь дождь, постепенно ослабевший, напоминал о прошедшем шторме. Ложась спать, мы благодарили природу, что эта буря не застала нас во время большого перехода посреди широкого разлива...
   Кстати ночевка проходила как раз против того места правого берега Волги, о котором упоминает Адам Олеарий - секретарь гольштинского посольства в своих записях в 1634 году:

  “17 августа... мы увидели с правой стороны высокий подмытый берег, большая часть которого, с месяц назад, обвалилась и убила людей, занимавших целую лодку; они хотели проехать под этим берегом к вишням, которых много растет в этой местности...”.

   Так что Волга во все времена подмывала свой правый берег. В последние десятилетия человек “помог” ей в этой работе, создав огромные искусственные моря. И теперь размываются сразу два берега.

  На следующий день через три семикилометровых перехода по 50 минут байдарки подошли к горе Лобач, что у Камского Устья. Ширина Волги там более 40 км. Даже с горы Лобач, на которую мы с Олегом не преминули забраться, противоположный берег был еле виден. Сидя на берегу за обеденной трапезой, к радости своей, увидели проходящий мимо нас вниз по реке “родной” теплоход “Афанасий Никитин”. За эти дни он уже успел сходить в Москву и с новыми пассажирами шел в Астрахань.
  За 16 рублей у рыбака на лодке купили 4 здоровенных леща. Местные жители называют лещи через ё.  При покупке рыбак поинтересовался: “А водки у вас нема? А то сёдня воскресенье, магазин закрыт”. Как же можно привыкнуть к зелью, если свой труд, не особенно, правда тяжкий, продавать за то, чтобы на время отключиться в пьяном кайфе?..
  Обогнув гору, встали в одном из оврагов крутого обрывистого берега. Стоянка примечательна тем, что недалеко от нее с обрыва в Волгу водопадом журчит ручей с холодной и чистой ключевой водой. Почти отвесные глинистые обрывы гор, интенсивно разрушаемые волжскими волнами, представляют собой красивую грозную картину, похожую на стены замков. Сквозь глину проглядывают прожилки мягкого белого камня, напоминающие корни деревьев. По структуре своей он представляет собой белые блестящие волокна, расположенные поперек. В глине камень как бы “растет” прожилками плоских широких “корней”. Часть фрагментов этого чуда природы храниться теперь в моей коллекции минералов.

  На следующий день мы посетили село Болгары - место старинного средневекового города Болгара Великого - одного из трех крупнейших городов Волжской Болгарии, южной окраиной которой была Самарская лука. В 1241г. монголо-татары разграбили и сожгли городские постройки. Лишь остатки кирпичной кладки большой мечети да земля, состоящая большей частью из золы и мелких глиняных фрагментов посуды, напомнили нам, живущим теперь , о некогда цветущей здесь жизни...

   Четырнадцатого июля в Старой Майне Ульяновской области мы с грустью проводили до автобуса нашу не унывающую на протяжении всех 10 дней Ольгу Максимович. Напряженная работа веслами на переходах привела к растяжению связок руки. Ольга крепилась до последнего, но грести с такой травмой уже невозможно, и пришлось ей с маршрута сойти.
  Вчетвером вышли на маршрут, надеясь в тот день дойти до Ульяновска. Погода и в этот раз спутала наши планы - встречный сильный ветер и волна заставили встать на острове. Вынужденная стоянка на следующий день до 6 часов вечера позволила всем восстановить свои изрядно истощившиеся силы.
  Прогулка по острову закончилась страшной находкой на берегу - на прибрежной отмели недалеко друг от друга лежали выброшенные на берег волной два фанерных сиденья от байдарки. Они могли оказаться в воде только в одном случае - переворот байдарки. По рассказу рыбаков, стоявших на острове, в предыдущие три дня на Волге постоянно штормило, но они никого не спасали. После того как ветер немного стих, мы вышли в направлении видневшейся вдали Ульяновской гостиницы “Венец”. Невольно всматривались в каждый предмет, плавающий на воде, но ничего относящегося к снаряжению туристов не увидели...
  Ульяновск прошли около полуночи и, не ставя палаток, уснули на них в спальных мешках. Благо комаров разгонял легкий ветер. Перед Ульяновском уже в темноте долго наблюдали “салют” из осветительных ракет на правом берегу - вероятно, шли ночные учения у курсантов военного училища. Насладиться зрелищем мешал специфический запах, происхождение которого мы долго не могли определить, пока не догадались окунуть руку в воду и понюхать. “Аромат” источали ночью зеленые мелкие водоросли, сплошной пеленой покрывшие поверхность нашего моря от Старой Майны до Тольятти...  
  Об Ульянове (Ленине) теперь в городе говорят мало, заполняя идеологическую паузу сообщениями о других великих симбирцах - писателе Гончарове, историке Карамзине, химике Бутлерове, математике Лобачевском. И даже вспоминают присяжного поверенного Керенского. Десятилетия назад около Ульяновска была построена дамба, защищающая несколько заводов и поселков. Уровень воды находится на 7 метров выше живущих и работающих горожан. Плотина разрушается, а денег выделяют самую малость от необходимого.

  Последующие два дня мы так и шли, хлюпая вёслами по этой зеленой жиже, лишь кое-где проходя поля чистой поверхности. Самым тяжелым днем похода оказался день 17 июля. Стартовав в 9 часов от правого берега у села Буераки, что расположено почти против Хрящевки, мы лишь около 23 часов финишировали в яхт-клубе на Муравьиных островах, преодолев 67 км. Сильная жара, штиль почти весь день и встречный ветер против Тольятти оставили о том дне гнетущие воспоминания.
  На одном из коротких перерывов, посовещавшись, решили: без полноценного дневного отдыха дома до Саратова могут дойти только наши тени - отдыхаем дома весь день. Как потом оказалось, это было единственно правильное решение. Кроме того, что мы не только восстановили свои силы и закупили продукты, Олег Бабаев еще успел сделать себе операцию. Спасибо вазовским хирургам за то, что даже в субботу без всяких проволочек уже начавший гноиться фурункул на шее Олега был оперативно под местным наркозом удален, и к нашей великой радости мы смогли вчетвером продолжить поход.

  В воскресенье, попрощавшись с родными и провожающим нас Юнусом Газиевым - участником прошлогоднего похода, мы стартовали вчетвером с Муравьиных островов к плотине нашей ГЭС. Ветер тут же дал о себе знать упругим “мордотыком” - так туристы называют встречный ветер, но на сей раз именно такой нам и был необходим. Высадка на бетонные плиты ГЭС была упрощена отсутствием волнения, и переправа через насыпь гидростанции была пусть и тяжелым трудом по переноске снаряжения, но заняла немного времени.
  Набрав чистой холодной воды из искусственного “родника”, текущего из трубы, собирающей воду в теле плотины, перекусив наскоро, пошли дальше. Поразила чистота и прозрачность воды за ГЭС, когда на дне Волги можно было рассматривать камешки у берегов. В сравнении с болотной зеленой жижей пропахшего “жженой травой” моря перед ГЭС, за нею вода в Волге не мешала рассматривать камешки на дне у берегов. Первым желанием нашим было искупаться. Сделать это смогли на короткой стоянке на праздничный обед в честь прохождения 2 000 километров по Волге от истока. Это место находится, по нашим подсчетам, около Солнечной Поляны.
 
Любуясь Жигулями, невольно сравнивали их с тем, что видели до сих пор. Возможно, это и несколько субъективное мнение, но красота Волги у наших Жигулей не имеет себе подобной. 
   И еще удивительный факт: это уникальное создание природы Жигули, делят Волгу почти на две равные части. Если нашу Матушку-реку представить как красивую стройную женщину, что сделать совсем несложно, то Самарская лука представляется в качестве изящного пупка как раз на том месте, где у всех живых существ велено ему быть. И именно этим местом когда-то миллионы лет назад наша малышка Волга соединялась пуповиной с Матерью ее - Природой. Родившись на свет божий провела она свое детство беззаботно и весело. Девушкой меняла очертания свои как хотела, разливалась в половодье по лугам и озерам быстрыми потоками и вновь возвращалась в свое русло летом. Неизменными оставались лишь берега у Жигулей - скалистым уступом сдерживали они шаловливые движения реки, и она покорно огибала горы, ласкаясь своими струями о шершавые камни.
  Последние годы жизни реки изменили ее здоровье и характер. Живет она теперь подневольной жизнью, закованная в бетон у городов и перетянутая восемью обручами плотин, вовсе ее не украшающих. Распятая и располневшая живет так, как насильно заставляет ее это делать человек, поторопившийся провозгласить себя “человеком разумным”, но все делающий для того, чтобы этому не соответствовать.
  Рада бы красавица поправить свой стан, да обеременил её многими хранилищами воды этот самый "хомо сапиенс". Мутнеют волны зеленью стоячих вод, и портят цвет крови многочисленные трубы, спрятанные на дне, в которые "втекает и вытекает". Да и ее голоса певучего давно не слышно, только охи да вздохи. В гневе ревут мощные струи воды, низвергаясь с высоты искусно сооруженных преград с гарантией на сто лет. Ждет Волга. Для нее сто лет - миг. Для нас же - вся жизнь. И на что мы ее тратим?..
  Даже к украшению матушки-Волги, пупку её, Жигулям пристроился человек и, как какой-нибудь заморский колорадский жук, грызет её плоть, выгрызая породу, чтобы замостить еще одну сотню километров дорог для им же придуманных машин и построить еще одну серую коробку с кельями для жилья...
  Человек разумный даже не пытается скрыть своего варварства, выпячивая рваные раны карьеров в Жигулях на видные места, чтобы на десятки километров вокруг был виден белый дым заводов и было слышно, как мощные челюсти монстров-мельниц пережевывают тело гор...

  Вот какие мысли приходят на ум при виде красоты природы и “дела рук человеческих”. Разрабатываемые карьеры щебня, кстати, открыты на Волгу только у нас. Маразм – в самом красивом месте Волги человек, словно “стесняясь” этой красоты, гадит её...
  В этом году появилось предположение, что Тольятти стоит как раз посредине всей длины реки Волги. Но саму длину Волги очень трудно точно измерить - карты Тверской губернии в показе всех изгибов реки недостаточно точны, чтобы по ним измерить длину, а мерить в длину разлившиеся на много километров моря-водохранилища можно конечно по фарватеру, но каждый год фарватер этот меняет местами свое расположение и его тоже принимать для точного измерение нельзя. Так что принимая условно за середину Волги место расположения города Тольятти мы не очень-то и погрешим против истины, которой нет....
 
   20 июля на острове Башмак во время очередной стоянки на ночлег мы приняли в наше братство речное молодого матроса Наталью Щинову - есть такой обычай в командах туристов-водников. Испытание расстоянием, а прошли мы к тому времени уже 817 километров, дождем, постоянным встречным ветром и жарой она уже к тому времени прошла и успешно доказала, что главное в таких тяжелых спортивных походах настрой на преодоление. Принудительное омовение в волжской воде и последовавшее за этим успешное преодоление полосы препятствий сделало юнгу полноправным матросом экипажа “АсСоли”. Вечером по такому случаю состоялся праздничный ужин с деликатесами и поздравлениями молодому матросу.
  Да, а в день предыдущий мы вновь повстречались с “нашим” теплоходом “Афанасий Никитин” - источающий запах арбузов и копченой рыбы, шел он вверх по Волге с пассажирами из жарких городов Астрахани, Волгограда и Саратова.
  Знакомая Сызрань не привлекла нашего внимания и мы встали на стоянку на левом берегу против нее, пройдя протоками между многочисленными островами, на двух из которых увидели наших тольяттинских юных “робинзонов” - там проводилась уже ставшая традиционной ежегодная “робинзонада”. Нарушать условия соревнований - каждый участвующий в соревнованиях должен пробыть в уединении как можно дольше, имея в запасе минимальное количество снаряжения и продуктов - мы не стали.
  После Сызрани берега, особенно правый – гористый, постепенно становятся все более безлесыми и появляются большие пространства, заросшие степной растительностью. Волга не такая широкая, как  в Куйбышевском водохранилище, но пекла прибавилось заметно.
  За пять дней до предполагаемого финиша в Саратове, подсчитав остатки километров и дни отпусков, которыми мы располагали, приняли решение идти до Балаковской ГЭС, тем самым сократив на три дневных перехода маршрут этого года.
  Три дня испытывала нас Природа пеклом безветрия и палящего солнца. Последнюю нашу экскурсию по волжским городам мы совершили в старинном городе Хвалынске, основанном в 1606 году. Погуляли по узким его улочкам, утолили жажду мороженым и пивом, с удовольствием и интересом осмотрели краеведческий музей.

  И наступило 24 июля. На последней нашей стоянке были у нас гости - вначале пришла умная и добрая, но голодная собака, которую дежурная Наталья Николаевна накормила остатками нашего ужина, а их, остатков оказалось как всегда изрядное количество, потом из под байдарки вывернулся уж и пока я бегал за видео-камерой, он ушел от греха подальше в воду.
  На последний переход до Балаково стартовали с какой-то грустью и томлением в сердцах. Поход, к которому мы готовились весь год, поход, отнявший у нас столько сил и энергии, но открывший всем его участникам 1 026 километров красоты волжских берегов и селений, заставивший поверить в свои силы и возможности, заканчивался.
  По мнению всех участников, как “старичков” Натальи Степановой, Олега Бабаева и автора этих строк, идущих по Волге уже второй год, так и впервые участвующих Натальи Щиновой и Ольги Максимович, нынешний поход оказался тяжелым, но добрым событием, впечатления от которого останутся надолго.
  Мы благодарны спонсорам, без которых осуществить нашу идею было бы трудно, господам Сергею Ивановичу Гетманову – председателю спорткомитета Автозаводской администрации, Ивану Павловичу Малькову - зав. отделом профсоюзного комитета АО “АВТОВАЗ”, Сергею Федоровичу Жилкину - мэру Тольятти и Сержу Степанову - президенту фирмы “Данон-Волга”, а клубу туристов “Лада” - за оказанную поддержку.
  Авторитет Тольятти приростает не только количеством выпускаемых машин и удобрений. Вы бы видели, какие удивленные глаза были у всех нами встреченных волгарей, когда они узнавали, что в то время, когда в стране разруха, люди месяцами не получают зарплату и теряют работу туристы из “какого-то” Тольятти идут на байдарках за тысячи километров и еще при этом находят себе спонсоров!
  Впереди подготовка к третьему этапу похода: Балаково – Саратов – Волгоград – Астрахань – Каспийское море, который пройдет в августе 1999 года.
  А пока – смотрим фильм, читаем наш дневник и вспоминаем эти трудные славные денечки.               

 

Стаья в Волжском автостроителе

                    ОТ   ИСТОКА  ДО   КАСПИЯ

Восточная мудрость:

“Путешествующий живёт четыре жизни: в одной он планирует путешествие, в другой совершает его, в третьей - вспоминает, а в четвёртой живёт, как все остальные смертные”. 

Газета г.Тольятти “Площадь свободы” 20.06.97г. 
От Валдая до Астрахани.

В следующем году вазовский турклуб “Лада” отмечает своё тридцатилетие. Именно этой знаменательной в узких кругах дате старый тольяттинский турист, член правления клуба Николай Шестерин решил посвятить задуманный им новый туристский маршрут - байдарочный переход через всю Волгу от истока до самого устья.

Для Шестерина поход этот имеет и практическое, исследовательское значение. Цель путешествия - составить историко-геогрфическое описание волжских берегов конца двадцатого века и сравнить с описаниями конца века прошлого. Давно занимаясь исследовательской работой, Шестерин обнаружил, что многие данные в специальной литературе по истории края не соответствуют действительности. Например, пещеру Степана Разина Шестерин нашёл совсем не там, где она значится по опубликованным данным.
Николай Шестерин - не краевед по профессии. Он работает на ВАЗе. Исследовательская страсть для него - увлечение, очень, впрочем, серьёзное. Результаты своей работы он намерен изложить в книге. Скажем, что эти проекты заинтересовали профессионального нашего краеведа - Юрия Рощевского.
Пока в свою группу Николай Шестерин набрал семь человек, но готов поговорить с теми, кто выразит желание в августе посвятить свой отпуск этому, безусловно, интересному путешествию.
Елена Воронцова.
 
“Волжский автостроитель” №189 (4714) от 9 октября 1997г.

А за кормой следы от весел. (выделенное курсивом не вошло в статью в “ВА”)

   В следующем, 1998 году клубу туристов "Лада" исполняется 30 лет. Столько же лет проводится и известная всем туристам Тольятти знаменитая вазовская "Жигулевская кругосветка".

   Этим двум событиям и задумано было посвятить большой поход на байдарках по матушке-Волге от ее истока до Каспия. В июле-августе 1997 года группой туристов был успешно проведен первый этап этого уникального плавания - поход от истока Волги до Нижнего Новгорода. Протяженность маршрута составила 1 300 километров. О том, как проходило это плавание, рассказывает автор идеи и руководитель похода работник прессового производства ВАЗа Николай Шестерин.

  Идея проведения такого плавания на байдарках возникла год назад. Много времени ушло на поиск карт Верхней Волги, разработку графика движения и поиск спонсоров. Описания современного состояния реки мы не нашли, и пришлось пользоваться изрядно устаревшими сведениями. Отчасти поэтому поход проходил в сверхнапряженном режиме. Не все участники похода оказались подготовленными к возникшим условиям. Достаточно сказать, что из 11 туристов, вышедших на старт, пять человек были вынуждены сойти с маршрута из-за слабой физической подготовки. И тем не менее шесть участников прошли маршрут первого этапа полностью, и появилась уверенность в том, что всю Волгу мы пройдем по намеченному графику в три этапа за 1997-99годы.
  Из Тольятти поездом мы уехали 25 июля и на место старта к озеру Стерж прибыли 27-го числа. Перед этим побывали у знаменитого родника - начала Волги. Исток нашей великой реки у деревни Волго-Верховье поразил своей тишиной и безлюдием. На холме у ключа стоит построенный на собранные в начале века по всей Волге народные деньги Спасо-Преображенский монастырь, который, как и множество ему подобных по берегам реки, увы, заброшен и разрушается. Небольшая избушка-часовенка над родником с круглым отверстием в полу и мостки, к ней идущие, сохраняются с 1957 года в довольно приличном состоянии.
  Арка и мраморная плита с надписью: " ИСТОК  РЕКИ  ВОЛГИ. Здесь, из родника у села Волго-верховье, берет начало великая русская река Волга. Первый приток Волги ручей Персянка. Ниже его на протяжении 91км. Волга проходит озера Малый и Большой Верхит, Стерж, Вселуг, Пено, Волго. ДЛИНА ВОЛГИ 3 690 км. ИСТОК  ОХРАНЯЕТСЯ  ГОСУДАРСТВОМ." - делают это место маленьким музеем.
  Когда мы позволили себе омовение в "первой" волжской воде, то явно ощущалось духовное прикосновение чего-то возвышенного и святого, не покидавшее нас потом весь путь. И вообще наше мнение - каждый живущий на берегах великой русской реки должен стремиться побывать у ее истока, чтобы испытать и впитать в себя неповторимое чувство прикосновения к Началу.
  Верхневолжские озера: Стерж, Вселуг, Пено и Волго, которые образуют единый водоем длиной в 90 километров, мы прошли за два дня, налюбовавшись красотами природы Валдайской возвышенности, посетив уникальный памятник деревянного зодчества "Волжские Кижи" - церковь Иоанна Предтечи у села Ширково, построенную ровно 300 лет назад без единого гвоздя из дубовых бревен.
  Особенно поразили нижние сосновые бревена, диаметром около метра. После реставрации и замены подгнивших нижних венцов, церковь стала ниже на три метра только потому, что не нешлось в наших российских лесах в настоящее время бревен большего диаметра - незаметно для глаза, но скудеют наши леса...
  Первое гидротехническое сооружение на Волге - Верневолжский бейшлот, постронный в 1843 году и заново востановленный после разрушения в годы последней войны, мы преодолели на третий день пути. Течение за плотиной помогало продвигаться быстрее, но недолго. В этом году, учитывая печальный опыт прошлого года, когда в Москве летом были перебои даже с питьевой водой (Москва основную часть воды потребляет из Волги через канал), на всех плотинах "придерживают" воду, а посему ее уровень превышает средний уровень реки чуть ли не на метр. Поэтому течение на всей Волге очень слабое и на большей части маршрута пришлось идти по "стоячей" воде.
  В селе Селижарово долго теперь будут помнить "представление", устроенное одним из не очень опытных экипажей, на которое сбежалось посмотреть много праздного народа с берегов. При подходе байдарки к деревянному пешеходному мосту на сваях, лихо прошедшая между сваями перед самым носом байдарки моторная лодка помешала нашим туристам вовремя выбрать правильный курс. Результат - байдарка перевернулась и течением была прижата к деревянным сваям моста. Спасательные работы проходили более получаса под одобрительные возгласы зрителей. С великим напряжением сил нам удалось стащить байдарку с бревен, сохранив ее каркас и резину, а вот экипаж навсегда "подарил" Волге кое-какие свои носильные вещи. Жаль только в видеофильм этот эпизод не попал - не до сьемок было. Аплодисменты зрителей с моста и некоторый вздох разочарования таким быстрым окончанием "спектакля" были наградой спасателям.
  Немного отойдя от пережитого, закупив продукты на ближайшие три дня и дав телеграмму в клуб туристов о том, что "у нас все в порядке не смотря ни на что", все пять экипажей отправились дальше "вниз по течению".
  Там, где Волга течет в своих естественных, природой созданных берегах, красота природы особенно привлекательна.
  За каждым пройденным мысом все с удовольствием открывали для себя новые живописные картины, созданные природой много веков назад и если не было видно вмешательства человека, то завораживающие просторы рождали возгласы восхищения.
  С тайной надеждой на верность информации о том, что Бенский порог "представляют собой серьезное затруднение для местного судоходства", а значит на байдарках там можно будет "покататься" и поучить молодежь управлению байдаркой в экстремальных условиях, на четвертый день похода мы подошли к этому месту. Но разочарование нас ждало и тут - порог представлял препятствие для пароходов, но его можно было преодолеть даже на моторной лодке.
  Очень красива Волга перед Ржевом и в самом городе, основаном в 1216 году. Неширокое русло реки с еле заметным течением, поросшие густым лесом берега словно приглашают полюбоваться своей величественной первозданной красотой.
  Железнодорожный и автомобильные мосты своими изящными конструкциями делают благоустроенную набережную реки, делящей город на две части, очень привлекательной для прогулок. Чем мы и незамедлили воспользоваться.

 (рассказ вставить в будущую книгу про Ржев):
  В одну из весен из-за страшного пожара сгорело почти полгорода г.Ржева. После пожара к воеводе города секунд-майору Сергею Онуфриевичу Сухожилину зачастили разные советчики, предсказывая второй пожар- пуще прежнего. Воевода сшибся с панталыку, а как не густ был разумом, то, избегая брать на себя ответственность, подал в С.Петербург запросную бумагу:   "Рапорт Воеводской канцелярии Сенату. Сего мая 20 числа на память мученика Фалалея, волею божией половина богоспасаемого града выгорело дотла с пожитками. А из достальной половины града даже неудержимо ползут тараканы в поле. И, видно, быть и на сию половину города гневу божию. И долго ль, коротко ль, а и оной половине города гореть, что и от старых людей примечено. Того ради Правительственному Сенату представляю, не благоугодно ли будет градожителям пожитки свои выбрать, а оставшуюся половину запалить, дабы не загорелся город не вовремя и пожитки бы все не пожрал пламень".
  Рапорт был доложен Екатерине Алексеевне в виде курьеза.Резолюция была такова: "Половина города сгорела, велеть жителям строится. А впредь тебе, воеводе, не врать и другой половины города не зажигать. Тараканам и старым людям не верить, а дожидаться воли божией".
  Рапорт и резолюция подлинны, а воеводу после того прозвали "Тараканом".

  На седьмой день похода неожиданно для себя мы попали на праздник - день 700-летия древнего русского города Старица. На эстраде, вынесенной на берег Волги, шел концерт. Возникла идея поучаствовать в нем и передать привет из молодого города - старому. Ведущий концерта с удовольствием эту идею поддержал, и только лопнувшая струна на гитаре разволновавшегося не на шутку нашего барда-гитариста помешала это сделать. Под приветствие ведущего, объявившего откуда мы и куда путь держим, и бурные аплодисменты многочисленных зрителей мы с сожалением покинули этот город с красивыми отреставрированными храмами и старинными домами на обеих берегах.
  За Старицей полюбовались одним из красивейших мест на Верхней Волге - "Старицкими воротами". Неширокая река, высокие берега, поросшие стройными елями и березами, делают это место райским уголком. Отсутствие деревень и баз отдыха по берегам только подчеркивает девственную красоту природы. А какая там стоит тишина, какие запахи душистых трав и леса кружили нам голову?!...
  На ночлег стали, по приглашению, в "усадьбе" Юры - бомжа с "определенным местом жительства". На вопрос: "Что привело его к такому образу жизни - конфликт с законом или убеждения?", Юра уклонился прямо ответить, да мы особо и не настаивали.
  На высоком обрыве среди берез построена им довольно просторная избушка с большой печью, загоном для двух, правда не своих, свиней и клетками, опять же не своих пока, кроликов. К реке ярусами спускается огород, где растут все необходимые к столу овощи. Усадьба довольно культурно обустроена. Есть где принять большое количество гостей - по рассказам хозяина гости случаются довольно часто. Живет он уже на этом месте три года и пока конфликта с властями из-за самовольного возведения постройки на берегу реки не было. Хозяйством управляет "подобранная", по его признанию, на вокзале в Твери не старая, но довольно потрепанная жизнью бомжиха. Живут они там и зимой и летом. На какие средства живут, как весело - то известно только им одним. Нам же было оказано большое внимание, предоставлена изба для просушки изрядно вымокшей, под третий день идущим дождем, одежды. От моросящего дождя укрыться помогла крыша над длинным столом, где мы и отужинали, приготовленными нашими дежурными по этому случаю праздничными блюдами, произнося время от времени тосты в честь хозяев. Далеко за полночь затянулся концерт с песнями под гитару, который доставил особое удовольствие хозяйке и дочери Юры, приехавшей повидать отца "на даче"...
  Перед Тверью прошли село Кокошки, где в 1932 году снимался знаменитый кинофильм "Чапаев".

  Областной город Тверь встретил нас длинным рядом строящихся коттеджей на левом берегу реки. Хозяева их, соревнуясь друг с другом, изощряются в оригинальности архитектуры особняков. По богатству отделки и количеству арок и колонн можно с уверенностью определить какой из дворцов принадлежит мэру, какой главврачу, а какой начальнику милиции. И все бы ничего - радует глаз архитектура, украшают, а не уродуют берега Волги эти дворцы, но гложет мысль, (о том, что среди этих дворцов половина построена на уворованные у простого народа деньги ушлыми проходимцами, называющими себя почему-то "новыми русскими". И в такой кампании как-то не очень хочется верить в праведно нажитые деньги власть придержащими) что большинство этих дворцов построено отнюдь не на праведно нажитые деньги власть предержащих.
  Тверь, основанная в 1182 году, - один из самых старинных русских городов. Не полюбоваться старинными улочками и зданиями этого города было нельзя, и мы позволили себе немного отдохнуть и расслабиться. На маршрут вышли лишь на следущий день после обеда.
  В этот день произошел как непонятный, так и дикий эпизод: недалеко от с.Орша, где мы осмотрели артиллерийское орудие на постаменте, участвовавшее в крупной битве, произошедшей в этих местах во время Великой Отечественной, мы стали на очередной отдых не выходя из байдарок. Не успев как следует расслабиться, вдруг все услышали глухой хлопок - такой звук издает пневматическая винтовка в тире, и трое из нас явственно услышали как пролетела пуля. Какая это была пуля, что за винтовка применялась и кто и откуда стрелял мы, понятное дело, выяснять не стали - сидящие туристы в байдарках, стоящих на спокойной воде, представляли собой исключительно привлекательную цель для какого-то идиота. Пришлось срочно взмахнуть веселками и уйти подальше от этого негостеприимного места. Я уж грешным делом подумал: не флаг ли красный с серпом и молотом на нашей байдарке обстреливал засевший в кустах со времен войны фашист? Проверил на стоянке его целостность - промазал кретин, видно руки дрожали. Но флаг убирать не стал - красивый красный флажок видный издалека принадлежит моей байдарке "Нике" со дня спуска на воду, зачем же его менять, приказу не было.
  Должен сказать, что каждый день, с 9 утра и до 8-9 вечера, за некоторым исключением, основным занятием наших рук была ритмичная, монотонная и тяжелая работа веслами. Скорость байдарки при этом была 6-7 км в час. Через каждые 50 минут непрерывной работы мы устраивали 10-минутный перерыв, и вновь - работа, работа и работа.
  Чтобы не тарять времени, часто отказывались от обеда, позволяя себе перекусы через три часа. В такие дни проходили побольше.
  Такой напряженный график прохождения маршрута, а иного и быть не могло, учитывая цель: пройти за три отпуска всю Волгу, с каждым днем давал себя знать все больше и больше. Произошли и первые конфликты в команде. Были предложения: сократить первый этап прохождением до Ярославля, пройти всю Волгу за пять лет, устроить дневки и т.д. Все предложения могли сохранить команду в 11 человек, но погубить идею прохождения 3 690 км за три года. Даже отдых в Твери не пошел на пользу некоторой части команды, и накопившаяся усталасть уже не позволяла нам проходить по 60-70 км в день. Как ни тяжело было это делать по отношению к друзьям, но пришлось предложить сойти с маршрута особенно уставшим. Трагедии из этого мы не делали - устроили прощальный вечер, который конечно-же получился грустным и... на 10 день похода на маршрут вышло восемь человек. Трое, захватив байдарку "Таймень 3" и снаряжение, из Конаково уехали домой, а мы пошли дальше.
  В г.Конаково на самом берегу Волги стоит одна из крупнейших тепловых электростанций мощностью в 2 400тыс.квт, для сравнения наша ГЭС - 2 300тыс. киловатт. С сожалением каждый из нас отметил тот факт, что вода в Волге стала заметно мутней и появились первые островки зеленых полей как только мы вошли в воду Иваньковского водохранилища - и это через каких-то 400 км. после чистейшей воды Верхневолжских озер. ТЭЦ, принося пользу человеку, в то же время, сбрасывая не успевающую остыть воду в реку, помогает цветению и загрязнению волжской воды.
  Следущий переход был также одним из трудных - началось водохранилище и Волга совсем перестала течь. Кроме того в Дубне пришлось переносить байдарки со снаряжением через вторую на нашем пути плотину. Отсюда берет свое начало канал имени Москвы, по которому в столицу ежесекундно поступает до 77 кубометров воды.
  Силуэт гидроузла венчает гранитный монумент Ленина высотой 25м. видный издалека. Когда-то рядом стоял такой же и Сталину, но...
  Мощность Иваньковской ГЭС невелика - 30 тыс.квтт. и подпор воды высотой в 11 метров служит лишь для поддержания необходимого запаса воды для Москвы.
  Молодой город Дубна своими прямоугольными коробками зданий как-то не располагал к экскурсиям и мы, перенеся байдарки, отправились дальше. Можно лишь отметить большое количество велосипедистов, лихо накручивающих педали своих "стальных коней" - пропаганда здорового образа жизни в "международном городе-центре по изучению и использованию атома в мирных целях" видимо дает свои плоды.
  После Дубны судов на Волге заметно прибавилось - Москва с постройкой канала стала большим торговым портом. Заходят туда и все пассажирские теплоходы, следующие с туристами по реке. Так что опасностей при пересечении фарватера реки прибавилось, но должен сказать - никаких ЧП на маршруте не произошло из-за четкой слаженной работы всех участников.
  Коренным руслом Волги со слабым течением мы добрались до старинного русского центра обувного производства города Кимры. Основатель нашего города историк В.Н. Татищев в своей книге "Российская история" упоминает Кимры под 1096 годом. (вставить в книгу)...О русских кожевниках (Жмаре) упоминает уже летопись Нестора (легенда 992 года о Яне Усмошвеце).
...Сапоги шили в старину из кожи и сафьяна, с острыми загнутыми кверху носками. Цвета они были желтоватого, зеленого и красного. Центром кожевенного производства служила еще в бытность ее болгарским городом Казань. ...Самыми счастливыми годинами, озолотившими этот (кимрский- Н.Ш.) край и сохраняемыми в памяти его народонаселением, были всегда войны.
   Особо выделяются в силуете города высокая телевышка, колокольня Вознесенской церкви и довольно изящный своими конструкциями мост длиной свыше 900м. Портит красоту моста то, что один из его пролетов заметно осел. Как потом мы выяснили - прогиб пролета составляет 32 см! После недавних исследований аварийного пролета авторитетными людьми было дано заключение: мост можно эксплуатировать. Не хотел бы я ездить по такому мосту каждый день на работу в переполненном автобусе...
  Вытащив байдарки на бетонный причал, мы позволили себе погулять по кривым, кое где еще с булыжной мостовой кимрским улочкам. Посетили краеведческий музей, где в каждом зале представлены образцы выпускавшейся с незапамятных времен и пользующейся неизменным спросом всевозможной обуви. Сейчас производство обуви в Кимрах резко сокращено и можно отметить разве что кимрские кроссовки, сделанные достаточно прочными и удобными. Центр города, где мы имели честь гулять, сохранил в себе дух старинных небольших, а от того и уютных русских городков. Вот только комки с традиционным набором "срочно необходимых товаров мужчинам" делают его улицы "на одно лицо" с другими городами.
  В музее привлекла витрина с дневником и фотографиями коллег-туристов - участников похода на яликах в 1936г. по маршруту Кимры-Астрахань. 7 человек прошли это расстояние за... 36 дней. Ничего удивительного - плотин-то в то время не было и Волга была рекой с быстрым течением, а не цепью "цветущих" морей.
  После города Кимры через 30 км наши байдарки вышли на просторы Угличского водохранилища, представляющего собой в тех местах красивое море с множеством островов и чудесными пейзажами, достойными акварели художника. Большие речки-притоки Хотча, Медведица и Нерль делают берега еще более живописными в местах своего впадения в Волгу, образуя большие заливы. Встав под железнодорожным мостом для отдыха на байдарках мы обнаружили, что мосты ...охраняются. Ленивый голос с насыпи: "Ребят, а, ребят! Я к вам обращаюсь. Тут стоять нельзя!" - заставил нас еще пару минут погрести веслами. Вдали показалась знаменитая калязинская колокольня, стоящая на небольшом островке прямо посреди реки, - все, что осталось от некогда величественного Никольского собора, возвышавщегося посреди городской площади и снесенного вместе с большим количеством домов перед затоплением водами еще одного рукотворного моря.
  Построена колокольня была в 1801г. Своей 70-ти метровой высотой она пока гордо возвышается прямо у судоходного фарватера реки, но время и многочисленные посетители, оставляющие надписи и уносящие на память кирпичи, разрушают красоту некогда величественного сооружения. Посещение колокольни оставило на душе какую-то печаль и грусть о прошлом времени и варварстве нынешнем...
  Расставшись в Калязине с сожалением еще c двумя участниками нашего похода, через два часовых перехода мы вошли в пределы Ярославской области, пройдя по области Тверской в общей сложности 685 км., что составляет 1/5 всей длины Волги. Вечером того же дня команда из шести человек преодолела еще одно "сухопутное" препятствие на пути - плотину Угличской ГЭС. С насыпи плотины открывается чудесный вид на старую часть одного из самых древних городов Руси - Углича. Надпись на бетонной плите набережной: “Град Углич 937г.” напоминает о возрасте патриарха городов русских.
  После быстрого переноса байдарок через плотину, а перепад уровней воды составляет там около 12 метров, мы еще долго любовались вблизи этими изумительными образчиками строительного мастерства и духовного величия наших предков: красотой церкви царевича Дмитрия "на крови", Спасо-Преображенского собора, церкви Рождества Иоанна Предтечи... Углич знаменит тем, что в нем 15 мая 1591 года (по старому стилю) был убит младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий.
  И пусть руки устали от длительной работы веслами, и хотелось только одного - побыстрее встать на отдых, красота и какая-то одухотворенность природы в этом изумительном уголке земли русской еще долго проливала на душу покой и умиротворение. И совсем не хотелось обращать внимание после ночи на туманное дождливое утро, намокшие палатки и спальники - все это были лишь временные трудности нашего бытия теперешнего. Главное состояние души и мысли, а они нам исподволь "шептали": половина пути уже пройдена и теперь все зависит не только от погоды, но и от того, как мы будем управлять своим душевным самочувствием и как достижению поставленной цели подчиним свои физические и духовные силы.
  Должен сказать, что нам, шестерым оставшимся участникам похода, хватило и того и другого, чтобы успешно и без происшествий пройти вторую половину маршрута. Словно напутствуя на успешный путь, Волга утром открыла нам на берегу целые залежи белемнитов - окаменевших остатков моллюска - древнейшего обитателя реки. В народе эти конусообразные окаменевшие остатки раковины наделяют целебными свойствами и чудодейственными качествами. У каждого из нас дома теперь хранится дар Волги с далекого древнего берега.
  На маршруте мы пользовались довольно крупномасштабными картами, которые не давали полной картины русла реки и каждый раз за очередным мысом мы открывали для себя что-то новое. Названия малых деревень приходилось спрашивать у рыбаков, во множестве стоящих на берегах, но даже если название было написано на карте - часто оно не соответствовало действительности. Такое впечатление, что карты были "нарисованы" где-то в 50-х годах и с тех пор изменения в них вносятся лишь в тиши кабинетов или "с потолка". Не верьте датам выпуска на картах - врут наши карты, очень врут, особенно крупномасштабные.
  Остановка в селе Мышкино у нас не планировалась, но потребовалось купить свежего хлеба и мы направили наши байдарки на пляж. Каково же было удивление, когда взору нашему предстал маленький, но вполне уютный... город. Особенно поразил музей под открытым небом. В нем собраны предметы крестьянского быта, старинные сельскохозяйственные машины и орудия труда, стоят на полянках деревенские банька и рига (помещение для обмолота зерна), дома бобыля и купца, действует старинная кузница, где мы познакомились с кузнецом и, по совместительству, хранителем музея и собирателем коллекций предметов "старины глубокой".
  Таких музеев я не видел ни у нас в России, ни за границей - в "больших" музеях все под стеклом, да за барьером с табличкой "руками не трогать", а тут мы словно прошлись по деревеньке начала века, подышали тем воздухом и ощутили дыхание старины кожей лица. А что значит прикоснуться к исскусно изготовленной деревянной мельнице зерна, которой более 200 лет, и даже попробовать ее крутануть!
  Есть там и уникальный дом, попасть в который нам не пришлось - музей мыши. Это наверное единственный в мире музей, все экспонаты которого посвящены этому врагу амбаров и хранилищ съестных припасов. Но с какой любовью и детской наивностью сделаны все его экспонаты. Главная "хозяйка-хранительница" музея вообще выглядит барышней в своих кружевных нарядах.
  Рыбинское водохранилище - одно из крупнейших искусственных водоемов мира, поразило нас своими морскими просторами. И не мудрено - длина 140 км, ширина 60км. Какой же изощренный ум надо было иметь тем, которые выбирали место для плотины маломощной гидростанции, чтобы похоронить мелководным морем такое пространство плодороднейшей земли полей и тысячи гектаров лесов?
  Многочасовой переход только по южной части этого гиганского "зеркала" при совершенном штиле утомил своим километрами и зноем палящего солнца. На всем протяжении похода природа словно следила за нами. Первую половину ветер дул, пусть и не сильный, но постоянно встречный, куда бы и как бы Волга не петляла. А тут стоило только пройти море и зайти в русло Волги, как налетел сильный попутный шквал, идущий перед ливневой тучей, и так погнал наши байдарки вперед, что насладившись получасовой гонкой при 4-х бальном волнении, мы все таки вынуждены были выброситься на песчаный берег, не доходя до плотины ГЭС. Как нам подсказывал опыт, насыпная плотина должна была быть укреплена от размывания или бетонной стеной, или камнями - ни то ни другое не пригодно для безопасного выхода из байдарки в сильную волну.
  Переждав шквалы ветра, а заодно пополнив запасы продовольствия с помощью любезно предложившего помощь на своей машине местного жителя, мы двинулись уже по спокойной воде "на штурм" плотины. День завершился быстро и пришлось вставать на ночевку уже в полной темноте прямо на территории г.Рыбинска.
  Далее на пути был славный старинный город Ярославль, основанный в 1010г. во время правления на Руси ростовского князя Ярослава Мудрого. В городе мы пробыли с экскурсией недолго, осмотрели лишь ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, да полакомились местным мороженым, ничуть не уступающем по вкусу нашему. А вот пиво явно уступало по вкусу, хотя и носило наше название "Жигулевское". На ночную стоянку встали где-то примерно посредине между Ярославлем и Костромой. Берег в том месте весь усыпан дохлыми мальками окуня, как потом оказалось, недалеко от Ярославля работает нефтеперерабатывающий завод им. Менделеева, который травит вместе с пароходами, заправляющимися сразу за городом.
  Как потом оказалось, это была последняя "сухая" наша стоянка без дождя. А до окончания похода оставалось еще шесть дней...
  Прогулка по Костроме - тоже старинному русскому городу, была также кратковременной. Гуляли мы лишь по старому городу, ориентированному своим укладом на туристов, в том числе и иностранцев. Мальчик, продававший набор открыток о городе, на вопрос: "А за рубли продашь?"- скривил губы и, шмыгнув носом, ответил совершенно определенно: "Неа". Так что в моей коллекции о Костроме "на память" ничего нет.
  Поразил наповал продавец наших льняных простыней и полотенец на причале. Представьте: в старинном русском городе Костроме старинное русское изобретение - полотно из льна продает для иностранных туристов... негр. Да еще как шельмец торгует - за полотенце с узором, вышитым машинным способом, запросил "твенти файв долларс" и...получил от солидного пожилого туриста-иностранца, дважды перед этим пересчитавшего, отвернувшись от продавца, эти самые "твенти файф". Неисповедимы пути господни как и судьбы людские в этом мире.
  Дождь нас накрыл у поселка Красное-на-Волге, известного во всем мире своими искуссными мастерами-ювелирами, изделия которых экспонируются на международных выставках. К ливню мы успели подготовиться, закрыв целофаном все снаряжение в байдарках, и поэтому не переставали "махать крылышками" даже под проливным дождем. Вот только вечером пришлось ставить палатки под дождем и на мокрую землю. Опыт дежурных позволил и в экстремальных условиях вовремя сварить ужин, а сон под стучащие по крыше палатки капли после тяжелой монотонной работы был даже крепче, чем обычно. А утром, как всегда, подьем в 7.00, выход в 9.00 не смотря на сырость и сильный ветер. Благо ветер был нам теперь попутным и помогал двигаться к конечной цели маршрута с большей скоростью.
  В курортном симпатичном городке Плес, расположенном в живописнейшем месте, устроили себе небольшой праздник по поводу прохождения 1 тысячи километров.
  Красота этих мест неописуема. Недаром место для дачи Ф.И.Шаляпин выбрал себе именно здесь. Теперь дача его, ухоженная и нарядно раскрашенная, превращена в один из домов отдыха. Не обошел вниманием своим это место и великий художник И.И.Левитан. Его картины "Вечер на Волге", "После дождя", "Свежий ветер" нарисованы именно здесь.
  Под дождем прошли Кинешму и промокшие и уставшие от большого перехода напросились на ночлег у хозяев строения, одиноко стоящего на берегу на одном из мысов. Долго искали хозяев - строение оказалось баней бывшего пионерского лагеря. В эту ночь второй раз за весь поход спали под крышей, но снаряжение все равно высохнуть не успело. Утром, расплатившись с радушными хозяевами, вышли на маршрут уже "всемером" - сын хозяйки пришел на берег провожать нас с маленькими котятами. Топить их ему было жалко, одного мы и взяли с собой в путешествие. Теперь кот Матроскин подрастает у меня дома и будет участвовать в походе до Астрахани все три отпуска...
  Горьковское водохранилище в своей широкой части встретило нас штормовой погодой. Но ветер и волна были попутные, а управлять байдаркой в любых условиях научились за предыдущие дни даже новички. Так что переходы через большие пространства открытой воды нас не пугали.
  У одной из стоянок у с.Сокольское, что на левом берегу, видели удивительную и ни разу до того не встречавщуюся картину - обрывистый берег Волги словно на искуссном макете показывает строение земли, образовавшееся за многие миллиарды лет. Причем полосы обозначены так четко и контрастно, что видны их границы даже с большого расстояния.
  Последнюю плотину у г.Заволжье пришлось преодолевать дважды. Не имея точного плана сооружения, а спросить было не у кого, мы пристали к левой ее части. Изрядно выпачкав наши байдарки в зелени и мазуте "цветущей" воды на прибойной волне, мы их все таки перенесли на плечах на нижний бьеф, который потом оказался межшлюзовым озером - как у нас между двумя шлюзами ГЭС верхним и нижним. Через 15 минут хода пришлось всю операцию повторить заново, но уже обнос удлинился до полукилометра.
  Вы бы видели - как нас радовало течение после плотины! Байдарки полетели словно на крыльях. В последний день похода мы сделали самый большой переход - 105км. и не особо при этом устали. В средине дня прошли расположенный на правом берегу город Правдинск со стоящими прямо у воды корпусами целлюлозно-бумажного комбината, известного больше как Балахнинский ЦБК. Картина удручающая - террикон отходов этого бумажного монстра высится на берегу реки и она, деваться некуда, размывает этот берег, образуя на отмели громадную свалку бытового и производственного мусора, который не плавает, а вся перегнившая масса деревянной щепы уносится водой вниз по течению отравляя все живое в себе.
  Печаль за судьбу реки сменилась восторгом, когда вдали на горизонте за очередным поворотом показались дома конечной цели нашего похода г.Нижнего Новгорода. Еще долго Волга "водила" нас по своему извилистому руслу со множеством мелей и перекатов, прежде чем открыть во всей красе панораму вечернего города. Пройдя автомобильный и совмещенный в одной конструкции оригинальный авто-железнодорожный мост, где автомашины движутся по полотну, расположенному над железнодорожным путем, мы стали на стоянку на левом берегу реки напротив Сормовского района.
  20 августа после короткого последнего перехода через Волгу байдарки коснулись берега у речного вокзала Нижнего Новгорода там, где Ока встречается с Волгой. Природа подарила нам тихий солнечный день и все байдарки со снаряжением сохли чуть не до вечера. Живописную картину циганского табора представлял наш последний бивак. Благо, сейчас все привыкли к таким картинам, и власти как-то не заинтересовались появлением еще одной "барахолки" по соседству с речным вокзалом. Лишь два местных жителя подходили поинтересоваться, "что продают", и отошли удивленные, узнав, что мы пришли аж с Верхневолжских озер.
  По Нижнему каждый из нас нагулялся вдоволь. Посмотрели архитектуру старых построек, посетили нижегородский кремль, в первой церкви которого соборе Архангела Михаила покоится прах великого гражданина России Козьмы Минина. Особую привлекательность для прогулок в городе представляет нижегородский "Арбат" - улица Большая Покровская, закрытая для движения автотранспорта со множеством магазинов и кафе под открытым небом. Город особенно красив с Волги, к которой он повернут лицом и словно стремится показать все свои архитектурные шедевры старинных ансамблей соборов и церквей всем проплывающим по ней. На следующий день теплоход "Добрыня Никитич", приняв нас принял в свои каюты теплоход, отошел от стенки причала Н.Новгорода и который взял курс на Астрахань. По пути мы с интересом смотрели на берега будущего маршрута второго этапа, осмотрели Казань и 23 августа в 6 утра были в речном порту родного города.
  С сожалением констатируем: наш город проиграет видом на Волгу любому старому городу. Да и вида-то никакого с Волги, увы, нет - одиноко стоящий скелет "памятника безхозяйственности" да "зубы" 16-ти этажек - вот и все "лицо". Тольятти до сих пор, увы, повернут к матушке-Волге спиной, даже скорее нижней ее частью, и тот городской голова, у которого хватит мудрости и терпения создать на большой пустующей площади так называемого приморского парка настоящую зону отдыха и сделать достойную набережную, думаю, будет почитаем горожанами не менее чем основатель Татищев.
  На память о походе остались трехчасовой видеофильм, фотографии и воспоминания о прошедших днях, как самых тяжелейших, а поэтому и самых дорогих для нас своими впечатлениями и тем, что мы все же преодолели этот маршрут.
  Все его участники: Олег Бабаев, Сергей Худяков, Наталья Степанова, Светлана Бурмистрова, Марина Синельникова и я - за этот месяц крепко подружились и полюбили матушку-Волгу за ее красоту и благожелательное к нам отношение.
  Благодарим спонсоров похода: Профком АО "АВТОВАЗ", спорткомитет Автозаводского района, мэрию города и клуб туристов "Лада" - за моральную и большую материальную поддержку, без которой наш поход, возможно, и не состоялся бы.
  В следущем году в июне-июле пройдет второй этап похода от Нижнего Новгорода до Саратова и мы к нему уже начали подготовку.
                 ...Взмах. Гребок. Шорох воды
                    И за кормой от весел следы.
                    Пять байдарок рванулись вперед-
                    Так начинался наш поход...
 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Волга
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 2