Ну, во первых примусы. У нас было 2 примуса Coleman 533-700E и один Шмель новый, но советского времени, со знаком качества.
Продавцы в Экстриме сказали, что уж на 95 бензине будет всё ОК. На деле же нужен специально очищенный бензин типа "галоша"- это выяснилось на разборе полётов.
В Хатанге нам обещали хороший бензин, но оказалось, что туда завозят только 80й ("но он хороший" - так нам сказали). На деле хорошесть видимо состояла в чудовищном количестве присадок, от которых сдох даже Шмель, а уж эта техника в 70 годы безотказно у меня работала в зимних походах по Полярному Уралу.
У Coleman-ов через неделю выходил из строя генератор - эта такая съёмная трубочка, которую можно заказать в интернете, и которая стоит около 1 тыр (кто бы знал заранее!!!). Ни прокаливание ни продувка под давлением не могли восстановить работоспособность более чем на пару минут. В результате готовили под конец на одном Шмеле, который постоянно засорялся, а действия по очистке с каждым разом давали всё более кратковременный эффект, пока дело не свелось к 5 мин работы и невозможным потерям времени на готовку.
Мораль: Для тундры годятся только мультитопливные примусы
Во-вторых. Нужно хороший экран для примуса, защищающий от бешеного ветра: например, гибкий лист жести 50х120см, который на марше свёртывается в трубу
В-третьих, нужно брать общий лёгкий аэродинамический тент для лагерной жизни да и п.2 этим почти решается).
Они есть в продаже и весьма недёшевы, но в тех местах необходимы (что будешь делать, если затяжной мокрый снег? Нам ещё повезло с погодой.)
Наш же, Alexica (см фото), был очень тяжёл (14 кг, если правильно помню) а его форма и крепёж позволили первому же шквалу растерзать его